Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / КУСТОВЫЕ ЛАБОРАТОРИИ (ИНСПЕКЦИИ) ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цуканова Татьяна Георгиевна, Пономарева Екатерина Владимировна

В статье раскрываются экологические правоотношения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Рассмотрены правовые основы землепользования, лесопользования, водопользования и охраны окружающей среды в пенитенциарных учреждениях; организация работы экологических служб в пенитенциарной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цуканова Татьяна Георгиевна, Пономарева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL LEGAL RELATIONS IN THE PENITENTIARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals environmental legal relations in the penitentiary system of the Russian Federation. The legal bases of land use, forest use, water use and environmental protection in penitentiary institutions are considered; organization of the work of environmental services in the penitentiary system.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_9_799 УДК 504:343.8

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цуканова Татьяна Георгиевна,

кандидат географических наук, доцент, начальник кафедры экономической теории, географии и экологии, Академия, ФСИН России, г. Рязань, Россия

Пономарева Екатерина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, географии и экологии, Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия

В статье раскрываются экологические правоотношения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Рассмотрены правовые основы землепользования, лесопользования, водопользования и охраны окружающей среды в пенитенциарных учреждениях; организация работы экологических служб в пенитенциарной системе.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; лесопользование; водопользование; землепользование; негативное воздействие на состояние окружающей среды; кустовые лаборатории (инспекции) по охране окружающей среды.

UDC 504: 343.8

ENVIRONMENTAL LEGAL RELATIONS IN THE PENITENTIARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Tsukanova Tatyana Georgievna,

Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economic Theory, Geography and Ecology, Academy, Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia

Ponomareva Ekaterina Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Theory, Geography and Ecology, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia

The article reveals environmental legal relations in the penitentiary system of the Russian Federation. The legal bases of land use, forest use, water use and environmental protection in penitentiary institutions are considered; organization of the work of environmental services in the penitentiary system.

Keywords: penitentiary system; forest management; water use; land use; negative impact on the environment; cluster laboratories (inspections) for environmental protection.

Экологические правоотношения представляют собой отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, регулируемые нормами экологического права. Основой их возникновения являются юридические события и действия. Учреждения и органы УИС эксплуатируют производственные, непроизводственные объекты и являются, как и любые хозяйствующие субъекты, субъектами экологических правоотношений,

оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [5]. Источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в учреждениях УИС являются коммунальные и производственные котельные, литейные, деревообрабатывающие, металлообрабатывающие, швейные, обувные производства, животноводческие хозяйства, переработка сельско-1ЕСКИЙ ЖУРНАЛ

хозяйственной продукции. Учреждения УИС осуществляют свою деятельность в соответствии Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [4] и основные выбросы производят на основании разрешения, выданного территориальным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). В 2021 году фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферу от учреждений УИС составил 34,5 тыс. т, что составило 0,2 % суммарных выбросов по стране. Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу учреждениями УИС с каждым годом уменьшается в связи с выполнением природоохранных мероприятий: перевода котельных с мазута на природный газ, установки современного газо-пылеулав-ливающего оборудования, ремонта и замены котельного оборудования, перевода подразделений на централизованное теплоснабжение, ввода новых модульных котельных. Вместе с тем в некоторых регионах выброс загрязняющих веществ в отдельных учреждениях превышает разрешенный из-за использования в котельных низкосортного угля и увеличения расхода топлива на технологические и отопительные нужды в связи с ростом производства.

Природопользование в учреждениях УИС осуществляется в сфере земле-, лесо-, водопользования и осуществляется в соответствии с разрешительной системой. Земли учреждений и органов УИС являются государственной собственностью и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 39.9 Земельного кодекса (ЗК) Российской Федерации) [1] и изъяты из оборота (ст. 27 ЗК РФ). В связи с необходимостью обеспечения осужденных продуктами питания и решения проблемы продовольственной безопасности учреждений УИС усиливается нагрузка учреждений УИС России на земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [9] учреждения УИС обязаны рационально относиться к использованию земель сельскохозяйственного назначения, применять все необходимые меры к их охране, осуществлять

рекультивационные и мелиоративные работы. В качестве водопользователей учреждения УИС обязаны не допускать вредного воздействия на окружающую среду, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и гидротехнические и иные сооружения, вносить установленные законом платежи и сборы за пользование водными ресурсами и т.д.

Очистка сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, остается серьезной проблемой для учреждений УИС. Общий объем сброса сточных вод от учреждений УИС за 2021 год составил 49458,4 тыс. куб. м, что составляет 1,3 % от общероссийского показателя. В 16 территориальных органах ФСИН России очистные сооружения учреждений не обеспечивают нормативную очистку сточных вод. Низкая эффективность работы очистных сооружений обусловлена высокой степенью их износа (срок функционирования части очистных сооружений составляет более 40 лет). Дальнейший износ очистных сооружений увеличивает риск создания аварийных ситуаций и является причиной штрафных санкций.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [8] учреждения, исполняющие наказания, осуществляющие заготовку древесины, переработку древесины и иных лесных ресурсов, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности. Земли лесного фонда предоставляются учреждениям на особых условиях хозяйственной деятельности УИС также на праве постоянного (бессрочного) пользования в силу отсылочной нормы ст. 9 Лесного кодекса РФ.

Основные эксплуатационные запасы древесины исправительных учреждений расположены на территории Сибири и Дальнего Востока, Европейского Севера, Урала. В постоянном (бессрочном) пользовании и аренде 51 исправительного учреждения 14 территориальных органов ФСИН России по республикам Алтай, Башкортостан, Коми, Тыва, Камчатскому, Красноярскому, Пермским краям, Архангельской, Иркутской, Кировской, Нижегородской, Магаданской, Свердловской, Челябинской областям находятся лесные участки общей площадью

более 2 млн гектаров. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполнения ими полезных функций. В соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК учреждения УИС, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, оформляют проект освоения лесов в соответствии с Приказом Рослес-хоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» [7] сроком не более 10 лет для всех видов использования лесов и для всех видов использования лесов, за исключением ст. 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации. При эксплуатации лесных участков исправительными учреждениями допускаются нарушения требований лесного законодательства Российской Федерации, которым только за последний год было выдано 65 постановлений органов управления лесным хозяйством субъектов Российской Федерации о назначении административных наказаний, общая сумма штрафов составила около 2 млн рублей.

Учреждения УИС являются источниками отходов всех классов опасности для окружающей среды и здоровья человека, поэтому обязаны исполнять все требования закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [3]. На конец 2021 года в учреждениях УИС скопилось 11,297 тыс. т отходов производства и потребления, в общей массе которых преобладали малотоксичные отходы 4-го класса опасности (31,6 %) и практически неопасные отходы 5-го класса (42,3 %). Но проблемы создает накопление и складирование отходов 1-го класса опасности, к которым относятся ртутьсодержащие, хромсо-держащие отходы и отходы гальванических производств. В ряде учреждений УИС имеет место неисполнение требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Действия по обращению с отходами производства и потребления, осуществляемые без лицензии, с недостоверной информацией в лицензиях, с нарушением условий и требований лицензии, могут повлечь наложение штрафов на учреждения УИС, а также административное приостановление деятельности.

Следует отметить, что производственные возможности исправительных учреждений

активно используются отдельными регионами для решения проблем с отходами. Учреждения уголовно-исполнительной системы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Алтайскому, Приморскому краям, Кемеровской, Нижегородской, Омской, Иркутской, Рязанской областям, Республике Удмуртия имеют опыт в организации деятельности по переработке отходов. Так, в некоторых учреждениях УИС запущены конвейеры по переработке полиэтилена и производству упаковочной ленты из полученных материалов, осужденные работают на мусоросортиро-вочных заводах, налажено производство металлических контейнеров и бункеров различного объема для мусора, работают участки по переработке стекольных отходов, функционируют производственные участки по переработке автомобильных шин в сырьевую крошку, которая затем идет на изготовление брусчатки, ковриков и покрытий для стадионов. В настоящее время в 34 территориальных органах ФСИН России на территории 72 исправительных учреждений располагаются участки по обработке и утилизации отходов, в 30 территориальных органах ФСИН России проводится работа по привлечению осужденных к труду по сортировке и утилизации отходов.

Эффективность природоохранной деятельности учреждений и органов УИС обусловлена рациональной организацией экологической службы. В современных условиях экологические службы (отделы) играют важную роль на любом предприятии. Иногда малые предприятия отказываются от создания службы или добавления в штат эколога и предпочитают использовать услуги аутсор-синговых компаний, так как с финансовой точки зрения это выгоднее. В то же время для средних и крупных предприятий выгодно иметь собственную экологическую службу или штатную единицу эколога.

Законодательство РФ не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие от подобных специальных требований в области охраны труда. Единственной нормой в природоохранном законодательстве является требование о том, что программа производственного экологического контроля, которая обязательна для объектов I, II,

III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС), должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля (п. 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») [5]. Однако эта норма не указывает на необходимость иметь в штате специалистов-экологов или организовывать экологическую службу на предприятии. В территориальных органах ФСИН России соблюдение природоохранного законодательства обеспечивается кустовыми лабораториями (инспекциями) по охране окружающей среды, а контроль за ними осуществляет отдел охраны труда, обеспечения промышленной безопасности и природоохранных мероприятий ФКУ ЦНТЛ ФСИН России. Основными задачами экологических служб в уголовно-исполнительной системе являются: осуществление контроля за соблюдением в учреждениях установленных норм и требований по охране окружающей среды, достоверностью сведений, составляющих государственную статистическую отчетность по охране природы; подготовка исходных данных для расчета нормативов природопользования в учреждениях ФСИН и контроль за их соблюдением. Экологические службы занимаются разработкой мероприятий по сокращению и регулированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, предотвращению аварийных (залповых) выбросов (сбросов) и ликвидации их последствий; участвуют в расследовании случаев аварийных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимом местными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации и санитарно-эпидемиологического надзора; информируют руководство ФСИН о результатах; проводят анализ результатов претензионной практики по применению территориальными экологическим службами штрафных санкций к учреждениям ФСИН и взиманию платежей за загрязнение окружающей природной среды; вносят предложения об устранении имеющихся недостатков.

Серьезной проблемой в деятельности экологических служб в УИС является оснащение лабораторий необходимыми приборами и

оборудованием, которое сегодня не соответствует существующим нормативным требованиям, а периодичность инструментального контроля не всегда соблюдается. Лабораторную базу имеют 16 КЛООС (36,4 %), материально-техническая оснащенность большинства лабораторий слабая, либо ее нет вообще, износ оборудования составляет от 50 до 100 %. Только две лаборатории имеют аккредитацию. При утверждении штата сотрудников кустовой лаборатории (инспекции) не учитываются масштабы негативного воздействия на окружающую среду и предполагаемая в этой связи загрузка сотрудников.

Для выполнения своих обязанностей эколог должен знать весь цикл производства продукции в учреждении, взаимодействовать с руководителями подразделений, технологами и другими ответственными специалистами. Только в этом случае он сможет своевременно выявить причины загрязнения окружающей среды и принять меры к уменьшению или ликвидации воздействия на окружающую среду. Хотя именно экологические службы в УИС занимаются разработкой природоохранных документов, ответственность за соблюдение их требований несут все сотрудники учреждения. В общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367 [10], профессия эколога значится как «инженер по охране окружающей среды» (код 22656).

В соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 [2] в экологических службах УИС предусмотрены должности: инженера по охране окружающей среды (эколога); начальника отдела охраны окружающей среды. В соответствии с квалификационным справочником должностей требование к квалификации эколога - высшее профессиональное образование. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть

назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Ведомственные образовательные учреждения ФСИН России реализуют программы переподготовки и повышения квалификации сотрудников, отвечающих за охрану окружающей среды и экологическую безопасность. Рациональное природопользование и неукоснительное соблюдение требований

природоохранного законодательства позволит уголовно-исполнительной системе минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, избежать санкций со стороны органов, осуществляющих государственный экологический надзор, а также будет способствовать улучшению экологической обстановки в местах дислокации учреждений УИС [6].

Список литературы_

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) (ред. от 27.03.2018). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 (зарегистрировано в Минюсте России 13.09.2012 № 25452). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки: Приказ от 29.02.2012 № 69. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (последняя редакция). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94: Постановление Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 367 (ред. от 19.06.2012) (вместе с «ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов») (дата введения 01.01.1996). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

References_

1. Land Code of the Russian Federation No. 136-FZ, dated 25.10.2001 (ed. dated 14.07.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 13.10.2022). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

2. Qualification directory of positions of managers, specialists and other employees (approved Resolution of the Ministry of Labor of Russia dated 08/21/1998 No. 37) (ed. dated 03/27/2018). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

3. On Production and Consumption Waste: Federal Law, dated 06/24/1998 No. 89-FZ (latest edition). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

4. On the Protection of Atmospheric Air: Federal Law, dated 04.05.1999 No. 96-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

5. On Environmental Protection: Federal Law, dated 10.01.2002 No. 7-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

6. On approval of the Instruction on the organization of professional training of employees of the penal enforcement system: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 169 dated 27.08.2012 (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 13.09.2012 N 25452). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

7. Order No. 69 dated 29.02.2012 On Approval of the composition of the Forest Development Project and the Procedure for Its Development. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

8. On institutions and bodies executing criminal penalties in the form of imprisonment: The Law of the Russian Federation, dated 21.07.1993 N 5473-1 (latest edition). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

9. On State Regulation of ensuring the fertility of agricultural lands: Federal Law, dated 16.07.1998 No. 101-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

10. On the adoption and Introduction of the All-Russian Classifier of Professions of Workers, positions of employees and tariff categories OK 016-94: Resolution of the State Standard of the Russian Federation No. 367 dated 12/26/1994 (ed. dated 06/19/2012) (together with "OK 016-94. The All-Russian classifier of professions of workers, positions of employees and tariff categories") (date of introduction 01.01.1996). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.