Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ В РАМКАХ "МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ"'

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ В РАМКАХ "МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ / ОБРАБОТКА И УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ / MUNICIPAL SOLID WASTE / EMPLOYMENT OF CONVICTS / WASTE TREATMENT AND DISPOSAL / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / TERRITORIAL WASTE MANAGEMENT SCHEME / REGIONAL OPERATOR FOR SOLID MUNICIPAL WASTE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Злобина С.Н., Цуканова Т.Г.

В статье рассматриваются вопросы роли учреждений УИС в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными, взаимодействия с органами власти субъектов Российской Федерации по включению объектов обработки и утилизации отходов, расположенных на территориях учреждений УИС, в территориальные схемы обращения с отходами, привлечения к оплачиваемому труду осужденных на объектах обработки и утилизации отходов, повышения экономической эффективности работы учреждений УИС в части обращения с твердыми коммунальными отходами и отходами, имеющими вторичные материальные ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Злобина С.Н., Цуканова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN TERMS OF WASTE DISPOSAL WITHIN THE FRAMEWORK OF THE "GARBAGE REFORM"

The article discusses the role of penal institutions in the area of waste management, including solid municipal waste, interaction with the authorities of the constituent entities of the Russian Federation on the inclusion of waste processing and disposal facilities located on the territories of penal institutions, in territorial waste management schemes, attracting labor of convicts at waste processing and disposal facilities, increasing the economic efficiency of the work of penal institutions in terms of handling municipal solid waste and waste with secondary material resources.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ В РАМКАХ "МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ"»

УДК 67.08 С. Н. ЗЛОБИНА

преподаватель кафедры инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, капитан внутренней службы ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России

Киров

SVETLANA N. ZLOBINA

Lecturer of the Department of Engineering and Technical Support of the Penitentiary System, Captain of the Internal Service Federal Governmental Institution of Continuing Education, Kirov Institute for Advanced Training of Employees of the FPS of Russia

Kirov

Т. Г. ЦУКАНОВА

начальник кафедры экономической теории, географии и экологии Академии ФСИН России, кандидат географических наук, доцент, полковник внутренней службы

Рязань

# TATIANA G. TSUKANOVA Ф

Head of the Department of Economic Theory, Geography and Ecology of the Academy

of the FPS of Russia, Candidate of Geography, Associate Professor, Colonel of the Internal Service

Ryazan

Роль учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в части утилизации отходов в рамках «мусорной реформы»

The role of institutions of the penal system of the Russian Federation in terms of waste disposal within the framework of the «garbage reform»

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2020 47

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы роли учреждений УИС в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными, взаимодействия с органами власти субъектов Российской Федерации по включению объектов обработки и утилизации отходов, расположенных на территориях учреждений УИС, в территориальные схемы обращения с отходами, привлечения к оплачиваемому труду осужденных на объектах обработки и утилизации отходов, повышения экономической эффективности работы учреждений УИС в части обращения с твердыми коммунальными отходами и отходами, имеющими вторичные материальные ресурсы.

Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, трудовая занятость осужденных, обработка и утилизация отходов, исправительные учреждения, территориальная схема обращения с отходами, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Abstract. The article discusses the role of penal institutions in the area of waste management, including solid municipal waste, interaction with the authorities of the constituent entities of the Russian Federation on the inclusion of waste processing and disposal facilities located on the territories of penal institutions, in territorial waste management schemes, attracting labor of convicts at waste processing and disposal facilities, increasing the economic efficiency of the work of penal institutions in terms of handling municipal solid waste and waste with secondary material resources.

Key words: municipal solid waste, employment of convicts, waste treatment and disposal, correctional institutions, territorial waste management scheme, regional operator for solid municipal waste management.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1].

Как уже отмечалось в работе С. Н. Зло-биной «Особенности экологического образования и повышения квалификации сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны заниматься трудоустройством осужденных и создавать для них рабочие места, а также обеспечивать их нормальную жизнедеятельность. При этом любая хозяйственная, производственная и непроизводственная деятельность сопровождается негативным воздействием на компоненты окружающей среды (изъятием природных ресурсов, например, в части недропользования, для обеспечения

осужденных питьевой водой или технологических процессов - технической водой; загрязнением - выбросами и сбросами загрязняющих веществ; размещением отходов производства и потребления). В уголовно-исполнительной системе Российской Федерации эксплуатируются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду:

- стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, подсобные хозяйства, участки дерево- и металлообработки, банно-прачечные комбинаты, пункты приготовления пищи, пекарни, швейные участки и тому подобные);

- источники сбросов сточных вод (сооружения для очистки сточных вод биологического, физико-химического или механического типа);

- объекты утилизации отходов производства и потребления (площадки обезвреживания навоза и помета, иловые карты и тому подобные) [2].

48

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

В силу положений Федерального закона «Об охране окружающей среды» все учреждения, исполняющие наказания, обязаны осуществлять деятельность по охране окружающей среды, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее - природоохранная деятельность) [3].

Президентом Российской Федерации 21.07.2020 был подписан Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [4]. Одним из целевых показателей в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» установлено создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 % и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

Также Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, реализация которой предусмотрена силами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с участием граждан и общественных объединений [5]. Целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются:

- сохранение и восстановление природной среды;

- обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики;

- ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2019 № 1124-р утвержден План мероприятий по реализации Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [6]. Пунктом 11 раздела III «Развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения таких отходов» указанного Плана предусмотрено такое мероприятие, как подготовка предложений по внедрению системы эффективного обращения с отходами производства и потребления и вторичными ресурсами.

Также в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» с 01.01.2018 вступил в силу запрет на захоронение отдельных видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты [7].

С целью улучшения экологической ситуации, а также создания дополнительных рабочих мест для привлечения осужденных к труду во ФСИН России проводится работа по организации на базе исправительных учреждений УИС производственных участков по обработке и утилизации отходов.

В настоящее время из 79 территориальных органов ФСИН России, осуществляющих производственную деятельность, в 48 организована работа по

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020

49

обработке и утилизации отходов, где на 01.07.2020 привлечено к труду 1 590 человек (на 01.04.2020 - 1 476 человек). В 31 территориальном органе ФСИН России прорабатывается вопрос по привлечению осужденных к работам по обработке и утилизации отходов на 2021-2025 годы.

Наибольшее количество привлеченных к труду осужденных в Республике Башкортостан (85 человек), Республике Крым и городе Севастополе (102 человека), Краснодарском крае (99 человек), Приморском крае (100 человек), Кемеровской области - Кузбассу (100 человек), Омской области (105 человек), Ростовской области (118 человек), городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (137 человек).

Например, в УФСИН России по Краснодарскому краю в трех исправительных учреждениях налажено сотрудничество с коммерческими организациями в сфере обработки и утилизации пластиковых отходов, образующихся в том числе в результате деятельности крупных сетевых компаний («Магнит», «Пятерочка»).

В ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в шести исправительных учреждениях функционируют участки по переработке пластиковых отходов в специальные гранулы из сырья заказчика. Производственные мощности данных участков позволяют перерабатывать до 3 тысяч тонн отходов пластика в год.

УФСИН России по Омской области активно сотрудничает с коммерческими партнерами в части переработки отсортированных отходов пластика (пластиковые бутылки, канистры, полиэтиленовая пленка) на условиях оказания услуг.

В ФКУ ИК-6 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области совместно с коммерческими партнерами организованы и действуют четыре

участка по переработке отходов из пластика и производству упаковочной ленты. Результаты переработки (флекс и полиэтиленовые гранулы) служат сырьем для дальнейшего использования в производстве. Цикл переработки вторичного сырья организован в учреждении на линии по производству упаковочной ленты с производительностью до 400 тонн в месяц.

Кроме того, в территориальных органах ФСИН России по Республике Карелия, Кировской, Орловской, Саратовской областям организован раздельный сбор отдельных видов отходов (пластик, макулатура, отходы швейного производства и отходы лесопиления), которые сортируются и сдаются в специализированные организации, а также повторно используются на собственном производстве.

Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами (далее - территориальная схема) и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами [8].

Территориальная схема - текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) по-

50

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.

В соответствии с пунктом 30 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 (далее - Правила), одним из оснований для корректировки территориальных схем является выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов [9].

Кроме того, Правилами регламентирован порядок разработки, общественного обсуждения, утверждения и корректировки территориальных схем, а также обновлены требования к их составу и содержанию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя в том числе данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов.

Таким образом, объекты утилизации и обработки отходов, расположенные на территории учреждений УИС, должны быть отражены в территориальной схеме.

В соответствии с пунктом 3 Правил территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (далее - уполномоченный орган).

Для вовлечения в систему обращения с отходами объектов утилизации и обработки отходов, расположенных на территории учреждений УИС, территориальными органами ФСИН России направлены обращения и необходимые документы

в уполномоченные органы для рассмотрения вопроса о включении объектов обработки и утилизации отходов, расположенных на территории исправительных учреждений, в территориальные схемы.

В 28 субъектах Российской Федерации уполномоченными органами утверждены территориальные схемы, в которые включено 57 объектов обработки и утилизации отходов, расположенных на территории исправительных учреждений.

В Новосибирской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях получены разъяснения от уполномоченных органов о нецелесообразности включения 13 объектов обработки и утилизации отходов, расположенных на территории исправительных учреждений, в территориальные схемы.

В Алтайском крае, Мурманской области в настоящее время уполномоченным органом проводится работа по актуализации территориальных схем для размещения на официальном сайте и проведения общественных обсуждений.

Следует отметить, что объекты по обработке и утилизации отходов на территориях учреждений УИС принадлежат сторонним организациям. Учреждения УИС оказывают услуги коммерческим организациям по обработке и утилизации отходов, при этом технологическое оборудование предоставляют коммерческие организации на условиях безвозмездного пользования, обеспечивают сырьем и осуществляют реализацию готовой продукции.

Также имеется положительный опыт привлечения к труду осужденных колоний-поселений на выводных объектах -мусоросортировочных линиях операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (например в Волгоградской, Оренбургской областях).

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020

51

В то же время по статистическим данным за 2019 год в учреждениях УИС образовано более 15 тысяч тонн различных видов отходов IV и V классов опасности, входящих в состав твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).

Согласно действующему законодательству все юридические и физические лица обязаны передавать ТКО только региональным операторам по обращению с указанными отходами, в зоне деятельности которых данные отходы образуются (далее - региональный оператор). Оплата услуг регионального оператора осуществляется в соответствии с регулируемыми тарифами, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Объемы образующихся ТКО определяются также на основании региональных нормативных правовых актов, устанавливающих нормативы накопления отходов. Однако анализ данных актов показал, что отсутствует такая категория отходообра-зователей, как учреждения УИС. Данное обстоятельство создает проблему для учреждений в определении объемов (или масс) ТКО при заключении государственных контрактов на закупку услуг региональных операторов по обращению с ТКО.

Однако для повышения эффективности функционирования системы УИС в области обращения с отходами рациональным представляется реализация предлагаемых направлений работы.

На наш взгляд, целесообразно проведение эксперимента по определению фактических объемов образования ТКО в исправительных учреждениях с разными условиями и режимами отбывания наказания

осужденных, следственных изоляторах, исправительных центрах. Реализация данного эксперимента необходима для установления ведомственных усредненных нормативов накопления ТКО (по аналогии с нормативами водопотребления) для эффективного расходования бюджетных средств на оплату услуг региональных операторов по обращению с ТКО.

Вместе с тем для оптимизации расхода средств федерального бюджета на указанные цели целесообразно внедрять на территориях учреждений систему раздельного накопления отходов (например: отходы бумаги, картона, стекла, полимеров и тому подобное). Передача данных отходов сторонним организациям на возмездной основе в качестве вторичных материальных ресурсов также обеспечивает и пополнение доходов федерального бюджета.

Однако при принятии решения о внедрении и реализации системы раздельного накопления отходов необходимо оценить возможность данных действий с учетом удаленности учреждений УИС от предполагаемых поставщиков услуг по сбору и утилизации отходов, экономической эффективности транспортировки партий отходов и прочих факторов.

Таким образом, в 2019-2020 годах участие учреждений и органов УИС в реализации «мусорной реформы» в Российской Федерации осуществляется на законной и плановой основе, определенные результаты достигнуты. Проводимая работа по обработке и утилизации отходов производства и потребления играет значительную роль при выполнении поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации задач. ф

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

52

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

2. Злобина С. Н. Особенности экологического образования и повышения квалификации сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы // Преступление, наказание, исправление : сб. трудов конф. (20-22 ноября 2019). Рязань, 2019. С. 287-292.

3. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Рос. Федерации от 21.07.2020 № 474. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента Рос. Федерации от 19.04.2017 № 176. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года : распор. Правительства Рос. Федерации от 29.05.2019 № 1124-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается : распор. Правительства Рос. Федерации от 25.07.2017 № 1589-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Об отходах производства и потребления : федер закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем // Офиц. интернет-портал правовой информации. 25.09.2018. № 00012018092500026. URL: http: //publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201809250026 (дата обращения: 08.09.2020).

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during a nationwide vote on 01.07.2020). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

2. Zlobina, S. N. (2019) Features of environmental education and professional development of personnel and employees of the penal system // Crime, punishment, correction : collection of articles. Proceedings of Conf. (November 20-22, 2019). Ryazan, pp. 287-292.

3. On environmental protection : Federal Law of 10.01.2002 No. 7-FZ. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

4. On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030 : Decree of the President of the Russian Federation of 21.07.2020 No. 474. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

5. On the Environmental Safety Strategy of the Russian Federation for the period until 2025 : Decree of the President of the Russian Federation of 19.04.2017 No. 176. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

6. On approval of the action plan for the implementation of the Environmental Safety Strategy of the Russian Federation for the period until 2025 : Ordinance of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2019 No. 1124-r. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

7. On the approval of the list of types of production and consumption wastes, which include useful components, the disposal of which is prohibited: Ordinance of the Government of the Russian Federation of 25.07.2017 No. 1589-r. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

8. On production and consumption wastes : Federal Law No. 89-FZ of 24.06.1998. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

9. On the development, public discussion, approval, adjustment of territorial schemes in the field of industrial and consumer waste management, including solid municipal waste, as well as on the requirements to the composition and content of such schemes // Official Internet portal of legal information. 25.09.2018. № 00012018092500026. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201809250026 [Accessed 8th September 2020].

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2020 S3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.