УДК 504.75
Ярмиева Аделина Борисовна Уральский государственный юридический университет
Институт юстиции Россия, Екатеринбург [email protected] Yarmieva Adelina Borisovna Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg
ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ: СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Аннотация: статья посвящена анализу основных проблем, которые связаны с обращением твердых коммунальных отходов. Дается понятие и основные характеристики твердых коммунальных отходов. Указаны основные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захороненияТКО. Формулируются возможные пути решения проблем, которые анализируются в статье.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, обеспечение благоприятного качества окружающей среды, твердые коммунальные отходы, коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, утилизация отходов.
SOLID MUNICIPAL WASTE: EXISTING PROBLEMS AND WAYS OF
THEIR SOLUTION
Annotation: the article is devoted to the analysis of the main problems that exist in the process of handling solid municipal waste. The concept and main characteristics of solid municipal waste are given. The main normative acts regulating relations in
the field of collection, transportation, processing, disposal, neutralization and disposal of solid waste are specified. Possible ways of solving problems are formulated, which are analyzed in the article.
Key words: environmental protection, ensuring a favorable quality of the environment, solid municipal waste, municipal services for handling solid municipal waste, waste disposal.
Потребительское отношение людей к природе, истощение её природных ресурсов, уничтожение множества популяций различных живых организмов, всё большее развитие индустриализации хозяйства, появление постоянно возрастающего количества предприятий, увеличение не только численности, но и потребностей людей обуславливает тот фактор, что экологическая ситуация, связанная с чистотой окружающей среды, является неутешительной. В последнее время появились такие проблемы, связанные с обеспечением благоприятной окружающей среды, как проблемы утилизации твердых коммунальных отходов.
Понятие «твердые коммунальные отходы» (далее ТКО) дано в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в котором оно определяется в качестве отходов, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами [10]. Данная норма была введена уже в 2014 году Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ, но до сих пор существуют проблемы, связанные с правоотношениями в области обращения с твердыми коммунальнымиотходами.
Законодательством в области обращения с ТКО не предусмотрено понятия «собственника ТКО», в ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лишь сказано, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.Согласно ст.136 Гражданского Кодекса РФ плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, по общему правилу принадлежат собственнику вещи. Таким образом, если признать ТКО продукцией, полученной в результате использования какого-либо имущества (например, сырья или материала), то они должны принадлежать собственнику этого имущества. В ст. 236 Гражданского Кодекса РФ сказано, что собственник имущества может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, но отказ от права собственности не влечет прекращения его прав и обязанностей в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Получается, что в случае, если кто-либо решит отказаться от своего права собственности на ТКО, то он всё равно будет считаться собственником, пока кто-либо другой не приобретет на праве собственности данные ТКО. Иными словами, мусор, выброшенный на улице, принадлежит тому, кто его выбросил, но при условии, что его собственник известен и может быть найден. Зачастую же всё наоборот, и собственник отходов не установлен, в данном случае согласно п. 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся [15].
Интересным является также вопрос: кому принадлежат ТКО, находящиеся в контейнерах и баках, предназначенных для складирования ТКО? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.01.2019г. № 12-47/928 «Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от
24.12.2019 № П9-68084», согласно которому контейнеры могут приобретаться собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора [14]. Следовательно, ТКО, находящиеся в контейнерах, принадлежат вышеперечисленным субъектам.
При определении объема ТКО, приходящегося на одного человека, используется понятие норма накопления ТКО. Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на человека в течение календарного года. Регулирование и нормирование накопления ТКО происходит в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», которое включает в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений [11]. Необходимость установления данных нормативов обуславливается тем, что они определяют размер тарифа, то есть ставку за сбор, вывоз и утилизацию одного кубического метра мусора, которая устанавливается региональной службой по тарифам, частоту вывоза отходов с определенной территории и помогают рассчитать затраты на топливо, используемого при транспортировании отходов.
Данные нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов, причем на установление данных нормативов влияет территория субъекта РФ, категория потребителей услуги по обращению с отходами(соответственно физических и юридических лиц), категории объектов, на которых образуются отходы, а также виды и группы отходов. Немаловажное значение имеют и уровень развития территории в сфере
обслуживания населения, способ сбора коммунальных отходов,время года, необходимое, к примеру,для определения длительности отопительного сезона, уровень благоустроенности как сооружений общественного пользования, так и жилого фонда, этажность зданий и экономическое благополучие населенного пункта. Таким образом, для каждого субъекта РФ определяется свой норматив накопления ТКО, и соответственно для больших городов устанавливаются более высокие тарифы по оплате за вывоз ТКО, в отличие от небольших городов и населенных пунктов.
В вышеупомянутом Постановлении определяются правила установления среднесуточного и среднегодового накопления ТКО на одного человека. Расчетной единицей является один проживающий на квадратный метр общей площади. Нормативы устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в разное время года, которые производятся на участках территории, где проживают 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 000 человек; 1 и более процента - для поселений с численностью от 300 000 до 500 000 человек; 0,5 и более процентов - для поселений с численностью, превышающей 500 000 человек.
В 2019 году норматив накопления ТКО, исходя из региональных приказов «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории...» в среднем составлял 2-2,5 кубических метров на одного человека в год. К примеру, по Свердловской области данные нормативы определяются в Постановлении Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.08.2017 г. № 78-ПК «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования «город Екатеринбург»».
Если говорить об основных проблемах, связанных с ТКО, то в качестве первой проблемы следует выделить уравнительный принцип оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Согласно ст. 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил
коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» коммерческий учет ТКО осуществляется либо расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, либо исходя их массы ТКО, определенной с использованием средств измерения [13].В данном случае несправедливость заключается в том, что граждане одинаково платят за обращение с ТКО, несмотря на то, что у одних ТКО образуется больше, а у других- меньше. В качестве одного из вариантов решения данной проблемы можно предложить ввести специальную систему подсчета объема отходов. Данная система будет установлена также на месте скопления отходов, то есть на мусорных площадках, и каждый гражданин, прежде чем поместить мусор в контейнеры, должен будет сначала взвесить его объем. После чего данная система будет вести учет объема отходов каждого жителя определенного населенного пункта и в конце месяца определять сумму, подлежащую оплате. В случае же уклонения граждан от выполнения данных действий, им будет выписан штраф. Благодаря данной мере у граждан появится мотивация образовывать меньший объем ТКО, и, следовательно, уменьшится количество отходов, образуемых на всей территории Российской Федерации.
В качестве второй проблемы выступает нежелание граждан платить за cбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Обращение с ТКО является коммунальной услугой, которая является платной. В целом, данный механизм обращения обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами на основе договора, связанного с отношениями по поводу обращения с ТКО, заключаемого с потребителями. Данный договор заключается в форме типового договора по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641». Обязанность по оповещению граждан о необходимости
заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО возложена на регионального оператора. На территории Свердловской области статусы региональных операторов по обращению с ТКО присвоены трем юридическим лицам и определены зоны их деятельности: компания «Рифей» осуществляет свою деятельность на территории Зоны Северное (г.о. Красноуральск, Волчанский г. о., Ивдельский г. о., Североуральский г. о. и др.), ООО «ТБО «Экосервис»» на территории Зоны Западное (Кировградский г.о., г.о. Краноуфимск, г.о. Ревда, Дружиниский г.о. и др.) и Екатеринбургское МУП «Специализированная автобаза» на территории Зоны Восточное (муниципальное образование «город Екатеринбург», муниципальное образование «Город Каменск-Уральский» Артемовский г.о., г.о. Верхняя Пышма и др.).
Хотелось бы отметить, что существует недоработка законодательства, связанного с ТКО, в том плане, что если рассмотреть понятие «регионального оператора по обращению с ТКО», указанного в ст. 1 № 89-ФЗ, то в обязанность регионального оператора входит лишь заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО. Но согласно п.2 ст.24.7 того же закона по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор также обязуется принимать ТКО в объеме и в местах накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, необходимо было предусмотреть в понятии «региональный оператор по обращению с ТКО» все его существенные признаки. Кроме того, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что региональный оператор лишь обеспечивает осуществление деятельности по обращению ТКО, самой же реализацией данной деятельности занимается оператор по обращению с ТКО (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), исходя из понятия «оператора по обращению с ТКО», которое дано в ст.1 № 89-ФЗ.
Помимо регионального оператора и оператора по обращению с ТКО существует также федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности (I класс - чрезвычайно опасные отходы, II класс -высокоопасные отходы), который осуществляет обращение с данными отходами. Согласно ст. 14.1 №89-ФЗ он определяется Правительством Российской Федерации по предложению Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», согласованному с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На данный момент федеральным региональным оператором в Российской Федерации является ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» [12]. Таким образом, федеральный региональный оператор не только обеспечивает, но и сам осуществляет обращение с отходами I и II классов опасности, которые подлежат извлечению из ТКО, а региональный оператор соответственно обеспечивает осуществление обращения непосредственно с ТКО.
Если вернутся к вопросу о нежелании граждан платить за услугу по обращению с ТКО, то зачастую оно основывается на том положении, что лица не пользуются данными услугами, к примеру, в случае если они утилизируют мусор самостоятельно, и поэтому не собираются заключать договор с региональным оператором. Согласно ст.24.7 ФЗ от 24.06.1998 №89 обязанность заключить данный договор возлагается именно на граждан, но они должны заключить его только в случае, если действительно пользуются данной коммунальной услугой. В случае уклонения от заключения договора региональный оператор может в судебном порядке принудить заключить данный договор (п.4 ст.445 ГК РФ). Исключение составляют лишь юридические лица. В случае, если у них имеются в собственности или на ином законном основании объекты размещения отходов, они могут не заключать данный договор. То есть не заключают договор с региональным оператором те юридические лица, которые имеют в собственности полигон для размещения
отходов, но только при условии, что отходы образуются на том же или смежном земельном участке, на котором находится данный полигон.
Кроме того, в соответствии с п. «в» ч. 13 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 граждане обязаны производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором. В случае неуплаты за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор имеет право требовать внесения плат, а также уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В судебной практике часто возникают споры, связанные с неуплатой гражданами за данную коммунальную услугу. К примеру, Мировым судьей судебного участка № 3 Марксовского района Саратовской области Брага Г.А. было рассмотрено гражданское дело по иску о взыскании задолженности по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов и пени за несвоевременную оплату (решение от 22.10.2015 г. дело № 2-999/2015) [16]. В данном решении ответчики ссылались на тот факт, что они не заключали договор с региональным оператором и не пользовались услугами по вывозу ТКО, однако никакие весомые доказательства того, что данные лица не пользовались данными услугами, приведены не были. Таким образом, суд признал установленным факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО ответчикам и пришел к выводу, что отсутствие письменного договора между сторонами на предоставление услуги по вывозу ТКО не освобождает ответчика от обязанности производить оплату за фактически оказанные услуги.
Таким образом, граждане, несмотря на то, что существует их обязанность по заключению договора с региональным оператором, зачастую считают, что они могут его не заключать, надеясь на то, что об этом никто не узнает. Следовательно, необходимо доработать законодательную базу по обращению с ТКО и предусмотреть в ней строгие наказания за данные правонарушения в виде высоких штрафов и даже уголовную ответственность, а также возможность создания структуры «зеленых силовиков», которые помогали бы
правоохранительным органам осуществлять экологический надзор [4]. Также можно предложить следующую меру: установить на мусоросборниках, то есть контейнерах, предназначенных для складирования ТКО, замки, и выдавать ключи лишь тем, кто заключил договор с региональным оператором на вывоз ТКО, а также следует установить камеру видеонаблюдения соответственно на территории размещения данных контейнеров на случай, если кто-либо будет оставлять мусор около них. Данные меры могут позволить обеспечить неукоснительное соблюдение потребителями коммунальных услуг по обращению с ТКО их основных обязанностей, связанных с заключением договора по оказанию вышеупомянутой услуги и своевременного внесения платы за неё.
Существует также и другая ситуация, когда граждане не заключают договор с региональным оператором, поскольку утверждают, что утилизируют мусор сами. Термин «транспортирование отходов» дан в ст. 1 № 89-ФЗ, в котором указано, что это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Исходя из данного понятия, можно сделать вывод о том, что любые вывозимые за пределы производственной территории отходы попадают в категорию транспортируемых, независимо от того, на какое расстояние они были перемещены. Деятельностью по транспортированию ТКО занимается оператор по обращению с ТКО, а региональный оператор уплачивает данную услугу. Вообще законодательно запрет на вывоз мусора граждан самостоятельно не закреплен, то есть граждане вполне могут вывозить мусор самостоятельно, но они должны придерживаться определенных требований по транспортированию отходов, установленных ст.16 ФЗ «Об отходах производства и потребления». К таким требованиях относятся:
1. наличие паспорта отходов - документа, удостоверяющего принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности,
содержащий сведения об их составе (ст. 1 № 89-ФЗ). Данный паспорт отходов необходим, поскольку в нем указывается предварительная сортировка отходов по классам опасности, в случае же, если её не будет, полигон не примет отходы;
2. наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
3. соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах (при перевозке любых видов отходов должны соблюдаться правила и нормы санитарной гигиены);
4. наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Также следует выделить следующие требования:
- отходы допускается транспортировать только на объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1 № 89-ФЗ);
-для транспортировки отходов с высоким классом опасности необходимо иметь лицензию (пп. «в» п. 3 Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»);
-за размещение мусора на полигоне необходимо уплатить определенную денежную сумму (согласно п. 1 ст. 23 № 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду).
Кроме того, в судебных делах, связанных с неоплатой услуги вывоза ТКО, суды в своих решениях ссылаются на выработанную в их практике позицию, согласно которой граждане являются потребителями коммунальной услуги по обращению с ТКО независимо от факта заключения с ними договора в письменной форме. Таким образом, в случае возникновения вопроса о том,
пользуется ли гражданин данной услугой по вывозу ТКО, он должен будет представить весомые доказательства того, что он действительно утилизирует отходы самостоятельно. Но это представляется затруднительным поскольку, как было отмечено, существует множество требований по транспортированию отходов, и зачастую не все из них соблюдаются. В случае же выявления гражданином нарушений, либо несоблюдения им требований по транспортированию отходов, согласно ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»» будет установлена административная, уголовная, либо гражданско-правовая ответственность.
В качестве другой проблемы выступает проблема малой доли переработки ТКО. Следует отметить тот факт, что в нашей стране приоритет отдается полигонному захоронению отходов и во многом это определяется исторически сложившейся еще во времена СССР системой обращения с отходами и неразвитостью технологической базы их переработки [3, с. 184]. Если рассмотреть вопрос о том, почему в нашей стране большая часть отходов не перерабатывается, а утилизируется, и в дальнейшем подлежит захоронению, то можно принять во внимание мнение Александра Коган- министра экологии и природопользования Московской области с 2015 г. по 2018 г. Он утверждает, что в Европейских странах платеж за вывоз ТКО около 250 евро в год за тонну отходов, в России не более 18 евро, из-за чего невозможно выстроить целостную отрасль, связанную с утилизацией отходов. Также по его словам, на 2016 год имела место быть такая статистика, что только 5% отходов перерабатывалась, а 95% подлежала захоронению, и для нормального обеспечения благоприятной окружающей среды необходимо, чтобы данные показатели соотносились 50/50 [17], что до сих пор не реализовано.
Причиной малой переработки ТКО также является и то, что на территории нашей страны, функционирует небольшое количество заводов и предприятий, которые занимаются деятельностью по обработке отходов. Согласно открытым данным на сегодняшний день в России существуют лишь 243 мусороперерабатывающих завода, которые утилизируют только 10%
отходов. В качестве решения данной проблемы следует установить обязанность крупных российских бизнесменов вкладываться в данную отрасль, что обеспечит значительное увеличение не только количества мусороперерабатывающих заводов, но и качественное и количественное улучшение доли переработки ТКО. В качестве примера можно привести российского бизнесмена, предпринимателя И.А. Ротенберг, чья компания «Трест Гидромонтаж» стала подрядчиком первого этапа строительства мусоросжигательного завода в Воскресенском районе Московской области. Данная компания выполнит работы по строительству первого из четырех будущих мусоросжигательных заводов [18].
Кроме того, данная проблема связана также с менталитетом русского народа, который зачастую пренебрегает предписаниями вышестоящего органа. В качестве примера можно привести попытки внедрения на территории Москвы системы раздельного сбора ТБО, которые не увенчалась успехом. Данный вопрос можно урегулировать, подняв в разы тарифы на данную услугу и предложив людям альтернативу: оплачивать несортированный мусор или бесплатно сдавать контейнерами сортированные отходы на переработку [2, с. 21]. В этом случае, более вероятно, граждане выберут второй вариант, что значительно облегчит деятельность мусороперерабатывающих заводов и повысит долю обработки отходов.
Проблема малой доли переработки ТКО является весьма актуальной и потому, что большая доля переработки отходов позволит решить вопрос содержания полигонов и свалок, где зачастую не соблюдаются экологические правила, из-за чего возникают факторы, оказывающие негативное влияние на состояние окружающей среды. И данными основными факторами являются: загрязнение земельных участков, формирование опасных концентраций биологического газа, приводящих к возгоранию полигонов, загрязнение поверхностных вод отравляющими веществами, и также то, что полигоны становятся средой для многих бактерий и грызунов [1, с. 12].Кроме того, захоронение отходов приводит к потере полезных элементов, которые
содержались в отходах, а переработка обеспечила бы возвращение данных полезных элементов в экономический цикл. Согласно п. 32 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» приоритетными технологиями обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов являются технологии, которые обеспечивают получение конечного продукта, доступного для применения в других технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью [6].
Данные положения свидетельствуют о том, что норма, закрепленная в ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» соблюдается отнюдь не всегда. Данная норма гласит, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации [7]. Как видно из положений статьи, обязательным моментом по использованию с ТКО является именно обеспечение безопасности окружающей среды. В случае её несоблюдения устанавливается ответственность по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса об административных нарушениях в виде наложения административного штрафа для граждан в размере от 1000 до 2000 тысяч рублей, а для юридических лиц от 100 000 до 250 000 рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток [8].
В 2013 году приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 19.09.2013 № 298 была утверждена «Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации», рассчитанная до 2030 года. Главной целью данной стратегии является предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и
окружающую среду, а также вовлечение полезных компонентов, которые содержатся в отходах, в хозяйственный оборот [9].Так, законодатель обозначил необходимость обработки тех отходов, которые содержат элементы, подлежащие повторному использованию, в целях обеспечения экономии и рационального использования ресурсов.
Таким образом, несмотря на то, что вопросы, связанные с обращением твердых коммунальных отходов, достаточно законодательно урегулированы, существуют проблемы, которые требуют осуществления определенных мер как государством, так и населением страны. Именно их решение позволит обеспечить экологическую безопасность окружающей среды, а также благоприятную для человека среду обитания, которую можно достичь, законодательно закрепляя экологические требования и меры их реализации, обеспечивающие сохранение каждого компонента природы [5, с. 69].
Список литературы:
1. Барамзин К.Н., Лекаркина Н.К., Князев. К.Е. Эффективность модернизации полигонов твердых коммунальных отходов// Оценка инвестиций. 2017. № 3 (7). 75 с.
2. Пешкова М.М. Экономическая сторона мусоропереработки в России // Научные записки молодых исследователей. 2015. № 3. 72 с.
3. Шингаркина В.С. Основные организационно-экономические проблем утилизации твердых коммунальных отходов // Вестник ИЭ РАН. 2015. № 6. 207 с.
4. Соколова О.Г., Полежаева М.В., Чухарева Е.В. // Формирование модели управления твердыми коммунальными отходами.- 2019. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/formirovanie-modeH-upravlemya-tverdymi-kommunalnymi-othodami.
5. Листопад О.Ф. Основные направления развития экологического законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения благоприятной
окружающей среды в населенных пунктах. // Российское право: образование, практика, наука, 2018. № 1.
6. Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641: Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 // Собр. зак. 2016. № 47.
7. Об охране окружающей среды: фед. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Рос. газ. 2002. № 6.
8. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Рос. газ. 2001. № 256.
9. Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ: приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 14.08.2013 № 298 // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2013. № 4.
10. Об отходах производства и потребления: фед.закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ // Рос.газ. 1998. № 121.
11. Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 269 // Собр. зак. 2016. № 15.
12. Об определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности: Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2019 г. № 2684-р. // Собр.зак. 2019. № 46.
13. Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов: Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 // Собр.зак. 2016. № 24.
15. Письмо Аппарата Правительства РФ: Письмо Министерства природных ресурсов и экологии от 18.01.2019 г. № 12 -47/928 [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72060002.
16. ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения: введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 г. № 607-ст [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135735.
17. Решение от 22 октября 2015 г. по делу № 2-999/2015 // URL: https://sudact.ru/magistrate/doc/UQL0DfLoHHd3 (дата обращения 27.02.2020).
17. ТВ-ОТР Все о ЖКХ февраль 2016 Твердые коммунальные отходы // URL: https://youtu.be/mNWgS5H_cns (дата обращения 27.02.2020).
18. Игорь Ротенберг взялся за отходы // URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/06/05/5b 15229b9a79471 f284ea171 (дата обращения 27.02.2020).