Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ВЛИЯНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / SARS-NCOV-2 / КОРОНАВИРУС / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ / ВОЗМОЖНОСТИ / УГРОЗЫ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / VUCA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фильченкова О. А.

Целью исследования является SWOT-анализ влияния распространения новой коронавирусной инфекции на состояние окружающей среды и государственную политику в области экологического развития. Рассмотрены основные документы стратегического планирования, определяющие долгосрочные приоритеты, цели и задачи государственного управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; изучены актуальные отечественные и зарубежные публикации в этой области; проанализированы материалы сайтов государственных органов, на которых публикуется информация о текущей ситуации и мерах поддержки бизнеса и экономики в связи с пандемией COVID-19, а также статистические и иные данные о состоянии окружающей среды в России в последние годы. Показано влияние пандемии СОVID-19 на текущее состояние окружающей среды и экологические эффекты такого влияния, описаны основные вызовы и угрозы экологической безопасности, сформулированы возможности, которые открываются в сложившейся ситуации и могут быть использованы при выработке государственной экологической политики. Затронуты проблемные вопросы обращения с отходами в условиях пандемии. Особое внимание уделено мерам по борьбе с новой коронавирусной инфекцией и поддержке экономики в части вопросов природопользования и охраны окружающей среды, а также мер поддержки бизнеса в связи с пандемией COVID-19 в субъектах Российской Федерации. Сделанные по результатам исследования выводы свидетельствуют о наличии возможностей по усилению тенденции к экологизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фильченкова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION SPREAD ON THE ENVIRONMENT AND ON THE PUBLIC POLICY FOR ENVIRONMENTAL DEVELOPMENT

The aim of the study is to carry out a SWOT analysis of the impact of the spread of a new coronavirus infection on the environment and on public policy for environmental development. The main strategic planning documents defining long-term priorities, goals and objectives of public administration in the field of environmental protection and ecological safety have been reviewed, the relevant domestic and foreign publications in this field have been studied, the materials of the websites of government authorities that publish information on the current situation and measures to support business and economy in connection with the COVID-19 pandemic as well as statistical and other data on the the environmental situation in Russia in recent years have been analysed. The impact of COVID-19 pandemic on the current state of the environment and the environmental effects of this impact have been shown, the main challenges and threats to environmental security have been described, opportunities have been formulated in the current situation and can be used in the development of state environmental policy. The problematic issues of waste management in the pandemic have been touched upon. Particular attention has been paid to measures to combat new coronavirus infection and to support the economy with regard to environmental management and protection issues, as well as to business support measures in relation to COVID-19 pandemic in the constituent entities of the Russian Federation. The conclusions drawn from the study indicate that there is scope for a stronger trend towards a green economy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 502.35 JEL Q58 Фильченкова Ольга

Александровна

зам. директора Экспертного департамента, Общероссийская общественная организация «Российское экологическое общество», г. Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0001-8511-643X e-mail: ofilchenkova@gmail.com

Olga A. Filchenkova

Deputy Director of the Expert Departament, All-Russian Public Organisation "Russian Ecological Society", Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-8511-643X e-mail: ofilchenkova@gmail.com

DOI 10.26425/1816-4277-2021-11-79-93

ВЛИЯНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Целью исследования является SWOT-анализ влияния распространения новой коро-навирусной инфекции на состояние окружающей среды и государственную политику в области экологического развития. Рассмотрены основные документы стратегического планирования, определяющие долгосрочные приоритеты, цели и задачи государственного управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; изучены актуальные отечественные и зарубежные публикации в этой области; проанализированы материалы сайтов государственных органов, на которых публикуется информация о текущей ситуации и мерах поддержки бизнеса и экономики в связи с пандемией COVID-19, а также статистические и иные данные о состоянии окружающей среды в России в последние годы. Показано влияние пандемии СОVID-19 на текущее состояние окружающей среды и экологические эффекты такого влияния, описаны основные вызовы и угрозы экологической безопасности, сформулированы возможности, которые открываются в сложившейся ситуации и могут быть использованы при выработке государственной экологической политики. Затронуты проблемные вопросы обращения с отходами в условиях пандемии. Особое внимание уделено мерам по борьбе с новой коронавирусной инфекцией и поддержке экономики в части вопросов природопользования и охраны окружающей среды, а также мер поддержки бизнеса в связи с пандемией COVID-19 в субъектах Российской Федерации. Сделанные по результатам исследования выводы свидетельствуют о наличии возможностей по усилению тенденции к экологизации экономики.

Ключевые слова: COVID-19, пандемия, SARS-nCoV-2, коронавирус, окружающая среда, экология, экологический эффект, экологическая политика, сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы, меры поддержки, зеленая экономика, VUCA

Для цитирования: Фильченкова О.А. Влияние распространения новой коронавирусной инфекции на состояние окружающей среды и государственную политику в области экологического развития//Вестник университета. 2021. № 11. С. 79-93.

THE IMPACT OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION SPREAD ON THE ENVIRONMENT AND ON THE PUBLIC POLICY FOR ENVIRONMENTAL DEVELOPMENT

Abstract. The aim of the study is to carry out a SWOT analysis of the impact of the spread of a new coronavirus infection on the environment and on public policy for environmental development. The main strategic planning documents defining long-term priorities, goals and objectives of public administration in the field of environmental protection and ecological safety have been reviewed, the relevant domestic and foreign publications in this field have been studied, the materials of the websites of government authorities that publish information on the current situation and measures to support business and economy in connection with the COVID-19 pandemic as well as statistical and other data on the the environmental situation in Russia in recent years have been analysed. The impact of COVID-19 pandemic on the current state of the environment and the environmental effects of this impact have been shown, the main challenges and threats to environmental security have been described, opportunities have been formulated in the current situation and can be used in the development of state environmental policy. The problematic issues of waste management in the pandemic have been touched upon. Particular attention has been paid to measures to combat new coronavirus infection and to support the economy with regard to environmental management and protection issues, as well as to business support measures in relation to COVID-19 pandemic in the constituent entities of the Russian Federation. The conclusions drawn from the study indicate that there is scope for a stronger trend towards a green economy. Keywords: COVID-19, pandemic, SARS-nCoV-2, coronavirus, environment, ecology, environmental impact, environmental policy, strengths, weaknesses, opportunities, threats, support measures, green economy, VUCA

For citation: Filchenkova О.А. (2021) The impact of a new coronavirus infection spread on the environment and on the public policy for environmental development. Vestnik universiteta, no. 11, pp. 79-93.doi 10.26425/18164277-2021-11-79-93

© Фильченкова О.А., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Filchenkova О.А., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Согласно пункту 7 «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации (далее - РФ) на период до 2030 г.» стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [6]. Достижение целей экобезопасности осуществляется посредством проведения единой государственной политики, направленной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз, отраженных в «Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г.» [9]. При этом перемещение на территорию РФ зараженных организмов, способных вызвать эпидемии (эпизоотии, эпифитотии) различного масштаба, обозначено как одна из внешних угроз экобезопасности.

Теория и методы

Пандемия новой коронавирусной инфекции SARS-nCoV-2 в 2020 г. и в истекшем периоде 2021 г. оказала существенное влияние на не только различные социально-экономические процессы, но и на состояние окружающей среды, а также на экологическую политику. Такое влияние будет рассмотрено в рамках SWOT-анализа.

Актуализированные в 2020 г. национальные цели развития РФ в сфере охраны окружающей среды на период до 2030 г. предусматривают целевые показатели, направленные на создание устойчивой системы обращения с отходами, существенное снижение выбросов загрязняющих веществ, уменьшение объемов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, для достижения которых требуется проведение последовательной государственной политики с учетом факторов, возникших в связи с пандемией COVID-19 [7; 8].

Ключевым документом стратегического планирования Правительства РФ, определяющим механизмы и направления реализации его полномочий, являются «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 г.» [19]. В указанном документе сформулированы цели, основные задачи и приоритеты деятельности Правительства РФ в области экологии и природопользования, и отмечено, что Правительство РФ примет меры, направленные на обеспечение высоких стандартов экологического благополучия.

В то же время является актуальной и задача обеспечения устойчивого и динамичного экономического развития страны.

В условиях пандемии потребовалось принятие мер по обеспечению стабильности экономики. Ниже будут рассмотрены основные меры, касающиеся вопросов природопользования и охраны окружающей среды.

Основополагающими для исследования стали описательный и статистико-экономический методы, включающие сбор, анализ, классификацию, обобщение и интерпретацию информации, статистических данных и научных фактов.

Основные результаты

SWOT-анализ

Рассмотрим с четырех сторон влияние пандемии СОVID-19 на состояние окружающей среды.

1. Сильные стороны.

В качестве позитивного экологического эффекта можно отметить некоторое сокращение загрязнения воздуха и снижение «углеродного следа» с наступлением пандемии вследствие введения локдауна, карантинных мер, закрытия границ, падения производства.

По оценкам, в результате принятия ограничительных мер снижение выбросов парниковых газов в первой половине 2020 г. в мире составило до 5 % [33]. В целом выбросы, связанные с энергетикой, сократились на 7 %, давление на окружающую среду, обусловленное сельскохозяйственной деятельностью, уменьшилось примерно на 2 %, сокращение использования неметаллических полезных ископаемых, включая строительные материалы, достигло двузначных цифр [62].

В РФ по итогам 2020 г. объем выбрасываемых предприятиями в атмосферу загрязняющих веществ составил 16,95 млн т, что на 2 % ниже, чем годом ранее [45]. Также в стране снизился объем сбросов загрязненных сточных вод - на 7,3 % (с 37 667 млн м3 в 2019 г. до 34 232,32 млн м3 в 2020 г.) [49]. Кроме того, в период действия жестких ограничений снизилась антропогенная нагрузка на экосистемы в условиях уменьшения туристической активности, в том числе на особо охраняемых природных территориях. Общее количество посетителей экологических троп на таких территориях в 2020 г. (9 791 141 чел.) упало на 10,4 % по сравнению с 2019 г. (10 926 056 чел.) [49].

Вместе с тем ученые акцентируют внимание на том, что существование ограничений, в частности, на передвижение, с одной стороны, имеет положительные экологические последствия (например, в лесах, лесополосах, на водоемах снизилось воздействие фактора беспокойства для птиц, меньше стала вытаптываться растительность), но обеднение населения в условиях пандемии влечет за собой рост антропогенной нагрузки из-за браконьерства и желания некоторых людей компенсировать свои финансовые потери «дарами природы» [53]. По итогам 2020 г. в РФ выросла незаконная добыча пушных (на 23,82 %) и копытных (на 9,75 %) животных [35; 49].

Следствием пандемии стала оптимизация бизнесом своих расходов, в том числе в части экономии природных ресурсов. Оптимизация бизнес-моделей создает благоприятные условия для развития экономики замкнутого цикла. К 2025 г. такая экономика может обеспечивать прирост дохода мировой экономики ежегодно до 1 трлн долл. США и выше [28].

Ряд экспертов рассматривают позитивные последствия для окружающей среды как временный эффект, наряду с этим отмечая, что пандемия может стать стимулом для поведенческих изменений с позитивными экологическими последствиями [27; 58].

2. Слабые стороны.

К ним можно отнести увеличение нагрузки на окружающую среду, торможение проводимой в РФ реформы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), спад экономики и уменьшение инвестиционной активности.

В период пандемии ужесточились санитарно-эпидемиологические требования, что негативным образом сказалось на образовании отдельных видов отходов. Например, увеличилась частота использования одноразовой посуды (в том числе связи с ограничениями в торговле и распространением доставки продуктов питания и готовой еды на дом, с требованием использования одноразовой посуды в медицинских учреждениях, при пользовании водным и воздушным транспортом), увеличилось количество используемых полиэтиленовых пакетов (в которые теперь требуется упаковывать использованные одноразовые маски с упаковкой перед размещением в контейнеры для сбора отходов) [21; 22; 23; 24; 25]. Возрасло количество отходов от используемых средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки). Так, мировые продажи одноразовых масок в 2020 году выросли более, чем в 200 раз [33].

Кроме того, увеличились расходы ресурсов (воды, электроэнергии) и использование моющих и дезинфицирующих средств, обусловленные необходимостью дополнительной обработки и дезинфекции поверхностей, более частого и тщательного мытья продуктов питания, посуды, рук, стирок полотенец для рук, одежды и белья (с использованием более высокой, чем обычно, температуры), включая носовые платки и пр. [26].

Несмотря на значительное увеличение объемов образования некоторых видов отходов, статистические данные свидетельствуют о снижении общего количества образуемых отходов: в 2019 г. всего в РФ образовалось 7 750,9 млн т отходов, в 2020 г. - 6 959,3 млн т [43; 52]. Это может быть связано с общим промышленным спадом.

По данным Росстата индекс промышленного производства в 2020 г., по сравнению с 2019 г., упал, составив 97,1 % [42]. В этом году наблюдается положительная динамика: в I квартале 2021 г., по сравнению с I кварталом 2020 г., индекс промышленного производства составил 98,7 % [41].

Если год назад ожидалось, что российская экономика вернется на докризисный уровень не ранее первого полугодия 2022 г., то теперь ожидается, что уже в III квартале 2021 г. экономика достигнет доковидного уровня, а к концу года намечается траектория устойчивого роста темпом не менее 3 % [39; 51].

3. Возможности.

Анализ последствий пандемии позволяет извлечь определенные уроки и выявить следующие основные возможности для «экологичного» развития экономики и общества:

- стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и в целом научно-технологического развития и экологических инноваций, в том числе обусловленное ускоренным развитием отдельных отраслей (например, связанных с утилизацией отходов);

- ускорение перехода к цифровой экономике и новым форматам взаимодействия (дистанционный формат работы/обучения/оказания услуг/ коммуникаций);

- трансформация экономики: переход от секторального подхода к кросс-секторальному; интеграция экологической и экономической политик; создание возможностей для развития «зеленой» экономики, развития возобновляемой и водородной энергетики, перехода к низкоуглеродной экономике; развитие экономики замкнутого цикла;

- повышение уровня использования исходных сырья и материалов, снижение потребления материальных и энергетических ресурсов (электро- и теплоэнергии, топлива и др.), в том числе природных ресурсов, сокращение удельных показателей образования отходов;

- активизация волонтерской деятельности и социально ориентированных некоммерческих организаций природоохранной направленности.

Некоторые отечественные авторы рассматривают пандемию как новый импульс для развития экономики и глобальной трансформации отдельных отраслей и направлений, включая занятость [31].

Таким образом, пандемия может рассматриваться как «эксперимент в реальном времени по сокращению потребительской экономики» и катализатор устойчивого развития [57; 60].

4. Угрозы.

Среди основных угроз, влияющих на экобезопасность в условиях пандемии, можно выделить следующие:

- нарастание неопределенности (УиСА-мир);

- угроза ухудшения состояния окружающей среды и ускорения климатических изменений, в том числе из-за секвестирования природоохранных планов и программ, реализуемых бизнесом, или даже временного отказа от их реализации в условиях оптимизации расходов и обострения конкуренции;

- рост гринвошинга;

- снижение мотивации населения быть «экологичными»;

- риски ослабления политики в области экологического развития (в том числе в условиях ограничений на проведение проверок деятельности хозяйствующих субъектов в рамках государственного экологического надзора) и риски недостижения национальных целей развития РФ.

По данным исследований распространение СОУГО-19 негативно сказалось в большей мере на крупных мегаполисах по сравнению с сельской местностью (из-за ограниченной социальной дистанции), что создало угрозы нарушения устойчивости окружающей среды (прежде всего, в части управления природными ресурсами, в сфере обращения с отходами) [56]. В целом, по мнению автора, оценка влияния новой коронавирусной инфекции на городскую и сельскую жизни требует дополнительных исследований. На сегодняшний день потребность людей в рекреационных благах и услугах, приведшая в условиях пандемии к резкому увеличению спроса горожан на «дачи» может трактоваться как явление, имеющее неоднозначные экологические последствия [29].

Есть мнение, что кризис, вызванный СОУГО-19, можно рассматривать как симптом и предвестник экологической катастрофы [59]. В этой связи очень важна социально-экологическая ответственность граждан [36].

Для преодоления отмеченных угроз актуальна задача выстраивания долгосрочной экологической политики, модернизация системы экологического образования и просвещения, чтобы население осознало, что «экологичное» поведение - это не только дань моде, но и вполне ощутимый материальный эффект как для граждан (в виде доходов от сдачи вторичного сырья, экономии на коммунальных платежах и др.), так и для экономики (благодаря развитию отрасли утилизации отходов, сферы услуг, созданию «зеленых» рабочих мест и пр.) [32].

Некоторые исследователи прогнозируют ухудшение ситуации с экологическим движением, связанным с борьбой с изменениями климата, как только закончится пандемия [61].

Меры Правительства РФ по борьбе с новой коронавирусной инфекцией и поддержке экономики в части вопросов природопользования и охраны окружающей среды

Из-за пандемии, вызванной коронавирусом SARS-nCoV-2, в нашей стране пострадало более десятка сфер экономической деятельности, что затронуло 6,7 млн чел. [14; 47].

В марте прошлого года был утвержден План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции [46]. В целях недопущения дальнейшего падения доходов населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизации ситуации в наиболее пострадавших отраслях 23 сентября 2020 г. принят «Общенациональный план действий, обеспечивающий восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» (далее - Общенациональный план) [20].

Сложившаяся в экономике ситуация потребовала адаптации, в том числе в части реализации конкретных мер экологической политики. Так, в Общенациональный план вошло 10 мероприятий, направленных на совершенствование регулирования в сфере экологии и природопользования. С целью поддержки бизнеса и улучшения делового климата были приняты и реализованы решения по:

- неповышению в 2021 г. экологических платежей;

- оптимизации проведения государственной экологической экспертизы в условиях ограничений из-за новой коронавирусной инфекции;

- временному упрощению порядка изменения проектной документации на выполнение работ по недропользованию (с целью отклонения от уровня добычи полезных ископаемых) без применения штрафных санкций;

- автоматическому продлению сроков действия разрешительных документов на водопользование, разрешительной экологической документации (в части выбрасываемых и сбрасываемых загрязняющих веществ) применительно к деятельности на объектах I категории (дважды);

- автоматическому продлению действия лицензий на пользование недрами [10; 11; 15].

Запланированные Общенациональным планом на 2021 г. мероприятия по принятию федеральных законов, предусматривающих увеличение сроков компенсационного лесовосстановления, возможность выдачи лицензии на право пользования недрами единственному участнику аукциона, временную отмену пеней в отношении авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду, также реализованы.

К 2023 г. запланировано создание цифровой платформы лесного хозяйства (с целью перехода на оказание госуслуг в электронном виде).

Подавляющее большинство из мер в сфере экологии и природопользования направлены на поддержку бизнеса в условиях пандемии в виде финансовых послаблений и снятия административных барьеров, что в совокупности с иными мерами поддержки (поддержка системообразующих предприятий, малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций, отсрочка арендных платежей, кредитные и налоговые каникулы, отмена плановых проверок и пр.) позволит предприятиям и организациям продолжить осуществление своей деятельности, избежав угрозы банкротства, и снизит их транзакционные издержки [55].

Ограничительные меры и высокая неопределенность относительно продолжительности пандемии негативно сказались на инвестиционной активности, но, одновременно, стали толчком для запуска нового инвестиционного цикла и выработки комплекса мер, стимулирующих инвестиции, а также мер поддержки наиболее пострадавших отраслей экономики.

В части стимулирования инвестиций в Общенациональный план вошли такие меры, как запуск механизма «зеленых облигаций» в целях привлечения средств для перевооружения действующих российских предприятий и открытия новых производств с низким негативным влиянием на окружающую среду; обеспечение участия частных инвесторов в реализации инвестиционных проектов на арктическом шельфе при сохранении со стороны государства контроля за их реализацией. Запланированы мероприятия по стимулированию модернизации нефтеперерабатывающих производств, по развитию и модернизации систем водоснабжения для обеспечения жилищного строительства.

Таким образом, СОVID-19, наряду с существенными негативными моментами через ускорение внедрения цифровых технологий в экономике может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики.

Следует отметить, что в условия пандемии государство продолжает финансирование природоохранной деятельности и оказание господдержки природопользователей. Так, объем финансирования госпрограммы «Охрана окружающей среды» за счет средств федерального бюджета в 2019 г. составил 43,2 млрд руб., а запланированный объем федерального финансирования на 2020 г. и 2021 г. - соответственно 81,4 млрд руб. и 78,2 млрд руб. [13; 34].

На реализацию национального проекта «Экология» в 2020 г. было направлено 63,1 млрд руб. средств федерального бюджета, годом ранее - 36,9 млрд руб. [38; 48].

Меры поддержки бизнеса в связи с COVID-19 в субъектах РФ

Регионам в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. были предоставлены полномочия по продлению сроков уплаты ряда налогов и сборов [1; 12; 16]. Часть мер поддержки бизнеса была направлена на обеспечение стабильной работы организаций, осуществляющих обращение с отходами. Так, в Республике Адыгея на 2020 г. для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов, обработке вторичного сырья налоговая ставка при применении патентной системы налогообложения была установлена в размере 0 % [3]. В Республике Саха (Якутия) на 2020 г. была снижена налоговая ставка (до 5 %) для местных региональных операторов по обращению ТКО, находящихся на упрощенной системе налогообложения, также они были освобождены от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога за 2020 г. [5]. В Камчатском крае при соблюдении определенных условий применяется пониженная налоговая ставка для лиц, осуществляющих обработку и утилизацию отходов, находящихся на упрощенной системе налогообложения [2]. В Амурской области установлена нулевая налоговая ставка для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов, а также обработке вторичного сырья (при патентной системе налогообложения) [4].

Весной 2020 г. в ряде российских регионов (Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Алтай, Республика Тыва, Кемеровская область, Вологодская область и др.) сложилась непростая ситуация для региональных операторов, осуществляющих вывоз ТКО от населения из-за резкого падения собираемости платежей за оказываемые услуги по вывозу отходов (так, в апреле собираемость упала до 60 %) [44]. Интернет заполонили фото с переполненными мусорными баками [37; 54]. В режиме самоизоляции у населения возросло количество образуемых отходов: в Подмосковье (в Рузском, Сергиево-Посадском и Каширском кластерах) количество вывозимых от жилого сектора отходов выросло в среднем на 25 % (в том числе из-за «наплыва» дачников), аналогичный рост наблюдался в Астраханской и Ростовской областях, Краснодарском крае, Республиках Калмыкии и Адыгее [40].

В целях обеспечения бесперебойной работы региональных операторов по обращению с ТКО в 2020 г. суммарно федеральный центр выделил более 9 млрд руб.; межбюджетные трансферты поступили в 76 субъектов РФ [17; 18]. В результате регоператоры получили субсидии из республиканского бюджета на финансирование части вызванных пандемией дополнительных затрат по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Международное сотрудничество

Пандемия СОУГО-19 выявила пробелы международного права в сфере правового регулирования рассмотренных выше угроз и необходимость активизации международного сотрудничества [30]. Такое сотрудничество важно с точки зрения выработки межстрановых подходов к минимизации распространения СОУГО-19 и преодоления возникших негативных последствий, в том числе затрагивающих экологические аспекты. Например, Организация экономического сотрудничества и развития регулярно выпускает отчеты и рекомендации в связи с пандемией коронавируса; Всемирная организация здравоохранения выпустила следующие документы: Временное руководство ВОЗ от 15 мая 2020 г. по очистке и дезинфекции поверхностей окружающей среды в контексте эпидемии СОУГО-19, Техническую записку ВОЗ от 3 марта 2020 г. «Вода, санитария, гигиена и обращение с отходами для СОУГО-19», Временное руководство ВОЗ от 27 февраля 2020 г. «Рациональное использование средств индивидуальной защиты от коронавирусной болезни (СОУГО-19)».

Одновременно с этим осложнилась деятельность в области международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды: многие мероприятия были отменены или перенесены. Например, в 2020 г. не проводился совместный российско-китайский мониторинг качества вод; запланированные мероприятия по реализации Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, перенесены на 2021 г.; из-за ограничений по СОУГО-19

не состоялся запланированный на ноябрь 2020 г. пробный выпуск стерхов в Узбекистане в рамках российско-узбекского сотрудничества (перенесен на 2021 г.) [49]. Пандемия способствовала активному развитию межстранового взаимодействия в формате проведения мероприятий в режиме онлайн.

Выводы

1. Следствием распространения COVID-19 стали разнонаправленные тренды в ситуации с состоянием окружающей среды, вызвав одновременно и позитивные, и негативные изменения, имеющие к тому же неравномерное воздействие на разных временных отрезках.

В краткосрочном периоде прослеживается снижение нагрузки на окружающую среду.

Анализ данных по РФ за 2020 г. позволяет сделать вывод о снижении уровня антропологической нагрузки по сравнению с предыдущим годом (в части объемов выбрасываемых и сбрасываемых загрязняющих веществ, образованных отходов, количества посещений ООПТ), что во многом было обусловлено влиянием COVID-19, распространение которого привело к промышленному спаду.

Результаты исследований влияния ограничений, связанных с COVID-19, на содержание углекислого газа в атмосфере, свидетельствуют о сокращении его выбросов, но в краткосрочной перспективе такое воздействие трудно отличить от естественной изменчивости [49].

По мере восстановления экономики можно ожидать рост негативного воздействия на окружающую среду, который в условиях тренда на «зеленое» развитие будет сдерживаться за счет мер государственной политики в области охраны окружающей среды, защиты природных ресурсов и экосистем, обеспечения экологической безопасности.

Влияние пандемии на бизнес-процессы имело разнонаправленные тенденции, но в долгосрочной перспективе может рассматриваться как толчок к устойчивому развитию. Принятые в период ограничений меры по отмене/переносу сроков вступления в силу регуляторных требований, упрощению административных процедур, практически совпавшие по времени с реформой контрольной и надзорной деятельности в рамках механизма «регуляторной гильотины» (в результате реформы на 33 % сокращено количество обязательных требований, проверяемых при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды) стали хорошей базой для совершенствования системы регулирования экономических процессов [50].

По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, в мире прогнозируется долгосрочное (потенциально постоянное) снижение воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (на 1-3 %), медленное восстановление экономики может удвоить эти последствия [62].

2. Пандемия, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции, повлияла также на поведенческие особенности, образ жизни и привычки людей, что повышает роль экологического образования и экологического просвещения в современном обществе.

3. Некоторые последствия пандемии COVID-19 сложно однозначно оценить (как чисто положительные или чисто отрицательные). Например, повышение спроса на загородное жилье может при улучшении экологической ситуации в мегаполисах ухудшить ее в пригородах.

4. Один из положительных эффектов от пандемии - это ускорение цифровизации как в государственном, так и в частном секторах. Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда и обеспечить в перспективе новое качество устойчивого экономического роста и экономию природных и иные ресурсов. В части управления природными ресурсами и экологического менеджмента цифровизация затронет, прежде всего, лесную отрасль и сферу обращения с отходами. Кроме того, планируется формирование базы данных по показателям, характеризующим достижение национальных целей развития в области экологии.

5. Глобальное распространение COVID-19, имеющего схожие последствия в разных странах, усилило важность международного сотрудничества и повысило востребованность международных организаций (к примеру, Организации экономического сотрудничества и развития), в том числе в целях обмена информацией о влиянии кризиса, вызванного COVID-19, на экологическую политику государств и опытом преодоления последствий кризиса.

6. Пандемия потребовала уточнения мер госполитики в области экологического развития, в том числе в части необходимости актуализации отраслевых документов стратегического планирования, определения первоочередных приоритетов, снижения экологических и климатических рисков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Для преодоления негативных последствий пандемии важными направлениями работы должны стать последовательные меры на федеральном, региональном и местном уровнях по снижению негативного воздействия на окружающую среду, рациональному использованию природных ресурсов, сохранению и восстановлению экологических систем, включая государственную поддержку деятельности, направленной на предотвращение и минимизацию вреда окружающей среде, внедрение наилучших доступных технологий, организацию комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов, развитие инструментов «зеленого» финансирования, развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры, обеспечение соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и усиление ответственности за его нарушение.

8. Прогнозирование возможных сценариев дальнейшего развития ситуации затруднено ввиду наличия значительного числа неопределенностей и недостаточности информации о последствиях распространения СОУГО-19, что требует адаптации к существованию в условиях УиСА-мира как для отдельных граждан, так и для бизнеса, а также применительно в целом к экономике.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Й^:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 11.09.2021).

2. Закон Камчатского края от 19.03.2009 № 245 (в редакции от 03.12.2020) «Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 10.03.2009 № 449) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW296&n=12168#ZRLgQ pS2faO86R25 (дата обращения: 11.09.2021).

3. Закон Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 (в редакции от 04.08.2020) «О налоге на имущество организаций» (принят Советом Республики ГС - Хасэ РА 19.11.2003) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW977;n=22074#WMogQpSeCcF5qFKs1 (дата обращения: 11.09.2021).

4. Закон Амурской области от 09.10.2012 № 93-ОЗ (в редакции от 25.12.2020) «О патентной системе налогообложения на территории Амурской области» (принят Законодательным Собранием Амурской области 27.09.2012) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req= doc;base=RLAW080;n=78442;div=LAW;dst=0,0;rnd=0.2359066074687719#0TyhQpSMTCEw2Qp31(дата обращения: 11.09.2021).

5. Закон Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 1231-З № 17-У (в редакции от 24.12.2020) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 07.11.2013 З № 18-У) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW249;n=85 804;dst=100013#VSLiQpScCMFg8kCt (дата обращения: 11.09.2021).

6. Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года (утверждены Президентом РФ 30.04.2012) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129117/ (дата обращения: 11.09.2021).

7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 11.09.2021).

8. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 11.09.2021).

9. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_215668/(дата обращения: 11.09.2021).

10. Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 № 1393 «О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_362358/(дата обращения: 11.09.2021).

11. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349481/ (дата обращения: 11.09.2021).

12. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349465/ (дата обращения: 11.09.2021).

13. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы РФ «Охрана окружающей среды» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162183/(дата обращения: 11.09.2021).

14. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_349344/(дата обращения: 11.09.2021).

15. Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1796 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_367447/ (дата обращения: 11.09.2021).

16. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 № 670-р // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348140/ (дата обращения: 11.09.2021).

17. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2020 № 1449-р // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354058/ (дата обращения: 11.09.2021).

18. Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2020 № 2239-р // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_361569/ (дата обращения: 11.09.2021).

19. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утверждены Правительством РФ 29.09.2018) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения: 11.09.2021).

20. Общенациональный план действий, обеспечивающий восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол № 36, раздел VII) (№ П13-60855 от 02.10.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_333667/ (дата обращения: 11.09.2021).

21. МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350140/ (дата обращения: 11.09.2021).

22. МР 3.1/2.1.0205-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) в образовательных организациях высшего образования. Методические рекомендации (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ. 29.07.2020 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358801/ (дата обращения: 11.09.2021).

23. МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (СОУ!Э-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353937/(дата обращения: 11.09.2021).

24. МР 3.1/2.5.0172/4-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Рекомендации по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Методические рекомендации (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 20.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_350743/(дата обращения: 11.09.2021).

25. Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции СОУТО-19» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_348101/ (дата обращения: 11.09.2021).

26. Временное руководство ВОЗ от 17.03.2020 «Уход на дому за пациентами с COVID-19 с легкими симптомами и мониторинг контактных лиц» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_348967/ (дата обращения: 11.09.2021).

27. Абдрахимов, В. З., Анпилов, С. М. Зависимость экологии от пандемии // Основы экономики, управления и права. -2020. - № 6 (25). - С. 32-36. https://doi.org/10.24411/2305-8641-2020-10015

28. Батова, Н., Сачек, П., Точицкая, И. Циркулярная экономика в действии: формы организации и лучшие практики. - Центр экономических исследований BEROC, 2018. - 19 с.

29. Бобылев, С. Н. Эколого-экономические последствия COVID-19 в России и в глобальном мире // Население и экономика. - 2020. - № 4 - С. 43-48. https://doi.Org/10.3897/popecon.4.e53279

30. Гафурова, Н., Орынтаев, Ж. Международное сотрудничество в борьбе с пандемией, вызванной коронавиру-сом COVID-19: зарубежный и национальный опыт // Review of Law Sciences. - 2020. - C. 127-133. https://doi. org/10.24412/2181-1148-2020-2-127-133

31. Попов, А. B., Соловьева, Т. С. Устойчивость положения работников в условиях пандемии COVID-19: опыт международных исследований // Управление. - 2020. - Т. 8, № 4. - C. 101-108. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-8-4-101-108

32. Фильченкова, О. А. Экологическое самообразование взрослых - инвестиции в себя или инвестиции в экономику? // Современные проблемы науки и образования: Сборник трудов конференций. Т. 9. / отв. ред.: Т. В. Шнуровозова. - М.: Издательский дом Российской Академии Естествознания, 2018. - С. 17-19.

33. В ООН сообщили о росте загрязнения окружающей среды масками и перчатками // ТАСС. - 2020. - 27 июля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/9063263 (дата обращения: 11.09.2021).

34. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в 2019 году // Министерство природных ресурсов и экологии РФ. - 2020. - 17 июня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_programmy/godovoy_otchyet_o_khode_realizatsii_i_ otsenke_effektivnosti_gosudarstvennoy_programmy_rossiyskoy_fed/ (дата обращения: 11.09.2021).

35. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году // Министерство природных ресурсов и экологии РФ. - 2020. - 30 декабря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mnr. gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/proekt_gosudarstvennogo_doklada_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_ rossiyskoy_federat2019/ (дата обращения: 11.09.2021).

36. Грачев В. А. Коронавирус и экология // Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». - 2020. -23 апреля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.priroda.ru/reviews/detail.php?ID=12648 (дата обращения: 11.09.2021).

37. Жители Александрова, у которых перестали вывозить мусор, атаковали мусоровоз // ZEBRA-TV. - 2020. - 28 апреля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zebra-tv.ru/novosti/jizn/zhiteli-aleksandrova-u-kotorykh-perestali-vyvozit-musor-atakovali-musorovoz/ (дата обращения: 11.09.2021).

38. Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов // Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37356-ispolnenie_raskhodov_ federalnogo_byudzheta_na_ryealizatsiyu_natsionalnykh_proektov (дата обращения: 11.09.2021).

39. Минэкономразвития оценило влияние пандемии COVID-19 на экономику России // ТАСС, информационное агентство. -2020. - 22 мая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8535503 (дата обращения: 11.09.2021).

40. Мусор на засыпку. В самоизоляции от россиян получают больше отходов и меньше денег // Коммерсантъ. - 2020. -06 апреля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4315050 (дата обращения: 11.09.2021).

41. О промышленном производстве в I квартале 2021 года // База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/69.htm (дата обращения: 11.09.2021).

42. О промышленном производстве в 2020 году // База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/8.htm (дата обращения: 11.09.2021).

43. Образование, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в РФ // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11194 (дата обращения: 11.09.2021).

44. Операторы по вывозу отходов могут прекратить работу в 20 регионах России // ТАСС. - 2020. - 17 апреля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/8273231?amp&amp (дата обращения: 11.09.2021).

45. Отчет по форме 2-ТП (воздух) // Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rpn.gov.ru/activity/reports-receiving/air/ (дата обращения: 11.09.2021).

46. План первоочередных правительственных мер поддержки экономики в связи с распространением коронавируса // Правительство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/vBHd4YRxpULCaUN NTFLVpPSZbMCIA2Zq.pdf (дата обращения: 11.09.2021).

47. План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции // Правительство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/covid19/plans/tVWKCCZOd1cSk54xhs20d4UXw0AfEGMA/ PlanRF.pdf (дата обращения: 11.09.2021).

48. Предварительные данные об исполнении расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов на 1 января 2020 года // Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/ press-center/?id_4=36929 (дата обращения: 11.09.2021).

49. Проект Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году // Министерство природных ресурсов и экологии РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/ docs/proekty_pravovykh_aktov/proekt_gosudarstvennogo_doklada_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_ rossiyskoy_federatsi_0921/ (дата обращения: 11.09.2021).

50. Регуляторная гильотина: ход реформы // Сайт реформы контрольно-надзорной деятельности. Аналитический центр при Правительстве РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knd.ac.gov.ru/ (дата обращения: 11.09.2021).

51. Решетников допустил возврат экономики к доковидному уровню до конца года // Ведомости. - 2021. - 2 апреля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2021/04/22/867134-v-minekonomrazvitiya-dopustili-vozvrat-ekonomiki-k-dokovidnomu-urovnyu-v-iii-kvartale (дата обращения: 11.09.2021).

52. Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год, систематизированные по федеральным округам и субъектам РФ // Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rpn.gov.ru/ activity/regulation/help/ (дата обращения: 11.09.2021).

53. Аркадий Тишков: Экологические последствия эпидемии COVID-19 или «Мечта Греты Тунберг сбылась!» // Портал «Научная Россия». - 2020. - 28 апреля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scientificrussia.ru/articles/ekologicheskie-posledstviya-epidemii-covid-19-ili-mechta-grety-tumberg-sbylas (дата обращения: 11.09.2021).

54. Центр курганского города завален мусором. Отходы не вывозят третий день. Фото // УРА.РУ - 2020. - 22 апреля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ura.news/news/1052428629 (дата обращения: 11.09.2021).

55. Экономика без вируса: меры поддержки МСП и СОНКО в условиях распространения новой коронавирусной инфекции // Экономика без вируса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://covid.economy.gov.ru/ (дата обращения: 11.09.2021).

56. Haishang Wu The interference model between environment sustainability and COVID-19 // Journal of Human Behavior in the Social Environment. - 2021. - V. 31, No. 1-4. - Pp. 489-496. https://doi.org/10.1080/10911359.2020.1851333

57. Cohen, M. J. Does the COVID-19 outbreak mark the onset of a sustainable consumption transition? // Sustainability: Science, Practice and Policy. - 2020. - V. 16, No.1. - Pp. 1-3. https://doi.org/10.1080/15487733.2020.1740472

58. El Zowalaty, M. E., Young, S. G., Järhult, J. D. Environmental impact of the COVID-19 pandemic - a lesson for the future // Infection Ecology and Epidemiology. - 2020. - V. 10, No.1. - Art. 1768023. https://doi.org/10.1080/20008686.2020.1768023

59. Jandric, P., Jaldemark, J., Hurley, Z., Bartram, B., Matthews, A., Jopling, M., Mañero, J., MacKenzie, A., Irwin, J., Rothmüller, N., Green, B., Ralston, S. J., Pyyhtinen, O., Hayes, S., Wright, J., Peters, M. A., Tesar, M. Philosophy of education in a new key: Who remembers Greta Thunberg? Education and environment after the coronavirus // Educational Philosophy and Theory. - 2020. - V. 53, No. 14. - Pp. 1421-1441. https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1811678

60. Wells, P., Abouarghoub, W., Pettit, S., Beresford, A. A socio-technical transitions perspective for assessing future sustainability following the COVID-19 pandemic // Sustainability: Science, Practice and Policy. - 2020. - V. 16, No. 1. - Pp. 29-36. https:// doi.org/10.1080/15487733.2020.1763002

61. Hockenos, P. Shifting gears: The climate protest movement in the age of coronavirus // Yale Environment 360. - 2020. - March 26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e360.yale.edu/features/shifting-gears-the-climate-protest-movement-in-the-age-of-coronavirus (дата обращения: 11.09.2021).

62. The Long-Term Environmental Implications of COVID-19 // OECD. - 2021. - May 31 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/the-long-term-environmental-implications-of-covid-19-4b7a9937/ (дата обращения: 11.09.2021).

References

1. Tax Code of the Russian Federation, Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_19671/ (accessed 11.09.2021).

2. The Law of the Kamchatka Territory No. 245 dated on March 19, 2009 (as amended, dated on December 3, 2020) "On the Establishment of the Tax Rate for Organizations and Individual Entrepreneurs applying the Simplified Taxation System" (adopted by the Resolution of the Legislative Assembly of the Kamchatka Territory, dated on March 10, 2009, No. 449), Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW296&n=12168#ZRLgQpS2faO86R25 (accessed 11.09.2021).

3. The Law of the Republic of Adygea No. 183 dated on November 22, 2003 (as amended, dated on August 4, 2020) "On the Tax on the Property of Organizations" (adopted by the Council of the Republic of GS - Hase RA on November 19, 2003), Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=R-LAW977;n=22074#WMogQpSeCcF5qFKs1 (accessed 11.09.2021).

4. The Law of the Amur Region No. 93-OZ dated on October 9, 2012 (as amended, dated on December 25, 2020) "On the Patent System of Taxation on the Territory of the Amur Region" (adopted by the Legislative Assembly of the Amur Region on September 27, 2012), Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online. cgi?req=doc;base=RLAW977;n=22074#WMogQpSeCcF5qFKs1 (accessed 11.09.2021).

5. The Law of the Republic of Sakha (Yakutia) 1231-Z No. 17-V dated on November 7, 2013 (as amended, dated on 24.12.2020) "On Tax Policy of the Republic of Sakha (Yakutia)", adopted by the resolution of the HS (Il Tumen) RS(I), dated on November 7, 2013 Z № 18-V, Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online. cgi?req=doc;base=RLAW249;n=85804;dst=100013#VSLiQpScCMFg8kCt (accessed 11.09.2021).

6. Fundamentals of the State Policy in the Field of Environmental Development of the Russian Federation for the Period up to 2030 (approved by the President of the Russian Federation on April 30, 2012, Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (accessed 11.09.2021).

7. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated on May 7, 2018 "On the National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the Period up to 2024", Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (accessed 11.09.2021).

8. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated on July 21, 2020 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030", Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (accessed 11.09.2021).

9. Decree of the President of the Russian Federation No. 176 dated on April 19, 2017 "The Strategy of Environmental Safety of the Russian Federation for the Period up to 2025", Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_215668/ (accessed 11.09.2021).

10. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1393 dated on September 11, 2020 "On the Application in 2021 Rates of Payment for Negative Impact on the Environment", Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362358/ (accessed 11.09.2021).

11. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 440 dated on April 3, 2020 "On the Renewal of Permits and Other Features in Relation to the Licensing Activity in 2020 and 2021", Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349481/ (accessed 11.09.2021).

12. Resolution of the Government of the Russian Federation, No. 439 dated on April 3, 2020 "On Establishing the Requirements for the Terms and Conditions of Deferment of the Payment of Rent under Leases of Real Property", Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349465/ (accessed 11.09.2021).

13. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 326 dated on April 15, 2014 "On Approval of the State Program of the Russian Federation "Environmental Protection", Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_162183/ (accessed 11.09.2021).

14. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 434, dated on April 3, 2020 "On Approval of the List of Branches of the Russian Economy that are most affected by the Deterioration of the Situation as a Result of the Spread of a New Coronavirus Infection", Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349344/ (accessed 11.09.2021).

15. Resolution of the Government of the Russian Federation, dated on November 7, 2020, No. 1796 "On Approval of the Provision on the Procedure for conducting State Ecological Expertise", Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: Reference legal system "Consultant Plus" (accessed 11.09.2021).

16. Order of the Government of the Russian Federation No. 670-r, dated on March, 19, 2020, Legal Reference system "Consultant-Plus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348140/ (accessed 11.09.2021).

17. Order of the Government of the Russian Federation No. 1449-r, dated on May 25, 2020, Legal Reference system "Consultant-Plus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354058/ (accessed 11.09.2021).

18. Order of the Government of the Russian Federation No. 2239-r, dated on September 2, 2020, Legal Reference system "Consul-tantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_361569/ (accessed 11.09.2021).

19. The Main Activities of the Government of the Russian Federation for the Period up to 2024 (approved by the Government of the Russian Federation on September 29, 2018), Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (accessed 11.09.2021).

20. Nationwide Action Plan for Restoring Employment and Income of the Population, Economic Growth and Long-Term Structural Changes in the Economy (approved by the Government of the Russian Federation on September 23, 2020, Protocol No. 36, Section VII) (No. P13-60855, dated on October 2, 2020), Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_333667/ (accessed 11.09.2021).

21. MR 3.1.0170-20. 3.1. Prevention of Infectious Diseases. Epidemiology and Prevention of COVID-19. Methodological Recommendations (approved by the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation on March 30, 2020), Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350140/ (accessed 11.09.2021).

22. MR 3.1/2.1.0205-20 3.1. Prevention of Infectious Diseases. 2.1. Municipal Hygiene. Recommendations for the Prevention of New Coronavirus Infection (COVID-19) in Higher Education Institutions. Methodological Recommendations (approved by the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation on July 29, 2020), Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358801 / (accessed 11.09.2021).

23. MR 3.1/2.3.5.0191-20 3.1. Prevention of Infectious Diseases. 2.3.5. Trade Enterprises. Recommendations for the Prevention of New Coronavirus Infection (COVID-19) in Commercial Enterprises. Methodological Recommendations (approved by the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation on June 1, 2020, Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353937/ (accessed 11.09.2021).

24. MR 3.1/2.5.0172/4-20 3.1. Prevention of Infectious Diseases. 2.5. Hygiene and Epidemiology in Transport. Recommendations for Organizing the Work of Transport and Transport Enterprises in Conditions of Continuing Risks of the Spread of COV-ID-19. Methodological Recommendations (approved by the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation on April 20, 2020), Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350743/ (accessed 11.09.2021).

25. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 198n, dated on March 19, 2020 "On the Temporary Procedure for Organizing the Work of Medical Organizations in Order to implement Measures to prevent and reduce the Risks of spreading a New Coronavirus Infection COVID-19", Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_348101/ (accessed 11.09.2021).

26. The Provisional World Health Organization Guideline, dated on March 17, 2020, "Home Care for Patients with COVID-19 with Mild Symptoms and Monitoring of the Contact Persons", Legal Reference system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_348967/ (accessed 11.09.2021).

27. Abdrakhimov V Z., Anpilov S. M. Ecological dependence on pandemic, Economy, Governance and Law Basis, 2020, no. 6 (25). pp. 32-36. (In Russian). https://doi.org/10.24411/2305-8641-2020-10015

28. Batova N., Sachek P., Tochitskaya I. Circular economy in action: organization forms and best practices, BEROC, Center for Economic Research, 2018, 19 p. (In Russian).

29. Bobylev S. N. Environmental and economic consequences of COVID-19 on the global and Russian economics, Population and Economics, 2020, no. 4 (2), pp. 43-48. (In Russian). https://doi.org/10.3897/popecon4.e53279

30. Gafurova N., Oryntaev Zh. International cooperation in the fight against the COVID-19 coronavirus pandemic: foreign and national experience, Review of Law Sciences, 2020, pp. 127-133. (In Russian). https://doi.org/10.24412/2181-1148-2020-2-127-133

31. Popov A. V., Solov'eva T. S. Sustainability of workers in terms of the COVID-19 pandemic: international research experience, Upravlenie, 2020, vol. 8, no. 4, pp. 101-108. (In Russian). https://doi.org/10.26425/2309- 3633-2020-8-4-101-108

32. Filchenkova O. A. Environmental self-education of adults - investment in yourself or investment in the economy?, Modern Problems of Science and Education: Proceedings of conferences, vol. IX, ed. by T.V Shnurovozova, Moscow, Russian Academy of Natural History Publishing House, 2018, pp. 17-19. (In Russian).

33. The United Nations Organization reported on the growth of environmental pollution with masks and gloves, TASS, 2020, July 27. Available at: https://tass.ru/obschestvo/9063263 (accessed 11.09.2021).

34. Annual Report on the Implementation and Evaluation of the Effectiveness of the State Program of the Russian Federation "Environmental Protection" in 2019, Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation, 2020, June 17. Available at: http://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_programmy/godovoy_otchyet_o_khode_realizatsii_i_otsenke_ef-fektivnosti_gosudarstvennoy_programmy_rossiyskoy_fed/ (accessed 11.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. State Report on the State and Environmental Protection of the Russian Federation in 2019, Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation, 2020, December 30. Available at: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/proekt_go-sudarstvennogo_doklada_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federat2019 / (accessed 11.09.2021).

36. Grachev V. A. Coronavirus and ecology, The National Information Agency "Natural Resources", 2020, April 23. Available at: http://www.priroda.ru/reviews/detail.php?ID=12648 (accessed 11.09.2021).

37. Residents of Aleksandrov, whose rubbish collection stopped, attacked a rubbish truck, ZEBRA-TV, 2020, April 28. Available at: https://zebra-tv.ru/novosti/j izn/zhiteli-aleksandrova-u-kotorykh-perestali-vyvozit-musor-atakovali-musorovoz/ (accessed 11.09.2021).

38. Execution of Federal Budget Expenditures for the Implementation of National Projects, Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37356-ispolnenie_raskhodov_federalnogo_byudzheta_na_ryeal-izatsiyu_natsionalnykh_proektov (accessed 11.09.2021).

39. The Ministry of Economic Development has assessed the impact of the COVID-19 pandemic on the Russian economy, TASS, 2020, May 22. Available at: https://tass.ru/ekonomika/8535503 (accessed 11.09.2021).

40. Garbage for filling. In self-isolation from the Russians get more waste and less money, Kommersant, 2020, April 6. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4315050 (accessed 11.09.2021).

41. On Industrial Production in the First Quarter of 2021, Municipal Indicator Database. Available at: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/ IssWWW.exe/Stg/d02/69.htm (accessed 11.09.2021).

42. On Industrial Production in 2020, Municipal Indicator Database. Available at: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/ Stg/d02/8.htm (accessed 11.09.2021).

43. Education, Use, Neutralization and Placement of Production and Consumption Waste in the Russian Federation, Federal State Statistics Service (Rosstat). Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/11194 (accessed 11.09.2021).

44. Waste removal operators can stop working in 20 regions of Russia, TASS, 2020, April 17. Available at: https://tass.ru/obschest-vo/8273231?amp&amp (accessed 11.09.2021).

45. Report on Form 2-TP (Air), Federal Service for Supervision of Natural Resources (Rosprirodnadzor). Available at: https://rpn.gov. ru/activity/reports-receiving/air/ (accessed 11.09.2021).

46. Plan of Priority Government Measures to support the Economy in Connection with the Spread of Coronavirus, The Russian Government. Available at: http://static.govemment.ru/media/files/vBHd4YRxpULCaUNNTFLVpPSZbMCIA2Zq.pdf (accessed 11.09.2021).

47. Plan for Overcoming the Economic Consequences of a New Coronavirus Infection, The Russian Government. Available at: http://static. government.ru/media/covid19/plans/tVWKCCZ0d1cSk54xhs20d4UXw0AfEGMA/PlanRF.pdf (accessed 11.09.2021).

48. Preliminary Data on the Execution of Federal Budget Expenditures for the Implementation of National Projects as of January 1, 2020, Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=36929 (accessed 11.09.2021).

49. Draft State Report on the State and Environmental Protection of the Russian Federation in 2020, Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation. Available at: https://www.mnr.gov.ru/docs/proekty_pravovykh_aktov/proekt_gosu-darstvennogo_doklada_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsi_0921 / (accessed 11.09.2021).

50. The Regulatory Guillotine: the Progress of Reform, Website of the Reform of Control and Supervisory Activity, Analytical Center under the Government of the Russian Federation. Available at: https://knd.ac.gov.ru/ (accessed 11.09.2021).

51. Reshetnikov allowed the economy to return to a pre-crisis level before the end of the year, Vedomosti, 2021, April 2. Available at: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2021/04/22/867134-v-minekonomrazvitiya-dopustili-vozvrat-ekonomiki-k-dokov-idnomu-urovnyu-v-iii-kvartale (accessed 11.09.2021).

52. Information about Education, Treatment, Recycling, Neutralization, and Disposal of Waste Production and Consumption in the Form 2-TP (Waste) for 2020, organized by Federal Districts and Constituent Entities of the Russian Federation, Federal Service for Supervision of Natural Resources (Rosprirodnadzor). Available at: https://rpn.gov.ru/activity/regulation/help/ (accessed 11.09.2021).

53. Arkadii Tishkov: Environmental consequences of the COVID-19 epidemic or "Greta Thunberg's dream has come true!", Portal "ScientificRussia", 2020, April 28. Available at: https://scientificrussia.ru/articles/ekologicheskie-posledstviya-epi-demii-covid-19-ili-mechta-grety-tumberg-sbylas (accessed 11.09.2021).

54. The center of Kurgan city is littered with garbage. Waste is not taken out for the third day. Photo, URA.RU, 2020, April 22. Available at: https://ura.news/news/1052428629 (accessed 11.09.2021).

55. Economy without a virus: measures to support small and medium-sized businesses, as well as non-profit organizations in the face of a new coronavirus infection, Economy without virus. Available at: https://covid.economy.gov.ru/ (accessed 11.09.2021).

56. Haishang Wu. The interference model between environment sustainability and COVID-19, Journal of Human Behavior in the Social Environment, 2021, vol. 31, no. 1-4, pp. 489-496. https://doi.org/10.1080/10911359.2020.1851333

57. Cohen M. J. Does the COVID-19 outbreak mark the onset of a sustainable consumption transition? Sustainability: Science, Practice and Policy, 2020, vol. 16, no. 1, pp. 1-3. https://doi.org/10.1080/15487733.2020.1740472

58. El Zowalaty M. E., Young S. G., Jarhult J. D. Environmental impact of the COVID-19 pandemic - a lesson for the future, Infection Ecology & Epidemiology, 2020, vol. 10, no. 1, art. 1768023. https://doi.org/10.1080/20008686.2020.1768023

59. Jandric P., Jaldemark J., Hurley Z., Bartram B., Matthews A., Jopling M., Mañero J., MacKenzie A., Irwin J., Rothmüller N., Green B., Ralston S. J., Pyyhtinen O., Hayes S., Wright J., Peters M. A., Tesar M. Philosophy of education in a new key: Who remembers Greta Thunberg? Education and environment after the coronavirus, Educational Philosophy and Theory, 2020, vol. 53, no. 14, pp. 1421-1441. https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1811678

60. Wells P., Abouarghoub W., Pettit S., Beresford A. A socio-technical transitions perspective for assessing future sustainability following the COVID-19 pandemic, Sustainability: Science, Practice and Policy, 2020, vol. 16, no. 1, pp. 29-36. https://doi.org/10.1080/1548 7733.2020.1763002

61. Hockenos P. Shifting gears: The climate protest movement in the age of coronavirus, Yale Environment 360, 2020, March 26. Available at: https://e360.yale.edu/features/shifting-gears-the-climate-protest-movement-in-the-age-of-coronavirus (accessed 11.09.2021).

62. The Long-Term Environmental Implications of COVID-19, OECD, 2021, May 31. Available at: https://www.oecd.org/corona-virus/policy-responses/the-long-term-environmental-implications-of-covid-19-4b7a9937/ (accessed 11.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.