Научная статья на тему 'МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ'

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВО / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сынков Владимир Владимирович

В статье рассматривается вопрос о мерах поддержки, оказываемых бизнесу в Архангельской области в связи с распространением коронавирусной инфекции. Автором предпринята попытка теоретического осмысления некоторых дискуссионных вопросов, актуализированных пандемией коронавирусной инфекции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сынков Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS SUPPORT MEASURES IN THE COVID-19 PANDEMIC IN ARKHANGELSK REGION

The article discusses the question of what support measures are provided to businesses in the Arkhangelsk region in connection with the spread of coronavirus infection. An attempt was also made to theoretically comprehend some of the controversial issues raised by the coronavirus pandemic

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 347.731

DOI 10.34076/2658_512X_2021_2_68

Сынков Владимир Владимирович (synkovvv@icloud.com) Студент Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации

Vladimir V. Synkov University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Saint-Petersburg law institute (branch), Student

Научный руководитель: Фролов Алексей Иннокентьевич (f_ai@bk.ru) Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации

Кандидат юридических наук Academic supervisor: Aleksei I. Frolov Assistant professor of Civil law department University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Saint-Petersburg Law Institute (Branch) Candidate of Juridical Sciences

Меры поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19 в Архангельской области Business Support Measures in the Covid-19 Pandemic in Arkhangelsk Region

Для цитирования: Сынков В. В. Меры поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19 в Архангельской области // Уральский журнал правовых исследований. 2021. № 2. С. 68-76. DOI 10.34076/2658_512X_2021_2_68.

For citation: V. V. Synkov, Business Support Measures in the Covid-19 Pandemic in Arkhangelsk Region, UralJournal of Legal Research, 2021, No. 2. pp. 68-76.DOI10.34076/2658_512X_2021_2_68.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о мерах поддержки, оказываемых бизнесу в Архангельской области в связи с распространением коронавирусной инфекции. Автором предпринята попытка теоретического осмысления некоторых дискуссионных вопросов, актуализированных пандемией коронавирусной инфекции.

Ключевые слова: пандемия, коронавирусная инфекция, бизнес, предпринимательство, поддержка, государство, кризис.

Abstract: The article discusses the question of what support measures are provided to businesses in the Arkhangelsk region in connection with the spread of coronavirus infection. An attempt was also made to theoretically comprehend some of the controversial issues raised by the coronavirus pandemic.

Keywords: pandemic, coronavirus infection, business, entrepreneurship, support, government,

crisis.

Содействие развитию предпринимательства и частной инициативы - прямая обязанность Правительства Российской Федерации в соответствии с п. е3) ч. 1 ст. 114 Конституции

Российской Федерации (далее - Конституция РФ)1. Думается, что, несмотря на отсутствие в Конституции РФ прямой нормы, предписывающей государству оказывать поддержку бизнесу в условиях кризисных ситуаций, такая обязанность у государства есть. Ведь обеспечение стабильности социальной и экономической систем - необходимое условие развития Российской Федерации в свете буквы и духа Конституции РФ. Как справедливо указывает В.Д. Зорькин, именно в Конституции мы получили тот правовой фундамент, который обеспечил политическую, экономическую, социальную целостность России [1, с. 10].

Следует отметить, что пандемия коронавируса актуализировала одну из проблем российской правовой действительности - так называемое подзаконное нормотворчество. Понятие подзаконных правовых актов в законодательстве Российской Федерации (далее - РФ) отсутствует, что порождает дискуссию в обществе относительно широты допустимости правового регулирования подзаконными актами. В юридической литературе дается следующее определение подзаконных актов: подзаконный акт - акт, изданный на основе и во исполнение закона [2, с. 36]. Из сказанного следует, что подзаконный правовой акт не может быть принят в отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего вопросы, по которым издается подзаконный правовой акт. Однако, как отмечает Ю.Е. Винокуров, нередко акты Президента и Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) выполняют роль первичного или единственного источника правового регулирования, поскольку те или иные общественные отношения законодательно не урегулированы [3, с. 121]. И этому можно найти объяснение. Иногда изменения в объективной действительности происходят настолько быстро, что законодатель просто не успевает изменить существующий нормативно-правовой акт или принять новый: процедура принятия достаточно длительная и затратная. В таких случаях логично урегулировать отношения подзаконными актами. Вместе с тем, необходимо отметить, что подзаконное нормотворчество не должно носить постоянный характер, им не следует злоупотреблять. Нужно как можно скорее принимать соответствующие изменения в законодательство. Внеся изменения, можно принимать и подзаконные акты, которые будут направлены на детализацию норм закона [4].

В условиях пандемии коронавирусной инфекции российские предприниматели столкнулись с большим количеством проблем, в том числе экономического характера. Ограничительные меры, вводимые постепенно с марта 2020 года, вынуждали владельцев бизнес-предприятий перестраиваться под внешние обстоятельства. Резко упал спрос, а соответственно, и доходы предприятий. Это повлекло за собой существенные последствия для работников: кого-то отправляли в неоплачиваемый отпуск, кого-то вовсе сокращали. Кроме того, работодатели вынуждены были договариваться с арендодателями об уменьшении размеров арендной платы, и это удавалось им далеко не всегда. Многие уже в марте отмечали, что вынуждены работать в лучшем случае «в ноль» [5]. Ситуация была если не катастрофической, то близкой к таковой. Предприниматели и бизнес-аналитики давали неутешительный прогноз. Так, 69 % опрошенных предпринимателей (всего опрашивали 1500 предпринимателей) сошлись во мнении, что влияние пандемии коронавируса на российскую экономику будет максимально негативным [6]. Уже сейчас мы можем оценить «промежуточные итоги» «коронакризиса» - за период с августа 2019 года по август 2020 года закрылось порядка 1,16 млн малых и средних компаний (из них чистых закрытий - 280 тыс.), что в два раза превышает показатель за аналогичный предшествующий период [7]. При этом необходимо учитывать, что в период с 6 апреля 2020 года по 7 января 2021 года действовал мораторий на возбуждение дел о банкротстве в

1 Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосова-

ния 01.07.2020): Конституция Рос. Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.

соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»2.

Развитие предпринимательства - одно из обязательных условий построения рыночной экономики. Как справедливо указывает Б.Б. Коваленко, без предпринимательства [...] невозможно обеспечить нормальное и бесперебойное функционирование и динамичное развитие современной экономики [8, с. 18]. Именно поэтому особое значение в сложившихся условиях приобретает роль государства в поддержке бизнеса.

Правовую базу вопросов обеспечения мер поддержки в условиях пандемии коронавирус-ной инфекции в основном составляют подзаконные акты Правительства РФ3. Кроме того, некоторыми законами и подзаконными актами право предоставления мер поддержки закреплено за органами государственной власти субъектов РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации4 (далее - НК РФ) высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. предоставлены полномочия по продлению сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (подпункты 1 - 3 и 5 пункт 2 статьи 18 НК РФ), а также уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора. Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2020 № 670-р рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ предоставить арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и (или) в реестр некоммерческих организаций, наиболее пострадавших из-за ко-ронавируса, возможность получить отсрочку уплаты (в некоторых случаях - освобождение от уплаты) арендных платежей по договорам аренды имущества, находящегося в собственности субъекта РФ5. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 органам государственной власти субъекта РФ рекомендовано оказать арендодателям-собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, меры поддержки в части уплаты в 2020 г. налога на имущество, земельного налога, арендной платы за землю, на которой находится объект6.

Меры государственной поддержки можно классифицировать в зависимости от уровня бизнеса, а также от его отрасли. Общими мерами поддержки всех организаций можно назвать:

- экономию на авансовых платежах по налогу на прибыль;

- уменьшение взносов на травматизм за счет расходов на борьбу с вирусом;

- сокращение проверок контрольных органов;

- освобождение и отсрочки по штрафам;

- увеличение авансов по государственным контрактам;

- продление аренды государственной или муниципальной недвижимости [9].

2 О несостоятельности (банкротстве): федер. закон Рос. Федерации от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ: в ред. от 25.05.2020 г. № 163-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 43. ст.4190; 2020. № 22. Ст. 3384.

3 О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики (вместе с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов): Постановление Правительства Рос. Федерации от 02.04.2020 г. № 409 // Собр. законодательства РФ. 2020. № 15 (часть IV). ст. 2267; О мерах поддержки системообразующих организаций (вместе с Правилами отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций Российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки): Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2020 г. № 651 // Собр. законодательства РФ. 2020. № 20. ст. 3175.

4 Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020) // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3824.

5 О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 19.03.2020 г. № 670-р: в ред. от 11.07.2020 г. № 1032 // Собр. законодательства РФ. 2020. № 13. ст. 1952; 2020. № 29. ст. 4679.

6 Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества: Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 439 // Собр. законодательства РФ. 2020. № 15 (часть IV). ст. 2293.

На уровне Архангельской области для поддержки бизнеса также предусматривались определенные меры. При этом, губернатор Архангельской области А.В. Цыбульский отметил, что потери областного бюджета из-за введения налоговых льгот не так страшны, как перспектива потери целого ряда субъектов малого и среднего предпринимательства и, как следствие, существенное ухудшение ситуации на рынке труда [10].

Архангельским областным собранием депутатов в Закон Архангельской области от 14.11.2003 г. № 204-25-0З7 (далее - закон от 14.11.2003 г. № 204-25-03) были внесены изменения в части поддержки бизнеса в условиях пандемии коронавирусной инфекции. В результате законодательно были закреплены следующие меры поддержки:

- уменьшение суммы налога на имущество организаций. Пунктом 2 статьи 1.1. указанного выше закона Архангельской области предусматривалось уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости 100 кв. м. площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного принадлежащему ему объекта недвижимого имущества по выбору такого налогоплательщика в отношении объектов недвижимого имущества административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

- понижение ставки налога на имущество организаций. В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 ст. 1.1. закона от 14.11.2003 г. № 204-25-03 ставки налога устанавливались в пониженном размере (предусмотрены ст. 2 закона).

Кроме того, Законом Архангельской области от 27.04.2020 года № 254-16-038 предусматривается снижение налоговой ставки до 4 % при применении упрощенной системы налогообложения, при условии, что объектом налогообложения выступают доходы.

Также были внесены изменения в Закон Архангельской области от 30.09.2019 года № 131-10-039. В частности, закон был дополнен статьей 1.1., которая устанавливает размер налоговой ставки при применении налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка была установлена на уровне 8 %.

Закон Архангельской области от 19.11.2012 года № 574-35 ОЗ10 претерпел некоторые изменения в части размера потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по всем видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Теперь он установлен на уровне 1 рубля (при соблюдении некоторых условий). Патентная система налогообложения заменяет собой 3 вида налогов: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и налог на добавленную стоимость [11]. Снижение минимального порога потенциально возможного

7 Закон Архангельской области от 14.11.2003 г. № 204-25-0З (с изменениями на 29 мая 2020 года) // Электронный фонд правовой и научно-технической информации / Консорциум Кодекс. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/962008855 (дата обращения: 19.10.2020).

8 Закон Архангельской области от 27.04.2020 года № 254-16-0З // Электронный фонд правовой и научно-технической информации / Консорциум Кодекс. - URL: http://docs.cntd.ru/document/462650408 (дата обращения: 19.10.2020).

9 Закон Архангельской области от 30.09.2019 года № 131-10-0З (с изменениями на 29 мая 2020 года) // Электронный фонд правовой и научно-технической информации / Консорциум Кодекс. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/462645112 (дата обращения: 19.10.2020).

10 Закон Архангельской области от 19.11.2012 года № 574-35-0З (с изменениями на 27 апреля 2020 года) // Электронный фонд правовой и научно-технической информации / Консорциум Кодекс. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/462600953 (дата обращения: 19.10.2020).

дохода позволит значительно большему количеству предпринимателей перейти на патентную систему налогообложения и упростит систему уплаты налога.

Правительство Архангельской области предоставило субъектам предпринимательской деятельности, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность, относящуюся к пострадавшим отраслям российской экономики, указанным в подпункте 2 пункта 1.1 распоряжения Правительства Архангельской области от 07.04.2020 № 120-рп (код 0КВЭД 01), продление сроков уплаты определенных налогов.

Также субъектам предпринимательской деятельности были предоставлены определенные льготы в части отсрочки арендной платы и размера арендной платы. Постановлением Правительства Архангельской области от 07.04.2020 года № 167-пп11 была предусмотрена отсрочка арендной платы для субъектов предпринимательской деятельности. По договорам аренды государственного имущества, в том числе договорам аренды земельных участков, арендаторам, предоставляется возможность заключения дополнительных соглашений, предусматривающих отсрочку арендной платы на срок до 01.10.2020, начиная с даты введения режима повышенной готовности на территории области, установленной указом Губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у.

Среди положительных моментов, как на федеральном, так и на региональном уровне, следует отметить создание официальных информационных сайтов, предоставляющих возможность ознакомиться с перечнем мер поддержки бизнеса. Так, Правительством РФ разработан и введен в действие информационный раздел на сайте Правительства РФ, с помощью которого граждане и бизнес могут получить исчерпывающую информацию о действующих в России мерах поддержки в условиях распространения коронавирусной инфекции [12]. Кроме того, в открытом доступе находится информационный сервис Федеральной налоговой службы Российской Федерации, где по идентификационному номеру налогоплательщика можно получить подробную информацию о том, какие меры поддержки действуют в отношении конкретного предпринимателя [13].

На уровне Архангельской области действует информационный сервис Уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей, предоставляющий возможность найти подробную информацию не только о федеральных мерах поддержки предпринимателей, но и о том, какие меры действуют на уровне региона [14].

Вместе с тем, следует отметить ряд отрицательных моментов, связанных с недостаточностью мер поддержки бизнеса в условиях распространения COVID-19. Многие предприниматели отмечают, что меры государства не в полной мере отвечают сложившейся обстановке. Так, директор турагентства 000 «Ти Энд Ти Клуб» франчайзинговой сети «Интурист» 0льга Николаенко отмечает, что налоговая отсрочка не имеет смысла: «Я буду заниматься возвратами — откуда у меня возьмется налог на прибыль? Малому бизнесу предложили отсрочку по выплате страховых взносов, но на вопрос, будут ли начислены пени, в налоговой ответили, что примут решение только при изменении законодательства» [5]. Кроме того, некоторые отмечают, что направленность мер поддержки исключительно на субъектов малого и среднего предпринимательства также не является положительным моментом в государственной политике. Понятно, что государство прежде всего помогает более уязвимым, однако не стоит забывать и про крупный бизнес [5].

Также следует отметить некоторое несовершенство российского законодательства в части регулирования вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями. Во-первых, в

11 Постановление Правительства Архангельской области от 7 апреля 2020 года № 167-пп // 0фициаль-ный интернет-портал правовой информации: официальный сайт. - 2020. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/2900202004090001 (дата обращения: 19.10.2020).

законодательстве и подзаконных правовых актах наличествует большое количество терминов, которые не способствуют установлению единообразия в вопросах регулирования сложившейся ситуации. Как указывает В.Ю. Мельников, СМИ и представители власти продолжают употреблять различные понятия («чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное положение», «режим повышенной готовности», «карантин», «самоизоляция»), часто путая их друг с другом [15, с. 13]. Определение чрезвычайной ситуации, предложенное законодателем в абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»12 (далее - 68-ФЗ), казалось бы, соответствует сложившейся обстановке. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих и позволяющих органам власти вводить режим чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года № 715 (в ред. от 31.01.2020 года)13. В данном перечне, в частности, указывается и коронавирусная инфекция (2019-nCoV). В таком случае не ясно, по какой причине на территории РФ не был введен режим чрезвычайной ситуации. Распространено мнение, что режим ЧС не вводится потому, что его введение предполагает возмещение материального ущерба. Как отмечает С.А. Белов, «это не очень работающая гипотеза» [16, с. 10]. В то же время анализ норм 68-ФЗ позволяет констатировать следующее. Федеральным законом от 01.04.2020 года № 98-ФЗ в ст. 10 68-ФЗ были внесены изменения, касающиеся полномочий Правительства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. В частности, были введены пункты а.1) и а.2). Пунктом а.1) Правительству РФ делегировалось право принимать решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ. Однако нормы, регулирующие вопросы прав граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, изменены не были - там остался только термин ЧС. При этом нормы ст. 19 про обязанности граждан были изменены следующим образом - был введен абз. 6, которым гражданам РФ предписано выполнять установленные в соответствии с настоящим федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.. Как отмечают представители бизнеса, если бы в стране ввели карантин и объявили режим ЧС, то предпринимателям стало бы намного легче. Тогда государство возместило хотя бы часть расходов. Сейчас эта обязанность возложена на бизнес [5]. В любом случае, как справедливо отмечает А.И. Фролов, неразвитость понятийного аппарата, многообразие применяемых для обозначения ЧС терминов, препятствует выработке однозначных и ясно понимаемых правил поведения, решению проблем, связанных с регулированием общественных отношений при ЧС [17, с. 5].

Таким образом, проведенный анализ позволяет констатировать наличие как положительных, так и отрицательных моментов в сфере государственной политики по поддержке бизнеса в условиях пандемии. Снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, отсрочка по арендным платежам, снижение размера арендной платы - все это, безусловно, позволит большому количеству предпринимателей сохранить свой бизнес в непростых условиях пандемии. Кроме того, стоит положительно оценить действия государственных и региональных

12 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон Рос. Федерации от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ: в ред. от 23.06.2020 г. № 185-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 35. ст. 3648; 2020. № 26. Ст. 3999.

13 Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих: Постановление Правительства Рос. Федерации от 01.12.2004 г. № 715: в ред. 31.01.2020 г. № 66 // Собр. законодательства РФ. 2004. № 49. ст. 4916; 2020. № 6. Ст. 674.

властей, направленные на обеспечение доступности информации о мерах поддержки бизнеса. Создание единых информационных порталов позволяет компенсировать излишнюю «регули-рованность» соответствующих отношений большим количеством подзаконных актов.

Библиографический список

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. - М.: ИН-ФРА-М, 2013. - 1040 с.

2. Злобин А.В. Юридическая природа подзаконных нормативных актов в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 5 (88). С.34-39.

3. Прокурорский надзор: учебник / Ю.Е. Винокуров и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Высшее образование, 2005. - 460 с.

4. Демин А.В. К вопросу об ограничении подзаконного нормотворчества в сфере налогов и сборов // Финансовое право. 2009. № 11. С.30-33.

5. «Нас ждет череда банкротств»: как коронавирус повлиял на бизнес в России // Т—Ж: журнал про Ваши деньги: сайт. Ц^: https://joumal.tinkoff.ru/business-vs-koronavirus/ (дата обращения: 19.10.2020).

6. Влияние эпидемии коронавируса на бизнес и потребность в господдержке. Российский бизнес и коронавирус. Часть 1 // НАФИ - Аналитический центр: сайт. ЦКЬ: https://nafi. ru/projects/predpriшmatelstvo/rossiyskiy-biznes-i-koronavims-chast-1-predpriшmateli-o-vliyanii-epidemii-na-ikh-biznes-i-o-potreb/ (дата обращения: 18.10.2020).

7. Мал, да упал: в России за год закрылось больше миллиона компаний и открылось 870 тыс. новых организаций // Известия : сайт. ЦКЬ: https://iz.ru/1049102/ekaterina-vinogradova/mal-da-upal-v-rossii-za-god-zakrylos-bolshe-milliona-kompanii (дата обращения: 18.10.2020).

8. Предпринимательство как стратегический ресурс развития хозяйственной системы / Под редакцией д.э.н., проф., засл. деят. науки РФ В.А. Гневко. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2009. - 262 с.

9. Обзор: «Коронавирус: отраслевые и общие меры поддержки» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.10.2020).

10. Правительство Архангельской области утвердило антикоронавирусный план поддержки бизнеса // Регион 29 : сайт. Ц^: https://region29.ru/2020/04/08/5e8d7353764de9123e45 4c52.html (дата обращения: 18.10.2020).

11. Патентная система налогообложения // Федеральная налоговая служба : сайт. Ц^: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/patent/ (дата обращения: 18.10.2020).

12. Правительство запустило информационный сервис о мерах поддержки граждан и бизнеса в условиях коронавируса : информация Правительства Российской Федерации от 4 мая 2020 года. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 26.10.2020).

13. Какую помощь может получить мой бизнес? // ФНС России : сайт. Ц^: https://service. nalog.ru/covid19/?t=1613545494654 (дата обращения: 17.02.2021).

14. Дополнительные меры государственной поддержки бизнеса в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Архангельской области // Уполномоченный при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей : сайт. Ц^: https://бизнес-защитник.рф/covid-19/ (дата обращения: 17.02.2021).

15. Мельников В.Ю. Российское законодательство в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // Российский судья. 2020. № 8. С.12-18.

16. Верещагин А., Румак В. Пандемия продемонстрировала, что децентрализация делает власть более эффективной [Интервью с С.А. Беловым] // Закон. 2020. № 5. С.8-13.

17. Фролов А.И. Чрезвычайная ситуация: цивилистический аспект : автореф. дисс. ... канд. юрид.наук : 12.00.03 / Алексей Иннокентьевич Фролов; Национальный исследовательский Томский государственный университет. - Томск, 2013. - 22 с.

References

1. Commentary on the Constitution of the Russian Federation / ed. by V.D. Zorkin. - M.: IN-FRA-M, 2013. - 1040 p.

2. Zlobin A.V. By-law legal character in the Russian Federation // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2012. № 5 (88). P.34-39.

3. Prosecutor's supervision: Textbook / Yu.E. Vinokurov and others; under total. ed. Yu.E. Vi-nokurov. - M.: Higher education, 2005. - 460 p.

4. Demin A.V. On the issue of limiting subordinate rule-making in the field of taxes and fees // Financial Law. 2009. № 11. P.30-33.

5. «We are waiting for a series of bankruptcies»: how the coronavirus affected business in Russia // T—J : magazine about your money : website. URL: https://journal.tinkoff.ru/business-vs-koro-navirus/ (date accessed: 19.10.2020).

6. The impact of the coronavirus epidemic on business and the need for government support. Russian business and coronavirus. Part 1 // NAFI - Analytical Center : website. URL: https://nafi. ru/projects/predprinimatelstvo/rossiyskiy-biznes-i-koronavirus-chast-1-predprinimateli-o-vli-yanii-epidemii-na-ikh-biznes-io-potreb/ (date accessed: 18.10.2020).

7. Small, but fell: in Russia over a year closed more than a million companies and opened 870 thousand new organizations // Izvestia : website. URL: https://iz.ru/1049102/ekaterina-vi-nogradova/mal-da-upal-v-rossii-za-god-zakrylos-bolshe-milliona-kompanii (date accessed: 18.10.2020).

8. Entrepreneurship as a strategic resource for the development of the economic system / Edited by Doctor of Economics, Prof., Hon. active science of the Russian Federation V.A. Gnevko. - SPb.: Publishing house of the Saint Petersburg Academy of Management and Economics, 2009. - 262 p.

9. Review: «Coronavirus: Sectoral and General Support Measures» // Reference and Legal System «ConsultantPlus» (date of access: 10.18.2020).

10. The government of the Arkhangelsk region approved an anti-coronavirus plan for business support // Region 29 : website. URL: https://region29.ru/2020/04/08/5e8d7353764de9123e454c52. html (date accessed: 10.18.2020).

11. Patent system of taxation // Federal Tax Service : website. URL: https://www.nalog.ru/rn77/ taxation/taxes/patent/ (date of access: 18.10.2020).

12. The government launched an information service on measures to support citizens and businesses in the context of the coronavirus: information from the Government of the Russian Federation dated May 4, 2020. // Reference and Legal System «ConsultantPlus» (date of access: 10.26.2020).

13. What help can my business get? // Federal Tax Service of Russia: website. URL: https://service. nalog.ru/covid19/?t=1613545494654 (date of access: 17.02.2021).

14. Additional measures of state support for business in connection with the spread of a new coro-navirus infection (COVID-19) in the Arkhangelsk region // Commissioner under the Governor of the Arkhangelsk region for the protection of entrepreneurs' rights: website. URL: https: // business-defender.rf/covid-19/ (date of access: 17.02.2021).

15. Melnikov V.Yu. Russian legislation during the COVID-19 coronavirus pandemic // Russian judge. 2020. № 8. P.12-18.

16. Vereshchagin A., Rumak V. Pandemic demonstrated that decentralization makes power more effective [Interview with S.A. Belov] // Law. 2020. № 5. P.8-13.

17. Frolov A.I. Emergency situation: civilistic aspect : author. diss. ... Candidate of Legal Sciences : 12.00.03 / Alexey Innokentyevich Frolov; National Research Tomsk State University. - Tomsk, 2013. - 22 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.