Научная статья на тему 'МЕРЫ ПО СМЯГЧЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19, ПРИНЯТЫЕ В СТРАНАХ ЕАЭС И РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

МЕРЫ ПО СМЯГЧЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19, ПРИНЯТЫЕ В СТРАНАХ ЕАЭС И РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / COVID-19 / УЗБЕКИСТАН / ECONOMIC SITUATION / ECONOMIC GROWTH / STATE BUDGET / UZBEKISTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин С. А., Нарзуллаева У. Н.

Статья посвящена актуальной проблеме снижения негативных последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), с которыми в 2020 г. столкнулись все страны мира. Авторы анализируют сложившуюся социально-экономическую ситуацию, определяя возможные сценарии экономического развития Республики Узбекистан с учетом влияния макроэкономических факторов и принятых правительством мер. Особое внимание уделено мерам поддержки приоритетных секторов экономики республики, показано их значение для снижения нагрузки на субъектов экономической деятельности и в целом для стабилизации экономической ситуации в Узбекистане. Также в статье описаны меры, предпринятые Евразийской экономической комиссией для обеспечения функционирования ЕАЭС и дальнейшего укрепления сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронин С. А., Нарзуллаева У. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MITIGATION MEASURES CONSEQUENCES OF THE PROLIFERATION OF COVID-19 IN COUNTRIES EAEU AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article is devoted to the urgent problem of reducing the negative consequences of the spread of coronavirus infection (COVID-19), which all countries of the world faced in 2020. The authors analyze the current socio-economic situation, defining possible scenarios for the economic development of the Republic of Uzbekistan, accounting of the influence of macroeconomic factors and measures taken by the government. Particular attention to measures to support the priority sectors of the economy of the republic is paid, their importancefor reducing the burden on economic entities and, in general, for stabilizing the economic situation in Uzbekistan is shown. The article also describes the measures taken by the Eurasian Economic Commission to ensure the functioning of the EAEU and further strengthen cooperation.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПО СМЯГЧЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19, ПРИНЯТЫЕ В СТРАНАХ ЕАЭС И РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

УДК 338.22.021.4

С. А. Воронин

Институт бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан

(Ташкент, Узбекистан)

У. Н. Нарзуллаева

Институт бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан

(Ташкент, Узбекистан)

МЕРЫ ПО СМЯГЧЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ^¥10-19, ПРИНЯТЫЕ В СТРАНАХ ЕАЭС И РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Принята к публикации 18.08.2020

Статья посвящена актуальной проблеме снижения негативных последствий распространения коронавирусной инфекции (СОУГО-19), с которыми в 2020 г. столкнулись все страны мира. Авторы анализируют сложившуюся социально-экономическую ситуацию, определяя возможные сценарии экономического развития Республики Узбекистан с учетом влияния макроэкономических факторов и принятых правительством мер. Особое внимание уделено мерам поддержки приоритетных секторов экономики республики, показано их значение для снижения нагрузки на субъектов экономической деятельности и в целом для стабилизации экономической ситуации в Узбекистане. Также в статье описаны меры, предпринятые Евразийской экономической комиссией для обеспечения функционирования ЕАЭС и дальнейшего укрепления сотрудничества.

Ключевые слова: экономическая ситуация, экономический рост, государственный бюджет, COV[D-19, Узбекистан.

DOI: 10.32324/2412-8945-2020-3-62-71

Широкое распространение новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) приводит к ухудшению социально-экономической обстановки практически во всех странах мира. Для Узбекистана действие этого негативного фактора также создало серьезную угрозу для поддержания устойчивого экономического роста.

Учитывая, что вакцина против опасного вируса отсутствует, в ближайшей перспективе единственным решением для сохранения жизни людей является продолжение сдерживания распространения болезни. Выигрыш во времени позволяет своевременно подготовить инфраструктуру здравоохранения к возможному масштабному притоку больных. Понимание важности этой задачи и явилось предпосылкой принятия непопулярных мер по ограничению передвижения людей и их самоизоляции в домашних условиях. Это, в свою очередь, приводит к приостановлению деятельности отдельных секторов экономики, банкротству многих предприятий, что способствует росту безработицы, сокращению бюджетных поступлений и другим негативным тенденциям. Данные процессы характерны для боль-

шинства стран, столкнувшихся с негативными последствиями пандемии.

Не менее важными являются проблемы, связанные с качественным лечением заболевших граждан, проведением профилактических мер, оказанием мер дальнейшей поддержки бизнесу, населению, финансовому сектору, а также различным секторам экономики, существенно пострадавшим от распространения инфекции.

Глобальное распространение коронавирус-ной инфекции и принятые для ее сдерживания меры оказали негативное влияние на развитие экономики Узбекистана. Так, по мнению экспертов Всемирного банка [8], распространение коро-навируса COVID-19 является существенным ударом для экономики Узбекистана и его перехода к рыночной экономике (табл. 1). Ими прогнозируется, что в 2020 г. экономический рост в стране существенно снизится в результате значительного сокращения внешней торговли и крупномасштабных внутренних экономических потрясений.

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2020. № 3 (21). © С. А. Воронин, 2020 © У. Н. Нарзуллаева, 2020

Таблица 1

Динамика основных макропоказателей развития экономики Республики Узбекистан

по базовому сценарию, %

Макропоказатель 2017 г. (факт) 2018 г. (факт) 2019 г. (факт) 2020 г. (прогноз) 2021 г. (прогноз) 2022 г. (прогноз)

Реальные темпы роста ВВП, в постоянных рыночных ценах 4,5 5,4 5,6 1,6 6,5 5,5

Частное потребление 1,3 3,8 5,4 0,4 6,1 5,4

Государственное потребление 6,1 3,7 5,5 6,5 5,2 4,6

Валовые инвестиции в основной капитал 7,1 18,1 33,8 3,1 10,4 10,0

Экспорт товаров и услуг 1,3 10,7 10,9 1,2 6,7 10,1

Импорт товаров и услуг 2,2 26,8 47,3 3,2 11,2 14,2

Сельское хозяйство 1,2 0,3 2,5 2,6 2,8 3,4

Промышленность 5,4 11,5 8,9 2,1 5,2 5,8

Услуги 6,3 5,2 5,5 0,6 9,7 6,6

Инфляция (дефлятор частного потребления) 13,9 17,5 15,2 15,8 14,8 12,0

Баланс счета по текущим операциям, % к ВВП 2,5 -7,1 -4,2 -8,5 -5,3 -2,6

Фискальный баланс, % к ВВП -1,9 -2,1 -3,9 -5,6 -4,7 -2,5

Долг, % к ВВП 20,2 20,6 29,0 32,1 33,1 33,0

Общий фискальный баланс, % к ВВП -1,8 -1,7 -3,5 -5,1 -4,3 -2,2

Исходя из табличных данных, мы видим, что реальные темпы роста ВВП сократятся к концу года по сравнению с 2019 г. на 4 %. Темпы роста производства промышленной продукции снизятся в 2020 г. по сравнению с 2019 г. более чем в четыре раза, а сектора услуг за тот же период — в девять раз. Крупномасштабное падение производства в реальном секторе экономики неизбежно скажется на состоянии государственных финансов Республики Узбекистан. По прогнозам экспертов Всемирного банка, дефицит счета по текущим операциям удвоится, государственного долга — увеличится на 31 %, общего фискального баланса — на 1,6 % (см. табл. 1). Начиная с 2021 г., по прогнозам, в случае преодоления негативных последствий от СОУГО-19 динамика макропоказателей будет улучшаться, что положительно скажется на состоянии государственных финансов.

Оценки отечественных специалистов подтверждают эти негативные прогнозы Всемирного банка на 2020 год. Так, по мнению заместителя премьер-министра — министра экономического развития и сокращения бедности Джамшида Куч-карова, рост ВВП Узбекистана в первом квартале составил на уровне 4,1—4,4 %, что ниже показателей аналогичного периода прошлого года на 0,9—1,2 % (5,3 % — в январе — марте 2019 г.). Бюджетный дефицит в 2020 г. прогнозировался на уровне 2,7 %, но с учетом текущей ситуации этот показатель может вырасти на 2 п. п. [3].

Рассматривая эффекты от введения ограничений (карантина) на госбюджет страны, можно выделить следующее:

— бюджет испытывает прямые потери от реализации мер, направленных на сдерживание распространения инфекции (выявление инфицированных, лечение больных, организация этих процедур), трансферты и субсидии для поддержки отдельных секторов экономики, бизнеса и населения;

— государством введены налоговые льготы для отдельных сфер деятельности, малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;

— налогоплательщики сократили выплаты по причитающимся налогам и сборам в связи с падением производства (сокращением сферы услуг), приостановлением деятельности и по другим причинам (сокращение спроса, отсутствие сырья и комплектующих, отсутствие квалифицированных кадров);

— сократились выплаты в бюджет со стороны НДС и таможенных пошлин, акцизов на импортируемые виды продукции, что связано как с сокращением спроса на внутреннем рынке, введением ограничений для импортеров, так и с проблемами у самих производителей и поставщиков данной продукции.

Уже 19 марта 2020 г. в республике был принят первый пакет мер, направленный на обеспечение макроэкономической стабильности, эффективной социальной поддержки населения в период противодействия распространению коронави-русной инфекции и других глобальных рисков, недопущение резкого снижения доходов населения страны.

Среди принятых мер ключевое место имеет создание, согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 г. № УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коро-навирусной пандемии и глобальных кризисных явлений», специального Антикризисного фонда со средствами в размере 10 трлн сумов, функциями которого являются:

а) финансирование мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции;

б) поддержка предпринимательства и занятости населения;

в) расширение социальной поддержки населения;

г) обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики.

27 апреля 2020 г. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал Указ № УП-5986 «О дополнительных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии».

В соответствии с этим нормативным актом были введены дополнительные послабления для предпринимателей, в частности микрофирмам, малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, на деятельность которых негативно сказались последствия пандемии, до 31 декабря предоставляется беспроцентная отсрочка налогов (ранее — до 1 октября).

Физическим лицам предоставляется право на беспроцентную отсрочку по уплате подоходного налога, полученного от сдачи в аренду жилых помещений физическим лицам и нежилых помещений предпринимателям, которые приостановили деятельность в период распространения коро-навирусной пандемии. Сумма предоставляемой отсрочки по уплате налога на доходы физических лиц подлежит уплате равными долями в срок до 1 апреля 2021 г.

Общий размер налоговых стимулов, предоставленных бизнесу в рамках принятых указов президента Республики Узбекистан примерно составляет 3,7 трлн сумов, в том числе за счет налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц, фиксированному налогу для индивидуальных предпринимателей, социальному налогу — около 541 млрд сумов.

Для более чем 20 тыс. субъектов предпринимательства отменен порядок применения повышенных ставок по налогу на имущество и земельного налога, а также других штрафных санкций. В результате реализации этой меры общая сумма преференций для бизнеса составит около 1,8 трлн сумов.

Предпринимателям предоставлены отсрочки по уплате налогов в размере 1,3 трлн сумов, которые со временем поступят в бюджет в полном объеме (в 2021 г.). Им досрочно возвращена ранее уплаченная ими сумма НДС в размере 414 млрд сумов, которую можно было бы вернуть после 1 июля, как планировалось ранее.

В период с 20 по 24 апреля 2020 г. в республике проведен ряд селекторных совещаний под председательством президента Узбекистана Шав-ката Мирзиёева, на которых обсуждались вопросы развития строительных и промышленных отраслей, обеспечения занятости и недопущения снижения доходов населения на примере Самаркандской и Наманганской областей, обеспечения стабильности текстильной промышленности, смягчения воздействия пандемии на отрасль, обеспечения занятости населения и возобновления деятельности отраслей экономики в Ферганской и Кашкадарьинской областях. Таким образом, в борьбе с пандемией коронавируса в Узбекистане произошел переломный момент и наступает новый этап [7].

По мнению специалистов, на новом этапе развития страны первоочередными задачами становятся постепенный, взвешенный и осторожный выход из режима карантинных мероприятий, чтобы не спровоцировать новые вспышки распространения вируса, а также восстановление экономической активности, сдерживаемой ранее рамками карантинных мероприятий.

По решению Республиканской антикризисной комиссии с 25 апреля 2020 г. разрешена деятельность следующих юридических и физических лиц:

— пунктов коммерческих банков на различных объектах;

— рынков стройматериалов;

— сетевых магазинов крупных производителей, предназначенных для продажи собственных продуктов;

— ремесленников и мастеров по продаже созданных ими изделий; субъектов предпринимательства, занимающихся химической чисткой, выращиванием и продажей семян и саженцев, продажей автомобильных запчастей;

— организаций по оказанию сервисного обслуживания автомобилей, сельскохозяйственной и строительной техники;

— нотариальных контор и страховых компаний, а также разрешено возобновить приостановленные инвестиционные проекты и работы по строительству объектов социальной сферы.

На совещании 20 апреля 2020 г. главой государства дано поручение Специальной республиканской комиссии поэтапно смягчить карантинные ограничения в областях, районах и городах, в которых не были выявлены случаи коронави-руса или имеет место улучшение эпидемиологической ситуации. Предусматривается разрешить проведение всех видов строительных работ при условии полного соблюдения правил карантина.

В республике одним из ведущих секторов экономики является строительная сфера, в которой занято 1 325 тыс. человек. Поэтому именно этой отрасли уделено первоочередное внимание в ходе восстановления экономической активности в национальной экономике.

В целях недопущения снижения объемов строительства в период карантина в отрасль направлено дополнительно 3,6 трлн сумов.

Для стимулирования строительства жилья внедряется механизм, в соответствии с которым Государственный фонд по поддержке развития предпринимательской деятельности будет предоставлять частным подрядным организациям частичную компенсацию расходов по процентам кредитов и поручительство в размере до 50 % от суммы кредита. Предусматривается продление ипотеки с 15 до 20 лет, повышение верхней границы суммы ипотеки.

Строительная отрасль тесно связана с рынком строительных материалов. С учетом этого перед акционерной компанией «Узстройматериа-лы» была поставлена задача довести в первом полугодии 2020 г. производство продукции до

10 трлн сумов и до 22 трлн сумов до конца текущего года.

На совещании 23 апреля 2020 г. были рассмотрены проблемы обеспечения бесперебойной работы текстильной промышленности, смягчения воздействия коронавирусной пандемии на данную отрасль. Данная сфера экономики также является одной из ключевых с точки зрения занятости населения и экспортного потенциала. В текстильной промышленности действует более 2 тыс. предприятий, на которых заняты 365 тыс. работников.

Для активизации текстильной отрасли необходимо обеспечить предприятия оборотными средствами, способствующими ее стабильному функционированию в условиях действующих ограничений и сокращения рынков сбыта текстильной продукции. С этой целью принято решение о продлении с 90 до 150 дней срока окончательной оплаты за хлопок-волокно, реализованный до 1 апреля текущего года. Министерству финансов было поручено внедрить механизм оперативного возврата суммы НДС прямо на таможне.

Особое внимание уделено развитию текстильной отрасли на перспективу с учетом ее высокого экспортного потенциала. В этих целях будут организованы крупные экспортные предприятия с участием зарубежных компаний по производству востребованной продукции под известными брендами.

По поручению президента Узбекистана с 8 мая 2020 г. в республике вводится режим оценки эпидемиологической опасности, в соответствии с которым все регионы разделяются по уровням риска заражения коронавирусом на три зоны.

В «красную» зону с высоким риском распространения инфекции, где за последние 14 дней были выявлены новые случаи заражения, вошли территории Самаркандской, Наманганской, Ферганской, Ташкентской, Андижанской, Бухарской и Сырдарьинской областей, а также Республика Каракалпакстан. «Желтый» уровень опасности со средним уровнем риска заражения установлен для Сурхандарьинской, Хорезмской областей и города Ташкента. «Зеленый», минимальный уровень риска получили такие области, как Навоийская, Джизакская и Кашкадарьинская.

Введение «зонирования» позволит максимально упростить использование ограничительных и либеральных инструментов в зависимости от эпидемиологической ситуации в соответствующем регионе, области, населенных пунктах.

12 мая 2020 г. на видеоселекторном совещании главой государства были озвучены дополнительные меры по поддержке бизнеса:

— ставка социального налога для малого предпринимательства и фермерских хозяйств будет снижена с 12 до 1 % в период с мая по июль текущего года. В результате реализации этой меры более 260 тыс. предприятий и фермерских хозяйств смогут сэкономить около 650 млрд су-

мов и использовать их в качестве оборотных средств;

— субъекты малого бизнеса и индивидуальные предприниматели будут освобождены от земельного налога и налога на имущество в течение следующих трех месяцев (июнь, июль, август). В результате более 50 тыс. предпринимателей получат 300 млрд сумов;

— в апреле — мае более 1 000 субъектам предпринимательства будут списаны 80 млрд сумов пени, начисленной за просрочку уплаты налога на землю и имущество;

— предприниматели получили возможность оплачивать таможенные пошлины с отсрочкой до 120 дней, что оставит в их распоряжении около 540 млрд сумов;

— для дальнейшей поддержки малообеспеченных семей из бюджета будет выделено еще 200 млрд сумов, что позволит охватить пособиями еще 70 тыс. семей (на 10 % больше, чем до принятия мер);

— процентные выплаты предпринимателям по инвестиционным кредитам будут покрываться государством со ставкой до 26 % (ранее — только по ставкам до 22 %);

— сумма компенсаций по кредитам на сумму до 500 млрд сумов (ранее — до 10 млрд сумов), выданных предпринимателям на пополнение оборотных средств, будет увеличена с 5 до 10 % [6].

На дальнейшую поддержку бизнеса и населения будет направлено дополнительно более 2 трлн сумов, или около 197,3 млн долл. США.

Принятые меры привели к тому, что к настоящему времени с соблюдением мер предосторожности заработало около 10 тыс. из 14 тыс. промышленных предприятий, приостановивших деятельность на период карантина (178 тыс. работников вернулись на работу).

Парламент страны в ходе четвертого пленарного заседания одобрил Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан „О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год"». Данный закон разработан на основе Указа Президента РУ «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» и постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению стабильности Государственного бюджета Республики Узбекистан и своевременного финансирования первоочередных мероприятий в период коронавирусной пандемии».

Принятие Закона направлено на обеспечение стабильности государственного бюджета в период коронавирусной пандемии и оптимизацию расходов с учетом приоритетных направлений. В связи с этим были внесены соответствующие изменения в предельные размеры бюджетных ассигнований.

На основании постановления президента определены соответствующие мероприятия по

сокращению расходов из республиканского и местных бюджетов, правовые основы исполнения которых закреплены в законе. Увеличиваются трансферты, предоставляемые местным бюджетам в связи с установлением финансирования из местных бюджетов субсидий на выплату за юридическую помощь, оказанную адвокатами, покрытие стоимости электроэнергии, потребляемой фермерскими хозяйствами, и негосударственным дошкольным образовательным организациям.

Законом в целях обеспечения стабильности государственного бюджета в период коронави-русной пандемии и глобального кризиса оптимизируются бюджетные расходы и предусматривается их направление на первоочередные меры по смягчению негативного воздействия пандемии на отрасли экономики.

Предполагается, что после снятия ограничений и восстановления функционирования деятельности субъектов предпринимательства основная часть вынужденных потерь в доходах бюджета будет возмещена.

Таким образом, в Узбекистане в целях поддержки предпринимательства были приняты масштабные меры. Это оказало позитивное влияние на сохранение рабочих мест и поддержку бизнеса. В то же время сокращение налоговых поступлений от импортеров, а также от налогоплательщиков, сокративших объемы выпуска продукции и полностью приостановивших свою работу во время карантина, выделение бюджетных средств на поддержку экономики, бизнеса и населения — все это негативно скажется на формировании бюджетных средств будет сказываться в течение всего 2020 г.

В целях повышения эффективности принимаемых мер очень важно использовать опыт их применения в зарубежных странах. Большой интерес представляют меры, принятые в странах ЕАЭС, которые направлены на сдерживание распространения коронавирусной инфекции и смягчение ограничений в экономике.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) за последние два месяца приняла ряд мер по оперативному реагированию на распространение коронавирусной инфекции СОУТО-19 [5].

Так, 16 марта 2020 г. принято решение Совета ЕЭК № 21 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации государствами — членами ЕАЭС мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коро-навирусной инфекции 2019-пСоУ».

В соответствии с этим документом освобождены от ввозной таможенной пошлины товары, которые импортируются для предупреждения и предотвращения распространения коронави-русной инфекции на территории ЕАЭС. Принятое решение распространяется прежде всего на средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие

средства, диагностические реагенты, медицинское оборудование и материалы. Освобождение от уплаты ввозной пошлины осуществляется на основании подтверждения их целевого назначения национальными органами сферы здравоохранения. Данные требования распространяются на медицинские товары, ввозимые в Союз в период с 16 марта по 30 сентября 2020 г.

24 марта 2020 г. утверждено решение Коллегии ЕЭК № 41 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 „О мерах нетарифного регулирования"». Согласно данному документу, введен временный запрет на вывоз из ЕАЭС средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения и материалов (вата, марля, бинты, маски, полумаски, маски-респираторы, респираторы и некоторые другие товары). Эти требования действуют с 5 апреля по 30 сентября 2020 г.

25 марта 2020 г. принято распоряжение Совета ЕЭК № 11 «О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронави-русной инфекции СОУТО-19» о совместных и скоординированных действиях стран ЕАЭС по широкому кругу вопросов при реализации таких мер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны ЕАЭС договорились обмениваться информацией и проводить оперативные консультации по предпринимаемым действиям и разрабатываемым нормативным правовым актам в целях реагирования на распространение коронавирус-ной инфекции, координировать деятельность национальных органов сферы здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Правительствам союзных государств поручено проработать вопросы оказания взаимной помощи, в том числе гуманитарной, адресных коммерческих поставок друг другу в случае возникновения дефицита товаров. Принимаемые меры реагирования на распространение корона-вирусной инфекции (в сферах таможенно-тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, осуществления транспортного, санитарного, ве-теринарно-санитарного, карантинного фитосани-тарного контроля, технического регулирования и трудовой миграции), будут обсуждаться во внеочередном порядке и вступать в силу в 10-дневный срок с даты их публикации на сайте ЕЭК.

3 апреля 2020 г. принято Решение Совета ЕЭК № 33 «О внесении изменений в некоторые Решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров критического импорта», Решение № 34 «О внесении изменений в перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в целях реализации государствами — членами ЕАЭС мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-пСоУ» и Решение № 36 «О внесении изменения в Правила определения происхождения товаров из раз-

вивающихся и наименее развитых стран и об особенностях представления сертификата о происхождении товара в условиях распространения коронавирусной инфекции 2019-пСоу».

Совет ЕЭК утвердил перечень товаров критического импорта, в отношении которых предоставляется тарифная льгота в виде освобождения от ввозных таможенных пошлин при импорте в государства — члены Евразийского экономического союза на срок с 1 апреля по 30 июня 2020 г. включительно. В перечень указанных товаров вошли отдельные сельскохозяйственные и продовольственные товары (картофель, лук, чеснок, капуста, морковь, перец, рожь, рис длиннозер-ный, гречневая крупа, соки и готовые продукты для детского питания), а также отдельные готовые лекарственные средства и товары медицинского назначения (эндоскопы, термометры бесконтактные, одноразовые пипетки, передвижные дезинфекционные установки).

Помимо этого расширен список товаров, используемых для производства лекарственных средств, а также товаров медицинского назначения (термосумки, пленки для герметизации флаконов, медицинские морозильники), ввоз которых в период с 16 марта по 30 сентября 2020 г. осуществляется беспошлинно при условии подтверждения целевого назначения таких товаров уполномоченными органами в сфере здравоохранения.

Также упрощен действующий порядок предоставления сертификатов происхождения формы «А», выдаваемых развивающимися и наименее развитыми странами. Принятое решение позволит на протяжении 6 месяцев использовать бумажную или электронную копию сертификатов и не представлять при таможенном декларировании их оригиналы. Данные изменения действуют с 18 апреля по 30 сентября 2020 г.

10 апреля 2020 г. утверждено Распоряжение Евразийского межправительственного совета № 6 «О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции СОУТО-19».

Меры разработаны для обеспечения эффективного функционирования ЕАЭС, поддержания макроэкономической стабильности, создания условий для дальнейшего экономического роста. Они направлены прежде всего на локализацию распространения коронавируса, защиту здоровья людей, минимизацию последствий для бизнеса, сохранение занятости населения, обеспечение устойчивости финансовой системы. Ключевыми задачами правительства государств ЕАЭС и ЕА-ЭК в настоящее время является принятие новых совместных мер по предупреждению и предотвращению распространения коронавирусной инфекции, содействию экономическому развитию в условиях пандемии [5].

17 апреля 2020 г. на совещании руководителей торгово-промышленных палат государств ЕАЭС с участием членов Коллегии Евразийской

экономической комиссии был рассмотрен вопрос о целесообразности проведения опроса предпринимателей о барьерах в торговле и перемещении медицинских и других товаров повышенного спроса, возникшего в связи с пандемией корона-вируса. После их обобщения все предложения будут рассмотрены на заседании Евразийской экономической комиссии.

По мнению председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича, в настоящее время необходимо помочь предприятиям промышленности, транспорта, услуг, которые оказались в сложной ситуации: «Надо им помочь на возвратной, но льготной основе, с отсрочкой на два-три года. Макроэкономисты мне могут возразить, что это негативно скажется на курсе национальных валют и инфляции. Да, это так, но надо поддержать сферу материального производства и услуг, — и тогда плавно выйдем из кризиса» [1].

Михаил Мясникович остановился на комплексе срочных антикризисных стабилизационных мер и мер по восстановлению и дальнейшему развитию экономик стран ЕАЭС, которые были утверждены Межправительственным советом. Отменен ряд процедур оценки соответствия медицинских товаров с целью их быстрого поступления на рынки стран Союза, предусмотрено создание «зеленого коридора» для импорта критически важных товаров, временное снижение или обнуление ввозных таможенных пошлин на комплектующие материалы для отдельных отраслей экономики. Важной проблемой в настоящее время является обеспечение бесперебойной работы транспортных грузовых перевозок, принятие новых форм поддержки бизнеса, в первую очередь малого и среднего.

В ходе совещания было также отмечено, что отдельные национальные регуляторы принимают односторонние решения в поддержку собственной экономики, чем зачастую создают дополнительные трудности для партнеров по ЕАЭС. Это все провоцирует принятие ответных мер, еще более жестких. В связи с этим предложено принять положение, в соответствии с которым все решения национальных регуляторов должны быть в обязательном порядке согласованы.

Руководители торгово-промышленных палат обсудили национальные меры и договорились объединить усилия, чтобы при поддержке ЕЭК выработать совместные решения по укреплению сотрудничества и стимулированию экономического строительства в ЕАЭС в условиях кризиса.

По итогам заседания руководители национальных палат государств ЕАЭС приняли обращение к бизнесу, в котором «призвали предпринимателей Союза информировать о возможностях, потребностях и проблемах сотрудничества с партнерами в рамках ЕАЭС, барьерах в торговле и перемещении на территории стран ЕАЭС медицинских и других товаров повышенного спроса, возникшего в связи с пандемией корона-вируса, предложениях по интенсификации интеграционных процессов и ускорению формиро-

вания единого экономического пространства ЕАЭС» [1].

Принятые решения направлены на стабилизацию экономической ситуации на пространстве ЕАЭС и имеют важное значение для населения соответствующих стран. Для Узбекистана представляет интерес анализ конкретных мер, принятых для сдерживания распространения вируса, смягчения последствий от введенных ограничительных мер для бизнеса и населения (приложение).

Среди множества решений, принятых в странах ЕАЭС за последние месяцы, можно выделить следующие типичные меры, характерные для многих государств:

— создание условий для максимальной изоляции мест (населенных пунктов, городов, районов, регионов), в которых имеется высокий уровень заражения коронавирусной инфекцией (сокращение физических контактов);

— оказание разовой адресной социальной помощи пожилым людям и лицам с хроническими заболеваниями в период действия режима самоизоляции;

— поддержка структур здравоохранения, ответственных за выявление заболевания, доставку инфицированных лиц в соответствующие клиники, организацию качественного карантина для контактирующих с больными лиц, а также лечение и последующую поддержку данных лиц (включая меры стимулирования труда медиков и других лиц, участвующих в специальных мероприятиях по борьбе с последствиями инфекции);

— выделение индивидуальных средств уязвимым слоям населения, в частности, людям

с низкими доходами, на ребенка, безработным (ежемесячно);

— проведение мониторинга цен на продовольственных рынках и сдерживание необоснованного роста цен на продукты питания;

— оказание поддержки торговым предприятиям всех форм собственности для широкого распространения и организации онлайн-продаж;

— предоставление кредитных каникул по всем видам кредитов вне зависимости от используемой процентной ставки;

— предоставление широкого круга налоговых льгот и возвратных налоговых кредитов для секторов экономики, наиболее сильно пострадавших от пандемии;

— выделение субсидий хозяйствующим субъектам для перевода их бизнеса в онлайн-режим деятельности.

В странах ЕАЭС распространение коронави-руса находится под контролем государства, а не развивается хаотично, как например, в Италии, Испании, США и других государствах. Система здравоохранения в этих государствах до настоящего времени справляется с ростом больных и обеспечивает им лечение.

В связи с этим ряд мер, используемых в странах ЕАЭС, можно использовать и в Республике Узбекистан. Об этом свидетельствует эпидемиологическая ситуация, которая складывается в этих странах (табл. 2) [2]. Так как процесс распространения пандемии пока еще в мире продолжается, то и меры по борьбе с СОУГО-19 могут меняться в зависимости от изменения ситуации.

Таблица 2

Эпидемиологическая ситуация с COVID-19 в странах ЕАЭС по состоянию на 26 апреля 2020 г.,

число случаев

Параметр Россия Беларусь Казахстан Армения Кыргызстан

Выявленные случаи, всего 80 949 (100 %) 10 463 (100 %) 2 717 (100 %) 1 746(100 %) 682 (100 %)

Выздоровели, всего 6 767 (8,3 %) 1 695 (16,2 %) 682 (25,1 %) 833 (47,7 %) 370 (54,2 %)

Умерли, всего 7 47 (0,9 %) 72 (0,7 %) 25 (0,9 %) 28 (1,6 %) 8 (1,2 %)

Если учесть, что всего в мире на 26 апреля 2020 г. выявлено 2 971 475 случаев заражения этой болезнью, то в Российской Федерации — 80 949 (2,71 %), Беларуси — 10 463 (0,35 %), Казахстане — 2 717 (0,09 %), Армении — 1 746 (0,06 %) и Кыргызстане — 682 (0,0002 %) случаев заболевания. В Узбекистане по состоянию на 26 апреля всего выявленных случаев болезни составляет 1 869, или 0,06 % [2].

В мире на эту дату всего выздоровели 865 733 человек (29,1 % от всех выявленных больных), а случаев летального исхода — 206 542 (7,0 %). В Узбекистане по состоянию на 26 апреля выздоровели 789 человек, или 42,2 % от всех зараженных коронавирусной инфекцией.

Можно сказать, что Правительству Узбекистана в результате принятия соответствующих

мер в целом удается удерживать ситуацию с распространением инфекции под контролем государства и страна по данному показателю занимает высокое место.

Однако необходимо учесть, что в республике на эту дату удалось провести меньше тестов на проверку заболевания, чем, например, Российской Федерации, Казахстану и другим рассматриваемым странам. Имеется вероятность того, что среди населения республики есть значительное количество граждан, являющихся носителями данного вируса или заболевших в легкой форме.

Анализ развития ситуации в мире свидетельствует об опасности распространяющейся эпидемии и необходимости использования системного подхода к ее сдерживанию и сокращению нега-

тивных последствий для экономики, бизнеса и населения.

При переходе от политики изоляции (карантина) к стратегии смягчения ограничений от действия СОУГО-19 всегда нужно иметь в виду вероятность возникновения повторной волны распространения этой инфекции (как, например, это произошло в Китае). Правительство этой страны в конце марта объявило о том, что в целом страна справилась с распространением инфекции, однако вскоре появились угрозы начала повторной волны эпидемии из-за роста количества завозных случаев инфекции. В апреле — мае 2020 г. Харбин стал центром повторного распространения коронавирусной инфекции, так как в течение 10 дней в городе подтвердили 57 случаев заболевания.

Поэтому в целях сдерживания распространения инфекции Харбин с середины апреля ввел 28-дневный карантин для приезжающих из-за рубежа: две недели люди должны были находиться в карантинном центре, а затем еще две недели дома. Китай закрыл все переходы через границу с Российской Федерацией, но Харбин продолжал принимать рейсы из России [4].

В связи с этим, вводя на определенный период ограничения на перемещение людей или их

отменяя, всегда необходимо учитывать, что несвоевременная реализация мер может привести к повторной волне распространения инфекции. В итоге это может привести к потере контроля за развитием ситуации и нестабильности в обществе (опыт Италии, Испании, США и др. стран).

Используя международный опыт и учитывая особенности национальной экономики, действующие традиции, культуру поведения, государству необходимо найти баланс между темпами роста количества заболевших и масштабом действия ограничительных мер.

Поддержание приемлемого уровня нагрузки на систему здравоохранения, обеспечение роста выздоравливающих над числом заболевших СОУГО-19, сокращение случаев летального исхода — все это является подтверждением обоснованности выбора мер реагирования на распространение инфекции, условием одобрения принятых мер населением соответствующей страны. Этот критерий необходимо всегда учитывать при использовании опыта противодействия пандемии, накопленный в странах ЕАЭС, а также в других государствах, находящихся в различных регионах мира.

Общие меры Специфические меры

1. Сдерживание распространения коронавируса и поддержка лиц, находящихся на карантине, а также больных коронавирусом

Объявление режима чрезвычайной ситуации (Кыргызстан — 22.03.20; Казахстан — 15.03.20; Армения — 16.03.20) Приостановление воздушного, автомобильного и железнодорожного сообщения со всеми странами Введение карантина для граждан, прибывших из других стран, а также лиц, которые контактировали с инфицированными Выделение из госбюджета на профилактику, контроль и лечение от коронавирусной инфекции 121 175,4 тыс. драмов, или $245 тыс. (Армения) Направлено на поддержку экономики из-за эпидемиологической ситуации 110 млн руб., или $42,7 млн (Республика Беларусь)

Обеспечение населения средствами защиты (одноразовые маски, гигиенические средства) и установление норм их реализации Принятие закона об онлайн-контроле в целях отслеживания местонахождения и выявления телефонных звонков граждан в условиях объявленного из-за коронавируса чрезвычайного положения (Армения)

Аккумулирование средств для проведения мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией и их распределение по утвержденным направлениям Выделение Международным валютным фондом (МВФ) помощи в виде $120,9 млн (Кыргызстан)

В случае заболевания или смерти медработника от коро-навирусной инфекции предоставление единовременных социальных выплат из госбюджета Дополнительные выплаты медицинским работникам за сверхурочную и опасную работу Выделение на борьбу с коронавирусной инфекцией более 1,2 % ВВП (Россия) Финансирование за счет госбюджета расходов, связанных с мероприятиями по предупреждению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом, в размере 2,3 млн руб., или $893 тыс. (Республика Беларусь)

2. Поддержка экономики и финансового сектора

Формирование финансового резерва

Предоставление налоговых льгот для индивидуальных предпринимателей, работающих в общеустановленном порядке налогообложения Выделение на поддержку граждан и экономики 293,3 млрд тенге (Казахстан)

Приложение

Общие и специфические меры сдерживания негативных последствий СОУШ-19, принятые в странах ЕАЭС (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Армения)

Окончание приложения

Введение льгот по налогу на имущество юридических лиц и налогу с индивидуальных предпринимателей по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам Введение временных ограничений на объявление государственных закупок товаров, работ и услуг, за исключением необходимых для поддержания здоровья граждан и общественной безопасности (Кыргызстан)

Создание гарантийного фонда для реструктуризации кредитов компаний, пострадавших от пандемии Унификация конечной ставки кредита на уровне 6 % и льготные меры поддержки бизнеса в соответствии с действующими госпрограммами (Казахстан)

Выделение правительством дотации в размере 33,4 млрд руб. 77 регионам (Россия)

3. Поддержка бизнеса и занятости населения

Предоставление отсрочки по уплате задолженности по налогам и социальным отчислениям Продление сроков сдачи налоговой декларации физических лиц и индивидуальных предпринимателей Установление ставки НДС в размере 8 % при совершении оборотов по социально значимым продовольственным товарам на период до 1 октября 2020 г. (Казахстан)

Неприменение налоговых санкций и пени за несвоевременное исполнение налоговых обязательств Освобождение от уплаты акцизов производителей подакцизных товаров (Казахстан)

Временный запрет на проведение процедур банкротства предприятий Предоставление беспроцентных кредитов на выплату заработной платы функционирующих предприятий и приостановивших свою деятельность Продление сроков сдачи отчетов субъектами бизнеса по налогам и социальным отчислениям до 1 июля 2020 г., при условии своевременной оплаты платежей (Кыргызстан); Установление для бизнеса бесплатных услуг по выдаче сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах (Россия)

Продление срока моратория на проверки контролирующими органами и ограничение выездных налоговых проверок Расширение кредитования от 400 млрд тенге до 1 трлн тенге для снижения импортозависимости и обеспечения продовольственной безопасности (Казахстан)

Предоставление хозяйствующим субъектам отсрочки по платежам за аренду государственного имущества Принятие «Дорожной карты занятости» для обеспечения стабильности на рынке труда, общее финансирование которой составит 300 млрд тенге (Казахстан)

4. Поддержка населения (малообеспеченных, безработных и других иждивенцев)

Предоставление бесплатных продуктово-бытовых наборов многодетным семьям, инвалидам и другим социально уязвимых группам населения Выделение 10 тыс. тонн муки из Фонда материальных резервов (Кыргызстан)

Утверждение перечня социально значимых товаров, по которому вводится государственное регулирование цен Установление ежемесячных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет; Дополнительная выплата по 5 тыс. руб. имеющим право на маткапитал семьям с ребенком до трех лет (Россия)

Временный запрет на вывоз продуктов в третьи страны Установление ежемесячных выплат лицам, лишившимся доходов в связи с введением чрезвычайного положения, в размере одной минимальной заработной платы 42 500 тенге (Казахстан)

Неначисление штрафных санкций и пени за неуплату платежей за коммунальные услуги (электроэнергия, вода, газ, вывоз мусора, услуги связи, интернет и др.) Принятие пакета мер помощи гражданам, потерявшим работу в условиях чрезвычайного положения из-за коро-навируса: а) первая мера касается граждан или физических лиц, которые были заняты в частном секторе с 1 января по 13 марта 2020 г., уволенных в период с 13 по 30 марта 2020 г. Помощь предполагает единовременную выплату в размере минимальной зарплаты 68 тыс. драмов (около $140). Помощь не будет дана тем, чья двухмесячная зарплата превысила 500 тыс. драмов (более $1 тыс.); б) вторая мера предполагает выплату единовременного пособия в 100 тыс. драмов ($200) безработным беременным женщинам, чьи мужья потеряли работу в период с 13 по 30 марта 2020 г. и не переходили на другую работу (Армения)

3. Люди важнее макроэкономических показателей — Тимур Ишметов. URL: https://www. gazeta.uz/ru/2020/04/16/finance/

4. Новая волна. В Китае закрыли на карантин 10-миллионный город. URL: https://kun.uz/ru/ news/2020/04/23/novaya-volna-v-kitaye-zakryli-na-karantin-10-millionnyy-gorod

coronavirus-stat

Список литературы

1. Бизнес-сообщество ЕАЭС подготовит предложения в пакет антикризисных мер в Союзе. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/17-04-2020-2.aspx

2. Коронавирус COVID-19: статистика по Узбекистану и миру. URL: https://www.gazeta.uz/ru/

5. Обзор ключевых мер и решений ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/ Pages/measures.aspx

6. Президент объявил о новых мерах поддержки бизнеса и населения. URL: https:// www.gazeta.uz/ru/2020/05/13/support/

7. Хакимов О. Узбекистан в преодолении пандемии: приоритеты поствирусного развития. URL:

https://review.uz/ru/post/uzbekistan-v-preodolenii-pandemii-prioritet-postvirusnogo-razvitiya

8. Europe and Central Asia Economic Update, Spring 2020: Fighting COVID-19. URL: https:// openknowledge.worldbank.org/handle/10986/33476

S. А.Voronin, U. N. Narzullaeva

MITIGATION MEASURES CONSEQUENCES OF THE PROLIFERATION OF COVID-19 IN COUNTRIES EAEU AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article is devoted to the urgent problem of reducing the negative consequences of the spread of coronavirus infection (COVID-19), which all countries of the world faced in 2020. The authors analyze the current socio-economic situation, defining possible scenarios for the economic development of the Republic of Uzbekistan, accounting of the influence of mac-roeconomic factors and measures taken by the government. Particular attention to measures to support the priority sectors of the economy of the republic is paid, their importancefor reducing the burden on economic entities and, in general, for stabilizing the economic situation in Uzbekistan is shown. The article also describes the measures taken by the Eurasian Economic Commission to ensure the functioning of the EAEU and further strengthen cooperation.

Keywords: economic situation, economic growth, state budget, COVID-19, Uzbekistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.