Научная статья на тему 'D&r обязательства нефтедобывающих компаний: экономические и правовые механизмы реализации'

D&r обязательства нефтедобывающих компаний: экономические и правовые механизмы реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / D&R ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ / CORPORATE OBLIGATIONS / D&R OBLIGATIONS / ECONOMIC INCENTIVES / ENVIRONMENTAL PAYMENTS / ENVIRONMENTAL RESTORATION / LEGAL REGULATION / OIL AND GAS INDUSTRY / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валишвили М. А.

Одними из наиболее «грязных» отраслей экономики традиционно считают добывающие и обрабатывающие производства, при этом они в меньшей степени оборудованы передовыми технологиями очистки отходов производства и потребления. Реализация нефтедобывающими компаниями обязательств по восстановлению окружающей среды является одним из важнейших направлений проведения государственной политики. При этом государство использует все возможные экономические и правовые инструменты воздействия на недропользователей - от принуждения через установление жестких экологических стандартов и взимания штрафов за их несоблюдение до побуждения компаний к самостоятельному развитию по «зеленому» пути, предлагая взамен различные льготы и преференции. В статье предложен обзор основных направлений реализации D&R обязательств наиболее крупных компаний нефтегазовой отрасли, а также соотношение данных обязательств с интересами государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Валишвили М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

D&R OBLIGATIONS OF OIL PRODUCING COMPANIES: ECONOMIC AND LEGAL MECHANISMS FOR IMPLEMENTATION

One of the most “dirty” sectors of the economy is traditionally considered mining and processing industries, while they are less equipped with advanced technologies for cleaning production and consumption waste. The implementation of obligations by oil producing companies to restore the environment is one of the most important areas of state policy. At the same time, the state uses all possible economic and legal instruments to influence subsoil users: from forcing them to set strict environmental standards and levy fines for non-compliance, to encouraging companies themselves to develop along the “green” path, offering various benefits and preferences in return. An overview of the main directions of implementation of D&R obligations of the largest oil and gas companies, as well as the relationship of these obligations with the interests of the state has been proposed in the article.

Текст научной работы на тему «D&r обязательства нефтедобывающих компаний: экономические и правовые механизмы реализации»

УДК 336.225

JEL E62

Валишвили Мери Амирановна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-6258-4150 e-mail: Valishvili.MA@rea.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2020-7-59-67

D&R ОБЯЗАТЕЛЬСТВА НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Одними из наиболее «грязных» отраслей экономики традиционно считают добывающие и обрабатывающие производства, при этом они в меньшей степени оборудованы передовыми технологиями очистки отходов производства и потребления. Реализация нефтедобывающими компаниями обязательств по восстановлению окружающей среды является одним из важнейших направлений проведения государственной политики. При этом государство использует все возможные экономические и правовые инструменты воздействия на недропользователей - от принуждения через установление жестких экологических стандартов и взимания штрафов за их несоблюдение до побуждения компаний к самостоятельному развитию по «зеленому» пути, предлагая взамен различные льготы и преференции. В статье предложен обзор основных направлений реализации D&R обязательств наиболее крупных компаний нефтегазовой отрасли, а также соотношение данных обязательств с интересами государства.

Ключевые слова: восстановление окружающей среды, D&R обязательства, корпоративные обязательства, меры экономического стимулирования, налоговые льготы, нефтегазовая отрасль, правовое регулирование, экологические платежи.

Цитирование: Валишвили М.А. D&R обязательства нефтедобывающих компаний: экономические и правовые механизмы реализации//Вестник университета. 2020. № 7. С. 59-67.

Valishvili Meri

Candidate of Economic Sciences, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-6258-4150 e-mail: Valishvili.MA@rea.ru

D&R OBLIGATIONS OF OIL PRODUCING COMPANIES: ECONOMIC AND LEGAL MECHANISMS FOR IMPLEMENTATION

Abstract. One of the most "dirty" sectors of the economy is traditionally considered mining and processing industries, while they are less equipped with advanced technologies for cleaning production and consumption waste. The implementation of obligations by oil producing companies to restore the environment is one of the most important areas of state policy. At the same time, the state uses all possible economic and legal instruments to influence subsoil users: from forcing them to set strict environmental standards and levy fines for non-compliance, to encouraging companies themselves to develop along the "green " path, offering various benefits and preferences in return. An overview of the main directions of implementation of D&R obligations of the largest oil and gas companies, as well as the relationship of these obligations with the interests of the state has been proposed in the article. Keywords: corporate obligations, D&R obligations, economic incentives, environmental payments, environmental restoration, legal regulation, oil and gas industry, tax incentives.

For citation: Valishvili M.A. (2020) D&R obligations of oil producing companies: economic and legal mechanisms for implementation. Vestnik universiteta. I. 7, pp. 59-67. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-7-59-67

Устойчивое развитие государства, отдельных территорий и предприятий различных отраслей необходимо рассматривать во взаимосвязи финансово-экономических, социальных и экологических факторов [12]. Если первые две группы факторов относятся к базовым, и доказывать их значение не требуется, то вопросы экологии до сих пор остаются в стороне. В то время как устойчивое развитие подразумевает внедрение системы регулярного мониторинга и учета экологических последствий и нанесенного ущерба окружающей среде (так называемые «зеленые счета» [10]) в результате ведения экономической деятельности субъектами хозяйствования. Кроме того, мнение многих авторов сводится к тому, что экономика, в принципе не может быть устойчивой, если базируется на эксплуатации невозобновляемых природных ресурсов [13; 11].

© Валишвили М.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Минерально-сырьевой потенциал России, оцениваемый энергетической стратегией до 2030 г. как один из крупнейших в мире, является одним из условий обеспечения энергетической и экономической безопасности, а также гарантией удовлетворения потребностей экономики как в текущем периоде, так и в долгосрочной перспективе [6]. Однако горнодобывающие предприятия фактически нарушают местные экосистемы, играют существенную роль в ухудшении экологической обстановки, вследствие чего возникает угроза экологической безопасности ряда территорий.

Ряд крупных компаний ставит перед собой задачу ответственного недропользования, разрабатывает корпоративную экологическую политику и реализует свои обязательства по восстановлению окружающей среды по окончании добычи сырья (D&R обязательства). Но несмотря на это на данный момент в России не отмечается сколь-нибудь значимого прорыва в области снижения техногенной нагрузки на окружающую среду.

В связи с этим на государственном уровне необходимо экономическое стимулирование снижения и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, что в конечном итоге приведет к снижению антропогенной и техногенной нагрузки на компоненты природной среды, минимизации экологических рисков, обусловленных экономической деятельностью, и повышению экологической безопасности страны.

К D&R обязательствам можно отнести такие два направления, как техническое и организационное. К первому направлению относят мероприятия по установке эффективных очистных сооружений, внедрение энерго-и ресурсосберегающих технологий, а также ликвидацию уже имеющихся негативных последствий. Ко второму направлению относят экологический учет и аудит, внедрение системы экологического менеджмента.

Рассмотрев некоторые определения, будем понимать под негативным воздействием на окружающую среду любые негативные изменения, происходящие вследствие экономической деятельности, в том числе техногенного характера.

Общественные отношения, касающиеся охраны окружающей среды, в России урегулированы большим количеством законов и подзаконных нормативных правовых актов, из которых центральное место занимает Федеральный закон Российской Федерации (далее - РФ) «Об охране окружающей среды» [1]. Однако в законе не указаны непосредственные меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, но содержатся отдельные указания, относящиеся к ним:

- установление экологических нор и нормативов (например, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности);

- установление экологических платежей, таких как плата за негативное воздействие на окружающую среду;

- осуществление экологического страхования рисков;

- проведение экологической экспертизы деятельности, способной нанести ущерб состоянию окружающей среды.

Проведение горных и геологоразведочных работ на всех стадиях освоения месторождений полезных ископаемых ведет к частичному или полному нарушению экологического состояния в зонах работ.

В соответствии с действующим законодательством лицензия на право пользования недрами содержит требования по порядку и срокам подготовки проектов ликвидации. Однако действующий правовой механизм не обеспечивает защиту интересов государства в полной мере, что выражается в «отсутствии специального гарантированного источника финансового обеспечения предстоящих ликвидационных работ на месторождениях, разрабатываемых на основе лицензии» [14, с. 4].

Законодательные инициативы в сфере регламентации D&R обязательств предпринимаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ с 2011 г. В частности, в 2011 г. был разработан Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о создании угледобывающими предприятиями ликвидационных фондов для финансирования работ по ликвидации, консервации горных предприятий» [23]. С 2013 г. разрабатывается проект Федерального закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания ликвидационных фондов за счет средств недропользователей [22].

Несмотря на многолетнюю работу по разработке эффективного правового механизма в части гарантирования обеспечения недропользователями завершающих работ на участках недр, законодательное требование по созданию ликвидационных фондов закреплено исключительно для проектов, разрабатываемых на условиях соглашений о разделе продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1999 г.

№ 741 «Об утверждении Положения о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции» [7].

Из отраслевого анализа основных показателей уровня негативного воздействия на окружающую среду следует, что наибольший объем выбросов приходится на такие виды экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых - 28 % от общего объема выбросов; обрабатывающая промышленность - 22 %; обеспечение электрической энергией, газом и паром - 16 %. На рисунке 1 представлены показатели добычи нефти и газа и выбросов загрязняющих веществ [15].

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Годы

1 - добыча природного и попутного нефтяного газа

2 - добыча нефти и газового конденсата

5 - общий объем выбросов загрязняющих веществ по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых»

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Динамика добычи нефти и газа, выбросов загрязняющих веществ за 2011-2018 гг.

В России одним из основных экономических инструментов, направленных на снижение и предотвращение загрязнения окружающей среды, является плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).

Установление подобного рода платежей должно удовлетворять требованиям общества по обеспечению экологической безопасности и сохранению природной среды, то есть фискальные интересы государства не могут быть реализованы через целевые взносы.

Плату за НВОС первоначально рассматривали как форму возмещения вреда, нанесенного природной среде в результате осуществления экономической деятельности предприятий. Компенсационный характер платежей обусловливал основные направления расходования полученных средств, которые направляли на реализацию природоохранных мероприятий и финансировали за счет средств фондов [9]. Однако вступление в силу Закона РСФСР № 2060-1 от 19.12.1991 г., требование о целевом расходовании средств, поступивших за счет платы за НВОС, фактически сохранился только в отношении средств, аккумулируемых в экологических фондах, в которые поступало 90 % от совокупного объема взимаемой платы [4].

В настоящее время плата за НВОС относится к неналоговым доходам бюджетов и подлежит распределению по установленным нормативам. В 2020 г. Бюджетным кодексом РФ установлено следующее распределение: 40 % в бюджеты субъектов РФ (кроме городов федерального значения, в бюджеты которых зачисляется 100% поступивших платежей), 60 % - в местные бюджеты [2].

Всего в 2017 г. общий объем платы за НВОС, поступивший в консолидированный бюджет РФ, составил 157,4 млрд руб., в 2018 г. - 173,0 млрд руб. Данные по наиболее крупным плательщикам представлены на рисунке 2 [15].

ПАО «Татнефть»

ПАО «Сургутнефтегаз»

Группа «Лукойл»

ПАО «Газпром нефть»

ПАО «Газпром»

ПАО «НК «Роснефть»

О 200

1 - 2017 г.; 2 - 2018 г.

400

600

800

1 000

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Размер внесенной платы за НВОС наиболее крупных компаний

| Сумма, 1 200 млнРУб-

Важнейшей на сегодняшний день является проблема нецелевого использования поступающих средств за счет НВОС. В соответствии с принципом совокупного покрытия расходов бюджета плата за НВОС фактически приобрела фискальный характер, все поступающие средства включаются в общий объем бюджетных расходов и не имеют привязки к экологическим целям. Данная проблема признается на государственном уровне. В частности, Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 г. относит эту проблему к внутренним вызовам экологической безопасности, а одним из приоритетных направлений является создание и развитие системы экологических фондов, одними из которых могут стать фонды, направленные на обеспечение проведения ликвидационных работ на участках недр, предоставленных в пользование [5].

Помимо обязанности внесения платежей за НВОС, крупные недропользователи стремятся наращивать объем инвестиций в основной капитал, направляемые на охрану окружающей среды (рис. 3) [16-21].

Основным мотивом к наращиванию победного рода инвестиций становится ужесточение государственной политики в сфере экологизации производства. В частности, проводится планомерная политика по увеличению по увеличению размера санкций по отношению к компаниям, пренебрегающим экологическими стандартами производственной деятельности.

Кроме того, бизнес оценивает возможные выгоды в будущем при увеличении экологических инвестиций в настоящем с учетом имеющейся тенденции на усиление природоохранной деятельности. Это означает, что капиталовложения в совершенствование технологических процессов, повышение экологической эффективности производства и минимизация источников загрязнения помогут существенно сократить совокупные расходы, связанные с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду.

С 1 января 2020 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.01.2020 № 39, на уровень инфляции проиндексированы ставки платы за НВОС (коэффициента 1,08) [8]. Также поправки в закон «Об охране окружающей среды» предписывают с 1 января 2020 г. применять повышающие коэффициенты в отношении предприятий, которые оказывают значительное воздействие на окружающую среду, которые превышают норму выбросов к ставке платы за НВОС (коэффициент 100) [3].

Рассмотренные правовые и экономические механизмы государственного воздействия на предприятия нефтедобывающей отрасли в большей мере относятся к мерам понуждающим.

ГТАО «Газпром»

ГТАО «Газпром нефть»

Группа «Лукойл»

ГТАО «НК «Роснефть»

ГТАО «Сургутнефтегаз»

I

ГТАО «Татнефть»

Сумма, млрд руб. О 2.5 5

Составлено автором по материалам исследования Рис. 3. Инвестиции в основной капитал, и текущие затраты, на охрану окружающей среды в 2018 г.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит отдельные меры экономического стимулирования и государственной поддержки компаний, осуществляющих внедрение в производство наилучших доступных технологий. Поддержка осуществляется преимущественно посредством предоставления:

- налоговых льгот в части применения специальных повышающих коэффициентов к основной норме амортизации основных фондов, относящихся к наилучшим доступным технологиям;

- льгот по оплате взносов за негативное воздействие на окружающую среду в части применения понижающих коэффициентов к ставкам платы, дающие право на уменьшение платы на природоохранные затраты.

Также к действующим мерам экономического стимулирования в исследуемой области относятся механизмы утилизации попутного нефтяного газа, являющегося одним из основных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при его сжигании. При разработке мер стимулирования основной акцент сделан на поощрение создания инфраструктуры по переработке и подготовке попутного нефтяного газа для значительного количества участников. Однако данный подход применим не ко всем месторождениям.

Подводя итог можно сказать, что объективная необходимость реализации обязательств по охране окружающей среды компаний нефтегазовой отрасли является гарантией экологической безопасности недропользования, а также позволяет решить ряд важнейших социально-экономических задач.

В качестве рекомендаций для дальнейшего развития мер экономического и правового стимулирования со стороны государства можно привести:

- закрепление правовых гарантий проведения работ по компенсации причиненного экологического ущерба при разработке месторождений и добыче полезных ископаемых;

- восстановление целевого характера взимаемой платы за НВОС с недропользователей и финансирование восстановительных работ за счет данных средств;

- расширение экономических стимулов для недропользователей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по восстановлению окружающей среды.

Все экономические и правовые механизмы должны учитывать как государственные и частные интересы, так и интересы местного сообщества в регионах присутствия нефтедобывающих компаний, поскольку инвестиции в природоохранные проекты обеспечивают лояльность общества и при этом благоприятно влияют на трудоспособность населения.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» // СПС «Консуль-тантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 28.04.2020).

2. Федеральный закон РФ от 15.04.2019 № 62-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_322491/ (дата обращения: 29.04.2020).

3. Федеральный закон РФ от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_329955/ (дата обращения: 29.04.2020).

4. Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 (ред. от 10.01.2002) «Об охране окружающей природной среды» (Утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189/ (дата обращения: 25.04.2020).

5. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215668/ (дата обращения: 28.04.2020).

6. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94054/ (дата обращения: 28.04.2020).

7. Постановление Правительства РФ от 08.07.1999 № 741 (ред. от 06.05.2015) «Об утверждении Положения о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23627/ (дата обращения: 26.04.2020).

8. Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_343840/ (дата обращения: 25.04.2020).

9. Постановление Совмина РСФСР от 09.01.1991 № 13 (ред. от 12.07.1993) «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения» (Документ не применяется в связи с истечением срока действия) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_832/ (дата обращения: 25.04.2020).

10. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко. -М.: ЦПРП, 2001. - 220 с.

11. Лясковская, Е. А., Григорьева, К. Ф. Формирование «зеленой» экономики и устойчивость развития страны и регионов // Вестник ЮУрГУ Серия: Экономика и менеджмент. - 2018. - №1. - С. 15-22.

12. Показатели устойчивого развития: структура и методология; пер. с англ. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 2000. - 359 с.

13. Рубанов, И. Н., Нокелайнен, Т. С., Калинкин, И. В., Игонин, А. И. Использование официальных статистических показателей для оценки степени устойчивости экономического развития регионов России // Наука. Инновации. Технологии. -2019. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ofitsialnyh-statisticheskih-pokazateley-dlya-otsenki-stepeni-ustoychivosti-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii (дата обращения: 30.04.2020).

14. Яковлева, А. В. Концепция формирования проектного фонда рекультивации земель при открытых горных работах // Науковедение. - 2015. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/33EVN115.pdf (дата обращения: 29.04.2020).

15. Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» за 2011-2018 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady / (дата обращения: 25.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Консолидированная финансовая отчетность ПАО «Газпром нефть» по стандартам МСФО за 2017, 2018 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ir.gazprom-neft.ru/reports-and-results/financial-results/ (дата обращения: 27.04.2020).

17. Консолидированная финансовая отчетность ПАО «Газпром» по стандартам МСФО за 2017, 2018 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2020/ (дата обращения: 27.04.2020).

18. Консолидированная финансовая отчетность ПАО «ЛУКОЙЛ» по стандартам МСФО за 2017, 2018 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lukoil.ru/InvestorAndShareholderCenter/ReportsAndPresentations/FinancialReports (дата обращения: 27.04.2020).

19. Консолидированная финансовая отчетность ПАО «НК «Роснефть» по стандартам МСФО за 2017, 2018 гг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosneft.ru/Investors/statements_and_presentations/Statements/ (дата обращения: 27.04.2020).

20. Консолидированная финансовая отчетность ПАО «Сургутнефтегаз» по стандартам МСФО за 2017, 2018 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.surgutneftegas.ru/investors/reporting/godovaya-konsolidirovannaya-finansovaya-otchetnost/ (дата обращения: 27.04.2020).

21. Консолидированная финансовая отчетность ПАО «Татнефть» по стандартам МСФО за 2017, 2018 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tatneft.ru/aktsioneram-i-investoram/raskritie-informatsii/konsolidirovannaya-finansovaya-otchetnost-po-msfo/?lang=ru (дата обращения: 27.04.2020).

22. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности пользователей недр по созданию ликвидационных фондов» / Документ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regulation. gov.ru/projects#npa=18827] (дата обращения: 25.04.2020).

23. Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о создании угледобывающими предприятиями ликвидационных фондов для финансирования работ по ликвидации, консервации горных предприятий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oldsite.zapoved.ru/regulatory/detail.php?ID=126539 (дата обращения: 25.04.2020).

References

1. Federal'nyi zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ (red. ot 27.12.2019) "Ob okhrane okruzhayushchei sredy" [Federal law "On the Environmental Protection" No. 7-FZ, dated on January 10, 2002 (as amended, dated on December 27, 2019)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (accessed 28.04.2020).

2. Federal'nyi zakon ot 15.04.2019 № 62-FZ "O vnesenii izmenenii v Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii" [Federal law "On Amendments to the Budget Code of the Russian Federation" No. 62-FZ, dated on April 15, 2019]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322491/ (accessed 29.04.2020).

3. Federal'nyi zakon ot 26.07.2019 №195-FZ "O provedenii eksperimenta po kvotirovaniyu vybrosov zagryaznyayushchikh veshchestv i vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v chasti snizheniya zagryazneniya atmosfernogo vozdukha" [Federal law "On Conducting an Experiment on Quotas for Emissions of Pollutants and Making Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Terms of Reducing Atmospheric Air Pollution" No.195-FZ, dated on July 26, 2019]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_329955/ (accessed 29.04.2020).

4. Zakon RSFSR ot 19.12.1991 № 2060-1 (red. ot 10.01.2002) "Ob okhrane okruzhayushchei prirodnoi sredy" (Utratil silu) [The Law of the RSFSR "On Environmental Natural Protection" No. 2060-1, dated on December 19, 1991 (No longer in force)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189/ (accessed 25.04.2020).

5. Ukaz Prezidenta RF ot 19.04.2017 № 176 "O Strategii ekologicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda" [Decree of the President of the Russian Federation "On the Environmental Security Strategy of the Russian Federation for the Period up to 2025" No.176, dated on April 19, 2017]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/ (accessed 28.04.2020).

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 13.11.2009 № 1715-r "Ob Energeticheskoi strategii Rossii na period do 2030 goda" [Order of the Government of the Russian Federation "On Russia's Energy Strategy for the Period up to 2030" No. 1715-r, dated

on November 13, 2009]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_94054/ (accessed 28.04.2020).

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 08.07.1999 № 741 (red. ot 06.05.2015) "Ob utverzhdenii Polozheniya o formirovanii i ispol'zo-vanii likvidatsionnogo fonda pri realizatsii soglasheniya o razdele produktsii" [Resolution of the Government of the Russian Federation "On Approval of the Regulations on the Formation and Use of the Liquidation Fund in the Implementation of the Production Sharing Agreement" No. 741, dated on July 8, 1999]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23627/ (accessed 26.04.2020).

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.01.2020 № 39 "O primenenii v 2020 godu stavok platy za negativnoe vozdeistvie na okru-zhayushchuyu sredu" [Resolution of the Government of the Russian Federation "On Application of Payment Rates for Negative Impact on the Environment in 2020" No.39, dated on January 24, 2020]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343840/ (accessed 25.04.2020).

9. Postanovlenie Sovmina RSFSR ot 09.01.1991 № 13 (red. ot 12.07.1993) "Ob utverzhdenii na 1991 god normativov platy za vy-brosy zagryaznyayushchikh veshchestv v prirodnuyu sredu i poryadka ikh primeneniya" (Dokument ne primenyaetsya v svyazi s istecheniem sroka deistviya) [Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR "On Approval for 1991 of Standards of Payment for Emissions of Polluting Substances into the Natural Environment and the Order of their Application" No. 13, dated on January 9, 1991 (as amended, dated on July 12, 1993) (the Document is not applied due to the expiration of the term of validity)].Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_832/ (accessed 25.04.2020).

10. Indikatory ustoichivogo razvitiya Rossii (ekologo-ekonomicheskie aspekty) [Indicators of sustainable development in Russia (environmental and economic aspects)], pod red. S. N. Bobyleva, P. A. Makeenko. Moscow, TsPRP, 2001. 220 p.

11. Lyaskovskaya E. A., Grigor'eva K. F. Formirovanie "zelenoi" ekonomiki i ustoichivost' razvitiya strany i regionov [Formation of a "green" economy and sustainable development of the country and regions]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Ekonomika i menedzh-ment [Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management], 2018, no. 1, pp. 15-22.

12. Pokazateli ustoichivogo razvitiya: struktura i metodologiya [Sustainable development indicators: structure and methodology], Per. s angl. Tyumen, Izd-vo IPOS SO RAN, 2000. 359 p.

13. Rubanov I. N., Nokelainen T. S., Kalinkin I. V, Igonin A. I. Ispol'zovanie ofitsial'nykh statisticheskikh pokazatelei dlya otsenki stepeni ustoichivosti ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii [Using official statistical indicators to assess the degree of sus-tainability of economic development in Russian regions]. Nauka. Innovatsii. Tekhnologii [Science. Innovations. Technologies], 2019, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ofitsialnyh-statisticheskih-pokazateley-dlya-otsenki-ste-peni-ustoychivosti-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii (accessed 30.04.2020).

14. Yakovleva A. V Kontseptsiya formirovaniya proektnogo fonda rekul'tivatsii zemel' pri otkrytykh gornykh rabotakh [The concept offorming a project Fundfor land reclamation in open-pit mining]. Naukovedenie. 2015, no. 1. Available at: http://naukovedenie. ru/PDF/33EVN115.pdf (accessed 29.04.2020).

15. Gosudarstvennye doklady "O sostoyanii i ob okhrane okruzhayushchei sredy Rossiiskoi Federatsii" za 2011-2018 gg. [State reports "On the State and Protection of the Environment of the Russian Federation" for 2011-2018]. Available at: http://www. mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/ (accessed 25.04.2020).

16. Konsolidirovannaya finansovaya otchetnost' PAO "Gazprom neft'" po standartam MSFO za 2017, 2018 gg. [Consolidated financial statements of PJSC "Gazprom Neft" underIFRS for 2017, 2018]. Available at: https://ir.gazprom-neft.ru/reports-and-results/ financial-results/ (accessed 27.04.2020).

17. Konsolidirovannaya finansovaya otchetnost' PAO "Gazprom" po standartam MSFO za 2017, 2018 gg. [Consolidatedfinancial statements of PJSC "Gazprom" in accordance with IFRS standards for the 2017, 2018]. Available at: https://www.gazprom.ru/ investors/disclosure/reports/2020/ (accessed 27.04.2020).

18. Konsolidirovannaya finansovaya otchetnost' PAO "LUKOIL" po standartam MSFO za 2017, 2018 gg. [Consolidatedfinancial statements of PJSC "LUKOIL" in accordance with IFRS standards for the 2017, 2018]. Available at: https://lukoil.ru/Investo-rAndShareholderCenter/ReportsAndPresentations/FinancialReports (accessed 27.04.2020).

19. Konsolidirovannaya finansovaya otchetnost' PAO "NK "Rosneft'" po standartam MSFO za 2017, 2018 gg. [Consolidated financial statements of JSC "NK "Rosneft" in accordance with IFRS standards for the 2017, 2018]. Available at: https://www. rosneft.ru/Investors/statements_and_presentations/Statements/ (accessed 27.04.2020).

20. Konsolidirovannaya finansovaya otchetnost' PAO "Surgutneftegaz" po standartam MSFO za 2017, 2018 gg. [Consolidated financial statements of OJSC "Surgutneftegas" in accordance with IFRS standards for the 2017, 2018]. Available at: https:// www.surgutneftegas.ru/investors/reporting/godovaya-konsolidirovannaya-finansovaya-otchetnost/ (accessed 27.04.2020).

21. Konsolidirovannaya finansovaya otchetnost' PAO "Tatneft'" po standartam MSFO za 2017, 2018 gg. [Consolidatedfinancial statements of JSC "Tatneft" in accordance with IFRS standards for the 2017, 2018]. Available at: https://www.tatneft.ru/akt-sioneram-i-investoram/raskritie-informatsii/konsolidirovannaya-finansovaya-otchetnost-po-msfo/?lang=ru (accessed 27.04.2020).

22. Proekt Federal'nogo zakona "O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v chasti ustanovleniya obyazannosti pol'zovatelei nedr po sozdaniyu likvidatsionnykh fondov" [Draft Federal law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Terms of Establishing the Obligation of Subsoil Users to Create Liquidation Funds"]. Dokument opublikovan na Federal'nom portale proektov normativnykh pravovykh aktov [The document is published on the Federal portal of draft normative legal acts]. Available at: http://regulation.gov.ru/ projects#npa=18827] (accessed 25.04.2020).

23. Proekt postanovleniya Pravitel'stva RF "Ob utverzhdenii polozheniya o sozdanii ugledobyvayushchimi predpriyatiyami likvidatsionnykh fondov dlya finansirovaniya rabot po likvidatsii, konservatsii gornykh predpriyatii" [Draft resolution of the Government of the Russian Federation "On Approval of the Regulations on the Establishment of Liquidation Funds by Coal Mining Enterprises to Finance the Liquidation and Conservation of Mining Enterprises"]. Available at: http://oldsite.zapoved.ru/regulatory/detail. php?ID=126539 (accessed 25.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.