Научная статья на тему 'Экологические интересы в системе национальной безопасности: Конституционный аспект'

Экологические интересы в системе национальной безопасности: Конституционный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2650
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / NATIONAL INTERESTS / ENVIRONMENTAL INTERESTS / ENVIRONMENTAL SECURITY / BALANCE OF INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Велиева Джамила Сейфаддиновна

В статье исследуются национальные экологические интересы как основа экологической безопасности. По мнению автора, при обеспечении экологической безопасности необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National environmental interests as a basis for environmental safety are researched in the article. According to the author's point of view, the maintenance of balance between public and private interests is necessary for guarantying environmental security.

Текст научной работы на тему «Экологические интересы в системе национальной безопасности: Конституционный аспект»

Джамила ВЕЛИЕВА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ АСПЕКТ

В статье исследуются национальные экологические интересы как основа экологической безопасности. По мнению автора, при обеспечении экологической безопасности необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов.

National environmental interests as a basis for environmental safety are researched in the article. According to the author's point of view, the maintenance of balance between public and private interests is necessary for guarantying environmental security.

Ключевые слова:

национальные интересы, экологические интересы, экологическая безопасность, баланс интересов; national interests, environmental interests, environmental security, balance of interests.

ВЕЛИЕВА

Джамила

Сейфаддиновна —

к.ю.н., доцент;

заведующий

кафедрой

конституционного

права ПАТС

им. П.т. Столыпина,

г. Саратов

jamiUavelieva@yan-

Пгх.т

Й1я России в условиях глобализации приоритетным направлением становится обеспечение национальных интересов. Как справедливо отмечает Т.Я. Хабриева, национальные интере-наиболее общие интересы складываются не только на базе сотрудничества по вопросам развития общества и государства, но и на основе конфликтной составляющей1. Нет сомнений, что проблема обеспечения экологической безопасности характеризуется именно расхождением на практике интересов государства и общества. А для глобализации характерны и глубинные противоречия, например, между общечеловеческими интересами и национальны-ми2. Сближение интересов по данной проблеме — это сложная, но решаемая задача.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, национальные интересы Российской Федерации — это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства3.

Обеспечение защиты национальных государственных интересов и национальной безопасности как высших социальных ценностей представляет фундаментальную функцию Российского государства. Его следует рассматривать как непременное условие и гарантию совершенствования общественных отношений, успешной жизнедеятельности государства, незыблемости конституционных прав и свобод его граждан. В сложноорганизованной и многообразной конструкции обеспечения государственных интересов и национальной безопасности, интересов личности и общества правовой составляющей принадлежит приоритетная роль4.

Национальные интересы в сфере обеспечения экологической безопасности, на наш взгляд, — это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности ок-

1 Хабриева Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права, 2005, № 12, с. 20.

2 Голенкова З.Т. Глобализация и изменения в социальной структуре общества // Глобализация, федерализм и региональное развитие : сб. тезисов. — Тюмень : Изд. ТюмГУ, 2001, с. 8.

3 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ, 2009, № 20, ст. 2444.

4 Кашепов В.П. Защита прокуратурой национальных государственных интересов и национальной безопасности (Ашурбеков Т.А. Деятельность прокуратуры по обеспечению национальных государственных интересов России) // Журнал российского права, 2007, № 1.

ружающей среды, в рациональном природопользовании, в защите экологических прав и устойчивого развития личности, общества и государства.

Каждое из этих направлений предусматривает принятие специальных мер. Например, в области природопользования национальные интересы заключаются в защите природных ресурсов от загрязнения, от разбазаривания в целях удовлетворения своих потребностей, а также потребностей других граждан в благоприятной окружающей среде1.

Однако Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в числе приоритетов устойчивого развития, необходимых для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, называет только экологию живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны.

Представляется, что такое понимание национального приоритета не соответствует национальным интересам, не отражает в полном объеме проблему обеспечения экологической безопасности. Между тем, именно национальный интерес, отражающий потребности общества, государства и граждан, является главным двигателем правовой сферы2.

Под национальными экологическими интересами понимается потребность нации в таком состоянии окружающей среды, которое не сказывается негативно на здоровье и долголетии граждан и обеспечивает сохранность генофонда, многообразие и уникальность живой и неживой природы3. Исследуя экологические интересы, профессор М.И. Васильева отмечает их публичность, под которой она понимает интересы всего общества, составленные из интересов социальных групп и отдельных граждан, в поддержании качества окружающей природной среды, обеспечивающего жизнь, здоровье человека и его будущих

1 Боголюбов С.А. Правовая защита российских природных ресурсов // Журнал российского права, 2005, № 12.

2 Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Право и интересы // Журнал российского права, 2005, № 12.

3 Клюев Н.Н. Российские национальные инте-

ресы. - М.: ИГРАН, 1996, с. 11.

поколений, в справедливом распределении выгод, получаемых от использования природных ресурсов, составляющих основу жизни и деятельности населения страны, сбалансированные с потребностями экономического роста, опосредованные правом, охраняемые и гарантируемые го-сударством4. При этом автор утверждает, что публичные экологические интересы включают в себя государственные интересы в той их части, которая отражает экологические интересы общества в целом, а также общественные интересы в той степени, которая соответствует уровню осознания и познания этих интересов и которая может быть обеспечена правовой защитой в конкретных социально-экономических, экологических и политических условиях5.

Данное утверждение вызывает сомнение, так как традиционно к публичным интересам относятся интересы общества (неопределенного круга лиц, социальной группы), государства и муниципальных образований. На государство возлагается основная обязанность реализации и защиты публичных интересов.

Публичный интерес, по мнению Ю.А. Тихомирова, в качестве концентрированного выражения общесоциальных потребностей и стремлений выступает как системообразующее явление и с юридической точки зрения характеризуется определенными нормативными признаками, закреплением его приоритета, установлением порядка и гарантий обеспечения, закреплением способов охраны и мер ответственности.

Несомненно, к публичным экологическим интересам, закрепленным в Конституции РФ, следует отнести следующие положения.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9).

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем

4 Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве (Теория и практика правового регулирования) : автореф. дис. ... д.ю.н. — М., 2003, с. 7.

5 Там же.

201 0' 1 0

ВЛАСТЬ

59

здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Вместе с тем ряд конституционных норм, содержащих частные экологические интересы, например, право каждого на благоприятную окружающую среду, отражают в т.ч. и публичные интересы. Реализация названного права предполагает создание благоприятных условий проживания для личности. Но в благоприятном состоянии окружающей среды заинтересовано и население муниципального образования, общество, государство.

Другой пример. Земля и другие природные ресурсы могут находиться не только в публичной, но и в частной собственности, но их использование возможно лишь с учетом публичного интереса — поддержания экологического благополучия.

«С учетом значимости природы как существенного публичного экологического блага, — отмечает М.М. Бринчук, — реализация публичной властью полномочий по распоряжению данной собственностью затрагивает общественные интересы и поэтому в рамках действия конституционных норм о России как демократическом, правовом, социальном государстве должна находиться под повсеместным общественным контролем»1.

Следовательно, ч. 2 ст. 36 Конституции РФ предусматривает сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Адресация конституционной обязанности сохранять природу и окружающую

1 Бринчук М.М. Соотношение экологического права с другими отраслями: проблемы теории и практики // Экологическое право, 2009, № 5/6, с. 8-19.

среду, бережно относиться к природным богатствам к личности не исключает и публичности содержащегося в ней интереса.

Следовательно, экологические интересы государства, общества и личности - не взаимоисключающие категории, наоборот, будучи самостоятельными, они носят взаимодополняющий характер.

Охрана окружающей среды, рациональное природопользование, экологическое благополучие, обеспечение экологической безопасности составляют интересы личности, общества и государства и в совокупности образуют конституционные экологические интересы. Последние следует определить как потребность в обеспечении здоровых и безопасных условий жизнедеятельности, гарантирующих нормальное функционирование Российского государства и общества.

Следует помнить, что национальные экологические интересы, сформулированные в виде стратегических задач, составляют основу экологической безопасности. Отсюда одной из важнейших задач государственной власти является обеспечение баланса интересов личности, общества и государства как важнейший принцип обеспечения национальной экологической безопасности. В этой связи необходимо учитывать соотношение государственных интересов, интересов общества и личности в экологической сфере.

Определяя стратегию конституционного регулирования новых явлений общественной жизни, следует исходить из того, что социальные противоречия, конфликты и различия во взглядах на их разрешение - дело нормальное. Конституция, текущее национальное законодательство и нормы международного права, на нормативно-правовом уровне признав сам факт существования несовпадающих интересов, конфликтов и социальных противоречий, должны предлагать эффективные правовые средства их разрешения2. Ведь «эффективность государственной власти может быть оценена по степени защиты ею интересов общества в целом и конституционных прав каждого человека в отдельности»3.

2 Бондарь Н.С. Конституционные ценности - категория действующего права (в контексте практики Конституционного суда России) // Журнал конституционного правосудия, 2009, №6, с. 1-11.

3 Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности Российской Федерации : автореф. дис. ... д.ю. н. — Саратов, 2005, с. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.