Научная статья на тему 'Значение экологических правоотношений для устойчивого развития России в условиях глобальных изменений'

Значение экологических правоотношений для устойчивого развития России в условиях глобальных изменений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1286
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС / ECOLOGICAL LEGAL RELATIONS / CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGIZATION / ECOLOGICAL COMPROMISE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапина Марина Афанасьевна, Карпухин Дмитрий Вячеславович

В настоящее время экологические правоотношения представляют собой сложный симбиоз, в котором тесным образом переплетаются интересы различных социальных групп, сообществ, общества в целом. наука экологического права выработала специфический научно-методологический категориальный аппарат, который можно успешно адаптировать в условиях системной трансформации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently ecological legal relations represent a complex symbiosis in which the interests of different social groups, communities and society as a whole are closely intertwined. The ecological law has worked out scientific and methodological categorical apparatus that can be successfully adapted to the conditions of systemic transformation of Russian society.

Текст научной работы на тему «Значение экологических правоотношений для устойчивого развития России в условиях глобальных изменений»

УДК 330.131.7

значение экологических правоотношений для устойчивого развития России в условиях глобальных изменений*

в настоящее время экологические правоотношения представляют собой сложный симбиоз, в котором тесным образом переплетаются интересы различных социальных групп, сообществ, общества в целом. наука экологического права выработала специфический научно-методологический категориальный аппарат, который можно успешно адаптировать в условиях системной трансформации российского общества.

Ключевые слова: экологические правоотношения; концепция устойчивого развития; экологизация; экологический компромисс.

Currently ecological legal relations represent a complex symbiosis in which the interests of different social groups, communities and society as a whole are closely intertwined. The ecological law has worked out scientific and methodological categorical apparatus that can be successfully adapted to the conditions of systemic transformation of Russian society.

Keywords: ecological legal relations; concept of sustainable development; ecologization; ecological compromise.

Лапина Марина Афанасьевна

д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой «Административное и информационное право» Финансового университета E-mail: [email protected]

Разработка концепции устойчивого развития

Для устойчивого развития России в условиях происходящих в мире глобальных изменений должна быть выработана и применена стратегия развития нашего государства во всех сферах жизнедеятельности (политической, экономической, соци-

Карпухин Дмитрий Вячеславович

канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры «Административное и информационное право» Финансового университета E-mail: [email protected]

альной, экологической, информационной и идеологической).

Так, для анализа механизма реализации экологической функции государства важна научная оценка концепций экологически безопасного устойчивого развития, разработанных как за рубежом, так и в нашей стране.

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных согласно п. 31 «Правовое обеспечение устойчивого развития Российской Федерации в условиях глобальных изменений», раздел 1.1, общеуниверситетской комплексной темы Плана научной деятельности Финуниверситета на 2014 г.

Среди правоведов все большее признание получают теории, предусматривающие экологически безопасное устойчивое развитие общества. В 1983 г. была создана Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию, которая в опубликованном в 1987 г. докладе «Наше общее будущее» предлагала фактически новую модель цивилизации и утверждала, что невозможны постановка и решение экологических проблем вне их взаимосвязи с экономическими, политическими и социальными проблемами: «Пришло время порвать с нашими старыми привычками... Экономика и экология должны быть полностью взаимосвязаны при принятии каких-либо решений или разработке юридических документов»1 [1].

Именно после публикации этого доклада стало широко применяться понятие «устойчивое развитие», подразумевающее модель социально-экономического развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей современного поколения людей (в перспективе — обеспечение такой возможности и для будущих поколений).

Важными являются разработки концепции устойчивого развития, выраженные в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию и выступлениях руководителей государств на встречах на высшем уровне по планетарным проблемам, которые состоялись в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) [2]. На Всемирном саммите ООН по устойчивому развитию, проходившем в начале сентября 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР), было предложено рассмотреть позиции ряда стран по вопросу введения строгих экологических стандартов. В 2011 г. в докладе

0 развитии человека Программы развития ООН была поставлена цель не только предотвратить дальнейшую деградацию окружающей среды, но и обеспечить социальную справедливость и более широкий доступ к лучшему качеству жизни. В июне 2012 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции

1 Примечательно, что именно в это время — 17 сентября 1987 г. в газете «Правда» была опубликована статья М.С. Горбачева, который рассматривал экологическую безопасность в качестве органической части и ключевого момента всеобъемлющей системы международной безопасности. Со временем появились специальные научные статьи, посвященные правовым аспектам экологической безопасности: например, Тимошенко А.С. Глобальная экологическая безопасность — международ -но-правовой аспект // Советское государство и право. 1989, № 1. С. 84-91; Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., 1990.

ООН по устойчивому развитию «Рио+20» была декларирована необходимость перехода всех стран к «зеленой» экономике.

Среди экологических аспектов понятия устойчивого развития следует отметить:

• теоретическую разработку и практическую реализацию методов эффективного использования природных ресурсов;

• обеспечение экологической безопасности ноосферного развития2;

• совершенствование административных, экономических и правовых методов защиты природы;

• постоянную заботу о сохранении видового разнообразия биосферы;

• систематическую эколого-воспитательную работу среди населения, особенно молодежи, которая должна привести к формированию бережного отношения граждан к природе как к собственному дому [3].

Кроме экологического, существуют политико-правовой, экономический, социальный, международный и информационный аспекты устойчивого развития.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 (далее — Концепция), указывается, что переход к устойчивому развитию предполагает:

• постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды;

• отказ от нынешних стереотипов мышления, пренебрегающих возможностями биосферы и порождающими безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.

В Концепции отмечается, что на современном этапе перехода к устойчивому развитию создаются рамочные условия, обеспечивающие возможность сопряженного, внутренне

2 Определение «ноосфера» дал В.И. Вернадский. В своем учении он рассматривает человека как часть биосферы. Человек своим трудом многократно усиливает планетарную функцию живого вещества. Она становится все более управляемой человеческим разумом. Этот процесс естественным и неизбежным образом ведет к постепенному преобразованию земной биосферы в «мыслящую оболочку» или сферу разума — ноосферу. См. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988; Проблема биогеохимии. М., 1988; Научная мысль как планетное явление. М., 1989.

сбалансированного функционирования триады — природы, населения, хозяйства. Практически принятие Концепции означает начало нового этапа реализации экологической функции государства. В результате ухудшения экологической ситуации в стране возникает необходимость соблюдения принципов и целей устойчивого развития и, следовательно, реализации государством экологической функции.

Реализация экологической функции государства

Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р была одобрена Экологическая доктрина Российской Федерации, в которой подчеркивается необходимость формирования и последовательной реализации единой государственной политики в области экологии. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» содержит раздел 8 «Экология живых систем и рациональное природопользование», в котором не только обозначаются стратегические цели обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, но и указывается, что на состояние национальной безопасности в экологической сфере негативное воздействие оказывает истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов.

Механизм реализации экологической функции государства включает системы правовых, организационных, экономических, технических и иных мер, принимаемых человеком, обществом и государством с целью обеспечения охраны окружающей природной среды, рационального природопользования, экологической безопасности человека, соблюдения экологического правопорядка.

Правовое регулирование охраны окружающей среды

Из теории государства и права следует, что задача правового регулирования ограничивается снабжением механизма действия права регулирующими средствами поведения, совокупность которых образует механизм правового регулирования. Достаточность этих средств, их качество являются условиями эффективного действия права [4]. Ряд

российских ученых Института государства и права РАН справедливо отмечают, что главная задача и конечная цель создания собственно экологического права и экологизации иных отраслей российского законодательства — обеспечение экологической безопасности, предупреждение угроз и опасностей для экологического благополучия общества в процессе социального и экономического развития, сохранение и восстановление благоприятной окружающей среды, важнейшими характеристиками которой является не только чистота (в смысле незагрязненности), но и ресур-соемкость (неистощимость), экологическая устойчивость, видовое разнообразие и эстетическое богатство [5].

К сожалению, имеющиеся на сегодня нормативные правовые акты, регулирующие стратегию социально-экономического развития Российской Федерации, не содержат ни одной нормы, касающейся экологических правоотношений. Так, основополагающий Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 172-ФЗ) не затрагивает экологические проблемы, решение которых во многом зависит от принимаемых документов стратегического планирования, хотя данный нормативный акт призван регулировать отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

В Концепции развития российского законодательства отмечается, что экстремально высокие техногенные нагрузки на природную среду приводят к стремительному ухудшению качества окружающей среды в России — деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным, часто необратимым изменениям [6].

Нам представляется, что выходом из сложившейся ситуации будет включение эколого-право-

вых норм в стратегические и программные документы развития России, в первую очередь в Закон № 172-ФЗ.

Гармонизация эколого-правовых отношений

Особенностью экологических норм и правоотношений является их комплексный, синкретический характер. В современной российской системе права трудно найти правовую отрасль, отличающуюся таким сложным переплетением императивного и диспозитивного методов правового регулирования, сочетанием правовых предписаний в форме запретов и дозволений, дуалистической трактовкой объектов экологических отношений, множественностью субъектов — участников правоотношений, возникающих в сфере использования и охраны объектов экологического права.

На современном этапе перехода к устойчивому развитию создаются рамочные условия, обеспечивающие возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады - природы, населения, хозяйства

Неслучайно правоведы на протяжении нескольких десятилетий пытаются выработать специфический правовой инструментарий гармонизации эколого-правовых отношений. Так, утверждается, что экологическая функция возникла недавно вместе с обострением проблемы охраны природной среды... Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе внутренних функций государства самостоятельной экологической функции. Причем в качестве главного ее назначения называется обеспечение научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества. Это позволит создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни природную среду [7].

Считается, что особенностью метода правового регулирования экологических отношений, основанных на отношениях власти и подчинения,

служит метод экологизации, т.е. внедрения эколо-го-правовых требований во все правоотношения, связанные с оказанием воздействия на окружающую среду: государственно-правовые, административные, хозяйственные, земельные, лесные, водные, уголовные, трудовые и т.д. [8].

Теория «экологизации» как метода эколого-правового регулирования получила дальнейшее научное развитие в трудах ученых. Так, по мнению М.И. Васильева, «экологизация» в большей степени представляет собой не метод правового регулирования, а «технологию» [9]. Кроме того, «экологизация не обязательно всегда должна происходить путем внесения экологических требований в законодательные акты другой отраслевой принадлежности — в ряде случаев значение имеет интерпретация норм, результатом которой может стать экологизированное правоприменение» [9].

По нашему мнению, термин «экологизация» не только отражает охранительную специфику экологического законодательства, но и связан с активным внедрением экологоохранных запретительных норм в различные сферы общественных отношений, в первую очередь экономических. Экологизация представляет собой своеобразный «мост», посредством которого преодолевается глубинный дуализм правовой природы объектов экологических правоотношений. Его сущность заключается в том, что материальные объекты эколого-правового регулирования, например земля, лес, вода, атмосферный воздух, животный мир, недра, могут рассматриваться как в качестве объектов охраны, так и в качестве объектов хозяйственного использования. В последнем случае они выступают в качестве природных ресурсов. Дихотомия «объекты охраны — объекты использования» обусловливает подразделение науки экологического права на два института — «природоохранное право» и «природоресурсное право». Таким образом, по мысли авторов настоящей статьи, экологизация позволяет обеспечить взаимосвязь природоохранных и природоресурсных отношений. Природоресурсное законодательство включает правовые нормы, содержащие природоохранные императивы для хозяйствующих субъектов. В свою очередь, природоохранное законодательство содержит нормы, устанавливающие правила природоресурсного использования в экономических отношениях.

Специфика экологических правоотношений наложила отпечаток на содержание субъективных прав и юридических обязанностей их участников.

Так, М. И. Васильева отмечает, что особенности экологических общественных отношений, возникающих по поводу достижения благоприятного состояния окружающей среды, связанные с известной неопределенностью объекта правоотношения, до сих пор стимулируют дискуссии о юридической статусности субъективного права граждан на благоприятную окружающую среду. С одной стороны, субъективное право — высшая, юридически совершенная форма (стадия) развития законного интереса, но, с другой стороны, это средство реализации интереса [9].

По мысли исследователя, в экологических правоотношениях произошла трансформация интереса в правовую категорию. Сама по себе категория субъективного права является узкой в смысловом значении и не отражает всей многоликой палитры правового положения субъектов экологических правоотношений [9].

«Форма субъективного права, — отмечает М.И. Васильева,—лишь одно из возможных средств выбора, наиболее влиятельное и заметное, но одновременно с тем экологический интерес общества защищается и целым рядом других правовых средств. Таким образом, право граждан на благоприятную окружающую среду нецелесообразно рассматривать отдельно от детерминирующего интереса» [9].

По мнению исследователя, экологический интерес является объективной категорией, который влияет на поведение участников экологических правоотношений. Он может быть направлен на объект правоотношения; частично совпадать с ним; следовать вместе с правоотношением [9].

Мы полностью разделяем позицию ученого на правовую природу экологического интереса и считаем необходимым отметить, что категорию «экологический интерес» также следует рассматривать через призму публично-правового характера не только экологических, но и экономических правоотношений. Эта исключительно емкая категория, которая не исчерпывается только интересами граждан на благоприятную окружающую среду. В самом широком смысле слова она охватывает экологические и экономические потребности всех субъектов правоотношений в сфере охраны и использования природной среды. Уникальность этой правовой категории

заключается в ее универсализме. Субъекты экологических правоотношений, вне зависимости от правового статуса, реализуют субъективные права и достигают, таким образом, поставленной задачи, заключающейся в получении определенного блага, выгоды.

Следует также отметить, что правовые интересы, возникающие у субъектов экологических правоотношений, могут иметь разновекторный характер. Так, цель получения прибыли в результате недропользования может вступать в противоречие с эколого-охранными нормами, устанавливающими требования по охране окружающей среды.

Диалектика экологических правоотношений, сочетающая диаметрально противоположные начала в виде целей, интересов, субъективных прав и юридических обязанностей, предполагает интегрирующее начало, в роли которого также выступает специфическая эколого-правовая категория — экологический компромисс.

Механизм реализации экологической функции государства включает системы правовых, организационных, экономических, технических и иных мер, принимаемых человеком, обществом и государством с целью обеспечения охраны окружающей природной среды, рационального природопользования, экологической безопасности человека, соблюдения экологического правопорядка

Один из видных отечественных правоведов В.В. Петров отмечал, что «суть охраны окружающей природной среды состоит не в господстве экологии над экономикой, а в нахождении наиболее благоприятного для хозяйства и человека сочетания экологических интересов в здоровой и благоприятной для жизни природной среде с экономическими интересами общественного прогресса» [10].

М.И. Васильева утверждает, что экологическому праву присуще и, может быть, даже в большей степени, чем праву вообще, стремление

к согласованию разнонаправленных, а часто и взаимоконфликтных интересов — публичных и частных, индивидуальных и групповых, государственных и общественных, экологических и экономических, а в конечном счете, экологических и всех иных. Характерно, что именно в экологических правоотношениях человек как центральный их субъект концентрирует в себе весь потенциал и результат взаимодействия базовых (единых и противоречивых) потребностей — в дальнейшем развитии и сохранении окружающей среды как единственно возможной сферы жизни. Эта задача нерешаема только правовыми средствами [11].

Особенностью метода правового регулирования экологических отношений, основанных на отношениях власти и подчинения, служит метод экологизации, т.е. внедрения эколого-правовых требований во все правоотношения, связанные с оказанием воздействия на окружающую среду: государственно-правовые, административные, хозяйственные, земельные, лесные, водные,уголовные, трудовые и т.д.

Таким образом, феноменологическим достижением развития экологического законодательства стало генерирование категорий «экологизации», «экологического интереса», «экологического компромисса», уникальность которых заключается в том, что они носят не только и даже в большей степени не формально-юридический, а пруденциальный — экономический характер. На наш взгляд, указанные категории, по сути, могут использоваться в качестве методологического инструментария регулирования не только экологических, но и экономических отношений, связанных прежде всего с природопользованием.

Нельзя также не отметить усилившуюся тенденцию глобализации различных процессов экономической жизни. Так, А.К. Голиченков отмечает, что «все мы — свидетели процессов интеграции, ее интенсивной формы — глобализации

во всех сферах жизни и деятельности. В то же время право, являясь мощнейшим социальным регулятором, во многом продолжает оставаться дифференцированным по национальным, национально-блоковым, мировым системам («семьям») права. В полной мере, если не в первую очередь, это проявляется в правовом регулировании экологических отношений. Сложились (формируются) методологическая, идеологическая, политическая, экономическая, юридическая (юридико-техническая), организационная основы интеграции их правового регулирования» [11].

Исследователь рассматривает юридическую основу правовой интеграции, связанной с развитием законодательства в экологической сфере, в нескольких ракурсах.

В международно-правовом контексте интеграция предполагает сближение правовых систем различных государств и признание приоритета норм международного права [11]. На уровне Российской Федерации необходимо осуществить межотраслевую кодификацию экологического законодательства и разработать Экологический кодекс Российской Федерации [11].

Таким образом, наряду с формулированием пруденциальных категорий «экологизации», «экологического интереса», «экологического компромисса», отмеченного М.И. Васильевой, А.К. Го-личенковым, выделен процесс интегрирования национальных законов в сфере экологических отношений в наднациональное международное эколого-правовое законодательство и необходимость кодифицирования национального законодательства [11].

Быводы

На основании приведенного анализа экологических правоотношений для устойчивого развития России в условиях глобальных изменений можно сделать следующие выводы.

Экологическая функция наряду с другими государственными функциями представляет сложную многоуровневую систему и должна рассматриваться в единой целостной системе основных функций российского государства. При этом экологическая функция является функцией не только отдельного государства, но и общепланетарной.

Главное назначение экологической функции государства состоит в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических

и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни природную среду, провозглашенные Конституцией Российской Федерации.

Можно утверждать, что в России имеется механизм реализации экологической функции государства, который осуществляется с учетом разработанных концепций экологически безопасного устойчивого развития, применяемых как в нашей стране, так и за рубежом. В России — это Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440.

Синкретический характер экологических правоотношений обусловил генерирование понятийных категорий «экологизации», «экологического интереса» и «экологического компромисса», имеющих дуалистический характер, т.е. сочетающих формально-юридическую и пруденциальную составляющие.

Категории «экологизация», «экологический интерес» и «экологический компромисс» могут выступать в качестве регуляторов не только эколо-го-правовых, но и экономических отношений, что, несомненно, имеет большое значение для устойчивого развития государства в условиях глобальных системных трансформаций российского общества.

При осуществлении стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления необходимо учитывать экологическую составляющую. Последняя, по мысли авторов, является не просто всеохватывающей и пронизывающей все сферы бытия, но и потенциально рисковой для практически всех видов социально-экономической деятельности. Поэтому необходимым условием реализации задач стратегического планирования государства должна стать обязательная экспертная экологическая оценка социально-экономического развития государства с целью минимизации и предотвращения негативных последствий для состояния окружающей среды. Предупреждение экологических рисков является одним из залогов стабильного развития России в условиях глобальных изменений.

Литература

1. URL: http://устойчивоеразвитие.рф/files/ monographs/OurCommonFuture-introduction. pdf.

2. Встреча на высшем уровне «Планета Земля». Программа действий. Повестка дня на XXI век и др. Документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева, 1993.

3. Гирусов Э. В. и др. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов / под ред. проф. Э.В. Гирусова. М.: ЮНИТИ, 2000. С.129-130.

4. Общая теория права и государства: учебник / под общ. ред В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1994.

5. Бринчук М.М., Дубовик О.Л., Жаворонко-ва Н.Г., Колбасов О.С. Экологическое право: от идей к практике. М., 1997. С. 9.

6. Концепция развития российского законодательства / под. ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2014. С.128.

7. Петров В.В. Экологическое право России: учебник для вузов. М., 1995. С. 47.

8. Петров В. В. Концепция экологического права как правовой общности, науки и учебной дисциплины / Материалы круглого стола (апрель 1987 г.) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1987. № 5. С. 37.

9. Васильева М. И. О соотношении интереса и субъективного права в экологических правоотношениях // Экологическое право. 2012. № 4. С. 26.

10. Петров В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом Российской Федерации Закона «Об охране окружающей природной среды») // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1992. № 3. С. 6.

11. Васильева М.И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2009. № 2/3, Специальный выпуск.

12. Голиченков А.К. Основы интеграции и правового регулирования экологических отношений: реалии и перспективы // Экологическое право. 2012. № 4. С. 32-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.