Научная статья на тему 'Некоторые аспекты экологически устойчивого развития промышленности'

Некоторые аспекты экологически устойчивого развития промышленности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ECOLOGICAL SAFETY / ECOLOGIZATION / MECHANISMS OF EKOLOGO-ECONOMIC MANAGEMENT / THE SUSTAIABLE DEVELOPMENT CONCEPT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Воловик Вероника Михайловна

В данной статье предложен механизм экологизации хозяйственной деятельно-сти, представляющий собой целенаправленно созданную, взаимодействующую сово-купность методов и форм, источников финансирования, инструментов и рычагов воз-действия на промышленное развитие с учетом экологической составляющей. Большое значение уделяется экологической безопасности регионального промышленного произ-водства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

And in the given article the mechanism of ecologization is offered the economic ac-tivities, representing purposefully created, cooperating set of methods and forms, sources of financing, tools and influence levers on industrial development taking into account the eco-logical component. The great value is given to ecological safety of regional industrial produc-tion.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты экологически устойчивого развития промышленности»

Воловик В. М.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

После принятия в 2002-м году федерального закона «Об охране окружающей среды» и в дальнейшем новой редакции «Водного кодекса РФ» и закона «О недрах» были существенно расширены полномочия субъектов РФ в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. В результате в круг задач, решаемых регионами, попал фактически весь комплекс проблем, связанных как с воздействием хозяйственной дея-

тельности на территории субъекта на все элементы окружающей среды, так и с эксплуатацией природных ресурсов.

В условиях формирования рыночных отношений положение промышленного производства все в большей степени зависит от того, насколько полно производственные процессы и продукция промышленных предприятий соответствуют определенному уровню экологической безопасности. Пренебрежение экологическими нормами и

требованиями в хозяйственной деятельности нередко сопровождается процессами, приводящими к значительным финансовым потерям, что способствует ослаблению позиций на рынке и созданию имиджа экологически неблагополучного производства.

Несмотря на то что в последние годы за рубежом уже накоплен существенный опыт по созданию механизма учета экологических факторов в процессе промышленно-экономического

развития, в России данные разработки использовались недостаточно, особенно в части эколого-экономических показателей устойчивого развития. В то же время именно в этой сфере имеются реальные возможности для объединения экономических и экологических аспектов в соответствии с принципами устойчивого развития промышленности1.

Повышение эффективности промышленного производства в инновационных условиях развития зависит от проработки различных вопросов промышленной политики, в том числе и на региональном уровне. Современные условия развития производства выдвигают особые условия к определению промышленной политики в процессе становления инновационной экономики. Региональная промышленная политика должна быть построена индивидуально в зависимости от тех или иных факторов. Так, она должна учитывать тип региона, виды хозяйствующих субъектов, критерии выбора

приоритетных отраслей промышленного производства, степень государственного воздействия.

Обеспечение социально-

экономического развития российских регионов, с одной стороны, служит не-

1 См.: Региональное развитие: опыт России и Европейского с оюза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2000.

обходимым условием повышения уровня общественного благосостояния, с другой, является источником экологической опасности. В Экологической доктрине Российской Федерации признано, что дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление новых угроз экологической безопасности возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Для экологизации развития промышленности на региональном уровне необходимо выработать систему критериев оценки экологической безопасности. Такая система критериев оценки экологической безопасности промышленного производства должна охватывать все уровни его взаимодействия с окружающей средой - от локального до глобального. Однако в аспекте регионального анализа промышленного производства показатели экологической безопасности на глобальном (мировом) территориальном уровне могут не рассматриваться. Рассмотрение же низшего территориального уровня - локального

- необходимо, так как часть его показателей должна служить исходными данными для анализа экологической безопасности промпроизводства на уровне региона2.

Для того чтобы система критериев могла найти практическое применение, она должна основываться на существующей нормативно-правовой и информационной базе. В ином случае из-за недостатка, отсутствия или нерепре-

2

Савон Д. Экологизация производственной сферы как основа инновационного устойчивого развития региона// Научно-культурологический журнал № 15 (213) 01.10.2010//

http://www.asms.ru/kompet/2008/prohockii.

зентативности исходной информации практические расчеты предложенных показателей будут чрезвычайно затруднены или не возможны.

Система критериев оценки экологической безопасности промышленного производства локального уровня ориентирована на оценку экологической опасности отдельных промышленных объектов. Под промышленным объектом понимается отдельно расположенная промплощадка предприятия, промышленное предприятие или группа промышленных предприятий, которые могут рассматриваться как единый площадной источник техногенного воздействия.

Комплекс характеристик и показателей экологической безопасности промышленного предприятия должен обеспечивать возможность:

1) оценки уровня безопасности предприятия в условиях нормальной эксплуатации (причем при этом должны быть охвачены все три основных аспекта - экологический, социальный и эко-лого-экономический);

2) прогноза уровня безопасности в случае модернизации предприятия или изменения его структуры;

3) оценки ресурсопотребления предприятия;

4) оценки вероятности аварий и опасности в аварийных условиях.

При оценке региональной экологической безопасности применяются подходы, несколько отличающиеся от соответствующих для локального уровня (оценка опасности промобъекта). Это объясняется различным соотношением территориального (объектного) и промышленного (субъектного) факторов при анализе экологической безопасности на региональном и локальном уровне. На локальном уровне основное внимание уделяется определению характеристик опасности предприятия — субъекта воздействия. Территориальные показатели (зона воздействия, зона загряз-

нения, ареал воздействия) — производные от объемов фактического и нормативного техногенного воздействия про-мобъекта. На региональном же уровне главной задачей становится оценка безопасности объекта воздействия — региона — территориально жестко ограниченной техно-социо-природной

системы. При этом региональное промышленное производство, выступая в качестве субъекта воздействия (внешнего вредного фактора), в то же время входит в структуру региона (объекта воздействия) и является одним из реципиентов воздействия (искусственные материальные объекты, необходимые для жизнедеятельности человека). Поэтому при оценке региональной экологической безопасности техногенное влияние промышленного производства можно рассматривать как «внутренний» фактор опасности3.

Система характеристик и показателей экологической безопасности регионального промышленного производства должна обеспечивать возможность:

1) комплексной оценки региональной экологической безопасности;

2) оценки уровня экологической безопасности по основным направлениям техногенного воздействия и для основных реципиентов воздействия;

3) прогноза всех характеристик экологической безопасности в случае изменения структуры промышленного производства региона (модернизация промпредприятий, введение в действие новых промышленных объектов или, наоборот, закрытие либо консервация действующих предприятий) и изменения исходных территориальных характеристик региона (структуры биогеоценозов, характеристик поверхностного стока, демографических показателей);

3

См.: Власова Е.Я. Инновационные технологии природопользования в решении экологических проблем урбанизированных территорий // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12

4) использования экологических и эколого-экономических оценок в управлении региональным промышленным производством (межрегиональный анализ экологической безопасности — выделение регионов с наилучшими и наихудшими показателями и соответствующее распределение средств на природоохранные нужды, определение нормативов экологических платежей, формирование определенных аспектов налоговой и кредитно-финансовой политики; региональный анализ экологической безопасности — определение основных направлений совершенствования структуры регионального пром-производства с целью обеспечения устойчивого развития региона как единой территориальной техно-социо-

природной системы).

Экологическая безопасность регионального промышленного производства описывается: показателями ресурсных балансов региона; суммарными и удельными показателями экологической опасности регионального промышленного комплекса; эколого-экономи-ческими показателями, отражающими стоимостной аспект региональной экологической безопасности.

Специфика эколого-экономи-ческих методов — в сочетании экономических характеристик (характеристик рентабельности и структурного развития) с экологическими ограничениями, что выражается в формировании особых эколого-экономических механизмов устойчивого развития. Здесь можно выделить несколько направлений повышения комплексности принимаемых хозяйственных решений в области промышленного производства, а именно:

- формирование стратегии оптимального распределения инвестиций в охрану окружающей среды;

- стимулирование развития рынка консалтинговых, технологических, информационных и иных услуг в управлении природопользованием;

- необходимость повсеместного тактического и стратегического учета трансграничного переноса загрязняющих веществ и ответственность за «экспорт» загрязнений.

Все это требует выработки новых интегральных механизмов экологоэкономического управления в сфере охраны окружающей среды.

Для эффективного управления развитием промышленности региона с учетом его экологизации необходимо построение региональной системы обеспечения экологической безопасности, которая может выступать как комплекс мер и отношений, направленных на создание условий для обеспечения состояния защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов региона (личности, государства) от экологической опасности.

Система отношений в сфере обеспечения экологической безопасности охватывает весь процесс социальноэкономических отношений. Данное обстоятельство определяет необходимость государственного регулирования этих отношений, принимая во внимание все уровни промышленно-экономической

политики. Принципиальной схемой формирования региональной промышленно-экономической политики обеспечения экологической безопасности необходимо предусмотреть этап формирования регионального экологического кодекса.

Принятие регионального экологического кодекса на уровне субъектов Российской Федерации позволит:

- осуществить комплексное регулирование приоритетных объектов региональной промышленно-экономической политики обеспечения экологической безопасности

- обеспечить согласованное развитие и применение законодательства субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды и природоресурсного законодательства;

- разграничить и уточнить функции федеральных, региональных и муниципальных органов власти;

- гармонизировать федеральное и региональное законодательство в области обеспечения экологической безопасности.

Экологическая эффективность включает в себя два аспекта - экономику и охрану окружающей среды, тогда как устойчивое развитие подразумевает еще и взгляд в будущее, то есть социальные аспекты. Оценивая с этих позиций Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. 7-ФЗ, очевидно, что он является новым для России этапом в развитии природоохранного законодательства. Определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, закон направлен на обеспечение баланса между экономическими и экологическими интересами общества, на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов. Вместе с тем система подзаконных актов, необходимая для его обеспечения и практической реализации, до сих пор не сформирована. Не установлены налоговые и иные льготы для субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих внедрение наилучших существующих технологий, и природоохранные мероприятия.

Одним из основных направлений перехода России к устойчивому развитию является создание соответствующей правовой основы, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего экономический механизм природопользования. В российской системе управления природоохранной деятельностью экономическим методам отводится крайне незначительная роль, то есть они фактически не являются стимулом выполнения работ по охране окружающей среды. К методам экономического регулирования

законом отнесено предоставление льгот по внедрению наилучших технологий и иных эффективных мер по охране окружающей среды. Величина платы должна учитывать относительную опасность загрязняющих веществ и устанавливается с учетом временно разрешенных лимитов на выбросы и сбросы, а также размещение отходов. При нарушении природоохранных нормативов и лимитов в зависимости от величины нанесенного ущерба окружающей среде предусматривается ответственность в соответствии с гражданским, административным и уголовным законодательством.

Отличительной чертой мирового опыта является усиление региональной составляющей, регионы получают

большую самостоятельность, в том числе и в планировании конкретных программ развития.

Так по проблемам окружающей среды модель экологически устойчивого развития, как правило, включает следующие компоненты:

- обеспечение качественного экономического роста, параметрами которого является рост реального благосостояния, наращивание производственного и человеческого капитала;

- интеграцию экологической и экономической политики, что дает новое понимание устойчивости. Она достигается за счет учета экологического фактора при принятии деловыми кругами тех или иных решений, постепенным внедрением в жизнь экологически идеальной индустриальной структуры, разработкой экологически чистых технологий;

- широкое использование экономических регулятивных инстру-

ментов в сферах ценообразования, налогообложения, внешней торговли;

- обеспечение справедливых прав на пользование общим природным достоянием человечества на основе международных соглашений;

- первоочередной учет роли человеческого капитала, то есть знаний и опыта, а также состояния здоровья и

4

уровня жизни населения .

Таким образом, через региональную политику государственное воздействие направляется на повышение деловой и профессиональной активности населения посредством создания благоприятной среды для различных видов предпринимательской деятельности,

улучшения экономического развития региона. Результатом этого является рост доходов населения и общего уровня жизни в ранее депрессивных регионах. При этом целью управления развитием экономики является повышение эффективности использования промышленного потенциала региона, отвечающее целям общенационального благосостояния.

Региональная политика экологизации должна быть направлена на достижение главных целей социальноэкономического развития: обеспечение экологической безопасности населения как составляющей качества жизни и повышение конкурентоспособности региональной экономики. Эти цели взаимосвязаны, и поэтому обеспечение требуемого уровня экологической чистоты производства и продукта должно стать стратегической целью хозяйствующих субъектов и региональной политики.

Также, важное значение в решении проблемы экологизации хозяйственной деятельности отводится экологически ориентированным инновациям. Экоинновации - это новые или модифицированные производственные и управленческие технологии, оборудование, материалы, позволяющие снизить вредное воздействие на окружающую среду по всем аспектам хозяйственной деятельности. Они отличаются от про-

4 Региональное развитие: опыт России и

Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. - М.: ЗАО Издательство

«Экономика», 2000. - С. 435.

чих инноваций тем, что продуцируют дополнительный взаимосвязанный внутренний и внешний эффект. Наиболее распространенными вариантами экоинноваций являются:

- изготовление экологически более чистых товаров, в этом случае известный потребителям товар приобретает новое качество;

- внедрение новых технологий с целью повышения экоэффективности и выпуска экологичных товаров;

- сокращение потребления энергии, природного сырья или замена традиционного сырья.

Среди экоинноваций важнейшими являются инновации в области энергосбережения. Энергосбережение можно рассматривать как инструмент повышения эффективности использования энергии без снижения, как минимум, объема выпускаемой продукции и услуг, без ухудшения их потребительских свойств. В современной научной литературе уже определены основные принципы энергосбережения:

- во-первых, не столько жесткая экономия всех видов энергии, сколько ее рациональное использование, включая поиск и разработку новых нетрадиционных источников энергосбережения;

- во-вторых, повсеместное использование как бытовых, так и промышленных приборов учета и регулирования расхода электрической и тепловой энергии;

- в-третьих, внедрение новейших технологий, способствующих сокращению энергоемкости производст-ва5.

Управление и стимулирование процесса экологизации хозяйственной деятельности со стороны региональных

5 См.: Власова Е.Я. Инновационные технологии природопользования в решении экологических проблем урбанизированных территорий // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12 - С. 371-373

властей необходимо осуществлять,

прежде всего, через поддержку промышленных предприятий, внедряющих экологически чистые технологии и разрабатывающих политику экологизации. Данное стимулирование может осуществляться посредством сочетания различных методов стимулирования и сдерживания развития промышленного производства. В первом случае политика стимулирования развития экологически направленной промышленности связана, прежде всего, с предоставлением налоговых льгот предприятиям, которые внедряют природосберегающие технологии, производят продукцию с улучшенными экологическими характеристиками. К такого рода льготам могут быть отнесены: целевые налоговые

льготы, включающие отсрочку взимания налогов, уменьшение налога на прибыль на сумму, которую предприятия планируют инвестировать в экологизацию своего производства, снижение налога на добавленную стоимость при закупке предприятием нового технологического оборудования, отвечающего современным экологическим требованиям, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, изъятие из налогооблагаемой базы отдельных элементов объектов налогообложения. Еще одной стимулирующей мерой использования собственных средств предприятия на экологизацию производства является внедрение практики ускоренной амортизации основных фондов экологического назначения и экологически чистого оборудования.

Политика сдерживания развития промышленности, негативно воздействующей на экологическую безопасность предполагает повышение налогов на предприятия, выпускающие экологически грязную продукцию посредством природоемких технологий, особенно в регионах с напряженной экологической ситуацией и регионах, обладающих альтернативными вариантами своего экономического развития.

Таким образом, предложенный механизм экологизации хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленно созданную, взаимодействующую совокупность методов и форм, источников финансирования, инструментов и рычагов воздействия на промышленное развитие с учетом экологической составляющей.

Библиографический список

1.Власова Е.Я. Инновационные технологии природопользования в решении экологических проблем урбанизированных территорий // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12 - С. 371373

2.Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2000.

3.Савон Д. Экологизация производственной сферы как основа инновационного устойчивого развития региона// Научно-культурологический журнал № 15 (213) 01.10.2010// http://www.asms.ru/kompet/2008/prohocki 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.