Джамила ВЕЛИЕВА
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье анализируется необходимость разработки государственной экологической стратегии, учитывающей приоритетные направления деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения экологической безопасности.
The article analyzes the necessity in state environmental strategy, taking into account priorities of public authorities in the field of environmental security.
Ключевые слова:
экологическая безопасность, экологическая стратегия, концепция устойчивого развития, экологическая политика; environmental security, environmental strategy, concept of sustainable development, environmental policy.
Современные демократические государства вступают в новый этап своего развития — экологический, для которого проблемы выживания человечества, обеспечение экологических прав отдельной личности, граждан и общества являются приоритетными. В этой связи необходима разработка государственной экологической стратегии.
Стратегия как способ действия становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели нет достаточных ресурсов. Задача стратегии — эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.
Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Оба документа предусматривают систему мер, направленных на обеспечение устойчивого развития российского государства. Устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое, удовлетворяя потребности настоящего времени, не ставит при этом под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности1.
У истоков теории устойчивого развития стояли работы В.И. Вернадского о биосфере, планетарном аспекте социальной деятельности. Большую роль в разработке концепции устойчивого развития сыграли исследования перспектив человечества, проведенные в рамках Римского клуба. Группа специалистов из Массачусетского технологического института во главе с Д. Медоузом изучила возможные варианты развития мира, руководствуясь идеей необходимости перехода к глобальному динамическому равновесию. Результаты исследования были опубликованы в докладе под названием «Пределы роста», представленном Клубу в 1972 г.
В качестве главных проблем современности в докладе ЮНЕП «Глобальный экологический прогноз» называются: загрязнение воздуха, уменьшение пригодных для ведения сельского хозяйства площадей, исчезновение лесных массивов и недостаток питьевой воды2. В названном документе даны два сценария будущего: один
1 Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). - М., 1989, с. 50.
2 http://www.mace.rU/content/view/321/2/
ВЕЛИЕВА Джамила Сейфаддиновна — к.ю.н., доцент; заведующий кафедрой конституционного права ПА1С им. П.А. Столыпина, г. Саратов ]атШамеНема@уап-dex.ru
201 0' 11
ВЛАСТЬ
37
из них исходит из сохранения доминирующей роли рыночных сил в дальнейшем развитии, другой основывается на выборе пути устойчивого развития. В целом доклад рисует тревожную перспективу состояния глобальной окружающей среды и констатирует важность сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на национальном уровне.
Важность этой проблемы была отмечена в решении Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и подтверждена в решении аналогичной конференции в Йоханнесбурге (2002 г.). Существующая модель развития не может быть устойчивой даже для тех стран, которые уже получили от нее выгоду, не говоря уже о странах, где подавляющее большинство людей живет в условиях невыносимых лишений и нищеты. По итогам работы Конференции ООН была создана Комиссия устойчивого развития в системе ООН.
В 1992 г. на саммите глав государств и Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) (Рио-де-Жанейро) Россия в числе 179 государств подписала ряд программных документов, определяющих согласованную политику стран мира по обеспечению устойчивого развития. Президент Российской Федерации утвердил Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого разви-тия1 и Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию2.
Вместе с тем переход к устойчивому развитию — процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. Среди них создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды; улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека; ужесточение экологических требований; созда-
1 См.: Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // Российская газета, 1994, 9 фев.
2 См.: Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию» // Российская газета, 1996, 9 апр.
ние эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, обеспечение населения качественной питьевой водой и др.
В этой связи необходимо определить приоритеты в осуществлении стратегии, соблюдать принцип разделения ответственности за окружающую среду и обеспечить сотрудничество между правительством и местными органами власти, а также между правительственными органами, промышленностью и заинтересованной общественностью; наращивать усилия по внедрению и использованию наиболее эффективной комбинации средств охраны окружающей среды; при выборе инструментов и разработке нормативных актов уделять внимание условиям их применения и обеспечению выполнения3.
Таким образом, под экологической стратегией, по нашему мнению, следует понимать совокупность долговременных приоритетов, целей, задач и мер, определяющих приоритетные направления экологического развития российского государства, включающую научные, правовые, организационные основы и экономические механизмы обеспечения экологической безопасности.
При этом экологическая стратегия должна выступать концептуальной основой для государственно-частного партнерства по вопросам обеспечения экологической безопасности; обеспечивать согласованность действий органов государственной власти различных уровней по направлениям экологического развития в долгосрочной перспективе; определять стратегический вектор для разработки нормативно-правовой базы обеспечения экологической безопасности; служить основой для принятия решений на государственном уровне по разработке и реализации целевых программ и проектов обеспечения экологической безопасности.
Стратегия экологической безопасности должна включать создание законодательных основ обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации. На сегодняшний день отсутствует федеральный закон «Об экологической безопасности». Проект данного закона был принят Государственной Думой 17 ноября
3 Бринчук М.М. Экологическое право : учебник // подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.
1995 г., но так и не был подписан президентом.
Вопрос о концептуализации в нашей стране стратегических основ экологической безопасности тесно связан с проблемой реализации в Российской Федерации грамотной и последовательной экологической политики. Целью государственной экологической политики является обеспечение гармоничного, динамичносбалансированного развития экономики, общества, природы. Задача разработки и реализации экологической политики осложняется и в связи с научной неопределенностью, характерной для многих важнейших прикладных и концептуальных вопросов. В России в начале 1990-х гг. сложилась ситуация, когда актуальными были признаны политические и экономические вопросы развития государства, а экологические проблемы отошли на второй план. Учитывая состояние окружающей среды и преобладание экономических интересов, экологическую политику российского государства и сегодня нельзя назвать эффективной и отвечающей требованиям современности. Она, безусловно, требует пересмотра по всем параметрам.
Решение вопросов экономического роста за счет использования природоресурсного потенциала государства — это временный выход из ситуации, тем более что использование природных ресурсов
не сопровождалось восстановлением и сохранением окружающей среды.
Сложность и важность задачи формирования государственной экологической политики России предполагает участие в ее разработке общественных организаций, в т.ч. экологических партий и движений. В период острой социально-экологической напряженности установление конструктивного взаимодействия органов власти с этими партиями и движениями может превратиться в одно из необходимых условий сохранения управляемости социально-экологических процессов.
Разработку государственной экологической политики, ее важнейших направлений (программ, проектов) следует осуществлять таким образом, чтобы обеспечить формирование экологического мировоззрения населения, освоение мировых природоохранных стандартов взаимодействия в системе «природа — человек — общество»; добиться конструктивного сотрудничества государства и граждан в деле охраны здоровья человека и окружающей природной среды; обеспечить внедрение экологически приемлемых технологий, рациональное использование природных ресурсов страны; разработать систему экологического правопорядка; превратить экономические факторы экологии в неотъемлемый компонент управления экономическим и социальным развитием страны.