УДК 338.46
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ Курбатов Алексей Васильевич, аспирант, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с особенностями экологических услуг и формированием рынка этих услуг, предложены рекомендации по совершенствованию финансирования работ по оказанию экологических услуг и введению экологического страхования.
Ключевые слова: экологические услуги, рынок экологических услуг, экологическая эффективность.
The article considers a scope of issues connected with specifics of environmental services and formation of environmental services market. The author offers recommendations for improving the financing environmental services and introducing environmental insurance. Keywords: environmental services, environmental services market, environmental efficiency
В настоящее время главной целью общественного прогресса признано обеспечение высокого качества жизни населения, которое предполагает как удовлетворение экономических и социальных потребностей, так и экологически благоприятную среду обитания. Достижение поставленной цели возможно в рамках концепции устойчивого развития, предполагающей прогресс не только в экономической, но и в социальной и экологической сферах.
Понятие «устойчивое развитие» широко используется в мировой научной и популярной литературе, а также в общественной практике. Наиболее распространенным является определение, предложенное на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г.: «Устойчивое развитие - это такая модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений» [2].
Во многих странах уже приняты как общегосударственные, так и региональные концепции устойчивого развития, которые включают в себя проблемы экологического, экономического и социального характера. Россия не осталась в стороне от мировых тенденций, и в 1996 г. была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в которой изложены основные этапы перехода России к модели устойчивого развития как на ближайший, так и на перспективный период - до середины
XXI в. В настоящее время концепция устойчивого развития находится в стадии теоретического обоснования и поиска путей практической реализации ее основных принципов.
Концепция устойчивого развития является теоретической основой формирования экологических потребностей населения и предприятий. Эта концепция дала толчок к разработке различных механизмов обеспечения непротиворечивого развития экономики, экологии и социальной сферы, а также обосновывает необходимость развития рынка экологических услуг как на региональном, так и на национальном уровнях.
Одним из стратегических направлений обеспечения устойчивого социально-эколого-экономического развития является поддержка и развитие экологического предпринимательства, под которым понимается деятельность по производству и реализации продукции, работ и услуг, направленных на предупреждение или минимизацию вреда окружающей среде и здоровью населения.
Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы оказывают все большее влияние на цели предпринимательской деятельности, тем самым способствуя решению экологических задач, а экологически ориентированная деятельность приносит предпринимательскую прибыль.
Важной частью экологического предпринимательства является оказание экологических услуг, сущность которых состоит в удовлетворении экологических потребностей населения и предприятий.
Особенностями экологических услуг, по нашему мнению, являются:
- общественно значимый характер процесса предоставления услуги, так как экологические услуги способствуют улучшению качества окружающей среды;
- содержание экологических услуг и их ассортимент, зависящие от степени жёсткости экологического законодательства (это обстоятельство определяет спрос и предложение на экологические услуги: так, в странах ЕС и США, отличающихся системным экологическим законодательством, ассортимент экологических услуг весьма широк; в Европе свыше 10 тыс. фирм предоставляют экологические услуги, общий объем продаж которых превышает 40 млрд. евро, что связано с достаточно жесткими санкциями за нарушение экологических требований [4]; в России услуги экологического нормирования стали активно развиваться после введения платы за загрязнение окружающей среды);
- характер экологических услуг, определяемый уровнем экологических потребностей, состоянием экологической культуры и экологического образования
(экологическое просветительство как рядовых потребителей, так и производителей товаров и услуг способствует тому, что потребители предъявляют спрос на экологические услуги, а предприятие, предоставляющее такие услуги, создаёт себе благоприятный в глазах общества имидж);
- значительная возможность воздействия на процессы производства и потребления экологической услуги со стороны государства и общественных организаций.
В настоящее время ещё не существует признанной классификации экологических услуг. Как нам представляется, экологические услуги могут быть классифицированы по различным признакам, в частности: по степени материальности; по потребителям; по уровню использования достижений научно-технического процесса и т.п.
Необходимость формирования рынка экологических услуг как одного из действенных механизмов обеспечения устойчивого развития была отмечена в декларации ООН по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. на уровне глав государств и правительств.
Рынок экологических услуг предлагается понимать как своего рода организационно-экономический механизм, обеспечивающий согласование интересов производителей и потребителей, предпринимательских кругов и общества, отдельных государств в структуре мирового сообщества по поводу использования общественных благ и ресурсов совместного потребления.
Исследование рынка экологических услуг целесообразно осуществлять на региональном уровне, так как спрос и предложение на экологические услуги зависят от особенностей региональных социальных и экономических процессов, экологических условий и природно-ресурсного потенциала региона.
Доля рынка, занимаемая конкретным хозяйствующим субъектом, определяется как отношение объема оказанных услуг рассматриваемого хозяйствующего субъекта к объему рынка. Значение долей рынка, служащих ориентирами при квалификации положения субъекта хозяйствования как доминирующего, и критерии, позволяющие квалифицировать его как доминирующего, определяются для каждого из рассматриваемых сегментов рынка экспертным путем.
Субъектами рынка экологических услуг должны быть предприятия и организации, предоставляющие следующие услуги:
- оценка природно-ресурсного потенциала и окружающей среды (экологический мониторинг, разработка экологических регламентов);
- разработка технологий, способствующих экологическому оздоровлению окружающей среды;
- помощь, предоставляемая хозяйствующим субъектам (экологическая инвентаризация, экологическое нормирование, экологическое консультирование, экологический аудит);
- воспроизводство природной среды (рекультивирование земель, очистка загрязненных почв, водоемов, переработка и захоронение отходов, рециклинг, озеленение территории);
- ремонт и обслуживание природоохранной техники и технологии;
- экологическое информирование;
- экологическое образование и формирование экологической культуры;
- экологическая экспертиза объектов (территории, жилых и производственных помещений, продукции);
- страхование экологических рисков.
Рассмотрение региона как социально-эколого-экономической системы предполагает применение системного подхода, т.е. учёт ряда компонентов региональной системы: административного (особенности регионального управления), территориального (особенности природно-ресурсного потенциала), социального (особенности населения и расселения), экономического (особенности региональной экономики). От совокупности этих характеристик зависит структура и интенсивность спроса на экологические услуги.
Спрос на экологические услуги формируется на основе осознаваемых экологических потребностей населения и организаций. На этот спрос оказывает существенное влияние экологическое образование и просвещение, экологическая культура, развитие экологического законодательства. В связи с этим назревает необходимость в разработке мероприятий по формированию системного экологического образования, экологической культуры, а также в совершенствовании экологического законодательства.
Одним из практически осуществимых направлений становления экологической культуры является внедрение мероприятий по охране окружающей природной среды в рыночные отношения, регулируемые государством, т.е. установление рыночной заинтересованности в рациональном природопользовании.
Для того чтобы экономическая и технологическая деятельность была экологически ориентированной, необходим определенный уровень экологической культуры и
профессиональной подготовки, важнейшим элементом которых является осознание экологической важности и экономической эффективности чистых технологий. Сегодня просветительство и экологическое образование охватывает, в основном, население, среднюю и высшую школу. Однако экологическая грамотность не менее важна для руководителей предприятий, представителей властных структур, т.е. лиц принимающих решения по вопросам экономического и технологического развития на уровне города и микроуровне.
С этой целью необходимо разработать программу по экологическому образованию для менеджеров, включающую постоянно действующие семинары с активными методами обучения, деловыми играми по проблемам экологического менеджмента, устойчивого развития, передового отечественного и зарубежного опыта и т.д. и учитывающую интересы и потребности представителей бизнеса в этой области; привлечь к работе семинара на конкурсной основе образовательные государственные и некоммерческие организации, обладающие соответствующим потенциалом.
В настоящее время в ряде регионов действуют различные организации, оказывающие экологические услуги в научно-образовательной, коммунально-бытовой и производственной сферах. Анализ их деятельности необходим с целью выявления проблем и перспектив развития рынка экологических услуг.
По оценкам ряда специалистов, в источнике возникновения («начало трубы») можно предотвратить до 70 % отходов и выбросов промышленного производства за счет использования технически обоснованных и экологически выгодных технологий. В России эта задача перехода к политике «предупреждения» не может быть решена только на уровне хозяйствующих субъектов и только рыночными методами. Здесь необходимо активное взаимодействие власти и бизнеса в реализации экологической политики «предупреждения загрязнений» [3].
Решение проблемы видится в перераспределении финансовых потоков, путём выделения части средств регионального бюджета на поддержку организаций, разрабатывающих проекты по экологизации производства, обеспечивающие снижение отходов и выбросов непосредственно в технологическом процессе.
Другое важное направление - развитие рециклинга, поскольку одна из центральных проблем современной экономики - это отходы производства и потребления. Рециклинг важен не только как средство сокращения отходов и снижения загрязнения окружающей среды, но и как способ сокращения потребности в первичных ресурсах, т.к. часть из них возвращается в хозяйственный оборот после соответствующей переработки.
Целесообразно создать систему финансовой поддержки разработки проектов рециклинга на конкурсной основе.
Потребители и общественные организации региона должны вовлекаться в формирование экологических альтернатив регионального развития, в частности, путем формирования перечня экологически ориентированных организаций, участия в системе экологического образования и просвещения.
Важная роль общественных организаций - это контроль за соблюдением экологического законодательства.
Учитывая тот факт, что в результате реализации опасности нанесенный ущерб складывается из социальных, материальных и экологических потерь, наибольший интерес при расчетах представляет математическая модель интегрированного риска потенциально опасного объекта (ПОО) как комплексного показателя его безопасности, выраженного в едином стоимостном эквиваленте и объединяющего в себе ожидаемые ущербы социальных, экологических и материальных потерь [5].
В сфере коммерческого страхования возможны следующие основные виды экологического страхования:
1) страхование гражданской ответственности за вред, причиненный экосистемам, а также третьим лицам в результате реализации экологического риска;
2) страхование договорной ответственности природопользователей (водопользователей, недропользователей, землепользователей, лесопользователей) - в соответствии со статьей 932 ГК РФ договорная ответственность должна быть предусмотрена законодательством;
3) страхование финансовых рисков в части страхования затрат на восстановление природных объектов или природной среды (например, затрат на лесовосстановление, на пожаротушение и др.);
4) страхование природных объектов (например, участков лесного фонда);
5) страхование физических и юридических лиц от катастрофических рисков природного и техногенного характера.
Таким образом, несмотря на значительное число научных публикаций по рассмотренным в статье проблемам, существует ещё большое число аспектов, требующих своего решения. Так, необходимо чётко определить роль и место рынка экологических услуг в экономике региона, совершенствовать формы и методы государственного регулирования рынка экологических услуг, обеспечить участие потребителей и общественных организаций в регулировании этого рынка.
Литература
1. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: ИНФРА-М, 2005.
2. Наше общее будущее. М.: Прогресс, 1989.
3. Новосёлов А., Бобылев С., Гирусов Э. Экология и экономика. М.: Юнити-Дана,
2010.
4. Форрестер Д. Мировая экономика. М.: АСТ, 2003.
5. Шимова О.С. Основы экологии и экономика природопользования. Мн.: Изд-во БГЭУ, 2010.