Научная статья на тему 'Проблемы формирования и развития рынка экологических товаров и услуг в регионе'

Проблемы формирования и развития рынка экологических товаров и услуг в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
630
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / THE MARKET OF SERVICES / ECOLOGICAL SERVICES / ECOLOGICAL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселов Сергей Николаевич

В статье предпринята попытка теоретически обосновать целесообразность выделения отдельной научной категории «рынок экологических услуг». Дано определение экологических услуг и их рынка. На отдельных примерах, преимущественно из зарубежного опыта доказывается перспективность данного рынка в Российской Федерации. Рассмотрены проблемы его формирования и развития в отечественных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MARKET OF THE ECOLOGICAL GOODS AND SERVICES IN REGION

In article attempt theoretically is undertaken to prove expediency of allocation of a separate scientific category «the market of ecological services». Definition of ecological services and their market is made. On separate examples, mainly from foreign experience perspectivity of the given market in the Russian Federation is proved. Problems of its formation and development in domestic conditions are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и развития рынка экологических товаров и услуг в регионе»

Новоселов РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕГИОНЕ

С.Н.

14.2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕГИОНЕ

Новоселов Сергей Николаевич, д.с.-х.н, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса», г. Шахты

Контакты автора: nsn-maize@yandex.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка теоретически обосновать целесообразность выделения отдельной научной категории «рынок экологических услуг» Дано определение экологических услуг и их рынка. На отдельных примерах, преимущественно из зарубежного опыта доказывается перспективность данного рынка в Российской Федерации. Рассмотрены проблемы его формирования и развития в отечественных условиях.

Ключевые слова: рынок услуг, экологические услуги, экологическое предпринимательство

PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MARKET OF THE ECOLOGICAL GOODS AND SERVICES IN REGION

New settlers Sergey Nikolaevich, d.s.-h.n, к.э.н., the senior lecturer of chair «Economy and management» FGBOU ВПО «the South Russian state university of economy and service», Shahtes

Annotation: In article attempt theoretically is undertaken to prove expediency of allocation of a separate scientific category «the market of ecological services» Definition of ecological services and their market is made. On separate examples, mainly from foreign experience perspectivity of the given market in the Russian Federation is proved. Problems of its formation and development in domestic conditions are considered.

Keywords: the market of services, ecological services, ecological business

В числе глобальных вызов современности сегодня Российская Федерация стоит перед еще одним, с одной стороны, - касающимся каждого из нас, а с другой

- находящимся практически вне более или менее серьезного комплексного научного осмысления. Речь идет о становлении де факто существующего рынка экологических товаров и услуг, который, тем не менее, до сих пор не стал ни серьезным предметом научных дискуссий, ни объектом рассмотрения экономистов, экологов, политиков.

Зарождением данного вида рынка в нашей стране принято считать конец 80-х годов прошлого столетия, когда мир может быть впервые столкнулся с последствиями национальной экологической катастрофы. Именно эта трагедия стала импульсом развития т.н. экологического предпринимательства, де юре в нашей стране вроде как и не существующем.

Уже давно назрела необходимость признания (юридического, политического, научного, экономического и пр.) отдельно существующего со своими специфическими чертами и характеристиками, отличной от обще-

го предпринимательства конъюнктуры, динамики, адресно направленности, значения наконец, экологического предпринимательства, которое с одной стороны, функционирует в русле общих предпринимательских тенденций, характерных для национальной и региональных экономики, а с другой, - является сугубо специфической его частью. Можно спорить о степени ее самостоятельности, либо об этапах данного выделения, но уже сегодня считается бесспорным научным фактом наличие весьма значительных его отличий.

Данное направление впервые было отмечено в числе основных в Программе Правительства Российской Федерации об углублении экономических реформ еще в 1992 году. Под экологическим предпринимательством стали понимать деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения 1.

Следует говорить о безусловной самостоятельности индустрии, включающей самый широкий спектр товарной продукции (промышленные установки, реагенты, приборы, технологии, включая информационные и т. д.) и услуг.

Диалектика взаимосвязи рынка услуг вообще и рынка экологических услуг сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Помимо очевидного вхождения последнего в состав общего рынка товаров и услуг, следует отметить и редко отмечаемое обстоятельство. Динамично развивающаяся во всем мире и в том числе и в нашей стране сфера услуг является одним из наиболее сильных источников загрязнения окружающей среды. Именно с этой точки зрения можно говорить о взаимовключении названных рынков и о чрезвычайно важном их взаимовлиянии. И это не только вопрос приоритетов или флюгерности политических лозунгов относительно экономико-экологических (или эколого-экономических?) взаимоотношений. Это вопрос чрезвычайной общечеловеческой, а в конечном итоге и экономической важности и злободневности.

Отсутствие официальной статистики, характеризующей динамику отечественного рынка экологических товаров и услуг, делает анализ динамики его развития делом сложным, а прогноз его развития - зачастую неблагодарным. Тем не менее по отдельным косвенным признакам можно судить о его развитии. Уже в 1991 г. имелось свыше 17 тыс. субъектов экологического предпринимательства, при этом 40% их числа занимались предоставлением различных посреднических услуг, связанных с реализацией природных ресурсов. В начале 1992 г. здесь функционировал 921 кооператив по заготовке и переработке вторичного сырья, где было занято 28 тыс. работающих. Рынок экологических работ и услуг обеспечивал ряд коммерческих банков, в том числе - Поволжский банк охраны окружающей среды («Экобанк-Волга», «Экопромбанк» (г. Пермь), созданный в 1994 г. Акционерный национальный банк охраны окружающей среды «Эконацбанк» функционируют совместные предприятия, а также специализированные биржи2 [4].

К данному рынку следует отнести и многих крупных российских производителей, которые в своей деятельности придерживаются принципа ее экологичности.

1 Лукьянчиков Н.Н., Потравный И. Экономика и организация природопользования. М. ЮНИТИ- ДАНА, 2002, 454 с.

2 Тихомиров Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы. М.: Экология, 1992, 239 с.

Бизнес в законе

6'2011

Следует отметить и еще один насколько важный, настолько и неразработанный аспект затронутой проблемы. С точки зрения экологической политики и практики реализации природоохранных мероприятий сертификация экологичных продуктов, товаров, услуг, технологий и др. представляет собой реальный инструмент и рычаг экологизации промышленного, сельскохозяйственного производства, транспортного сектора и всех сфер потребления, включая торговлю. Производители рассматривают сертификацию как едва ли не единственное средство расширения рынка, укрепления позиций в конкурентной борьбе, одного факторов, оказывающих позитивное воздействие на возможности сбыта продукции предприятий-произво-дителей, на улучшение имиджа предприятия.

Деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и приносит прибыль от продажи продукции, не наносящей вреда окружающей среде, до создания более чистых способов производства. В одной только Канаде действует свыше 3500 компаний, выпускающих оборудование для охраны окружающей среды и связанные с ней услуги. В них работает более 110 тыс. человек. В Японии с 1988 года действует специальный экспертный совет по экологическому бизнесу. Данная сфера экономики включает: предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды), предприятия с природосберегающей технологией (переработка отходов, гелиоэнергетические установки, производство товаров с экологической маркировкой), а также предприятия, осуществляющие меры по благоустройству окружающей среды и информационному экобизнесу. Деятельность министерства внешней торговли и промышленности Японии в содействии развития природоохранной техники способствует проведению исследований спроса на оборудование, оказывает поддержку в международной конкуренции по производству очистного оборудования.

Следует указать и на то, что в развитых странах уделяется внимание выравниванию требований экологического законодательства, воздействующих на структуру товарных потоков и направления инвестирования.

Развитие рынка любого товарного или территориального сегмента невозможно без соответствующего развития инфраструктуры, которая в нашем случае может быть представлена несколькими самостоятельными направлениями, включающими: производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды, создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий, расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство, экологическое образование и воспитание, а также предоставление экологических услуг.

В современной экономической литературе нет единого мнения относительно определения «экологическая услуга». Однако наиболее близким по смыслу, отражающим сущность экологической услуги как услуги особого вида, можно назвать следующее определение: услуги экологического характера - это мероприятия, осуществляемые различными организациями (учреждениями) на коммерческой, договорной или безвозмездной основе по реализации природоохранной деятельности для сторонних объектов3.

3 Серов Г.П. Экологический аудит. М.: Экзамен, 1999, 448 с.

К экологическим услугам принято относить следующие виды услуг:

- экологическое страхование;

- экологический аудит;

- экологический менеджмент.

При этом, разумеется только этими, пусть и чрезвычайно важными направлениями, круг экологических услуг не ограничивается, и экологические услуги понятие более сложное и разноплановое. Так, развитие экологических услуг характеризуется появлением различных видов услуг, включающих экологическую сертификацию, экологическое лицензирование, экологический маркетинг, утилизацию твердых бытовых отходов, экотуризм, отчасти аграрный туризм и др. В настоящее время развитие исследуемых услуг выступает как одно из направлений развития экономики с вполне определенным коммерческим результатом и с безусловно важным социальным значением.

Более того, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие экономики любого современного государства напрямую связано с приоритетными направлениями предоставления экологических услуг, что определено повышением требований к качеству жизни, составной частью чего является качество окружающей среды, как результирующей процесса экологизации экономики. Последний невозможен без прямого регулирования, а то и вмешательства государства в деятельность организаций рыночного сектора, формирующих рынок экологических услуг.

Таким образом, с учетом устоявшихся определений и имеющейся специфики, сущность экологических услуг характеризуется удовлетворением специфических потребностей и взаимосвязана с общественным благом, ресурсами совместного применения.

В результате рынок экологических услуг можно рассматривать в качестве организационно-экономического механизма, обеспечивающего согласованность интересов производителей, потребителей, предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность в области оказания экологических услуг и общества, государства, а также их различного рода объединений в области рационального использования общественных благ и природных ресурсов совместного потребления.

Основными функциями рынка экологических услуг являются следующие:

- цена на производимую продукцию (услугу) устанавливается в соответствии с издержками предприятий и затратами на восстановление окружающей природной среды, на экологическую услугу, на проведение требуемых или запланированных и утвержденных экологических мероприятий;

- прогнозирование будущих потребностей в экологических услугах;

- формирование системы эффективного распределения ограниченных ресурсов различных видов;

- создание конкурентной среды между товаропроизводителями;

- применение методов стимулирования по снижению затрат, повышению качества производимой продукции со следованием вектору нарастающей экологизации с ориентиром на конечную цель- повышение экологической безопасности;

- проведение политики, стимулирующей внедрение инновационных технологий, техники, т.е. внедрения достижений научно-технического прогресса, направленных на рациональное природопользование.

Новоселов РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕГИОНЕ

С.Н.

При этом рынок экологических услуг имеет следующие положительные моменты:

- побуждение производителя к минимизации экологического ущерба,

- эффективное распределение ограниченных ресурсов,

- получение экономической выгоды в результате применения технологии, обеспечивающей наибольшую защиту окружающей природной среды,

-наличие способности к быстрой адаптации к изменяющимся условиям.

Следовательно, рынок экологических услуг, выступая в качестве эффективного механизма регулирования взаимоотношений производителя и потребителя, зависит от деятельности государства, представляющего интересы населения страны, ориентированной на использование административных, экономических методов или их сочетания.

Являясь регулируемым рынком, рынок экологических услуг имеет ряд отличий от свободного рынка:

- наличие ограниченного числа участников сделок в результате проведения необходимого лицензирования деятельности в области оказания экологических услуг;

- ограничение доступа к информации, что способствует необходимому соблюдению технологических регламентов, сохранению коммерческой тайны;

- наличие предприятий монополистов, отраслей, имеющих большое значение для развития национальной экономики, что, безусловно оказывает влияние на уровень цен, складывающихся на рынке экологических услуг.

Среди проблем развития рынка экологических услуг можно выделить:

- наличие экологического кризиса глобального характера, что обусловлено развитием промышленного производства, увеличением степени антропогенного воздействия на биосферу;

- имеющиеся несовпадения (зачастую весьма острые) глобальных и локальных выгод.

Проблему устранения вышеуказанных трудностей следует решать на международном уровне в связи со сложностью международных политико-экономических отношений, усиливающимися процессами интеграции и кооперации, глобализации. Эффективное функционирование рынка экологических услуг зависит от единого подхода всех стран к окружающей среде на планете, ее защите от антропогенного воздействия. При этом особое внимание должно быть обращено на реализацию концептуальных положений, включающих установление единых правил «поведения» субъектов (отдельных государств), гармонизацию экономического развития внутри мирового сообщества, выработку принципиально новых политических подходов к урегулированию взаимоотношений между странами.

Обобщая вышесказанное, выделим факторы, препятствующие развитию рынка экологических услуг в Российской Федерации:

- отсутствие направлений и разработок мероприятий, включаемых в правительственную экологическую программу;

- хаотичность действий в процессе реализации проводимой экономической политики;

- наличие барьеров со стороны органов власти на региональном и муниципальном уровнях;

- несогласованность интересов и несовпадение целей субъектов, задействованных на данном рынке;

- отсутствие единой налоговой системы по сборам, штрафам;

- существование недостаточного числа учебных центров для подготовки специалистов;

- контурность, недостаточная проработка, декларативность нормативно-правовой базы в области экологического страхования, аудита и др.;

- отсутствие высокоразвитой экологической культуры производства и общества.

Таким образом, в настоящее время развитие рынка экологических услуг имеет огромные перспективы. Так, наряду с основными видами экологических услуг (экологический аудит, экологическое страхование, экологический менеджмент и утилизация отходов), появляются и другие виды деятельности: торговля квотами. Последнее направление - это совершенно новый мировой рынок, спрос на «продукцию» которого характеризуется значительными величинами.

Список литературы:

1. Лукьянчиков H.H., Потравный И. Экономика и организация природопользования. М. ЮНИТИ- ДАНА, 2002. 454 с.

2. Тихомиров Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы. М.: Экология, 1992. 239 с.

3. Серов Г.П. Экологический аудит. М.: Экзамен, 1999.448 с.

References:

1. Lukjanchikov N.N., Potravnij I. Ekonomika I organizazija prirodopolzovanija. М. UNITI- Д^А, 2002, 454 p.

2. ^homirov N.P. Socialno-ekonomicheskie problem zacshiti prirodi. М.: Ekologija, 1992, 239 p.

3. Serov G.P. Ekologicheskij audit. М.: Ekzamen, 1999, 448 p.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Новосёлова Сергея Николаевича «Проблемы формирования и развития рынка экологических товаров и услуг в регионе».

Проводимые в России реформы радикально изменяют сложившуюся ранее социально-экономическую и политическую систему. Основной тенденцией развития экономики является её экологизация, становление рынка (а фактически системы взаимосвязанных рынков) экологических товаров и услуг, его последовательная институциализация. Экономические реалии знаменуют собой весьма проблематичное становление рынка экологических товаров и услуг и рыночных институтов, но и продолжающееся усложнение базовых условий функционирования хозяйствующих субъектов, потребовавшее внедрения экологически адекватных способов и приёмов ведения бизнеса.

В этих условиях, с учетом наблюдающихся трансформаций, необходимо корректно и аргументировано определить императивы и направления долгосрочного и устойчивого развития рынка экологических товаров и услуг в регионе.

В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе»

Профессор,

д.э.н. Г. А. Бабков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.