Научная статья на тему 'Совершенствование инфраструктуры пространственных социальноэкономических систем (на примере рынка экологических товаров и услуг)'

Совершенствование инфраструктуры пространственных социальноэкономических систем (на примере рынка экологических товаров и услуг) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / MARKET OF ECOLOGICAL GOODS AND SERVICES / INFORMATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселов Сергей Николаевич

В статье обосновано важное значение инфраструктурной составляющей развития региональных и локальных социально-экономических систем на примере локального рынка экологических товаров и услуг. Предложено формирование единого информационного ресурса развития данного рынка, разработана система оценки индикаторов уровня его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INFRASTRUCTURE OF SPATIAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS (ON THE EXAMPLE OF THE MARKET OF ECOLOGICAL GOODS AND SERVICES)

In article the importance of an infrastructure component of development of regional and local social and economic systems on the example of the local market of ecological goods and services is proved. Formation of a uniform information resource of development of this market is offered, the system of an assessment of indicators of level of its development is developed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инфраструктуры пространственных социальноэкономических систем (на примере рынка экологических товаров и услуг)»

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №3' 2013

УДК 332.132 ББК 65.291.31 Н 76

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

пространственных социальноэкономических систем (на примере рынка экологических товаров и услуг)

(Рецензирована)

Новоселов Сергей Николаевич,

доктор сельскохозяйственных наук, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Управление производством и отраслевая экономика» Московского государственного университета пищевых производств, г. Москва. Тел.: (929) 911 20 99, e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обосновано важное значение инфраструктурной составляющей развития региональных и локальных социально-экономических систем на примере локального рынка экологических товаров и услуг. Предложено формирование единого информационного ресурса развития данного рынка, разработана система оценки индикаторов уровня его развития.

Ключевые слова: рынок экологических товаров и услуг, информационная инфраструктура.

improvement of infrastructure of spatial social and economic

SYSTEMS (on the EXAMPLE of THE MARKET of Ecological GooDS AND

services)

Novosyolov Sergey Nikolaevich,

doctor of Agricultural Sciences, candidate of Economic Sciences, Head of the Department «Production management and branch economy» of the Moscow the State University of Food Productions, Moscow. Ph.: (929) 911 20 99, e-mail: [email protected]

Summary. In article the importance of an infrastructure component of development of regional and local social and economic systems on the example of the local market of ecological goods and services is proved. Formation of a uniform information resource of development of this market is offered, the system of an assessment of indicators of level of its development is developed.

Keywords: market of ecological goods and services, information infrastructure.

В качестве одного из сдерживающих факторов развития рынка экологических товаров и услуг (РЭТУ) выступает неразвитость информационного менеджмента вообще [1,2] и в рассматриваемом сегменте, в частности. Необходимость формирования единого прозрачного информационного пространства в системе рынка экологических товаров и услуг очевидна для всех заинтересованных сторон этого процесса: государственных органов, хозяйствующих субъектов в сфере экологически ориентированного бизнеса, потенциальных инвесторов, общественности, международного сообщества и др., поскольку именно информация является основой для принятия любых управленческих решений.

В настоящее время основным источником ин-

формации о состоянии данного сектора экономики являются официальные статистические данные, которые не дают всей полноты происходящего на этом рынке. Затрудняет использование данной информации и то, что она представлена разрознено, не систематизировано. Прежде всего, это обусловлено тем, что до сих пор официально не формализовано понятие «экологические товары и услуги», данная категория отсутствует в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), Общероссийском классификаторе продукции (ОКП), Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) и соответственно не представлена в статистической отчетности предприятий и организаций. Статисти-

18

Научный вестник ЮИМ №3' 2013

Горизонты новой экономики

ческий учет в сфере экологии ограничивается учетом объектов, загрязняющих окружающую среду, а также данных об их воздействии, при этом учет ведется по трем направлениям: атмосферным выбросам, водным сбросам и отходам, подлежащим размещению. Отчет предоставляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых связана с образованием и обращением с отходами. Не находят отражения в статистических отчетах данные о производстве экологически чистой продукции (продукты питания, промышленные товары и т. п.), услуги по экологизации бизнеса и т. д.

Поэтому все оценки состояния и тенденций развития отечественного экорынка приблизительны и основаны преимущественно на экспертных оценках.

Поскольку залогом эффективности реализации процесса становления и развития экорынка в регионе является достоверная, актуальная и доступная информация о нем, необходимо создание полноценной информационной инфраструктуры, удовлетворяющей интересы всех участников рынка. При этом достижение этой цели должно обеспечиваться на всех уровнях государственного управления, так как качественная и надежная информация в достаточном объеме является важнейшим условием повышения качества государственного управления.

В основе системы информационного обеспечения лежат два основных блока мероприятий по обеспечению:

- мониторинга процессов, касающихся рынка экологических товаров и услуг;

- хранения и управления полученной информацией.

Эффективная система мониторинга призвана обеспечить качественную информационно-аналитическую базу, поэтому основной платформой для ее построения должны являться информационные потребности участников экорынка. Проведение мониторинга должно осуществляться на основе принципов полноты, надежности, своевременности, перманентности.

Решение задач по сбору данной информации должно быть возложено на региональные и местные органы государственного управления, обладающих необходимыми для этого ресурсами и полномочиями.

Однако, прежде всего, на федеральном уровне законодательно должен быть закреплен перечень экологических товаров, продукции и услуг, путем внесения их в ОКДП и ОКП, а также разработаны стандарты их отнесения к данной категории товаров и услуг, на базе европейских скорректированных на отечественную специфику; установлено

правовое ограничение самодекларации производителей, которые своей маркировкой вводят покупателей в заблуждение, создана государственная система признания органов сертификации экопродукции. Следующим шагом должно стать внедрение дополнительных форм экологической статистической отчетности, предполагающей раскрытие информации о производстве, оказании, выполнении экологических продукции, товаров, работ, услуг. Информационной основой при этом может стать добровольная экологическая отчетность предприятий, являющаяся элементом системы экологического менеджмента предприятий. В настоящее время на государственном уровне обсуждается вопрос о ее внедрении, а затем законодательном закреплении.

Согласно требованиям международного стандарта в области экологического менеджмента ISO 14001, единственным документом который должен быть доступен и открыт общественности является экологическая политика предприятия. Однако, согласно Европейской Схеме экологического менеджмента и аудирования (EMAS), обязательным требованием является более широкая информированность общественности и всех заинтересованных сторон о деятельности предприятия, его продукции, используемых материалах. Для этого предприятие обязано ежегодно публиковать открытые экологические отчеты, представляющие собой документы с информацией о выбросах, сбросах, отходах, результатах природоохранной деятельности. В них компании должны представлять информацию в виде ясной картины, отражающей воздействие производственной деятельности на общество и состояние окружающей среды. Это открывает возможности обоснованного принятия решений об инвестициях, покупке или партнерстве. Обеспечение акционеров надежной и достоверной информацией, соответствующей их ожиданиям и интересам, способствует дальнейшему развитию конструктивного диалога между ними и компанией. Форма экологического отчета не формализована, однако он должен быть составлен в доступной для понимания форме и сопоставим с отчетами других предприятий. В качестве ориентира для выбора показателей экологической результативности, могут выступать показатели, содержащиеся в стандарте ISO 14031. Кроме того, экологический отчет должен быть подготовлен в формате, облегчающем и обеспечивающем понятность и сопоставимость с отчетами других организаций.

Реализация данных задач позволит сформировать достоверную информацию об объемах и структуре рынка, а также его состоянии. Эффективность управления полученной в результате мониторинга информацией определяет возможности дальней-

19

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №3' 2013

шего развития экорынка региона. Одним из главных условий достижения эффективности управления информацией является обеспечение доступа к ней всех участников регионального РЭТУ. В этой связи необходима разработка механизмов, связывающих процессы мониторинга (сбора и хранения информации) и процессы коммуникаций (получение заинтересованными сторонами необходимой и полезной информации).

По нашему мнению, наиболее перспективной формой реализации этой задачи в настоящее время является формирование единого информационного ресурса, обеспечивающего коммуникационный процесс между всеми субъектами регионального РЭТУ. Реализация данного проекта может быть возложена на Министерство экономического развития региона как основного координирующего органа на рынке экологических товаров и услуг.

В основу формирования государственного регионального портала «Экорынок региона» должны быть положены основные направления информационной поддержки участников экорынка. Нами разработана модель функционирования госпортала, на которой наглядно представлены информационные потоки, формируемые пользователями-участниками рынка экологических товаров, работ, услуг региона.

Результатом создания государственного регионального портала «Экорынок региона» будет решение следующих задач:

- обеспечение механизма «обратной связи» между всеми участниками рынка;

- оперативное получение информации о направлениях и тенденциях развития рынка, состояния конкурентной среды, наличия свободных «ниш» на рынке и т.п.;

- формирование механизма общественного обсуждения проводимых государственными органами управления преобразований и инициатив в сфере регулирования данного сектора рынка товаров и услуг;

- возможность отслеживания и оперативного реагирования на структурные изменения рынка со стороны как государственных органов так и представителей экологического предпринимательства;

- повышение доверия к региональному экорынку со стороны инвесторов;

- информирование населения региона о организациях и предприятиях, производящих экологически чистую продукцию или использующих при проиводстве экологически чистые технологии;

- предоставления предприятиям экобизнеса возможности позиционирования своей продукции как экологически чистой и соответственно стимулирование спроса на свою продукцию; формирование конкурентной среды и т. д.

- обеспечение межведомственного взаимодействия между органами государственного управления и т. д.

Следуя логике нашего исследования, уровень развития рынка экологических товаров и услуг может быть представлен разработанной нами системой показателей, объединенных в несколько блоков - индикаторов развития рынка. Данная система включает в себя количественные и качественные показатели.

Экопроизводство (Иэп):

- удельный вес предприятий, прошедших экологическую сертификацию/экомаркировку;

- удельный вес экологических товаров, работ, услуг в общем объеме произведенных товаров, выполненных работ, услуг;

- удельный вес затрат на экологизацию производства в общем объеме затрат;

- удельный вес организаций, осуществлявших инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг;

- удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций;

- удельный вес организаций, осуществлявших инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в результате использования потребителем инновационных товаров, работ, услуг;

- инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

Государственная поддержка экологического предпринимательства(Игп):

- уровень полноты нормативно-правовой базы региона в сфере регулирования экологического предпринимательства;

- уровень полноты нормативно-правовой базы региона в сфере регулирования охраны окружающей среды и объектов природопользования;

- уровень эффективности механизмов господдержки экологического предпринимательства;

- удельный вес государственных инвестиций в сектор экологического предпринимательства в общем объеме инвестиций;

Развитие инновационной и научно-исследовательской инфраструктуры (Иин):

- удельный вес зарегистрированных патентов экологической направленности в общем количестве зарегистрированных патентов;

- удельный вес научных исследований в сфере экологизации экономики в общем количестве научных исследований;

- удельный вес внедренных экологических инноваций в общем количестве внедренных инноваций.

20

Научный вестник ЮИМ №3' 2013

Горизонты новой экономики

Информационная поддержка субъектов рынка экологических товаров и услуг (Иип):

- уровень доступности и прозрачности информации по государственному регулированию и мерах поддержки данного сектора экономики;

- уровень доступности информации о возможностях международного и межрегионального сотрудничества;

- уровень доступности информации о маркетинговых исследованиях рынка;

- уровень налаживания механизма «обратной связи» между участниками рынка;

- уровень обеспеченности информацией о инновациях в этой сфере бизнеса.

Кадровое обеспечение отрасли (Ико):

- удельный вес выпускников, окончивших учебные заведения по образовательным программам, предусматривающих экологическую составляющую в общей численности выпускников;

- удельный вес образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, центров профессиональной подготовки и переподготовки, реализующих образовательные программы, предусматривающие экологическую составляющую в их общем количестве;

- удельный вес трудоустроенных по специальности выпускников, окончивших учебные заведения по образовательным программам, предусматривающих экологическую составляющую в их общей численности.

Реализация и потребление экологических товаров и услуг (Ирп):

- удельный вес экологических товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг на территории региона;

- индекс цен на экологические товары, работы, услуги;

- удельный вес экологических товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг за пределы региона;

Развитие экологической культуры (Иэк):

- удельный вес предприятий и организаций, предоставляющих добровольную экологическую отчетность;

- удельный вес экологических мероприятий и акций, проведенных в регионе в общем количестве мероприятий и акций;

- удельный вес общественных экологических организаций в общем количестве общественных организаций.

На основе предложенной нами системы индикаторов может быть дана сбалансированная оценка состояния экорынка регионов путем расчета интегрального показателя уровня экономического развития рынка экологических товаров и услуг по предложенной нами формуле:

УРэр = Ь1Иэп + Ь2Игп+Ь3 Иин+ Ь4Иип + Ь5Ико+ ЬбИрп +Ь7 Иэк

где УРэр - интегральный показатель уровня развития экорынка региона;

Ь1.....b7 - - весовые коэффициенты i- го кри-

терия-индикатора, определяющие его удельный вес - степень предпочтения по сравнению с другими критериями;

Иэп, Игп, Иин, Иип, Ико, Ирп,Иэк - частные критерии-индикаторы, характеризующие состояние экорынка региона, выраженные в долях единицы, в т.ч.:

Иэп - уровень развития экологического производства в регионе;

Игп - степень государственной поддержки экологического препринимательства;

Иин - развитие инновационной и научно-исследовательской инфраструктуры;

Иип - информационная поддержка субъектов РЭТУ;

Ико - кадровое обеспечение отрасли;

Ирп - реализация и потребление экологических товаров и услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иэк - развитие экологической культуры.

Используя метод экспертных оценок нами определены весовые коэффициенты частных критериев-индикаторов, что позволило составить экономико-математическую модель интегральной оценки рынка экологических товаров и услуг, позволяющей выявить уровень его развития в отдельном регионе:

УРэр = 0,384Иэп +0,231Игп+ 0,07Иин+0,134 Иип + 0,04бИко+ 0,11Ирп +0,034Иэк

Данный показатель может быть положен в основу системы по определению рейтингов рынков экологических товаров и услуг. При этом рейтинг может быть проведен как по интегрированному показателю, так и по его отдельным элементам, что позволит выявлять слабые места в развитии данного рынка и принимать соответствующие меры по их устранению, а также будет способствовать развитию конкурентной среды в экологическом предпринимательстве.

ИСТОЧНИКИ:

1. Скузоватова О.Г. Формирование информационной инфраструктуры социально-экономических управляющих подсистем: на примере агропромышленного подкомплекса.- Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. - 235 с.

2. Новосёлов А.С., Маршалова А.С. Проблемы информационного обеспечения управления региональной и муниципальной экономикой // Информационно-статистическое обеспечение региональных систем управления : мат. Всерос. науч.-практич. конф. 3-6 апр. 2006 г. - Бело-куриха : Новосиб гос. ун-т экон. и управления, Сиб. акад. гос. службы, Алтайский гос. ун-т, 2006. - С. 45-52.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.