Научная статья на тему 'Методологические основы функционирования регионального рынка экологических товаров и услуг'

Методологические основы функционирования регионального рынка экологических товаров и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / THE MARKET FOR ENVIRONMENTAL GOODS AND SERVICES / GOVERNMENT REGULATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новосёлов Сергей Николаевич

Рассматриваются проблемы последовательного формирования цивилизованного регионального рынка экологических товаров на основе удовлетворения потребностей граждан в экологически чистой продукции, обеспечения экологической безопасности региона и страны, освоения новых ниш на мировом экорынке, достижения сбалансированного сочетания интересов государства и бизнеса в области рационального природопользования с целью достижения устойчивого развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological fundamentals of functioning of the regional market of environmental goods and services

The article is devoted to the problems of sequential formation of a civilized regional market for environmental goods on the basis of the satisfaction of needs of citizens in the ecologically clean products, ensuring of ecological safety of a region and the country, the development of new niches in the world ecomarket, achieving a balanced combination of interests of the state and business in the field of the rational nature management to ensure a sustainable territory development.

Текст научной работы на тему «Методологические основы функционирования регионального рынка экологических товаров и услуг»

УДК 332.122: 338.54 С.Н. Новоселов

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Рассматриваются проблемы последовательного формирования цивилизованного регионального рынка экологических товаров на основе удовлетворения потребностей граждан в экологически чистой продукции, обеспечения экологической безопасности региона и страны, освоения новых ниш на мировом экорынке, достижения сбалансированного сочетания интересов государства и бизнеса в области рационального природопользования с целью достижения устойчивого развития территории.

Ключевые слова: регион, рынок экологических товаров и услуг, государственное регулирование, устойчивое развитие.

На современном этапе развития мировой экономики на первый план выходят процессы глобализации и регионализации, с одной стороны, способствующие нарастанию положительных тенденций экономического развития, а с другой стороны, обостряющие проблемы ассиметрии и неустойчивости социально-экономического развития территорий. Решение этих проблем возможно в рамках концепции устойчивого развития, рассматривающей экономический рост посредством гармоничного и сбалансированного развития трех сфер: социальной, экономической и экологической. При этом императивом в данной концепции является экологический фактор. Одним из механизмов практического решения проблем устойчивого развития является формирование и развитие рынка экологических товаров и услуг, наличие которого в экономике страны рассматривается как признак ее цивилизованности.

Вместе с тем, несмотря на растущие объемы этого рынка, методологическая основа для его изучения на данный момент не сформирована. В этой связи нашей задачей является уточнение терминологии и расширение методологии, используемой при изучении данного сектора экономики, определение места и роли рынка экологических товаров и услуг в системе рынков территории, формулирование его задач, принципов и функций, выявление и обоснование факторов, влияющих на развитие рынка экологических товаров и услуг (РЭТУ).

Изучение научной литературы показало, что термины «экорынок», «экологический рынок», «рынок экологических товаров и услуг», «экологическое предпринимательство» рассматриваются как синонимы, что, по нашему мнению, не совсем верно.

Экологический рынок является составной частью «большого рынка», который в свою очередь представлен рынками труда, капитала, средств производства и т.д. При этом экологический рынок тем или иным образом представлен в каждом из них [1]. Так, например, рынок средств производства, сертифицированных в соответствии с экологическими нормами, будет являться сегментом экологического рынка и одновременно рынка факторов производства.

Я.В. Мамлеевой была предпринята попытка сегментирования экологического рынка, однако, по нашему мнению, она нуждается в дополнении, поскольку в ней отсутствует такой важный сегмент рынка, как информационный. Таким образом, рынок экологических услуг (РЭУ) является сегментом экологического рынка и рынка услуг в целом и находится в тесной взаимосвязи с остальными структурными элементами.

Рынок экологических услуг представляет собой систему взаимосвязанных друг с другом субъектов, которые можно выделить в следующие блоки.

1. Производственный блок представлен следующими элементами:

- предприятия и организации, оказывающие только экологические услуги на коммерческой основе;

- предприятия и организации, оказывающие как экологические услуги, так и обычные на коммерческой основе;

- предприятия и организации, оказывающие экологические услуги на безвозмездной основе.

При этом каждый из этих элементов может быть представлен в разрезе групп объектов рынка,

которыми являются экологические услуги:

- консалтинговые;

- исследовательские;

- рекреационные;

- кредитно-финансовые и т. д. по номенклатуре экологических услуг.

2. Потребительский:

- предприятия и организации региона;

- население;

- домашние хозяйства.

3. Государственного управления:

- федеральные и региональные органы законодательной власти;

- контролирующие органы;

- лицензирующие органы;

- сертифицирующие органы и т. д.

4. Социально-общественный:

- российские общественные и некоммерческие объединения по охране окружающей среды;

- международные фонды по охране окружающей среды;

- некоммерческие объединения производителей, придерживающихся принципов экологической безопасности.

Таким образом, экологическое предпринимательство является институциональной основой развития рынка экологических услуг и ключевым элементом в его экономическом регулировании.

Четкое понимание методологической основы функционирования исследуемого рынка позволит принимать более эффективные управленческие решения по его регулированию и развитию.

Принципы функционирования рынка экологических услуг имеют свои особенности, обусловленные спецификой объекта рынка. В настоящий момент не выработана принципиальная основа становления и развития РЭУ во всей его полноте. Вместе с тем предприняты попытки обоснования теории на основе экологического предпринимательства.

Так, Я.В. Мамлеева [2] в качестве принципов экологического предпринимательства рассматривает следующие: экологизацию как основу формирования экологического предпринимательства; распространение экологически безопасных технологий и методов управления производством; выбор наилучшей из доступных технологий; оценку экологического предпринимательства с позиции эффективности экологической, социальной, экономической; предосторожности и т. д.

Кроме того, в дополнение к общепринятым принципам предпринимательства Н.П. Казаковым были выделены принципы экологического предпринимательства в рекреационной сфере: биосферо-совместимости; приоритетности; комплексности; социальной ориентированности; экологически приемлемого предпринимательства; приоритета охраны жизни и здоровья человека; охраны окружающей среды и рационального рекреационного природопользования.

По нашему мнению, данные исследования нуждаются в уточнении формулировок и дополнении приведенных принципов для наиболее полного отражения специфики исследуемого рынка. Нами разработана следующая система принципов развития РЭУ (см. рис. 1):

1. Принцип сбалансированности, означающий достижение оптимального сочетания интересов государства, общества и бизнеса в достижении и обеспечении экологической безопасности страны.

2. Принцип инновационности заключается в приоритете инновационных технологий, способов организации производства, обеспечивающих эффективное взаимодействие между экономическим развитием и охраной окружающей среды на микроуровне.

3. Принцип научности, предполагающий осуществление процесса экологизации экономики с учетом научных исследований, рекомендаций и обоснований в тесной взаимосвязи с научноисследовательскими учреждениями, занимающимися данной проблематикой.

4. Принцип социальной ответственности, предусматривающий использование механизмов компенсации ущерба окружающей среде.

5. Принцип транспарентности, обеспечивающий формирование доступного прозрачного информационного поля относительно деятельности субъектов РЭУ в экологической сфере.

6. Принцип обратной связи, заключающийся в обеспечении условий для эффективного обмена информационными потоками между участниками РЭУ.

7. Принцип целостности, рассматривающий эффективность деятельности субъектов РЭУ как интегрированный результат социальной, экологической и экономической составляющей.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

Предприятия и организации в частной собственности

Г осударственные предприятия и организации

оказывающие только оказывающие эколо- оказывающие как

экологические гические услуги на экологические услуги,

услуги на безвозмездной основе так и обычные на

коммерческой основе коммерческой основе

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

- федеральные и региональные органы законодательной власти;

- контролирующие органы;

- лицензирующие органы;

- сертифицирующие органы и т. д.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

хозяйствующие субъекты региона;

население;

домашние хозяйства

У'

СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫМ

- российские общественные и некоммерческие объединения по охране окружающей среды;

- международные фонды по охране окружающей среды;

- некоммерческие объединения производителей, придерживающихся принципов экологической безопасности;

- средства массовой информации

Прямое влияние

< Косвенное влияние

N г-----I

Рис. 1. Субъектная структура рынка экологических услуг

8. Принцип превентивности, нацеленный на упреждение негативных экологических последствий путем стратегической экологической оценки планируемой деятельности.

9. Принцип адаптивности, означающий построение на всех уровнях системы управления гибкой модели управления экологическими рисками, позволяющей своевременно и адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

10. Принцип приоритетности, означающий внедрение экологической компоненты как императива в деятельность субъектов рынка экологических услуг.

11. Принцип перманентности заключается в осуществлении природоохранной деятельности всеми субъектами РЭУ на постоянной основе.

Логика соблюдения приведенных принципов обусловливает функции РЭУ, сформулированные на основе функций классического рынка:

1) информационная - обеспечивает все заинтересованные стороны необходимой информацией для эффективного функционирования механизма РЭУ;

2) ценообразующая - формирует цены на экологические товары и услуги;

3) аккумулирующая - активизация экологизации экономики способствует сохранению приро-до-ресурсного потенциала территории;

4) социальная - соблюдение принципов экологического равновесия благотворно влияет на качество жизни населения;

5) стимулирующая - растущий спрос на экологически чистую продукцию приводит к росту конкуренции между производителями товаров; энерго- и ресурсосберегающие технологии позволяют снижать затраты и соответственно себестоимость и т. д.

6) посредническая - заключается в налаживании связей между заинтересованными сторонами

РЭУ.

Методологическая основа РЭУ была бы неполной без выделения специфических особенностей, затрудняющих использование чисто рыночного подхода к регулированию РЭУ - так называемых провалов рынка [4]:

- экстерналии (внешние эффекты);

- отсутствие/заниженность цен на природные блага и отсутствие их рынков;

- общественные блага;

- трансакционные издержки;

- права собственности;

- неопределенность (асимметричность информации) и недальновидность.

Причиной их возникновения является несоответствие другу другу законов рынка и особенностей функционирования природной среды. Решение проблем, возникающих в результате такого несоответствия призвано решить государство, корректируя рыночный механизм посредством экономических и правовых инструментов.

Функционирование и развитие РЭУ региона происходит под влиянием внутренних и внешних факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на происходящие в нем процессы, которые можно разделить на следующие группы.

1. Социально-экономические - характеризующие экономическое, демографическое и инновационное развитие региона.

2. Социокультурные - представляющие культурно-исторические особенности региона, формирующие экологическое поведение граждан.

3. Информационные - степень информатизации экономического пространства региона.

4. Политические - поддержка властными структурами экологического предпринимательства; вступление в ВТО и т. д.

5. Административные - уровень развития системы регулирования РЭУ в регионе.

6. Нормативно-правовые - разработанность законодательной базы по защите природной среды, наличие стандартов в области производства и потребления экологической продукции и услуг и т. д.

7. Природно-климатические и географические - разнообразие и особенности природного ландшафта и климата.

8. Экологические - качественное состояние природного капитала региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Институциональные - уровень развития инфраструктурных институтов (финансовокредитная система, научно-образовательная среда и т.д.); эффективность и открытость работы властных структур и т. д.

ФУНКЦИИ

Информационная

Ценообразующая

Аккумулирующая

Социальная

Стимулирующая

Посредническая

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ

Принцип сбалансированности Принцип научности Принцип обратной связи Принцип целостности Принцип адаптивности Принцип перманентности

ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ:

Принцип инновационности Принцип транспарентности

Принцип превентивности Принцип приоритетности Принцип социальной ответственности

ОСОБЕННОСТИ:

- экстерналии (внешние эффекты); отсутствие/заниженность цен на природные блага и отсутствие их рынков;

- общественные блага;

- трансакционные издержки;

- права собственности; неопределенность (асимметричность информации) и недальновидность

РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

ФАКТОРЫ

Социально-экономические Социокультурные Информационные Политические Административные Нормативно-правовые Природно-климатические и географические Экологические Институциональные

Внутренние и внешние

Прямые и косвенные

Рис. 2. Методологическая модель функционирования и развития рынка экологических услуг

Сформулированные нами задачи, принципы, функции РЭУ позволили построить методологическую модель функционирования и развития РЭУ (рис. 2), которая может служить основой при формировании механизмов развития рынка экологических товаров и услуг.

Рынок экологических товаров и услуг, представляющий собой межотраслевой комплекс, включающий производство экологически ответственных товаров, оказание услуг по защите окружающей среды и т. д. нуждается в государственном регулировании. Рыночные отношения не способны сами по себе без участия государства стимулировать в достаточной степени развитие РЭТУ, поскольку интересы бизнеса и государства разнятся.

При этом региональная дифференциация, обусловленная диспропорциями в социальноэкономическом развитии, спецификой природно-ресурсного потенциала, приводит к перемещению усилий по развитию рынка экологических товаров и услуг на региональный уровень. Поскольку экологический бизнес не получил большого распространения в России, необходимы усилия государства по его формированию и развитию.

Основной стратегической целью формирования цивилизованного регионального рынка экологических товаров и услуг является удовлетворение потребностей граждан в экологически чистой продукции, обеспечение экологической безопасности региона и страны, освоение новых ниш на мировом экорынке, достижение сбалансированного сочетания интересов государства и бизнеса в области рационального природопользования и как следствие достижение устойчивого развития территории [5].

Достижение данной цели требует решения следующих ключевых задач [6] государственного регулирования в процессе формирования и развития РЭУ.

1. Формирование системы нормативно-правовых актов, четко регулирующих экономические и правовые отношения в сфере экологического предпринимательства.

2. Создание в регионе и поддержание на необходимом уровне комплекса инфраструктуры рынка экологических товаров и услуг путем:

- обеспечения условий для создания и функционирования экологически ориентированного бизнеса во всех отраслях и подотраслях народного хозяйства (производственная инфраструктура);

- развития отраслей, обеспечивающих социально-культурные и бытовые условия функционирования рынка экологических товаров и услуг: сети розничной торговли, образовательная система, информационное обеспечение (СМИ) и т. д. (социально-культурная инфраструктура);

- формирования единого управленческого комплекса, осуществляющего регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на РЭТУ (институциональная инфраструктура);

- информационное обеспечение субъектов рынка экологических товаров и услуг (информационная инфраструктура);

- модернизации существующих и создание новых сооружений, объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей среды (экологическая инфраструктура).

3. Разработка и внедрение экономических механизмов в региональную экологическую политику, предусматривающей переход от модели природопользования «загрязняй и плати» к более справедливой и рациональной; создание эффективного механизма поддержки и стимулирования экобизнеса.

4. Поддержка деятельности и сотрудничество с институтами гражданского общества, бизнес-и научных сообществ, занимающихся проблемами «зеленой экономики».

5. Лоббирование интересов, обеспечение конкурентоспособности региональных производителей экологически чистых товаров и технологий, экологических услуг на региональном, федеральном и международном уровнях.

6. Повышение уровня экологической культуры гражданского общества, стимулирование экологизации потребления.

Решение поставленных задач требует разработки конкретных мер по развитию механизма управления развитием рынка экологических услуг и товаров региона, включающего формы, методы и инструментарий государственного воздействия на процесс формирования рынка экологических товаров и услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новоселова Н.Н. Повышение эффективности функционирования и развития региональных экономик на базе имеющихся ресурсов и потенциалов с учетом возможных действий факторов внешней и внутренней среды // Экономика, статистика и информатика. Вестн. УМО. 2012. №3(2). С. 250-254.

2013. Вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2. Мамлеева Я.В. Организационно-экономические инструменты развития экологического предпринимательства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 2008.

3. Казаков Н.П. Теория и методология развития экологического предпринимательства в рекреационной сфере: автореф. дис. .д-ра экон. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, 2009.

4. Ахметшина А.Р. Регулирование экономико-экологических отношений в рамках устойчивого развития экономической системы: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Казань: Казан. гос. фин.-экон. ин-т, 2011. 46 с.

5. Новоселов С.Н. Ресурсный и управленческий потенциал развития предприятий перерабатывающей промышленности (на примере зернопродуктового комплекса) // Экономика, статистика и информатика. Вестн. УМО. 2012. №3(2). С. 234-238.

6. Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в эколого-ориентированной экономике // Экономика, статистика и информатика. Вестн. УМО. 2012. №3(2). С. 238-242.

Поступила в редакцию 31.05.13

S.N. Novosyolov

Methodological fundamentals of functioning of the regional market of environmental goods and services

The article is devoted to the problems of sequential formation of a civilized regional market for environmental goods on the basis of the satisfaction of needs of citizens in the ecologically clean products, ensuring of ecological safety of a region and the country, the development of new niches in the world ecomarket, achieving a balanced combination of interests of the state and business in the field of the rational nature management to ensure a sustainable territory development.

Keywords: region, the market for environmental goods and services, government regulation, sustainable development.

Новосёлов Сергей Николаевич, доктор сельскохозяйственных наук, кандидат экономических наук, зав. кафедрой

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств»

125080, Россия, г. Москва, Волоколамское шоссе, 11 E-mail: [email protected]

Novosyolov S.N., doctor of agricultural sciences, candidate of economics, head of department

Moscow State University of Food Production 125080, Russia, Moscow, Volokalomskoye highway, 11 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.