РЕГИОН КАК СОЦИАЛЬНО-
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
Сульповар Лев Борисович
доктор экономических наук, профессор кафедры национальной и региональной экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам реализации концепции устойчивого развития социально-экономических систем, в соответствии с которой регион рассматривается как сложная соци-ально-эколого-экономическая система. Показано, что особую значимость в настоящее время приобретает проблема экологизации регионального развития, предполагающая формирование экономики, нацеленной на предотвращение негативных факторов влияния на окружающую среду. Предлагается установить взаимодействие общественных организаций региона с органами власти в части проведения общественного контроля и формирования экологического мировоззрения. Обосновывается необходимость повышения рыночной заинтересованности в рациональном природопользовании и развития на этой основе рынка экологических услуг.
Ключевые слова: социально-эколого-экономическая система, концепции экологического развития региона, рынок экологических услуг.
REGION
AS A SOCIAL-ECO-ECONOMIC SYSTEM
Sul'povar, Lev B.
Doctor of Economics, Professor of the Department for National and Regional Economy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article deals with issues of implementing the concept of sustainable development of social and economic systems, according to which the region is considered as a complicated social-eco-economic
system. It shows that now the problem of ecologization of regional development is becoming more and more important, it envisages formation of economy aimed at preventing negative impact on the environment. The author proposes to establish interaction between public
organizations of the region and bodies of power to provide public control and form ecological attitude. The article grounds the necessity to raise market interest in rational use of nature and develop on this basis the market of ecological services.
Keywords: social-eco-economic system, concepts of ecological development of the region, market of ecological services.
В настоящее время общепризнанной методологической основой
стабильного функционирования современных социально-экономических систем является концепция устойчивого развития, предполагающая достижение высоких темпов экономического роста. Эта концепция может быть успешно реализована на основе наращивания человеческого капитала при соблюдении условий сохранения окружающей среды и улучшения ее состояния в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений, т. е. путем взаимосвязанного экономического, социального и экологического прогресса.
Концепция устойчивого развития выступает в качестве теоретической основы интернализации внешних экологических эффектов, формирования экологических потребностей населения и предприятий. Она дала толчок к разработке различных механизмов обеспечения непротиворечивого развития экономики, экологии и социальной сферы. С этих позиций регион необходимо рассматривать как сложную социально-эколого-экономическую систему, т. е. как территориальное образование, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем - социальной, экологической и экономической. При этом особую значимость приобретают институционально-правовые условия функционирования региона, которые определяют взаимодействие его экономической, социальной и экологической подсистем, в первую очередь степень учета влияния экономической подсистемы на устойчивость социальной и экологической. Перспективы экономического развития региона неразрывно связаны с последствиями экономической деятельности для окружающей среды и (через качество жизни) для социума.
Как показывает практика, экологические проблемы оказывают существенное влияние на качество жизни в регионах. Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды» (в редакции от 25 июня 2012 г.), выделяются понятия «зона чрезвычайной экологической ситуации» и «зона экологического бедствия».
Зонами чрезвычайной экологической ситуации являются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию
флоры и фауны. Данные зоны выделяются постановлениями правительства РФ, однако при их установлении надо принимать во внимание не только существующие изменения в состоянии окружающей среды (экологическая подсистема), но и общие данные об экономической и социальной подсистемах региона, т. е. следует рассматривать регион как социально-эколого-экономическую систему.
Анализ состояния целого ряда территорий страны наглядно показывает, что ни одному предприятию, даже самому крупному и прибыльному, не под силу изменить кризисное состояние окружающей среды, вызванное длительным и в ряде случаев бесконтрольным использованием природных ресурсов и создавшее в конечном итоге острую экологическую ситуацию.
В данных условиях возрастает роль государства в обеспечении поддержания окружающей среды в надлежащем состоянии, поэтому государственное регулирование играет особую роль в функционировании экологической подсистемы региона и обеспечении экологической безопасности. Следовательно, развитие рынка экологических услуг невозможно без активного участия органов государственной власти и управления. При этом необходимо использовать высокий потенциал общественного регулирования данной сферы.
В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникших экологических проблем: техногенная (ресурсная) и биосферная1.
Согласно первой концепции решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормативов допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем и ресурсосберегающих технологий.
Вторая концепция в качестве главного направления определяет установление области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину возмущения - нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем. Вектор движения региональной социально-эколого-экономической системы связан с экологизацией регионального развития (понимаемой как экологически ориентированное развитие экономики, предусматривающее акцент не на ликвидацию последствий негативных влияний, а на формирование экономики, нацеленной на предотвращение негативных факторов влияния на окружающую среду). Таким образом, вопросы экологической безопасности и развитие экологически ориентированного предпринимательства приобретают важное значение.
Экологическая безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических
1 См.: Бабина Ю. В., Варфоломеева Э. А. Экологический менеджмент : учебное пособие. - М. : Перспектива, 2002.
и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения [2]. Соответственно, управление природопользованием представляет собой систему принципов, методов, способов рационального использования природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды, обеспечивающих экологическую безопасность. Объектом управления в системе природопользования выступают собственно природные объекты и ресурсы, а их специфика определяет формирование управляющей и управляемой подсистем. В качестве критериев оценки адекватности систем управления природопользованием на той или иной территории принимаются параметры природной среды, характеризующие условия экологической безопасности данной территории.
Управление природопользованием осуществляется по многоуровневой иерархии. Это прежде всего межгосударственные соглашения (на основе международных договоров и конвенций). Государственное управление природопользованием осуществляется на федеральном уровне. Региональное управление находится как в совместном ведении государственных и региональных органов власти, так и в ведении региональных и местных органов власти субъектов Федерации. Наконец, управление природопользованием осуществляют непосредственно предприниматели и граждане, т. е. сами природопользовате-ли.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды (ООС) должно осуществляться в соответствии со следующими принципами: законность, приоритет охраны окружающей среды, платность природопользования, сочетание централизованного управления природопользованием с местным самоуправлением, сочетание демократического подхода с единоначалием в управлении природопользованием. Данные принципы закреплены действующим законодательством и могут быть реализованы в жизнь лишь при наличии системы государственных органов управления, форм и методов их деятельности, реализуемых в определенных законом функциях [2].
По нашему мнению, целесообразно дополнить данные принципы еще одним - принципом взаимодействия общественных организаций региона с органами власти в части проведения общественного контроля, формирования экологического мировоззрения, воспитания. Данный принцип должен регулировать взаимоотношения органов власти всех уровней, контролирующих органов различных ведомств в части вмешательства общественных организаций в деятельность хозяйствующих субъектов в рамках природоохранного законодательства.
Экологическая безопасность наравне с личной и общественной играет важную роль в улучшении условий жизни населения. Соблю-
дение ее требований является стимулом для развития рынка экологических услуг.
На данный момент в российских регионах остро стоит вопрос о балансе рыночных отношений: стремительного развития производства, с одной стороны, и желания сохранить окружающую среду - с другой. В Российской Федерации осуществляется регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранения благоприятной экологической обстановки, производится установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Таким образом, регулирование предпринимательской деятельности в сфере природопользования происходит путем установления требований к получению разрешительной документации (нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, лимиты образования и размещения опасных отходов, лицензии на право работы с опасными отходами), а также платы за негативное воздействие на окружающую среду с целью обеспечения расходов публичной власти на ее восстановление. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в России имеет сходство с экологическим налогом, к которому прибегает большинство зарубежных стран с целью предотвратить (или максимально смягчить) негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду1.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды предусмотрено предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий (НСТ): при использовании нетрадиционных видов энергии, вторичных ресурсов, переработке отходов и др. Внедрение НСТ служит критерием оценки современности соответствующего проекта и улучшения имиджа предприятия посредством сокращения потребления энергетических и иных ресурсов, что приводит к уменьшению вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения. Внедрение методологии чистого производства должно иметь отраслевую направленность, поскольку каждая из отраслей предпринимательской деятельности имеет свою специфику.
Внедрение НСТ позволяет не только заботиться о сохранении благоприятной экологической обстановки в регионе, но и извлекать из этого коммерческую выгоду. В этой связи важным является механизм, содержащийся в Киотском протоколе к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Данный механизм привлекателен как для российских предприятий, так и для иностранных инвесторов, поскольку в бюджет российских предприятий поступают иностранные инвестиции, а иностранным инвесторам предоставляется возможность, приоб-
1 См.: Коваленко В. И., Кузнецов Л. М. Исследование рынка экологических услуг : учебное пособие. - СПб. : СПбГИЭУ, 2007.
ретая квоты на выбросы парниковых газов у российских предприятий, использовать их на своем производстве [3].
Приоритетными направлениями охраны окружающей среды являются охрана атмосферного воздуха, охрана водных объектов, обращение с опасными отходами, охрана и рациональное использование недр и почв, обеспечение радиационной и химической безопасности, формирование экологической культуры населения.
Таким образом, управление регионом как социально-эколого-экономической системой выдвигает на передний план вопросы обеспечения экологической безопасности, экологизации промышленного развития, повышения эффективности природопользования, а также развития предпринимательства, ориентированного на оказание экологических услуг. Деятельность государства в этой области должна опираться на взаимодействие с общественными организациями производителей и потребителей экологических услуг.
Одним из практически осуществимых направлений обеспечения устойчивого развития региона является внедрение мероприятий по охране окружающей природной среды в рыночные отношения, регулируемые государством, т. е. установление рыночной заинтересованности в рациональном природопользовании. Именно с этим связано развитие рынка экологических услуг как рынка, формирующего спрос и предложение на товары и услуги с учетом экологических особенностей их производства, потребления и утилизации. Оказание экологических услуг - разновидность экологического предпринимательства.
Устойчивое функционирование данного рынка невозможно без участия органов государственной власти, прежде всего в части формулирования требований, обязательных к исполнению, а также механизма контроля. В ведущих странах мира давно разработаны нормативно-законодательные акты, определяющие «правила игры» на рынке экологических услуг локального и глобального уровня.
Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы оказывают все большее влияние на цели предпринимательской деятельности, тем самым способствуя «экономизации» экологических задач, а экологически ориентированная деятельность приносит предпринимательскую прибыль.
По содержанию выявленные экологические услуги можно разделить на следующие группы:
1. Материальные экологические услуги, к которым относят услуги, непосредственно связанные с очисткой стоков, уборкой территорий, утилизацией твердых бытовых отходов (ТБО) и опасных отходов, услуги по рекультивации и т. д. Развитие данного сегмента можно связать с ужесточением законодательства в части соблюдения санитарно-экологических норм и повышением штрафов.
2. Экспертные экологические услуги, включающие услуги по проведению экологической экспертизы. Проведение лабораторных и полевых исследований окружающей среды, сырья и материалов, готовой продукции, оценка экологического ущерба становятся все более популярными, особенно по мере увеличения экологически чистых товаров.
3. Нормативно-правовые экологические услуги, включающие проектные работы, проведение экологического контроля и аудита, экологическую сертификацию. Спрос на данные услуги растет не только в силу обязательного их осуществления (например, проектные работы), но и из-за увеличения спроса на добровольную сертификацию (ИСО 14000) и применения чистых технологий.
4. Финансовые экологические услуги - услуги расчета экологических платежей, экологическое страхование. Услуги экологического страхования выступают рыночным механизмом управления экологическими рисками.
В настоящее время данные сегменты рынка не имеют тесных взаимосвязей, позволяющих в полной мере использовать весь потенциал и реализовать возможный спрос, поэтому необходимо разработать механизм, позволяющий координировать деятельность всех участников данного рынка.
Среди факторов, непосредственно влияющих на спрос на экологические услуги, следует выделить прежде всего число потребителей услуг. Так, например, рост численности населения в Московской и Ленинградской областях позволяет сделать вывод о растущем спросе за счет увеличения потенциальных потребителей экологических услуг, а также расширения ассортимента возможных услуг. Применение современных технологий, в том числе импортных, дает возможность не только увеличить ассортимент предоставляемых экологических услуг, но и качественно изменить подход к самому предоставлению услуг в данной отрасли за счет перехода от ликвидации последствий загрязнения окружающей среды к предупреждению возможных негативных результатов хозяйственной деятельности.
Продолжающаяся активизация деятельности природоохранных организаций направлена не только на борьбу с последствиями загрязнений, но и все в большей степени на изменение массового сознания в части отношения к проблемам экологии за счет экологического образования и просвещения, проводимых экологических кампаний, активной работы в Интернете, в том числе в социальных сетях, и улучшения взаимодействия с органами власти.
Увеличение численности населения с доходами выше среднего постепенно формирует рынок экологически чистых высококачествен-
ных товаров и услуг, которые население готово приобретать, несмотря на повышенную цену.
Результаты анализа рынка экологических услуг в Московской и Ленинградской областях свидетельствуют о том, что в этих регионах существует достаточный потенциал для развития рынка экологических услуг, связанный с особенностями экологической ситуации. При этом наиболее значительными проблемами экологической ситуации являются утилизация ТБО, загрязнение воздушной и водной среды, сокращение числа зеленых насаждений в городах и лесов на территории области, связанное с хозяйственной деятельностью и строительством. Основные экологические услуги, предоставляемые организациями данных регионов, связаны с ликвидацией последствий уже существующих экологических проблем или проектированием природоохранных мероприятий для получения разрешений на осуществление деятельности, несмотря на увеличение числа компаний, занимающихся внедрением прогрессивных технологий. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время для большинства населения и организаций экологические услуги являются невостребованными в силу отсутствия понимания экономических выгод их приобретения.
Список литературы
1. Бардаханова Т. Б. Экологизация инвестиционного законодательства в Республике Бурятии // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 7 (61). - С. 114-120.
2. Глушкова В. Г., Макар С. В. Экономика природопользования. -М. : Гардарики, 2007.
3. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. - Ростов н/Д., 2003.
References
1. Bardakhanova T. B. Ekologizatsiya investitsionnogo zakonodatel'stva v Respublike Buryatii [Ecologizatio of Investment Legislation in the Republic of Buryatiya], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 7 (61), pp. 114-120. (In Russ.).
2. Glushkova V. G., Makar S. V. Ekonomika prirodopol'zovaniya [Economy of Using Nature], Moscow, Gardariki, 2007. (In Russ.).
3. Korobkin V. I., Peredel'skiy L. V. Ekologiya [Ecology], Rostov-on-Don, 2003. (In Russ.).