Научная статья на тему 'Факторы устойчивого развития региональной эколого-экономической системы'

Факторы устойчивого развития региональной эколого-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
352
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПОРНЫЙ ВУЗ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / ECOLOGICAL SAFETY / ECOLOGICAL-ECONOMIC SYSTEM / REGIONAL INSTITUTION / SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мантаева Эльза Ивановна, Слободчикова Инна Валентиновна, Авадаева Инна Владимировна

Совершенствование механизмов реализации региональной политики по обеспечению экологической безопасности является одной из базовых составляющих достижения устойчивого социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Статья посвящена изучению теоретических вопросов и практических рекомендаций по совершенствованию региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, исследуются особенности развития региональной эколого-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мантаева Эльза Ивановна, Слободчикова Инна Валентиновна, Авадаева Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the foundations of formation and realization of regional policy in the field of environmental security is an important component of achieving sustainable socio-economic development of the country and its regions. In the article theoretical approaches and practical recommendations for improving regional policy in the sphere of environmental security, examines the characteristics of development of regional ecological-economic system. The aim of this work is to study the theoretical approaches and practical recommendations for improving regional policy in the sphere of development of regional ecological-economic system.

Текст научной работы на тему «Факторы устойчивого развития региональной эколого-экономической системы»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 330.15:338.22(470.47)

Мантаева Э.И.1 Слободчикова И.В.2 Авадаева И.В.3

ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-46-080410р-а)

Аннотация. Совершенствование механизмов реализации региональной политики по обеспечению экологической безопасности является одной из базовых составляющих достижения устойчивого социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Статья посвящена изучению теоретических вопросов и практических рекомендаций по совершенствованию региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, исследуются особенности развития региональной эколого-экономической системы.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, экологическая безопасность, эколого-экономическая система, региональный опорный вуз, научно-образовательный кластер.

Mantaeva E.I. Slobodchikova I. V. Avadaeva I. V.

FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECOLOGICAL-ECONOMIC SYSTEM

Abstract. Development of the foundations of formation and realization of regional policy in the field of environmental security is an important component of achieving sustainable socio-economic development of the country and its regions. In the article theoretical approaches and practical recommendations for improving regional policy in the sphere of environmental security, examines the characteristics of development of regional ecological-economic system. The aim of this work is to study the theoretical approaches and practical recommendations for improving regional policy in the sphere of development of regional ecological-economic system.

Keywords: socio-economic development of the region, ecological safety, ecological-economic system, regional institution, scientific-educational cluster.

1 Мантаева Эльза Ивановна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления и права, проректор по экономике и инновациям ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», г. Элиста, e-mail: mantaeva08@yandex.ru

Elza Mantaeva, doctor of economic sciences, professor, head of the department of state and municipal management and law, Kalmyk state University B.B. Gorodovikova, Elista, e-mail: mantaeva08@yandex.ru

2 Слободчикова Инна Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», г. Элиста, e-mail: slobodchikova-ivïv yandex, ni

lima Slobodchikova, candidate of economic sciences, associate professor of the department of state and municipal management and law, Kalmyk state University B.B. Gorodovikova, Elista, e-mail: mantaeva08@yandex.ru

3.1 вадаева Инна Владимировна кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», г. Элиста, e-mail: avadaeva80@mail.ru

lima Avadaeva, candidate of economic sciences, associate professor of the department of state and municipal management and law, Kalmyk state University B.B. Gorodovikova, Elista, e-mail: mantaeva08@yandex.ru 44

Термин «устойчивое развитие» был введен в научный оборот Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех сфер жизнедеятельности общества: социальной, экономической, экологической [1, с. 124].

С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать стабильность биологических и физических систем. Основное внимание уделяется сохранению способностей таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению [2, с. 156]. За последние несколько десятилетий вопросы охраны окружающей среды существенно обострились, и в настоящее время они относятся к наиболее серьезным проблемам, затрагивающим все государства и оказывающим влияние на благосостояние людей.

Идея объединения целей экологической и экономической политики становится все более популярной в современной концепции развития. На сегодняшний день высокую значимость и актуальность приобретает модель развития государства, включающая в себя элементы как экологической, так и экономической политик. Данный факт объясняется тем, что экологическая политика, включающая совокупность мер, нацеленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление, все более активно реализуется в экономической стратегии развитых государств. Отметим, что развитие основ формирования и реализации региональной политики в области обеспечения экологической безопасности является важной составляющей достижения устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов, а наряду с общегосударственными проблемами ресурсосбережения большое значение имеет

и региональный аспект исследования данной проблемы [3, с. 42].

В условиях совершенствования государственной экологической политики в России принято определенное количество нормативных правовых актов, касающихся вопросов регулирования взаимоотношений в сфере сохранения природы и окружающей среды, а также основанных на развитии экологической культуры. В данном контексте особую роль занимает научная составляющая в области рационального природопользования. Непреложным является тот факт, что научные открытия и изобретения оказывают значительное влияние на повышение производительности труда, совершенствование качества производимой продукции и оказываемых услуг, сохранения природы и устойчивой окружающей среды, обусловливая конкурентоспособность предприятий, отраслей, регионов и страны в целом.

В соответствии с современными тенденциями развития общества становится очевидным, что без использования интеллектуальных ресурсов, активного применения передовых достижений науки, техники и технологии невозможно достигнуть динамичного роста экономики, обеспечить экологическую безопасность, реализовать переход к устойчивому развитию региональной эколого-экономичес-кой системы.

Вышесказанное подтверждает тот факт, что современный вуз выступает, с одной стороны, как хозяйствующий субъект, располагающий материальными ресурсами, осуществляющий инвестирование в собственное развитие и определяющий вектор развития, с другой - это институт, способный развивать нематериальные активы в процессе своего функционирования. От уровня использования, а также создания условий для развития интеллектуального потенциала в значительной степени зависит эффективное функционирование и развитие региона и страны в целом. Это вызывает необходимость использование потенциала вуза в решении общественно значимых региональных задач, участие вузов в разработке и реализации конкретных проектов, направленных на социально-экономическое развитие регионов, обеспечение экологической безопасности.

Данная концепция находит отражение в политике Министерства образования и науки РФ. Так, Минобрнауки России разработана Программа создания в России сети опорных университетов. Согласно данному проекту, объединение кадровых, финансовых, научных ресурсов региональных вузов позволит создать определенное количество сильных региональных университетов, которые могли бы привлечь одаренных студентов и подготовить необходимое количество специалистов по месту деятельности основных работодателей и в соответствии с потребностями регионального рынка труда. Создание опорных университетов нацелено на экономическое и социальное развитие регионов. Реализация данного проекта будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала в регионах и формированию научно-образовательных комплексов, нацеленных на социально-экономическое развитие регионов России [9].

Региональный университет играет важную роль в обеспечении научно-технического и социально-экономического развития региона, является центром формирования и расширения научного, образовательного, производственного, инновационного потенциала региона. Функционирование региональных университетов, в первую очередь, направлено на обеспечение региональных предприятий и организаций различных отраслей экономики, органов власти кадрами соответствующей квалификации, на реализацию программ высшего и дополнительного образования, актуальных в конкретном регионе, на проведение фундаментальных и прикладных исследований, значимых для данного региона.

Создание опорных многопрофильных региональных университетов будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала в регионах и формированию научно-образовательных комплексов, нацеленных на социально-экономическое развитие регионов России [4, с. 22].

Одно из центральных мест в процессе преобразования и оптимизации региональных систем образования, науки, подготовки кадров, дополнительного образования занимает создание научно-образовательных кластеров, объединяющих ресурсы учреждений образо-46

вания, науки и базовые организации, предприятия в лице работодателей. Долгосрочной целью данного сотрудничества будет создание инновационной научно-образовательной структуры - кластера, способного обеспечивать кадровые потребности потенциальных работодателей и оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие региона посредством объединения образовательной и исследовательской составляющей деятельности вузов с реальными потребностями региона [10, с. 65].

В числе учреждений-участников научно-образовательного кластера первостепенную роль призваны играть учреждения высшего образования, потому что сегодня происходит усиление значения университетов в качестве значимых элементов развития в реализации человеческого капитала региона, складывается система интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе, что отражено в ряде документов Болонского процесса. Авторы концепций информационного общества - Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс и др. - высказывают мнение о том, что высшее образование превратится в определяющий гуманитарно-социальный институт, поэтому лидировать будет нация, создавшая наиболее эффективную систему непрерывного образования, т.е. образования в течение жизни [5, с. 5].

Так, преумножение научных знаний становится неотъемлемым условием обеспечения жизнедеятельности общества, его духовного и физического здоровья, а реализация на практике научно-технических достижений выступает важным источником устойчивого поступательного развития страны. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, в развитых странах, по оценкам специалистов, приходится до 30% роста ВВП.

Наряду с общегосударственными проблемами ресурсосбережения большое значение имеет и региональный аспект исследования данной проблемы. Особенности обеспечения экологической безопасности в субъектах РФ напрямую зависят от основных угроз регио-

нальной экологической безопасности. Республика Калмыкия является одним из наиболее экстремальных для проживания и ведения хозяйственной деятельности регионов России. Это обусловлено географическим положением республики в аридной и семиаридной зонах северо-западного Прикаспия. К числу основных проблем Республики Калмыкия в сфере охраны окружающей среды относятся проблемы водоснабжения, опустынивания, загрязнения атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, охраны объектов животного мира и среды их обитания, сохранения охотничьих ресурсов, защиты лесного фонда. Территория Калмыкии богата природными ресурсами, которые являются общенародным достоянием. Одна часть природных ресурсов (нефть, газ и т.д.) ограничена, их запасы велики, но не восстанавливаются, что требует особых методов регулирования рационального потребления.

Территория Калмыкии богата природными ресурсами. Их запасы в достаточном количестве, но они не восстанавливаются, что требует особых методов регулирования рационального потребления. Особо охраняемые природные территории Республики Калмыкия представлены объектами регионального и федерального значения. На территории Республики Калмыкия расположены 4 федеральных особо охраняемых объекта [6, с. 49].

В связистем, что натерриторииРеспублики Калмыкия существуют угрозы экологической безопасности, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое развитие территории в целом, органами власти проводится политика в сфере охраны окружающей среды и экологического развития. Однако, несмотря на значительное число эффективных шагов по рациональному использованию природных ресурсов, проблема обеспечения экологической безопасности на региональном уровне с учетом особенностей хозяйственной деятельности и уровнем социально-экономического развития Калмыкии, весьма далека от решения.

Поскольку участие государства в природоохранной деятельности позволяет решать только часть проблем, связанных с сохранением и эффективным использованием природ-

ного потенциала регионов, то сегодня нужно искать другие механизмы решения проблемы. Особое внимание следует обратить на то, что на современном этапе задачи рационального использования природных ресурсов должны решаться на научной основе с использованием новейших методов хозяйствования и современных технических возможностей.

Таким образом, центральная роль в развитии региона отводится университету. Это профессиональное образование, переподготовка и повышение квалификации, научная деятельность, культурное, нравственное развитие. При этом на современном этапе региональные вузы находятся в ситуации, когда они не только должны предоставлять качественное образование, проводить научные исследования, но и привлекать ресурсы для осуществления основной деятельности. Модернизация высшего образования в России создает ситуацию, при которой региональным вузам, не ставшими ни федеральными, ни национально-исследовательскими необходимо будет инновационно развиваться, перестав быть вузом только для студентов. Региональный вуз должен измениться. Он должен более активно работать с местным сообществом, привлекать ресурсы для реализации своей миссии [7].

Научный, образовательный, инновационный потенциал высшей школы, сфера высоких технологий при условии эффективной реализации дает возможность переходить от одних ресурсов роста к другим, от производства машин к производству идей. Практика показывает, что это способствует в наибольшей степени повышению качества жизни, ее продолжительности, сохранению окружающей среды. В свою очередь реализация региональной политики должна быть направлена на повышение вклада научно-образовательной сферы в устойчивое развитие, в повышение социально-экономических показателей за счет эффективного использования интеллектуального потенциала вуза на основе взаимодополняемости государства, науки и бизнеса в реализации общественно значимых проектов и программ, в частности, в процессе совершенствования региональной эколого-эко-номической системы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Троицкий В. А., Гизатуллии Х.Н. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма // Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 124-130.

2. Мунасингхе М., Круз В. Экономическая политика и окружающая среда. Опыт и выводы. Публикации Всемирного банка по проблемам окружающей среды. Вып. 10. Вашингтон, округ Колумбия, 1995.

3. Матвеева Е.В. Актуальные экологические проблемы в политике современных государств // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 4. С. 40-47.

4. Михайлов H.H., Владимирский Б.М. Формирование образовательной политики вуза и ее реализации в современных условиях // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 20-26.

5. Андреева C.JI., Андреев П.К. Образовательные кластеры: проблемы развития // Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций - Путь навстречу» (Екатеринбург, 17-18 мая 2012 г.), Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012. С. 5-7.

6. Мантаева Э.И., Слободчикова И.В., Андреева С.Н. Экологическая составляющая социально-экономического развития региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. № 1(87). С. 47-50.

7. Голубев С.Ю. Социально-предпринимательский вуз: возможность развития для региональных вузов. Фонд Новая Евразия [Электронный ресурс] Режим просмотра - URL: http:// www.neweurasia.ru/ (дата обращения 17.05.2017)

8. Доклад об экологической ситуации в Республике Калмыкия в 2016г. // Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия [электронный ресурс]. Режим просмотра - URL: http://www.kalmpriroda.ru/

9. Официальный сайт Проект Министерства образования и науки Российской Федерации Опорные университеты [электронный ресурс]. Режим просмотра - URL: Ьйр://опорныйу-ниверситет.рф/ (дата обращения 16.05.2017)

10. Нагорнов В. А., Перфильева О.В. Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для взаимодействия // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. №4. С. 60-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.