Научная статья на тему 'К вопросу о региональной политике в сфере обеспечения экологической безопасности (на материалах Республики Калмыкия)'

К вопросу о региональной политике в сфере обеспечения экологической безопасности (на материалах Республики Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENT / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / NATURAL RESOURCES / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / РЕГИОН / REGION / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мантаева Эльза Ивановна, Слободчикова Инна Валентиновна, Андреева Саглар Николаевна

Работа посвящена исследованию особенностей государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности региона на основе анализа существующих экологических угроз. Предложены рекомендации по совершенствованию региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мантаева Эльза Ивановна, Слободчикова Инна Валентиновна, Андреева Саглар Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of Regional Policy in the Field of Environmental Safety (on the Materials of the Kalmyk Republic)

The work is devoted to the study of the features of the state policy in the field of environmental security in the region based on the analysis of existing environmental threats. The recommendations for the improvement of regional policy in the field of environmental safety.

Текст научной работы на тему «К вопросу о региональной политике в сфере обеспечения экологической безопасности (на материалах Республики Калмыкия)»

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

УДК: 330.15:338.22(470.47)

К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (на материалах Республики Калмыкия)

Э.И. Мантаева, И.В. Слободчикова, С.Н. Андреева

Сочетание экологической и экономической политики находит все большее отражение в современной парадигме развития страны и ее регионов. Экологическая политика, охватывающая систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран и является неотъемлемым условием достижения устойчивого социально-экономического развития не только страны, но и ее регионов.

Многие исследователи (С.Н. Бобылев, Я.Д. Вишняков, В.В. Куценко, А.И. Орлов и др.) отмечают, что не все регионы нашей страны обладают достаточными ресурсами для проведения прогрессивных структурных сдвигов, направленных на ликвидацию основных угроз региональной экологической безопасности [1].

Республика Калмыкия относится к числу таких субъектов РФ. Территория Калмыкии богата природными ресурсами. Их запасы в достаточном количестве, но они не восстанавливаются, так как этот процесс требует особых методов регулирования рационального потребления. Особо охраняемые природные территории Республики Калмыкия представлены объектами регионального и федерального значения. На территории Республики Калмыкия расположены четыре

Мантаева Эльза Ивановна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления и права, проректор по экономике и инновациям Калмыцкого государственного университета, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: mantaeva_ei@kalmsu.ru, т. 8(84722)38975;

Слободчикова Инна Валентиновна - кандидат экономических наук, доцент той же кафедры;

Андреева Саглар Николаевна - ассистент той же кафедры.

федеральных особо охраняемых объекта [2]. К основным проблемам Республики Калмыкия в сфере охраны окружающей среды относятся: водоснабжение, опустынивание, загрязнение атмосферного воздуха, обращение с отходами производства и потребления, охрана объектов животного мира и среды их обитания, сохранение охотничьих ресурсов, защита лесного фонда.

В этих условиях возникает необходимость в государственном регулировании природоохранных мероприятий, которое становится важнейшим средством обеспечения динамичного протекания социально-экономических процессов в Калмыкии, в том числе, и экологической безопасности.

Сохранение природы и формирование нормативного качества объектов окружающей среды в стране обеспечивается Конституцией РФ. В ней зафиксировано право каждого на благоприятную окружающую среду, а также обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [3]. Реализация принципов Экологической доктрины Российской Федерации, утвержденной указом президента РФ от 12.05.09 г., природоохранных программ, направленных на повышение эффективности государственного управления

Elza Mantaeva - Doctor of Econome, Professor, Head of the Department of State and Municipal Management and Law, Vice-rector for Economy and Innovation at the Kalmyk State University, 11, Pushkin Street, Elista, 358000 e-mail: mantaeva_ei@kalmsu.ru, tel. +7(84722)38975;

Inna Slobodchikova - Ph.D. in Economy, associate professor of the Same Department;

Saglar Andreeva - Assistant of the Same Department.

в сфере природопользования, также способствует обеспечению экологической безопасности страны и ее регионов.

Что касается Калмыкии, то нормативное регулирование деятельности в области сохранения природы и устойчивой окружающей среды в республике осуществляется Законами Республики Калмыкия "О животном мире" (от 24.09.2008 № Э1-1У-З) и "О регулировании лесных отношений в Республике Калмыкия" (от 21.12.2007 № 407-Ш-З). Кроме этого, в Калмыкии реализуется республиканская целевая программа "Развитие водоохранного комплекса Республики Калмыкия на 20132014 годы", которая принята в целях гарантированного обеспечения водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Республики Калмыкия, восстановления водных объектов, обеспечения защищенности населения и объектов экономики Республики Калмыкия от наводнений и иного негативного воздействия вод. Государственные функции в сфере экологических полномочий субъекта Российской Федерации на территории Республики Калмыкия осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.

Несмотря на все принятые меры, на сегодняшний день экологическая обстановка в республике продолжает оставаться нестабильной, что обусловлено специфическими особенностями Калмыкии, связанными с уровнем технологического развития предприятий, находящихся на территории региона. В результате аварий, ремонтных работ на предприятиях республики, степных пожаров происходит загрязнение атмосферного воздуха. Основные угрозы исходят от предприятий газонефтедобычи, топливно-энергетического комплекса, теплоэнергетики и автотранспорта. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Республики Калмыкия в 2012 г. составила 46,389 тыс. т, в том числе от стационарных источников - 3,856 тыс. тонн (8,3 %); автотранспорта - 42,533 тыс. т (91,7 %) [4].

Не менее важной экологической проблемой в последние годы является проблема размещения и захоронения отходов производства и потребления на территории республики. По данным министерства природных ресур-

сов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия в 2012 г. образовалось 85,429 тыс. т учтенных отходов производства и потребления и размещенных на несанкционированных свалках республики (табл. 1).

Таблица 1

Сведения об образовании, использовании и обезвреживании отходов производства и потребления в 2012 г. [5], тыс. т.

Виды отходов Годы

2010 2011 2012

Образованные от производства и потребления 209,0 321, 0 85,429

Использованные и обезвреженные - 273,0 2,094

Захороненные - 47,0 83,096

Переданные на хранение - 0,2 0,239

При этом количество отходов, которые накапливаются на несанкционированных свалках, не подлежит учету. Основными источниками отходов производства и потребления являются предприятия газо-нефтедобычи, пищевого и перерабатывающего комплексов, промышленного и автодорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства. Отсутствие достаточного количества объектов захоронения отходов, организованной муниципальной системы сбора, переработки, обезвреживания и захоронения отходов препятствует вовлечению данных отходов в переработку. Для решения существующих проблем разработана и утверждена Республиканская целевая программа "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия на 2013-2020 годы", объем финансирования, которой составляет 2 310,8 млн. руб. [4].

Следует отметить, что экстенсивная хозяйственная деятельность в агропромышленном комплексе, неконтролируемое наращивание поголовья скота приводят к ухудшению качества сельскохозяйственных земель и их опустыниванию на значительных площадях. В результате процесса опустынивания, вторичного засоления и подтопления наблюдается процесс деградации земель, сокращения видового разнообразия флоры и фауны. Наиболее подвержена процессам опустынивания восточная зона республики, которую отличают весьма жесткие природно-климатические условия. По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия в настоящее

время, процессами опустынивания, в той или иной степени, охвачено 83 % территории Республики. В рамках реализации Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием были остановлены движущиеся пески на площади 350 тыс. га [4].

Особо важной проблемой в регионе является ситуация с питьевой водой. Территория республики относится к самым маловодообе-спеченным регионам. В связи с этим вопрос обеспечения водными ресурсами является жизненно важным. Этот факт подтверждается следующими данными: ежегодная потребность в воде составляет около 800 млн м3, из них лишь 50 млн м3 поступает из собственных водоисточников; среднее водопотребление на одного сельского жителя составляет 42 л/ сут. при гигиенической нормативной потребности 125-160 л/сут., в отдельных районах лишь 7,5-10 л/сут [6]. При этом потребляемая населением питьевая вода по своему химическому составу не отвечает санитарным требованиям. Остается низкой доля населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой в сельских населенных пунктах, в городских поселениях население питьевой водой не обеспечено (табл. 2).

Таблица 2 Обеспеченность питьевой водой населения, проживающего в различных населенных пунктах [6]

Территория Республики Калмыкия является местом обитания, большого количества видов животных и произрастания растений, внесенных в Красную книгу РФ. За последние годы произошло значительное уменьшение численности популяции сайгака Северо-Западного Прикаспия, обитающего на территории Республики Калмыкия. Снижение численности обусловлено комплексом причин: засухи и неблагоприятные зимы, степные пожары, возросший пресс браконьерства, наряду

с увеличением численности волков, нанесли колоссальный ущерб популяции сайгака. По экспертным оценкам за последнее время произошло значительное уменьшение численности популяции сайгака, обитающей на территории Республики Калмыкия, - с 270 тыс. особей в 1997 г. до 14-16 тыс. особей в 2000-х годах и около 8 тыс. особей в 2012 г. Следует отметить, что в республике ведутся работы по созданию региональной Красной книги, что может способствовать повышению информированности населения в этой области [4].

Понимание того, что на территории Республики Калмыкия существуют угрозы экологической безопасности, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое развитие территории в целом, заставляет органы власти принимать определенные меры в сфере охраны окружающей среды и экологического развития. Так, затраты на охрану окружающей среды, в том числе, по природоохранной деятельности в Республике Калмыкия в 2012 г. составили 63 793,8 тыс. руб. [1].

Однако, несмотря на значительное число эффективных шагов по рациональному использованию природных ресурсов, проблема обеспечения экологической безопасности на региональном уровне с учетом особенностей хозяйственной деятельности и уровнем социально-экономического развития Калмыкии, весьма далека от решения. Поскольку участие государства в природоохранной деятельности позволяет решать только часть проблем, связанных с сохранением и эффективным использованием природного потенциала регионов, то сегодня требуется поиск других механизмов решения проблемы.

По нашему мнению, обеспечение региональной экологической безопасности, во-первых, должно стать приоритетом региональной экономической политики, а во-вторых, основываться на взаимодействии не только органов власти всех уровней, но и бизнеса, и общества в целом.

В связи с существующими проблемами экологической безопасности на территории Республики Калмыкия можно выделить следующие направления совершенствования государственной экологической политики:

- анализ деятельности органов государственной власти в экологической сфере, закрепление положительного опыта, корректировка недостатков;

- исследование проблем природопользования с привлечением научных учреждений;

Доля населения Годы

2010 2011 2012

Обеспеченные доброкаче-

ственной питьевой водой 0 0 0

в городских поселениях

в сельских поселениях 9 16,1 13,4

Обеспеченные доброкаче-

ственной привозной питье- 0 0 0

вой водой

в городских поселениях

в сельских поселениях 0 8 9

- межрегиональное взаимодействие посредством разработки и подписания соглашений с соседними регионами;

- развитие института государственно-частного партнерства в целях реализации общественно значимых природоохранных проектов, направленных на поддержание естественного природного равновесия;

- активизация межуровневого взаимодействия в процессе формирования и реализации региональной, государственной, международной и общественной политики охраны окружающей среды.

При этом, особого внимания на современном этапе, на наш взгляд, требуют задачи рационального использования природных ресурсов, которые могут быть решены только на научной основе через использование новейших методов хозяйствования и современных технических возможностей, перспективных разработок, находящихся на стадии внедрения.

Реализация перечисленных мероприятий позволит обеспечить сохранение природного потенциала, обеспечить экологическую безопасность, повысить качество жизни населения Республики Калмыкия.

ЛИТЕРАТУРА 1. См.: Вишняков Я.Д., Волостное Б.И., Киселева С.П., Поляков В.В. Совершенствование механизма стимулирования инновационного развития

в области рационального природопользования и экологической безопасности // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2013. № 2. С. 3-9; Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономичсские аспекты) / Под ред. С.Н. Бобылева. М.: ЦПРП, 2001. 220 с.; Орлов А.И. Проблемы управления экологической безопасностью. Итоги двадцати лет научных исследований и преподавания. Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2012. 344 р.

2. Мантаева Э.И., Слободчикова И.В., Андреева С.Н. Экологическая составляющая социально-экономического развития региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. № 1 (87). С. 47-50.

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

4. Доклад об экологической ситуации в Республике Калмыкия в 2012г. // Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия [электронный ресурс]. URL: http://www.kalmpriroda.ru/docladi.html

5. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия [электронный ресурс]. URL: http://www. statrk.ru/

6. О состоянии водоснабжения в Республике Калмыкия // Официальный сайт Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия [электронный ресурс]. URL: http://08. rospotrebnadzor.ru/rss_all/-/asset_publisher/Kq6J/content/

10 августа 2013 г.

УДК 635.92+712.253

О РОЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГОРОДСКИХ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ (на примере г. Ростова-на-Дону)

Е.О. Гудзенко

Зеленые насаждения занимают важное место в разрешении проблемы благоустройства городов. Состояние городских зеленых насаждений - это одна из острых экологических проблем на сегодняшний день. От успешности их роста,

Гудзенко Евгения Олеговна - аспирант кафедры ботаники факультета биологических наук Южного федерального университета, 344006, г Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42, e-mail: gudzenko.i@mail.ru, т. 8(863)2639200.

развития и формирования зависит чистота воздушного бассейна города, уровень загрязненности, так как они обладают свойствами не только улучшать экологическую обстановку, но и имеют огромное оздоровительное значение. Одновременно они выполняют эсте-

Evgeniya Gudzenko - post-graduate student of the Department of Botany at the Southern Federal University, 105/42, B. Sadovaya Street, Rostov-on-don, 344006, e-mail: gudzenko.i@mail.ru, tel. +7(863)2639200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.