41 (176) - 2010
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Г. С. ФЕРАРУ, доктор экономических наук, профессор факультета управления и предпринимательства E-mail: feraru22@mail.ru Белгородский государственный университет
А. Ф. РАСТВОРЦЕВ, генеральныйдиректор Белгородского МУП «Горводоканал» E-mail:direktor@belwater.ru
На основании реализуемой политики Белгородской области в сфере природопользования и характеристики состояния окружающей среды региона выявлены основные причины экологических проблем региона. Предложена новая экологическая программа по обеспечению экологической безопасности региона, направленная на скоординированные действия областных природоохранных структур, органов власти и субъектов ведения хозяйства на долгосрочный период.
Ключевые слова: обеспечение экологической безопасности, экологические проблемы, региональная экологическая политика, экономические и административно-правовые меры по обеспечению экологической безопасности.
Белгородская область образована 6 января 1954 г. Занимаемая ею площадь составляет 27,1 тыс. км2 (0,2% от территории России). Область расположена на юго-западных и южных склонах Среднерусской возвышенности в бассейнах рек Днепра и Дона, входит в состав Центрально-Черноземного экономического района и Центрального федерального округа Российской Федерации. Областной центр — г. Белгород с населением 353,1 тыс. чел. — расположен в 695 км к югу от Москвы [2—5].
Важной частью политики руководства Белгородской области является обеспечение благопри-
ятных экологических условий. Администрацией области, областной Думой за последние пять лет принято 97 постановлений, распоряжений и других нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования. Ежегодно разрабатываются и внедряются всевозможные программы, в числе которых:
• областная Программа озеленения Белгородской области 2003—2007 гг.
• областная Программа «500 парков Белогорья» на 2008-2012 гг.;
• областная Программа финансирования природоохранных мероприятий на 2008—2011 гг.;
• областная целевая Программа модернизации объектов водопроводно-канализационного комплекса Белгородской области для улучшения обеспечения населения качественной питьевой водой и организации водоотведения на 2007-2010 гг.
Приняты региональные законы «Об охране атмосферного воздуха в области», «О плате за водные ресурсы». Проходят думские чтения проекты законов «Об отходах», «Об охране водных объектов».
В Белгородской области функционирует ряд подразделений, управлений, департаментов экологической направленности, выполняющие фун-
1,5 -
1 -
0,5 -
2003
кции контроля, надзора и экспертизы промышленных и природных объектов, напрямую подчиняющихся министерствам различных отраслей.
Приоритетными направлениями в сфере охраны окружающей среды являются охрана атмосферного воздуха и водного бассейна, рациональное использование природных ресурсов и обращение с отходами.
Комитетом природных ресурсов совместно с УВД, прокуратурой, Центром Госсанэпиднадзора, транспортной инспекцией, Белгородской таможней осуществляются совместные мероприятия по охране окружающей природной среды, в том числе:
• экологические операции «Первоцвет», «Дни реки», «Чистый воздух», областной конкурс на лучшее обустройство родников;
• предотвращение лесных пожаров и сжигания пожнивных остатков, промышленных и бытовых отходов;
• наведение санитарного и экологического порядка в населенных пунктах области и др. Администрация области озабочена экологическим благополучием региона, однако многие из экологических проблем остаются нерешенными. Окружающая природная среда Белгородской области испытывает все возрастающее воздействие антропогенных, техногенных и других факторов. В регионе отмечаются также такие природные явления, как кислотные осадки, трансформация климата, учащение гидрометеорологических аномалий и т. д. Появляются искусственные формы рельефа, распахиваются склоновые земли, нарушается среда обитания многих зверей, птиц, насекомых, сокращается их численность и видовой состав, уменьшаются запасы лекарственных растений. В настоящее время учеными и специалистами природоохранных организаций создается Красная книга Белгородской области, в которую предполагается занести более 200 видов растений и 300 видов животных.
Загрязнению, засорению и порче подвергаются почвы. Основные площади сельскохозяйственных угодий расположены на склонах 3—5° и занимают 31,6% площади земель сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан. В условиях интенсивного земледелия на черноземах наблюдается ускоренный распад гумуса, несбалансированный вынос элементов питания, подкисление,
Концентрация, доли ПДКсс 2
2004
2005
Пыль
Азота оксид
2006
Серы диоксид Кислота серная
2007
2008
■Азота диоксид -Формальдегид
Год
Рис. 1. Динамика изменения качества атмосферного воздуха г. Белгорода (ПДКсс — предельно допустимая среднесуточная концентрация химического вещества в воздухе)
переуплотнение, развитие водной и ветровой эрозии. Эрозионным процессам подвержено более 70 % сельскохозяйственных угодий.
На качественное состояние атмосферного воздуха оказывают влияние природные факторы (пыльные бури, лесные пожары, процессы гниения, трансграничные переносы), но в большей степени — техногенные. Экологическое состояние воздуха в области по сравнению с другими регионами РФ можно оце-нитькакудовлетворительное(рис. 1) [2—5].
Данные таблицы позволяют судить о существенных сокращениях количественного выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Однако особое опасение вызывает катастрофическое увеличение тоннажа выброса углеводородов, что напрямую связано с развитием сети автотранспорта.
Наиболее крупными источниками загрязнения атмосферного воздуха в области являются предприятия металлургического комплекса, строительной индустрии, химической, нефтехимической, медицинской промышленности, асфальтобетонные заводы. Остаются одними из основных загрязнителей окружающей природной среды предприятия горно-металлургического комплекса. Существенным источником загрязнения являются взрывные работы на карьерах, отвалы вскрышных пород, хвостохранилища [2—5].
В пределах области, расположенной на водоразделе рек Дона и Днепра, находятся истоки десятков рек и ручьев этого бассейна, которые являются трансграничными. Это реки Северский Донец, Оскол, Ворскла, Ай-дар, Псел и др. Общее
Динамика валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников
Выбросы Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. т, по годам Отношение объемов выбросов 2008г. к 1990г., %
1990 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Все выбросы 242,4 97,7 99,4 102,0 104,7 123,9 115,5 -48
Выбросы твердых веществ 91,6 25,7 24,8 25,98 30,0 94,7 22,9 -25
Газообразные и жидкие выбросы 150,8 71,9 74,5 76,0 74,7 94,7 92,5 -61
В том числе:
диоксид серы (802) 32,4 8,2 11,2 13,7 10,9 13,7 11,5 -35
оксид азота (N0^) 26,3 13,1 13,4 14,4 13,3 13,9 14,7 -56
оксид углерода (СО) 75,0 41,3 41,5 41,9 43,8 42,4 43,6 -58
летучие органические соединения (ЛОС) 6,7 1,3 1,3 1,3 1,4 1,6 1,8 -27
углеводороды (без ЛОС) 6,8 6,2 5,3 3,1 3,0 20,8 18,9 +282
водоотведение в водные объекты области в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) увеличилось и составило 137,77 млн м3 (в 1998г. - 135,26 млн м3) [5].
Значительными остаются антропо- и техногенные нагрузки на водные объекты области. В них ежегодно сбрасывается до 200 млн м3 сточных вод.
250
200
150
100
50
0
3
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
□ - Общий сброс сточных вод в водоемы □- Сброс загрязненных сточных вод в водоемы Рис. 2. Динамика сброса сточных вод в водоемы области в 1999—2008гг., млн м3
□ БПК
] Нитраты
Марганец
Рис. 3. Качество воды в поверхностных водных объектах области в 2008 г. (БПК — биохимическое потребление кислорода)
При этом сброс загрязненных сточных вод в 2008 г. увеличился на 30 % по сравнению с 2007 г. (рис. 2). Проблемой остается низкая эффективность работы большинства очистных сооружений, отсутствие общей канализации в населенных пунктах и ливневой — в городах [2—5].
Несмотря на снижение общего сброса сточных вод в динамике начиная с 1999 г., количество загрязненных сточных вод колеблется и возрастает из года в год. О недостаточном качестве воды основных рек Белгородской области свидетельствуют данныерис. 3 [2—5].
В области плохо решается проблема утилизации и хранения (захоронения) отходов производства и потребления. Большинство образующихся отходов относится к малоопасным — 4-му и 5-му классам опасности (рис. 4) [1—5]. Рост количества отходов в 2008 г. по отношению к 2006 г. составил 300 %.
Не наблюдается уменьшения количества малоопасных отходов. При этом заметно увеличивается масса отходов 3-го и 4-го классов. Отмечен рост объемов твердых бытовых отходов (ТБО), вывозимых в места захоронения и переработки (рис. 5), которые уже сейчас занимают 381,8 газемель [5].
В результате исследования удалось установить, что причинами экологических проблем региона послужили:
■ Нефтепродукты
10 ООО ООО ООО -. Масса отходов, т
1 ООО ООО 00
100 000 000 -
10 000 000 -
1 ООО ООО -
100 000 -
10 000 -
1 ООО -
100 -
10
• низкое качество очистки стоков;
• увеличение количества автотранспорта с высоким уровнем загрязненности в выхлопных газах, низкая пропускная способность транспортных магистралей;
• недостаточный уровень утилизации отходов;
• использование технологий, не обеспечивающих безопасности природы и человека;
• несовершенство административно-правовых и экономических подходов к обеспечению экологической безопасности, закрепленных законодательно;
• неразвитость методологической базы обеспечения экологической безопасности на региональном уровне;
• нарушение требований природоохранительного законодательства;
• невысокий уровень экологической культуры населения. На взгляд авторов, экологическая ситуация, сложившаяся в области, нуждается в усилении действий на государственном, региональном и местном уровнях в сфере законодательства, определении приоритетов политики территорий, природоохранных действиях в производственной и коммунальной сферах, экологическом мониторинге окружающей среды и контроле источников загрязнения, экологическом информировании, образовании и привлечении к охране окружающей среды населения области.
Обеспечение экологической безопасности — это деятельность, направленная на достижение цели рационального использования природных ресурсов, сокращение антропогенного воздействия на окружающую среду и улучшение качества жизни человека посредством административно-правовых, экономических и других механизмов регулирования. Поэтому решение экологических проблем
12006 г.
4
□ 2008 г.
5 Класс опасности
Рис. 4. Динамика распределения отходов производства и потребления по классам опасности, т
3 000,00 2 500,00 2 000,00 1 500,00 1 000,00 500,00 0,00
2004
2005
2006
2007
2008
Рис. 5. Количество ТБО, вывезенных в места захоронения и переработки в 2004—2008гг.,тыс. м3
лежит в плоскости развития и совершенствования, прежде всего, законодательно закрепленной системы охраны окружающей среды и рационального природопользования путем формирования региональной экологической политики.
Региональная экологическая политика — это единая согласованная система экологических мероприятий, направленных на обеспечение экологических нужд региона. Она является одним
из непременных условий сохранения безопасности, обеспечения социально-экономической и геополитической стабильности и реализации региональной модели устойчивого развития.
Формой реализации сформированной региональной экологической политики должна стать Программа по обеспечению экологической безопасности, целью которой будет разработка и реализация мероприятий по стабилизации и улучшению состояния окружающей природной среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов путем использования научно обоснованных решений и ресурсосберегающих технологий, мобилизации материальных и финансовых ресурсов, координации действий органов власти и хозяйствующих субъектов. Реализация основной цели Программы даст возможность снизить содержание вредных веществ в водоемах, атмосферном воздухе, почвахдо предельно допустимых показателей, обеспечить сохранение и восстановление биоразнообразия, рационально использовать и восстанавливать природные ресурсы.
Формирование и реализацию Программы необходимо базировать на основных принципах устойчивого развития общества:
• приоритетности разрешения экологических проблем с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся в Белгородской области;
• неотъемлемости защиты окружающей природной среды в процессе структурной перестройки экономики региона, реконструкции предприятий с внедрением экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, ликвидации экологически опасных производств;
• осуществлении мер по экологизации хозяйственной деятельности, устранении причин загрязнения, а не их последствий;
• проведении оценки экологических последствий и государственной экологической экспертизы всех видов деятельности, которые могут негативно повлиять на окружающую природную среду;
• участии граждан в обсуждении проектов законодательных актов, проведении общественной экспертизы строительства и эксплуатации хозяйственных комплексов;
• безусловном соблюдении природоохранного законодательства в сфере финансового обес-
Правовые основы
(законодательная база)
Интегрированный информационный ресурс - Экологический паспорт территории
Административные основы
(меры и методы административного воздействия)
Рис. 6. Структура системы обеспечения экологической безопасности на региональном уровне
печения действий по экологизации хозяйственной деятельности и охраны природы;
• привлечении как внутренних, так и внешних инвестиций в экологические проекты;
• содействии дальнейшему развитию международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды;
• обеспечении в установленном законодательством порядке доступа населения к экологической информации, включая информацию об опасных материалах и видах деятельности;
• ответственности органов власти за неудовлетворительное состояние окружающей природной среды.
Достижение цели Программы следует осуществлять путем:
• анализа состояния окружающей природной среды и перспектив изменения техногенной нагрузки при структурной перестройке экономики региона;
• формирования приоритетных направлений охраны окружающей природной среды, развитие которых позволит существенно улучшить экологическое состояние области;
• формирования и реализации конкретных мероприятий, направленных на ликвидацию и уменьшение влияния факторов, вредных для окружающей природной среды и здоровья населения.
Как следствие, систему регулирования деятельности по обеспечению экологической безопасности региона следует строить на основе следующих основныхкомпонентов (рис. 6.).
В условиях развития рынка видится целесообразным и перспективным в деле решения экологи-
Экономические основы
(методы стимулирования)
Институциональные основы
(Координационный Совет при главе администрации области, уполномоченные органы, общественные организации)
ческих проблем становление и совершенствование ряда методов экономического регулирования:
• дифференциация налога на прибыль: повышенный налог — на производителей продукции, содержащей опасные вещества, пониженный — на переработчиков отходов, ихутилизирующих;
• введение льгот на реинвестирование прибыли, направляемой на технологическое перевооружение производства, переработку и рекультивацию отходов, аудит отходов и деятельности, связанной с ними ит.п.;
• льготное налогообложение хозяйствующих субъектов по кредитам на осуществление мероприятий, направленных на технологическое перевооружение производства, переработку и рекультивацию отходов;
• предоставление субвенций плательщикам НДС на возмещение его части в цене оборудования по переработке и утилизации отходов, на производство экологически чистых продуктов питания, мероприятия по раздельному сбору всех видов потенциально ценных отходов и пр. Одним из эффективных экономических внебюджетных рычагов механизма обеспечения экологической безопасности, на взгляд авторов, является экологическое страхование, которое выполняет превентивную, контролирующую, социальную, компенсаторную и инвестиционную функции и может создать реальную защиту территорий и населения от угроз его жизненно важным интересам.
Развитие экологического страхования, безусловно, обеспечит не только защиту жизненно важных интересов граждан, но и позволит сформировать ресурсосберегающую стратегию рационального природопользования — новую доминанту в обществе, когда экономически невыгодно станет загрязнять, а экологически чистое производство и ресурсосбережение начнет приносить прибыль.
Среди мер административно-правового воздействия, которые целесообразно включить в число приоритетных природоохранных задач, необходимо отметить:
• стимулирование проектов реконструкции технологических процессов, которые нацелены на производство продукции, способной легко быть переработанной в окружающей природной среде или вовлеченной в рециклинг;
• стимулирование сроков использования продукции, т. к. чем дольше она используется, тем меньше потребность в ее замене и, следовательно, меньше требуется ресурсов (энергии и сырья) для ее выпуска;
• разработку автоматизированной системы учета и планирования рационального использования природных ресурсов на различных уровнях управления;
• разработку программ сбора и обмена отходов, позволяющих извлекать полезные компоненты и перерабатывать их в новые продукты и др. Для развития административно-правовых методов и методов экономического стимулирования требуется совершенствование методологической базы. Для этого, на взгляд авторов, следует прежде всего разработать алгоритм и механизм проведения экологического аудита и, как следствие, структуру экологического паспорта территорий, критерии и механизм (алгоритм) оценки эффективности обеспечения экологической безопасности на региональном уровне и уровне муниципалитетов, систему стимулирования для муниципалитетов и отдельных хозяйствующих субъектов.
Современное информационное обеспечение системы — это одно из важнейших условий ее успешного функционирования. Отсутствие единой системы накопления информации и обмена ею снижает информационную ценность поступающих сведений, приводит к дублированию информационных документов и не позволяет обеспечить полное информационное обслуживание.
В целях повышения эффективности информационного обеспечения видится целесообразной разработка системы единого государственного информационного банка «Экологический паспорт территории» и его структуры, включающей создание информационных систем на уровне предприятия, региона, отрасли и Российской Федерации в целом. Информационный банк следует формировать путем сбора информации в процессе проведения экологического аудита территории. Такой паспорт может содержать сведения:
о качестве и количестве выбросов и сбросов на территории региона в целом и по отдельных муниципалитетам;
об источниках загрязнения; об отходах, технологиях, оборудовании и эффективности переработки, атакже конъюнктуре отечественного и зарубежного рынков вторичного сырья;
о градации территории региона по уровню экологической чистоты с выделением районов повышенной экологической опасности, экологически опасных и безопасных территорий;
о зонах развития экологического туризма и пр. Еще один из путей решения эколого-экономи-ческих проблем региона — это использование отхо-
дов одного предприятия в качестве сырья или материалов для другого, а также полное использование энергии и тепла за счет их «каскадирования» в одном и том же регионе. В основе такого подхода — приемы «чистого производства», т. е. анализ энергетических, материальных, финансовых, информационных и других потоков с целью минимизации «входящих» потоков в систему (регион) и оптимизации «внутренних» поставок.
Разрабатываемая Программа по обеспечению экологической безопасности региона должна быть направлена на скоординированные действия областных природоохранных структур, органов власти и субъектов ведения хозяйства на долгосрочный период, что, с учетом реализации предложенных идей, позволит привести к усилению природоохранных и ресурсосберегающих мотиваций при принятии социально-экономических, промышленных и градостроительных решений.
Список литературы
1. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Белгородской области в 2006 г.: областной
доклад / Управление Роспотребнадзора по Белгородской области. Белгород, 2007. С. 175.
2. Состояние окружающей среды и использование природных ресурсов Белгородской области в 2005 году: справочное пособие / П. М. Авра-менко, Л. В. Александрова, А. И. Анисимов и др. / под ред. С. В. Лукина. Белгород: БелГУ,
2006. С. 240.
3. Состояние окружающей среды и использование природных ресурсов Белгородской области в 2006 году: справочное пособие / П. М. Авра-менко, Г. Л. Акиньшина, А. И. Анисимов и др. / под ред. С. В. Лукина. Белгород: КОНСТАНТА,
2007. С 208.
4. Состояние окружающей среды и использование природных ресурсов Белгородской области в 2007 году: справочное пособие / П. М. Авра-менко и др. / под ред. С. В. Лукина. Белгород: КОНСТАНТА, 2008. С. 276.
5. Состояние окружающей среды и использование природных ресурсов Белгородской области в 2008 году: справочное пособие / П. М. Авра-менко и др. / под ред. С. В. Лукина. Белгород: КОНСТАНТА, 2009. С. 248.