www.volsu.ru
DOI: https://doi.org/ 10.15688/jvolsu3.2017.1.5
УДК 332.1(470.47):330.34 ББК 65.049(2Рос.Кал)-962
К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Эльза Ивановна Мантаева
Доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике и инновациям,
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова mantaeva08@yandex.ru
ул. Пушкина, 11, 358000 г. Элиста, Российская Федерация
Виктория Сергеевна Голденова
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры государственного и муниципального управления и права, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова goldenova-vs@yandex.ru
ул. Пушкина, 11, 358000 г. Элиста, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируются преимущества кластерного развития экономики регионов. В настоящее время перед всеми российскими регионами стоят задачи повышения эффективности производства, благосостояния населения и перехода на инновационный путь развития. Зарубежный опыт показал, что кластерный подход к структурированию национальной экономики и региональных экономических систем является важным условием повышения эффективности производства, конкурентоспособности региональной экономики и улучшения благосостояния населения. Анализ функционирования промышленного производства в экономике Республики Калмыкия последних двух десятилетий позволяет сделать вывод, что регион представляет собой яркий пример деиндустриализации, что показывает необходимость систематизированной и комплексной государственной поддержки его развития. Выявленные проблемы развития производственного сектора региона позволяют предложить в качестве способа оживления промышленного сектора создание и развитие промышленного кластера. При этом в числе объектов ^ государственной поддержки должны быть не только компании, которые составляют ядро о кластера, но и предприятия инфраструктуры, такие как образовательные учреждения, ^ инвестиционные фонды, страховые компании, финансовые институты. Управление проси' мышленным кластером должно быть отведено координационному совету, в задачи кото-§ рого должно входить налаживание диалога между представителями промышленных пред-Ц приятий, поставщиками ресурсов, представителями образовательных и научных учреж-^о дений, интересы которых отвечают задачам функционирования кластера. На сегодняш-^ ний день перед руководством всех регионов стоит задача формирования и развития тер-Г) риториальных кластеров. Несомненно, что для экономики Республики Калмыкия наи-Ц лучшим вектором оживления и развития промышленного производства может стать
ей
Ь именно кластерное развитие промышленного сектора.
^ Ключевые слова: кластерное развитие, промышленный кластер, территориаль-
© ный кластер, региональная экономика, устойчивое развитие региона.
Переход российской экономики на инновационный путь развития является необходимым условием, обеспечивающим ее выход на лидирующие позиции в системе мирового хозяйства. Среди широкого спектра средств, методов, форм и механизмов, с помощью которых возможно ускорение процесса формирования инновационной экономики в нашей стране, особое место принадлежит кластерному подходу [13; 15].
Мировой опыт свидетельствует, что именно кластерный подход к структурированию национальной экономики, а также региональных экономических систем является важным императивом повышения эффективности производства, конкурентоспособности и благосостояния населения. Вопросы формирования и управления кластерным развитием российской экономики в последние годы стали предметом многочисленных исследований ученых-экономистов [1; 2; 3; 10].
Следует отметить, что в настоящее время развитие значительной части российских регионов продолжается на основе интенсивного использования природных ресурсов, которое в конечном счете приведет к их исчерпанию, поэтому переход к устойчивому развитию регионов сегодня как никогда актуален. При этом процесс устойчивого развития должен заключаться в переходе от экономики ресурсов к экономике производства, основу для которого может создать комплексное развитие секторов региональной экономики на основе устойчивого использования региональных природных ресурсов, опирающееся на развитие промышленных кластеров [11]. Ключевую роль в формировании и развитии последних должны играть органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Представляется, что в числе объектов государственной поддержки должны быть не только промышленные компании, составляющие ядро кластера, но и предприятия, обслуживающие функционирование промышленного сектора.
Как известно, основателем кластерного подхода является американский экономист Майкл Портер, суть его теории основывается на переходе к комплексному использованию потенциала развития территории [12]. С точки зрения устойчивого развития необходимо
формировать все региональные кластеры, однако в условиях ограниченных ресурсов целесообразно поддерживать функционирование ключевых кластеров. По нашему мнению, ключевыми должны стать те кластеры, развитие которых влечет за собой максимальную экономическую, социальную и экологическую эффективность для региона. Исходя из того, что, как правило, кластеры образуются вокруг основных отраслей промышленности, определяющих структуру региона, выявление приоритетных региональных кластеров должно основываться на анализе функционирования отраслей региональной экономики.
Подчеркнем, что основные кластеры устойчивого развития региона должны быть приоритетом поддерживающей политики со стороны государственных органов, так как от их развития будет зависеть устойчивое функционирование территории [9]. В настоящее время органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления согласно концепции развития территориальных кластеров предусмотрены такие направления поддержки развития кластеров, как:
1. Формирование специализированных программ поддержки развития территориальных кластеров на региональном и местном уровнях, предусматривающих в том числе оказание прямой финансовой поддержки [5].
2. Обеспечение организационного, информационного обеспечения по формированию территориальных кластеров и разработке их программ развития, в том числе через формирование и обеспечение деятельности центров кластерного развития и иных институтов развития регионального (муниципального) уровней.
3. Обеспечение учета приоритетов развития территориальных кластеров в рамках разработки и реализации региональных и муниципальных стратегий и программ социально-экономического развития, в том числе по направлениям развития транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, жилищного строительства, а также поддержки малого и среднего предпринимательства, реализации инновационной, технологической, образовательной политики, политики привлечения инвестиций, развития экспорта и отраслей экономики [8].
Анализ функционирования промышленного производства в экономике Республики Калмыкия последних двух десятилетий позволяет сделать вывод, что регион представляет собой яркий пример деиндустриализации, что, несомненно, стало одним из следствий трансформационного экономического спада и последующей затяжной стагнации. За период с 2013 по 2015 г. произошло снижение объема промышленного производства на 11 %. При этом наблюдается уменьшение вклада легкой, пищевой, машиностроительной промышленности, производства строительных материалов и т. д., доли топливной и электроэнергетической промышленности, что, несомненно, сказывается на снижении «качества» в промышленном секторе территории. Структура промышленного производства Республики Калмыкия в 2015 г. выглядела следующим образом: 56 % выпуска приходилось на отрасли по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, 27 % - на добычу полезных ископаемых, 17 % на продукцию, производимую обрабатывающими производствами. При этом в структуре обрабатывающих производств наибольший удельный вес имело производство пищевых продуктов (23 %), произ-
водство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (21 %), а также металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (19 %) (табл. 1).
В качестве основных проблем развития промышленного сектора Республики Калмыкия можно выделить следующие:
- естественное «старение» нефтяной промышленности и ухудшение технического состояния скважин; истощение разрабатываемых месторождений на 80-90 %; недостаточный уровень инвестиций в разведку и разработку новых месторождений, а также повышение тарифов на транспортировку, что снижает привлекательность экспорта нефти по железной дороге;
- в производственном секторе ключевыми проблемами являются нехватка оборотных средств, узость рынков сбыта, небольшой масштаб производства (что не позволяет использовать положительный эффект масштаба), устаревшие технологии и значительная амортизация основных фондов;
- в сфере электроэнергетики происходит снижение потребления энергии в связи с прекращением работы ряда промышленных предприятий и миграцией населения.
Таблица 1
Объем отгруженной продукции по видам экономической деятельности (тыс. руб.)
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Итого по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 6 105 318 5419019 4 838 345
Добыча полезных ископаемых 2 727 641 1 898314 1 290 115
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 2 725 275 1 896 392 1 288 878
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 2 366 1 921 1 237
Обрабатывающие производства 918 209 886 514 832 595
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 234 599 240 460 192 176
Текстильное и швейное производство 4 702 11 190 8 238
Обработка древесины и производство изделий из дерева 751 891 426
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 87 455 92 480 82 674
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов 226 780 90 492 175 553
Химическое производство 38 260 33 247 11 153
Производство резиновых и пластмассовых изделий 6 388 2 245 595
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 157 389 258051 158 142
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 19 132 662 359
Производство машин и оборудования 17 400 18 400 20 752
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 117 745 131 871 175 323
Прочие производства 7 608 6 525 7 205
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2 459 467 2 634 192 2 715 635
Примечание. Составлено по: [7].
Несмотря на то что в 2013-2014 гг. индекс промышленного производства Республики Калмыкия показывал небольшой прирост, в 2015 г. произошло его снижение на 2,7 %, что, несомненно, явилось следствием экономического кризиса (табл. 2). При этом, по данным «Интерфакса России», индекс промышленного производства по Южному федеральному округу в 2016 г. составил 106,4 %, как сообщается на сайте Ростовстата. Наиболее высокие темпы роста промышленного производства наблюдались в Севастополе (121,8 %), Ростовской области (112,6 %), Калмыкии (112,2 %), Адыгее (111,7 %) и Астраханской области (109,8 %) [6].
Таким образом, нынешнее состояние промышленного сектора Республики Калмыкия диктует необходимость принятия органами исполнительной власти комплекса организационно-экономических мер по продуманной и систематической поддержке промышленного производства в регионе. Одной из таких мер может стать создание и развитие промышленного кластера на уровне региональной экономики [4; 14].
К числу положительных последствий создания и эффективного функционирования промышленного кластера в Республике Калмыкия можно отнести:
- рост конкурентной среды региональной экономики;
- увеличение экспорта товаров и услуг;
- повышение занятости населения и решение проблем безработицы;
- формирование и развитие инновационного сектора экономики региона;
- увеличение инвестиционной привлекательности региональной экономики.
Доминирующую роль в формировании и развитии кластеров должны играть органы государственной власти субъекта РФ, обеспечивающие взаимодействие с федеральными структурами, органами местного самоуп-
равления, предприятиями, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями. Следовательно, в числе объектов государственной поддержки должны быть не только компании, которые составляют ядро кластера, но и предприятия инфраструктуры, такие как образовательные учреждения, инвестиционные фонды, страховые компании, финансовые институты. Можно выделить три вида участников в структуре кластера:
1. Участники, роль которых заключается в контроле, регулировании и координации деятельности кластера (федеральные и региональные органы власти, координационный совет).
2. Участники, имеющие ключевое значение в структуре кластера, то есть компании, производящие промышленную продукцию, которые составляют ядро кластера.
3. Обслуживающие предприятия, не участвующие в производственном процессе, но играющие важную роль в процессе обучения, консультирования, кредитования и т. д. [9].
Заметим, что особо пристальное внимание должно быть уделено созданию эффективного механизма взаимодействия между участниками кластера.
Управление промышленным кластером может быть отведено координационному совету, большинство участников которого должны составлять представители органов региональной власти субъекта Федерации. Координационный совет должен выступать основным инициатором кластерной политики, определять его основные векторы развития и создавать благоприятные условия для его функционирования. При этом в задачи координационного совета необходимо отнести налаживание диалога между представителями промышленных предприятий, поставщиками ресурсов, представителями образовательных и научных учреждений, интересы которых отвечают задачам функционирования кластера.
Таблица 2
Индекс промышленного производства Республики Калмыкия в 2013-2015 гг.,
в % к предыдущему году
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Промышленное производство 108,3 103,2 97,3
Примечание. Составлено по: [7].
В рамках формирования и развития кластерных образований в регионе необходимо разработать и реализовать меры государственной поддержки для развития каждого кластера, которые можно разделить на такие как:
- поддержка и развитие сотрудничества членов кластера;
- развитие человеческого потенциала кластера;
- расширение границ кластера;
- развитие инноваций и технологий;
- создание делового климата и инфраструктуры.
Для реализации государственных мер по формированию и развитию кластеров необходимо выделять необходимые бюджетные ресурсы, в том числе на безвозмездной или гран-товой основе.
Дальнейшее развитие кластеров в регионе, как правило, привлечет внимание деловых партнеров. В этой связи приоритетным становится создание институциональной инфраструктуры и формирование системы поддержки и развития кластеров. При реализации задачи формирования промышленного кластера органами власти могут использоваться методы промышленной политики, которые направлены непосредственно на создание таких географически концентрированных промышленных ассоциаций в определенных отраслях, а также условий для их функционирования в определенных регионах. Таким образом, инструменты государственного регулирования могут быть классифицированы в зависимости от того, каким образом государство участвует в создании кластера:
- политика, направленная на формирование кластеров;
- политика, направленная на создание институциональных условий для развития предпринимательской деятельности;
- политика, направленная на развитие инфраструктуры для определенных отраслей промышленности.
В условиях, когда перед российскими регионами стоит задача формирования и развития территориальных кластеров, для экономики Республики Калмыкия наилучшим вектором оживления, на наш взгляд, может стать кластерное развитие промышленного сектора. Отметим, что в регионе крайне актуаль-
ными остаются проблемы, связанные со снижением эффективности экономики, низким уровнем благосостояния большей части населения, ухудшением экологической обстановки. Поэтому в основе конкурентного и устойчивого развития Республики Калмыкия должно стать строительство интеграционных связей производственных предприятий. Одной из наиболее перспективных форм экономической интеграции является развитие кластерных образований в пределах данного региона.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Березовский, Д. С. Промышленные кластеры: определение, сущность и особенности формирования / Д. С. Березовский // Вестник Московского государственного университета печати. -2012.- № 2. - С. 20-32.
2. Буянова, М. Э. Оценка эффективности создания региональных инновационных кластеров / М. Э. Буянова, Л. В. Дмитриева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2012. - № 2 (21). - С. 54-62.
3. Герасимов, А. В. Особенности формирования региональных экономических кластеров / А. В. Герасимов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2011. - N° 5. - С. 300-301.
4. Государственно-частное партнерство как эффективный механизм развития экономики / В. В. Боджаева, И. В. Слободчикова, Т. Г. Делико-ва, А. Г. Нимгиров // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 11-2. - С. 343-346.
5. Ильин, В. В. Методы формирования кластеров в промышленности : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ильин Владимир Владимирович. - СПб., 2010. - 19 с.
6. Интерфакс Россия. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/ South/news.asp?id=808689&sec=1679&p=5 (дата обращения: 26.02.2017). - Загл. с экрана.
7. Калмыкиястат. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://statrk.gks.ru/ (дата обращения: 24.02.2017). - Загл. с экрана.
8. Концепция государственной поддержки территориальных кластеров на период до 2018 года. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.innoclusters.ru (дата обращения: 26.02.2017). -Загл. с экрана.
9. Корсаков, М. Н. Промышленный кластер как фактор развития обрабатывающих предприятий / М. Н. Корсаков, Е. В. Каплюк // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://
science-education.ru/ru/article/view?id=13820. - Загл. с экрана.
10. Ксенофонтова, О. Л. Промышленные кластеры как фактор развития региона: теоретический аспект / О. Л. Ксенофонтова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. -2015. - №№ 4 (44). - С. 66-71.
11. Павленко, Д. Ю. Проблема создания кластеров в России: региональный аспект / Д. Ю. Павленко // Вестник экономической интеграции. -
2011.- №> 2. - С. 139-143.
12. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М. : Вильямс, 2003. - 608 с.
13. Сапегина, О. П. Кластеры как инициаторы инновационных процессов в экономике региона / О. П. Сапегина // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №№ 4. - С. 193-195.
14. Слободчикова, И. В. К вопросу об инновационном развитии региона / И. В. Слободчикова, В. В. Боджаева // Проблемы современной науки. -
2012. - №> 3. - С. 206-213.
15. Файдушенко, В. А. Кластерная политика как инструмент инновационного развития региона / В. А. Файдушенко // Экономические науки. -2015. - №> 11 (132). - С. 37-41.
REFERENCES
1. Berezovskiy D.S. Promyshlennye klastery: opredelenie, sushchnost i osobennosti formirovaniya [Industrial Clusters: Definition, Essence and Features of Formation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universitetapechati, 2012, no. 2, pp. 20-32.
2. Buyanova M.E., Dmitrieva L.V. Otsenka effektivnosti sozdaniya regionalnykh innovatsionnykh klasterov [Evaluation of the Effectiveness of Creating Regional Innovation Clusters]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika, Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2012, no. 2 (21), pp. 54-62.
3. Gerasimov A.V. Osobennosti formirovaniya regionalnykh ekonomicheskikh klasterov [Features of Regional Economic Clusters Formation]. Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskiy zhurnal, 2011, no. 5, pp. 300-301.
4. Bodzhaeva V.V., Slobodchikova I.V., Delikova T.G., Nimgirov A.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak effektivnyy mekhanizm razvitiya ekonomiki [Public-Private Partnership as an Effective Mechanism of Economic Development].
Fundamentalnye issledovaniya, 2015, no. 11-2, pp. 343-346.
5. Ilyin V.V. Metody formirovaniya klasterov vpromyshlennosti: avtoref. dis.... kand. ekon. nauk [Methods of Clusters Formation in the Industry. Cand. econ. sci. abs. diss.]. Saint Petersburg, 2010. 19 p.
6. Interfaks Rossiya [Interfax Russia]. Available at: http://www.interfax-russia.ru/South/news.asp?id= 808689&sec=1679&p=5. (accessed February 26, 2017).
7. Kalmykiyastat [Kalmykiya Statistical Service]. Available at: http://statrk.gks.ru/. (accessed February 24, 2017).
8. Kontseptsiya gosudarstvennoy podderzhki territorialnykh klasterov na period do 2018 goda [The Concept of State Support for Territorial Clusters for the Period until 2018]. Available at: http:// www.innoclusters.ru. (accessed February 26, 2017).
9. Korsakov M.N., Kaplyuk E.V Promyshlennyy klaster kak faktor razvitiya obrabatyvayushchikh predpriyatiy [Industrial Cluster as a Factor of Manufacturing Enterprises Development]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 3. Available at: https://science-education.ru/ru/ article/view?id= 13820.
10. Ksenofontova O.L. Promyshlennye klastery kak faktor razvitiya regiona: teoreticheskiy aspect [Industrial Clusters as a Factor of Region's Development: Theoretical Aspect]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regionalnoe prilozhenie, 2015, no. 4 (44), pp. 66-71.
11. Pavlenko D.Yu. Problema sozdaniya klasterov v Rossii: regionalnyy aspekt [The Problem of Creating Clusters in Russia: the Regional Aspect]. Vestnik ekonomicheskoy integratsii, 2011, no. 2, pp. 139-143.
12. Porter M. Konkurentsiya [Competition]. Moscow, Vilyams Publ., 2003. 608 p.
13. Sapegina O.P. Klastery kak initsiatory innovatsionnykh protsessov v ekonomike regiona [Clusters as Initiators of Innovative Processes in the Regional Economy]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2014, no. 4, pp. 193-195.
14. Slobodchikova I.V., Bodzhaeva V.V. K voprosu ob innovatsionnom razvitii regiona [On the Issue of Innovative Development of the Region]. Problemy sovremennoy nauki, 2012, no. 3, pp. 206-213.
15. Faydushenko V.A. Klasternaya politika kak instrument innovatsionnogo razvitiya regiona [Cluster Policy as an Instrument of Innovative Development of the Region]. Ekonomicheskie nauki, 2015, no. 11(132), pp. 37-41.
ON THE ROLE OF INDUSTRIAL CLUSTER IN REGIONAL ECONOMY DEVELOPMENT
Elza I. Mantaeva
Doctor of Economic Sciences, Professor, Vice Rector for Economics and Innovation, Kalmyk State University mantaeva08@yandex.ru
Pushkina St., 11, 358000 Elista, Russian Federation.
Viktoriya S. Goldenova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Department of State and Municipal Management and Law,
Kalmyk State University
goldenova-vs@yandex.ru
Pushkina St., 11, 358000 Elista, Russian Federation.
Abstract. The article highlights the advantages of cluster development of the regions' economies. Nowadays all regions of our country have the task to increase the efficiency of production, to improve the welfare of the population and to introduce an innovative way of development. World experience has shown that a cluster approach to structuring the national economy and regional economic systems is an essential condition for increasing production efficiency, competitiveness of the regional economy and improving the welfare of the population. Analysis of industrial production in the economy of the Republic of Kalmykia over the past two decades indicates that the region presents a striking example of de-industrialization. It means that the economy should have a strong state support for its development. The revealed problems of the development of the region's industrial sector push to create and develop an industrial cluster in order to revive industry. Moreover, the state should support companies that make up the core of the cluster as well as infrastructure enterprises, such as educational institutions, investment funds, insurance companies and financial institutions. A coordination council should manage the cluster. Its task will involve the arrangement of the dialogue between representatives of industrial enterprises, resource suppliers, representatives of educational and scientific institutions whose interests coincide with the tasks of the cluster. Nowadays the heads of all regions have the task to form and develop territorial clusters. It is obvious that the cluster development of the industrial sector will be the best way for revival and development of the economy of the Kalmyk Republic.
Key words: cluster development, industrial cluster, regional cluster, regional economy, sustainable development of the region.