ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
УДК 336.2:330.322
Э. И. Мантаева, В. С. Голденова, С. С. Пахомкин
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)1
Исследованы определения понятия «инвестиционная привлекательность региона», предложена собственная трактовка данного термина, согласно которой под инвестиционной привлекательностью понимается совокупность факторов экономического, финансового, политического, законодательного характера, определяющих готовность инвестора осуществить инвестиции в данный объект. Рассмотрены основные методики оценки инвестиционной привлекательности региона, выявлено место Республики Калмыкия в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Идентифицированы факторы, влияющие на формирование инвестиционной привлекательности региона: экономический потенциал, общие условия хозяйствования, состояние рыночной среды в данной экономической системе, а также политическая, социальная, организационная, правовая и финансовая ситуации. На основе анализа инвестиционного развития Республики Калмыкия сделан вывод о необходимости активизации деятельности региональных органов власти в рамках инвестиционного развития этого российского субъекта по двум направлениям, а именно: привлечение инвестиций в регион и разработка и реализация комплексных мер, направленных на максимизацию эффективности инвестиций в хозяйственной деятельности. Исследование состояния промышленности региона подтверждает нерентабельность подавляющего большинства промышленных предприятий региона, что требует привлечения инвестиций. В качестве основного вектора развития экономики Республики Калмыкия предлагается создание промышленного кластера, основными приоритетами которого должны стать удовлетворение внутренних потребностей в промышленных товарах собственного производства, вытеснение продукции соседних регионов и выход на общероссийский рынок.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, факторы инвестиционной привлекательности, рейтинги инвестиционной привлекательности, промышленный кластер, кластерное развитие.
Введение
Утверждение, что инвестиционная привлекательность региона становится основным условием для экономического роста, в настоящее время не ставится под сомнение. Существует положительная зависимость между динамикой макроэкономических показателей региона и динамикой показателей инвестиционной деятельности.
Например, в 2000 г. всплеску инвестиционной активности способствовало улучшение финансового состояния российских компаний за счет роста производства не только в экспортно-ориентированных отраслях (при благоприятных внешних условиях торговли для основных товаров российского экспорта), но и в других отраслях промышленности в связи с выбором курсов для развития импортозамещающего производства.
Терминология исследуемой проблемы
Попробуем разобраться в основных определениях понятия «инвестиционная привлекательность». По мнению профессора Л. Г. Ахтариевой, «инвестиционная привлекательность региона -это интегральный показатель, который определяется по совокупности ее экономических и финансовых показателей, показателей государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития. Инвестиционная привлекательность определяет вектор движения физического, финансового, интеллектуального и человеческого капиталов в страну или за ее рубежи» [1].
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследование эффективности государственной поддержки бизнеса как фактора повышения инвестиционной привлекательности региона», проект № 14-12-08001.
Исследователи Е. В. Смирнова и М. Ю. Жуков предлагают следующее определение «... инвестиционная привлекательность - совокупность свойств объекта инвестирования, позволяющая инвестору в результате осуществления инвестиций в данный объект с наибольшей вероятностью и полнотой достичь своей цели» [2].
Таким образом, можно предложить следующую трактовку дефиниции «инвестиционная привлекательность». Под инвестиционной привлекательностью понимается совокупность факторов экономического, финансового, политического, законодательного характера, определяющих готовность инвестора осуществить инвестиции в данный объект.
При оценке составляющих инвестиционного климата в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов рейтинговое агентство «RAEX (Эксперт РА)» использует два самостоятельных показателя: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. При этом инвестиционный потенциал трактуется как количественная характеристика, которая учитывает насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион. А инвестиционный риск понимается как качественная величина, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуации, которая показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.
Рейтинги инвестиционной привлекательности
Привлекательность региона для инвестиций определяется в результате экспертной оценки существующего там инвестиционного климата.
В настоящее время наиболее доступным и популярным видом оценки инвестиционной привлекательности регионов являются различные рейтинги инвестиционной привлекательности. Этот инструмент может быть весьма информативным для потенциальных инвесторов.
Очевидно, что при оценке целесообразности инвестирования в экономику регионов Российской Федерации (РФ) потенциальные инвесторы уделяют основное внимание специфике ведения бизнеса в территориальных образованиях с учетом обширности территории РФ.
Необходимость предоставления инвесторам достоверной информации об инвестиционном климате в регионе обусловливает необходимость разработки инструментов оценки инвестиционной ситуации в регионах и их привлекательности для инвесторов.
Среди различных методик оценки инвестиционной привлекательности регионов наиболее распространенными являются следующие:
- методика «RAEX (Эксперт РА)»;
- методика журнала «Forbes».
Методика журнала «Forbes» основана на оценке шести групп показателей, характеризующих разные стороны экономической активности региона (табл. 1).
Каждый показатель оценивается по определенной шкале. Чем выше результат, который регион набирает по той или иной группе критериев, тем большее количество баллов он получает. При этом каждая группа критериев имеет различный вес при подсчете баллов. Наибольший вес в расчете итогового показателя отводится характеристикам делового климата, наименьший - характеристикам личного комфорта. Значимость групп показателей установлена по итогам опроса владельцев и топ-менеджеров компаний, имеющих разветвленную филиальную сеть в российских регионах.
Таблица 1
Параметры оценки инвестиционной привлекательности по методике журнала «Forbes»
Характеристики региона Оцениваемые показатели
Социальные характеристики Численность населения
Уровень образования
Количество зарегистрированных преступлений на душу населения
Покупательная способность населения Доходы населения
Стоимость жилой недвижимости
Распространенность сотовой связи
Деловой климат Уровень развития малого бизнеса
Терпимость властей к сторонним инвесторам
Устойчивость к кризису Динамика сборов налогов
Динамика цен на недвижимость
Ставки аренды площадей в торговых центрах
Динамика зарегистрированной безработицы
Инфраструктура Развитость удобного авиационного и автодорожного сообщения
Стоимость подключения к электросетям
Комфортность Наличие и класс гостиниц
Наличие федеральных сетей фастфуда
Время в пути до Москвы
Одной из наиболее популярных и широко используемых в России методик оценки инвестиционной привлекательности регионов является методика рейтингового агентства «ИЛБХ (Эксперт РА)», основанная на учете долгосрочных финансовых рисков. Следует отметить, что подобная система учета финансовых рисков применяется во многих методиках оценки инвестиционной привлекательности регионов. Регионы России характеризуются большим инвестиционным потенциалом и слабой степенью его использования, что и привлекает инвесторов, в то время как для развитых стран максимальное использование их потенциала является достаточным.
Методика оценки инвестиционного потенциала, разработанная «ИЛБХ (Эксперт РА)» (рис. 1), основана на оценке восьми видов инвестиционного потенциала: ресурсно-сырьевого; производственного; потребительского; инфраструктурного; инновационного; трудового; институционального; финансового. Указанные виды потенциала оцениваются по 7 видам риска, включая политический, экономический, социальный, криминальный, экологический, финансовый и законодательный.
В результате формируется интегральный уровень инвестиционного потенциала (относительно отклонения от среднероссийского уровня риска, принятого за единицу). По значению индекса инвестиционного потенциала (риска) определяется ранг региона по какому-либо потенциалу (риску). Оценка удельного веса вклада каждого показателя в совокупный потенциал (риск) определяется экспертным путем.
Рис. 1. Модель оценки инвестиционной привлекательности регионов «ЯЛБХ (Эксперт РА)» по [3]
Итоговая оценка инвестиционной привлекательности регионов представлена двумя показателями:
1) распределение регионов по значениям инвестиционного потенциала и риска;
2) рейтинг по каждому виду потенциала и риска и перечни «лучших» и «худших» регионов по индикативным показателям потенциала и риска.
Кроме того, ежегодно определяется величина среднероссийского уровня риска по каждому из указанных видов риска.
По данным «ИЛЕХ (Эксперт РА)» рейтинг инвестиционного потенциала Республики Калмыкия в 2014 г. характеризовался следующим образом: Калмыкия занимала 82 место среди 83 регионов РФ, при этом по инвестиционному риску ей было присвоено 79 место, что на три пункта ниже, чем в 2013 г. [4].
По составляющим инвестиционного риска Республика Калмыкия занимает практически последние места среди субъектов РФ - 82 место по социальному риску, 72 по экономическому, 79 по финансовому, 56 по криминальному, 50 по экологическому и 22 по управленческому. В рейтинге инвестиционного климата Калмыкия отнесена к регионам с незначительным потенциалом и высоким риском. Вышесказанное подтверждает, что с инвестиционной точки зрения регион находится в критическом положении, и следовательно существует настоятельная потребность в разработке новых решений по созданию благоприятного инвестиционного климата.
Факторы инвестиционной привлекательности
Для создания высококачественной инвестиционной стратегии страны и ее регионов необходимо повышать привлекательность территориальных образований для инвесторов, особенно в высокоразвитых инновационных отраслях промышленности. Анализ влияния региональных факторов на развитие и инвестиционную привлекательность региона может проводиться по следующим направлениям:
1. С точки зрения исторического развития территории, а также качества и интенсивности ее связей с соседними территориями. Например, связи, наработанные между регионами в рамках Южного федерального округа (ЮФО), намного прочнее и интенсивнее связей между регионами, входящими в Дальневосточный и Сибирский федеральные округа, что объясняется прежде всего более ранним освоением территории и компактным расположением регионов на Юге России. Данный феномен находит свое отражение в более высокой мобильности факторов производства и большей изменчивости инвестиционных проектов в ЮФО.
2. С точки зрения уровня развития и спецификации промышленности региона. Несмотря на то, что в настоящее время для нашей страны важны научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области нанотехнологий, большое значение до сих пор имеют и сельскохозяйственные предприятия. Анализ, проведенный Международной организацией кредиторов, показывает, что основными странами-инвесторами в России в 2012 г. были Германия, Нидерланды, Франция, Австрия и Великобритания, при этом более 55 % от общего объема инвестиций были направлены на развитие топливно-энергетической отрасли [5].
3. С точки зрения присутствия на территории особых экономических зон различных типов. Этот фактор оказывает очень большое влияние, особенно при реализации инновационных проектов.
4. С точки зрения перспектив развития территории, принимая во внимание приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития региона. В зависимости от приоритетов в государственной политике, больший положительный эффект получают территории, которые включены в планы по реализации национальных или региональных проектов. В качестве примера можно привести Краснодарский край, уровень инвестиционной привлекательности которого существенно повысился после 2007 г., т. е. после получения Россией права на проведение XXII зимних Олимпийских игр в 2014 г. Были предприняты меры по улучшению качества инвестиционного климата в регионе, направленные на значительное улучшение всех количественных показателей инвестиционного климата.
С учетом вышесказанного необходимо выделить некоторые основные (определяющие) конкретные показатели инвестиционного климата в субъектах РФ, улучшение которых даст максимальный положительный эффект. В качестве ключевых показателей может быть принят уровень рентабельности используемых ресурсов. Этот подход довольно прост, т. к. он отражает основную цель любого инвестора - прибыль и рентабельность инвестиций. В то же время этот подход не дает информации о взаимных интересах участников инвестиционного процесса; связи между инвестиционным климатом, уровнем инноваций и экономической стабильностью; при его использовании объективно игнорируется связь с другими факторами инвестиционного процесса и эффективностью использования других экономических факторов.
Как было упомянуто выше, основными компонентами инвестиционного климата являются инвестиционный потенциал (экономический и социальный потенциал) и инвестиционный риск, который оценивается с точки зрения вероятности потерь дохода инвестором. Такой подход к оценке инвестиционного климата преобладает при учете интересов стратегического инвестора.
Следует принимать во внимание оценку различных факторов, влияющих на инвестиционный климат. Эти факторы могут характеризовать экономический потенциал, общие условия хозяйствования, состояние рыночной среды в данной экономической системе, а также политическую, социальную, организационную, правовую и финансовую ситуации. Ключевыми особенностями этого подхода к оценке инвестиционного климата являются следующие:
- различие между понятиями инвестиционного и делового климата;
- отличие категорий инвестиционного риска и инвестиционного климата;
- связь инвестиционного климата с инвестициями в реальном секторе экономики,
- обоснование объективного характера инвестиционного климата, его независимости от воли отдельных инвесторов;
- сложность и многофакторный характер этого процесса;
- приоритет качественной однородности факторов при классификации регионов.
При многофакторном подходе к оценке инвестиционного климата экономических систем различного уровня суммарным показателем выступает сумма средневзвешенных оценок всех факторов. Естественно, сводный показатель оценки не может быть однозначной оценкой привлекательности конкретного региона для осуществления инвестиций. Поэтому, как правило, он дополняется информацией о состоянии других факторов, которые оказывают непосредственное влияние на состояние и динамику инвестиционного климата.
Кроме того, при проведении мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата конкретной территории, индивидуальные характеристики данного субъекта РФ также должны быть приняты во внимание с целью стимулирования инвестиций в регион. Необходимо учитывать такие территориальные факторы, как уровень развития предпринимательской среды и уровень экономической активности населения в регионе, анализировать специализацию и качество жизни. В противном случае проводимые мероприятия не только не будут способствовать достижению положительного эффекта, но и приведут к оттоку финансовых и человеческих ресурсов в другие регионы.
В зависимости от назначения можно выделить три типа инвестиций: реальные, финансовые и интеллектуальные.
Реальные инвестиции включают в себя инвестиции в материальные активы (строительство зданий, покупка оборудования, инвентаря и т. д.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, ноу-хау и т. д.).
К финансовым инвестициям относятся инвестиции в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и т. д.), специальные банковские депозиты и др.
Интеллектуальные инвестиции - это инвестиции в творческий потенциал общества и интеллектуальную собственность, вытекающие из авторского права и патентных прав.
По характеру участия в инвестициях различают прямые, косвенные и портфельные инвестиции.
В зависимости от того, какой тип инвестиционных ресурсов необходим для конкретной территории, а также принимая во внимание региональные особенности и приоритеты, как и приоритеты страны в целом, следует разрабатывать и реализовывать различные мероприятия и программы. Становление и развитие сильной промышленности и производственно-технических комплексов требует инвестиций в основной капитал и финансовых инвестиций, за счет которых будут наращиваться производственные мощности, при одновременном развитии наукоемких отраслей промышленности и инновационных производств.
Инвестиционное развитие Республики Калмыкия
В 2014 г. в Калмыкии была разработана и утверждена Инвестиционная стратегия Республики Калмыкия до 2025 года [6].
Согласно этому документу главной целью инвестиционного развития Калмыкии становится увеличение темпов инвестиционного роста экономики Республики Калмыкия на основе диверсификации ее структуры.
Указанная цель стратегии обусловливает необходимость решения следующих первоочередных задач:
- проведение институциональных преобразований, направленных на активизацию инновационной деятельности;
- структурная перестройка и модернизация экономики Республики Калмыкия.
Решение этих задач будет способствовать достижению устойчивых темпов экономического роста и повышению качества жизни населения по пяти базовым приоритетным направлениям инвестиционного развития региона:
1. Кластерное развитие.
2. Повышение инвестиционной привлекательности региона.
3. Создание организации, которая бы занималась стратегическим и инвестиционным развитием Республики Калмыкия.
4. Развитие многопрофильных систем взаимодействия и государственно-частного партнерства.
5. Брендирование Калмыкии.
Повышению инвестиционной привлекательности Республики Калмыкия может также способствовать активная работа по следующим направлениям - расширение спектра услуг, в первую очередь на основе развития малого бизнеса; улучшение отношений между органами власти, производителями и бюджетами разных уровней с привлечением инвестиций в основной капитал; и т. д. Республика располагает благоприятными условиями, которые позволяют ей повысить свою привлекательность в качестве территории, очень благоприятной для деловой активности [7].
С учетом кризисного состояния экономики республики и неустойчивости процессов стабилизации и начала фазы экономического подъема, приоритетными должны стать следующие меры:
- антикризисная политика и стабилизация действий по устранению налогового и финансового кризиса путем активизации инвестиционной деятельности;
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- институциональные и структурные преобразования в экономике;
- разрешение актуальных социальных проблем и т. д. [8].
По мнению экспертов, необходимо выделить два направления деятельности региональных органов власти в рамках инвестиционного развития региона - привлечение инвестиций в регион и создание комплексных регуляторных мер, направленных на максимизацию эффективности инвестиций в хозяйственной деятельности [9].
Приведенные выше данные свидетельствуют о насущности проблемы активизации деятельности органов государственной власти в регионе, основанной на комплексном использовании всех имеющихся ресурсов с целью создания благоприятных условий для бизнеса и роста инвестиционной активности. Необходимо найти адекватное решение задач по восстановлению экономики и использованию механизмов для формирования благоприятного делового и инвестиционного климата.
Следует отметить, что в решении проблемы повышения инвестиционной активности главная роль принадлежит не инвестиционному потенциалу региона, а инвестиционному климату.
Состояние промышленности региона
В последние два десятилетия экономика Республики Калмыкия представляет собой яркий пример деиндустриализации, ставшей следствием трансформационного спада и последующей затяжной стагнации. Например, по сравнению с 1990 г. добыча нефти и газа снизилась более чем на 60 %; производство хлеба и хлебобулочных изделий - более чем на 80 %; трикотажных изделий - более чем на 97 %; производство изделий из бетона сократилось до 4,3 %, а кирпича -до 5,3 % к уровню 1990 г. и т. д. В то же время происходит снижение «качества» промышленного сектора республики: за счет снижения вклада легкой промышленности, пищевой промышленности, машиностроения, производства строительных материалов и т. д. увеличилась доля топливной промышленности и электроэнергетической отрасли. Современная структура промышленного производства Калмыкии выглядит следующим образом: 43 % выпуска приходится на отрасли, производящие и распределяющие электроэнергию, газ и воду; 34 % - на добычу полезных ископаемых, главным образом топливных и энергетических природных ресурсов; 23 % -на продукцию перерабатывающей промышленности, среди которой наибольший вес имеют
производство нефтепродуктов, пищевых продуктов, издательская и полиграфическая деятельность и производство неметаллических минеральных продуктов (сборных железобетонных изделий и конструкций, строительных материалов и неметаллических стеновых блоков) (рис. 2).
2500
2000 - -
ю 1500
1000
500 --
119,4
140,0
-- 120,0
-- 100,0
-- 60,0
40,0
-- 20,0
0 I1 'I1 'I' 'I1 1 'I' 'I' 1 'I' 1 0,0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Годы
■ Объем отгруженной продукции 15 сфере дибычи полезных ископ аемых
Объем отгруженной продукции в сфере обрабатывающих производств
Объем отгруженной продукции □в сферах проиеводства и распределения электроэнергии, газа и воды
Индекс производства по виду деятельности —«Добыча полезных ископаемых» в % к предыщущему году
_ Индекс производств а по виду деятельности «О0ра0атаIваюIцие производства» в % к предыдущему году
Индекс производства по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в % к предадущему году
Рис. 2. Динамика промышленного производства в Республике Калмыкия в 2005 - 2011 гг., млн руб.
К основным проблемам развития промышленного сектора относятся (рис.3):
- кризис нефтяной промышленности, обусловленный естественным старением и ухудшением технического состояния скважин; истощением разрабатываемых месторождений на 80-90 %; недостаточным уровнем инвестиций в разведку и разработку новых месторождений; недостаточным уровнем внедрения передовых технологий по улучшению потенциала скважин; увеличением транспортных тарифов и уменьшением привлекательности экспорта нефти по железной дороге [10];
- критическая ситуация в обрабатывающем секторе, обусловленная отсутствием оборотных средств; узостью рынков сбыта, небольшими размерами операций (что не позволяет использовать эффект масштаба производства), устаревшими технологиями и значительным износом основных фондов;
- снижение потребления электроэнергии в связи с прекращением функционирования ряда промышленных предприятий и оттоком населения.
600,0 500,0 400,0 ' 300,0 200,0 100,0 0,0
м
1Н11Н
■ Добыгча полезный ископаемые
□ Обрабатывающие производства
□ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды!
2005
2006
2007
2008 2009 Годы
2010 2011
Рис. 3. Объем инвестиций в основной капитал в промышленном секторе в 2005-2011 гг., млн руб.
0
Амортизация основных фондов в промышленности региона на конец 2011 г. составила 27,6 % в добывающих отраслях, 48,3 % - в переработке, 35,1 % - в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Рост стоимости основных фондов в промышленности в 2010-2011 гг. составил 5-10 % в год, главным образом, из-за повышения инвестиционной активности предприятий электроэнергетического сектора.
Большинство предприятий в сферах производства и распределения электроэнергии, газа и воды работает в убыток (87,5 %). В добывающих и перерабатывающих отраслях являются убыточными более трети предприятий. Следует отметить, что в последних сферах деятельности финансовое положение предприятий значительно улучшилось по сравнению с 2008-2009 гг., когда убыточными были 75 % компаний. Средний уровень рентабельности обрабатывающей промышленности имеет положительное значение [11].
Тем не менее, в целом финансовые показатели промышленных предприятий не позволяют с полной определенностью оценить перспективы наращивания их производственного потенциала.
Подавляющее большинство инвестиций в обрабатывающую промышленность Республики Калмыкия направлены на производство продуктов питания. В 2011 г. на долю пищевой промышленности пришлось 99 % инвестиций, в то время как объем инвестиций в промышленный комплекс региона в целом составил лишь 6,8 % от общего объема инвестиций в экономику Калмыкии.
Создание промышленного кластера
Перспективным направлением повышения инвестиционной привлекательности Республики Калмыкия является создание промышленного кластера. Этот кластер может включать, в том числе, предприятия по производству строительных материалов, солнечной и ветровой энергии. Сочетание организационного и экономического потенциала основных отраслей промышленности и строительства образует промышленный кластер Республики Калмыкия, предполагающий системное и целенаправленное взаимодействие базовых и обеспечивающих секторов, которые составляют структуру кластера.
Основными приоритетами промышленного кластера должны стать удовлетворение внутренних потребностей в промышленных товарах собственного производства; повышение конкурентоспособности собственной продукции по отношению к товарам из соседних регионов; выход на общероссийский рынок. Меры государственного воздействия, направленные на достижение этих целей, должны включать [5]:
- содействие техническому перевооружению действующих объектов и усиление конкуренции в промышленном производстве;
- создание привлекательных условий для привлечения инвестиций путем частичного финансирования за счет государственных бюджетов (федерального, республиканского и муниципального);
- геологоразведочные исследования запасов полезных ископаемых на территории республики.
Выводы
Промышленный кластер позволяет добиться синергетического эффекта и сформировать высокий конкурентный потенциал, превышающий сумму потенциалов отдельных предприятий, входящих в его состав. Это приращение потенциала станет результатом долгосрочного сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров, сочетания кооперации и конкуренции, что позволит улучшить инвестиционную привлекательность промышленности Республики Калмыкия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахтариева Л. Г. Современные подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов / Л. Г. Ахтариева // Вестник Уфим. гос. ун-та экономики и сервиса. Наука. Образование. Экономика. Сер.: Экономика. 2014. № 1 (7). С. 233-238.
2. Смирнова Е. В. Методика оценки инвестиционной привлекательности региона / Е. В.Смирнова, М. Ю. Жуков // Вестн. Сибир. гос. аэрокосмич. ун-та. 2010. № 2(28) С. 146 - 150.
3. Александрова И. И. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов / И. И Александрова // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2015. Т. 6, № 1. С. 78-84.
4. Рейтинговое агентство «RAEX (Эксперт РА)» / URL: http://raexpert.ru/printtable/?path=/region_climat/ 2014/tab02 (дата обращения: 15.06.2015).
5. World Organization of Creditors / URL: http://woc-org.com/ (дата обращения: 25.05.2015).
6. Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Калмыкия до 2025 года: Указ Главы Республики Калмыкия от 27.03.2014 № 37 // ИЯЬ: Ь^://аБгееют.гиЛМех.рЬр?1ё=179419 (дата обращения: 26.12.2015).
7. Кутаев Ш. К. Активизация инвестиционной деятельности как детерминанта социально-экономического развития региона / Ш. К. Кутаев // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития: материалы Второго межд. форума (Москва, 12-13 ноября 2013 г.). М.: ИПР РАН, 2013. С. 665-671.
8. Кутаева Р. А. Направления развития промышленности региона / Р. А. Кутаева // Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. 2012. № 3. ИЯЬ: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/kutaeva.pdf (дата обращения: 27.05.2015).
9. Погосов Д. К. Классификация региональных социально-экономических систем по инвестиционной привлекательности / Погосов Д. К., Диденко З. Г. // Апробация. 2014. № 10. С. 142-144.
10. Программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2005-2012 гг.
11. Мантаева Э. И., Голденова В. С. К вопросу о формировании социальной ответственности бизнеса в российской экономике // Э. И. Мантаева, В. С. Голденова / Вестн. Калмыц. ун-та. 2012. № 2 (14). С. 128 - 133.
Статья поступила в редакцию 07.07.2015, в окончательном варианте - 17.07.2015
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Мантаева Эльза Ивановна — Россия, 358000, Элиста; Калмыцкий государственный университет; д-р экон. наук; проректор по экономике и инновациям; профессор Факультета управления и права; [email protected].
Голденова Виктория Сергеевна - Россия, 358000, Элиста; Калмыцкий государственный университет; канд. экон. наук, доцент Факультета управления и права; дойе[email protected].
Пахомкин Санал Сергеевич - Россия, 358000, Элиста; Калмыцкий государственный университет; аспирант Факультета управления и права; [email protected].
E. I. Mantaeva, V. S. Goldenova, S. S. Pakhomkin
INDUSTRIAL CLUSTER AS A FACTOR OF INCREASE OF INVESTMENT APPEAL OF THE REGION (ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA)
Abstract. The paper analyzes the term "investment attractiveness of the region" and presents the own interpretation of this concept, according to which the investment attractiveness is the sum of the factors of economic, financial, political and legislative measures that determine the willingness of the investor to invest in this object. The paper considers the main methods of evaluation of investment attractiveness of the region, determines the place of the Republic of Kalmykia in the rating of investment attractiveness of the Russian regions. The factors influencing the formation of the investment attractiveness of the region, including the economic capacity, general economic conditions, the condition of the market environment in this economic system, as well as political, social, legal and financial situations are revealed. Based on the analysis of the investment development of the Republic of Kalmykia, the conclusion on the necessary to distinguish two directions of the activity of the regional authorities within the framework of the investment development of the region - the attraction of the investment to the region and the establishment of the comprehensive regulatory measures aimed at maximizing the efficiency of investment in the economic activity is made. The state of the regional industry showed that the vast majority of enterprises are unprofitable and require investments. As the main vector of the development of economy of the Republic of Kalmykia it is proposed to create an industrial cluster, the top priority for the functioning of which should be the desire to satisfy domestic demand for industrial goods of the own production, the displacement of the products of the adjacent regions and entering the Russian market.
Key words: investment attractiveness of the region, factors of investment attractiveness, ratings of investment attractiveness, industrial cluster, cluster development.
ISSN 2073-5537. BecTHUK ATTY. Cep.: 3KOHOMUKa. 2015. № 4
REFERENCES
1. Akhtarieva L. G. Sovremennye podkhody k otsenke investitsionnoi privlekatel'nosti regionov [Modern approaches to evaluation of the investment attractiveness of the regions]. Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo univer-siteta ekonomiki i servisa. Nauka. Obrazovanie. Ekonomika. Seriia: Ekonomika, 2014, no. 1 (7), pp. 233-238.
2. Smirnova E. V., Zhukov M. Iu. Metodika otsenki investitsionnoi privlekatel'nosti regiona [The methods of evaluation of the investment attractiveness of the region]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokos-micheskogo universiteta, 2010, no. 2(28), pp. 146-150.
3. Aleksandrova I. I. Sravnitel'nyi analiz podkhodov k otsenke investitsionnoi privlekatel'nosti regionov [Comparative analysis of the approaches to evaluation of the investment attractiveness of the regions]. Interekspo Geo-Sibir', 2015, vol. 6, no 1. P. 78-84.
4. Reitingovoe agentstvo «RAEX (Ekspert RA)» [Rating agency "RAEX (Expert RA)"]. Available at: http://raexpert.ru/printtable/?path=/region_climat/2014/tab02 (accessed: 15.06.2015).
5. World Organization of Creditors. Available at: http://woc-org.com/ (accessed: 25.05.2015).
6. Ob utverzhdenii Investitsionnoi strategii Respubliki Kalmykiia do 2025 goda [On adoption of the Investment strategy of the Republic of Kalmykia till 2025]. Ukaz Glavy Respubliki Kalmykiia ot 27.03.2014 № 37. Available at: http://allregionz.ru/index.php?id=179419 (accessed: 26.12.2015).
7. Kutaev Sh. K. Aktivizatsiia investitsionnoi deiatel'nosti kak determinanta sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia regiona [Activation of investment activity as a determinant of social and economic development of the region]. Rossiia v XXI veke: global'nye vyzovy i perspektivy razvitiia: materialy Vtorogo mezhdunarodnogo fo-ruma. Moscow, IPR RAN, 2013. P. 665-671.
8. Kutaeva R. A. Napravleniia razvitiia promyshlennosti regiona [Directions of the development of the regional industry]. Sovremennye issledovaniia sotsial'nykh problem. Elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2012, no. 3. Available at: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012Z3/kutaeva.pdf (accessed: 27.05.2015).
9. Pogosov D. K., Didenko Z. G. Klassifikatsiia regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem po inves-titsionnoi privlekatel'nosti [Classification of the regional social and economic systems of investment attractiveness]. Aprobatsiia, 2014, no. 10, pp. 142-144.
10. Programma sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Respubliki Kalmykiia na 2005-2012 gg. [Program of the social and economic development of the Republic of Kalmykia for 2005-2012].
11. Mantaeva E. I., Goldenova V. S. K voprosu o formirovanii sotsial'noi otvetstvennosti biznesa v ros-siiskoi ekonomike [To the question of formation of the social responsibility of the business in the Russian economy]. Vestnik Kalmytskogo universiteta, 2012, no. 2 (14), pp. 128 - 133.
The article submitted to the editors 07.07.2015, in the final version - 17.07.2015
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Mantaeva Elza Ivanovna - Russia, 358000, Elista; Kalmyk State University; Doctor of Economics; Vice-rector for Economy and Innovation, Professor of the Department "Management and Law"; [email protected]
Goldenova Victoria Sergeevna - Russia, 358000, Elista; Kalmyk State University; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department "Management and Law"; [email protected].
Pakhomkin Sanal Sergeevich - Russia, 358000, Elista; Kalmyk State University; Postgraduate Student of the Department "Management and Law"; pahomkin-ss @yandex.ru.