Б01: 10.15593/2224-9354/2018.4.25 УДК 332.14 (470.53)
Н.В. Сорокина, Е.С. Глушкова ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Проведен анализ инвестиционной привлекательности Пермского края, рассмотрены сильные и слабые стороны Пермского края для привлечения инвестиций. Для инвесторов при выборе региона для вложения своих средств главными критериями является инвестиционный потенциал, а также уровень инвестиционного риска, что в совокупности составляет инвестиционную привлекательность региона. В данном исследовании проанализированы результаты инвестиционной стратегии Пермского края до 2017 года, приведен перечень проектов Пермского края, включая проекты, находящиеся на стадии поиска инвесторов. Приток капитала способствует экономическому подъему и, как следствие, социально-экономическому развитию, повышению качества жизни как для государства в целом, так и на уровне регионов. В работе охарактеризованы цели региональной инвестиционной политики Пермского края и рассмотрены возможности поиска внутренних источников инвестирования. На основе проведенного анализа определены несколько серьезных факторов, сдерживающих более успешное развитие инвестиционной привлекательности в Пермском крае; выделены конкурентные преимущества Пермского края; дана характеристика действующим мерам государственной поддержки инвестиционных проектов в Пермском крае для повышения уровня инвестиционной привлекательности региона.
В работе рассматривается утвержденная инвестиционная стратегия Пермского края. По результатам инвестиционного рейтинга регионов России сделаны определенные выводы. На основе анализа статистических данных доказана положительная тенденция и значительное улучшение развития Пермского края.
Определены основные направления по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований Пермского края. На основе проведенного в статье исследования можно сделать вывод, что в настоящее время в Пермском крае необходимо разработать эффективные экономические мероприятия для минимизации значений факторов, тормозящих экономическое развитие, усовершенствовать нормативно-правовую базу, создать дополнительные меры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный риск, инвестиционная привлекательность, инвестиционная стратегия, источник финансирования, налоговая ставка, проект, регион, сельские территории, экономика, экспорт, эффективность.
В наше время в условиях рыночных отношений экономика на уровне регионов играет значительную роль. Инвестиции являются основой развития региона. Инвестиционная привлекательность определяется объемами и темпами роста инвестиций в основной капитал региона. Приток капитала способствует экономическому подъему и, как следствие, социально-экономическому развитию, повышению качества жизни как для государства в целом, так и на уровне регионов [1-9].
© Сорокина Н.В., Глушкова Е.С., 2018
Сорокина Наталья Владимировна - канд. ист. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук факультета профессионального образования Лысьвенского филиала ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: n_v_sorokina_nv@mail.ru.
Глушкова Елена Сергеевна - студентка направления подготовки государственное и муниципальное управление факультета профессионального образования Лысьвенского филиала ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: elena.glushkova2012@mail.ru.
303
Для инвесторов при выборе региона для вложения своих средств главными критериями является инвестиционный потенциал, а также уровень инвестиционного риска, что в совокупности составляет инвестиционную привлекательность региона. Активность инвестиционной деятельности напрямую зависит от уровня инвестиционной привлекательности [10-12].
Цель работы - изучение сильных и слабых сторон Пермского края для привлечения инвестиций, а также анализ инвестиционной стратегии Пермского края.
Инвестиционная привлекательность Пермского края. Целью любой региональной инвестиционной политики является привлечение большего количества инвестиций для развития своей территории, что подразумевает создание благоприятных условий для инвестирования, а также поиск и стимулирование внутренних ресурсов. В данном случае мы говорим не только о повышении инвестиционной привлекательности для инвесторов извне, но и рассматриваем возможности поиска внутренних источников инвестирования.
Пермский край был образован 1 декабря 2005 года по результатам референдума, проведенного 7 декабря 2003 года, путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
Пермский край имеет достаточно развитую экономику. Это связано с хорошими темпами развития промышленности на его территории: топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика. Край занимает 14-е место в России по объему произведенной промышленной продукции. Значительная часть промышленного сектора ориентирована на экспорт: метанол и продукты его переработки, аммиак и азотные удобрения, уникальные хладоны и фторополимеры, флоку-лянты и активные угли. Немаловажен и тот фактор, что структура промышленного сектора постоянно расширяется и осваиваются новые виды производств с целью повышения эффективности производства [13, с. 7-11].
Как показывают результаты анализа развития экономики Пермского края, есть несколько серьезных факторов, сдерживающих более успешное развитие инвестиционной привлекательности. К ним относятся [14]:
1. Несовершенство региональной нормативной правовой базы в части мер поддержки инвестиционной деятельности.
2. Наличие административных барьеров.
3. Недостаточное количество инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктурой.
4. Неэффективная система продвижения на российском и международном уровнях Пермского края.
5. Недостаток специалистов по вопросам привлечения инвестиций и продвижения инвестиционных проектов.
Конечно, данные проблемы не решить быстро, но поэтапная целенаправленная работа может снизить влияние отрицательных факторов на разви-
304
тие экономики Пермского края, тем самым повысить инвестиционную привлекательность региона.
Проведя анализ сильных и слабых сторон Пермского края, можно выделить ряд конкурентных преимуществ региона [14], в том числе:
1. Богатство лесных, водных и гидроэнергетических ресурсов.
2. Высокая обеспеченность и доступность энергетических ресурсов.
3. Высокий потенциал потребительского рынка.
4. Наличие представителей ведущих отраслевых международных компаний.
5. Нацеленность руководства Пермского края на повышение инвестиционной привлекательности региона.
6. Наличие высокого научно-технологического потенциала и системы подготовки квалифицированных кадров и др.
Для повышения уровня инвестиционной привлекательности региона действует ряд мер государственной поддержки инвестиционных проектов [15].
1. Административное сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Соглашения об административном сопровождении инвестиционных проектов заключается с проектами, прошедшими установленный отбор, получившими статус «приоритетный инвестиционный проект» на Совете по улучшению инвестиционного климата в Пермском крае.
2. Подбор инвестиционной площадки и предоставление земельных участков без торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов. Подбор площадки для реализации проектов в соответствии с запросом инвестора.
База данных инвестиционных площадок, подготовленных для размещения производственных, социальных объектов, постоянно обновляется и содержит более 130 объектов по всем муниципальным образованиям Пермского края.
3. Предоставление земельных участков без проведения торгов для масштабных инвестиционных проектов и проектов в сфере государственно-частного партнерства по льготной арендной ставке (1 руб. за гектар).
4. Налоговые льготы. Дифференцированные налоговые ставки по налогу на имущество: 0,6 % - в течение первого года с момента ввода в эксплуатацию основных средств; 1,1 % - в течение второго и третьего годов эксплуатации основных средств. Существует возможность снижения налоговой ставки до 13,5 % посредством заключения специального инвестиционного контракта.
5. Заключение специального инвестиционного контракта. Право на применение налоговой ставки в размере 0 % предоставляется налогоплательщикам на срок, соответствующий сроку действия специального инвестиционного контракта, начиная с налогового периода, в течение которого заключен специальный инвестиционный контракт. Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Пермского края, для налогоплательщиков устанавливается в размере 13,5 %.
305
6. Основные механизмы господдержки федерального и регионального уровня в сфере развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий.
7. Возможности территории опережающего социально-экономического развития «Чусовой».
8. Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Механизмы защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности.
Инвестиционная стратегия Пермского края. В 2016 году согласно результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Пермский край показал себя как регион с положительной динамикой, что подтверждает его переход из четвертой группы регионов во вторую - «Регионы с комфортными условиями для бизнеса».
Одним из основных факторов такого подъема является внедрение и реализация Инвестиционной стратегии Пермского края на период до 2017 года [14], а также принятие Законодательным собранием Пермского края 6 декабря 2012 года Программы социально-экономического развития Пермского края на 2016-2020 годы.
«Цель программы - обеспечение комплексного и сбалансированного развития Пермского края, повышение его конкурентоспособности, рост качества жизни населения, улучшение демографической ситуации, перевод экономики на инновационный путь развития» [16].
Как указано в Программе основными направлениями развития являются:
1. Социальная политика.
2. Общественная безопасность.
3. Экономическая политика.
4. Природопользование и инфраструктура.
5. Управление земельными ресурсами и имуществом.
6. Территориальное развитие.
7. Развитие информационных и телекоммуникационных систем и ресурсов Пермского края.
8. Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пермского края и гражданского общества [16].
О целесообразности Стратегии Пермского края и ее успешной реализации говорят результаты инвестиционного рейтинга регионов России, согласно которому в 2016 году Пермский край занял 30-е место. Это на 26 позиций выше, чем результат прошлого года. Таким образом, Пермский край был назван лидирующим регионом по динамике развития. Оценивалось 4 направления: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства» [17, с. 12]. В 2017 году Пермский край подтвердил свое положение в категории ГС4 «средней инвестиционной привлекательности - 1 уровень» [18].
По оценке рейтингового агентства RAEX «Эксперт РА», Пермскому краю присвоен индекс потенциала 2В - «Средний потенциал - умеренный
306
риск». По инвестиционному риску в 2016 году Пермский край занял 57-е место, а по инвестиционному потенциалу - 14-е место из 85 регионов [19].
Конечно, это не показатель идеального курса и его безошибочности. Необходимо вносить корректировки, исходя из реалий.
«Основные направления по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований Пермского края:
1. Внедрение стандарта деятельности органов местного самоуправления Пермского края по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
2. Участие муниципальных образований Пермского края в проектах АНО «АСИ».
3. Участие Пермского края в Национальном рейтинге.
4. Внедрение «Целевых моделей».
5. Развитие муниципально-частного партнерства в Пермском крае.
6. Повышение квалификации сотрудников органов местного самоуправления» [17, с. 2].
Как мы видим, в Пермском крае ведется активная работа по улучшению экономической обстановки с целью создания комфортных условий для вовлечения инвесторов в развитие региона, а также повышение надежности и эффективности инвестиций.
В 2017 году на территории Пермского края завершилось строительство нового пассажирского терминала международного аэропорта «Пермь». Это увеличило пропускную способность на 2 млн пассажиров в год. Источниками финансирования данного проекта являлись: Акционерный займ, предоставленный инвестором ООО «Новая Колхида» - 1500 млн руб.; кредитные средства - 829 млн руб.; собственные средства АО «Международный аэропорт Пермь» - 1145 млн руб.
На данные момент на территории Пермского края реализуется более 20 проектов. Приведем несколько примеров:
1. Модернизация существующего производства лесопиления и строительство новых объектов для переработки древесины и отходов лесопиления. Данный проект является приоритетным и реализуется в Александровском муниципальном районе, поселок Яйва. Инициатор проекта - ООО «УРАЛЛЕС». Объем инвестиций - 355.00 млн руб. Срок окончания реализации - 2019 год.
2. Строительство завода по производству изделий и компонентов методом фасонного прецизионного литья титановых сплавов с последующей механической обработкой. Это совершенно новое инновационное производство, которое не имеет аналогов в Российской Федерации. Он позволит заменить импорт товаров, произведенных внутри страны, и создать большое количество новых рабочих мест. Инициатором проекта выступает ООО «МК ТИТАЛИТ». Объем инвестиций - 7,400.00 млн руб. Сроки реализации - 2017-2030 годы.
3. Разведка и добыча россыпного золота на Саменской россыпи. Плановая производительность 160 кг золота в год. Инициатор проекта - ООО «Вега». Объем инвестиций - 164.10 млн руб. Сроки реализации - 2013-2033 годы.
307
4. Комплексный проект по созданию промышленного производства «Усольский калийный комбинат» и освоению производства промышленной продукции (калий хлористый) и по организации и практической реализации мероприятий по строительству жилого микрорайона, обеспеченного необходимыми объектами социально-экономической инфраструктуры в целях организации нормальной жизнедеятельности населения г. Березники Пермского края. Цель проекта - создание современного предприятия по выпуску калия хлористого. Инициатор проекта - ООО «ЕвроХим - Усольский комбинат». Объем инвестиций - 115,421.88 млн руб. Сроки реализации - 2016-2025 годы.
5. Развитие овцеводства. Создание семейной овцеводческой экофермы. Данный проект нацелен на развитие племенной романовской породы овец, а также создание полного цикла переработки, производства и реализации мясных полуфабрикатов из баранины и говядины. Это позволит создать рабочие места. Инициатор проекта - ООО «Ноев Ковчег». Объем инвестиций -2,500.00 млн руб. Срок окончания реализации - 2018 год [20].
На стадии поиска инвесторов находятся 6 проектов, большинство из них затрагивают социальную сферу и нацелены на строительство больниц скорой медицинской помощи в городе Перми. Инициатором выступает Министерство здравоохранения Пермского края. Срок окончания реализации - 2020 год [20].
Выводы. Проведенный анализ инвестиционной привлекательности Пермского края свидетельствует о необходимости инвестиций и поиска эффективных путей их привлечения в регион, акцентируя внимание на развитие экономики Пермского края в условиях достаточно жесткой конкуренции в борьбе за привлечение инвесторов.
В Пермском крае, как показывают данные рейтингов, достаточно успешно реализуется Инвестиционная стратегия. Также принят закон о сохранении льготной ставки по налогу для инвесторов, Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанный Агентством стратегических инициатив. Это дает право считать, что инвестиционный климат в Пермском крае улучшается.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что в настоящее время в Пермском крае необходимо разработать эффективные экономические мероприятия для минимизации значений факторов, тормозящих экономическое развитие, усовершенствовать нормативно-правовую базу, создать дополнительные меры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Список литературы
1. Сорокина Н.В., Дмитриев Н.В. Стратегическое управление: теория и практика // Современные тенденции инновационного, экономического и правового развития общества: сб. материалов науч.-практ. конф. - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. - С. 82-89.
308
2. Дроздова Ю.А. Инвестиционная привлекательность как фактор экономического роста в регионах // Теория и практика современной науки: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. - М.: Институт стратегических исследований, 2015.- С. 113-119.
3. Положенцева Ю.С. Дифференциация регионов по уровню инвестиционной привлекательности экономики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2017. - № 2 (20). - С. 142-149.
4. Мусиенко С.А., Мусиенко А.А. О территориальных кластерах и иных механизмах повышения инвестиционной привлекательности регионов // Новая наука: стратегии и векторы развития. - М., 2017. - С. 120-123.
5. Мельник Т.Е., Ломакин Д.Е. Экономико-математические методы оценки инвестиционной привлекательности регионов // В мире науки и инноваций: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.: в 5 ч. - Казань, 2017. - Ч. 1. - С. 204-205.
6. Воронова П.А., Емельянова И.А., Щепина И.Н. Сравнительный анализ рейтингов инвестиционной привлекательности регионов России // Экономическое прогнозирование: модели и методы: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2016. - С. 60-65.
7. Буторина О.В. Анализ структурных изменений в экономике региона // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2016. - № 4. - С. 194-208.
8. Буторина О.В., Шишкина И.В. Инвестиционная привлекательность компании: сущность, сопоставление методик оценки // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 2. - С. 206-221.
9. Гагошидзе Т.Д., Коваженков М.А. Влияние институциональных факторов на инвестиционную привлекательность территории // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. - М., 2015. - С. 95-99.
10. Кензина Ц.З. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность региона // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 11-1 (64-1). -С. 302-304.
11. Лосева И.Н., Киянова Л.Д. Инвестиционная привлекательность России в современных условиях // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 138-140.
12. Рыбкина Е.А. Инвестиционная привлекательность проекта: сущность и подходы к оценке // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. -2016. - № 3. - С. 271-283.
13. Путеводитель инвестора. Пермский край / PwC; М-во экон. развития Перм. края. - Пермь, 2015. - 44 с.
14. Об утверждении Инвестиционной стратегии Пермского края на период до 2017 года; Инвестиционная стратегия Пермского края на период до 2017 года
309
[Электронный ресурс]: постановление правительства Пермского края от 15.12.2014 № 1458-п. - URL: http://permkrai.info/ (дата обращения: 5.12.2017).
15. Инвестиционный портал Пермского края. Меры государственной поддержки инвестиционных проектов [Электронный ресурс]. - URL: http://econo-my.permkrai.ru/investors/mery-podderzhki-investorov/ (дата обращения: 5.12.2017).
16. О программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы [Электронный ресурс]: закон Пермского края от 20.12.2012 № 140-ПК. - URL: http://docs.cntd.ru/document/911539752 (дата обращения: 5.12.2017).
17. Об основных направлениях деятельности Правительства Пермского края по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований [Электронный ресурс]: докл. / Агентство по инвестициям и внешнеэкономическим связям Пермского края. - 2017. - URL: http://msu.zsperm.ru/s6/ meropriyatiya/2017_investprivlekatelnostpdf (дата обращения: 5.12.2017).
18. Итоги V ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России. 2017 [Электронный ресурс] / Национальное рейтинговое агентство. - URL: http://www.ra-nationaLru/ru/ratings/provinces?type=rating (дата обращения: 25.01.2018).
19. Астахова А., Жердев Ф., Кабалинский Д. Инвестиционная привлекательность регионов - 2016: области повышенного риска // RAEX. Эксперт РА. - 2016. - С. 16-25.
20. Реестр инвестиционных проектов Пермского края по состоянию на 19 января 2018 года [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.permkrai.ru/ (дата обращения: 19.01.2018).
References
1. Sorokina N.V., Dmitriev N.V. Strategicheskoe upravlenie: teoriia i praktika [Strategic management: Theory and practice]. Sovremennye tendentsii innovatsionnogo, ekonomicheskogo i pravovogo razvitiia obshchestva. Conference proceedings. Volgograd, Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo, 2012, pp. 82-89.
2. Drozdova Iu.A. Investitsionnaia privlekatel'nost' kak faktor ekonomicheskogo rosta v regionakh [Investment attractiveness as a factor of economic growth in the regions]. Teoriia i praktika sovremennoi nauki. Conference proceedings. Moscow, Russian Institute for Strategic Studies, 2015, pp. 113-119.
3. Polozhentseva Iu.S. Differentsiatsiia regionov po urovniu investitsionnoi privlekatel'nosti ekonomiki [Differentiation of regions in terms of investment attractiveness of the economy]. Innovatsionnaia ekonomika: perspektivy razvitiia i sovershenstvovaniia, 2017, no. 2(20), pp. 142-149.
4. Musienko S.A., Musienko A.A. O territorial'nykh klasterakh i inykh mekhanizmakh povysheniia investitsionnoi privlekatel'nosti regionov [On territori-
310
al clusters and other mechanisms to increase the investment attractiveness of regions]. Novaia nauka: strategii i vektory razvitiia. Moscow, 2017, pp. 120-123.
5. Mel'nik T.E., Lomakin D.E. Ekonomiko-matematicheskie metody otsenki investitsionnoi privlekatel'nosti regionov [Economic and mathematical methods for assessing the investment attractiveness of regions]. V mire nauki i innovatsii. Conference proceedings. Kazan, 2017, part 1, pp. 204-205.
6. Voronova P.A., Emel'ianova I.A., Shchepina I.N. Sravnitel'nyi analiz reitingov investitsionnoi privlekatel'nosti regionov Rossii [Comparative analysis of ratings of investment attractiveness of Russian regions]. Ekonomicheskoe prognozirovanie: modeli i metody. Conference Proceedings. Moscow, 2016, pp. 60-65.
7. Butorina O.V. Analiz strukturnykh izmenenii v ekonomike regiona [On structural changes analysis in the economy of the region]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2016, no. 4, pp. 194-208.
8. Butorina O.V., Shishkina I.V. Investitsionnaia privlekatel'nost' kompanii: sushchnost', sopostavlenie metodik otsenki [The company's investment attractiveness: Essence and comparison of assessment methods]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no. 2, pp. 206-221.
9. Gagoshidze T.D., Kovazhenkov M.A. Vliianie institutsional'nykh faktorov na investitsionnuiu privlekatel'nost' territorii [Influence of institutional factors on investment attractiveness of the territory]. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia obshchestva: upravlencheskie, pravovye, khoziaistvennye aspekty. Moscow, 2015, pp.95-99.
10. Kenzina Ts.Z. Faktory, vliiaiushchie na investitsionnuiu privlekatel'nost' regiona [The factors influencing investment attractiveness of the region]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2015, no. 11-1(64-1), pp. 302-304.
11. Loseva I.N., Kiianova L.D. Investitsionnaia privlekatel'nost' Rossii v sovremennykh usloviiakh [Investment attractiveness of Russia in the modern conditions]. Intellektual'nye resursy- regional'nomu razvitiiu, 2016, vol. 1, no. 1, pp. 138-140.
12. Rybkina E.A. Investitsionnaia privlekatel'nost' proekta: sushchnost' i podkhody k otsenke [The project's investment attractiveness: Essence and assessment approaches]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2016, no. 3, pp. 271-283.
13. Putevoditel' investora. Permskii krai [Investment guide. Perm Krai]. Perm, Ministry of Economic Development, 2015, 44 p.
14. Ob utverzhdenii Investitsionnoi strategii Permskogo kraia na period do 2017 goda; Investitsionnaia strategiia Permskogo kraia na period do 2017 goda [On the adoption of the Investment strategy of Perm Krai until 2017 and the Investment strategy of Perm Krai until 2017]. Perm krai Government Regulation of 15.12.2014 no. 1458-p, available at: http://permkrai.info/ (accessed 05 December 2017).
15. Investitsionnyi portal Permskogo kraia. Mery gosudarstvennoi podderzhki investitsionnykh proektov [Investment portal of Perm Krai. Measures of the state sup-
311
port of investment projects], available at: http://econo-my.permkrai.ru/investors/mery-podderzhki-investorov/ (accessed 05 December 2017).
16. O programme sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Permskogo kraia na 2012-2016 gody [On the program of social and economic development of Perm Krai for 2012-2016]. Law of Perm krai of 20 December 2012 no. 140-PK, available at: http://docs.cntd.ru/document/911539752 (accessed 05 December 2017).
17. Ob osnovnykh napravleniiakh deiatel'nosti Pravitel'stva Permskogo kraia po povysheniiu investitsionnoi privlekatel'nosti munitsipal'nykh obrazovanii [On the main activities of the Government of Perm Krai to increase investment attractiveness of municipal units], available at: http://msu.zsperm.ru/s6/meropriyatiya/2017_investprivle-katelnost.pdf (accessed 05 December 2017).
18. Itogi V ezhegodnogo reitinga investitsionnoi privlekatel'nosti regionov Rossii. 2017 [Results of the V annual rating of investment attractiveness of Russian regions. 2017], available at: http://www.ra-national.ru/ru/ratings/provinces?type=rating (accessed 25 January 2018).
19. Astakhova A., Zherdev F., Kabalinskii D. Investitsionnaia privlekatel'nost' regionov - 2016: oblasti povyshennogo riska [Investment attractiveness of regions -2016: Areas of the increased risk]. RAEX. EkspertRA, 2016, pp. 16-25.
20. Reestr investitsionnykh proektov Permskogo kraia po sostoianiiu na 19 ianvaria 2018 goda [The register of investment projects of Perm Krai as of January 19, 2018], available at: http://economy.permkrai.ru/ (accessed 19 January 2018).
Оригинальность 89 %
Получено 15.02.2018 Принято 02.03.2018 Опубликовано 28.12.2018
N.V. Sorokina, E.S. Glushkova INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE PERM KRAI
The article analyzes the investment attractiveness of the Perm krai, considers the strengths and weaknesses of the Perm krai in terms of investment attractiveness. Choosing a region to invest their funds, investors rate the main criteria such as investment potential and the level of investment risk, which together determine investment attractiveness of the region. This study analyzes the results of the investment strategy of the Perm krai until 2017; a list being given of the Perm krai's projects, including pending projects looking for investments. The capital inflow contributes to the economic recovery and, consequently, to the socio-economic development, improvement of the quality of life both for the state as a whole and for the regional entities. The paper describes the objectives of the regional investment policy of the Perm krai and considers the possibility of finding domestic sources of investment. On the basis of the analysis, several serious factors hindering a more successful development of investment attractiveness in the Perm krai are determined; the competitive advantages of the Perm krai are highlighted; the characteristics are described of the existing measures of state support of investment projects in the Perm krai to increase the level of investment attractiveness of the region.
312
The paper considers the approved investment strategy of the Perm region. Taking account of the results of the investment rating of Russian regions, the authors make certain conclusions. The statistical data analysis reveals a positive trend and a significant improvement in the development of the Perm krai.
The main directions to increase the investment attractiveness of the Perm krai municipalities are determined. On the basis of the research carried out, it can be concluded that at present the Perm krai requires effective economic measures to minimize the values of factors hindering economic development, to improve the regulatory framework, to create additional measures to support small and medium-sized businesses.
Keywords: investments, investment risk, investment attractiveness, investment strategy, financing source, tax rate, project, region, rural territories, economy, export, efficiency.
Natalya V. Sorokina - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Humanitarian and Social- Economic Sciences, Faculty of Professional Education, Lysva branch of Perm National Research Polytechnic University, e-mail: n_v_sorokina_nv@mail.ru.
Elena S. Glushkova - Undergraduate Student, Faculty of Professional Education, Lysva branch of Perm National Research Polytechnic University, e-mail: elena.glushkova2012@mail.ru.
Received 15.02.2018 Accepted 02.03.2018 Published 28.12.2018
313