ОХРАНА
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОССИЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Д.С. Велиева
ВЕЛИЕВА
Джамила Сейфаддин-кызы -
кандидат юридических наук, доцент
Поволжской академии государственной службы
им. П.А. Столыпина
Г/беж ХХ-ХХ1 вв. охарактеризовался глобальными изменениями в экономической, социальной, культурной и других сферах. Одним из негативных следствий мирового социальноэкономического развития стало очевидное ухудшение состояния окружающей среды. В этой связи актуальной становится реализация конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, что превращает его в бесспорный фактор влияния на экологическую безопасность не только в национальном, но и в международном масштабе. Ю.А. Тихомиров в этой связи пишет: «Происходящая в современном мире глобализация отражает усиление взаимозависимости государств в сферах экономики, экологии, образо-
вания и др. Это наглядно было выражено в документах Международной конференции об охране окружающей природной среды в Рио-де-Жанейро (1992) и Конференции стран об устойчивом развитии в Йоханнесбурге (20о2)» [1, с. 5].
Актуальность и значимость глобализационных процессов подтверждается тем, что этому явлению уделено внимание во многих международных актах. Организация Объединенных Наций в «Декларации тысячелетия» обеспечение глобализации закрепила в качестве главной задачи: «...глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии» [2].
Из содержания названного документа следует, что существенно важное значение для международных отношений в XXI в. приобретает ряд фундаментальных ценностей, включая и «уважение к природе». В число таких ценностей входят также высокое качество жизни, устойчивое, разумное развитие общества, что, безусловно, имеет прямое отношение к благоприятной окружающей среде. Нынешние неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков. Вместе с тем, как считает Н.С. Бондарь, актуален вопрос о том, «являются ли глобалистскими приоритетами свобода и права человека или же в основу таких приоритетов должны быть положены ценности безопасности»? [3, с. 41].
Необходимость решения глобальных проблем, а также интернационализация общественной жизни предопределяют изменения международно-правового регулирования прав человека в современном мире. Объясняется это тем, что глобализация и сходность проблем, стоящих перед человеком, нацией, государством, человечеством в целом, порождают идентичность многих правовых, в том числе конституционных, способов их решения, создавая общие экономические, культурные, информационные пространства [4]. Названные факторы влияют и на международное, и на конституционное право, а также на любую конкретную отрасль законодательства, создавая базу глобализации общих тенденций развития современного права. При этом основные принципы международного права нацелены на решение и экологических проблем, обеспечение и расширение прав личности в этой сфере.
Решение вопросов загрязнения окружающей среды в большинстве случаев не может ограничиваться рамками одной страны. На протяже-
нии многих лет в европейских и других странах предпринимаются активные попытки, направленные на координацию действий по улучшению состояния окружающей среды. Например, 22 июля 2002 г. решением Европейского парламента была утверждена VI программа действий Сообщества в области окружающей среды сроком на 10 лет. В качестве приоритетных направлений в этом документе выделены окружающая среда, здоровье и качество жизни. Определены также основные задачи организации в сфере международного сотрудничества по проблемам экологии, установлены критерии формулирования современной экологической политики.
Согласно принятой в 2002 г. Декларации глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) глобализация и национальные интересы государств - не взаимоисключающие, а взаимодополняющие структурные элементы развивающегося мироустройства. Международное сообщество нуждается в выработке концепции безопасности нового типа, базирующейся на принципах взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства и взаимодействия, способствующей радикальному ослаблению факторов, подрывающих безопасность, и искоренению источников новых угроз [5]. В Декларации экономических лидеров АТЭС (Шанхай, 21 октября 2001 г.) устанавливаются обязательства, содействующие устойчивому развитию во имя увеличения экономического роста, духовного и социального прогресса, защиты окружающей среды, рассматриваемых как взаимосвязанные цели [6].
Таким образом, глобализация и устойчивое развитие - процессы взаимообусловленные. Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.), в России были приняты Указы Президента РФ и распоряжения Правительства РФ по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития [7].
Согласно Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, одно из его основных условий - обеспечение прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытой системы, включающей в качестве образующих элементов правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество. При этом государство должно гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах. В России, как и в большинстве стран, экологическая безопасность, являясь стратегической проблемой, находится в одном ряду с национальной безопасностью. Нередко зоны экологических бедствий распространяются на пограничные районы государств - бывших республик СССР,
что обусловливает принципиальную невозможность изолированного решения проблем. Отсюда основная цель интеграционных процессов в странах СНГ - решение общих стратегических задач долгосрочного социально-экономического развития и перехода к устойчивому развитию.
Интеграционные процессы в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, на наш взгляд, должны включать следующие мероприятия:
- разработку и реализацию межгосударственных программ и проектов в области природопользования и охраны окружающей среды;
- создание межгосударственного экологического мониторинга, интегрированного в межгосударственную информационную измерительную систему;
- создание банка данных по охране окружающей среды;
- организацию проведения экологической экспертизы межгосударственных проектов и программ.
Однако прежде всего должна быть разработана соответствующая концепция развития экологического законодательства России и стран СНГ, в которой необходимо определить цели, задачи, принципы и этапы его формирования, критерии, позволяющие установить последовательность принятия законодательных актов. Такая концепция призвана ликвидировать существующие пробелы в правовом регулировании экологических отношений на законодательном уровне; отладить механизм эффективной реализации экологического законодательства с помощью правовых, организационных, экономических, идеологических способов воздействия на участников экологических отношений; подготовить нормативную базу для поэтапной кодификации экологического законодательства; провести работу по сближению (согласованному развитию) экологического законодательства России с законодательством других государств - участников СНГ, иных зарубежных стран.
Отметим, что государство, реализующее стратегию устойчивого развития, гарантирует каждому гражданину жизненно необходимый уровень потребления экологических, экономических, социальных и духовных благ. Известно, однако, что материальные потребности людей безграничны и неутолимы, в то время как природные ресурсы - средства удовлетворения потребностей - ограниченны или редки. С другой стороны, не существует никакого продукта общественного производства, который не содержал бы экологической сущности, или в создании которого в той или иной форме не участвовали бы условия и факторы окружающей среды.
Прогрессивная стратегия управления глобальной экологической безопасностью была выдвинута и обоснована на мировом форуме в Рио-
де-Жанейро в 1992 г. Для решения проблемы экологической безопасности в соответствии с данной стратегией необходимо осуществить стратегическое управляющее воздействие на глобальную социоэкосистему «человек - среда обитания», которое включает создание эффективной системы управления экологической безопасностью, построение экологизированной экономики, формирование экологического сознания людей. Цель глобальной экологической экономики - получение максимального эффекта от использования возможностей окружающей среды для обеспечения жизнедеятельности в глобальной социоэкосистеме при наличии экологических ограничений [8, с. 162].
Осуществление государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предусматривает реализацию закрепленного в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а также решение текущих социальноэкономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.
Однако декларативность государственной экологической политики не позволяет утверждать, что Российским государством приняты адекватные меры для улучшения состояния окружающей среды обеспечения экологической безопасности. Наглядным примером служат «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», в которых говорится, что в целях обеспечения экологически безопасного устойчивого развития осуществляется государственное регулирование природопользования и стимулирование природоохранной деятельности путем проведения целенаправленной социально-экономической, финансовой и налоговой политики в условиях развития рыночных отношений; хозяйственная деятельность ориентируется на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России [9].
Неоднозначность процесса глобализации вызывает интерес со стороны многих ученых: экономистов, политологов, юристов, социологов, философов. Все они констатируют серьезные изменения, происходящие в обществе и государстве в результате глобализации. Так, существует мнение, что глобализация препятствует устойчивому развитию. А. Шелехов, например, называет следующие причины такого явления: во-первых, глобализация разрушает традиционные культуры - основу устойчивости; во-вторых, делает мир финансово неустойчивым; в-третьих, ускоряет
все процессы, в том числе и негативные циклические процессы с положительной обратной связью [10, с. 14]. Солидарен с ним И.И. Лука-шук: «Глобализация вносит настолько существенные перемены во все стороны общественной жизни, что мы пока не в состоянии определить все их последствия» [11, с. 22].
По мнению А. Кабалкина и Л. Санниковой, глобализация правового пространства способствует созданию единого правового поля, нивелируя особенности национальных законодательств [12]. И.И. Лукашук считает, что в условиях глобализации, с одной стороны, углубляется интернационализация общества, с другой - идет процесс деления общества, проявляющийся в его расслоении [13]. В целом для глобализации характерно качественное изменение современных процессов на мировом уровне. Ее рассматривают как новую стадию процесса интернационализации различных аспектов общественной жизни.
Очевидно, что проведение столь масштабных преобразований должно сопровождаться реализацией научно обоснованной, взвешенной экологической политики, главной целью которой стало бы обеспечение экологической безопасности личности, общества и государства. В этой связи М.М. Бринчук и М.И. Васильева отмечают, что глобальные экологические проблемы составляют особую заботу мирового сообщества, решение которых связано с выработкой международной экологической политики [14, с. 72].
Одним из наиболее острых вопросов как международной, так и национальной экологической политики является финансирование природоохранных мероприятий. Неэффективность экологической политики во многом обусловлена низким уровнем финансирования природоохранных мероприятий, отсутствием специально уполномоченного государственного органа в сфере охраны окружающей среды, пренебрежением экономическими механизмами обеспечения экологической безопасности.
Приоритет ресурсоэксплуатирующей функции государства над природоохранительной, подтверждаемый пропорциями ежегодно выделяемых бюджетных средств, является необоснованным. В конечном счете это неизбежно ведет к резкому ухудшению состояния окружающей среды, разрушению естественных основ жизнеобеспечения населения. Отсутствие должного бюджетирования создает угрозу не только дальнейшего ухудшения экологической ситуации в России, но и в целом для национальной безопасности и здоровья нации.
Непостоянность, неопределенность в области государственной экологической политики также не способствуют достижению ощутимых положительных результатов в сфере экологии. Подтверждением тому
служат постоянные реорганизации системы государственных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды [15]. В настоящее время перечень таких органов определяется Указом Президента Российской Федерации [16]: это Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральные службы: по надзору в сфере природопользования, по экологическому, технологическому и атомному надзору, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации также находятся Федеральные агентства водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию.
Подобного рода «преобразования» свидетельствуют, что вопросы экологической безопасности в деятельности государства имеют второстепенное значение, а экономические интересы государства преобладают над экологическими. Вместе с тем, тенденции ухудшения экологической ситуации в России требует более эффективной деятельности органов публичной власти, определения потенциальных партнеров и сторонников движения по оздоровлению окружающей среды, поиска оптимальной модели их взаимодействия.
В Концепции внешней политики Российской Федерации подчеркивается, что с учетом возрастания угрозы глобальных катастроф природного и техногенного характера Российская Федерация выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе с привлечением новейших технологий, в интересах всего международного сообщества [17].
В целях повышения эффективности реализации единой государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, усиления позиции России на международной арене и улучшения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти Межведомственной рабочей группой был разработан проект Концепции международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды. Этот документ подготовлен в рамках, определенных Концепцией национальной безопасности и Концепцией внешней политики Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ТихомировЮ.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // Журнал российского права. 2002. № 11.
2. Московский журнал международного права. 2001. № 41.
3. Бондарь Н.С. Современный конституционализм - основа правовой глобализации // Правовая система России в условиях глобализации: Сб.
материалов «круглого стола» / Под ред. Н.П. Колдяевой, Е.Г. Лукьяновой. М., 2005.
4. Кашкин С., Калиниченко П. Новая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды // Российская юстиция. 2003. № 8.
5. Дипломатический вестник. 2002. № 11.
6. Дипломатический вестник. 2001. № 7.
7. Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. «Об основных направлениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // САПП РФ. 1994. № 6. Ст. 436; Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572; Распоряжение Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. «О подготовке концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающего сохранение благоприятного состояния окружающей среды в целях удовлетворения жизненной потребности населения» // САПП РФ. 1994. № 9. Ст. 738.
8. Тухбетова З.Г. Управление экологической безопасностью в условиях транснационализации производства // Безопасность Евразии. 2002. № 2.
9. САПП РФ. 1994. № 6. Ст. 436.
10. Шелехов А. Глобальные категории и устойчивое развитие // ЭКОС. 2002. № 3.
11. Лукашук И.И. Глобальная ответственность государств // Правовая система России в условиях глобализации: Сб. материалов «круглого стола» / Под ред. Н.П. Колдяевой, Е.Г. Лукьяновой. М., 2005.
12. КабалкинА., Санникова Л. Глобализация правового пространства и новеллы российского гражданского законодательства // Российская юстиция. 2001. № 12.
13. ЛукашукИ.И. Глобализация и государство // Журнал российского права. 2001.№ 4.
14. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002.
15. СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082; 2000. № 21. Ст. 2168.
16. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023; № 31. Ст. 3234; № 21. Ст. 2023; 2005. № 12. Ст. 1023.
17. Российская газета. 2000. 11 июля.