К 20-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экологический потенциал Конституции
БОГОЛЮБОВ Сергей Александрович, заведующий отделом аграрного, экологического и природоре-сурсного законодательства ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор
20-летие Конституции РФ подвигает нас к проведению анализа ее экологических положений в целях определения их потенциала и задач по дальнейшей реализации. Размышления над ее экологическими аспектами проходили в два этапа: в первое десятилетие после принятия рассматривались цели и нормы, разъяснялись предписания, их роль в формировании и развитии природоохранного и природоресурс-ного права и законодательства; второе десятилетие было посвящено в основном исследованию экологических прав (меньше — обязанностей) граждан и юридических лиц, формулированию соотношения публичных и частных интересов, направлений и механизмов экологической политики1.
Конституция РФ — самая стабильная из всех отечественных конституций и наиболее насыщенная экологическими положениями, которые условно можно сгруппировать по ее главам, отражающим последовательность и сюжет в изложении предписаний, посвященных охране окружающей среды. Основополагаю-
1 См.: Боголюбов С. А. Конституционно-правовые проблемы охраны окружающей среды в СССР: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990; Экологическое право России: сб. мат. науч.-практ. конф.: учеб. пособие / под ред. А. К. Голиченкова. М., 1997—2013. Вып. 1—11; Пономарева И. П. Конституционные основы экологической политики Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
щими следует считать нормы ст. 9 об использовании и охране природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, о нахождении природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности и ст. 8 о признании и защите равным образом этих форм собственности.
Привлечение внимания к формам собственности на природные ресурсы и объекты обусловлено их двуединым характером: с одной стороны, принадлежностью к общему достоянию, к природе, с другой — возможностью персонифицированных и внесенных в государственный реестр участков природы находиться в гражданском обороте. Важное значение имеет отношение законодателя к частной собственности на землю, что обусловлено периодом подготовки, обсуждения и принятия Конституции РФ 1993 г., когда после 60 лет исключительной государственной собственности на природные ресурсы в России было законодательно установлено экономическое многообразие и за десятками миллионов граждан закреплена собственность на земельные участки. Одной из основных проблем применения экологического законодательства, включающего природоохранную и природоресурс-ную подотрасли, является разграничение действия публичных и частноправовых требований, земельного и гражданского законодательства.
Согласно определению КС РФ от 6 июля 2000 г. № 133-О конституционно-правовое регулирование прав граждан на землю — это прежде всего такие базовые положения, как относящиеся к основам конституцион-
ного строя принципы свободы экономической деятельности и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Земля рассматривается Конституцией РФ как объект права частной собственности (ст. 35, 36) и как товар (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 74). Вариант гармоничного взаимодействия норм земельного и гражданского законодательства и их разграничения закреплен в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ в ст. 129 и 206 ГК РФ, а также в иных федеральных законах.
В постановлении КС РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П указано, что право пользования земельным участком не может не рассматриваться как обеспечивающее основу жизнедеятельности людей и направленное на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности. Соответственно, в отношении данного права действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки. В Конституции РФ гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, который является для землепользователя именно «своим имуществом», что должно признаваться всеми субъектами права. На этом основано и действующее гражданско-правовое регулирование: имущество как объект вещного права, в частности принадлежащее лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, включая земельные участки, подлежит защите по правилам, действующим также применительно к праву собственности (ст. 216, 279, 283, 304 и 305 ГК РФ).
Вопрос о соотношении требований природоохранного, природоре-
сурсного и гражданского законодательства актуализируется в связи с совершенствованием ГК РФ и является одним из основных, регулируемых в настоящее время в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, ст. 3 ЗК РФ, ст. 3 ЛК РФ, ст. 4 ВдК РФ, а также в упомянутых выше нормах ГК РФ, принятых согласно требованиям Основного закона и в соответствии с устоявшимися принципами западноевропейского права. Государственная собственность на землю, воды, леса, животный мир остается преобладающей, а на недра — исключительной, что обусловливает распространение требований ч. 2 ст. 36 Конституции РФ не только на собственников-граждан, но и на публичных собственников природных ресурсов: необходимо квалифицированно и профессионально находить взвешенный баланс между правовыми административными и гражданскими способами регулирования2.
Согласно постановлению КС РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П право собственности на природные ресурсы, как и ее разграничение, должно устанавливаться в соответствии со ст. 9, ч. 3 ст. 11, ст. 36, п. «в», «г», «д», «к» ч. 1 ст. 72 и ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ. Основания приобретения (возникновения) и прекращения права собственности устанавливаются гражданским законодательством, которое в соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) относится к ведению Российской Федерации. Субъекты РФ не вправе устанавливать препятствия для использования природных ресурсов на своей территории в интересах всего многонационального народа Российской Федерации; провозглашать изначальное (первичное) право соб-
2 См.: Сыродоев Н. А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. № 4; Боголюбов С. А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. № 1.
ственности на природные ресурсы с претензией на правомочия собственника на те объекты, которые ей не принадлежат; устанавливать приоритет какой-либо формы собственности, поскольку эти вопросы решаются либо непосредственно Конституцией РФ, либо на ее основе федеральными законами.
На наш взгляд, природопользование должно стать социальной задачей государства (ст. 7 Конституции РФ): благоприятная окружающая природная среда служит базисом здоровья, труда, отдыха, жизни человека. В российском законодательстве закреплены общесоциальные функции земли и других природных ресурсов; свободное использование береговой полосы и водоохранной зоны водных объектов общего пользования предусмотрено в ВдК РФ; принцип экологического и общественного значения лесов сохранен в ст. 1 «Основные принципы лесного законодательства», ст. 5 «Понятие леса», ст. 11 «Пребывание граждан в лесах» ЛК РФ, что обосновывается целью обеспечения благополучия и процветания России исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями (преамбула Конституции РФ).
На основании определения КС РФ от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О законодателем должны предусматриваться требования экономической обоснованности, соблюдения баланса частных и публичных интересов, не вызывающие сомнения с точки зрения справедливости и соразмерности соответствующих условий природопользования. Государство несет конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, и оно не освобождается от обязанностей осуществлять эффективный контроль в данной сфере общественных отношений, препятствовать причинению избыточного вреда окружающей среде в результате, например, лесопользования и минимизировать экологические риски.
Будучи собственником большинства природных ресурсов, государство обязано соблюдать требования Конституции РФ, которая относит установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического, социального развития Российской Федерации к ведению Российской Федерации (п. «е» ст. 71 Конституции РФ), а обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии и осуществление управления федеральной собственностью, в числе объектов которой находятся и природные ресурсы, — к компетенции Правительства РФ (п. «в», «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).
Со многими экологическими и иными конституционными положениями связана реализация комплексного градостроительного законодательства, основанного также на нормах административного, гражданского, муниципального и иных отраслей российского права: города нуждаются в специфическом регулировании охраны зеленых насаждений, природных территорий, памятников природы и культуры, учете общественного мнения, предупреждении и преодолении чрезвычайных экологических ситуаций. Охрана окружающей природной среды в населенных пунктах имеет приоритетное значение для проживающего там населения, чутко отзывающегося на принимаемые природоохранные решения3.
Обсуждению вопросов свободы и ограничений природопользования посвящаются публичные слушания, на которых разрабатываются рекомендации по общественно значимым вопросам с учетом общественного мнения. Согласно определению КС РФ от 15 июля 2010 г. № 931-О-О процесс принятия управ-
3 См.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Л. Е. Бандорин, С. А. Боголюбов, Н. В. Ки-чигин, Е. Л. Минина и др.). М., 2012.
ленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по вопросам экологии. Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует действующему земельному законодательству РФ, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (определение КС РФ от 6 ноября 2003 г. № 387-О), таких как закрепленные ст. 42 ЗК РФ обязанности собственников земельных участков.
Провозглашение, осуществление и защита предусмотренных в ст. 42 Конституции РФ прав каждого на благоприятную окружающую среду является одним из направлений развития конституционного права России. По этой теме защищено множество диссертаций, причем не только по специальности 12.00.06, но и по специальностям 12.00.02 и 12.00.14, что свидетельствует о многоаспект-ности проблемы. Права и свободы человека и гражданина, связанные с использованием, владением и распоряжением объектами природы, конституционно-правовое регулирование деятельности по обеспечению реализации указанных прав осуществляются, но наталкиваются на их необеспеченность материальными условиями жизни общества, состоянием правовой и экологической культуры, недостатками пра-
воохранительных и природоохранных органов4.
В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» даются неясные определения понятий благоприятной окружающей среды и качества окружающей среды; своего рода виртуальность ряда экологических прав может быть объяснена как неопределенностью ряда терминов, так и несоответствием предоставленных прав и адекватных им обязанностей, в том числе обязанностей государства и его органов, должностных лиц, многовековыми традициями нашего общества. Экологическая составляющая статуса личности играет немаловажную роль в общем социальном статусе человека: государства, провозглашающие себя социальными, заявляющие о своей политике как о политике, направленной на обеспечение достойной жизни своих граждан, должны заботиться о включении экологических прав в общечеловеческие обязательные ценности. Проблемы реализации прав и исполнения обязанностей гражданина и государства являются одними из самых актуальных для формирования правового демократического социального государства и имеют непосредственное отношение к сфере обеспечения охраны окружающей природной среды, использования потенциала конституционных установлений.
Повсеместно гарантировать выполнение международных и национальных стандартов, направленных на реализацию права каждого на благоприятную среду, невозможно
4 См.: Анисимов А. П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду (конституционно-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1997; Ефимова Е. И. Развитие института «экологические права и обязанности» в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2004. № 2; Институты экологического права / рук. авт. кол. С. А. Боголюбов. М., 2010.
из-за экономических, управленческих и иных трудностей. Часть территории России, пострадавшая от чернобыльской катастрофы (Брянская и Тульская области, Республика Мордовия и другие регионы), деятельности производственного объединения «Маяк» (Челябинская область), может считаться зоной чрезвычайной экологической ситуации либо в соответствии с Законом об охране окружающей среды — зоной экологического бедствия. Даже когда немногочисленные иски российских граждан и общественных объединений об ограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности, закрытии цехов, предприятий и устройств, загрязняющих природные объекты, подвергающих их порче, обращения граждан о переселении из-за неблагоприятной среды обитания удовлетворяются решениями судов и арбитражных судов, они часто не исполняются по причине отсутствия надлежащего жилья и других материальных средств.
Для обеспечения публичных интересов и прав общества на благоприятную среду могут вводиться ограничения ее частного использования. В определении КС РФ от 16 февраля 2006 г. № 49-О отмечается следующее: законодатель в Федеральном законе от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» указал, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся, соответственно, к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите (преамбула). Для сохранения этих уникальных природных объектов и территорий в целях неоднократного их использования по назначению неограниченным кругом лиц устанав-
ливаются округа санитарной (горносанитарной) охраны со специальным режимом.
Содержащиеся в ст. 16 указанного Закона положения, устанавливающие запрет на проживание на соответствующих территориях и тем самым направленные на сохранение уникальных природных объектов и территорий — народного достояния, имеющего повышенную публичную значимость в силу исключительности и невосполнимости, с учетом конституционно-значимой ценности здоровья как неотъемлемого и неотчуждаемого блага, принадлежащего человеку от рождения и охраняемого государством, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы заявителя.
Призывы к использованию информационных пространств для реализации экологических прав остаются во многом не реализованными даже при наличии соответствующих законодательных требований: выполнение конституционных предписаний о праве на экологическую информацию осуществляется с трудом из-за рассредоточения экологической информации по министерствам, службам, агентствам, иным органам, неурегулированности юридической (административной, уголовной) ответственности за ее сокрытие, неполноту, невыдачу. Государственные органы и их должностные лица неохотно откликаются на запросы общественных объединений и граждан, порой пытаются брать плату за ознакомление с экологической информацией, хотя ее представление должно быть обязанностью государства, отвечающего за соблюдение и защиту экологических прав человека и гражданина.
Важную роль в обеспечении охраны окружающей среды играет экологическая экспертиза как базовый институт, направленный на предупреждение потенциальной деградации природы при условии исключения злоупотреблений и корруп-
ции. Согласно определению КС РФ от 30 сентября 2010 г. № 1421-О-О к основным элементам механизма обеспечения экологической безопасности относятся, в частности, оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и экологическая экспертиза. Закрепленные в ст. 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» принципы экологической экспертизы являются конституционно значимыми принципами экологического права, и поэтому изменение формы проведения экспертизы не может сопровождаться отказом от них или их игнорированием. Государственная экологическая экспертиза представляет собой источник экологически значимой информации в сфере охраны окружающей среды. Целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей.
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на получение полной и объективной информации о состоянии окружающей среды: как отдельные граждане, так и объединения граждан, в том числе территориальные, а также коренные малочисленные народы. Причем это право распространяется не только на уже функционирующие объекты, но и на проектируемые. Одной из гарантий его реализации является надлежащее закрепление способа производства такой информации, ее поиска, получения, распространения. Внесение поправок в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» изменило лишь форму проверки: вместо государственной экологической и государственной санитарно-эпидемиологической экспертиз проводится единая государ-
ственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с ГсК РФ, согласно п. 8 ч. 12 ст. 48 которого обязательным разделом проектной документации объектов капитального строительства является перечень мероприятий по охране окружающей среды. Вместо проведения государственной экологической и ряда других экспертиз может проводиться единая государственная экспертиза при условии обеспечения равновесия, сбалансированности таких конституционно защищаемых ценностей, как потребность в экономическом развитии и экологическая безопасность и удовлетворение потребностей будущих поколений.
Право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, также находится в тесной связи с другими конституционными правами (ст. 41 и 52 Конституции РФ) и редко реализуется ввиду того, что порой невозможно доказать причинно-следственную связь между правонарушением и наступившими отрицательными, прежде всего имущественными, последствиями (здесь экологический потенциал Конституции РФ наиболее далек от полной реализации).
В силу постановления КС РФ от 1 декабря 1997 г. № 18-П государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений ст. 2, 18 и 53 Конституции РФ. Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и буду-
щих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности. Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения экологического благополучия, исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ.
К сожалению, понятие «экологическое правонарушение» не раскрывается в действующем законодательстве РФ и поэтому требует научного толкования. В Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» предусматривалось, что экологическими правонарушениями считаются виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека. Данные признаки правонарушений следует развивать и в настоящее время.
Реализация экологических прав граждан напрямую зависит от выполнения соответствующих обязанностей юридических и физических лиц, поскольку нет субъективного права, в том числе экологического, без аналогичной, адекватной ему экологической обязанности, направленной на его соблюдение — прямо или опосредованно. Обязанностью государства, его должностных лиц, граждан является признание, соблюдение и защита экологических прав других лиц, что начинается с выполнения каждым собственных экологических обязанностей. Экологические права человека и гражданина неотделимы от прав государства, общества и всего человечества на окружающую природную среду и их взаимных обязанностей.
В соответствии с Постановлением КС РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П обязанность, предусмотренная в ст. 58 Конституции РФ, имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки по осуществлению государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы, в свою очередь, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Необходимость сочетания экологических прав и обязанностей граждан повышает роль и ответственность государства, его должностных лиц за выполнение координирующих, контрольно-надзорных и иных социальных, экологических задач. Вносятся предложения о дополнении Конституции РФ обязанностями государства, его органов, их должностных лиц по обеспечению экологических прав граждан и благоприятной для них среды, о необходимости провозглашения нашей страны экологическим государством наряду с демократическим, правовым, социальным5. Функция защиты государством рационального природопользования, экологических прав
5 См.: Миняев А. О. Экологическое право: конституционные основы. М., 2004. С. 133—135; Дубовик О. Л. Рецензия на книгу Р. Штайнберга «Экологическое конституционное государство» // Государство и право. 2000. № 1. С. 126—127.
граждан определяется в конституциях Беларуси, Казахстана, Украины и др., но в России пока это представляется преждевременным.
Во-первых, в Конституции РФ уже предусмотрены обязанности государства и его органов, должностных лиц применительно ко всем правам и свободам человека и гражданина. Детализация государственных обязанностей относительно экологических прав предполагает конкретизацию и других прав и свобод, что вряд ли уместно.
Во-вторых, экологические полномочия и, следовательно, обязанности государства, его органов и должностных лиц предусматриваются не только в ч. 2 ст. 41, п. «е» ст. 71, п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, но и в законах и подзаконных актах. В настоящее время вопрос не столько в расширении этих полномочий, функций и обязанностей в нормативных правовых актах, сколько в их неуклонном соблюдении, применении, выполнении. В определении КС РФ от 8 февраля 2001 г. № 14-О указывалось, что именно Правительство РФ согласно Конституции РФ осуществляет управление государственной (федеральной) собственностью, в том числе если объектами такой собственности являются природные ресурсы, включая животный мир (п. «г» ч. 1 ст. 114), и обязано обеспечивать проведение в России единой государственной политики в сфере экологии (п. «в» ч. 1 ст. 114).
В-третьих, понятие экологического государства, его показатели, критерии, а также способы обеспечения и гарантирования экологических прав и обязанностей надо определить до установления обязательств общества и государства в сфере использования и охраны природных ресурсов. Разумеется, государство, общество, провозгласив экологические права граждан, призваны назвать и ответственных за их реализацию, соблюдение, защиту, что и сделано в Конституции РФ, земельном и ином экологическом законодательстве, хотя
порой расплывчато и декларативно. Некоторые территории нуждаются в дополнительной экономической, правовой помощи государства; неблагополучные районы вправе рассчитывать на выделение средств, предоставляемых государством и мировым сообществом, для ликвидации экологических бедствий: государство, не предотвратившее либо создавшее чрезвычайную экологическую ситуацию, обязано ее ликвидировать всеми имеющимися в его распоряжении законными организационными, экономическими, правовыми, идеологическими средствами.
Государство усиливает контроль за выполнением гражданами их экологических обязанностей, что существенным образом влияет на формирование экологического правопорядка и реализацию, гарантирование прав граждан. В определении КС РФ от 24 февраля 2011 г. № 204-0-0 говорится о необходимости поддержания стабильности экономических отношений и определенности правового статуса недропользователей. Интересы государства как собственника недр, а также интересы иных лиц обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (ст. 12, п. 2 ч. 2 ст. 20, ч. 4 ст. 21 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами. В случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В Основах государственной политики в области экологического раз-
вития Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г., для целей дальнейшего соблюдения, использования, применения Конституции РФ предусматриваются ответственность федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, усиление ответственности за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды, полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Экологические положения конкретизируются и развиваются в постановлениях Пленума ВС РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».
Как указал КС РФ в постановлении от 14 мая 2009 г. № 8-П, провозглашенные в преамбуле Конституции РФ цель обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственность перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией РФ права каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять ее, выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности — принцип приоритета публичных интересов.
Для России важно не столько принятие новых нормативных правовых актов, сколько их соблюдение. Необходимо понять, является ли Конституция набором целей, задач, принци-
пов, и тогда она скорее фикция, либо непосредственным регулятором реальной жизни — в этом случае Основной закон напрямую участвует в управлении важнейшими общественными отношениями. И хотя на протяжении ХХ в. Конституция позиционировалась как итог, а не как декларация о намерениях, тем не менее она становилась маяком, определяющим направление будущей деятельности.
Библиографический список
Анисимов А. П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду (конституционно-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1997.
Боголюбов С. А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. № 1.
Боголюбов С. А. Конституционно-правовые проблемы охраны окружающей среды в СССР: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990.
Дубовик О. Л. Рецензия на книгу Р. Штайн-берга «Экологическое конституционное государство» // Государство и право. 2000. № 1.
Ефимова Е. И. Развитие института «экологические права и обязанности» в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2004. № 2.
Институты экологического права / рук. авт. кол. С. А. Боголюбов. М., 2010.
Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Л. Е. Бандо-рин, С. А. Боголюбов, Н. В. Кичигин, Е. Л. Минина и др.). М., 2012.
Миняев А. О. Экологическое право: конституционные основы. М., 2004.
Пономарева И. П. Конституционные основы экологической политики Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
Сыродоев Н. А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. № 4.
Экологическое право России: сб. мат. науч.-практ. конф.: учеб. пособие / под ред. А. К. Голиченкова. М., 1997—2013. Вып. 1—11.