Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ (окончание) '

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ (окончание) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органическое сельское хозяйство / органическая продукция / безопасное продовольствие / охрана окружающей среды / экологическая сертификация / правовое регулирование / Organic farming / organic products / safe food / environmental protection / environmental certification / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капралов Петр Владимирович, Яковлева Татьяна Афанасьевна

С вступлением в силу с 01.01.2020 г. федерального закона от 03.08.2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции» в России начался этап формирования органического сельского хозяйства. Подготовлена законодательная основа, но, как отмечается в научном сообществе, она недостаточно полно решает вопросы сертификации сельскохозяйственного производства органической продукции. Согласно требованиям законодательства России и международных стандартов, органическое сельское хозяйство предусматривает производство органической продукции в условиях, приближенным к биологическим процессам, протекающим в естественных экологических системах. Органическое сельское хозяйство должно базироваться на совокупности методов, которые обеспечивают жизнеспособную экосистему, безопасное продовольствие, полезное питание, здоровье животных и социальную справедливость, а органический продукт продукт, который производят в соответствии со стандартами органического хозяйствования. Существующая система государственного регулирования производства органической продукции в России недостаточно сформирована и не в полной мере отвечает современным требованиям международных стандартов. Указанный выше федеральный закон вводит требование по сертификации только самой органической продукции, что на наш взгляд, является не достаточным для решения поставленных государством и международным сообществом задач. В статье обосновывается необходимость экологической сертификации производства органической продукции, и разработана ее модель, предложены механизмы, необходимые для осуществления контроля за использованием сельскохозяйственных угодий в указанных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Капралов Петр Владимирович, Яковлева Татьяна Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CERTIFICATION OF ORGANIC PRODUCTION IN RUSSIA: LEGAL BASIS (the end)

Federal Law No. 280-FZ of 03.08.2018 "On Organic Products", which came into force on 01.01.2020, has started the formation of organic agriculture in Russia. A legislative framework has been prepared, but as noted in the scientific community, it does not adequately address the issues. According to the requirements of Russian legislation and international standards, organic agriculture provides for the production of organic products in conditions close to the biological processes that occur in natural ecological systems. Organic agriculture must be based on a set of practices that ensure a viable ecosystem, safe food, healthy nutrition, animal health, and social justice, and an organic product that is produced in accordance with organic farming standards. The existing system of state regulation of production of organic products in Russia is insufficiently formed and does not fully meet the current requirements of international standards. This study was conducted to assess the compliance of Russian legislation with the requirements of international standards in the field of organic production certification. The above federal law introduces a requirement to certify only the organic products themselves, which, in our opinion, is not sufficient to solve the tasks set by the state and the international community. The article substantiates the need for ecological certification of organic production and develops its model, suggesting mechanisms necessary for control over the use of agricultural land for these purposes. The proposed model of ecological certification of production of organic products will meet the objectives in the field of organic agriculture, environmental protection, and organic products comply with international requirements and standards, which will contribute to the entry of products into the Russian and international markets.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ (окончание) »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_128 УДК 349

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ (окончание) ECOLOGICAL CERTIFICATION OF ORGANIC PRODUCTION IN RUSSIA:

LEGAL BASIS (the end)

КАПРАЛОВ Петр Владимирович,

студент юридического факультета Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58. E-mail: tanyakovleva@mail.ru;

Научный руководитель: ЯКОВЛЕВА Татьяна Афанасьевна,

кандидат юридических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, доцент кафедры арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона юридического факультета. 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58. E-mail: tanyakovleva@mail.ru;

Kapralov Petr Vladimirovich,

student of the Bachelor's Faculty of Law, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

"M. K. Ammosov North-Eastern Federal University".

677000, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, ul. Belinsky, 58.

E-mail: tanyakovleva@mail.ru;

Scientific adviser: Yakovleva Tatyana Afanasyevna,

candidate of Law Sciences, associate professor of Arctic Law and Law of the Countries

of the Asia-Pacific Region, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

"M. K. Ammosov North-Eastern Federal University".

677000, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, ul. Belinsky, 58.

E-mail: tanyakovleva@mail.ru

Краткая аннотация. С вступлением в силу с 01.01.2020 г. федерального закона от 03.08.2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции» в России начался этап формирования органического сельского хозяйства. Подготовлена законодательная основа, но, как отмечается в научном сообществе, она недостаточно полно решает вопросы сертификации сельскохозяйственного производства органической продукции. Согласно требованиям законодательства России и международных стандартов, органическое сельское хозяйство предусматривает производство органической продукции в условиях, приближенным к биологическим процессам, протекающим в естественных экологических системах. Органическое сельское хозяйство должно базироваться на совокупности методов, которые обеспечивают жизнеспособную экосистему, безопасное продовольствие, полезное питание, здоровье животных и социальную справедливость, а органический продукт - продукт, который производят в соответствии со стандартами органического хозяйствования. Существующая система государственного регулирования производства органической продукции в России недостаточно сформирована и не в полной мере отвечает современным требованиям международных стандартов. Указанный выше федеральный закон вводит требование по сертификации только самой органической продукции, что на наш взгляд, является не достаточным для решения поставленных государством и международным сообществом задач. В статье обосновывается необходимость экологической сертификации производства органической продукции, и разработана ее модель, предложены механизмы, необходимые для осуществления контроля за использованием сельскохозяйственных угодий в указанных целях.

Abstract. Federal Law No. 280-FZ of 03.08.2018 "On Organic Products", which came into force on 01.01.2020, has started the formation of organic agriculture in Russia. A legislative framework has been prepared, but as noted in the scientific community, it does not adequately address the issues. According to the requirements of Russian legislation and international standards, organic agriculture provides for the production of organic products in conditions close to the biological processes that occur in natural ecological systems. Organic agriculture must be based on a set of practices that ensure a viable ecosystem, safe food, healthy nutrition, animal health, and social justice, and an organic product that is produced in accordance with organic farming standards. The existing system of state regulation of production of organic products in Russia is insufficiently formed and does not fully meet the current requirements of international standards. This study was conducted to assess the compliance of Russian legislation with the requirements of international standards in the field of organic production certification. The above federal law introduces a requirement to certify only the organic products themselves, which, in our opinion, is not sufficient to solve the tasks set by the state and the international community. The article substantiates the need for ecological certification of organic production and develops its model, suggesting mechanisms necessary for control over the use of agricultural land for these purposes. The proposed model of ecological certification of production of organic products will meet the objectives in the field of organic agriculture, environmental protection, and organic products comply with international requirements and standards, which will contribute to the entry of products into the Russian and international markets.

Ключевые слова: органическое сельское хозяйство, органическая продукция, безопасное продовольствие, охрана окружающей среды, экологическая сертификация, правовое регулирование.

Keywords: Organic farming, organic products, safe food, environmental protection, environmental certification, legal regulation.

Для цитирования: Капралов П.В., Яковлева Т.А. Экологическая сертификация производства органической продукции в России: правовые основы (окончание) //Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 128-130. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_128.

For citation: Kapralov P.V., Yakovleva T.A. Ecological certification of organic production in Russia: legal basis (the end) // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 128-130. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_128.

Статья поступила в редакцию: 17.08.2023

Подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации с требованиями законодательства о техническом регулировании в целях установления соответствия производства органической продукции национальным, межгосударственным и международным стандартам (ст. 5 ФЗ «Об органической продукции»). Международные стандарты предполагают соответствие такого производства, в том числе нормированию в области охраны окружающей среды.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Согласно ст. 2 ФЗ «Об органической продукции» при осуществлении органического сельского хозяйства применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв; благоприятного состояния окружающей среды. В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), при ведении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.

Одним из значимых законодательных требований к производству органической продукции следует отнести обособление производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической продукции (ст. 4 ФЗ «Об органической продукции»). Как справедливо отмечено Лукашук Н.А. и Родькиным О.И., «важным моментом в международных стандартах на производство продукции является тот факт, что прежде всего продукция, полученная с определенной площади, может быть сертифицирована как «органическая», на этих площадях должен пройти процесс преобразования или конверсии от традиционной сельскохозяйственной деятельности в течение определенного периода» [1].

Производство органической продукции на землях, где годами применялись химические удобрения и пестициды, не представляется возможным. Органическое сельское хозяйство должно пустить в оборот залежи и мелиорированные земли. Это потребует длительного времени и больших финансовых вложений, по крайней мере, в переходный период. Государство должно содействовать формированию таких земель. Центральным механизмом для ведения органического сельского хозяйства является сочетание земельных и экологических отношений.

Документированным подтверждением экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности, в том числе в сфере сельского хозяйства, является экологическая сертификация (ст. 31 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Следовательно, лучшим решением задачи, поставленной ФЗ «Об органической продукции», является экологическая сертификация производства органической продукции.

В целях введения системы контроля за использованием земель в производственном цикле органической продукции, считаем необходимым введение единого государственного реестра органических сельскохозяйственных угодий. Н.А. Лукащук и О.И. Родькиным предлагается деление земель для производства органической продукции на три основных типа: пахотные земли (в основном для выращивания зерновых культур, овощей, кормовых и технических культур), земли, занятые многолетними насаждениями (виноградниками, фруктовыми и ягодными насаждениями) и постоянными пастбищами [1]. В ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 24.06.2023), выделены следующие виды используемых сельскохозяйственных угодий: пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

Ведение единого государственного реестра органических сельскохозяйственных угодий будет способствовать:

1) обособлению сельскохозяйственных угодий для органического производства;

2) определению их пригодности для органического производства путем проведения почвенного анализа необходимого для определения первоначального состояния почв;

3) контролю за использованием таких земель со стороны государственных органов;

4) послужит индикатором для оценки потенциала роста сектора органического сельскохозяйственного производства.

В целях продвижения органической продукции на международный рынок необходимо совершенствовать порядок экологической сертификации. В странах ЕС действует Международный Комиссионный регламент, действующий в ключе цикла «Планируй. Исполняй. Проверяй».

В отличие от российской сертификации в странах ЕС:

- предъявляются требования к качеству почвам;

- аудитор ведет деятельность на протяжении всего периода использования почвы, проверяет весь перечень используемых удобрений на всех этапах производства.

В России Ростест описывает нормативность своих требований иным образом: «Проверка в данном случае проводится в соответствии с требованиями одного из ГОСТов». В ГОСТах отсутствует требование к качеству используемой почвы, не регламентирован порядок контроля за использованием почв в процессе всего производства органической продукции.

Мы предлагаем следующую модель экологической сертификации производства органической продукции, состоящую из двух разделов

(табл. 2).

Таблица 2. Модель экологической сертификации производства органической продукции.

Первый раздел экологической сертификации подтвердит то, что само сельскохозяйственное производство осуществлялась в условиях соблюдения всех природоохранных требований и при производстве органической продукции не нанесен существенный вред окружающей среде. Второй раздел подтвердит, что сама органическая продукция соответствует санитарно-гигиеническим стандартам (нормам и правилам), следовательно, продукция безопасна для здоровья потребителей.

Указанные меры правового регулирования действующего законодательства в области органического сельского хозяйства в России

позволят:

во-первых, сформировать первичные данные почвенных показателей,

во-вторых, отслеживать и контролировать качество таких земель и соблюдение экологических требований, в том числе экологического нормирования,

в-третьих, облегчит реализацию процедуры сертификации самого органического производства.

Организации-сертификаторы смогут обратиться в государственные органы в целях получения сведений об отсутствии нарушений законодательства в области охраны окружающей среды сельскохозяйственными производителями, провести необходимые анализы почв, сельскохозяйственной продукции и др., и, таким образом, подтвердить безопасность органической сельскохозяйственной продукции для здоровья человека и произвести маркирование знаком соответствия системы добровольной экологической сертификации производства органической продукции.

Предлагаемая процедура экологической сертификации производства органической продукции будет соответствовать решению задач в области органического сельского хозяйства, охраны окружающей среды, а органическая продукция соответствовать международным требованиям и стандартам, послужит гарантией и защитой потребителя от недобросовестных производителей, что поспособствует выходу продукции на российский и международный рынок.

Библиография:

1. Лукашук Н.А., Родькин О.И. Зарубежный опыт развития органического сельскохозяйственного производства // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2017. № 1 (196). С. 185-189.

References:

1. Lukashuk N.A., Rodkin O.I. Foreign experience in the development of organic agricultural production // Works of BSTU. Series 5: Economics and Management. 2017. No. 1 (196). pp. 185-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.