Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании развития рынка органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации'

К вопросу о правовом регулировании развития рынка органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
249
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОПРОДУКТ / LEGISLATION / ORGANIC AGRICULTURAL INDUSTRY / ECOPRODUCT

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Воронин Б. А.

По материалам маркетинговых и социологических исследований, в ряде зарубежных стран уже около 80 % покупателей предпочитают экопродукцию. Экологические и региональные программы поддержки сельского хозяйства относятся к мерам «зеленой корзины» ВТО и затраты на эти направления жестко не лимитируются. Сегодня органическое сельское хозяйство получило признание во всем мире, а спрос на органические продукты увеличивается с каждым годом. Как самостоятельное направление органическое земледелие стало активно развиваться, начиная с 40-х гг. прошлого столетия в Европе и Америке, в ответ на зависимость от синтетических удобрений. Современный этап развития мирового сельского хозяйства перехода на производство органической продукции. Спрос на органический продукт увеличивается с каждым годом. В Российской Федерации развитию рынка органической продукции мешает отсутствие федерального закона, отсутствие единой официальной системы сертификации органической сельскохозяйственной продукции. Государственные стандарты, определяющие принципы органического сельского хозяйства в России пока также отсутствуют. В связи с этим необходимо ускорить принятие специального федерального закона и других правовых актов, регулирующих отношение в этой сфере. Законодательство должно быть качественное и прямого действия, чтобы исключить коррупцию, бюрократию и другие негативные явления, которые могут появиться в сфере производства и реализации органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Воронин Б. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MARKET REGULATORY DEVELOPMENT OF ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

According to the materials of marketing and sociological research in a number of foreign countries for about 80 % of consumers prefer organic products. Environmental and regional programs to support agriculture among the measures “green box” WTO and the cost of these directions are not strictly limited. Today, organic agriculture has been recognized all over the world, and the demand for organic products is increasing every year. As an independent field of organic farming became actively developed since the 40s. The last century in Europe and America, in response to the dependence on synthetic fertilizers. The current stage of development of world agriculture transition to organic production. Demand for organic products is increasing every year. In the Russian Federation, the development of organic market hampered by the absence of federal law, the lack of a unified system of official certification of organic agricultural products. State standards that define the principles of organic agriculture in Russia is also available. In this regard, it is necessary to accelerate the adoption of a special federal law and other legal acts regulating relations in this sphere. Legislation should be qualitative and direct action to eliminate corruption, bureaucracy and other adverse events that may occur in the production and sale of organic agricultural products in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании развития рынка органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации»

(\^yL-

Экономика €

УДК 330.3

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Б. А. БороНМН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой,

Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)

Ключевые слова: законодательство, органическое сельское хозяйство, экопродукт.

Аннотация. По материалам маркетинговых и социологических исследований, в ряде зарубежных стран уже около 80 % покупателей предпочитают экопродукцию. Экологические и региональные программы поддержки сельского хозяйства относятся к мерам «зеленой корзины» ВТО и затраты на эти направления жестко не лимитируются. Сегодня органическое сельское хозяйство получило признание во всем мире, а спрос на органические продукты увеличивается с каждым годом. Как самостоятельное направление органическое земледелие стало активно развиваться, начиная с 40-х гг. прошлого столетия в Европе и Америке, в ответ на зависимость от синтетических удобрений. Современный этап развития мирового сельского хозяйства перехода на производство органической продукции. Спрос на органический продукт увеличивается с каждым годом. В Российской Федерации развитию рынка органической продукции мешает отсутствие федерального закона, отсутствие единой официальной системы сертификации органической сельскохозяйственной продукции. Государственные стандарты, определяющие принципы органического сельского хозяйства в России пока также отсутствуют. В связи с этим необходимо ускорить принятие специального федерального закона и других правовых актов, регулирующих отношение в этой сфере. Законодательство должно быть качественное и прямого действия, чтобы исключить коррупцию, бюрократию и другие негативные явления, которые могут появиться в сфере производства и реализации органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации.

ON THE MARKET REGULATORY DEVELOPMENT OF ORGANIc AGRIcULTURAL PRODUcTS IN The RUSSIAN FEDERATION

B. A. VORONIN,

doctor of law, professor, head of department, Ural state agricultural university

(620075, Ekaterinburg, K. Libkneht st., 42; phone: 8 (343) 371-33-63)

Keywords: legislation, organic agricultural industry, ecoproduct.

Abstract. According to the materials of marketing and sociological research in a number of foreign countries for about 80 % of consumers prefer organic products. Environmental and regional programs to support agriculture among the measures “green box” WTO and the cost of these directions are not strictly limited. Today, organic agriculture has been recognized all over the world, and the demand for organic products is increasing every year. As an independent field of organic farming became actively developed since the 40s. the last century in europe and America, in response to the dependence on synthetic fertilizers. the current stage of development of world agriculture transition to organic production. Demand for organic products is increasing every year. In the Russian Federation, the development of organic market hampered by the absence of federal law, the lack of a unified system of official certification of organic agricultural products. State standards that define the principles of organic agriculture in Russia is also available. In this regard, it is necessary to accelerate the adoption of a special federal law and other legal acts regulating relations in this sphere. Legislation should be qualitative and direct action to eliminate corruption, bureaucracy and other adverse events that may occur in the production and sale of organic agricultural products in the Russian Federation.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии.

Экономика *

По материалам маркетинговых и социологических исследований, в ряде зарубежных стран уже около 80 % покупателей предпочитают экопродукцию.

Экологические и региональные программы поддержки сельского хозяйства относятся к мерам «зеленой корзины» ВТО и затраты на эти направления жестко не лимитируются.

Сегодня органическое сельское хозяйство получило признание во всем мире, а спрос на органические продукты увеличивается с каждым годом. Как самостоятельное направление органическое земледелие стало активно развиваться, начиная с 40-х гг. прошлого столетия в Европе и Америке, в ответ на зависимость от синтетических удобрений.

В течении XX столетия новые способы земледелия активно использовались, действительно приводя к росту урожаев. Но экологические последствия применения агрохимикатов становились все больше очевидными: эрозия почв, их загрязнение тяжелыми металлами, засорение водных источников. Налицо проявилось негативное влияние химических удобрений на здоровье животных и растений. Осознаваемая опасность для здоровья человека послужила толчком для возникновения органического земледелия и развития органического сельского хозяйства с использованием компостов из растений из растительных остатков и навоза.

Повышение внимания к экологическим проблемам постепенно приводит и к изменению отношения к принятым системам земледелия. Так, Евросоюз, стремясь избежать будущих затрат на борьбу с загрязнением окружающей среды субсидирует органическое фермерство. При этом ведется учет последствий уменьшения потребления воды и ее загрязнения, предотвращения эрозии почвы, выброса углекислого газа, увеличения биоразнообразия. «Органическое сельское хозяйство может быть более благоприятным для обеспечения безопасности пищевых продуктов в сравнении с традиционными методами и является более устойчивым в долговременной перспективе», заявлено в Программе ООН по окружающей среде (UNEP — United Nations Environment Programme) и ООН по торговле и развитию (UNCTAD — United Nations Conference on Trade and Development) в 2008 г. В этом же отчете сообщалось, что «урожаи повысились более чем вдвое там, где применяли органические методы», в то же время улучшилось плодородие почвы и уменьшилось негативное влияние засухи. В органическом сельском хозяйстве для сохранения плодородия почвы и повышения урожайности применяются севооборот, органические удобрения (навоз, компост, сидераты и пр.), безотвальная обработка почвы и др. мероприятия. Использование химических пестицидов, регуляторов роста и антибиотиков запрещено стандартами органического сельского хозяйства. Биологические исследования почвы и почвенных микро-организмов доказали благотворное влияние органического земледелия. Различные виды бактерий и грибов, разрушая химические вещества и продукты жизнедеятельности животных и растений, превращают их в питательные вещества почвы. Борьба с сорняками выражается скорее в их подавлении, чем в полном уничтожении. Например, для этого используется несовместимость культуры и определенных видов сорняков, развитие которых подавляется продуктами жизнедеятельности культуры. Чередование культур на одном поле — одно из важных требований органических стандартов. Фермерские хозяйства, занимающиеся и животновод-

ством и растениеводством, могут чередовать посевы с занятыми парами (посев клевера или люцерны).

В Российской Федерации, в том числе и в субъектах Уральского федерального округа, имеются огромные площади земель сельскохозяйственного назначения, на которых по 15-20 лет не выращивались сельскохозяйственные культуры, не вносились не только химические, но и органические удобрения.

Как правило, такие земельные площади находятся в отдаленных территориях или вокруг бывших сельских населенных пунктов. То есть они не подвержены техногенным и иным негативным воздействиям окружающей среды.

Именно такие сельхозземли могут быть использованы для развития органического сельского хозяйства.

Этим инновационным направлением сельскохозяйственной деятельности целесообразно заняться фермерам, сельскохозяйственным кооперативам, владельцам личных подсобных хозяйств, то есть тем, кто может производить продукцию не промышленным путем.

Для них перейти на органическое производство будет менее сложно, чем крупным агрохолдингам, которые для того, чтобы иметь высокие показатели в растениеводстве и животноводстве вынуждены применять агрохимию (стимуляторы роста, защиты растений и другое), а также всевозможные премиксы, добавки, ветпрепараты и т. д.

Что такое органическая продукция и органическое производство?

Органический продукт — пищевой продукт, произведенный с использованием технологий, обеспечивающих их получение из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения (СанПиН 2.3.2.2354-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам»).

Органическое производство — система управления фермой и производством пищевых продуктов, которая наилучшим образом сочетает экологические методы, высокий уровень вариативности (неоднородности, изменчивости, разнообразия), сохранение природных ресурсов, применение высоких стандартов содержания и воспроизводства животных, с преимущественным правом (преференцией) определенных потребителей приобретать продукты, при производстве которых использованы естественные (натуральные) вещества и процессы (Предписание ЕС № 834/2007 от 28.06.2007 г.).

Органические овощи, в сравнении с традиционными, содержат меньшее количество нитратов, кадмия и пестицидов: в органическом картофеле, свекле, моркови, картофеле, капусте белокочанной и краснокочанной, красном перце выявлено нитратов и кадмия в 1,5-2 раза меньше, чем в аналогичных продуктах, выращенных по традиционной технологии (Rembialkowska E., 1998; Kunachowisz I., 1993; Leszcrynska L., 1996).

Пестициды в органических овощах и фруктах обнаруживаются в концентрациях в 14-24 раза меньше, чем в аналогичных продуктах, выращенных традиционным методом. Разница в уровнях загрязнения сразу несколькими пестицидами органических и обычных продуктов составляет 28 раз (Stolz Peter, Weber Annette, Strube Jürgen, 2005).

(\^yL-

Экономика €

В ряде исследований отмечается более высокая пищевая ценность органических пищевых продуктов (Mejer-Ploeger, 2001 и др.).

Продукты, полученные экологическим путем, в сравнении с традиционными имеют:

— на 10-20 % более высокий состав витаминов и антиоксидантов (С, биофлавоноидов, каротинои-дов) в картофеле, помидорах, салате, капусте и других овощах) (Mejer-Ploeger, 2001; Hallmann Е. еt al., 2007; Sikora M. еt а1, 2009).

— на 30 % более высокий состав полиненасы-щенных жирных кислот в молоке, в основном за счет пула омега-3 жирных кислот (Kraft J., Collomb M., Mockel P. et al., 2003).

Исследования перца красного органического, показали большее содержание таких веществ как витамин С, сахар, флавониды, по сравнению с содержанием этих же веществ в перце красном обычном (Hallmann Е., Rembialkowska Е., Szafirowska A, Grudzien K. Rocz Panstw Zakl Hig. 2007;58(1):77-82. Significance of organic crops in health prevention illustrated by the example of organic paprika (Capsicumannuum)).

Исследования моркови органической выявили большее содержание таких ингредиентов как витамин

С, органические кислоты, каратиноиды, в сравнении с содержанием таких веществ в моркови обычной (Sikora M, Hallmann Е, Rembialkowska Е. Roczniki Panstwowego Zakladu Higieny 60(3):217-20, 2009. The content of bioactive compounds in carrots from organic and conventional production in the context of health prevention).

Исследования картофеля показали меньшее содержание в органическом картофеле таких ингредиентов как, нитраты и кадмий, большее содержание витамина С (Rembialkowska Е Rocz Panstw Zakl Hig. 1998;49(2):159-67).

Содержание в органических продуктах таких минеральных веществ, как фосфор, калий, кальций, магний почти вдвое превышает эти показатели в продуктах, полученных традиционными технологиями (Карл фон Коербер, Томас Мэннле, Клаус Лейтцманн, 2004; Земельное объединение, 2001).

Такие результаты объясняются меньшей степенью использования азотных удобрений, более высоким содержанием сухого вещества (или меньшим содержанием воды), более эффективной иммунной системой органических растительных культур, а также использованием в экологически чистом земледелии устойчивых к заболеваниям дикорастущих форм.

Имеется рад существенных отличий биологического производства от традиционного.

В биологическом производстве запрещена промышленная гидрогенизация жиров, в результате такие продукты не содержат трансизомеры жирных кислот, а также использование большинства пищевых добавок, которые представляют серьезный риск для развития сердечно-сосудистых, онкологических и др. заболеваний (Предписание ЕС № 834/2007).

В настоящее время в Российской Федерации разработан проект Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесение изменений в законодательный акт Российской Федерации».

Ознакомление с проектом закона, к сожалению, вызывает вопросы к его разработчикам, ибо закон в таком виде не будет правовым актом прямого действия. Так как все его статьи отсылают к другим федеральным законам и иным правовым актам.

Так, статья 4 «Органическая сельскохозяйственная продукция», не давая исчерпывающего понятия отсылает:

1. к национальному стандарту органической сельскохозяйственной продукции (предварительному национальному стандарту сельскохозяйственной продукции);

2. к международному стандарту органической сельскохозяйственной продукции или стандарту органической сельскохозяйственной продукции иностранного государства, зарегистрированного в Федеральном информационном фонде Технических регламентов и стандартов;

3. к зарубежной либо российской системе сертификации органической продукции.

Сертификация органической продукции осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, чтобы сельскохозяйственный товаропроизводитель добрался до сути определения органической сельскохозяйственной продукции, ему придется изучить целый комплект вышеперечисленных документов. Но, даже взяв за основу международные стандарты, если не прописать в российском законе понятие органической сельскохозяйственной продукции, не определить весь экономико-правовой механизм развития этого вида хозяйственной деятельности в аграрной сфере Российской Федерации, то сельскохозяйственные товаропроизводители столкнутся с проблемами при производстве и реализации органической продукции.

Четкая правовая регламентация необходима и органам государственного контроля и надзора (Россель-хознадзор, Роспотребнадзор и др.)

В Федеральном законе должно быть прописано ясное и понятное всем определение органического сельскохозяйственного продукта.

Органический продукт должен быть произведен или переработан на определенной территории, без применения генетически модифицированных организмов (ГМО), ядохимикатов и минеральных удобрений (или, во всяком случае, должно быть прописана норма о том, какое количество их может быть в почве).

Применительно к продукции животноводства должно быть прописано, какое количество антибиотиков и иных лекарственных препаратов допускается в мясе, молоке и другой продукции.

При наличии всех необходимых документов подтверждающих, что продукт действительно экологически чистый и соответствует требованиям стандартов, фермерскому хозяйству или иной организации занимающейся органическим земледелием возможно присвоение статуса «Органический производитель», а продукции «Органический продукт».

Потребуется принятие норм о сроках подтверждения статуса «Органический производитель» и «Органический продукт» (ежегодно, раз в два года и т. д.). Для примера приведем требования по сертификации органической продукции за рубежом.

Для того чтобы сертифицировать хозяйство, зарубежному фермеру необходимо:

— изучить стандарты, в которых перечислено, что разрешено и запрещено при ведении органического фермерского хозяйства, включая хранение, транспортировку и продажу продукции;

— показать соответствие оборудования и методов производства на ферме стандартам органического сель-скогохозяйства. Дляэтого, возможно, понадобитсязаме-на оборудования, материалы других поставщиков и пр.;

Экономика *

— предоставить документацию истории фермы, информацию об оборудовании на данный момент, результаты тестирования воды и почвы;

— предоставить детальный план ежегодного производства «от семян до продаж»: источники семян, местоположение полей и посевов, действия, связанные с удобрениями и контролем вредителей и болезней, технологии сбора урожая, расположение хранилищ и т. д.;

— предоставить доступ для инспекции в любое время, в том числе доступ к ежедневной письменной отчетности обо всех видах деятельности фермы и ее маркетинге.

Ежегодная очная инспекция фермы включает ее осмотр, проверку записей, устное интервью. За сертификацию и инспектирование взимается ежегодная плата в виде лицензионных сборов (например, в США и Канаде $ 400-2000 в год в зависимости от агентства и объема работ). Дополнительно могут проводиться незапланированные инспекции и специальные тесты (почвы, воды, образцов растений и др.). Для ферм, проходящих сертификацию впервые, почва должна соответствовать базовым требованиям отсутствия запрещенных веществ (синтетических химикатов и пр.) в течение ряда лет. Традиционное фермерство должно придерживаться органических стандартов в течение этого периода, называемого переходным, который обычно составляет 2-3 года. Урожаи, полученные в течение переходного периода, не считаются органическими полностью. Сертификация нефермерской деятельности происходит аналогичным образом. Она фокусируется на ингредиентах продукции и других используемых материалах, процессах и условиях переработки. От транспортных компаний требуется предоставление детальных отчетов об использовании и поддержке их транспортных средств, оборудования хранилищ, контейнеров и т. д. В ресторанах инспектируются помещения и оборудование, а также проверяются поставщики.

Как видно из вышеизложенной информации органическое сельское не такое уж мало затратное производство. Поэтому в проекте закона РФ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции» предусмотрена государственная поддержка этого вида сельскохозяйственной деятельности.

Государственная поддержка производства органической сельскохозяйственной продукции может осуществляться по следующим основным направлениям:

1. организационная поддержка создания в Российской Федерации систем сертификации органической продукции;

2. разработка и реализация федеральных, региональных, местных и отраслевых целевых программ, предусматривающих комплекс мероприятий по организации и развитию производства органической сельскохозяйственной продукции;

3. обеспечение доступности целевых кредитов, направленных на развитие производства органической продукции;

4. информационное и методическое обеспечение лиц, осуществляющих органическое сельско-

хозяйственное производство или планирующих его организацию;

5. осуществление государственной поддержки страхования рисков, возникающих при производстве органической сельскохозяйственной продукции;

6. поддержка потребительской сельскохозяйственной кооперации, малого и среднего предпринимательства, предоставляющих услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям, производящим органическую сельскохозяйственную продукцию;

7. поддержка научно-исследовательской деятельности, направленной на организацию и развитие производства органической сельскохозяйственной продукции;

8. иные направления, предусмотренные федеральными законами.

Для экономической поддержки производителей органических продуктов, например, в Ульяновской области, правительство субъекта намерено компенсировать 50 % затрат на сертификацию производства, освободить от налога на имущество, а также оказывать информационную и методическую поддержку.

Поскольку органическую продукцию можно получить лишь экстенсивными технологиями, то урожайность сельскохозяйственных культур и показатели в животноводстве могут быть ниже, чем у организаций применяющих агрохимикаты и иные стимуляторы и биопрепараты.

Эксперты отмечают, что развитию органического рынка России мешают отсутствие единой и официальной системы органик-сертификации, общей концепции развития и правил органического земледелия, понимания потребителем, что такое органик-продукты, установка барьерных цен крупными торговыми сетями. Изменение потребительских предпочтений в сторону здорового питания, развитие специализированных розничных магазинов, розничной торговли в Интернет, наличие в России обширных свободных земель, не обработанных химикатами, говорят о большом потенциале рынка.

В связи с этим необходимо провести комплекс мер организационно правового, экономического и информационного характера.

Прежде всего, потребуются определить цену органической продукции, открыть специализированные магазины или отделы в крупных сетях, организовать пропаганду здорового питания и рекламу экопродукции, в том числе и через специальную маркировку.

В субъектах РФ должна быть создана соответствующая система по организации, контролю, сертификации, сбыту органической продукции, оказанию реальной помощи товаропроизводителям. Производство органической сельскохозяйственной продукции реальный шанс развития сельскохозяйственных организаций и прежде всего фермеров в условиях ВТО. Ясно, что это новое для российского АПК направление деятельности и здесь пока больше вопросов, чем ответов. Но для этого и нужен четкий федеральный закон, чтобы снять возникающие вопросы и на правовом уровне наиболее полноценно урегулировать весь спектр проблем, которые могут возникнуть в этой сфере.

Литература

1. Курочкин С. С., Смольнякова В. В. Органическое сельское хозяйство // Вестник овощевода. 2012. № 1. С. 46-49.

2. Проект федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесение изменений в законодательный акт Российской Федерации».

References

1. Kurochkin S. S., Smolnyakova V V Organic farming // Herald grower. 2012. № 1. P. 46-49.

2. The draft federal law “On the production of organic agricultural products and amending legislation of the Russian Federation”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.