Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ (НАЧАЛО)'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ (НАЧАЛО) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / БЕЗОПАСНОЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Капралов Петр Владимирович, Яковлева Татьяна Афанасьевна

С вступлением в силу с 01.01.2020 г. федерального закона от 03.08.2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции» в России начался этап формирования органического сельского хозяйства. Подготовлена законодательная основа, но, как отмечается в научном сообществе, она недостаточно полно решает вопросы сертификации сельскохозяйственного производства органической продукции. Согласно требованиям законодательства России и международных стандартов, органическое сельское хозяйство предусматривает производство органической продукции в условиях, приближенным к биологическим процессам, протекающим в естественных экологических системах. Органическое сельское хозяйство должно базироваться на совокупности методов, которые обеспечивают жизнеспособную экосистему, безопасное продовольствие, полезное питание, здоровье животных и социальную справедливость, а органический продукт - продукт, который производят в соответствии со стандартами органического хозяйствования. Существующая система государственного регулирования производства органической продукции в России недостаточно сформирована и не в полной мере отвечает современным требованиям международных стандартов. Указанный выше федеральный закон вводит требование по сертификации только самой органической продукции, что на наш взгляд, является не достаточным для решения поставленных государством и международным сообществом задач. В статье обосновывается необходимость экологической сертификации производства органической продукции, и разработана ее модель, предложены механизмы, необходимые для осуществления контроля за использованием сельскохозяйственных угодий в указанных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Капралов Петр Владимирович, Яковлева Татьяна Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CERTIFICATION OF ORGANIC PRODUCTION IN RUSSIA: LEGAL BASIS (BEGINNING)

Federal Law No. 280-FZ of 03.08.2018 "On Organic Products", which came into force on 01.01.2020, has started the formation of organic agriculture in Russia. A legislative framework has been prepared, but as noted in the scientific community, it does not adequately address the issues. According to the requirements of Russian legislation and international standards, organic agriculture provides for the production of organic products in conditions close to the biological processes that occur in natural ecological systems. Organic agriculture must be based on a set of practises that ensure a viable ecosystem, safe food, healthy nutrition, animal health, and social justice, and an organic product that is produced in accordance with organic farming standards. The existing system of state regulation of production of organic products in Russia is insufficiently formed and does not fully meet the current requirements of international standards. This study was conducted to assess the compliance of Russian legislation with the requirements of international standards in the field of organic production certification. The above federal law introduces a requirement to certify only the organic products themselves, which, in our opinion, is not sufficient to solve the tasks set by the state and the international community. The article substantiates the need for ecological certification of organic production and develops its model, suggesting mechanisms necessary for control over the use of agricultural land for these purposes. The proposed model of ecological certification of production of organic products will meet the objectives in the field of organic agriculture, environmental protection, and organic products comply with international requirements and standards, which will contribute to the entry of products into the Russian and international markets.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ (НАЧАЛО)»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_142 УДК 349

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ (начало) ECOLOGICAL CERTIFICATION OF ORGANIC PRODUCTION IN RUSSIA:

LEGAL BASIS (beginning)

КАПРАЛОВ Петр Владимирович,

студент юридического факультета,

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58. E-mail: tanyakovleva@mail.ru; Научный руководитель:

ЯКОВЛЕВА Татьяна Афанасьевна,

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона юридического факультета, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58. E-mail: tanyakovleva@mail.ru;

Kapralov Petr Vladimirovich,

student of the Bachelor's Faculty of Law, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

"M. K. Ammosov North-Eastern Federal University".

677000, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, ul. Belinsky, 58.

E-mail: tanyakovleva@mail.ru;

Scientific adviser:

Yakovleva Tatyana Afanasyevna,

candidate of Law Sciences, associate professor of Arctic Law and Law of the Countries of the Asia-Pacific Region, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M. K. Ammosov North-Eastern Federal University". 677000, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, ul. Belinsky, 58. E-mail: tanyakovleva@mail.ru

Краткая аннотация. С вступлением в силу с 01.01.2020 г. федерального закона от 03.08.2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции» в России начался этап формирования органического сельского хозяйства. Подготовлена законодательная основа, но, как отмечается в научном сообществе, она недостаточно полно решает вопросы сертификации сельскохозяйственного производства органической продукции. Согласно требованиям законодательства России и международных стандартов, органическое сельское хозяйство предусматривает производство органической продукции в условиях, приближенным к биологическим процессам, протекающим в естественных экологических системах. Органическое сельское хозяйство должно базироваться на совокупности методов, которые обеспечивают жизнеспособную экосистему, безопасное продовольствие, полезное питание, здоровье животных и социальную справедливость, а органический продукт - продукт, который производят в соответствии со стандартами органического хозяйствования. Существующая система государственного регулирования производства органической продукции в России недостаточно сформирована и не в полной мере отвечает современным требованиям международных стандартов. Указанный выше федеральный закон вводит требование по сертификации только самой органической продукции, что на наш взгляд, является не достаточным для решения поставленных государством и международным сообществом задач. В статье обосновывается необходимость экологической сертификации производства органической продукции, и разработана ее модель, предложены механизмы, необходимые для осуществления контроля за использованием сельскохозяйственных угодий в указанных целях.

Abstract. Federal Law No. 280-FZ of 03.08.2018 "On Organic Products", which came into force on 01.01.2020, has started the formation of organic agriculture in Russia. A legislative framework has been prepared, but as noted in the scientific community, it does not adequately address the issues. According to the requirements of Russian legislation and international standards, organic agriculture provides for the production of organic products in conditions close to the biological processes that occur in natural ecological systems. Organic agriculture must be based on a set of practises that ensure a viable ecosystem, safe food, healthy nutrition, animal health, and social justice, and an organic product that is produced in accordance with organic farming standards. The existing system of state regulation of production of organic products in Russia is insufficiently formed and does not fully meet the current requirements of international standards. This study was conducted to assess the compliance of Russian legislation with the requirements of international standards in the field of organic production certification. The above federal law introduces a requirement to certify only the organic products themselves, which, in our opinion, is not sufficient to solve the tasks set by the state and the international community. The article substantiates the need for ecological certification of organic production and develops its model, suggesting mechanisms necessary for control over the use of agricultural land for these purposes. The proposed model of ecological certification of production of organic products will meet the objectives in the field of organic agriculture, environmental protection, and organic products comply with international requirements and standards, which will contribute to the entry of products into the Russian and international markets.

Ключевые слова: органическое сельское хозяйство, органическая продукция, безопасное продовольствие, охрана окружающей среды, экологическая сертификация, правовое регулирование.

Keywords: Organic farming, organic products, safe food, environmental protection, environmental certification, legal regulation.

Для цитирования: Капралов П.В., Яковлева Т.А. Экологическая сертификация производства органической продукции в России: правовые основы (начало) //Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 142-145. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_142.

For citation: Kapralov P.V., Yakovleva T.A. Ecological certification of organic production in Russia: legal basis (beginning) // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 142-145. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_142.

Статья поступила в редакцию: 08.06.2023

Современные тренды сельского хозяйства в мире и России связаны с его продовольственной и экологической безопасностью - органическим сельским хозяйством и производством органической продукции безопасной для здоровья и жизни человека, окружающей среды. В соответствии с действующими стандартами такая продукция имеет маркировки как экологически чистый продукт, органический продукт, биопро-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

дукт, экопродукт. Производство такой продукции определяется специальными терминами в зависимости от законодательства стран или регионов: органическое производство - в англоязычных странах, США, России, экологическое производство - в Венгрии, Дании, Испании, Литве, Польше, Словакии, Чехии, Швеции, биологическое производство - в Германии, Греции, Грузии, Италии, Латвии, Нидерландах, Португалии, Франции, природное производство - в Финляндии [1, 2]. Международные и зарубежные правовые системы сочетают различные подходы регулирования производства органической продукции, в основе которых лежат руководящие положения комиссии Codex Alimentarius, базисные стандарты IFOAM (IBS), Регламенты ЕС [3, 4, 5, 6]. Регламент Совета ЕС 834/2007 от 28.07.2007 г. и Регламент Комиссии ЕС № 889/2008 от 05.09.2008 г. с положением о порядке исполнения Регламента Совета ЕС 834/2007 регламентируют экологическое производство, контроль и маркировку экологической продукции, затрагивающие все стадии производства и контроля. При этом в ЕС органическое сельское хозяйство характеризуется как долговременное решение проблемы сохранения природных ресурсов, развития сельских территорий и содействия здравоохранению [3].

Согласно базовым международным стандартам IFOAM (Международной федерации органического сельскохозяйственного движения (International Federation of Organic Agriculture Movements)) [7], органическое сельское хозяйство - это целостный системный подход, базирующийся на совокупности методов, которые обеспечивают жизнеспособную экосистему, безопасное продовольствие, полезное питание, здоровье животных и социальную справедливость, а органический продукт - продукт, который производят в соответствии со стандартами органического хозяйствования [4]. Как отмечают в научной литературе, регулирование органического производства в мировой практике происходило по стандартам, разработанным самими фермерами, и основано на принципах устранения негативных последствий ведения сельского хозяйства на окружающую среду [5].

Стандарты производства органической продукции, сформулированные IFOAM по отношению к окружающей среде, сводятся к следующему:

- взаимодействие с природными системами и циклами должно быть организовано в порядке, не препятствующем их естественному функционированию;

- сохранять и расширять биологическое разнообразие в ходе ведения органического хозяйства и переработки;

- сохранять природное состояние водных ресурсов;

- обеспечивать плодородие почв в долгосрочной перспективе;

- обеспечивать защиту растений и диких животных и птиц;

- свести к минимуму использование веществ, загрязняющих окружающую среду;

- перерабатывать органическую продукцию за счет использования возобновляемых ресурсов;

- производить полностью разлагаемые на биологическом уровне органические продукты [4].

Проблемы правового регулирования производства и сертификации органической продукции в Российской Федерации нашли отражение в работах Щербаковой А.С.[2], Беляковой З.Ю.[3], Толеубаевой Д.С., Патласова О.Ю. [8], Мартынушкина А.Б., Мартынушкина П.В.[9] и др. Сравнительный анализ законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в области органического сельского хозяйства проведен в исследовании Э.С. Навасардовой, А.Н. Захарина [10], государственного регулирования органического сельскохозяйственного производства в зарубежных странах - в работах В.Г. Кудрякова, В.А. Мирончука, С.А. Есаян [11], Н.А. Лукашук, О.И. Родькина [1] и др. Теоретические и методологические основы ведения органического сельского хозяйства представлены в работах зарубежных авторов Adams D. C., Salois M. J. [12], Cooper J., Baranski M., Stewart G. [13], Marsh L., Zoumenou V., Cotton C., Hashem F. [14], Jespersen L. M., Baggesen D. L., Fog E. [15], Roos E., Mie A., Wivstad M. [16] и др.

По мнению многих фермеров, основным сдерживающим фактором, препятствующему быстрому развитию органического сельского хозяйства в мире является высокая себестоимость продукции при низкой рентабельности производства [2, 9, 15, 16]. По данным опроса, проведенным Marsh L., Zoumenou V., Cotton C., Hashem F., среди фермеров только 10% ориентированы на производство органической продукции [14]. Риски и возможности увеличения урожайности органического сельского хозяйства описаны в работах Adams D. C., Salois M. J. [12], Roos E., Mie A., Wivstad M. [16]. Технологии обработки почвы в органическом земледелии, поддерживающие урожайность и увеличение запасов углерода в почве, представлены в исследовании Cooper J., Baranski M., Stewart G. [13]. Jespersen L. M., Baggesen D. L., Fog E. в своей работе проанализировали и выделили положительные и отрицательные стороны, представили основные принципы органического сельского хозяйства [15].

Анализ научной литературы позволил обобщить основные проблемы правового регулирования органического сельского хозяйства в

России:

1) отсутствие регулирования земельных отношений для производства органической продукции,

2) отсутствие контроля за использованием таких земель со стороны государства,

3) недостаточно сформированная и не отвечающая современным международным требованиям система сертификации органической продукции. Совершенствование правового регулирования формирования и развития органического сельского хозяйства создаст условия для продвижения органической продукции на отечественном и международном рынках.

С 01.01.2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - ФЗ «Об органической продукции»). Отличительным признаком является применение в сельском хозяйстве способов, методов, технологий, направленных на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепления здоровья человека, сохранение и восстановление почв (ст. 2 ФЗ «Об органической продукции»). Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 33980-

2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации», органическое сельское хозяйство - это производственная система, которая улучшает экосистему, сохраняет и улучшает плодородие почвы, защищает здоровье человека, принимая во внимание местные условия и опираясь на экологические циклы, сохраняет биологическое разнообразие, не использует вещества, способные нанести вред окружающей среде. Под органической продукцией понимаются экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям федерального закона (ст. 2 ФЗ «Об органической продукции»). Таким образом, дефиниции «органическое сельское хозяйство» и «органическая продукция» в российском законодательстве соответствуют понятиям, утвержденным в базовых международных стандартах.

Требования к производству органической продукции регламентированы ст. 4 ФЗ «Об органической продукции», в зависимости от прямого и (или) косвенного влияния на состояние природной среды и здоровье человека, мы условно разделили их на две группы: 1) в целях охраны окружающей среды, в том числе сельскохозяйственных животных и растений 2) в целях охраны здоровья человека (табл. 1). Условность деления на группы обусловлена тем, что требования взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВУ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

обособление производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической продукции;

запрет на применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, и их продукции;

запрет на использование гидропонного метода выращивания растений;

запрет на применение ионизирующего излучения;

применение для борьбы с вредителями, болезнями растений и животных средств биологического происхождения;

.о д о р с е ? 2 р к осуществление мер по предупреждению потерь, наносимых вредными организмами растениям или продукции растительного происхождения, которые основаны на защите энтомофагов, на выборе видов и сортов растений, оптимальных методов севооборота, возделывания растений, термической обработки органической продукции;

подбор пород или видов сельскохозяйственных животных с учетом их адаптивных способностей и устойчивости к болезням, создание условий, способствующих сохранению их здоровья, ветеринарному благополучию, естественному воспроизводству;

ы I а р X о х к л 5- запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов;

в запрет на использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, в том числе на использование поливинилхлорида для упаковки и тары;

использование пищевых добавок, технологических вспомогательных средств, ароматизаторов, усилителей вкуса, ферментных препаратов, микроэлементов, витаминов, аминокислот, предусмотренных действующими станда ртами;

Ш е в запрет на смешивание органической продукции с продукцией, не относящейся к органической, при их хранении и транспортировке;

л е T я ь CD о р О д з применение биологических, в том числе пробиотических, микроорганизмов, использование мер защиты продукции животного происхождения от микробиологической порчи;

.0 н TO CL х О X я Ц s- m запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов;

запрет на использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции.

Таблица 1. Требования к производству органической продукции в российском законодательстве.

Библиография:

1. Лукашук Н.А., Родькин О.И. Зарубежный опыт развития органического сельскохозяйственного производства // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2017. № 1 (196). С. 185-189.

2. Щербакова (Понамарева) А.С. Органическое сельское хозяйство в России // Siberian Journal of life Sciences and Agriculture. 2017. № 4. С. 151-173. https://d0i.0rg/l 0.12731 /wsd-2017-4-151 -173

3. Белякова З.Ю. Современные правовые формы обеспечения производства и оборота органической продукции // Техника и технология пищевых производств. 2018. № 3 (48). С. 140-151. https://doi.org/10.21603/2074-9414-2018-3-140-151

4. Климова М.Л. Международный опыт правового регулирования органического производства // Актуальные вопросы переработки мясного и молочного сырья. 2020. № 1(15), с. 25-40. https://doi.org/10.47612/2220-8755-2020-15-25-40

5. Rana J. and Paul J. Consumer behavior and purchase intention for organic food: A review a research agenda. Journal of Retailing and Consumer Services. 2017. vol. 38, pp. 157-165.

6. Willer, H. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging trend. /H. Willer, J. Lernoud // Switzerland: Research Institute of Organic Agriculture. 2017. 340 p.

7. IFOAM Basic Standards approved by the IFOAM General Assembly //Ifoam.org. 2002. Mode of access: http://www.infoam.org/

8. Толеубаева Д.С., Патласов О.Ю. Государственное регулирование рынка органической продукции в России // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 1 (31). С. 182-191. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2018.31.182

9. Мартынушкин А.Б., Мартынушкин П.В. Российский рынок органической продукции: проблемы формирования и пути решения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 62-65.

10. Навасардова Э.С., Захарин А.Н. Сравнительный анализ законодательства государств-членов ЕАЭС в области органического сельского хозяйства // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 2. С. 141 -146.

11. Кудряков В.Г., Мирончук В.А., Есаян С.А. Государственное регулирование органического земледелия: основы и особенности европейского и американского законодательства // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 105. С. 505-522.

12. Adams D. C., Salois M. J. Adams D. C., Salois M. J. Local versus organic: a turn in consumer preferences and willingness-to-pay. Renew Agric Food System. 2010Pp. 331-341. https://doi.org/10.1017/S1742170510000219

13. Cooper J., Baranski M., Stewart G. Shallow non-inversion tillage in organic farming maintains crop yields and increases soil C stocks: a meta-analysis. Agronomy for Sustainable Development. 2016. P. 22. https://doi.org/10.1007/s13593-016-0354-1

14. Marsh L., Zoumenou V., Cotton C., Hashem F. Organic farming: knowledge, practices, and views of limited resource farmers and non-farmers on the Delmarva Peninsula. Organic Agriculture. 2017. Рp. 125-132. https://doi.org/10.1007/s13165-016-0150-x

15. Jespersen L. M., Baggesen D. L., Fog E. Contribution of organic farming to public goods in Denmark. Organic Agriculture. 2017. Рp. 243-246. https://doi.org/10.1007/s13165-017-0193-7

16. Roos E., Mie A., Wivstad M. Risks and opportunities for increasing yields in organic farming. Review. Agronomy for Sustainable Development. 2018.

References:

1. Lukashuk N.A., Rodkin O.I. Foreign experience in the development of organic agricultural production // Works of BSTU. Series 5: Economics and Management. 2017. No. 1 (196). pp. 185-189.

2. Shcherbakova (Ponamareva) A.S. Organic agriculture in Russia // Siberian Journal of life Sciences and Agriculture. 2017. No. 4. pp. 151 -173. https://doi.org/10.12731 /wsd-2017-4-151 -173

3. Belyakova Z.Yu. Modern legal forms of ensuring the production and turnover of organic products // Technique and technology of food production. 2018. No. 3 (48). pp. 140-151. https://doi.org/10.21603/2074-9414-2018-3-140-151

4. Klimova M.L. International experience of legal regulation of organic production // Topical issues of processing of meat and dairy raw materials. 2020. No. 1(15), pp. 25-40. https://doi.org/10.47612/2220-8755-2020-15-25-40

5. Rana J. and Paul J. Consumer behavior and purchase intention for organic food: A review a research agenda. Journal of Retailing and Consumer Services. 2017. vol. 38, pp. 157-165.

6. Willer, H. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging trend. /H. Willer, J. Lernoud // Switzerland: Research Institute of Organic Agriculture. 2017. 340 p.

7. IFOAM Basic Standards approved by the IFOAM General Assembly //Ifoam.org. 2002. Mode of access: http://www.infoam.org/

8. Toleubaeva D.S., Patlasov O.Yu. State regulation of the organic products market in Russia // Science of man: humanitarian studies. 2018. No. 1 (31). pp. 182-191. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2018.31.182

9. Martynushkin A.B., Martynushkin P.V. The Russian market of organic products: problems of formation and solutions // Scientific notes of the St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. 2020. No. 2 (74). pp. 62-65.

10. Navasardova E.S., Zakharin A.N. Comparative analysis of the legislation of the EAEU member states in the field of organic agriculture // Humanitarian and legal studies. 2019. No. 2. pp. 141-146.

11. Kudryakov V.G., Mironchuk V.A., Yesayan S.A. State regulation of organic farming: fundamentals and features of European and American legislation // Scientific Journal of Kuban State Agrarian University. 2015. No. 105. pp. 505-522.

12. Adams D. C., Salois M. J. Adams D. C., Salois M. J. Local versus organic: a turn in consumer preferences and willingness-to-pay. Renew Agric Food System. 2010.Pp. 331-341. https://doi.org/10.1017/S1742170510000219

13. Cooper J., Baranski M., Stewart G. Shallow non-inversion tillage in organic farming maintains crop yields and increases soil C stocks: a meta-analysis. Agronomy for Sustainable Development. 2016. P. 22. https://doi.org/10.1007/s13593-016-0354-1

14. Marsh L., Zoumenou V., Cotton C., Hashem F. Organic farming: knowledge, practices, and views of limited resource farmers and non-farmers on the Delmarva Peninsula. Organic Agriculture. 2017. pp. 125-132. https://doi.org/10.1007/s13165-016-0150-x

15. Jespersen L. M., Baggesen D. L., Fog E. Contribution of organic farming to public goods in Denmark. Organic Agriculture. 2017. pp. 243-246. https://doi.org/10.1007/s13165-017-0193-7

16. Roos E., Mie A., Wivstad M. Risks and opportunities for increasing yields in organic farming. Review. Agronomy for Sustainable Development. 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.