Научная статья на тему 'Экологическая культура дошкольного возраста'

Экологическая культура дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая культура / воспитание / дошкольный возраст / нравственность / экологиялық мәдениет / тәрбие / мектепке дейінгі жас / адамгершілік / ecological culture / edu­ cation / preschool age / morality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мариниченко И.М., Сипко Н.В.

Детский сад служит первой ступенью структуры беспрерывного экологического воспитания, поэтому перед педагогами стоит задача обучения дошкольников разумному использованию ресурсов природы. Экологическое обучение реализуется в детском саду как в организованной учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать как нравственное воспитание, потому что гуманные чувства лежат в основе отношения человека к окружающему миру природы, стремления сберечь природу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мариниченко И.М., Сипко Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological culture of preschool age children

Kindergarten is the first stage of the structure of continuous environmental education, so teachers are faced with the task of teaching preschoolers how to use nature's resources wisely. Environmental education is implemented in kindergarten, both in organized educational activities and in everyday life. Environmental education of preschoolers should be considered as moral education, because humane feelings underlie a person's attitude to the surrounding natural world, the desire to preserve nature.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура дошкольного возраста»

Педагогическая наука и практика

89

УДК 373.2.02

ГРНТИ 14.23.09

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Annotation.

Kindergarten is the first stage of the structure of

continuous environmental education, so teachers

are faced with the task of teaching preschoolers

how to use nature's resources wisely. Environmental

education is implemented in kindergarten, both in

organized educational activities and in everyday life.

Environmental education of preschoolers should

be considered as moral education, because humane

feelings underlie a person's attitude to the surrounding

natural world, the desire to preserve nature.

4(42)/2023

Мариниченко И.М.,

воспитатель,

ясли /сад «Алтын бесік»,

г. Караганда,

Сипко Н.В.

воспитатель,

ясли /сад «Алтын бесік»,

г. Караганда,

Негізгі сөздер: экологиялық мәдениет, тәрбие, мектепке дейінгі

жас, адамгершілік.

Ключевые слова: экологическая

культура, воспитание, дошкольный

возраст, нравственность.

Keywords: ecological culture, edu­

cation, preschool age, morality.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Балабақша үздіксіз экологиялық білім беру

құрылымының бірінші кезеңі ретінде қызмет етеді,

сондықтан мұғалімдердің алдында мектеп жасына

дейінгі балаларды табиғат ресурстарын ұтымды

пайдалануға үйрету міндеті тұр. Экологиялық оқыту балабақшада ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінде де, күнделікті өмірде де жүзеге асырылады.

Мектеп жасына дейінгі балалардың экологиялық

тәрбиесі адамгершілік тәрбиесі ретінде қарастырылуы керек, өйткені адамгершілік сезімдер адамның қоршаған табиғат әлемімен қарым-қатынасының, табиғатты сақтауға деген ұмтылысының

негізінде жатыр.

Аннотация

Детский сад служит первой ступенью структуры беспрерывного экологического воспитания,

поэтому перед педагогами стоит задача обучения

дошкольников разумному использованию ресурсов природы. Экологическое обучение реализуется в детском саду как в организованной учебной

деятельности, так и в повседневной жизни. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать как нравственное воспитание, потому

что гуманные чувства лежат в основе отношения

человека к окружающему миру природы, стремления сберечь природу.

90

Педагогическая наука и практика

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Мир, окружающий ребенка это прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В.Сухомлинский

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка тысячами загадок и тайн,

морем запахов и звуков, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться,

задуматься. Детство – это время неиссякаемого развития ребенка, значительного

углубления представлений об окружающей реальности, формирования отношений к природе. Первое отношение к природе складывается у малышей на основе

эмоций, чувств, возникших в ходе созерцания ее красоты. Но одного эмоционального восприятия для формирования экологической культуры недостаточно. Поэтому

необходимо соединить эти чувства детей

со знаниями.

Детский сад служит первой ступенью

структуры беспрерывного экологического воспитания, поэтому перед педагогами

стоит задача обучения дошкольников разумному использованию ресурсов природы.

Воспитание бережного отношения к окружающей среде у детей с ранних лет начинается в семье и развивается в дошкольном

возрасте в дошкольных учреждениях.

Дошкольный возраст – значимый этап

в развитии природоохранной культуры человека. В этот отрезок времени закладывается источник индивидуальности, в том

числе благоприятное отношение к природе. В этот период у ребенка зарождаются

ценные чувства к окружающей реальности, развиваются источники нравственных

убеждений, которые выражаются в общении дошкольника с природой, в понимании единства с ней. В результате этого

очевидно установление у детей экологических знаний и правил сотрудничества с

природой, развитие сочувствия к ней, эффективность в суждении о некоторых природных ситуациях. При этом багаж знаний

у дошкольников не является целью, а имеет огромное значение для развития эмоционально-нравственного и действенного

отношения к миру.

Экологические знания – это сведения

о взаимосвязи растений и животных со

средой обитания, их приспособленности к ней, о человеке как части природы,

о загрязнении окружающей среды. И чем

больше будет знаний, умений, навыков у

дошкольника, тем лучше будут сформированы основы экологической культуры личности.

Условия для создания экологического

воспитания:

• наличие уголков живой и неживой природы в группе, экологического кабинета;

• создание внешних природных зон (сад,

огород, экологическая тропа, зона отдыха,

«птичья столовая»);

• взаимосвязь детского сада с родителями;

• использование исследовательской и

природоохранной деятельности детей.

Экологическое обучение реализуется в

детском саду как в организованной учебной деятельности, так и в повседневной

жизни.

В «Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения» воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено

в содержании образовательной области

«Познания» разделом «Естествознания».

Программа выделяет задачи: формирование представления в области естествознания, знания о живой и неживой природе,

познавательные интересы и творческое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воображение; формировать знания о роли

человека в сохранении природы; знакомить с простейшими правилами поведения

в природе; прививать эстетический вкус,

4(42)/2023

Педагогическая наука и практика

4(42)/2023

тому что в это время в ребенке закладываются индивидуальные основы личности, положительные позиции к вселенной,

окружающему миру. Дошкольник начинает осознанно видеть и оценивать окружающий мир, формировать экологические

суждения, которые необходимы ему для

оценивания своей позиции к природе, сочувствия ей. Учится безошибочно вести

себя в природе, начинает ощущать и понимать, что хорошо, а что – плохо.

Специфика экологического обучения

заключается в использовании показа примера взрослых. Поэтому педагоги должны принимать во внимание это сами, но

и существенное внимание предоставлять

работе с родителями. Здесь используется взаимосвязь с семьей воспитанников.

Взрослые должны понимать, что нельзя

требовать от ребенка свершения какого-либо образа действий, если сами не всегда

правильно поступают. Непросто доказать

дошкольникам, что надо охранять природу,

если родители этого не делают. Но прави-

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

расширять кругозор детей; воспитывать

бережное отношение к объектам живой и

неживой природы.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы

элементарными способами выращивания

растений, ухода за животными, научатся

наблюдать природу, видеть ее красоту. На

этой основе формируется любовь детей к

природе, родному краю, Родине. Рассказывая о мире природы детям, мы открываем перед ними сказочный мир растений и

животных, учим любить и внимательно относиться к ним. Воспитательное значение

природы трудно переоценить. Общение с

природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем

лучшие чувства и качества. Этому также

способствуют уголки природы, природные зоны, экологические тропы. Как же

сформировать у дошкольников гуманное

отношение к природе? Прежде всего через

взаимодействие ребенка с миром природы.

Этому способствуют следующие методы и

приемы:

• Наблюдения за животными, растениями и явлениями природы.

• Чтение художественной литературы.

• Беседы и рассказы воспитателя о природе.

• Экскурсии.

• Рассматривание картин и иллюстраций

о природе, временах года.

• Изобразительная деятельность на экологическую тематику.

• Труд в уголке природы и на участке

детского сада.

• Ознакомление с трудом взрослых в

природе.

• Дидактические и экологические игры.

• Опыты и поисковую деятельность.

• Экологические опыты и праздники.

Дошкольный возраст является первым

этапом экологического образования, по-

91

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

92

Педагогическая наука и практика

ла, предлагаемые в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них неуверенность, огорчение или даже враждебность.

Необходимо проанализировать результаты

и принять альтернативу важных правил,

норм поведения и запретов. Развивать в

дошкольниках позитивное отношение к

природе возможно лишь тогда, когда сами

родители отличаются образованностью,

умением правильно вести себя в природе.

Воздействие воспитания детей определено

тем, в какой степени экологические показатели используются взрослыми как жизненно обязательные. Большое воздействие на

развитие детей определяет особенности

образа жизни семьи. Дети слишком чувствительны к тому, что замечают вокруг

себя. Они копируют поведение взрослых.

Родители обязаны признать осознать это.

Формы работы с родителями, используе­

мые в детском саду, подразделяются на:

• коллективные /семинары – практикумы, форумы, «круглые столы», тренинги,

педагогические гостиные и брифинги,

• индивидуальные /беседы, консультации, опросы, почтовые ящики/,

• наглядно-информационные /стенгазеты, памятки, устные педагогические журнал.

Совместно проводимые мероприятия

активизируют родителей, дают стимул для

их участия. Это досуги и праздники, экскурсии, туристические походы на природу,

соревнования, выставки работ родителей

и детей, открытые просмотры занятий, организуются мини – библиотеки.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать как нравственное воспитание. Потому, что гуманные

чувства лежат в основе отношения человека к окружающему миру природы, стремления сберечь природу. Критерии осознанного и гуманного отношения к природе:

• Осознанное понимание необходимости рационального и бережного отноше-

ния к окружающей природе.

• Усвоенные нормы и правила безопасного поведения в природе.

• Проявление активного участия в природе.

Изучая результаты развития экологичес­

кой культуры дошкольника, С.Н. Николаева определяет три принципа познаний

детей о природе. Это условия выживания

организмов, их совершенствование и разнообразие. Она отмечает, что ознакомление с животным и растительным миром

должны составлять единую форму.

С.Н. Николаева полагает, что в детстве

происходит усвоение знаний, в большей

степени направляющих процесс развития

экологической культуры ребенка. Закладываются основы личности, дошкольник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

начинает осмысливать и чувствовать свое

«Я» и справедливо себя анализировать,

определять свое место в окружающем

мире.

У детей дошкольного возраста быстро

формируется воображение, которое выражается не только в игре, но и при прослушивании художественных произведений.

Родители зачастую упускают из вида то,

что самое посильное, самое занимательное и самое увлекательное из всех наслаждений для дошкольника – это восприятие

захватывающей книги. Начинание этому

должно быть заложено в семье. Трудно

переоценить значение, которое оказывают

поэты, писатели и художники на внутренний мир дошкольников. Благодаря их творчеству ребенок погружается в восхитительный мир. Из стихотворений он узнает, как

прекрасна и неповторима природа в любое

время года, как лучезарно отражается солнце в лужице, как быстроходны кораб­лики в

первых весенних ручейках. Глядя на картины, видит ее неповторимость. Привитие

любви к природе через книги способствует формированию у детей лучших черт

характера: патриотизма, трудолюбия, от4(42)/2023

Педагогическая наука и практика

4(42)/2023

ное отношение к окружающему миру. С

раннего возраста детям нужно наставлять,

что беречь природу – значит творить доб­

ро, учить, чтобы «наш дом» – дом природы

стал еще краше. От его условий зависит

состояние детей, их здоровье. И помощниками педагогов должны стать родители.

Система работы по экологическому воспитанию ребенка должна идти одновременно с работой взрослых по повышению

уровня собственной экологической грамотности и совершенствованию личностного роста, ведь только такой человек экологически перспективен, он более чуток к

состоянию природы и способен «заразить»

этим ребенка.

Таким образом, целью программы экологического воспитания в ДУ является

формирование основ экологической культуры у детей и повышение экологической

культуры у взрослых.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бобылева Л.Д. Экологические знания

– дошкольникам. // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967.

3.Виноградова А.М., Нечаева В.Г. Воспитание чувств и формирование этических

представлений. – М., 1991.

4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.,

1999.

5.Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2010.

6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ветственности, добросовестности, отзыв­

чивости, сострадания, любознательности.

Необходимо, чтобы книги, которые читают ребенку, были понятны по содержанию

и соответствовали данному возрасту. Для

дошкольников интересны произведения

таких писателей, как К.И. Чуковского, С.

Михалкова В. Бианки, М. Пришвина, С.Я.

Маршака, и др. В книги для детей писатели и поэты вложили много удивительного,

завораживающего, таинственного, потому детям и хочется очутиться в сказочных

джунглях или на дне океана.

Проблема экологического образования,

рационального использования природной

среды и развитие экологической культуры

является актуальной на сегодняшний день

и нуждается в дальнейшей разработке ученых. Невзирая на исследования последних

лет, приобщенные к развитию экологической культуры ребенка, в них не нашел

отражения личностно-ориентированный

подход в воспитании и образовании. Загрязнение окружающей среды, осложнение жизни людей остается большой проблемой всего населения.

Ученые пришли к заключению, что экологические катастрофы связаны с непросвещенностью, с отсутствием знаний, что

привело к халатному отношению к природе. Решение этой проблемы может быть

только в том случае, если люди повысят

экологическое сознание, компетентность

и цивилизованность. Научатся бережно и

рационально использовать природные ресурсы, бережно относиться к ним, и это

станет принципом поведения всего человечества.

Детский сад служит первой ступенью

структуры беспрерывного экологического воспитания, поэтому перед педагогами

стоит задача обучения дошкольников разумному использованию ресурсов природы.

В дошкольном возрасте формируются основы личности, в том числе положитель-

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.