Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНО- ИГРОВОГО КОМПЛЕКСА'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНО- ИГРОВОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАННОЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Р. Ю., Голунова М. И.

В статье поднимается проблема использования компьютерно-игрового комплекса в общей системе экологического воспитания детей в условиях детского сада. Авторы предлагают практическим работникам широкие возможности применения интернет-ресурсов для программного обеспечения процесса экологического воспитания дошкольников. Разработанные в ходе эксперимента компьютерные игры могут стать эффективным диагностическим средством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНО- ИГРОВОГО КОМПЛЕКСА»

Д. Информатизация образования

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНО-ИГРОВОГО КОМПЛЕКСА

Р. Ю. БЕЛОУСОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием ГОУ ДПО НИРО

М. И. ГОЛУНОВА, заведующая кафедрой теории и методики обучения информатике ГОУ ДПО НИРО

В статье поднимается проблема использования компьютерно-игрового комплекса в общей системе экологического воспитания детей в условиях детского сада. Авторы предлагают практическим работникам широкие возможности применения интернет-ресурсов для программного обеспечения процесса экологического воспитания дошкольников. Разработанные в ходе эксперимента компьютерные игры могут стать эффективным диагностическим средством.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое образование, гуманное, познавательное, эстетическое отношение к природе, новые информационные технологии, информационное пространство

Можно ли с помощью образования и воспитания (и в какой степени) обновить мировоззрение, систему ценностей и нормы поведения человека? Несомненно, если ставить задачу формирования нового типа культуры —

экологической культуры, обеспечивающей действительную гармонизацию взаимоотношений человека, общества и биосферы. Степень ее сформированности определяется ценностными установками человека, ориентированными на сохране-

ние, восстановление и развитие всего при-родно-эстетического богатства, накопленного человеческой цивилизацией.

Экологическое воспитание официально признано сегодня одним из приоритетных направлений в системе образования. Основное содержание экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста определено требованиями Государственного образовательного стандарта, предусматривающего создание условий для развития экологической культуры и экологического сознания детей. Приведем некоторые трактовки данных понятий.

Психолог Г. Филиппова считает целью экологического воспитания формирование в ребенке отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно-эмоциональном опыте, роль знаний при этом не умаляется [5].

Соглашаясь с Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, Н. А. Рыжовой, Н. Н. Кондратьевой, мы считаем, что на дошкольной ступени образования предполагается именно экологическое воспитание ребенка.

Под экологическим воспитанием дошкольников понимается процесс формирования осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Осознанно-правильное отношение строится на понимании ребенком связи растений и животных с внешними условиями, осознании им особенностей живого организма (двигается, дышит, питается, развивается, размножается, чувствует). Дети старшего дошкольного возраста знают о самоценности жизни, зависимости состояния живого организма (человека, животного, растения) от воздействия факторов внешней среды и деятельности человека. Старший дошкольник понимает, что красота природы и живых существ, их здоровье зависят

Под экологическим воспитанием дошкольников понимается процесс формирования осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

от полноценных естественных условий существования.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей природной среде.

Рассмотрим основные задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Первой задачей является формирование у детей элементов экологического сознания.

По мнению С. Н. Николаевой, истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, при котором в центре внимания находится природа, а человек рассматривается как ее часть, предполагает необходимость изучения закономерностей, существующих в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с природой и самому жить по ее законам [4].

Несомненно, важную роль при формировании экологического сознания играет отношение взрослого к природе как модель построения взаимоотношений с окружающим миром.

Исследования ученых доказывают, что старшие дошкольники способны усвоить знания о различных взаимосвязях в природе. При специальной организации наблюдений дети могут проследить и понять цепочки биоцентрических связей (например, связи между обитателями луга— растениями, насекомыми). Доказано также, что дети старшего дошкольного возраста познают многообразие животного мира с экологической позиции, в основе которой лежит конвергентное свойство неродственных объектов, проживающих в одной среде (у наземно-

воздушных животных: крылья и способность к полету имеются у большинства птиц, насекомых, летучих мышей).

Таким образом, исследования вышеперечисленных и других авторов научных и практических работ свидетельствуют о том, что возможности ребенка старшего дошкольного возраста позволяют целенаправленно формировать у него элементы экологического сознания.

Второй задачей является формирование у детей практических навыков и умений для разнообразной деятельности в природе.

При этом взрослым следует помнить, что эта деятельность должна носить природоохранительный характер.

В ходе реальной деятельности в природе старшие дошкольники учатся создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными для детей являются умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение практических навыков и умений делает отношение детей к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

Основным средством воспитания такого отношения является наблюдение за живыми объектами и другие формы практической деятельности. Осуществляются они поэтапно под руководством взрослого. Совместная деятельность дает детям новые впечатления и переживания, что часто невозможно донести до них при обычном объяснении. Общение с живыми объектами влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, формирует гуманное отношение к миру природы.

Третья задача заключается в воспитании осознанно-правильного отношения детей к природе.

Психолог А. А. Петрикевич отмечает последовательный переход от 1-го этапа— формирования у ребенка сопереживания миру живого— ко 2-му этапу — воспитанию сочувствия, а от него к 3-му

этапу — содействию, стремлению ребенка проявить заботу о животных, растениях [3].

Отношение к природе — гуманное, познавательное, эстетическое — тесно связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность старших дошкольников в природе. Яркой формой выражения отношения являются действия, совершаемые ребенком.

Интерес к явлениям и событиям (вопросы ребенка) говорит о его познавательном отношении к природе. Ребенок, который видит красоту природы (любуется распустившимся цветком, наслаждается его запахом), обладает развитым эстетическим отношением. Гуманное отношение свойственно детям, которые оказывают действенную помощь живым существам, сочувствуют, сострадают им. В отношении детей к природе может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.

Формирование у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы происходит под руководством педагогов, применяющих наиболее эффективные средства и методы.

Так, развивающая методика работы со сказкой экологического содержания, а также использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников детально представлены в методических пособиях одного из авторов статьи [1; 2].

Однако данные методические пособия применяются на практике в условиях огромного информационного пространства, в котором находятся и взрослые, и дети. Эту информацию надо умело применять с целью эффективного экологического воспитания детей. Следует помочь развивающейся личности научиться акцентировать внимание на смыслообразующих зве-

Формирование у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы происходит под руководством педагогов, применяющих наиболее эффективные средства и методы

ньях информационного потока, объединять их в логическую цепочку, приводящую к определенным умозаключениям. Проблема использования новых информационных технологий в системе дошкольного образования не нова. Под новыми информационными технологиями дошкольного образования следует понимать не процесс обучения детей адаптированным школьным «основам информатики и вычислительной техники», «детской алгорит-мике», а комплексное преобразование «среды обитания» детей, использование новых научно обоснованных средств развития ребенка, его активной творческой деятельности (в том числе специальных компьютерных программ) с помощью современных педагогических методов (Ю. М. Горвиц, Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков, Т. П. Хриз-ман, И. Н. Дурнова и др.)

Компьютер, являясь самым современным инструментом обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения, а также играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольника. В процессе приобретения практического опыта освоения разных видов деятельности у ребенка складывается динамически развивающийся обобщенный образ мира, который обогащает его познавательный опыт. При этом иерархия способов действий дошкольника отражается в системе «человек — средство — цель».

Средством самостоятельной познавательной деятельности ребенка является компьютер, а цель понимается как все более развернутый и обобщенный внутренний (психический) образ мира.

В исследованиях А. В. Горячева, В. В. Дубининой, А. А. Дуванова, Ю. А. Пер-вина и других подчеркивается важность овладения ребенком умениями находить

Компьютер, являясь самым современным инструментом обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения, а также играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольника.

информацию, необходимую для решения поставленной задачи, строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, применять в своей деятельности способы хранения и передачи информации, осуществлять перевод знаковой информации из одной системы в другую.

Общая система дошкольного образования детей в условиях компьютерно-игрового комплекса была разработана в 90-х годах.

При работе с детьми активно применяются программно-методические комплексы НПФ «Ассоциация "Компьютер и детство"», НПФ «Роботландия», «Никита». В Нижегородском районе на базе МДОУ № 18 разработано и внедрено в практику других дошкольных учреждений методическое пособие И. Н. Дурновой «Азбука компьютера».

Авторы статьи осуществляют руководство опытно-экспериментальной деятельностью МДОУ № 22 «Колокольчик» (г. Бор) по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях компьютерно-игрового комплекса». «Колокольчик», которым заведует руководитель высшей квалификационной категории И. Ф. Мочалова, на протяжении многих лет является базовым учреждением, разрабатывающим технологии экологического образования детей дошкольного возраста. Опыт учреждения по организации эколого-образовательного процесса в условиях зимнего сада широко используется в практике дошкольного образования Нижегородской области и Российской Федерации.

Изучив теорию и практику проблемного поля исследования, мы пришли к выводу, что в ряде компьютерных обучающих программ для дошкольников слабо и бессистемно представлено информационное обеспечение экологического содержания с целью формирования у детей дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе.

Мы приступили к разрешению основного противоречия, которое заключается

в следующем: отсутствие в программно-методическом обеспечении специально разработанной системы компьютерных игр для формирования осознанно-правильного отношения детей дошкольного возраста к природе и востребованность данной системы дошкольными учреждениями, имеющими компьютерно-игровые комплексы.

В ходе экспериментальной работы мы выдвинули предположение о том, что применение программ и реализация методических рекомендаций по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях компьютерно-игрового комплекса могут обеспечить формирование осознанно-правильного отношения детей к природе и одновременно их обучение компьютерной грамоте. Кроме того, специально разработанные компьютерные программы могут стать средством диагностики сформированности определенного рода отношения детей к природе (познавательного, эстетического и гуманистического).

Основным источником информации для создания программы экологического воспитания детей в условиях компьютерно-игрового комплекса стал Интернет. Для поддержки работников системы ДОУ были изучены и систематизированы интернет-ресурсы, организована подборка программ, презентационных материалов и игр экологического содержания.

Компьютерные игры были отобраны в строгом соответствии с возрастными особенностями детей и классифицированы как обучающие, развивающие, игры-эксперименты, игры-забавы, диагностические.

В ходе эксперимента педагогами использовались методы, стимулирующие самостоятельность и активность детей:

3 проблемные ситуации;

3 метод нарочитой ошибки;

3 экспериментальные задания;

3 творческие задания;

3 познавательные вопросы и пр.

Для освоения дошкольниками основных приемов работы на ПК использовался мультимедийный курс «Мир информатики». Его дружелюбный, интуитивно понятный интерфейс, интерактивные анимации, разнообразные тестовые задания, выполненные в игровой форме, доступной детям, позволили им эффективно усвоить основы одной из сложнейших наук — информатики.

Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению материала в соответствии с их индивидуальными типологическими особенностями в ходе эксперимента проводилась диагностика полученных результатов: определялись уровень развития у детей индивидуальных психических и физических способностей, степень утомляемости. В связи с этим каждому ребенку давались задания разных уровней сложности с опорой на зону ближайшего развития.

Итоги диагностики подводились два раза в год. В начале учебного года определялся общий уровень развития детей путем изучения у них:

3 умения следовать поставленной цели в условиях возникших затруднений;

3 навыков самоконтроля;

3 объема произвольного внимания;

3 зрительной и слуховой памяти;

3 словесно-логического, наглядно-схематического мышления;

3 устойчивости и распределения внимания;

3 скорости движений и уровня развития координации кисти;

3 координации движений, взаимодействия рук и глаз.

Изменения в развитии ребенка фиксировались согласно следующим параметрам:

3 умение подчинять свои действия определенному правилу;

Применение программ и реализация методических рекомендаций по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях компьютерно-игрового комплекса могут обеспечить формирование осознанно-правильного отношения детей к природе.

3 целенаправленность деятельности;

3 устойчивость внимания;

3 степень сформированности отношения к объектам природы;

3 уровень освоения программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»;

3 скорость движений и уровень развития координации кисти.

Педагогическое обследование по итогам воссоздающего эксперимента свидетельствует о том, что занятия по экологическому воспитанию в условиях компьютерно-игрового комплекса дают положительные результаты:

3 повышается уровень познавательной активности детей;

3 совершенствуются навыки учебной деятельности;

3 значительно быстрее идет усвоение материала (представления о животных, птицах как живом организме, об их приспособленности к среде обитания становятся системными);

3 улучшается координация рук и глаз и др.

Таким образом, целенаправленное использование компьютерных игр в экологическом воспитании делает развитие ребенка более эффективным, нежели традиционные групповые занятия в помещении.

Промежуточные результаты экспериментальной деятельности были продемонстрированы в мае 2009 года на откры-

том семинаре для руководителей ДОУ Борского района, где присутствовали представители научно-методического отдела Нижегородского института развития образования, Всероссийского общества охраны природы, комитета по охране окружающей среды Борского района.

Участники семинара дали положительную оценку работе экспериментальной площадки МДОУ № 22. В ходе обсуждения были высказаны предложения по публикации материалов в сборнике Нижегородской области для работников сферы дошкольного образования «Азбука экологии». Руководители дошкольных учреждений поделились собственным опытом реализации сетевого экспериментального проекта «Управление процессом экологического образования детей в условиях сетевого взаимодействия ДОУ».

По итогам семинара было решено представить материалы экспериментальной деятельности МДОУ Борского района на всероссийской конференции в Москве, а также к участию в конкурсе инновационных проектов по экологическому образованию в Нижегородской области.

Руководители дошкольных учреждений поддержали идею создания сайтов дошкольных учреждений и размещения на них материалов по экологическому воспитанию детей для дальнейшего распространения в практике дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Белоусова, Р. Ю. Педагогическая технология использования сказок в экологическом воспитании детей 5—7 лет / Р. Ю. Белоусова. — Н. Новгород : НГЦ, 2009.

2. Белоусова, Р. Ю. Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников / Р. Ю. Белоусова, О. А. Пономарева. — Н. Новгород : НГЦ, 2007.

3. Воспитатель — в чем секрет его успеха : примерная программа учебно-производственной практики в группах дошкольного возраста для студентов факультета дошкольного воспитания / сост. : В. П. Дуброва, Е. П. Ми-лашевич. — Витебск, 1995.

4. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. — М. : Просвещение, 1999.

5. Филиппова, Г. Экологическое образование: психологические основы / Г. Филиппова// Дошкольное воспитание. — 1996. — № 10. — С. 74—77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.