Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКА: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКА: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Виктория Олеговна

Статья посвящена особенностям организации работы по формированию экологической культуры детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Раскрыты условия, необходимые для экологического воспитания дошкольников. Показана роль воспитателей и родителей в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CULTURE OF A PRESCHOOLER: CONDITIONS OF FORMATION IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the peculiarities of the organization of work on the formation of ecological culture of children in a preschool educational institution. The conditions necessary for ecological education of preschoolers are revealed. The role of educators and parents in this process is shown.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКА: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

УДК 373.21

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКА: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Матвеева В.О.

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа мкр. Южные ворота», пос. Зональная станция, Томская обл., Россия. E-mail: southgate2017@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена особенностям организации работы по формированию экологической культуры детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Раскрыты условия, необходимые для экологического воспитания дошкольников. Показана роль воспитателей и родителей в этом процессе.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое образование, дошкольник, экологическая культура дошкольника.

ными документами, в числе которых ФГОС ДОУ [3], который не только решает задачу стандартизации системы дошкольного образования, но и обеспечивает равные и в то же время уникально личностные особенности возможности развития и социализации каждому воспитаннику.

Е.А. Кочергина отмечает, что в соответствии с ФГОС, большое внимание нужно уделять предметно развивающей среде. Она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Она предполагает единство предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природная среда и объекты, культурные ландшафты (растительный мир на участке, парк, сад), физкультурно-игровые сооружения, предметно игровая среда, библиотека, игротека и виде отека, музыкально театральная среда, предметно развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс, зимний сад, уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные), учебно-наглядные пособия, живой уголок. При этом и территория детского сада должна быть хорошо озеленена, оформление участка должно быть разнообразным. Также на участке в МБДОУ может быть много цветов и тогда

Актуальность. Формирование экологической культуры детей -одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Формированием экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом, должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, навыками, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду [1; 2].

Проблема качества дошкольного экологического образования - актуальна в современной науке [4]. Эта проблема занимает свою уникальную нишу в общем образовательном пространстве, закладывая успех каждого ребенка на всю жизнь, а не только на весь период его обучения и развития [8]. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность - ведущий посыл в организации и содержании педагогического процесса на интегрированной основе.

Требования и регламенты осуществления дошкольного образования и воспитания в условиях учреждения дошкольного образования четко обозначены норматив-

детский сад станет цветущим детским садом [8].

Это особенно важно в понимании специфики дошкольного возраста, когда главным результатом рассматриваются не сумма знаний, умений, навыков и сформированных компетенций, а совокупность личностных качеств, отношении к окружающей природе, сформированность базовых социальных установок, психологическая готовность к социальной коммуникации, в том числе на этапе обучения в общеобразовательной школе. Все это находит свое отражение как в программном обеспечении деятельности детского сада, так и в отборе форм и методов взаимодействия педагогических работников с воспитанниками.

Как отмечает М.Н. Кулешова, дошкольники только начинают знакомиться с окружающим миром: с явлениями природы, с животным и растительным миром. В формировании экологической культуры ребенка важно все: оформление группы, состояние внутреннего дворика детского сада, благоухающий живой уголок, красивые растения в помещениях, возможность наблюдать и фиксировать явления природы. Чтобы дошколята обращали внимание на окружающую природу, необходима кропотливая работа воспитателей и родителей. Важно, что бы ребенок понял взаимосвязь между состоянием природы и самочувствием человека, поэтому забота о природе и есть забота о человеке и его благосостоянии. Нанося вред природе, человек наносит вред всеобщему Дому -Природе [5].

Очень важно научить детей бережному отношению к Природе, к растениям и животным, водоемам и ручьям, ко всему, что окружает. Ребенок должен научиться различать нравственные и безнравственные действия и поступки людей, научиться противостоять антигуманному и безнравственному поведению окружающих.

М.Н. Кулешова подчёркивает, что активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты. Поэтому

воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе [4].

Так, опираясь на ведущие принципы организации развития и воспитания в детском саду (принципы развивающего образования, необходимости и достаточности, интеграции образовательных областей, комплексно-тематический принцип построения образовательного пространства) ведущими формами и методами были избраны игровые, содержащие в своей основе знаниевый компонент, а также методы проектной деятельности, позволяющие сфокусировать внимание на развитии у воспитанников отдельных сторон личности, сформировать положительное отношение к природе, к среде своего обитания

[4].

Педагогический процесс основывается на воспитании ребенка в ситуации успеха. Все методы, приемы, индивидуальные технологии имеют общие направление и принцип, а именно: не только передать детям знания, умения, опыт, навыки, сколько обучить способу действия и решения проблем, позволяющим самостоятельно получать знания, учитывая при этом уникальность каждого ребенка. Педагог в ходе наблюдения за детьми отбирает те материалы, которые свидетельствуют о существенных сдвигах в развитии конкретного ребенка с целью определения перспективы его развития. Процесс мониторинга развития детей основан на систематических и целенаправленных беседах с детьми, на экспертной оценке специалистов, на анализе продуктов детской деятельности [6].

Взаимодействие взрослых и детей - основа системной организации качественной деятельности учреждения дошкольного образования. Справедливо утверждает С.М. Платонова, что «воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияние семьи, образовательных учреждений, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации, являясь фактором многоуровневого и разнопланового воздействия» [6].

С помощью взрослого и в процессе самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения его к культурным образцам (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретению культурных умений при взаимодействии с взрослыми и другими детьми, а также в самостоятельной деятельности в предметной среде рассматривается исследователями как процесс овладения культурными практиками [7].

Процесс приобретения к общим культурным умениям во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения между взрослыми и детьми в детском саду и в семье рассматриваются как синтез собственно процесса обучения и образования, основанного на идеях «свободного воспитания», и индивидуального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми, формируемого рамками проживания в семье. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений выступает в этой связи равноправное относительно включения ребенка во все процессы и виды деятельности, при этом взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми как более опытный и компетентный партнер [7].

Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, уверенность в его способностях. Важно, чтобы взрослый не подгонял ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строил общения с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его ин-

дивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.

Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают его индивидуальность, принимают таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки.

В таких условиях ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые (родители, воспитатели) не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное. Ребенок учится адекватно выражать свои чувства, отношение к живой и неживой природе. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.

Процесс формирования экологического самосознания дошкольников в условиях детского сада способствует развитию всех перечисленных качеств личности ребенка.

Экологическое воспитание строится в единой системе направлений деятельности дошкольного учреждения:

1. Знакомство дошкольников с природным богатством через создание уголков природы в группе («зеленые уголки» с комнатными растениями, а также «зеленый огород» с выращиванием микрозелени, выставки фото и рисунков с природой родного край, и пр.).

2. Трудовая деятельность в природной среде, осуществляемая в условиях специальной архитектурной среды учреждения (выделенная территория с обустроенной теплицей, грядками и пр., на которых воспитанники осуществляют наблюдение и уход за растениями и овощами).

3. Специально организованные экскурсии и прогулки, ориентированные на наблюдение за природными изменениями и календарем.

4. Организация и проведение регулярных (в том числе постоянных) выставок, смотров и конкурсов работ воспитанников (рисунков, фото, а также поделок из природного материала).

Все названные направления поддержаны специально организованным методическим сопровождением педагогической деятельности, в рамках которого педагоги:

• осуществляют развитие у воспитанников системы экологических представлений, знаний о природе; формируются основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, о месте человека в мире природы и о разумном взаимодействии с ним;

• формируют правила поведения в природной среде, прививают нормы бережного отношения к природе и знакомство с формами и приемами охраны природы;

• организуют и реализуют различную по видам и формам деятельность воспитанников с применением природного материла;

• обеспечивают присвоение эмоционально позитивного опыта взаимодействия с природой.

По мнению С.Н. Николаевой, «в процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей. Внимание взрослых, поддержка, одобрение одобрения и развития увлечений, и успеху деятельности. В качестве признаков, по которому можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (стремление участвовать в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать) в деятельности по оказанию помощи природе)» [2].

Процесс формирования экологического самосознания дошкольников рассматрива-

ется в виде отдельных взаимосвязанных блоков, деятельность в рамках которых осуществляется со всеми участниками специально организованного пространства - с воспитанниками и их родителями. Так, в рамках познавательного блока важными содержательными элементами мы выделяем проблемы актуализации связи окружающей среды и здоровья человека, процесс развития ребенка в том числе и через взаимодействие с окружающей средой.

В рамках ценностного блока у воспитанников формируется понимание природы как универсальной ценности для человека и понимание человека, себя как части природы, а также формирует понимание таких понятий как «разумные потребности», «экологический ресурс» и ряда других.

В рамках деятельностного блока воспитанники получают опыт взаимодействия в природной среде, опыт наблюдений за погодными явлениями и за сезонными изменениями в природе, опыт выращивания растений (комнатных, рассады, микрозелени) и ухода за ними.

Нормативный блок включил в себя обучение воспитанников нормам поведения в природной среде, приемам экологической безопасности, а также соблюдению правил личной безопасности во время занятия спортом и во время отдыха на природе.

Отдельное внимание уделяется участию воспитанников и их родителей в различных мероприятиях и акциях экологической направленности - такие мероприятия проходят как открытые в группах и в учреждении в целом, в районе, городе Томске, регионе. Так, дети участвовали в «Дне леса», в традиционных праздниках, приуроченных к началу сезона (Встреча весны, Новогодье, Золотая осень, Лето красное).

Мы солидарны с позицией Т.В. Поданевой, утверждающей, что «начатое в период дошкольного детства и продолжающееся на протяжении всей жизни формирование экологической культуры будет способствовать созданию нового типа личности, ориентированной на сохранение окружающей природы.

Воспитанием экологически ориентированной личности в дошкольном детстве

должны заниматься экологически грамотные, профессионально подготовленные люди, компетентные в вопросах определения целей, задач, содержания экологического образования, путей и средств его реализации, способные создать условия, необходимые для осуществления эколого-образовательной работы в условиях дошкольной образовательной организации» [8].

Таким образом, экологическое воспитание органично включается во все виды деятельности дошкольника - на музыкальных занятия и в процессе чтения художественной литературы, в рамках художественного и прикладного творчества, в процессе познавательной деятельности и деятельности по здоровьесбережению, на всех этапах коммуникации в формах интегрированных занятий, специально организованных наблюдений, опытов, экспериментов и бесед, проектной деятельности и т.д., становясь тем самым неотъемлемым элементом структуры личности ребенка.

Опыт педагогов нашего учреждения во многом стал определяющим для вхождения нашего коллектива в проект программы УНИТВИН/ЮНЕСКО по образованию

для устойчивого развития «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность» (см. рис. Логотип сетевого партнерства), ориентированной на сохранение природного и культурного наследия России, формирование навыков «зеленого» потребления, пропаганду основ культуры безопасности и здоровья, необходимых в современном мире высоких технологий [5].

МБОУ НОШ Мкр. «Южные ворота» Томского района - участники флешмоба «Зелёные дела». Видеоролик: «ЭХ, приди скорей весна, в огород так хочется!!!» Наблюдение, посев семян, экспериментирование. Какие бывают семена? (https://youtu.be/TLJwG0GLI_4).

МБОУ «НОШ мкр. Южные Ворота» -сертификат участника Межрегионального дистанционного (очного) конкурса «Удивительный мир природы» - Коновалова Анастасия, 5 лет, руководитель Хороши-лова Юлия Сергеевна, тема: Лесничий. Труд в природе (профессии). (Ы*р://раг!пег-ипИ^п.пе^конкурсы/завершенные-конкурсы).

Межрегиональное сетевое партнерство

УЧИМСЯ ЖИТЬ УСТОЙЧИВО В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

Экология

Вдоровье

Безопасность

Логотип Межрегионального сетевого партнерства. Учимся жить устойчиво в глобальном

мире: Экология. Здоровье. Безопасность

Заключение. Системная работа с дошкольниками позволяет в каждом направлении отдельно и в целом сделать пребывание ребенка в детском саду не только осмысленным и интересным, но и продуктивным в направлении формирования его экологической культуры, развития способностей, способствуя приобщению его к культурным, многонациональным ценно-

стям. Взаимодействие ДОУ, семьи и социума способствует формированию у дошкольника таких важных качеств личности как инициатива, познавательная активность, самостоятельность, а также позволяет выстроить на качественно новом уровне систему отношений между учреждением дошкольного образования, семьей и ребенком.

Литература

1. Иванов В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Д. Иванов. Екатеринбург, 1992. 19 с.

2. Иванов В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры: дис. ... канд. пед. наук / В.Д. Иванов. Екатеринург, 1992. 165 с.

3. Кочергина Е.А. Экологическое воспитание дошкольников в контексте федерального государственного образовательного стандарта / Е.А. Кочергина // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : Материалы II Международной научной конференции Самара, Самара, 25-26 марта 2016 года. Самара: ООО Научно-технический центр, 2016. С. 87-92.

4. Кулешова М. Н. Экологическое воспитание дошкольников через воспитание заботы и любви к окружающей среде / М.Н. Кулешова // Информация и образование: границы коммуникаций. 2016. № 8(16). С. 149-151.

5. Межрегиональное сетевое партнерство: учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность // partner-unitwin. URL: http://partner-unitwin.net/

6. Платонова С.М. Подходы к экологическому воспитанию в детском саду / С.М. Платонова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 2. С. 232-239.

7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. М., 2005. 224 с.

8. Поданева Т.В. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста / Т.В. Поданева // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (2018). С. 86-90.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Матвеева В.О. Экологическая культура дошкольника: условия формирования в дошкольном образовательном учреждении / В.О. Матвеева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 10. С. 21-27..

Сведения об авторе Матвеева Виктория Олеговна

Директор МБОУ «Начальная общеобразовательная школа мкр. Южные ворота», пос. Зональная станция, Томская обл., Россия. E-mail: southgate2017@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 10, pp. 21-27.

ECOLOGICAL CULTURE OF A PRESCHOOLER: CONDITIONS OF FORMATION IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Matveeva V.O.

Primary secondary school mkr. South Gate, village. Zonal station, Tomsk region, Russia. E-mail: southgate2017@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the organization of work on the formation of ecological culture of children in a preschool educational institution. The conditions necessary for ecological education of preschoolers are revealed. The role of educators

and parents in this process is shown.

Keywords: ecological culture, ecological education, ecological education, preschool child, ecological culture of preschool child.

References

1. Ivanov V.D. Vneklassnaya deyatelnost podrostkov kak faktor formirovaniya ih ekologicheskoy kulturyi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Extracurricular activities of adolescents as a factor in the formation of their ecological culture. Abstract of thesis]. Ekaterinburg, 1992. 19 p. (In Russ.).

2. Ivanov V.D. Vneklassnaya deyatelnost podrostkov kak faktor formirovaniya ih ekologicheskoy kulturyi: dis. . kand. ped. nauk [Extracurricular activities of adolescents as a factor in the formation of their ecological culture]. Ekaterinurg, 1992. 165 p. (In Russ.).

3. Kochergina E.A. Ekologicheskoe vospitanie doshkolnikov v kontekste federalnogo gosudar-stvennogo obrazovatelnogo standarta [Ecological education of preschoolers in the context of the federal state educational standard]. Detstvo kak antropologicheskiy, kulturologicheskiy, psihologo-pedagogicheskiy fenomen : Materialyi II Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii Samara, Samara, 25-26 marta 2016 goda [Childhood as an anthropological, cultural, psychological and pedagogical phenomenon : Materials of the II International Scientific Conference Samara, Samara, March 2526, 2016]. Samara, 2016. Pp. 87-92. (In Russ.).

4. Kuleshova M.N. Ekologicheskoe vospitanie doshkolnikov cherez vospitanie zabotyi i lyubvi k okruzhayuschey srede [Ecological education of preschoolers through the education of care and love for the environment / M.N. Kuleshova]. Informatsiya i obrazovanie: granitsyi kommunikatsiy [Information and education: boundaries of communications], no 2016, no. 8(16), pp. 149-151. (In Russ.).

5. Mezhregionalnoe setevoe partnerstvo: uchimsya zhit ustoychivo v globalnom mire. Ekologiya. Zdorove. Bezopasnost [Interregional network partnership: we are learning to live sustainably in a global world. Ecology. Health. Security]. Partner-unitwin [Partner-unitwin]. Available at: http://partner-unitwin.net/ (In Russ.).

6. Platonova S.M. Podhodyi k ekologicheskomu vospitaniyu v detskom sadu [Approaches to ecological education in kindergarten]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin], 2016, no. 2, pp. 232-239. (In Russ.).

7. Nikolaeva S.N. Metodika ekologicheskogo vospitaniya doshkolnikov [Methodology of ecological education of preschoolers]. Moscow, 2005. 224 p. (In Russ.).

8. Podaneva T.V. Formirovanie osnov ekologicheskoy kulturyi u detey doshkolnogo vozrasta [Formation of the foundations of ecological culture in preschool children]. Mir nauki, kulturyi, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2018, no. 4 (2018), pp. 86-90. (In Russ.).

Information about the author Matveeva Victoria Olegovna

Director of MBOU "Primary secondary school mkr. South Gate", village. Zonal station, Tomsk region, Russia. E-mail: southgate2017@mail.ru

Поступила в редакцию 28.09.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 18.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.