Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ'

ВЫЯВЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
929
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Староверова Ирина Евгеньевна, Крежевских Ольга Валерьевна

В современном мире всё чаще теряется смысл понятия «экологическая культура», которая начинает формироваться на дошкольной ступени образования, где первоначальным звеном считается становление экологических представлений. Поэтому целью нашего исследования является выявление уровней сформированности экологических представлений дошкольников подготовительной к школе группы. При проведении диагностики мы руководствовались разработками и материалами С.Н. Николаевой, Т.Ф. Герасименко, О.В. Крежевских. Методика диагностического исследования включала игровые задания, проблемную ситуацию, метод рисунка и диагностическую беседу. Результаты диагностики показали, что у дошкольников подготовительной к школе группы преобладает средний уровень экологических представлений, отдельные группы представлений сформированы хуже. Данные показатели свидетельствуют о том, что необходимо дальнейшее совершенствование работы дошкольных организаций в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Староверова Ирина Евгеньевна, Крежевских Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE FORMATION OF ECOLOGICAL IDEAS IN PREPARATORY GROUP CHILDREN

Recently, the meaning of the concept of “ecological culture” is increasingly lost which begins to form at the preschool stage of education where the initial link is considered to be the formation of ecological ideas. Therefore, the purpose of our study is to identify the levels of formation of ecological ideas of preschoolers of the preparatory school group. Conducting diagnostics, we were guided by the developments and materials of S.N. Nikolaeva, T.F. Gerasimenko, O.V. Krezhevskikh. The diagnostic research methodology included game tasks, a problem situation, a drawing method and a diagnostic conversation. The diagnostic results showed that the average level of ecological ideas prevails among preschoolers of the preparatory group for school, individual groups of ideas are formed worse. These indicators indicate that it is necessary to improve the work of preschool organizations in this direction further.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ»

5. Ljaudis V.Ja. Innovacionnoe obuchenie i nauka: nauch.-analit. obzor [Innovative learning and science], Moscow, 1992. 260 p.

6. Polat E.S. Metod proektov na urokah inostrannogo jazyka [Project method in foreign language lessons]. Inostrannye jazyki v shkole [Foreign languages at school], 2000, no. 2, pp. 3-10.

7. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaja dejatel'nost' [Pedagogy: innovative activity]. Moscow, 1997. 380 p.

8. Chabrova A.I. Ispol'zovanie IKT na urokah anglijskogo jazyka kak sredstvo intensifikacii obrazovatel'nogo processa [The use of ICT in English lessons as a means of intensifying the educational process]. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. [Innovativepedagogical technologies]. Kazan': Buk, 2015, pp. 183-187.

9. Chusovskaja I.V. Komp'juter v obuchenii inostrannym jazykam [Computer in teaching foreign languages]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education], 2000, no. 9, pp. 35-36.

10. Shavkieva D.Sh., Abdukadyrova N.A., Kamalova D.K. Primenenie interaktivnyh metodov v processe obuchenija inostrannym jazykam [Use of interactive methods in the process of teaching foreign languages]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2014, no. 10, pp. 450-451.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.А. Сорокина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков,

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: helen-a2003@mail.ru, ORCID 0000-0003-4569-0378.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.A. Sorokina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of German Language, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail helen-a2003@mail.ru, ORCID 0000-0003-4569-0378.

УДК 373.2.032 DOI: 10.52772/25420291_2022_1_78

Ирина Евгеньевна Староверова, Ольга Валерьевна Крежевских

г. Шадринск

Выявление сформированности экологических представлений у детей подготовительной группы

В современном мире всё чаще теряется смысл понятия «экологическая культура», которая начинает формироваться на дошкольной ступени образования, где первоначальным звеном считается становление экологических представлений. Поэтому целью нашего исследования является выявление уровней сформированности экологических представлений дошкольников подготовительной к школе группы. При проведении диагностики мы руководствовались разработками и материалами С.Н. Николаевой, Т.Ф. Герасименко, О.В. Крежевских. Методика диагностического исследования включала игровые задания, проблемную ситуацию, метод рисунка и диагностическую беседу. Результаты диагностики показали, что у дошкольников подготовительной к школе группы преобладает средний уровень экологических представлений, отдельные группы представлений сформированы хуже. Данные показатели свидетельствуют о том, что необходимо дальнейшее совершенствование работы дошкольных организаций в данном направлении.

Ключевые слова: экологические представления, экологическое образование, дошкольник, подготовительная к школе группа.

Irina Evgenevna Staroverova, Olga Valerievna Krezhevskikh

Shadrinsk

Identification of the formation of ecological ideas in preparatory group children

Recently, the meaning of the concept of "ecological culture" is increasingly lost which begins to form at the preschool stage of education where the initial link is considered to be the formation of ecological ideas. Therefore, the purpose of our study is to identify the levels of formation of ecological ideas of preschoolers of the preparatory school group. Conducting diagnostics, we were guided by the developments and materials of S.N. Nikolaeva, T.F. Gerasimenko, O.V. Krezhevskikh. The diagnostic research methodology included game tasks, a problem situation, a drawing method and a diagnostic conversation. The diagnostic results showed that the average level of ecological ideas prevails among preschoolers of the preparatory group for school, individual groups of ideas are formed worse. These indicators indicate that it is necessary to improve the work of preschool organizations in this direction further.

Keywords: ecological ideas, ecological education, preschool child, preparatory group for school.

Актуальность. На сегодняшний день доминирующим типом отношения к природе является потребительское отношение, что не соответствует экологической ситуации в мире. Такое отношение

формируется с дошкольного возраста, где закладываются первоначальные знания, умения и навыки, основы мировоззрения, развиваются психические процессы.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022_2542-0291

В связи с неграмотным отношением человека к природе возникают экологические проблемы, которые непосредственно воздействуют на жизнь человека. Так, в работе С.А. Алексеева «Экологическая система в современных условиях: оценка состояния и влияние на качество жизни населения» описано исследование, статистические данные которого показали, что люди обеспокоены состоянием окружающей среды, влияющей на их жизнедеятельность в целом. Также автор акцентирует внимание на том, что данные трудности вызваны низким уровнем экологической культуры населения [1].

Низкая экологическая культура взрослого населения планеты отражается на способности подрастающего поколения реализовывать свою экологическую образованность. В связи с непреходящим значением дошкольного возраста, пластичностью нервной системы ребенка, развитием мировоззренческих установок, влияющих на всю последующую жизни человека, важно начинать формировать экологические представления именно на этапе дошкольного детства.

Цель настоящей статьи - описание методики и результатов выявления уровней сформированно-сти экологических представлений дошкольников подготовительной к школе группы.

Основная часть. Дошкольный возраст в жизни личности - сензитивный период, отвечающий за становление и развитие новообразований и представлений, которые в последующем обеспечивают общую культуру, образованность и воспитанность человека в различных сферах деятельности.

Известный ученый в области дошкольного образования, Н.А. Рыжова, считает, что экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности [10, С. 78].

Возникновение экологической культуры обуславливается развитием экологических представлений на этапе дошкольного образования детей, которые представляют собой отображение детьми первоначальных образов окружающей среды, природы и аспектов взаимодействии с ней. Данные представления возникают и развиваются при систематической работе педагогов дошкольного учреждения в экологическом направлении - экологическом воспитании и обучении детей и их родителей.

Экологические представления формируются последовательно и систематично в ходе познавательной деятельности детей. Педагоги руководствуются принципами экологического образования (научность, наглядность, доступность, системность, последовательность, преемственность и др.), которые позволяют целесообразно воспитывать и обучать детей в данной области.

Важным аспектом является экологическая компетентность педагога, которая подробно охарактеризована в научно-педагогической публикации Н.А. Шепиловой, раскрывшей понятие «компетент-

ность педагога в области экологического образования», описавшей его составляющие и роль в формировании экологических представлений дошкольников. Автор провела диагностику среди педагогов в данной области, результаты которой показали, что уровень их компетентности в области экологического образования является недостаточным [11].

Таким образом, существенную роль в экологическом образовании дошкольников играют педагоги ДОО, образованность которых будет влиять на формирование экологических представлений детей, а в дальнейшем и предопределит становление их экологической культуры.

В своей педагогической деятельности воспитатели полагаются на развивающую предметно-пространственную среду, проблема экологизации которой описана в исследованиях А.С. Москвиной, Т.Е. Быковской, Н.Г. Пантелеевой, Н.Н. Балабас и А.Л. Третьякова [7]. Следует отметить, что в результате проведенной работы выявлена необходимость внедрения в деятельность ДОУ инновационных технологий экологического образования детей.

Анализ вышеизложенных исследований и источников показывает, что экологическое образование на сегодняшний день реализуется в недостаточной степени, что существенно сказывается на экологических представлениях дошкольников, которые в последующем явятся основой для формирования экологических понятий и экологической культуры человека в целом.

З.А. Клепинина и Г.Н. Аквилева утверждают, что представления о многообразных предметах и явлениях окружающего мира - необходимая основа мыслительных процессов [4, С.130]. Это указывает на важность характеристики понятия «представление».

Представления - это мысленные зрительные образы объектов и явлений окружающей действительности [9, С.50].

В свою очередь, В.В. Маркова в статье «Основы формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста», дает следующее определение «...социально-экологические представления - это чувственно-наглядные обобщенные образы предметов и явлений природы и социальной действительности, отражающие основные виды и способы взаимодействия человека и общества с окружающей средой.» [6, С.35-36].

Н.Ф. Виноградова раскрывает понятие «природоведческие и экологические представления», под которыми подразумевает элементарные знания об объектах и явлениях живой и неживой природы: характеристика их внешнего вида, условий жизни и развития, приспособленности к среде обитания [2, С.43].

К сожалению, исследований, посвященных изучению экологических представлений детей дошкольного возраста, недостаточно, поэтому данная проблема не до конца изучена. В связи с этим, целью нашего исследования является выявление уровней

сформированности экологических представлений дошкольников подготовительной к школе группы.

Задачи исследования:

1. Уточнить критерии, показатели и дать характеристику уровней сформированности экологических представлений дошкольников подготовительной к школе группы.

2. Подобрать диагностические задания для изучения уровней сформированности экологических представлений дошкольников подготовительной к школе группы.

3. Провести диагностику уровня сформиро-ванности экологических представлений дошкольников данной группы.

Исследование проводилось муниципальном дошкольном учреждении МБДОУ «Детский сад «Радуга» Асбестовский район, пгт. Рефтинский Курганской области. В нем приняли участие 11 детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы.

Для решения первой задачи исследования использовался анализ литературы, были определены критерии и показатели сформированности экологических представлений дошкольников подготовительной к школе группы, предложенные в работах С.Н. Николаевой [8], О.В. Крежевских [5] (см. таблицу 1).

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности экологических представлений у детей подготовительной к школе группы

Критерии Показатели

Полнота представлений Характеризует объем экологических представлений ребёнка о природе.

Обобщенность представлений Характеризует способность ребенка выявлять сущности отношений и причинно-следственные связи в природе: связь растения и животного с местом их обитания, многообразие живых организмов, место человека в природе.

Осознанность представлений Характеризует осознанность экологических представлений ребёнка, понимания им ценности, красоты и сущности природы и её закономерностей.

Для решения второй задачи исследования использовался анализ методической литературы, в результате чего с помощью рекомендаций С.Н. Николаевой [8], Т.Ф. Герасименко [3], О.В. Крежевских [5] по каждому критерию и показателю оценки сформированности системы экологических представлений у детей подготовительной к школе группы нами были составлены четыре диагностических задания.

Методика диагностического исследования включала игровые задания, проблемную ситуацию, метод рисунка и диагностическую беседу.

Для изучения полноты экологических представлений ребенка использовались дидактические настольные игры на соотнесение дошкольниками животных, растений со средами их обитания:

1) Дошкольникам предлагались три изображения сред обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная) и разных классов животных (млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы и насекомые). Оценка производится следующим образом:

- низкий уровень - 1 балл - ребенок не смог соотнести изображения либо им допущено много ошибок.

- средний уровень - 2 балла - у ребенка 1-2 ошибки при соотнесении картинок или возникли трудности.

- высокий уровень - 3 балла - у ребенка не возникло трудностей при выполнении задания - он правильно соотнёс изображения (животных и их сред обитания).

2) Дошкольникам предлагаются изображения трех сред обитания (пустыня, лес, болото) и разных растений (деревья, цветы, кусты). При соотнесении

80

необходимо ориентироваться на следующие показатели, описанные к предыдущему заданию.

Таким образом, для оценки критерия полноты экологических представлений, исходя из выполнения двух игровых заданий, предлагаются следующая шкала:

- низкий уровень - 1-3 балла - ребенок не смог соотнести изображения либо им допущено много ошибок.

- средний уровень - 4-5 баллов - у ребенка имеются 2-4 ошибки (по 1-2 ошибки на задание) при соотнесении картинок или возникли трудности.

- высокий уровень - 6 баллов - у ребенка не возникло трудностей при выполнении задания.

Для изучения обобщенности экологических представлений ребенка использовались проблемные ситуации «Шум в лесу», «Птицы», «Цветы в детском саду», «Рыбы», «Загрязнённый воздух».

Методика проведения: воспитатель предлагает ребёнку определенную ситуацию (небольшую историю), после чего задает ему проблемный вопрос. Исходя из предоставляемого ребенком решения, выявляется его способность видеть сущность явлений и причинно-следственные связи в природе.

1) «Шум в лесу». Мы с родителями часто ходим в поход в лес. Однажды родители сказали мне, что в лесу шуметь нельзя. Проблемный вопрос: Почему нельзя шуметь в лесу? Решение: лес - это дом для многих животных, птиц и насекомых. Из-за шума, громких и резких звуков животные и птицы, испугавшись, бросят свои жилища, в которых могут быть детеныши. Беспомощные животные могут погибнуть.

2) «Птицы». Я по телевизору видела интересную телепередачу про лесных птиц, о том, как их

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022

много и как они живут. Проблемный вопрос: Что будет с лесом, если все птицы улетят? Решение: Если исчезнут все птицы, вредных насекомых станет очень много и они начнут уничтожать деревья и растения. Лес погибнет.

3) «Цветы в детском саду». В детском саду, в котором ты находишься, на клумбах летом много разных красивых цветов, только рвать их воспитатели не разрешают. Проблемный вопрос: Почему нельзя рвать цветы? Решение: Насекомые, живущие рядом, питаются нектаром и пыльцой из этих цветов, птицы их семенами. Без цветов погибнут насекомые, а если их не будет, то птицы покинут эти места. Клумбы, на которых растут цветы летом, высаживают для красоты. Если рвать цветы, то будет некрасиво.

4) «Рыбы». Мне нравится смотреть мультфильмы и передачи о рыбах. Проблемный вопрос: Что будет, если в водоемах исчезнет вся рыба? Решение: Рыбы в водоёмах питаются водорослями и мелкими насекомыми. Если они исчезнут, то насекомых и водорослей станет слишком много и вода загрязнится. А потом и совсем водоемы обмелеют и высохнут. А также рыбой питаются животные, получается, что и животные могут погибнуть. Человек тоже употребляет в пищу рыбу.

5) «Загрязнённый воздух». Во многих крупных городах грязный воздух. Проблемный вопрос: Как человек может помочь очистить воздух? Решение: сохранять лес, садить деревья. На предприятиях, заводах нужно устанавливать очистные сооружения, которые улавливают ядовитые выбросы.

Оценивание:

- низкий уровень - 1-2 балла - ребенок не смог решить большинство проблемных ситуаций.

- средний уровень - 3-4 балла - у ребенка возникли трудности при выполнении задания. При решении ребенок допустил ошибки в 1-2 проблемных ситуациях.

- высокий уровень - 5 баллов - у ребенка не возникло трудностей при выполнении задания.

Для изучения осознанности экологических представлений ребенка использовался метод рисунка и диагностическая беседа.

Методика проведения: детям предлагалось нарисовать рисунок на тему «Природа». Педагогу нужно было пронаблюдать, какие цвета, объекты, явления природы и детали присутствуют в рисунке дошкольника, чтобы в дальнейшем определить отношение ребёнка к природе.

После этого с ребенком проводилась диагностическая беседа, которая включала в себя следующие вопросы:

1) Ты любишь природу?

2) Какова польза природы для человека и его жизнедеятельности?

3) Какое место занимает человек в природе?

Оценивание:

- Низкий уровень - 1-2 балла - ребенок нейтрально/отрицательно относится к природе. Не понимает, в чём заключается её ценность и польза. Считает, что человек стоит выше природы. Наблюдается потребительское отношение к ней.

- Средний уровень - 3-4 балла - ребёнок положительно/нейтрально относится к природе. Полностью/частично осознает её ценность и пользу. Возможно потребительское отношение к природе.

- Высокий уровень - 5 баллов - ребенок положительно относится к природе. Осознает её ценность и пользу. Адекватно оценивает место человека в природе, где он является её частью.

Распределение детей по уровням сформиро-ванности у них экологических представлений производилось по следующей шкале:

- высокий уровень - 12-16 баллов;

- средний уровень - 7-11 баллов;

- низкий уровень - 6 баллов и меньше.

С опорой на критерии и показатели нами были выделены три уровня сформированности экологических представлений дошкольников подготовительной к школе группы:

- высокий уровень (12-16 баллов): ребенок имеет достаточный объем экологических представлений, способен выявить сущность явлений и причинно-следственных связей в природе, дошкольник понимает ценность, красоту природы и суть её закономерностей;

- средний уровень (7-11 баллов): объем экологических представлений ребенка - неполный: он с трудом способен определить сущность явлений и причинно-следственных связей в природе, дошкольник не до конца понимает значимость природы и суть её закономерностей.

- низкий уровень (6 баллов и меньше): ребенок имеет весьма малый объем экологических представлений, он не способен определить сущность явлений и причинно-следственных связей в природе, не понимает, зачем нужна природа.

Таким образом, нами определены критерии, показатели и уровни, составлены диагностические задания для изучения уровня сформированности экологических представлений дошкольников подготовительной к школе группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходные уровни сформированности экологических представлений у детей подготовительного группы по трем критериям (полнота, обобщенность, осознанность) и соответствующим им четырем диагностическим заданиям занесены в протокол и представлены на рис. 1.

Рис. 1. Исходные уровни сформированности экологических представлений у детей подготовительной к школе группы по трем критериям, в %

По данным, представленным на рис. 1, видим, что по критерию «полнота экологических представлений» у большинства дошкольников подготовительной группы имеется высокий уровень - 55% (6 детей), средний уровень - у 45% (5 детей). Низкого уровня не обнаружено.

По критерию «обобщенность экологических представлений» большинство детей имеют средний и низкий уровни - по 45% (10 детей), высокий уровень - 10% (1 ребенок).

По критерию «осознанность экологических представлений» у большинства дошкольников подготовительной группы имеется средний уровень -63% (7 детей), высокий уровень - 27% (3 ребёнка) и низкий уровень - 10% (1 ребёнок).

Эти результаты проявились в следующем.

Во время игрового задания дошкольники подготовительной к школе группы с высоким уровнем полноты экологических представлений легко соотнесли изображения животных, растений и их сред обитания (Артём Л., Егор).

У дошкольников со средним уровнем полноты экологических представлений при выполнении игрового задания возникали трудности. Некоторые не понимали, что изображено на картинках (Савелий, Ксюша, Катя). Остальные допустили ошибки при распределении животных, растений и их сред обитания, часто путая почвенную и наземно-воздушную среды и их обитателей (Полина, Артем Е.) или же растения и их «дома» (болото и лес), ориентируясь на цвет растений, а не на их характерные признаки (Даша, Ярик, Артем А.).

Ребенком подготовительной к школе группы с низким уровнем полноты экологических представлений было допущено более трех ошибок при выполнении дидактического задания (Матвей).

Дошкольники подготовительной к школе группы с низким уровнем обобщенности экологических представлений не могли ответить на поставленные перед ними вопросы, предусмотренные в проблемных ситуациях. Дети не понимают причинно-следственных связей природы, только с подсказками могли ответить на соответствующий вопрос (Егор, Катя, Полина, Артем Е., Ксюша).

Дошкольники со средним уровнем обобщённости экологических представлений решали проблемные ситуации либо с ошибками, либо у них возникали некоторые трудности. Например, для очищения загрязненного воздуха в городе предлагали съездить туда, где он чистый, собрать его в мешок и привезти в город или говорили о том, что рыбой питаются только акулы (Савелий, Ярик). Другие дошкольники не сразу могли выделить причинно-следственные связи в природе (Артем Л., Даша, Матвей). Большинство детей подчеркивали полезность цветов только с эстетической точки зрения, то есть красоты.

Ребенок с высоким уровнем обобщенности экологических представлений легко отвечал на поставленные перед ним вопросы, рассказывал истории из своего опыта, связанные с охраной окружающей среды (Артём А.).

Дети со средним уровнем осознанности экологических представлений изобразили природу в характерных для неё цветах - оттенки зеленого, си-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022

ний, коричневый, желтый. В основном они изображали лес. При проведении диагностической беседы дошкольники не правильно оценивали место человека в природе (Даша, Артём Е., Артем А.), говоря о том, что человек стоит выше природы. Другие дошкольники не точно определяли пользу природы (Катя, Савелий, Полина, Ярик). В целом, у данных детей зафиксировано положительное отношение к природе.

Дошкольники с высоким уровнем осознанности экологических представлений изобразили природу в разнообразных цветах, отражая в своей работе не только растения, но и животных (Артём), природные явления (Егор), труд человека в природе (Матвей). При проведении беседы у них не возникло трудностей, ответы на вопросы были грамотными (для дошкольного возраста), достаточно полными, наблюдалось положительное отношение к природе.

Один ребенок с низким уровнем осознанности экологических представлений долгое время не мог определиться с темой для рисунка, в последующем использовал в нем мало цветов. При проведении

диагностической беседы у него были выявлены трудности (Ксюша).

Исходные уровни сформированности экологических представлений по всем трем критериям у дошкольников подготовительной к школе группы представлены на рисунке 2.

Данные рисунка 2 показывают, что у испытуемых детей преобладает средний уровень экологических представлений. Он имеется у 55% (6 детей). Высокий уровень наблюдается у 45% (5 детей). Низкого уровня не обнаружено.

Дети со средним уровнем экологических представлений набрали по 7-11 баллов. Эти дошкольники (Катя, Даша, Полина, Матвей, Артём Е., Артем А.) имеют фрагментарные, неполные экологические представления, они определяют животных и растений по фото, способны указать их среды обитания, но у некоторых возникают сложности. Дети с трудом могут определить сущность отношений и причинно-следственных связей в природе. Дошкольники не до конца понимают значимость природы и суть её закономерностей, не совсем точно определяют место человека в природе. Дети положительно относятся к природе.

Рис. 2. Исходные уровни сформированности экологических представлений у детей подготовительной группы, в %

Дети с высоким уровнем экологических представлений набрали по 12-15 баллов. Эти дошкольники (Артём Л., Егор, Савелий, Ярик, Артем А.) имеют достаточный объем экологических представлений, способны выявить сущность отношений и причинно-следственных связей в природе. Дошкольники понимают ценность, красоту природы и её основные закономерности. Правильно определяют место человека в окружающей природной среде, положительно относятся к ней.

Итак, результаты диагностики показали, что у дошкольников подготовительной к школе группы преобладает средний уровень экологических представлений.

Заключение. На основании проведенного исследования, целесообразно выделенным задачам, сделаны следующие выводы:

1. Критериями сформированности экологических представлений у дошкольников являются полнота, обобщенность и осознанность; на основании

данных критериев определены соответствующие показатели как характеристика объема экологических представлений ребёнка о природе, его способности выявлять сущность отношений и причинно-следственных связей в природе и понимание им ценности, красоты природы, её основных закономерностей.

2. Диагностические задания должны выявлять не только актуальный уровень экологических представлений детей, но и способность применять их в практической деятельности. Поэтому мы использовали игровые задания, проблемную ситуацию, метод рисунка и диагностическую беседу.

3. Проведенная диагностика уровня сформи-рованности экологических представлений у детей подготовительной группы показала, что дети со средним уровнем экологических представлений имеют фрагментарные, неполные экологические представления, сложности выражены в том, что они с трудом могут определить сущность отношений и причинно-следственных связей в природе. Дошкольники не до конца понимают значимость

природы и суть её закономерностей, не всегда понимают, что человек - это часть природы. В целом, у данных детей зафиксировано положительное отношение к природе.

Обобщая всё вышеуказанное, хотелось бы отметить, что анализ научно-педагогической литературы указал на необходимость улучшения экологического образования детей. Но, проведенное нами

исследование свидетельствует, что ситуация зависит от конкретного дошкольного учреждения. Есть детские сады, в которых педагоги и родители, смогли обеспечить средний уровень экологических представлений. Конечно, не следует забывать, что высокий уровень экологических представлений дошкольников способствовал бы их успешному дальнейшему экологическому образованию и становлению экологической культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеев, С.А. Экологическая система в современных условиях: оценка состояния и влияния на качество жизни населения / С.А. Алексеев, С.В. Пирогова. - Текст : электронный // Вестник экономики, права и социологии. - 2018. -№ 4. - С. 200-203. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nekologicheskaya-sistema-v-sovremennyh-usloviyah-otsenka-sostoyaniya-i-vliyanie-na-kachestvo-zhizni-naseleniya/viewer (дата обращения: 18.12.2021).

2. Виноградова, Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе. Беседы с будущим учителем : учеб. пособие для студентов и фак. нач. кл. сред. и высш. пед. заведений / Н.Ф. Виноградова. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 1999. - 144 с. - Текст : непосредственный.

3. Герасименко, Т.Ф. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОО «Экологические проблемные ситуации» / Т.Ф. Герасименко, Г.А.Тетерина, О.В. Нагель. - Краснодар, 2020. - Текст : непосредственный.

4. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - Москва : Академия, 2008. - 285 с. - Библиогр.: с. 276-279. - Текст : непосредственный.

5. Крежевских, О.В. Преемственность в эколого-валеологическом образовании дошкольников и младших школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Крежевских Ольга Валерьевна. - Екатеринбург, 2009. - 210 с. - Текст : непосредственный.

6. Маркова, В.В. Основы формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / В.В. Маркова. - Текст : непосредственный // Начальная школа : науч.-метод. журн. - 2006. -№ 11. - С. 34-39.

7. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации / А.С. Москвина, Т.Е. Быковская, Н.Г. Пантелеева [и др.]. - Текст : электронный // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 5 (41). - С. 271-288. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-soderzhaniya-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-usloviyah-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer (дата обращения: 18.12.2021).

8. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студентов вузов / С.Н. Николаева. - Москва : Академия, 2002. - 336 с. - Библиогр.: с. 321-332. - Текст : непосредственный.

9. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе : учеб. пособие для сред. пед. заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - Москва : Academia, 2000. - 176 с. -(Педагогическое образование). - Библиогр.: с. 174-175. - Текст : непосредственный.

10. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - Москва : Карапуз, 2001. - 432 с. -Текст : непосредственный.

11. Шепилова, Н.А. Изучение компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников / Н.А. Шепилова. - Текст : электронный // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11, № 1. - С. 51-58. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-kompetentnosti-pedagogov-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-v-oblasti-ekologicheskogo-obrazovaniya-doshkolnikov/viewer (дата обращения: 18.12.2021).

REFERENCES

1. Alekseev S.A., Pirogova S.V. Jekologicheskaja sistema v sovremennyh uslovijah: ocenka sostojanija i vlijanija na kachestvo zhizni naselenija [Ecological system in modern conditions: assessment of the state and impact on the quality of life of the population]. Vestnik jekonomiki, prava i sociologii [The Review of the Economy, the Law and Sociology], 2018, no. 4, pp. 200-203. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-sistema-v-sovremennyh-usloviyah-otsenka-sostoyaniya-i-vliyanie-na-kachestvo-zhizni-naseleniya/viewer (Accessed 18.12.2021).

2. Vinogradova N.F. «Okruzhajushhij mir» v nachal'noj shkole. Besedy s budushhim uchitelem: ucheb. posobie dlja stu-dentov i fak. nach. kl. sred. i vyssh. ped. zavedenij ["The World Around" in Primary School. Conversations with a future teacher]. Moscow: Akademija, 1999. 144 p.

3. Gerasimenko T.F. Teterina G.A., O.V. Nagel' Uchebno-metodicheskoe posobie dlja pedagogov DOO «Jekologicheskie problemnye situacii» [Educational and methodological manual for teachers of the pre-school educational institution "Environmental problem situations"]. Krasnodar, 2020.

4. Klepinina Z.A., Akvileva G.N. Metodika prepodavanija estestvoznanija v nachal'noj shkole: ucheb. posobie dlja studen-tov ped. vuzov [Methods of teaching natural science in elementary school]. Moscow: Akademija, 2008. 285 p.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022_2542-0291

5. Krezhevskih O.V. Preemstvennost' v jekologo-valeologicheskom obrazovanii doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov. Dis. kand. ped. nauk [Continuity in ecological and valeological education of preschoolers and younger schoolchildren. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Ekaterinburg, 2009. 210 p.

6. Markova V.V. Osnovy formirovanija social'no-jekologicheskih predstavlenij u detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Fundamentals of the formation of socio-ecological ideas in children of preschool and primary school age]. Nachal'naja shkola: nauch.-metod. zhurn. [Primary school], 2006, no. 11, pp. 34-39.

7. Moskvina A.S., et al. Osobennosti realizacii soderzhanija jekologicheskogo obrazovanija v uslovijah doshkol'noj obra-zovatel'noj organizacii [Features of the implementation of the content of environmental education in a preschool educational organization]. Perspektivy nauki i obrazovanija [Prospects for science and education], 2019, no. 5 (41), pp. 271-288. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-soderzhaniya-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-usloviyah-dosh-kolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer (Accessed 18.12.2021).

8. Nikolaeva S.N. Teorija i metodika jekologicheskogo obrazovanija detej: ucheb. posobie dlja studentov vuzov [Theory and methods of environmental education of children]. Moscow: Akademija, 2002. 336 p.

9. Petrosova R.A., Golov V.P., Sivoglazov V.I. Metodika obuchenija estestvoznaniju i jekologicheskoe vospitanie v na-chal'noj shkole: ucheb. posobie dlja sred. ped. zavedenij [Methods of teaching natural science and environmental education in elementary school]. Moscow: Academia, 2000. - 176 p.

10. Ryzhova N.A. Jekologicheskoe obrazovanie v detskom sadu [Environmental education in kindergarten]. Moscow: Karapuz, 2001. 432 p.

11. Shepilova N.A. Izuchenie kompetentnosti pedagogov doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii v oblasti jekologicheskogo obrazovanija doshkol'nikov [Studying the competence of teachers of a preschool educational organization in the field of environmental education of preschoolers]. Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspect [Modern Higher School: Innovative Aspect], 2019, vol. 11, no. 1, pp. 51-58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7izuchenie-kompetentnosti-pedagogov-dosh-kolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-v-oblasti-ekologicheskogo-obrazovaniya-doshkolnikov/viewer (Accessed 18.12.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

И.Е. Староверова, студентка, направлене подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование»), ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: irina.staroverova14@gmail.com.

0.В. Крежевских, кандидат педагогичеких наук, директор института психологии и педагогки, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: mailolga84@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2227-4702.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

1.E. Steroverova, student, field of training "Psychological and pedagogical education" (profile "Preschool Education"), Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: e-mail: irina.staroverova14@gmail.com.

O.V. Krezhevskikh, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Director of the Institute of Psychology and Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: mailolga84@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2227-4702.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.