Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕБЕНОК / ДЕТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДОШКОЛЬНИК / ВОСПИТАТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Наталья Андреевна, Романова Елена Владимировна

Статья посвящена обучению будущих педагогов формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний с помощью художественной литературы. Актуальность данного исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, система профессионального образования претерпела качественные изменения, назрела необходимость в педагогах дошкольного образования, способных к формированию экологической культуры подрастающего поколения. Во-вторых, растет количество детей, с которыми родители не занимаются, они не только не могут, но и не хотят этого делать, отдавая своего ребенка в детский сад а затем в школу, они считают, что педагоги должны заниматься их воспитанием и формированием их личности. В-третьих, современное поколение перестало читать художественную литературу, клиповость мышления не дает возможности насладиться красотой русского языка. В данном исследовании разработана и проверена на практике модель подготовки будущих педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию обучения и образования в высшей школе, расширяет и обогащает представление о содержательных и технологических основах подготовки будущего воспитателя к работе с детьми дошкольного возраста и открывает перспективы для дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки специалиста в области образования. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная в статье методика формирования подготовки студентов к работе с детьми дошкольного возраста может быть применена в процессе обучения педагога дошкольного образования в рамках курсов повышения квалификации. Статья может предоставлять интерес для профессорско-преподавательского состава средних и высших учебных заведений, психологов, воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронина Наталья Андреевна, Романова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION FOR THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH THE HELP OF ARTISTIC LITERATURE

The article is devoted to teaching future teachers to form environmental knowledge in preschool children with the help of fiction. The relevance of this study is due to a number of reasons. First, the vocational education system has undergone qualitative changes, there is a need for preschool teachers who are capable of shaping the ecological culture of the younger generation. Secondly, the number of children with whom parents do not work is growing, they not only cannot, but do not want to do this, sending their child to kindergarten and then to school, they believe that teachers should be engaged in their upbringing and shaping them personality. Thirdly, the modern generation has stopped reading fiction, the clip-like thinking makes it impossible to enjoy the beauty of the Russian language. In this study, a model of training future preschool teachers for the formation of environmental culture in preschool children has been developed and tested in practice. The theoretical significance of the study is that it makes a certain contribution to the theory of teaching and education in higher education, expands and enriches the understanding of the content and technological foundations of preparing a future educator to work with preschool children and opens up prospects for further improving the professional training of a specialist in the field education. The practical significance of the study lies in the fact that the methodology proposed in the article for the formation of students' preparation for working with preschool children can be applied in the process of teaching a preschool teacher within the framework of advanced training courses. The article may be of interest to the teaching staff of secondary and higher educational institutions, psychologists, educators.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ПРОНИНА Наталья Андреевна и другие ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА...

VTTK" 1Л.7 1^-4 10^021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ -> /о.14/ |(сс) кУ<$) I TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0054 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 8070-4542 AuthorID: 647453 ORCID: 0000-0002-0166-7064

ПРОНИНА Наталья Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

психологии и педагогики Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (300026, Россия, Тула, проспект Ленина, 125, e-mail: natalie4941@rambler.ru) SPIN: 2744-4201 Author ID: 203276 ORCID: 0000-0003-0526-7428

РОМАНОВА Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

психологии и педагогики Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (300026, Россия, Тула, проспект Ленина, 125, e-mail: rromanov76@mail.ru) Аннотация. Статья посвящена обучению будущих педагогов формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний с помощью художественной литературы. Актуальность данного исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, система профессионального образования претерпела качественные изменения, назрела необходимость в педагогах дошкольного образования, способных к формированию экологической культуры подрастающего поколения. Во-вторых, растет количество детей, с которыми родители не занимаются, они не только не могут, но и не хотят этого делать, отдавая своего ребенка в детский сад а затем в школу, они считают, что педагоги должны заниматься их воспитанием и формированием их личности. В-третьих, современное поколение перестало читать художественную литературу, клиповость мышления не дает возможности насладиться красотой русского языка. В данном исследовании разработана и проверена на практике модель подготовки будущих педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию обучения и образования в высшей школе, расширяет и обогащает представление о содержательных и технологических основах подготовки будущего воспитателя к работе с детьми дошкольного возраста и открывает перспективы для дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки специалиста в области образования. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная в статье методика формирования подготовки студентов к работе с детьми дошкольного возраста может быть применена в процессе обучения педагога дошкольного образования в рамках курсов повышения квалификации. Статья может предоставлять интерес для профессорско-преподавательского состава средних и высших учебных заведений, психологов, воспитателей.

Ключевые слова: будущий педагог, дошкольное образование, ребенок, дети, дошкольный возраст, экологическая культура, художественная литература, дошкольник, воспитатель, педагогическое образование.

PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION FOR THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH THE HELP

OF ARTISTIC LITERATURE

© The Author(s) 2021

PRONINa Natalya Andreevna, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

of Psychology and Pedagogy Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy (300026, Russia, Tula, Lenin Avenue, 125, e-mail: natalie4941@rambler.ru) ROMANOVA Elena Vladimirovna, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department

of Psychology and Pedagogy Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy (300026, Russia, Tula, Lenin Avenue, 125, e-mail: rromanov76@mail.ru) Abstract. The article is devoted to teaching future teachers to form environmental knowledge in preschool children with the help of fiction. The relevance of this study is due to a number of reasons. First, the vocational education system has undergone qualitative changes, there is a need for preschool teachers who are capable of shaping the ecological culture of the younger generation. Secondly, the number of children with whom parents do not work is growing, they not only cannot, but do not want to do this, sending their child to kindergarten and then to school, they believe that teachers should be engaged in their upbringing and shaping them personality. Thirdly, the modern generation has stopped reading fiction, the clip-like thinking makes it impossible to enjoy the beauty of the Russian language. In this study, a model of training future preschool teachers for the formation of environmental culture in preschool children has been developed and tested in practice. The theoretical significance of the study is that it makes a certain contribution to the theory of teaching and education in higher education, expands and enriches the understanding of the content and technological foundations of preparing a future educator to work with preschool children and opens up prospects for further improving the professional training of a specialist in the field education. The practical significance of the study lies in the fact that the methodology proposed in the article for the formation of students' preparation for working with preschool children can be applied in the process of teaching a preschool teacher within the framework of advanced training courses. The article may be of interest to the teaching staff of secondary and higher educational institutions, psychologists, educators.

Keywords: future teacher, preschool education, child, children, preschool age, ecological culture, fiction, preschooler, educator, pedagogical education.

ВВЕДЕНИЕ следователями (Н.Н. Авдеевой [1], З.Ф. Аксеновой [2],

В настоящее время, как отмечается многими ис- В.О. Букиной [3], С.А. Габбасовой [4], Н.С. Голициной

PRONINA Natalya Andreevna and other PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

[5]), все актуальнее становится проблема формирования экологической культуры дошкольника. Между тем система профессионального образования претерпела качественные изменения, назрела необходимость в педагогах дошкольного образования, способных к формированию экологической культуры подрастающего поколения. Растет количество детей, с которыми родители не занимаются, они не только не могут, но и не хотят этого делать, отдавая своего ребенка в детский сад а затем в школу, они считают, что педагоги должны заниматься их воспитанием и формированием их личности. Современное поколение перестало читать художественную литературу, клиповость мышления не дает возможности насладиться красотой русского языка.

Вопросы экологического воспитания дошкольников отражены в работах Н.Ч. Дамба [6], Н.Н. Мазильниковой [7], Э.Р. Нассибуллиной [8], Л.С. Ромашевской [9], О.В. Скиф [10] и др.

Различные аспекты формирования знаний о природе рассматривались О.А. Воронкевич [11], Л.М. Гримовской [12], Л.Г. Горьковой [13], Л.С. Журавлевой [14], Т.В. Поданевой [15], Т.Г. Хановой [16], и др.

Вопросами подготовки воспитателей к формированию экологической культуры дошкольников занимались Л.Б. Абдуллина [17], Т.Ю. Бурлакова [18], Т.Ю. Макашина [19] и др.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью данной статьи стала подготовка будущего педагога дошкольного образования к формированию экологической культуры у детей с помощью художественной литературы.

В данном исследовании разработана и проверена на практике модель подготовки будущих педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Методологической базой нашего исследования стали разработанные психолого-педагогическими науками теория деятельности, принцип единства связи теории и практики.

Мы использовали следующие теоретические и практические методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, моделирование, тестирование, эксперимент.

Художественная литература обладает огромным воспитательным потенциалом и позволяет сформировать необходимые качества личности подрастающего поколения. Именно взрослый может привить ребенку любовь к чтению, показать красоту рассказов и сказок отечественных и зарубежных писателей, познакомить с различными видами жанров фольклора.

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. направлен на всестороннее формирование личности. Отдельное стороной гармоничного развития является художественно-эстетическое развитие предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.» [20].

Результатом развития ребенка в дошкольном возрасте являются следующие качества: «обладает начальными знаниями ... о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания и т.п.» [20].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Эксперимент проводился на базе Тульского государственного педагогического университета имени

Л.Н. Толстого на факультете искусств, гуманитарных и социальных наук со студентами 1-3 курсов очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность «Дошкольное образование». Всего в эксперименте приняло участие 64 человека.

Модель подготовки будущего педагога дошкольного образования представлена на рисунке 1.

Цель: подготовка будущего педагога дошкольного образования к формированию экологической культуры у детей с помощью художественной литературы

компоненты подготовки

когнитнвныи: -знания возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста; ■знание художественных произведений для детей дошкольного возраста; -знания детей о природе, животных, экологии

рефлсксивно-

оценочный:

-контроль по

формированию

экологической

культуры у детей с

помощью

художественной

литературы

мотнванионныи: развитая профессионалы! ая мотивация

деятсльностны и: разработка и реализация на производствен ной педагогической практике

программы по формированию экологической культуры у

дошкольников

условия и средства реализации

ис пользование диагностика принятие норм и взаимосвязь

ресурсов знании детей о ценностей оудущеи аудиторной.

нормативных природе. профессии и квазн профессионально

дисциплин и курсов животных. затгтерссованноет н и реальной

по выбору экологии ь в их освоении педагогической работы

результат: готовность будущего педагога дошкольного образования к формированию экологической культуры у детей с помощью художественной литературы

Рисунок 1 - Модель подготовки будущего педагога дошкольного образования к формированию экологической культуры у детей с помощью художественной литературы

Когнитивный компонент формируется в процесс изучения нормативных и вариативных дисциплин. «Психология» и «Педагогика» знакомят будущего воспитателя с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка дошкольного возраста, учат формировать, развивать и обучать подрастающее поколение.

В процессе изучения студентами таких дисциплин, как «Литературное образование дошкольников», «Детская литература», «Мировая художественная литература» происходило знакомство с особенностями, видами, жанрами и тематическим многообразием художественной литературы для детей дошкольного возраста.

«Художественно-эстетическое образование дошкольников» знакомит будущих воспитателей с педагогическими технологиями развития художественного восприятия детьми разных жанров живописи, раскрывает особенности разных видов детской изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Целью дисциплины «Теории и технологии экологического образования дошкольников» является подготовка будущего педагога дошкольного образования к осуществлению профессиональной деятельности по экологическому образованию детей в дошкольном учреждении. Будущие воспитатели также изучают методы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста: наблюдение, беседу, игру.

В процессе преподавания данных дисциплин использовались инновационные и активные методы обучения с целью наилучшего усвоения учебного материала, среди них кейс-стади, дидактические, ролевые и деловые игры. На семинарах применялись проекты, дискуссии, тренинги.

Мы выделяем у студентов низкий, средний и высокий уровни знаний. Низкий уровень - знания отсутствуют, студент ничего не знает, проверять не чего. Средний уровень - знания усвоены частично, есть пробелы. Высокий уровень - студент свободно владеет знаниями, может использовать их в любой практической ситуации.

Сформированность когнитивного компонента у будущих педагогов дошкольного образования представлена

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ПРОНИНА Наталья Андреевна и другие ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА...

на рисунке 2.

V,

Уровень знании в1

100

50

Hi n кии

средний

высокий

Рисунок 2 - Уровень сформированное™ когнитивного компонента

Анализ данной диаграммы позволяет сделать вывод о том, что будущие воспитатели усвоили учебный материал. Высокий уровень продемонстрировали 58 % опрошенных, средний уровень был выявлен у 35%, 7 % показали слабое владение материалом. С ними была проведена индивидуальная работа, предоставлены материалы лекций в электронном виде, также имелась возможность индивидуального усвоения материала в системе LMS Moodle и проверка знаний при помощи тестирования в системе Indigo.

Рефлексивно-оценочный компонент подготовки включает в себя способность будущего воспитателя провести диагностику знаний детей о природе, животных и природе. Для этого необходимо подобрать необходимые методики, провести тестирование детей, обработать полученные результаты, представить их в форме диаграмм для лучшей наглядности.

У дошкольников можно выделить высокий, средний и низкий уровни знаний о природе. Высокий уровень характеризует система знаний дошкольника о природе, животных, экологии. Ребенок знает и называет признаки живого существа, может отличить живую и неживую природу. Понимает взаимосвязь между состоянием животного и средой его обитания. Устанавливает общие и частные связи, может классифицировать животных по видам. Средний уровень. Дошкольник демонстрирует знание животных, но определяет их существенные признаки при помощи воспитателя. Знает конкретные признаки и особенности животных. Демонстрирует недостаточные знания в области общих понятий и связей. Использует наблюдение. На низком уровне дошкольник затрудняется назвать животных, дать им характеристику. Устанавливает частные связи, при установлении общих связей возникают проблемы. Нуждается в помощи педагогического работника.

Для исследования такого критерия, как полнота знаний - степени наличия знаний об основных категориях животного мира, их отличительных особенностях, связях и отношениях применяется методика Р.С. Немова «Нелепицы». Методика Л.В. Рыжовой «Живая-неживая природа» позволяет оценить такой критерий, как существенность, выявляющий наличие или отсутствие у ребенка знаний об отличии животных от остальных объектов природы. Критерий обобщенность выявляет навыки выделение разновидностей животных и объективных связей в рамках одного вида, проверяет систематичность знаний объективных связей о животном мире, наличие системы представлений о представителях животного и растительного мира. Диагностируется при помощи методик «Знатоки природы» и «Удивительная прогулка».

Примером проведения диагностики экологических знаний у детей дошкольного возраста может стать МБДОУ ЦО №36. Всего приняли участие 15 детей.

До проведения программы по формированию экологической культуры у дошкольников по первой методике были получены следующие результаты: 13,3% опрошенных имеют очень высокий уровень развития, 53.3% -высокий, у 33,4% показатель соответствует норме. После проведения программы 13,3% опрошенных имеют очень высокий уровень развития,86, 7% - высокий уровень.

По второй методике 100% опрошенных отличили живую природу от неживой, можно сделать вывод о том, что критерий существенность сформирован у детей на

высоком уровне.

По третьей методике «Знатоки природы» были получены следующие результаты (см. рисунок 3). До проведения программы по формированию экологической культуры 13% испытуемых умеют обобщать самостоятельно, 67% детей делают это на среднем уровне, 20% обобщают плохо. После проведения программы высокий уровень обобщения выявлен у 68% детей, 32% опрошенных умеют обобщать на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что программа внесла благоприятные изменения в способность детей к обобщению.

Методика «Удивительные прогулки» диагностирует также способность к обобщению. До внедрения программы были получены результаты: 40% детей обобщают на очень низком уровне, 47% -на низком, 13% -на среднем. После проведения программы 46% детей обобщают на очень высоком уровне, 47% - на высоком, 7% -на среднем. Можно сделать вывод, что уровень знаний о животных вырос в значительной мере.

Сформированность мотивационного компонента у будущих педагогов дошкольного образования диагностируется при помощи методики «Изучение мотивации профессиональной деятельности» К.Замфир в модификации А.Реана. Можно сделать вывод, что преобладает у 73% будущих педагогов дошкольного образования внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация преобладает у 17% опрошенных, 10% обладают внешней отрицательной мотивацией.

Деятельностный компонент подготовки включал в себя интеграцию знаний, умений и навыков, полученных во время обучения в вузе, и реализацию во время производственной педагогической практики программы по формированию экологической культуры у дошкольников. Проверялись наличие следующих компонентов: наличие пояснительной записки, актуальность, цель и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию программы, методы и приемы реализации программы, направления реализации программы, планируемые результаты освоения программы, содержание программы, план организации деятельности.

Развивающая программа для детей 6 лет построена на основе проведённой диагностической работы на выявление формирования экологических знаний у детей 6 лет.

По результатам обобщённых данных по уровню формирования экологических знаний у детей 6 лет, необходимость проведения коррекционно-развивающих занятий указывает на преобладающий средний и низкий показатель знаний о животных.

Была составлена программа под названием «Среда обитания», рассчитанная на 3 месяца. Состоит из III блоков, по 2 занятия в неделю, продолжительностью 30 - 35 минут.

Были отобраны произведения писателей-природоведов: Е.И.Чарушина: «Страшный рассказ», Е.И. Чарушина: «Почему Тюпу прозвали Тюпой», В. Бианки «Синичкин календарь», Е. И. Чарушина «Воробей» и другие.

Цель программы: формирование знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи программы:

• формирование у воспитанников представлений о различных представителях животного мира;

• уточнение, систематизирование и углубление имеющихся знаний о животных средствами художественно литературы;

• систематизирование знаний воспитанников о классификациях представителей животного мира, их ореолах обитания;

• формирование способности к актуализации внимания по отношению к различным предметам окружающей действительности;

• формирование основ экологической культуры по-

PRONINA Natalya Andreevna and other PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF...

средством практической деятельности;

• развитие интереса к фауне;

• развитие навыков для осуществления правильного ухода за животными;

• формирование положительного отношения к животным, которое основывается на терпимости, гуманности и любви.

ОБСУЖДЕНИЕ

В трудах Л.Б. Абдуллиной [17], Т.Ю. Бурлаковой [18], Т.Ю. Макашиной [19], Э.Р. Насибуллиной [20] акцент делается на готовности воспитателя к формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. Мы считаем необходимым начать процесс подготовки будущего педагога дошкольного образования к формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста еще в стенах вуза, тогда на практике он сможет реализовать полученные знания, воплотить умения и сформировать у своих воспитанников экологическую культуру, привить им любовь к художественному слову.

ВЫВОДЫ

Анализ психолого-педагогической литературы, проведенная экспериментальная работа позволили нам сформировать и апробировать на практике модель подготовки будущего педагога дошкольного образования к формированию экологической культуры у детей с помощью художественной литературы. Воспитатель становится проводником ребенка в мир художественного слова, открывая перед ним красоту и хрупкость природы, сформированная экологическая культура в подрастающем человеке останется навсегда в его системе ценностей, и уже последующее поколение будет воспитываться также в духе бережного отношения к природе и живым существам на нашей планете.

Мы отмечаем широкие возможности применения результатов нашего исследования в других учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития: 2003. 112 с.

2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.

3. Букина В.О. Пространство детского сада: познание, экология/ Под ред. А.Русакова, Т.Лапкиной. М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. 128 с.

4. Габбасова С.А. Экологическое воспитание дошкольников// Проблемы педагогики. 2016. №1(12). С.5-10

5. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7лет. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 40 с.

6. Дамба Н.Ч. Духовно-нравственное развитие в процессе экологического воспитания дошкольников старшего возраста//Мир науки, культуры и образования. 2019. №1(74). С.227-228

7. Мазильникова Н.Н., Терехина С.В. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период. СПб.: ООО «Издательство «детство-пресс», 2013. 96 с.

8. Нассибулина Э.Р. Система экологического образования как фактор развития в дошкольных образовательных организациях// Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Том 7. №2(23). С.301-303

9. Ромашевская Л.С., Ивченко Т.А. Приобщение детей к природе в опыте педагогического института дошкольного образования: от истории к современности//Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки.2018. Том 13. №3. С.46-56

10. Скиф О.В. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста//Гаудеамус. Т.17. №1.2018. С.60-68.

11. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. — СПб.: Детство-Пресс, 2008. 16 с.

12. Гримовская Л.М. Технологии моделирования в экологическом воспитании дошкольников//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки.2017. № 3(47). С.137-142

13. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. М.: ВАКО, 2005. 240 с.

14. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2006. — 144 с.

15. Поданева Т.В. Формирование основ экологического образования у детей дошкольного возраста//Мир науки, культуры и образования. 2018. №4 (71). С. 86-91.

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

16. Ханова Т.Г., Бывшева М.В., Демидова Е.Е. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе//Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №2. С. 10-17

17. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Березина Р.Ф. Роль дошкольной образовательной организации и семьи//Мир науки, культуры, науки и образования. 2018. №4(71). С.5-7.

18. Бурлакова Т.Ю. Развитие экологической культуры воспитателей в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом/Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №3. С.15-20

19. Макашина Т.Ю. Формирование экологической культуры воспитателя в рамках повышения квалификации//Перспективы науки и образования. 2018. №2(32). С.241-245

20. Насибуллина Э.Р. Система экологического образования как фактор развития детей в дошкольных образовательных организациях //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 301-303.

21. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования// http://docs.cntd.ru/document/499057887

Статья поступила в редакцию 10.03.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.