Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 27 (66). 2014 г. № 4. С. 36-45.
УДК 371.13:37.036:37.041.51(470+571)
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ К ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чумахидзе Т. Л.
РВУЗ «Крымский гуманитарный университет», Ялта, Республика Крым, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме подготовки будущих воспитателей ДОУ к организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Раскрыты основные методологические аспекты концепции художественного образования Российской Федерации. Охарактеризованы некоторые позиции подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации концепции художественного образования. Выявлены особенности художественного творчества детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, концепция художественного образования, художественное творчество, креативность.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов (дошкольного, начального, среднего и высшего) образования третьего поколения система образования ориентирована на государственный заказ. Постоянно возрастающий общественный образовательный спрос обуславливает формирование новых требований к профессиональной подготовке будущих специалистов, среди которых особое место занимает готовность воспитателя ДОУ к осуществлению художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном детстве, развитие творческих способностей, как воспитателя, так и дошкольника.
В связи с этим, рабочими группами Министерства образования и науки Российской Федерации разработаны: концепция художественного образования (2013 г.), «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы», фундаментом которых является «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года».
Концепция художественного образования Российской Федерации определяет стратегические направления государственной политики в сфере искусств, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения. Реализация концепции является основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.
1. КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств.
Концепция художественного образования Российской Федерации направлена на реализацию государственной политики, с учетом региональных особенностей, призвана привлечь внимание органов государственной власти, общественности, бизнес-сообщества к проблемам художественного образования детей, учащейся и молодежи.
Анализ концепции художественного образования Российской Федерации позволил сформулировать и конкретизировать задачи профессиональной подготовки будущих воспитателей ДОУ в области организации художественно -творческого развития детей дошкольного возраста, а именно:
- создание развивающей, предметно-пространственной среды, активизирующей художественную жизнь общества;
- формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов;
- подготовка творческих педагогических кадров к профессиональной деятельности;
- формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
- формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;
- формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;
- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, посредством внедрения современных методик арт-терапии;
- освоение базовых художественно-практических навыков;
- выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Выдвинутые задачи профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольного образовательного учреждения базируются на методологических принципах художественного образования, и соответствуют актуальным задачам
развития российского общества, мирового культурного процесса; способствуют всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.
Кратко охарактеризуем сущность методологических принципов художественного образования:
- начало обучения с раннего возраста предусматривает непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;
- мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
- опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;
- комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;
- распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
- внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях. Раскроем сущность каждого из них. Первый - формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности. Второй уровень - формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки. Третий - формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности.
Реализация концепции художественного образования предполагает тесную взаимосвязь восприятия и практической деятельности в условиях активного освоения предметно-пространственных видов работ, направленных на развитие художественного воображения у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, активное включение в процесс самостоятельного творчества. Стержневые направления художественного образования представлены на рис.1.
«Живое искусство» и активное действие в пространстве и в среде
Искусство как средство изменения пространства
Гармония в природе и в искусстве
Рис 1. Основные направления художественного образования.
Интегрированный полихудожественный подход к процессу освоения искусства с учетом региональных и историко-культурных традиций представляет собой новый качественный этап в области художественной педагогики современного периода. Переход от искусствоведческого подхода к развитию собственно-творческой личности ребенка-творца, когда педагог представляется как творец-художник и как творец-педагог, сопереживающий ребенку, развивающий и планирующий в воспитаннике его успех.
Искусство рассматривается как окно в мир познания и сотворения мира, потому что само искусство вытекает из жизни, из общения с окружающим миром, в котором важно выделить роль личности педагога - творца в полном смысле этого слова. Только в этом случае можно говорить об искусстве, являющемся важным систематизирующим фактором. Тогда и в жизни ребенка искусство приобретает
особый смысл. Оно становится активным средством познания мира; особой, наиболее понятной для него, формой художественно-образного осмысления информации об окружающем мире; естественной потребностью духовного роста; средством выражения внутреннего эмоционально-образного (чувственного, эмоционального, интеллектуального) состояния, настроения, внимания; реальной возможностью развития воображения, фантазии и творчества; способом освоения культуры и общечеловеческих ценностей прошлого, настоящего и будущего.
Искусство как особый метод познания и отражения человеком мира предполагает художественно-образные формы его освоения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения всегда обязан продумать ход предстоящей встречи с детьми и процесс организации художественного творчества детей дошкольного возраста. Это помогает ему реализовывать актуальные цели образования. Художественная деятельность позволяет педагогу индивидуализировать отношения с детьми, проявлять внимание к интересам и способностям каждого ребенка, персонально поощрять за конкретный результат.
Творческий педагог - это, прежде всего зрелый мастер своего дела, подготовленный и компетентный, образованный и развитый. Функциональная компетентность входит в творческую характеристику современного педагога и обозначает осознанное понимание им социальных и культурных функций в системе профессионального образования, педагогических, сугубо конкретных функций в процессе обучения и владение приемами и методами его успешного взаимодействия с учащимися и коллегами.
Рост творческой активности специалиста сопровождается формированием высокого уровня профессиональной компетенции в педагогической деятельности, которая, характеризуется способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности. Основывается на имеющейся совокупности знаний, умений, навыков в области профессиональной работы, дает возможность будущему педагогу, прогрессивного преобразования действительности и психологической готовности к такому превращению во внешних и внутренних условиях индивидуального трудового коллектива.
Ученые (Антонова А. В., Ардашев Е. В., Грищенков Г. Р., Лебедев Л. В., Савенкова Л.Г.) подчеркивают значимость студенческого периода в становлении интересов, предпочтений, формировании и развитии эстетической культуры. Исследователи отмечают, что большая загруженность студентов, недостаток финансов и времени, снижение объема эстетических дисциплин в учебных планах являются причиной пассивного восприятия эстетических ценностей, эстетического самообразования.
Вопросы совершенствования эстетического образования студентов, будущих педагогов, их эстетической подготовки рассмотрены в работах Бодиной Е. А., Кабковой Е. П., Клюевой Е. В., Корешковой М. Н., Лыковой И.А., Печко Л. П., Савенковой Л. Г., Школяр Л. В. Ученые-исследователи рассматривают подготовку будущих педагогов как единство эстетического образования и воспитания студентов, которые должны осуществляться в учебно-воспитательном процессе, а
также в специальной деятельности высшего учебного заведения по эстетическому развитию личности.
2. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основываясь на исследованиях о методах активизации творческого мышления, формирования креативности и гибкости мышления Бабанского Ю. К. можно выделить три группы методов (см. рис. 2).
2 о о
5
о
ш
-Л
I
и
о
¡С
С
а 5
5 1
£ ё
^ =
■.и ~
о- X
а р
3
а £
Е О
3
Методы активизации чреатнвной среды
Методы тренировки интуитивного
Метод ьа оптимизации и накоплений зконий проблематики
* [-1 нту ¡11 ивно- логические
1Е!~рЬГ
/ Метол чСценЙриЙ>!
Ф Метод «Дельфн»
/ ТРИЗ
^ Идея морфощниэацни гр&цссса Познани* * Деловые ш ри
V Мозговой штурм г Сннекгнк^
V Генерация идей
Рис.2 Методы формирования креативности (по Ю.К. Бабанскому).
Рассмотрим детальнее каждую группу методов. К первой группе относятся методы, направленные на организацию креативной среды. А именно: мозговой штурм как групповой метод творческой деятельности без учета критериев оценки и направлений поиска идей; синектика как вид мозгового штурма при допущении обсуждения идей на стадии их выдвижения и определения приемов генерирования идей. Этот метод изобрел руководитель рекламного агентства А. Осборн в 1930 году. Концепция мозгового штурма получила широкое распространение только в 50-х годов как «метод систематической тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления». Методы этого типа известны также под названиями конференций идей, коллективной генерации идей. Возникновение перечисленных терминов, связано с конкретными условиями проведения исследований, или даже с именем автора подхода. Однако варианты последующего
применения методов настолько разнообразны, что сейчас очень трудно говорить об однозначности использования приведенных терминов.
Синектика - это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей, в процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники:
- прямая аналогия - анализ того, как в других областях решается сходная проблема;
- личная аналогия - вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;
- символическая аналогия - краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры;
- фантастическая аналогия - поиск решений в мифах, сказках, фантастике.
Ко второй группе методов активизации творческого мышления, направленные на формирование креативности и гибкости мышления относятся методы оптимизации накопления и структурирования знаний по проблеме сбора или анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей. В данной группе распространенной является теория решения изобретательских задач, начата Г. Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году. Эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий в ходе решения проблемы, ориентированного на идеальный конечный результат.
Основная идея морфологизации процесса познания заключается в нахождении наибольшего числа возможных вариантов решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах. Данный морфологический метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки, в 1942 году, который обозначил фундамент морфологического исследования, а именно:
- равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования;
- ликвидация всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области;
- максимально точная формулировка поставленной проблемы.
Наиболее эффективными методами овладения новыми знаниями, являются деловые игры, они как метод имитации выработан для принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение творческих управленческих навыков.
Разработка деловой игры начинается с четкой формулировки ее назначения. Затем разрабатывается схема игры и основные правила. В выбранной схеме
функционирования надо предельно точно отразить опыт работы реальных систем, обратив особое внимание на структуру системы, целевые функции подсистем и системы в целом, на выбор управляющих воздействий. Одна из основных сложностей построения модели исследуемой ситуации заключается в том, что стремление к наиболее полному отражению исследуемой ситуации может привести к излишней детализации модели, которая в свою очередь повлечет за собой усложнение информационного обеспечения построенной модели. В результате этого увеличивается время, затрачиваемое на игру, тем самым затрудняется понимание происходящих процессов. Все это приводит к тому, что эффективность проведения игры снижается. Лучший способ избежать такого рода опасности заключается в том, чтобы постоянно помнить о конкретной цели проектируемой игры. Но при этом следует учитывать, что ситуации, анализируемые в игре, не должны быть упрошены до такой степени, что необходимое решение можно было бы найти непосредственно без глубокого анализа протекающих процессов, так как в этом случае результаты, полученные при анализе хозяйственной деятельности, будут носить поверхностный характер.
Формирование правил игры должно включать в себя описание методов оценки степени достижения целей игры. Если деловая игра моделирует системы, в которых цели могут формироваться только качественно, либо при количественном выражении трудно указать в явном виде связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то при построении игры особое внимание следует уделить разработке методов степени оценки достижения цели.
Для третьей группы методов, направленных на тренировку интуитивного мышления характерны структурно-логические схемы представления результата труда до его начала (построение образа продукта, создание программы и моделирование процесса его получения), интуитивно-логических игры, метод «Сценариев», и метод «Дельфи». Метод «Сценариев» - это метод подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен. Как правило, на практике предложения для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст.
Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели (в этом собственно и заключается основная роль сценария), но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами. Группа экспертов, подготавливающая сценарий, пользуется обычно правом получения необходимых справок от
предприятий и организаций, необходимых консультаций. На практике по типу сценариев разрабатывались прогнозы в разных отраслях знаний.
Метод «Дельфи», или метод «дельфийского оракула», первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повышении объективности результатов. Однако почти одновременно «Дельфи»-процедуры стали средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при оценке «дерева цели» и при разработке «сценариев». Основные средства повышения объективности результатов при применении «Дельфи»-метода - использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. Для снижения таких факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства иногда требуется, чтобы эксперты обосновали свою точку зрения, но это не всегда приводит к желаемому результату, а напротив, может усилить эффект приспособляемости. В наиболее развитых методиках экспертам присваивают весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов, уточняемые от тура к туру и учитываемые при получении обобщенных результатов оценок.
Таким образом, детальная реализация указанных методов активизации творческого мышления позволит организовать, и целенаправить творческий образовательный процесс подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования, будет способствовать развитию творческого мышления, креативности и творческих способностей будущих педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на создание образовательного пространства, отвечающего принципам амплификации (обогащения), трансформации, полифункциональности. Современная концепция творческого развития дошкольников, выраженная в ФГОС, основываясь на художественно-образной природе искусства и детского творчества, нацеливает деятельность педагога на организацию занятий по законам восприятия искусства.
ВЫВОДЫ
Таким образом, основываясь на требованиях, выдвинутых Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», одним из которых является формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В связи с этим научное общество диктует о необходимости переосмысления процесса профессиональной подготовки будущих воспитателей ДОУ, с учетом реализации ФГОС ВО, концепции художественного образования РФ, в соответствии с реалиям сегодняшнего дня.
Список литературы
1. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность : Учебно-метод.пособие / Под ред. Т.А. Копцева. - М. : Дрофа, 2014. - 144 с.
3. Концепция художественного образования Российской Федерации. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumContents.asp?DocumID=151125
4. Лыкова И.А. Творческий стиль освоения среды (значение изобразительного искусства для успешной адаптации ребенка к детскому саду) / И.А. Лыкова, Е.Д. Файзуллаева // Педагогика искусства. - № 1, 2014 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine
5. Проект Федерального государственного образовательного стандарта 3+ 44.04.01 «Педагогическое образование». - [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://quality-brgu.ru/index.php?option=com content&view=article&id=424: —3-&catid=16:2014-06-19-12-17-46&Itemid=9
6. Радынова О.П. Художественно-эстетическое развитие в дошкольном детстве. Методические рекомендации / О.П. Радынова, Т.А. Копцева. - М.: Дрофа, 2014. - 384 с.
7. Савенкова Л.Г. Современные направления художественного образования в России / Л.Г. Савенкова // Педагогика искусства. - № 3, 2014 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine
Чумахвдзе Т. Л. Подготовка майбутшх виховател1в ДНЗ до оргашзаци художньо-естетичного розвитку дггей дошкшьного в1ку в умовах реал1заци концепци мистецько'1 осв1ти Росшсько!' ФедерацИ / Т. Л. Чумахщзе // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iменi
B.1.Вернадського. Серiя : Проблеми педагогжи середньоï i вищоï школи. - 2014. - Т. 27(66), № 4. -
C.36-45.
Стаття присвячена проблемi тдготовки майбутнiх вихователгв ДНЗ до органiзацiï художньо-естетичного розвитку дней дошкiльного в1ку. Розкрито основш методологiчнi аспекти концепцiï художньоï освiти Росiйськоï Федерацiï. Охарактеризовано деяю позицiï тдготовки майбутнiх вихователiв дошкшьних освiтнiх установ в умовах реалiзацiï концепцiï мистецькоï освiти. Виявлено особливоси художньоï творчоста дiтей дошкшьного вжу.
Kmwei слова: професшна тдготовка майбутшх вихователгв дошкшьних освiтнiх установ, художньо-естетичний розвиток дiтей дошкшьного вжу, концепцiя художньоï освiти, художня творчють, креативнiсть.
Chumahidze T.L. Preparation of future teachers of preschool educational institutions to the organization of artistic and aesthetic development of preschool children under implementation of art education in russian federation / T.L.Chumahidze // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series: Issues of Secondary and Higher School Education. - 2014. - Vol. 27(66), No.4. - P. 3645.
The article deals with the preparation of future teachers preschool to the organization of artistic and aesthetic development of children of preschool age. It outlines the main methodological aspects of the concept of art education of the Russian Federation. Described some of the positions of training future teachers of preschool educational institutions in the conditions of implementation of the concept of art education. The features of the artistic creativity of children of preschool age.
Keywords: training future teachers of preschool educational institutions, artistic and aesthetic development of preschool children, the concept of art education, artistic expression, creativity.
Поступила в редакцию 12.11.2014 г.