Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое воспитание / экологическая культура / педагогические условия / период дошкольного детства / ecological education / ecological culture / pedagogical conditions / period of preschool childhood

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Г. Чухрова, В.Е. Дернов

В работе рассматриваются возможности формирования экологической культуры у детей в период дошкольного детства как наиболее сенситивного периода для приобретения полезных навыков. В содружестве университета, школы и дошкольного учреждения был реализован социальный проект «Мир и Я: курс экологического просвещения для детей дошкольного возраста». Проект показал высокую эффективность и удовлетворенность со стороны участников проекта. В процессе реализации проекта были сформулированы педагогические условия экологического воспитания дошкольников, включающие привлечение к работе с дошкольниками школьников-волонтеров, практическую направленность и учет психологических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS

The paper examines ways to form ecological culture in children during preschool childhood, as the most sensitive period for the acquisition of useful skills. A social project “The World and I: a course of environmental education for preschool children” was implemented in the community of the university, school and preschool institution. The project has shown high efficiency and satisfaction on the part of the project participants. During the implementation of the project, pedagogical conditions for environmental education of preschoolers were formulated, including the involvement of volunteer schoolchildren in working with preschoolers, practical orientation and consideration of psychological factors.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В рамках премии «Brand Awards» в декабре 2021 года иммерсивное шоу «Бар, которого нет» удостоено высшей награды.

Для иммерсивного шоу характерными местами действия могут стать заводы, недостроенные здания, торговые центры, музеи и т.д. Задача режиссера и зрителей в данном случае - через изучение пространства по-новому раскрыть известный сюжет

Интересное решение придумала актриса и продюсер Диана Сафарова для постановки романа Льва Толстого «Анна Каренина» в особняке Демидова (г Казань).

В одном из залов был выстроен вокзал, куда вдруг въезжает поезд, и персонажи романа одновременно начинают оживлять то, что происходит по сюжету книги: беседуют, едят, играют в карты и т.д. И все зрители попадают в атмосферу того времени и становятся участниками действия.

Необычное иммерсивное шоу «Мария и я» по одноименному роману Мигеля Гаярдо было поставлено в Хабаровском театре юного зрителя (режиссер Иван Куркин и художник Анна Мартыненко). В разных комнатах театра размещались тексты этого графического романа о 12-летней девочке Марии с диагнозом «аутизм». Переходя из одной комнаты в другую, зрители как бы оказывались в различные моменты жизни девочки. Они могли увидеть мир глазами этого особенного подростка. Вот зритель находится на берегу моря, затем в машине или на семейном ужине, он переживает ощущения этих перемещений и иной реальности.

Библиографический список

Организаторы назвали этот иммерсив спектаклем-контактом. Это стало встречей зрителей с иным сознанием, его особенностью и особой индивидуальностью.

Удачное решение взаимодействия между зрителями внутри иммерсивного шоу - это открытое поле для экспериментов. Режиссер должен создать для зрителей такие условия, при которых они могут не только приобрести жизненный опыт, но и поделиться им, реализуя тем самым базовую человеческую потребность.

Иммерсивные шоу становятся новым местом приложения творческих сил и профессионального мастерства для современных режиссеров.

Таким образом, результаты исследования позволяют нам сделать следующие выводы: в рамках подготовки специалистов по направлению «Режиссура театрализованных представлений и праздников» необходимо изучать технологию и методику создания нового продукта в индустрии досуга - иммерсивных шоу. Организовывать мастер-классы ведущих специалистов в этой сфере, приглашать их поделиться опытом постановок на научно-практических конференциях.

Сегодня логика восприятия мира людей меняется, и мы от культуры слова переходим к культуре образа, и такой формат, как иммерсивное шоу, становится более понятен современному зрителю.

Популярность технологий иммерсивности в социально-культурной практике говорит о том, что изучение этого феномена - перспективная тема и результат успешного поиска нового в социально-культурной деятельности.

1. Луначарский А.В. Статьи о театре и драматургии. Москва; Ленинград: Искусство, 1938.

2. Керженцев П.М. Творческий театр. Москва: Госиздат, 1923.

3. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. Ленинград: ЛГИК, 1981.

4. Гротовский Е.М. Театр и ритуал. Театр. 1988; № 10: 61 - 62.

5. Силин А.Д. Площади - наши палитры. Москва: Советская Россия, 1982.

6. Авербух Н.В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде. Вопросы психологии. 2010; Выпуск 5: 105 - 113.

7. Грановская РМ. Элементы практической психологии. Москва: Речь, 2010.

8. Ерохина Т.И., Кукушкина Е.С. Феномен иммерсивного театра в современной отечественной культуре. Верхневолжский филологический вестник. 2019; Выпуск 1 (16): 214 - 222.

9. Злотникова Т.С. Имитация «документального» и симуляция «художественного» в современной массовой культуре. Филология и культура. 2014; Выпуск 37 (3): 201 - 206.

10. Меркульева А.В. Иммерсивные методики в современных социокультурных практиках. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020; Выпуск 2 (43): 58 - 62.

11. Уткин А. Белое зеркало: учебник по интерактивному сторителлингу в кино, VR и иммерсивном театре. Москва: Альпина, 2020. References

1. Lunacharskij A.V. Stat'i o teatre i dramaturgii. Moskva; Leningrad: Iskusstvo, 1938.

2. Kerzhencev P.M. Tvorcheskij teatr. Moskva: Gosizdat, 1923.

3. Vershkovskij 'E.V. Rezhissura massovyh klubnyh predstavlenij. Leningrad: LGIK, 1981.

4. Grotovskij E.M. Teatr i ritual. Teatr. 1988; № 10: 61 - 62.

5. Silin A.D. Ploschadi- nashipalitry. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1982.

6. Averbuh N.V. Psihologicheskie aspekty fenomena prisutstviya v virtual'noj srede. Voprosy psihologii. 2010; Vypusk 5: 105 - 113.

7. Granovskaya R.M. 'Elementy prakticheskojpsihologii. Moskva: Rech', 2010.

8. Erohina T.I., Kukushkina E.S. Fenomen immersivnogo teatra v sovremennoj otechestvennoj kul'ture. Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. 2019; Vypusk 1 (16): 214 - 222.

9. Zlotnikova T.S. Imitaciya «dokumental'nogo» i simulyaciya «hudozhestvennogo» v sovremennoj massovoj kul'ture. Filologiya i kultura. 2014; Vypusk 37 (3): 201 - 206.

10. Merkul'eva A.V. Immersivnye metodiki v sovremennyh sociokul'turnyh praktikah. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo institute kul'tury. 2020; Vypusk 2 (43): 58 - 62.

11. Utkin A. Beloezerkalo: uchebnik po interaktivnomu storitellingu v kino, VR i immersivnom teatre. Moskva: Al'pina, 2020.

Статья поступила в редакцию 25.12.21

УДК 378

Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru

Dernov V.E., student (Psychology), Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: vadim.dernov@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS. The paper examines ways to form ecological culture in children during preschool childhood, as the most sensitive period for the acquisition of useful skills. A social project "The World and I: a course of environmental education for preschool children" was implemented in the community of the university, school and preschool institution. The project has shown high efficiency and satisfaction on the part of the project participants. During the implementation of the project, pedagogical conditions for environmental education of preschoolers were formulated, including the involvement of volunteer schoolchildren in working with preschoolers, practical orientation and consideration of psychological factors.

Key words: ecological education, ecological culture, pedagogical conditions, period of preschool childhood.

М.Г. Чухроеа, д-р мед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail: mba3@ngs.ru

В.Е. Дерное, студент, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail: vadim.dernov@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В работе рассматриваются возможности формирования экологической культуры у детей в период дошкольного детства как наиболее сенситивного периода для приобретения полезных навыков. В содружестве университета, школы и дошкольного учреждения был реализован социальный проект «Мир и Я: курс экологического просвещения для детей дошкольного возраста». Проект показал высокую эффективность и удовлетворенность со стороны участников проекта. В процессе реализации проекта были сформулированы педагогические условия экологического воспитания дошкольников, включающие привлечение к работе с дошкольниками школьников-волонтеров, практическую направленность и учет психологических факторов.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, педагогические условия, период дошкольного детства.

Период дошкольного детства играет определяющую роль в формировании личности ребенка, поскольку характеризуется особой сенситивностью и восприимчивостью. Чем будет наполнен этот период, какие ценности будут заложены в это время - во многом определит дальнейшую судьбу и функционирование личности в социуме. В настоящее время проблемы экологии и бережного отношения к окружающей среде крайне актуальны. Качество взаимодействия человека с окружающей средой вызывает все больше вопросов и обнаруживает целый ряд противоречий, которые проявляются в том, чтобы, с одной стороны, использовать имеющиеся ресурсы, с другой - делать это настолько рационально и гуманно, чтобы сохранить планету для будущих поколений. Исторически так сложилось, что природные ресурсы представляются как неисчерпаемые и зачастую используются и разрушаются сверх необходимости. Призывы к «покорению природы» оборачиваются против человека в последующей перспективе, и это уже достаточно хорошо осознается всеми. Бережное и ответственное отношение к природе - необходимость настоящего времени, а формирование экологического мышления у будущих поколений - насущная необходимость. Чем раньше в подсознание ребенка будет заложено ценностное отношение к природе, тем более органично будут сформированы экологические традиции, экологическое мышление и принципы рационального природопользования. Это, если можно так выразиться, утилитарный аспект экологического просвещения и воспитания человека. Но есть еще нравственный аспект «Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней - один из элементов нравственности, частица мировоззрения», - говорил К. Паустовский. Именно отношением к природе, ко всему живому определяется внутренняя культура и духовность человека.

Детские сады и школы понимают потребность современного общества в приобретении подрастающим поколением норм и установок экологической культуры и отвечают на этот запрос - способствуют развитию у детей чувства уважения и любви к природе, не позволяющее относиться к ней потребительски и беспечно. Расширение представлений в области окружающей среды является одним из приоритетных направлений работы с детьми разного возраста. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, чем целесообразнее организован этот процесс, тем выше эффективность.

И полезные, и вредные навыки ребенок воспринимает на уровне подсознания, путем подражания. Старшие товарищи для него - большой авторитет. Привлечение детей разных возрастов к одному общему делу - экологическому просвещению -способствует лучшему восприятию истин сохранения природы. Слаженная работа добровольцев-школьников с подопечными из детских садов по вопросам экологического просвещения возможна только при том условии, что подростки сами обладают экологической культурой: понимают общие для всей планеты проблемы и беспокоятся о них, показывают подрастающему поколению прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ней.

На основе приобретенных детьми знаний и навыков практической деятельности при взаимодействии с объектами живой природы формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить.

Цель данной работы: изучение возможности формирования экологической культуры у детей в период дошкольного детства.

Для достижения цели считаем необходимым:

- рассмотреть возможность введения в дошкольных образовательных учреждениях курсов и учебно-просветительских программ экологической направленности;

- выявить психолого-педагогические условия осуществления экологического просвещения детей в период дошкольного детства.

В исследовании применялись методы наблюдения, бесед, тестирования, анализа литературных источников и полученных собственных результатов.

Под педагогическими условиями для формирования экологических представлений и экологической грамотности мы понимаем такую образовательную среду, в которой представлена совокупность факторов, обеспечивающих получение нового опыта, мотивации к сохранению природы, заинтересованности, возможности себя реализовать, почувствовать ответственность за природу.

Психолого-педагогическими основами для формирования социально важных качеств у дошкольников являются идеи К.Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова о возможности раскрытия потенциальных возможностей ребенка через развитие его мотивации, заинтересованности, возможности себя реализовать и почувствовать свою ответственность за то, что его окружает.

Теоретической базой исследования послужили публикации педагогов Аб-дуллиной Л.Б. и соавт., 2017; Белиновой Н.В. и соавт.; 2018, Габбасовой С.А., 2021; Платоновой С.М., 2016; Римашевской Л.С., Ивченко Т.А., 2018; Скиф О.В., Карповой С.И., 2018, которые рассматривают экологическое образование как направление дошкольной педагогики [1-6].

Теоретическая новизна данного исследования заключается в обосновании создания таких педагогических условий, в которых экологическая грамотность и ценностное отношения к живому миру подается ненавязчиво, в процессе игр и занятий со старшими товарищами-школьниками, через самореализацию со стороны дошкольников, через развитие ответственности за свои поступки в отношении природы.

Новым способом организации экологического просвещения дошкольников является проект, в котором к работе с дошкольниками привлекаются не только педагоги ДОУ, но и специально обученные школьники, что, на наш взгляд, является особенно важным, т.к. это помогает укрепить взаимодействие между дошкольниками и школьниками, способствует раскрытию способностей, развитию коммуникативных способностей тех и других. Информация на занятиях доносится до воспитанников детских садов доступным и в то же время научным языком, с возможностью непосредственного участия детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в деятельности специалистов ДОУ.

Введение в дошкольных образовательных учреждениях курсов и учебно-просветительских программ экологической направленности реализуется нами с 2019 года и до настоящего момента на территории наукограда Кольцово Новосибирской области. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [7] осуществляется социальный проект «Мир и Я: курс экологического просвещения для детей дошкольного возраста». Участники проекта: факультет психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», МБОУ «Биотехнологический лицей № 21», МДОУ «Детский сад «Радуга», МДОУ «Детский сад «Егорка»».

Участники проекта выстраивают деятельность по двум направлениям: проведение предпрофильной педагогической подготовки старшеклассников и формирование экологической направленности личности дошкольников, принимающих участие в реализации проекта. Экологическая направленность - совокупность взглядов, мотивирующих личность гуманистически взаимодействовать с объектами природы, соотносить социальные и личные потребности, при этом не причиняющих урона биосфере. Под экологической культурой мы понимаем совокупность социальных отношений, индивидуальных и общественных взглядов и ценностей, касающихся процесса взаимодействия человека и природы.

В период дошкольного детства (4-6 лет) ребенок познает мир через эмоциональные впечатления о нем. Формирование экологического сознания в этот период, гуманное отношение к природе позволит создать надежный фундамент экологической культуры. Познание ребенком окружающего мира через практическую деятельность является важным фактором образовательного процесса. Экологическое воспитание дошкольников реализовано через следующие виды деятельности:

- наблюдения;

- опыты;

- исследования;

- игры;

- труд;

- художественно-эстетическая практика;

- знакомство с природоведческой литературой;

- занятия физкультурой и спортом.

Календарно-тематический план проекта (табл. 1) предусматривает логичную последовательность постепенно дополняющих друг друга занятий.

Таблица 1

Календарно-тематический план мероприятий по программе «Мир и Я: курс экологического просвещения для детей старшего дошкольного возраста»

№ п/п Период проведения Тема занятия

1 Сентябрь Что такое минералы?

2 Осторожно! Тонкий лед!

3 Октябрь Жизнь в капле воды

4 ПДД для всех, без исключения!

5 Ноябрь Как каша на стол «приходит»?

6 Спасите птицу от мороза!

7 Декабрь Расти, росток!

8 Январь Кто такие насекомые?

9 Февраль Что у нас внутри?

10 Март Заботься об экологии, не мусори!

11 Апрель Транспорт находится везде - в воздухе, на суше и воде

12 Май Что можно измерить?

Цели, задачи, этапы проекта

Цель проекта: освоение новых форм педагогического сотрудничества для формирования у детей дошкольного возраста экологической направленности личности при совместной деятельности с учащимися-наставниками.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- расширить знания о наличии в природе живых и неживых тел, об их взаимосвязи;

- формировать знания о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Воспитательные:

- привлекать внимание к окружающим природным объектам, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитывать желания и умения сохранять окружающий мир природы;

- воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

- обращать внимание на стратегии гуманного взаимодействия с природой и рационального природопользования;

- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- прививать учащимися школы воспитанникам детского сада любовь и уважение к природе, чувство ответственности за окружающий их живой мир.

Методы, использованные при работе над проектом:

■ теоретические (сбор и анализ информации, знакомство с психолого-педагогической, природоведческой литературой);

■ Практические (проведение экскурсии; наблюдения, опыты, исследования, игры, художественно-эстетическая практика).

Механизм реализации (этапы) проекта

I. Подготовительный и организационный этапы проекта

• анализ проблемы преемственности «детский сад - школа»;

• анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников;

• составление плана мероприятий, направленных на формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста;

• разработка необходимого дидактического материала для реализации проекта;

• составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию дошкольников.

II. Основной этап проекта

• реализация программы в процессе проведения регулярных занятий с дошкольниками;

• проведение воспитательных часов, викторин, конкурсов, игр на экологическую тематику;

• приобщение воспитанников к активной деятельности по охране природы (сбор мусора; изготовление кормушек для птиц; кормление птиц, ухаживание за живым уголком; озеленение группы, оформление клумб);

• сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.

III. Обобщающий этап проекта

• анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта;

• организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов;

• оформление результатов;

• перспективное планирование новых форм взаимодействия, представление результатов.

IV. Заключительный этап проекта

• мини-выставка детской деятельности (изготовление поделок из природного материала), конкурс рисунков, выпуск стенгазет;

• создания буклета «Берегите природу!»;

• подведение итогов;

• презентация проекта.

V. Информационно-просветительский этап проекта

• распространение через СМИ и сайт школы информации о деятельности учащихся в детском саду по реализации программы.

Получены следующие конкретные результаты проекта:

Библиографический список

1. Разработана просветительская программа как форма сотрудничества между МДОУ «Детский сад «Радуга»», МДОУ «Детский сад «Егорка»» и МБОУ «Биотехнологический лицей № 21».

2. Реализованы мини-исследовательские проекты, выявлен рост степени участия дошкольников в исследовании объектов природы.

3. Внесен вклад в формирование экологической направленности личности дошкольников в пропаганду экологической культуры и экологического сознания учащихся.

4. Рост уровня коммуникативных компетенций у учащихся, осуществляющих педагогическое взаимодействие с младшими детьми.

Качественные результаты: удовлетворённость со стороны родителей воспитанников детского сада и школьников результатами совместной деятельности, сложившиеся дружеские отношения между дошкольниками и учащимися-волонтерами, возросший уровень готовности у воспитанников детского сада к переходу в школу.

Количественные результаты: 80 дошкольников; 18 занятий; 15 школьников и педагогов; 8 совместных мини-проектов; неоднократное участие в конкурсах различного уровня и публикации в научно-практических журналах. Изготовлены 2 кормушки, разработаны наглядные пособия, собран гербарий растений. Дети знают представителей животного мира: зверей, птиц, насекомых; животных, растений; изъявляют желание ухаживать за растениями и животными; знают правила поведения в природе и соблюдают их; имеют представления о разных природных объектах; могут проводить простейшие эксперименты, делать элементарные выводы и умозаключения.

В дальнейшем этот проект будет продолжать реализовываться: увеличение количества занятий, расширение области охватываемых тем, популяризация подобного метода наставничества. Планируется, чтобы из частного случая социальное наставничество школ над детскими садами стало общедоступным.

В процессе реализации данного проекта были сформулированы следующие педагогические условия экологического воспитания и просвещения дошкольников:

- внедрение в работу дошкольных образовательных учреждений новых форм комплексного педагогического сотрудничества (университет - школа -ДОУ) для формирования у детей дошкольного возраста экологической направленности личности;

- привлечение к участию в экологической работе с дошкольниками школьников-волонтеров, организация школьно-дошкольных сообществ в совместной деятельности через проекты экологической направленности;

- практическая ориентированность экологического воспитания молодого поколения, когда возможность наблюдать результаты своего труда повышает самооценку, усиливает мотивацию к приобретению полезных умений и навыков, стратегий взаимодействия с природой и ценностного отношения к ней;

- учет психологических факторов, повышающих мотивацию ребенка к сохранению природы: необходимость заинтересовать ребенка к получению нового опыта, раскрыть его потенциальные способности и возможности, дать возможность ребенку себя реализовать, почувствовать ответственность за природу.

Создание педагогических условий для экологического воспитания и просвещения дошкольников позволит сформировать нужные ценностные ориентации, спрогнозировать и развить жизненную позицию в отношении природоохранительного поведения.

Результаты проведенного исследования указывают на возможности экологического воспитания и просвещения, начиная со старшего дошкольного возраста. В процессе работы над проектом «Мир и Я: курс экологического просвещения для детей старшего дошкольного возраста» были выделены и сформулированы педагогические условия экологического воспитания и просвещения дошкольников. Опытно-экспериментальная работа над проектом является примером экологического образования детей дошкольного возраста, позволяет реализовать работу по национально-культурному компоненту, формирует экологическую направленность личности, стимулирует детей к познанию окружающего мира, способствует активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в дошкольном возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно будет быть спокойным за природу и молодое поколение.

1. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина РФ. Особенности организации экологического воспитания дошкольников. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 4 (65): 5 - 6.

2. Белинова Н.В., Бичева И.Б., Ханова Т.Г Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста. Перспективы науки и образования. 2018; № 6 (36): 114 - 121.

3. Габбасова С.А. Экологическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov/ viewer

4. Платонова С.М. Подходы к экологическому воспитанию в детском саду. 2016. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-detskom-sadu/viewer

5. Римашевская Л.С., Ивченко Т.А. Приобщение детей к природе в опыте педагогического института дошкольного образования: от истории к современности. Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2018; Т. 13, № 3: 46 - 56.

6. Скиф О.В., Карпова С.И. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018; Т. 17, № 1: 60 - 68.

7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольное воспитание. 2014; № 5: 14 - 18.

References

1. Abdullina L.B., Petrova T.I., Berzina R.F. Osobennosti organizacii 'ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 4 (65): 5 - 6.

2. Belinova N.V., Bicheva I.B., Hanova T.G. Sovremennye podhody k realizacii zadach 'ekologicheskogo obrazovaniya detej doshkol'nogo vozrasta. Perspektivynaukiiobrazovaniya. 2018; № 6 (36): 114 - 121.

3. Gabbasova S.A. 'Ekologicheskoe vospitanie doshkol'nikov. 'Eektonnyjresurs. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov/viewer

4. Platonova S.M. Podhody k 'ekologicheskomu vospitaniyu v detskom sadu. 2016. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-detskom-sadu/viewer

5. Rimashevskaya L.S., Ivchenko T.A. Priobschenie detej k prirode v opyte pedagogicheskogo instituta doshkol'nogo obrazovaniya: ot istorii k sovremennosti. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2018; T. 13, № 3: 46 - 56.

6. Skif O.V., Karpova S.I. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury u detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Psihologo-pedagogicheskijzhurnal Gaudeamus. 2018; T. 17, № 1: 60 - 68.

7. Nikolaeva S.N. 'Ekologicheskoe vospitanie v ramkah Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Doshkol'noe vospitanie. 2014; № 5: 14 - 18.

Статья поступила в редакцию 21.12.21

УДК 796.011.3 + 372.881.161.1

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture, Sports and Life Safety, Khakass State University

n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@ mail.ru

Vrublevsky Yu.D, senior teacher, Department of Physical Culture, Sports and Life Safety, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: shvaleva-t@ mail.ru

Yermokhin A.V., senior teacher, Department of Physical Culture, Sports and Life Safety, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: ermohin-a@mail.ru

THE USE OF CORRECTIVE AND HEALTH-IMPROVING ACTIONS IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE TO PRIMARY SCHOOLERS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES. The present state of health analysis for younger generation is considered in the article. The data characterizing various deviations in development are given, including description of the most common group of all health disorders - violation of intelligence. It is proposed to use the methods of correction and health-improving motor actions (CHIMA) in the process of teaching children in primary school with mental retardation in the Russian language, which was proposed by Professor A.A. Dmitriev. In his opinion, education should be based not only on the socially significant character of the child, but also on his biological nature, which will activate the learning process. The proposed CHIMA methodology can contribute to the more successful teaching of primary school age children with intellectual disabilities in the Russian language and phonemic hearing.

Key words: physical culture, Russian language, developing games, phonemic analysis, correction and health-improving motor actions, letters of the alphabet.

Т.А. Шеалееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

E-mail: shvaleva-t@ mail.ru

Ю.Д. Врублевский, ст. преп., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: shvaleva-t@ mail.ru

А.В. Ермохин, ст. преп., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: ermohin-a@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье анализируется состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время. Приводятся данные, характеризующие различные отклонения в развитии, в частности, говорится о самой распространенной группе из всех нарушений здоровья, которой является нарушение интеллекта. Предлагается использование методики коррекционно-оздоровительных двигательных действий в процессе обучения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по русскому языку которая была предложена профессором А.А. Дмитриевым. По его мнению, смысл её заключается в том, что обучение должно вестись c опорой не только на социально значимый характер ребенка, но и его биологическую природу, что позволит активизировать процесс обучения. Предлагаемая методика КОДД способствует более успешному обучению детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта русскому языку и фонематическому слуху.

Ключевые слова: физическая культура, русский язык, развивающие игры, фонематический анализ, коррекционно-оздоровительные двигательные действия, буквы алфавита.

Прежде всего, необходимо проанализировать состояние здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день. Нами отмечается значимость и актуальность рассматриваемой проблемы в условиях социально-экономического развития страны. В современное время статистика показывает, что количество рожденного здорового поколения с каждым годом становится все меньше и меньше. Много детей появляется на свет с различными физическими и умственными отклонениями. Последние годы характеризуются ростом распространения хронических заболеваний у детей, наблюдаются дефекты речи, заболевания опорно-двигательного аппарата, сколиозы, дефекты осанки, ДЦП. По статистике Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 4,6% детей имеют различные отклонения в развитии от общего числа, в том числе и дети с нарушением интеллекта. В специальных образовательных школах 270 тысяч детей обучаются с нарушением в развитии. Такие дети отстают в своем физическом и задержкой психического развития, но они общаются со сверстниками, легковозбудимы, не лишены познавательной деятельности. У многих детей умственная отсталость сопровождается с другими нарушениями в развитии, такими как сколиозы, нарушение зрения, слуха, речи. Все эти дефекты сопряжены с аномальным развитием двигательной сферы. А еще неподвижное состояние на уроке каждый день усугубляет здоровье ребенка.

Мы считаем, что изучение детей с нарушением интеллекта на сегодняшний день является важной проблемой.

Самым распространенным заболеванием среди детей является нарушение интеллекта. По мнению Л.В. Шапковой, умственная отсталость - это следствие поражения коры головного мозга, которое сопровождается выраженным нарушением познавательной деятельности [1, с. 7]. Данную проблему исследуют многие авторы. А.А. Дмитриев предлагает использовать методику коррекционной гимнастики для умственно отсталых детей на основе подвижных коррекционных игр, движений, двигательных поз [2]. У таких детей наблюдаются не только многочисленные нарушения письма, отставание в речевом развитии, а но и низким уровнем элементарных знаний об окружающем мире, быте, природных явлениях. По исследованиям С.И. Вененцева и А.А. Дмитриева, у детей с нарушением интеллекта в устной речи существуют дефекты звукопроизношения в словах, слогах, предложениях. Дети не все проговаривают или искажают буквы в слове, у них наблюдается замедленное развитие фонематического слуха, нарушение фонетических процессов [2, с. 12].

По данным научных исследований Лалаевой РИ., у многочисленных умственно отсталых детей нарушение речи носит системный характер. Это наблюдается в снижении детей в речевом общении, высказывании (сенсомоторном, языковом, смысловом). У них недостаточно развиты психические процессы: дети быстро забывают тексты, недостаточно внимательны на уроках, часто отвлекаются на посторонние предметы, долго сосредотачиваются при написании слов и предложений. Нарушение памяти, мышления, внимания, восприятия у детей приводит к тому, что им тяжело дается обучение. Поэтому задержка психического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.