Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ТОВАР / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ронжина Нина Алексеевна

В статье рассматриваются общие вопросы взаимосвязи региональных интеграционных процессов и уровня экологической безопасности евразийского пространства, анализируются вероятные источники экологических рисков, возникающих в процессе внешней торговли экологически неблагоприятными товарами. В целях восполнения отсутствующего понятийного аппарата автор формулирует доктринальные определения понятия «экологическая безопасность внешнеторговой деятельности», отражает комплекс специальных административных мер, необходимых для ее обеспечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ронжина Нина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL SAFETY OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES: CONCEPT AND MEASURES OF PROVISION

The article discusses the relationship between regional integration processes and the general level of environmental safety of the Eurasian space, analyzes the likely sources of environmental risks arising in the process of foreign trade in environmentally unfavorable goods. In order to replenish the missing conceptual apparatus, the author formulates doctrinal definitions of the concept of «environmental safety of foreign trade», reflects a set of special measures necessary to ensure it

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

УДК 504.03

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Ронжина Нина Алексеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, e-mail: nigeer1@mail.ru

В статье рассматриваются общие вопросы взаимосвязи региональных интеграционных процессов и уровня экологической безопасности евразийского пространства, анализируются вероятные источники экологических рисков, возникающих в процессе внешней торговли экологически неблагоприятными товарами. В целях восполнения отсутствующего понятийного аппарата автор формулирует доктри-нальные определения понятия «экологическая безопасность внешнеторговой деятельности», отражает комплекс специальных административных мер, необходимых для ее обеспечения

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность; интеграция; экологические риски; экологическая безопасность; экологически чувствительный товар; меры обеспечения

ENVIRONMENTAL SAFETY OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES: CONCEPT AND MEASURES OF PROVISION

Ronzhina Nina A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines, e-mail: nigeer1@mail.ru

The article discusses the relationship between regional integration processes and the general level of environmental safety of the Eurasian space, analyzes the likely sources of environmental risks arising in the process of foreign trade in environmentally unfavorable goods. In order to replenish the missing conceptual apparatus, the author formulates doctrinal definitions of the concept of «environmental safety of foreign trade», reflects a set of special measures necessary to ensure it

Keywords: foreign trade; integration; environmental risks; environmental safety; environmentally sensitive goods; security measures

Для цитирования: Ронжина Н.А. Экологическая безопасность внешнеторговой деятельности: понятие и меры обеспечения // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 89-93.

Условием устойчивого развития общества является благоприятное состояние окружающей среды во всех сферах социальной и хозяйственной деятельности. Из положений «Стратегии экологической безопасности Рос сийской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Президентом Российской Федерации, следует: «Ежегодно экономические потери, обусловленные ухудшением качества окружающей среды и связанными с ним экономическими факторами, составляют 4-6 процентов валового внутреннего продукта государства» [1].

Действующие национальные механизмы обеспечения экологической безопасности на пространстве Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) предусматривают разработку систем управления экологическими рисками как по территориальному признаку [2, ст. 34], так и по функциональному принципу - на стадиях хозяйственной и иной деятельности, включая внешнеторговую деятельность.

В целях характеристики экологических угроз, сопровождающих внешнюю торговлю товарами (ВТТ) в условиях интеграционных процессов

и раскрытия механизма их влияния на экологическую безопасность государства, определены следующие задачи исследования:

- определить внешнеторговую деятельность как разновидность хозяйственной деятельности, содержащую угрозы и экологические риски;

- сформулировать понятие экологической безопасности внешней торговли товарами;

- описать административные меры обеспечения экологической безопасности внешнеторговой деятельности.

Внешняя торговля товарами аккумулирует в себе экологические риски, представляющие угрозу для устойчивого развития евразийского региона. На рис. 1 схематично представлен комплекс системы безопасности внешнеторговой деятельности, включающей наряду с экономическими и технологическими показателями - экологические, сырьевые и энергетические факторы. В рамках исследований состояния экологической безопасности внешнеторговой деятельности на единой таможенной территории ЕАЭС выявляется комплекс экологических рисков, свойственных внешнеторговой деятельности. Это обусловлено многофакторностью

негативного воздействия интеграционных процессов на общий уровень экологической безопасности Российской Федерации и всего интеграционного пространства.

Ранее вопросы усугубления экологических проблем, вызванных внешнеторговыми процессами (при функционировании зон свободной торговли, таможенных союзов) подлежали обсуждению в рамках работы Организации Объединенных Наций. В частности, принцип 12 «Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию» 1992 г. гласил: «...экономическое сотрудничество государств должно преследовать не только экономические цели, но и цели более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды» [3].

В представленном контексте особое внимание уделяется внешнеторговому обороту товаров, содержащих разного рода экологические риски, иначе говоря, группе «экологически чувствительных» товаров [4, с. 101]. Следует отметить, что такой идентификационный признак товара, как «экологическая чувствительность», пока не получил широкого признания. Впервые этот термин был использован в актах Всемирной таможенной организации, направленных на борьбу с экологическими правонарушениями во внешней торговле. В частности, указание на группу экологически чувствительных товаров содержит абзац третий преамбулы Рекомендаций Совета таможенного сотрудничества «О мерах по борьбе с трансграничными экологическими правонарушениями» [5].

К группе экологически чувствительных товаров относят товары, являющиеся источниками разного рода экологических угроз: санитарных, ветеринарных, фитосанитарных, товары, не соответствующие техническим требованиям безопасности, требованиям радиационной безопасности, а также товары, содержащие иные источники химической, физической либо биологической природы.

Дополнительно в данную группу включены товары, находящиеся в режиме международно-правовой охраны (озоноразрушающие вещества и продукция их содержащая, редкие и исчезающие объекты дикой флоры и фауны, опасные отходы производства и потребления, товары, являющиеся источниками эмиссии парниковых газов в атмосферу, и т.д.)

Обращаясь к непосредственному объекту обсуждения - экологической безопасности внешнеторговой деятельности, следует отметить, что данная разновидность безопасности является составляющей экологической безопасности государства. Ее локальная детерминация актуальна в силу непрерывности осуществления внешнеторгового оборота, как разновидности хозяйственной деятельности, обладающей существенными экологическими рисками трансграничного характера.

В целях достижения экологического благополучия на этапах и стадиях международного товарообмена законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности предусмотрено введение ряда специальных мер, затрагивающих внешнюю торговлю экологически чувствительными товарами. Целью их установления является предотвращение исчерпания невосполнимых природных ресурсов [6, ст. 32], а также предупреждение негативного воздействия на качество окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» подобные меры устанавливаются в соответствии с актами национального и международного права, исходя из национальных интересов Российской Федерации. В интеграционном аспекте они рассматриваются как исключения из общих принципов осуществления экспортно-импортных операций, к которым не должны применяться запреты и количественные ограничения

Рис. 1. Система безопасности внешней торговли товарами

в рамках товарообмена между государствами - членами ЕАЭС и третьими странами [7].

Экологические меры природоохранного характера, затрагивающие внешнюю торговлю экологически чувствительными товарами, должны включать ряд следующих мероприятий:

- разработку обязательных требований и критериев безопасности для защиты жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе товаров в Российскую Федерацию;

- контроль и надзор выполнения участниками внешнеторгового оборота вышеуказанных требований и критериев безопасности, затрагивающих внешнюю торговлю;

- установление особого порядка внешнеторгового оборота товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на здоровье граждан и окружающую среду;

- учет и ведение перечня (реестра) отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное экологическое воздействие;

- установление разрешительного порядка (лицензирования) в сфере внешней торговли товарами, реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан;

- установление мер, затрагивающих внешнюю торговлю объектами интеллектуальной собственности, при условии, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, выполнения международных обязательств Российской Федерации, обеспечения безопасности государства;

- установление требований вывоза или уничтожения товаров, не соответствующих техническим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям.

Таким образом, национальное право формирует систему юридических гарантий обеспечения конституционных экологических прав, в частности,

права человека на благоприятную окружающую среду [8, ст. 42], на защиту жизни и здоровья от трансграничных экологических угроз, источником которых выступает внешнеторговая деятельность.

В силу новизны рассматриваемой темы она не отличается достаточным уровнем изученности. Так, актуальные проблемы обеспечения экологической безопасности внешнеторговой деятельности в условиях региональной интеграционной деятельности Российской Федерации частично затронуты в трудах Н. Г. Жаворонковой и Ю. Г. Шпаковско-го [9]. При этом формулировка понятия «экологическая безопасность внешней торговли товарами» (далее - ЭБ ВТТ) до сих пор не имеет легального закрепления и ограничивается доктринальны-ми трактовками. В силу отсутствия легальной дефиниции при разработке определения понятия «экологической безопасности внешнеторговой деятельности» следует придерживаться действующих юридических принципов обеспечения экологического благополучия внешнеторгового оборота, изложенных в ст. 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»:

- принципа обеспечения безопасности государства в процессе реализации внешней торговли;

- принципа обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам с ее участием, включая соглашения, направленные на охрану окружающей среды.

По мнению автора, имеет смысл изложить понятие «экологической безопасности внешнеторговой деятельности» в двух формулировках: как систему мер обеспечения защиты от специфических экологических угроз внешнеторговой деятельности и как состояние защищенности от указанных угроз (рис. 2).

Исходя из смысла дефиниции ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», закрепляющей содержание экологической безопасности в целом, понятие ЭБ ВТТ можно представить следующим образом: «Экологическая безопасность внешней торговли товарами» - это состояние защищенности природной среды и жизненно

Рис. 2. Трактовки понятия «Экологическая безопасность внешнеторговой деятельности»

важных интересов человека от потенциальных и (или) реальных угроз природного и техногенного характера, вызванных трансграничным перемещением экологически неблагоприятных товаров при осуществлении импортных и (или) экспортных операций.

Как комплекс специальных гарантий, экологическая безопасность внешней торговли товарами может быть представлена в качестве системы политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека, общества и государства от возможного негативного воздействия процессов трансграничного перемещения экологически неблагоприятных товаров в рамках осуществления импортных и (или) экспортных операций.

Анализ функционирования единого рынка услуг в рамках Союза, основанного на принципе либерализации внешнеторговой деятельности, позволил выявить наличие негативных тенденций увеличения уровня экологических рисков, вызванных интенсификацией внутреннего и внешнего (трансграничного) оборота товаров [10, с. 166]. Общую картину распространения экологических угроз в рамках внешнеторгового обмена усугубляют юридические проблемы отсутствия в ЕАЭС единой экологической политики, призванной обе-спечитьнадлежащуюзащитуотэкологическихугроз, связанных с либерализацией внешней торговли в рамках Союза.

Свободное движение товаров на пространстве ЕАЭС породило проблему возникновения экологических рисков, связанных с международной торговлей экологически чувствительными и экологически опасными товарами. Следовательно, либерализация внешнеторговых отношений, вызванная функционированием международной экономической интеграции, негативно отразилась на экологической безопасности региона, повысив общий уровень экологических рисков на единой таможенной территории Союза. Таким образом, в связи с активизацией внешнеторговых процессов, обусловленных увеличением международного товарооборота с участием Российской Федерации и применением преференциальных механизмов в рамках ЕАЭС, проблема экологической безопасности внешнеторговой деятельности звучит особенно остро.

Закономерно, что в этих условиях возросла роль таможенных администраций государств - членов ЕАЭС как субъектов обеспечения экологического благополучия региона. В контексте управления внешнеторговыми экологическими угрозами особое место отводится таможенным органам, осуществляющим контроль и надзор трансграничного перемещения отдельных категорий товаров, являющихся источниками экологических рисков.

В заключение следует отметить, что безопасность внешней торговли, как комплексная

категория, складывается из целого ряда составляющих (финансовой, технологической, энергетической, сырьевой, информационной), включая и экологическую безопасность. В условиях непрерывного увеличения объема мировой торговли возникает насущная необходимость анализа и оценки экологических рисков внешнеторгового оборота сектора экологически чувствительных товаров, адекватного применения всех форм и методов публичного управления состоянием экологической безопасности ВЭД. Учитывая ценность экологических приоритетов, сложившихся в современном обществе, а также первостепенное значение экологической безопасности для устойчивого развития социума, вопросы ее обеспечения находятся в совместном ведении систем национального, интеграционного и международного публичного регулирования. Установление и развитие межнациональных связей в сферах экологии, экономики, внешней торговли и таможенного дела - важнейший фактор развития функциональных возможностей национальных таможенных администраций, способствующий формированию адекватного ответа на сложившиеся глобальные вызовы XXI в., включая и комплекс экологических угроз, свойственных внешнеторговому обороту [11, с. 190].

Библиографический список:

1. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.03.2021).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 14.01.2002. № 2. Ст. 34.

3. «Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде иразвитию» (Принятавг. Рио-де-Жанейро 14.06.1992)// Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996. С. 135-138.

4. Ронжина Н.А. Особенности правового режима внешнеторгового оборота экологически чувствительных товаров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 99-102.

5. Recommendation of the Customs Cooperation council concerning actions against cross-border environmental offences (28 June 2008): [Электронный ресурс] // World customs organization.URL:http://www.wcoomd. org/Topics/Enforcement%20and%20Compliance/ Activities%20and%20Programmes/Environment%20 Programme (дата обращения: 22.03.2021).

6. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 15.12.2003. № 50. Ст. 4850.

7. Раздел III Приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.03.2021).

8. Конституции Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.03.2021).

9. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Российской Федерации при осуществлении интеграционной деятельности // Государственный суверенитет и верховенство права: международное и национальное измерения. II Московский юридический форум (Кутафинские чтения) (2-4 апреля 2015 г., Москва): материалы круглых столов: в 2 ч. М.: Проспект, 2015. Ч. 2. 544 с.

10. Ронжина Н.А., Хайрусов Д.С., Шубников Ю.Б. Механизм разрешения юридических коллизий

в международном публичном праве по охране озонового слоя атмосферы // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 3 (57). С. 164-171.

11. Ронжина Н.А. Таможенные институты обеспечения экологической безопасности внешнеторгового оборота экологически чувствительных товаров // Таможенные чтения - 2020. Стратегия развития 2030: Вызовы времени. Наука и инновации: сбор-никматериаловМеждународнойнаучно-практической конференции. В 3 т. Том II / под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2020. С. 190-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.