Научная статья на тему 'Особенности правового режима внешнеторгового оборота экологически чувствительных товаров'

Особенности правового режима внешнеторгового оборота экологически чувствительных товаров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
479
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ТОВАР / ОГРАНИЧЕНИЯ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / ENVIRONMENTAL SAFETY / ENVIRONMENTALLY SENSITIVE GOODS / RESTRICTIONS / WORLD TRADE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ронжина Нина Алексеевна

В статье исследуются внешнеторговые аспекты охраны окружающей среды. Особое место в работе отводится рассмотрению международных стандартов Всемирной торговой организации, направленных на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности внешнеторговых процессов. В работе конкретизируется понятие «экологически чувствительного товара», приводится перечень правовых актов, направленных на обеспечение экологической безопасности внешнеторгового оборота данной категории товаров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE LEGAL REGIME FOR FOREIGN TRADE IN ECOLOGICALLY SENSITIVE PRODUCTS

The article explores environmental protection policy trade aspects. A special place in the work is given to the World Trade Organization international standards, aimed on environment protection and environmental safety of foreign trade processes. The paper concretizes the concept of «environmentally sensitive goods», provides a list of legal acts aimed on environmental safety of foreign trade turnover of this category of goods

Текст научной работы на тему «Особенности правового режима внешнеторгового оборота экологически чувствительных товаров»

Особенности правового режима внешнеторгового .

УДК 342.9

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА

ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ

Ронжина Нина Алексеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры административного и таможенного права, е-шаП: nigeer1@mail.ru

В статье исследуются внешнеторговые аспекты охраны окружающей среды. Особое место в работе отводится рассмотрению международных стандартов Всемирной торговой организации, направленных на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности внешнеторговых процессов. В работе конкретизируется понятие «экологически чувствительного товара», приводится перечень правовых актов, направленных на обеспечение экологической безопасности внешнеторгового оборота данной категории товаров

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность; экологическая безопасность; экологически чувствительный товар; ограничения; Всемирная торговая организация

PECULIARITIES OF THE LEGAL REGIME FOR FOREIGN TRADE IN ECOLOGICALLY SENSITIVE PRODUCTS

Ronzhina Nina A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Administrative and Customs Law, е-mail: nigeer1@mail.ru

The article explores environmental protection policy trade aspects. A special place in the work is given to the World Trade Organization international standards, aimed on environment protection and environmental safety of foreign trade processes. The paper concretizes the concept of «environmentally sensitive goods», provides a list of legal acts aimed on environmental safety of foreign trade turnover of this category of goods

Keywords: foreign trade activities; environmental safety; environmentally sensitive goods; restrictions; World Trade Organization

Для цитирования: Ронжина Н.А. Особенности правового режима внешнеторгового оборота экологически чувствительных товаров// Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 99-102.

Первостепенным условием устойчивого развития современной цивилизации является благоприятное состояние окружающей среды. Действующие механизмы обеспечения экологической безопасности предусматривают управление экологическими рисками на этапах хозяйственной и иной деятельности, включая внешнеэкономическую деятельность. В данном аспекте представляет интерес внешнеторговый оборот «экологически чувствительных товаров», которые несут в себе различные природоохранные риски, связанные с истощением запасов природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, деградацией экосистем, негативным влиянием на жизнь и здоровье человека.

Установление и развитие межнациональных связей в сферах экологии, экономики, внешней торговли и таможенного дела - важнейший фактор развития функциональных возможностей национальных администраций. Межгосударственные содействия в указанных областях способствуют формированию адекватного ответа на сложившиеся глобальные вызовы XXI века, включая комплекс экологических угроз внешнеэкономической деятельности.

Целью данной работы является характеристика особенностей правового механизма обеспечения

экологической безопасности при трансграничном перемещении группы экологически чувствительных товаров. Для этого раскрывается понятие «экологически чувствительных товаров», анализируется правовая основа применения специальных исключений из режима наибольшего благоприятствования в целях решения природоохранных задач во внешней торговле.

Несмотря на то, что термин «экологически чувствительные товары» не получил широкого применения в современном праве, тем не менее товары, являющиеся предметами регулирования международных природоохранных соглашений, принято относить именно к данной группе. Подобной терминологии придерживается Всемирная таможенная организация. В «Рекомендации Совета таможенного сотрудничества о мерах по борьбе с трансграничными экологическими правонарушениями» от 28 июня 2008 г. данный термин встречается неоднократно. Из текста преамбулы документа напрямую следует, что международные природоохранные соглашения регулируют международную торговлю именно «экологически чувствительными товарами» [1].

Из анализа существующих международно-правовых подходов к выделению группы «экологически

чувствительных товаров» очевидно, что к ним следует отнести следующие категории товаров:

- озоноразрушающие вещества и продукцию их содержащую;

- опасные отходы;

- средства защиты растений;

- ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ;

- лекарственные средства и фармацевтические субстанции;

- стойкие органические загрязнители, используемые как средства защиты растений;

- лесоматериалы, регенерируемые бумагу, картон, макулатуру;

- запрещенные виды орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

- более 1 000 видов животных и растений; подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения и т.д.

«Экологизация» внешнеторговой деятельности нашла отражение в ряде базовых международных природоохранных соглашений (далее - МПС), предусматривающих установление запретов и ограничений трансграничного оборота отдельных категорий экологически чувствительных товаров. К примерам подобных соглашений относятся:

- «Венская конвенция об охране озонового слоя» от 22 марта 1985 г.[2] и «Монреальский протокол» к ней от 16 сентября 1987 г. [3];

- «Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов» от 22 марта 1989 г. [4];

- «Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях» от 22 мая 2001 г. [5];

- «Протокол к Международной конвенции о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана» от 15 июля 1963 г. [6];

- «Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры; находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)» от 3 марта 1973 г. [7];

- «Конвенция о ядерной безопасности» от 17 июня 1994 г. [8];

- «Конвенция о биологическом разнообразии» от 5 июня 1992 г. [9].

Особенности внешнеторгово-

го режима экологически чувствительных товаров установлены действующими актами Всемирной торговой организацией (ВТО). Положениями «Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации» торговые аспекты политики охраны окружающей среды отнесены к компетенции самой организации [10]. Статьями ХХ (а) и ХХ «Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) » от 15 апреля 1994 г. закреплены природоохранные приоритеты внешнеторговой деятельности мировой торговли [11]. Несмотрянаприменениевсеобщегорежиманаиболь-шего благоприятствования, а так же недопустимость

установления административных барьеров во внешней торговле, правила ГАТТ разрешают применение запретов, ограничений, иных мер нетарифного регулирования в интересах обеспечения экологической безопасности. Соглашением предусмотрено, что торговые ограничения во внешней торговле могут устанавливаться государствами в качестве мер «...защиты жизни и здоровья людей, животных и растений (статья ХХ (а)), для сохранения истощаемых природных ресурсов (статья ХХ ^))».

В целях конкретизации оснований применения экологически обоснованных запретов и ограничений и иных нетарифных мер, ВТО было разработано «Соглашение по техническим барьерам в торговле». В акте зафиксировано, что «. любая страна имеет право на принятие мер для защиты здоровья и жизни людей, животных и растений, защиту окружающей среды . в таких масштабах, в каких она посчитает это необходимым» [12]. Информация о введении государствами подобных мер должна поступать в Секретариат ВТО по трем основным каналам посредством:

- нотификации о действующих мерах,

- мониторинга со стороны Секретариата ВТО,

- информации регулярных обзоров торговой политики членов ВТО.

Как показала практика установления нетарифных ограничений во внешней торговле, пристальное внимание государств к вопросам охраны окружающей среды, повлекло систематическое установление подобных режимов по экологическим основаниям. Ежегодно в ВТО поступают сотни уведомлений об ограничительных торговых мерах, принятых национальными администрациями в интересах обеспечения собственной экологической безопасности. В различные временные периоды начиная с 1995 года их доля была весьма существенна. Так, в общем объеме мер нетарифного регулирования, «экологические» нетарифные меры составляли от 25 % до 50 %.

В подтверждение сказанного обратимся к статистике экологической базы внешнеэкономической деятельности ВТО, подтверждающей факт, что количественная динамика установления подобных мер характеризуется устойчивым ростом. По данным Секретариата ВТО, начиная с 1997 года в организацию поступило 5 468 уведомлений о введении государствами 11 449 торговых ограничений экологической направленности [13]. Совокупные количественные показатели по установлению экологических ограничений во внешней торговле за период 1997-2018 гг. представлены на графике (см. рисунок).

По данным секретариата ВТО, меры, связанные с окружающей средой, упомянутые в уведомлениях за 2018 год, касались целого ряда экологических целей, включая регулирование перемещения химических, токсичных и опасных веществ (22,4 %), энергосбережения и энергоэффективности (10,6 %), альтернативной и возобновляемой энергетики

Особенности правового режима внешнеторгового

Общее количество уведомлений ВТО о введении государствами административных барьеров

в экологических целях [13]

(10,2 %), вопросов общей охраны окружающей среды (9,9 %), осуществления и соблюдения многосторонних природоохранных соглашений (МЭС) (9,0 %) [14].

Что касается разновидностей применяемых защитных мер, то наибольшая доля приходится на установление специальных технических требований и регламентов, что составляет около 38,6 % уведомлений 2018 г., субсидии (гранты и прямые платежи) на товар (18,5 %), процедуры оценки соответствия (17,5 %), запреты и ограничения (11,1 %), импортные лицензии (10,9 %) [14].

Будучи членом ВТО с 22 августа 2012 г. Российская Федерация в полном объеме использует возможности установления экологических ограничений внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в отношении экологически чувствительных товаров. В связи с чем в ВТО поступило 66 уведомлений о принятии 142 ограничительных экологических мер уполномоченными органами государственной власти России. В качестве таких мер применялись временные запреты, лицензирование импорта и экспорта, стандартизация и сертификация товара, квотирование, льготы и преференции в отношении отдельных товаров, имеющих экологическое значение и ряд иных мер нетарифного характера.

Подводя итоги, следует отметить, что многочисленная группа экологически чувствительных товаров является источником реальных экологических рисков ВЭД, представляя угрозу экологическому благополучию страны. Фактически понятие «экологически чувствительного товара» сложилось только на практике, не получив

специального правового закрепления. Режим использования и охраны этих товаров определен международными природоохранными соглашениями, что указывает на их особую значимость.

Актами ВТО закреплена возможность установления специального режима внешнеторгового оборота экологически чувствительных товаров. В установленном порядке государствам передано суверенное право применения запретов, ограничений и иных мер нетарифного регулирования в отношении данной товарной группы. Благодаря возможности прямого выборочного воздействия на товаропо-ток ограничительный торговый режим позволяет достигать быстрый природоохранный эффект, четко обеспечивая реализацию национальных стратегических задач в сфере экологии. В условиях непрерывного увеличения объема мировой торговли возникает необходимость комплексного анализа и оценки экологических рисков внешнеторгового оборота сектора экологически чувствительных товаров, применения всех форм и методов обеспечения экологической безопасности ВЭД.

Библиографический список:

1. Recommendation of the Customs cooperation council concerning actions against cross-border environmental offences (28 June 2008). // World.customs.organization.. URL: http://www.wcoomd.org/Topics/Enforcement%20 and%20Compliance/Activities%20and%20Programmes/ Environment%20Programme (дата обращения: 22.03.2020).

2. Венская конвенция об охране озонового слоя (Заключена в г. Вене 22 марта 1985 г.) // Действующее международное право. Т. 3. Ст. 692. М.: Московский

независимый институт международного права. 1997. 826 с.

3. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 16 сентября 1987 г.) // Бюллетень международных договоров. 2006. № 7.

4. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 18. Ст. 2066.

5. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. 13.02.2012. № 7. Ст. 785.

6. Протокол к Международной конвенции о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана (Подписан в г. Вашингтоне 15 июля 1963 г.) // Сборник действующих договоров; соглашений и конвенций; заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIV. 1971.

7. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/cites.shtml (дата обращения 14.04.2017).

8. Конвенция о ядерной безопасности (Вена, 17 июня 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. 2007. № 9.

9. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 05 июня 1992 г.) // Собрание законодательства РФ. 06.05.1996. № 19. Ст. 2254.

10. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации М. 2009-2020. URL: http://www. ved.gov.ru/mdb/vto/soglashenia_vto/. (дата обращения: 22.03.2020).

11. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. // Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации. М. 2009-2020. URL: http://www. ved.gov.ru/mdb/vto/soglashenia_vto/. (дата обращения: 22.03.2020).

12. Соглашение по техническим барьерам в торговле // Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации М. 2009-2020. URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/ vto/soglashenia_vto/. (дата обращения: 22.03.2020)

13. The WTO's Environmental Database (EDB) contains all environment-related notifications submitted by WTO members as well as environmental measures and policies mentioned in the Trade Policy Reviews of WTO members // Environmental database. World trade organization. URL: https://edb.wto.org/ (дата обращения: 22.03.2020).

14. Environmental database for 2018. Committee on Trade and Environment // Environmental database. World trade organization. URL: https://docs.wto.org/dol2fe/ Pages/FE_Search/FE_S_S003.aspx/. (дата обращения: 22.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.