Научная статья на тему 'НЕПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ'

НЕПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / НЕПРАВОВАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ронжина Нина Алексеевна

В статье обосновывается значение неправовых форм деятельности таможенных администраций в обеспечении экологической устойчивости внешнеторговых процессов. Посредством анализа и формально-юридического исследования норм таможенного законодательства выявлены разновидности неправовых форм экологически значимой деятельности таможенных органов. Автором затронуты особенности применения модели устойчивого развития к процессам, реализуемым в рамках внешнеторговой деятельности, исследованы актуальные вопросы взаимосвязи интеграционных процессов с общим уровнем экологической безопасности евразийского региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ронжина Нина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLEGAL FORMS OF CUSTOMS’ ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF MEASURES TO ENSURE SUSTAINABLE ECOLOGICAL DEVELOPMENT IN THE FIELD OF FOREIGN TRADE

The article substantiates the importance of illegal forms of activity of customs administrations in ensuring the environmental sustainability of foreign trade processes. By means of analysis and formal legal research of customs legislation, varieties of non-legal forms of environmentally significant activities of customs authorities have been identified. In the context of the topic under consideration, the features of the application of the sustainable development model to the processes implemented in the framework of foreign trade are touched upon, topical issues of the relationship of integration processes with the general level of environmental safety of the Eurasian region are investigated

Текст научной работы на тему «НЕПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 342.951

неправовые формы деятельности таможенных

органов в системе мер обеспечения устойчивого экологического развития в области внешней торговли

Ронжина Нина Алексеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, е-таП: nigeer1@mail.ru

В статье обосновывается значение неправовых форм деятельности таможенных администраций в обеспечении экологической устойчивости внешнеторговых процессов. Посредством анализа и формально-юридического исследования норм таможенного законодательства выявлены разновидности неправовых форм экологически значимой деятельности таможенных органов. Автором затронуты особенности применения модели устойчивого развития к процессам, реализуемым в рамках внешнеторговой деятельности, исследованы актуальные вопросы взаимосвязи интеграционных процессов с общим уровнем экологической безопасности евразийского региона

Ключевые слова: концепция устойчивого развития; внешнеторговая деятельность; экологическая устойчивость; неправовая форма управления; административная деятельность; экологическая безопасность; таможенные органы; Евразийский экономический союз

ILLEGAL FORMS OF CUSTOMS' ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF MEASURES TO ENSURE SUSTAINABLE ECOLOGICAL DEVELOPMENT IN THE FIELD OF FOREIGN TRADE

Ronzhina Nina A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named Vladimir Bobkov, Senior lecturer of the Department of State and Legal Disciplines, e-mail: nigeer1@mail.ru

The article substantiates the importance of illegal forms of activity of customs administrations in ensuring the environmental sustainability of foreign trade processes. By means of analysis and formal legal research of customs legislation, varieties of non-legal forms of environmentally significant activities of customs authorities have been identified. In the context of the topic under consideration, the features of the application of the sustainable development model to the processes implemented in the framework of foreign trade are touched upon, topical issues of the relationship of integration processes with the general level of environmental safety of the Eurasian region are investigated

Keywords: the concept of sustainable development; foreign trade; environmental sustainability; non-legal form of management; administrative activities; environmental safety; customs authorities; the Eurasian Economic Union

Для цитирования: Ронжина Н.А. Неправовые формы деятельности таможенных органов в системе мер обеспечения устойчивого экологического развития в области внешней торговли // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 4 (80). С. 74-80.

Одно из условий устойчивого развития современного общества - благоприятное состояние окружающей среды на фоне развивающихся экономических и социально-демографических процессов. Экономика устойчивого развития отличается обязательностью учета природного фактора в целях сохранения ресурсов природы, биоразнообразия экосистем и благоприятного состояния окружающей среды. Глобальный выбор курса на устойчивое развитие человечества основывается на приоритете принципов коэволюции: достижения согласованного и непротиворечивого соразвития общества и природы. Для достижения заявленных целей устойчивого экологического развития это правило должно распространяться на все виды хозяйственной деятельности, включая процессы внешнеторговой деятельности (ВТД), связанные с трансграничным перемещением товаров, грузов и транспортных

средств международной перевозки.

В основу социально-экологической модели устойчивости внешнеторговой деятельности положены международные стандарты, отраженные в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) «Повестка дня на XXI век», направленные на максимальную экологизацию внешнеторгового обмена, разумное и сбалансированное сочетание экономических и экологических интересов общества и ряда иных взаимосвязанных факторов, представленных на рис. 1.

Научную проблему по тематике исследования отличает недостаточный уровень изученности принципов организации устойчивого развития внешнеторговых процессов в контексте обеспечения экологической безопасности международного товарообмена. Аналитически не проработана структура системы обеспечения экологической

Рис. 1. Факторы устойчивого развития современного общества [1]

устойчивости ВТД, не систематизированы силы и средства ее реализации. Особое внимание заслуживает тот факт, что, несмотря на международное признание, модель устойчивого развития до сих пор не установлена государством как целевой эталон построения внешнеторговых процессов, не разработана методология экологического риска внешнеторговой деятельности, а также не произведен анализ форм и методов участия таможенных органов в области ее реализации. В целях частичной компенсации указанных пробелов автор анализирует содержание неправовой формы экологически значимой деятельности таможенных органов по обеспечению экологической безопасности ВТД в системе мер обеспечения устойчивого развития внешнеторговых процессов. Для этого рассмотрены действующие акты таможенного законодательства, закрепляющие полномочия, цели и задачи деятельности таможенных органов на современном этапе.

Антагонизм экономических и экологических факторов развития внешнеторговых процессов наиболее ярко проявляется на примере активизации международных интеграционных процессов на пространстве евразийского региона. С одной стороны, функционирование интеграционной модели таможенного союза как инструментальной платформы построения Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) открыло новые возможности для развития международной торговли и упрочения экономических позиций государств-членов. С другой стороны, - усугубило масштабы экологических угроз, связанных с интенсификацией использования природно-сырьевых ресурсов, привнесением извне на государственную территорию экологически неблагоприятных факторов, увеличило риски беспрепятственного перемещения по территории Союза экологически

опасных товаров.

Очевидно, что при обычных условиях реализации внешнеторговая деятельность сопряжена с возникновением ряда экологических рисков различного характера и происхождения. В приложении к «Договору о Евразийском экономическом союзе» [2] (Протокол «О техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза») риск определяется как сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. В свою очередь, признание факта возникновения экологических рисков, сопровождающих внешнюю торговлю, отражено в актах Всемирной таможенной организации (ВТО/СТС). В 2011 г. Политической комиссией, руководящим органом (ВТО/СТС) было одобрено пять ключевых областей риска в целях осуществления таможенного контроля, среди которых, наряду с рисками обеспечения фискальных доходов государства и соблюдения законодательства об обороте наркотических средств, были выделены такие экологические области рисков, как окружающая среда, здоровье и безопасность населения [3].

Условием достижения стандартов экологической устойчивости в области внешнеторговой деятельности является экологизация ее этапов и стадий. Экологизация внешнеторговых процессов осуществляется посредством применения правовых, организационных и технических мер, позволяющих предупредить (пресечь) распространение экологических рисков в процессе международного товарообмена. Институциональная система государственных органов, обеспечивающих экологическую безопасность ВТД, представлена рядом федеральных административных органов, особое место среди которых занимают таможенные

органы, возглавляемые Федеральной таможенной службой (рис. 2). Структура действующей системы органов экологического управления утверждена Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [4]. Данная система федеральных органов исполнительной власти призвана в полной мере обеспечить защиту окружающей среды путем администрирования экологических общественных отношений по различным направлениям возникновения экологических рисков.

Описывая организационные формы деятельности ФТС России и ее территориальных органов следует отметить, что, согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», таможенные органы относятся к категории федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в области таможенного дела (ст. 253, ч. 2.) [5]. Система таможенных органов четко структурирована в целях эффективной и полной реализации охранительной и регулятивной функции в области контроля и надзора соблюдения участниками внешнеторговой деятельности режима законности при трансграничном перемещении товаров [6, с. 91; 7, с. 145].

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза закрепляет экологически ориентированные задачи таможенных органов в области защиты окружающей среды, к которым относятся: «.. .защита национальной безопасности государств - членов Союза, жизни и здоровья человека, животного

и растительного мира, окружающей среды, обеспечение исполнения международных договоров и национального законодательства участников евразийской интеграции» (ст. 351, ч. 1) [9]. Отсюда можно заключить, что таможенные органы в пределах компетенции, установленной таможенным законодательством, уполномочены на осуществление мер по защите окружающей среды от экологических рисков, сопровождающих внешнеторговую деятельность. Таким образом, система мер охраны территории государства от проникновения разного рода угроз при ввозе и вывозе товаров применяется не только с целью экономического, но и экологического регулирования [10, с. 131; 7, с. 146]. Непосредственные полномочия Федеральной таможенной службы и ее территориальных органов, затрагивающие сферу обеспечения экологической устойчивости внешнеторговой деятельности, установлены подзаконными правовыми актами, издаваемыми уполномоченными органами в форме Положений.

Особенностью таможенного дела в области обеспечения экологической безопасности является его сложный функциональный характер. В силу этого, при научном подходе и теоретическом выявлении закономерностей, присущих таможенному администрированию, возникает необходимость систематизации разновидностей форм таможенной управленческой деятельности [11, с. 193]. Формы управления представляют собой внешнее проявление регулирующей деятельности органа власти. Обращаясь к экологически значимым формам административной деятельности таможенных органов, их можно классифицировать по юриди-

Президенг РФ

Федерально« еоьрание

Совет Федерации

Государственная Дума ^

1

П ра в и тепьство РФ ■ _ ...

Спрцлрлйио уполномоченные органы по Охране окружающее среды

1 |

Коыллокснь'в Отраслевые Функциональные

1 __

МНР России Роскомэем Госата м надзор Рооеут

1 1

Санэпндн адзор РОССИИ Роспесхоа Рсюте*надэор

1 1 I:

МЧС России Росрыболоястао ФТС России

[ 1

Росгидромет минсельхоз России МЕД России

Рис. 2. Система федеральных органов экологического управления [8]

ческому результату властного воздействия, подразделяя на правовые и неправовые (рис. 3), причем данные формы управленческой деятельности неразрывно связаны с полномочиями таможенных органов, которые выполняются согласно действующему законодательству.

Правовая форма - профессиональная деятельность должностных лиц - порождает урегулированные законодательством правовые (юридические) последствия для участников внешнеэкономической деятельности и расценивается как основная форма администрирования, так как опосредуется в отношениях с подчиненным субъектом (объектом управления). В рамках реализации концепции

устойчивого развития ВТД профессиональная деятельность должностных лиц таможенных органов формализуется в рамках императивных отношений (контроль и надзор соблюдения экологических запретов и ограничений, учет объема трансграничного перемещения отдельных категорий экологически опасных товаров, межведомственное взаимодействие и обмен экологически значимой информацией, борьба с нарушениями порядка и правил перемещения товаров, правоохранительная деятельность).

Акцент данной работы сделан на анализе содержания неправовых форм экологически значимой деятельности таможенных органов, наряду с правовыми формами управления, обеспечивающих

Рис. 3. Классификация форм деятельности таможенных органов [11, с. 194].

формирование экологической устойчивости в сфере внешней торговли.

Неправовая форма деятельности таможенных органов - это оперативно-хозяйственная распорядительная деятельность внутриорганизацион-ного характера, которая не порождает правовые последствия для субъектов внешнеторговой деятельности. Целью неправового администрирования в области таможенного дела является обеспечение таможенных органов необходимыми силами и средствами для выполнения ими своих непосредственных функций. Тем не менее эта форма также задействована в процессе обеспечения экологической безопасности внешнеторгового обмена.

По общему правилу к неправовой форме таможенной деятельности можно отнести оснащение таможенного органа материально-техническими средствами, проведение инструктажа должностных лиц и работников таможенных органов РФ, применение дисциплинарных взысканий за нарушение экологических требований, разработку рекомендаций по совершенствованию право-

системы мер по обеспечению экологической безопасности объектов таможенной инфраструктуры [11, с. 193]. Все эти виды административной деятельности реализуются в рамках внутриорганиза-ционных правоотношений и не сопровождаются принятием актов управления в отношении участников ВЭД.

Анализируя спектр управленческих полномочий таможенных органов, установленных международным, интеграционным (на уровне ЕАЭС) и национальным законодательством о таможенном деле, к неправовым формам административно-распорядительной деятельности таможенных органов следует отнести следующие виды компетентной деятельности:

- осуществление мер обеспечения экологической безопасности на объектах таможенной инфраструктуры и снижения факторов экологического риска при осуществлении полномочий должностными лицами таможенных органов;

- своевременное и полное информирование должностных лиц таможенных органов о потенци-

применительной деятельности, а также разработку альных угрозах, исходящих от перемещаемых грузов

и правилах техники безопасности при обращении с ними;

- применение специальных кадровых технологий в целях повышения уровня профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов, осведомленности персонала об экологических свойствах товаров и об установленных экологическим законодательством природоохранных мерах (аттестация, конкурсный отбор, применение специальных обучающих программ, повышение квалификации и переподготовка кадров и т.д.);

- эколого-ориентированная воспитательная и идеологическая работа в среде должностных лиц таможенных органов и участников ВЭД, направленная на пропаганду экологических ценностей и приоритетов современного общества;

- повышение уровня специальных юридических знаний о системе национальных нормативных правовых актов, об актах органов управления ЕАЭС и о международных актах по вопросам экологической безопасности;

- ведение специальной таможенной статистики в отношении экологических опасных и экологически чувствительных товаров;

- информирование и консультирование участников ВЭД о правилах трансграничного перемещения охраняемых объектов окружающей среды и экологически опасных товаров, экологических запретах и ограничениях, затрагивающих внешнюю торговлю товарами;

- научная деятельность в области обеспечения экологической устойчивости и экологической безопасности внешнеторговых процессов;

- информационный обмен экологически значимыми сведениями в рамках межведомственного взаимодействия с иными органами власти и организациями (Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и т.д.), иностранными таможенными органами, иными органами власти, органами управления ЕАЭС;

- заключение соглашений (договоров, меморандумов) об информационном взаимодействии с иными органами государственной власти, иностранными таможенными органами и иными органами власти, органами управления ЕАЭС по вопросам экологического содействия и информационного обмена;

- соблюдение требований энергоэффективности и энергосбережения на объектах таможенной инфраструктуры;

- обеспечение санитарно-гигиенической, фито-санитарной, ветеринарной, радиационной и эпидемиологической безопасности на территории объектов таможенной инфраструктуры;

- применение мер дисциплинарного взыскания в отношении должностных лиц таможенных органов по основанию нарушения требований

экологической безопасности и причинения вреда жизни, здоровью и имуществу экологическим правонарушением;

- разработка и внедрение экологических критериев в закупочный цикл при заключении государственных контрактов с участием таможенных органов для последующего снижения негативной нагрузки на окружающую среду;

- международное таможенное сотрудничество с зарубежными таможенными органами и международными природоохранными организациями по экологическим вопросам (обмен экологической информацией, передовыми технологиями, специальными экологическими знаниями, участие в проведении международных конференций);

- оказание взаимной административной помощи в борьбе с экологическими угрозами во внешней торговле.

Остановимся на вопросах снижения факторов экологического риска при осуществлении должностными лицами своих полномочий. Поскольку в процессе своей профессиональной деятельности федеральные таможенные служащие подвергаются воздействию экологически неблагоприятных факторов, возникает проблема защиты их жизни и здоровья от потенциальных и реальных угроз (химических, физических, биологических). Организация работы по охране жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов от неблагоприятного экологического воздействия осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, отраслевыми положениями (инструкциями, программами), рекомендациями Минтруда России [12, с. 178]. Правовой основой базовых гарантий безопасной профессионально-трудовой деятельности должностных лиц таможенных органов являются:

- Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в Женеве 18.06.1998) [13];

- Конституция Российской Федерации;

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ТК РФ) [14];

- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [15].

Указанными актами нормативно закреплены права каждого таможенного служащего на условия труда, отвечающие требованиям безопасности [14, ст. 21], охрану труда и здоровья, право каждого на благоприятную окружающую среду [15, ст. 3].

Исходя из смысла ст. 209 ТК РФ, условия труда в таможенных органах можно определить как безопасные только в случае исключения воздействия вредных и опасных факторов на должностных лиц таможенных органов либо если уровни подобного воздействия не превышают установленных нормативов. Таким образом, контроль внешних факторов искусственного и естественного происхождения, под воздействием которых осуществляют свою деятельность должностные

лица таможенных органов Российской Федерации, является обязательным условием обеспечения безопасных условий труда в таможенном деле [16].

Значительная часть экологических рисков и угроз на объектах таможенной инфраструктуры имеет техногенное происхождение и в большей мере возникает на этапах хранения и перевозки экологически опасных товаров и грузов, имеются в виду:

- радиоактивные грузы, обладающие повышенной проникающей способностью, например, части ядерных реакторов, оказывающие ионизирующее разрушающее воздействие на организм человека;

- грузы, являющиеся ядовитыми или отравляющими веществами, которые, в зависимости от их происхождения, поражают организм человека;

- товары, содержащие опасные биологические факторы, включая перемещаемых зараженных вирусными или иными заболеваниями животных;

- грузы, обладающие повышенной экологической опасностью, связанной с их химическим составом или химическими свойствами: взрывоопасные, самовоспламеняющиеся или озоноразру-шающие вещества, опасные отходы и т.д.

В контексте воздействия источников экологической опасности приоритеты в области организации охраны труда, жизни и здоровья таможенных служащих сосредоточены, прежде всего, на комплексе мер предупредительного характера. Так, в целях предотвращения реализации экологических угроз в деятельности таможенных органов перед осуществлением таможенных операций проводится экологически значимая таможенная экспертиза. Основной целью таможенной экспертизы является установление соответствия импортируемых грузов экологическим требованиям. Экологическая экспертиза позволяет предупредить возникновение неблагоприятных воздействий опасных грузов на здоровье людей и на окружающую среду.

В то же время при осуществлении таможенных операций применяются технические средства таможенного контроля. Технические установки позволяют провести дистанционный осмотр грузов, исключая возможность причинения вреда здоровью сотруднику таможенных органов. Большая часть досмотровых установок работает по принципу рентгеновского излучения, допуск к работе с которыми получают только сотрудники, прошедшие специальную подготовку и не имеющие медицинских противопоказаний.

При совершении таможенных операций учитываются характеристики перевозимых товаров. Порядок и технологии совершаемых с ними операций определяются в зависимости от категории опасности товаров, перемещаемых через границу. Таможенный контроль делящихся радиоактивных материалов и таможенный контроль ядовитых и взрывоопасных грузов осуществляет должностное лицо соответствующего подразделения, имеющее необходимую подготовку. Данное

должностное лицо имеет право вскрыть грузовое помещение транспортного средства, а также наружную упаковку, не вскрывая специальную защитную тару, при этом таможенные операции, связанные с опасными грузами, производятся в специально оборудованных местах [17].

При проведении таможенных операций, связанных с оформлением выпуска импортируемых товаров, в группе объектов экологического риска оказываются склады временного хранения (СВХ), предназначенные для хранения грузов, находящихся под таможенным контролем. Товары помещаются на СВХ в рамках совершения таможенных операций прибытия. В процессе хранения на СВХ опасные грузы могут нанести вред здоровью должностных лиц таможенных органов.

В области обеспечения экологической безопасности объектов таможенной инфраструктуры приоритет отдается мерам своевременного и полного информирования должностных лиц таможенных органов о потенциальных угрозах, исходящих от перемещаемых грузов. Правовой гарантией экологического информирования выступает ст. 42 Конституции РФ, закрепившая право каждого человека и гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Так, по рекомендации Международной организации охраны труда (МОТ) в практику обязательного информирования должностных лиц таможенных органов об опасности химических веществ вошли так называемые международные карточки химической безопасности. Образцы подобных карт размещены на сайте Международного информационного центра МОТ по технике безопасности и гигиене труда (International Occupational Safetyand Health Information Centre - CIS) [18]. Они содержат специальную информацию о видах исходящих угроз, их проявлениях, возможности предотвращения и мерах первой помощи в случае внештатных ситуаций.

Так, специальной инструкцией по технике безопасности для должностных лиц таможенных органов, уполномоченных на идентификацию, транспортировку и хранение озоноразрушающих веществ (обращение с ними), предусмотрены необходимые и достаточные меры охраны труда при работе с товарами, содержащими различные классы озоноразрушающих веществ [17].

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что таможенные органы в процессе реализации неправовых форм хозяйственно-распорядительной деятельности обеспечивают экологическую безопасность внешнеторговых процессов и таможенного дела, формируя модель устойчивого развития в области международного товарообмена. По своей сути неправовая форма административной деятельности специфична, так как имеет направленность на осуществление мер внутриорганизационного управления в таможенном органе, не воздействуя напрямую на поведение

лиц - участников внешнеэкономической деятельности. Неправовые формы деятельности обеспечивают охрану экологических прав должностных лиц таможенных органов, повышают уровень экологического благополучия при совершении таможенных операций, минимизируют экологические угрозы на объектах таможенной инфраструктуры. В свою очередь, экологическая безопасность труда на объектах таможенной инфраструктуры характеризуется защитой окружающей среды, жизни и здоровья государственных служащих в период их повседневной профессиональной деятельности.

При достаточном техническом оснащении и надлежащем информировании должностных лиц таможенных органов о реальных и потенциальных источниках экологического риска можно говорить об эффективном обеспечении экологической безопасности деятельности государственных служащих таможенных органов [19, с. 193]. В контексте реализации концепции устойчивого развития общества, фактор экологической устойчивости внешнеторговых процессов требует пристального внимания таможенных администраций, выработки и применения синхронных и эффективных мер и форм деятельности, создания адекватного правового и организационного механизма предотвращения и ликвидации экологических рисков ВТД.

Библиографический список:

1. Danil Antonov - собственная работа, CC BY-SA граница 3.0 // URL: https://c0mm0ns.wikimedia.0rg/w/ index.php?curid=17111988

2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www. eurasiancommission.org/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Политическая комиссия является руководящим органом Всемирной таможенной организации, созывается для проведения консультаций по важным политическим вопросам // URL: http://www.wcoomd.org

4. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 4 (27 января). Ст. 346.

5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.gara№t.ru/72005502/

6. Ронжина Н.А., Степанов Р.Г., Терентьев Р.В. Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов. СПб: Троицкий мост, 2021. 374 с.

7. Михальцов М.А., Ронжина Н.А. Место таможенных органов в системе органов экологического управления // Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической

конференции «Инновационные научные исследования в современном мире» (9 ноября 2021 г., г. Уфа). Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2021. C. 142-148.

8. Структура государственных органов управления природопользованием // Студенческая библиотека онлайн. 2021. URL: https://mobile.studbooks. net/1116835/pravo/struktura_gosudarstvennyh_ organov_upravleniya_prirodopolzovaniem

9. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

10. Ронжина Н.А. Особенности нормативного закрепления эколого-правового статуса таможенных органов в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал 2021. № 4 (155). С. 130-133.

11. Ронжина Н.А., Обрядина Е.А. Формы административной деятельности таможенных органов // Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции «Инновационные идеи молодых исследователей» Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2021. C. 190-194.

12. Горохов А.Д., Ронжина Н.А. Экологические аспекты безопасности труда на объектах таможенной инфраструктуры // Сборник научных статей Таможенные чтения - 2020. Стратегия развития 2030: Вызовы времени. Наука и инновации. 2020. С. 175-179.

13. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»: от 18 июня 1998 г. // Российская газета. 1998. № 238 (16 декабря).

14. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

15. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

16. Приказ ФТС России от 19.05.2014 № 915 «Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при проведении таможенных операций» // Официальный сайт ФТС. URL: https://customs.consultant.ru/ documents/1129867.

17. Козакиевич Я. Учебное пособие по озоноразруша-ющим веществам для таможенных и правоохранительных органов. 3-е изд. Бишкек, 2017. С. 54.

18. Международный информационный центр по технике безопасности и гигиене труда // Справочный сайт: http://www.ilo.org/public/english/protection/safework/ cis/products/icsc/dtasht/index.htm.

19. Ронжина Н.А. Таможенные институты обеспечения экологической безопасности внешнеторгового оборота экологически чувствительных товаров // Таможенные чтения-2020. Стратегия развития 2030: Вызовы времени. Наука и инновации. 2020. С. 190-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.