Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
650
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ронжина Нина Алексеевна

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что функционирование евразийской интеграции, основанной на принципе либерализации внешнеторговой деятельности, привело к возникновению новых экологических угроз, сопровождающих внешнеторговый оборот экологически опасных товаров. В связи с этим усиливается роль Федеральной таможенной службы и ее территориальных органов как субъектов обеспечения региональной экологической безопасности. В статье исследованы актуальные вопросы содержания и нормативного закрепления эколого-правового статуса таможенных служб. Автор акцентирует внимание на юридических проблемах, связанных с отсутствием системности и полноты нормативного регулирования их эколого-правовых функций и полномочий. В результате исследования охарактеризованы компетенции таможенных органов в области охраны окружающей среды, обосновано место таможенного администрирования в системе мер обеспечения экологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ронжина Нина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE REGULATORY CONSOLIDATION OF THE ENVIRONMENTAL AND LEGAL STATUS OF CUSTOMS AUTHORITIES

The relevance of the research topic is due to the fact that the functioning of the Eurasian Integration, based on the principle of liberalization of foreign trade activities, has led to the emergence of new environmental threats accompanying the foreign trade turnover of environmentally hazardous goods. In this connection, the role of the Federal Customs Service and its territorial bodies as subjects of ensuring regional environmental safety is being strengthened. The article examines the current issues of the content and regulatory consolidation of the environmental and legal status of customs services. The author focuses on the legal problems associated with the lack of systematic and complete regulatory regulation of their environmental and legal functions and powers. As a result of the study, the competence of customs authorities in the field of environ-mental protection is characterized, the place of customs administration in the system of measures to ensure environmental well-being is justified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

Статья / Article

УДК / UDC 342.951

DOI 10.35231/18136230_2021_2_143

Особенности нормативного закрепления эколого-правового статуса

таможенных органов

Н. А. Ронжина

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что функционирование евразийской интеграции, основанной на принципе либерализации внешнеторговой деятельности, привело к возникновению новых экологических угроз, сопровождающих внешнеторговый оборот экологически опасных товаров. В связи с этим усиливается роль Федеральной таможенной службы и ее территориальных органов как субъектов обеспечения региональной экологической безопасности.

В статье исследованы актуальные вопросы содержания и нормативного закрепления эколого-правового статуса таможенных служб. Автор акцентирует внимание на юридических проблемах, связанных с отсутствием системности и полноты нормативного регулирования их эколого-правовых функций и полномочий.

В результате исследования охарактеризованы компетенции таможенных органов в области охраны окружающей среды, обосновано место таможенного администрирования в системе мер обеспечения экологического благополучия.

Ключевые слова: эколого-правовой статус, Федеральная таможенная служба, таможенные органы, Евразийский экономический союз, экологическая безопасность.

Для цитирования: Ронжина Н.А. Особенности нормативного закрепления эко-лого-правового статуса таможенных органов // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 2 (64). С. 143-156. DOI 10.35231/18136230_2021_2_143

Features of the regulatory consolidation of the environmental and legal status of customs authorities

Nina A. Ronzhina

Saint Petersburg V. B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy, Saint Petersburg, Russian Federation

The relevance of the research topic is due to the fact that the functioning of the Eurasian Integration, based on the principle of liberalization of foreign trade activities, has led to the emergence of new environmental threats accompanying the foreign trade turnover of

© Ронжина Н. А., 2021

environmentally hazardous goods. In this connection, the role of the Federal Customs Service and its territorial bodies as subjects of ensuring regional environmental safety is being strengthened.

The article examines the current issues of the content and regulatory consolidation of the environmental and legal status of customs services. The author focuses on the legal problems associated with the lack of systematic and complete regulatory regulation of their environmental and legal functions and powers.

As a result of the study, the competence of customs authorities in the field of environmental protection is characterized, the place of customs administration in the system of measures to ensure environmental well-being is justified.

Key words: environmental and legal status, Federal Customs Service, customs authorities, Eurasian Economic Union, environmental safety.

For citation: Ronzhina, N.A. (2021). Osobennosti normativnogo zakrepleniya ekologo-pravovogo statusa tamozhennyh organov [Features of the regulatory consolidation of the environmental and legal status of customs authorities]. Leningradskij yuridicheskij zhurnal - Leningrad Legal Journal. No 2 (64). рр. 143-156. DOI 10.35231/18136230_2021_2_143 (In Russian).

Введение

Экологическая миссия таможенных администраций по обеспечению национального и коллективного экологического благополучия Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) реализуется в процессе осуществления управленческих функций в области таможенного дела. Роль таможенных институтов в деле обеспечения экологического благополучия приобретает все большее значение в связи с включением Российской Федерации в интеграционные процессы на евразийском пространстве, либерализацией и интенсификацией внешнеторговых отношений государств - членов Союза. По мнению многих ученых, в частности С. Н. Ляпустина, без надлежащего решения природоохранных задач, поставленных перед таможенными органами, полноценная реализация норм экологического права в регионе была бы невозможной [7, с. 22].

Характеристика экологических рисков евразийской интеграционной деятельности

Рассматривая генезис возникновения угроз негативного воздействия на природу и здоровье человека, порождаемого либерализацией внешнеторговой деятельности, следует отметить, что она является интересным феноменом интеграционной деятельности в регионе. С точки зрения Л. С. Булгаковой, основные факторы, создающие экологические риски в

таможенной сфере, связаны именно с применением механизма либерализации ВЭД, т. е. ликвидацией административных барьеров, что приводит к росту как законного, так и нелегального импорта и экспорта экологически небезопасной продукции [2, с. 70]. Таким образом, функционирование региональной таможенно-экономической интеграции стало причиной возникновения внутренних и трансграничных экологических рисков, связанных с оборотом экологически опасных и экологически чувствительных товаров. К данной группе товаров можно отнести две товарные разновидности, которые представлены экологически опасными и экологически чувствительными товарами:

- экологически опасные - это специфические товары, перемещение которых связано с заносом на территории государств - членов ЕАЭС негативных факторов, ухудшающих качество окружающей среды (ядерные материалы; озоноразрушающие вещества; химические материалы различных классов опасности; источники карантинных, ветеринарных, санитарных рисков; опасные отходы и т. д.) [9, с. 100];

- экологически чувствительные - категория товаров, перемещение которых порождает риски снижения уровня биологического разнообразия и (или) истощения природных ресурсов (животные и растения, находящиеся под комплексом защитных мер, предусмотренных стандартами «Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES)»; орудия добычи водных биоресурсов, запрещенные к использованию и обороту; информация о недрах; лесоматериалы, древесина и продукция из нее и т. д.) [10, с. 93].

Описанный выше феномен негативного воздействия интеграционных процессов на состояние окружающей среды вызывает познавательный интерес у научного сообщества, выступая в качестве предмета исследований, но пока в силу своей новизны не обладает достаточным уровнем изученности. Обращаясь к тематическим научным исследованиям, можно сказать, что признание того, что международная торговля и окружающая среда не изолированы друг от друга, содержится в работах М Е. Пантю-ковой [8, с. 200]. Аналогичное мнение о том, что возрастающая доля нагрузки на окружающую среду от хозяйственной деятельности приходится именно на международную торговлю, содержится в работах ряда авторов, в частности, А. И. Ирисметова, И. И. Ирисметовой, И. Г. Шайхи-ева [6]. Непосредственному детальному изучению феномена взаимосвязи интеграционных процессов и состояния региональной

экологической безопасности евразийского пространства также посвящены отдельные работы Ю. Г. Шпаковского и Н. Г. Жаворонковой [3-5]. Авторы придерживаются такого мнения, что наряду с внутренними угрозами экологической безопасности государства присутствуют и внешние факторы, в частности, исходящие от внешнеторгового обмена продукцией и технологиями, не соответствующими международным или национальным экологическим стандартам.

Юридический механизм правового закрепления эколого-правового положения таможенных служб в условиях функционирования ЕАЭС

В большинстве случаев полномочия по снижению и ликвидации экологических рисков, повышенных внешнеторговым обменом ЕАЭС, возложены на таможенные администрации союзных государств. Интеграционное право Евразийского экономического союза ставит перед таможенными органами задачи обеспечения экономической и экологической безопасности внешнеэкономической деятельности в масштабах единой таможенной территории. Приоритетность мер таможенной защиты окружающей среды и значимость экологических полномочий, возложенных на таможенные органы стран Союза, подтверждается положениями п. 1 ст. 351 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС, Кодекс), закрепляющего спектр актуальных задач в области таможенного администрирования, в том числе задачи охраны жизни и здоровья граждан, объектов растительного и животного мира. В действующем Кодексе прослеживается нормативная преемственность в вопросах юридического закрепления экологической миссии таможенных органов: действующий ранее Таможенный кодекс Таможенного союза аналогичным образом закреплял подобные задачи по обеспечению экологического благополучия единой таможенной территории.

Юридическим основанием формирования правосубъектности таможенных органов в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологического благополучия выступает их эколого-правовой статус. Правовой статус органа государственного управления определяет пределы его компетенций в установленной сфере деятельности, исходящие из целей, задач, функций, полномочий, пределов ответственности административной структуры.

В условиях функционирования экономического Союза экологический статус таможенных органов (система публичных полномочий, нацеленных на реализацию экологически значимых общественных функций) приобретает сложный состав и юридическую природу, формируясь на различных уровнях правоустановления:

1) на уровне публичного национального права в рамках функционирования правовых систем и механизмов государств - членов ЕАЭС (национальная юрисдикция);

2) на интеграционном (наднациональном) уровне в условиях скоординированной и согласованной деятельности государств - членов Союза, направленной на предупреждение и ликвидацию экологического неблагополучия;

3) на уровне международного экологического права, возникающего как результат экологического сотрудничества и содействия государств и иных публичных субъектов в области охраны окружающей среды.

Содержание эколого-правового статуса Федеральной таможенной службы и ее территориальных органов

Действующая система таможенных органов Российской Федерации представлена четырехзвенной структурой, включающей разновидности территориальных органов (таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления), иерархически подчиненных центральному таможенному органу - Федеральной таможенной службе (ФТС России, Служба).

Рассмотрим содержание эколого-правовых компетенций Федеральной таможенной службы. Базовые положения эколого-правового статуса Службы определены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809, утвердившим «Положение о Федеральной таможенной службе» (далее - Положение), согласно которому ФТС России - это публичная административная структура (федеральный орган исполнительной власти), наделенная властными компетенциями контроля и надзора в области таможенного дела.

Детальное изучение документа позволяет выявить ряд статусных полномочий Федеральной таможенной службы, обеспечивающих осуществление экологически значимых функций в рамках таможенного дела. В частности, это система экологически значимых контрольно-надзорных полномочий, реализуемых в специализированных пограничных пунктах

пропуска (п. 1 Положения). К ним следует отнести полномочия по осуществлению:

- таможенного контроля соблюдения участниками ВЭД запретов и ограничений, установленных в отношении экологически опасных и экологически чувствительных товаров;

- государственного контроля санитарно-карантинной, карантинной и фитосанитарной безопасности внешнеэкономической деятельности, реализуемой в пределах компетенций, установленных законом;

- государственного ветеринарного надзора;

- правоохранительные полномочия по применению мер административного и уголовно-правового принуждения [11, с. 227].

Нормами «Положения о Федеральной таможенной службе» закреплен ряд иных существенных полномочий экологической направленности:

- полномочия по обеспечению национальной безопасности и осуществлению мер, направленных на охрану окружающей природной среды, флоры и фауны, защите жизни и здоровья человека, прав и законных интересов потребителей ввозимых товаров (п. 5.51 Положения);

- полномочия по осуществлению контроля и надзора в целях обеспечения безопасности продуктов питания, а также материалов и иных изделий, ввозимых на государственную территорию (п. 5.3.6 Положения);

- осуществление мероприятий в целях обеспечения радиационной безопасности таможенных органов (п. 5.82 Положения).

Анализ законодательства, устанавливающего порядок и правила прохождения государственной таможенной службы, также позволяет выявить наличие в статусе должностного лица таможенного органа правоохранительных полномочий, направленных на защиту экологической безопасности общества. Согласно ст. 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», таможенные органы отнесены к категории правоохранительных. Экологическая функция правоохранительного органа - это особое направление управленческой публичной деятельности, нацеленной на защиту экологических прав граждан, обеспечение экологической безопасности, защиту благоприятного состояния окружающей среды, ее биологического разнообразия посредством применения мер юридической ответственности к нарушителям экологических требований. Из чего следует, что к основным полномочиям таможенных органов РФ в экологической сфере также относятся защита экологических прав граждан и экологического благополучия населения

посредством выявления, пресечения экологического правонарушения и применение мер юридической ответственности к нарушителям природоохранного и природоресурсного законодательств.

Однако серьезным недостатком юридического закрепления эколого-правового статуса органов таможенного управления видится то, что на сегодняшний день их природоохранные функции и полномочия системно не описаны, а их действующее нормативное закрепление отличается многочисленностью, разрозненностью и рассогласованностью. В результате в праве Союза и в национальных правовых актах наблюдается очевидный недостаток надлежащей и четкой юридической легализации управленческих функций экологической направленности, реализуемых на практике таможенными администрациями. Данная проблема актуализируется в условиях формирования региональной интеграции при отсутствии системы наднациональных органов экологического управления ЕАЭС на фоне одновременного усиления значения экологических функций в системе таможенного администрирования [13, с. 158].

Исследуя содержание эколого-правовых составляющих статуса таможенных органов, следует обратиться к ряду действующих актов национального права, анализ которых позволяет сделать вывод о множественности экологических функций, реализуемых должностными лицами таможенных органов в пределах своих полномочий. Прежде всего, это функции по осуществлению радиационного и технического контроля товаров, перемещаемых лицами через таможенную границу Союза, полномочия в области контроля внешнеторгового оборота охраняемых объектов животного и растительного мира, контроля и надзора трансграничного перемещения веществ, разрушающих озоновый слой, источников ионизирующего излучения, категории наркотических и психотропных веществ, медицинских препаратов, химически неблагоприятных веществ и т. д.

К числу таможенно-административных полномочий природоохранного назначения можно отнести компетентную деятельность таможенных служб по осуществлению контроля соблюдения участниками ВЭД внешнеторговых ограничений и запретов, установленных в отношении экологически чувствительных товаров (ЭЧТ). В пределах Евразийского экономического союза применяется единый режим нетарифного регулирования внешней торговли. Согласно ст. 7 Таможенного кодекса ЕАЭС, обязательным условием перемещения ЭЧТ через таможенную границу

является соблюдение участниками ВЭД нетарифных защитных мер запретительно-ограничительного характера (лицензирование, сертификация, квотирование и т. п.). Данные внешнеторговой статистики Всемирной торговой организации свидетельствуют о том, что в системе указанных мер регулирования внешней торговли «экологические» нетарифные меры составляют значительную долю (от 25 до 50%) [14].

В целях трансграничного перемещения экологически чувствительных товаров устанавливается лицензионно-разрешительный порядок. Выдаваемые уполномоченным государственным органом лицензии являются юридическим основанием для осуществления экспортно-импортных операций в отношении данной категории товаров. Выявление факта отсутствия разрешительного документа является юридическим основанием для отказа в осуществлении выпуска товаров таможенными органами.

В аспекте трансграничного перемещения экологически чувствительных товаров контрольно-надзорные функции таможенных органов обеспечивают состояние не только национальной, но и глобальной экологической безопасности. Это характерно для случаев реализации таможенного дела и совершения таможенных операций в целях выполнения международных обязательств, следующих из ряда многосторонних экологических соглашений с участием Российской Федерации. В данном случае таможенные службы выступают в качестве национальных административных органов, ответственных за решение глобальных экологических проблем, связанных с охраной озонового слоя, защитой окружающей среды от несанкционированного распространения экологически опасных отходов и химических веществ различных классов опасности, сохранения биологического разнообразия планеты и т. д.

В пределах установленных законом компетенций таможенные органы обеспечивают радиационную безопасность грузов, прибывающих на единую таможенную территорию Союза в рамках осуществления радиационного контроля (надзора), относящихся к категории товаров высокого экологического риска, делящихся радиоактивных материалов. Нормативным основанием экологического статуса таможенных органов в области осуществления данного вида проверочной деятельности выступают: п. 2 ст. 351 ТК ЕАЭС, закрепляющий приоритет национального ведения в области радиационного контроля, Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» и система подзаконных актов российского законодательства.

Ход интеграционных процессов евразийского региона затронул порядок и правила организации отдельных сфер экологической безопасности. Унифицированная политика ЕАЭС реализуется в сфере применения ряда мер, направленных на борьбу с возбудителями заболеваний человека, объектов животного и растительного мира: мер санитарной безопасности, ветеринарно-санитарных мер, карантинных фитосанитарных мер, мер технического регулирования. Положениями «Договора о ЕАЭС» унифицированы технические регламенты и показатели допустимых санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных рисков, утверждены единые перечни товаров, подлежащих данным видам государственного контроля.

Также таможенный контроль технической безопасности ввозимых товаров, осуществляемый согласно ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», представляет собой важнейший инструмент обеспечения экологического благополучия и защиты прав потребителей.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает правило, согласно которому таможенные органы в пределах полномочий обеспечивают санитарную охрану территории Российской Федерации. В процессе осуществления санитарно-карантинного контроля они предупреждают возникновение экологических рисков, провоцирующих распространение опасных инфекционных заболеваний человека, а также пресекают ввоз и реализацию опасных для человека товаров.

В свою очередь, Федеральным законом от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» установлены полномочия таможенных органов в области реализации фитосанитарного контроля, осуществляемого в целях недопущения проникновения и распространения в пределах территории Российской Федерации вредных микроорганизмов - возбудителей болезней растений.

Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» устанавливает компетенцию таможенных органов в области осуществления ветеринарного надзора путем проверки документов на товар при совершении операций прибытия в специализированных пунктах пропуска на территорию Российской Федерации.

Обобщая изложенный материал, можно сделать вывод о важности участия таможенных органов в реализации экологической политики региона. Функционально эколого-правовые полномочия таможенных органов

нормативно ограничены осуществлением контрольно-надзорных мероприятий, ведением учетно-регистрационной и статистической деятельности, выполнением правоохранительных функций по защите экологических прав граждан [12, с. 227]. Таможенные службы, обеспечивая правопорядок в области перемещения экологически чувствительных и опасных товаров через таможенную границу ЕАЭС, реализуют государственное экологическое управление в рамках осуществления таможенного дела и в пределах установленной законом компетенции [1, с. 260].

Заключение

Оценивая место и роль таможенной администрации в системе национальных органов экологического управления, следует отметить, что таможенные органы относятся к группе органов специальной экологической компетенции. По причине того, что изначально их правовое положение регламентируется нормами таможенного права, ФТС России и ее территориальные органы следует отнести к подгруппе функциональных органов экологического управления, так как экологически значимая деятельность не является для них основной.

Будучи установленным совокупностью юридических актов международного, интеграционного и национального права, эколого-правовой статус таможенных органов не обладает признаками системности, четкости и определенности нормативного закрепления. Рассредоточенный и слабообобщенный массив правовых актов, отражающих его содержание, не позволяет однозначно и в полном объеме отразить весь спектр экологически значимых компетенций таможенных органов и их должностных лиц. До настоящего времени эколого-правовые полномочия таможенных органов юридически не дифференцированы в отдельную группу управленческих компетенций, что является очевидным барьером для целей понимания и надлежащего закрепления эколого-правового положения Федеральной таможенной службы и ее территориальных органов.

Список литературы

1. Базалей Н. А. Правовое регулирование деятельности таможенных органов как субъектов обеспечения безопасности РФ в экологической сфере // Правовые институты и методы охраны окружающей среды в России, странах СНГ и Европейского союза: законодательство и экологическая эффективность: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов. Сб. науч. ст. 2018. С. 13-16.

2. Булгакова Л. С. Международное сотрудничество таможенных органов в области обеспечения экологической безопасности государства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 9. С. 70-72.

3. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Государственное управление в области обеспечения экологической безопасности: организационно-правовой аспект // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2012. № 7-8.

4. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Институциональные проблемы реализации в Российской Федерации требований ВТО применительно к сфере охраны окружающей среды // Государственный аудит. Экономика. Право. 2015. № 1.

5. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Российской Федерации при осуществлении интеграционной деятельности // Государственный суверенитет и верховенство права: международное и национальное измерения. II Московский юридический форум (Кута-финские чтения) (2-4 апреля 2015 г., Москва): материалы круглых столов: в 2 ч. М.: Проспект, 2015. Ч. 2. 544 с.

6. Ирисметов А. И., Ирисметова И. И., Шайхиев И. Г. Экологические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятий // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. Вып. 7. С. 188-190.

7. Ляпустин С. Н., Сонин В. В., Барей Н. С. Правовые основы охраны природы. Владивосток: Апельсин, 2014. 216 с.

8. Пантюкова М. Е. Формирование механизма управления эколого-экономиче-скими системами // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. Вып. 1. С. 200-202.

9. Ронжина Н. А. Особенности правового режима внешнеторгового оборота экологически чувствительных товаров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 99-102.

10. Ронжина Н. А. Специфика административно-правового статуса таможенных органов как субъектов обеспечения экологической безопасности Евразийского экономического союза // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (61). С. 90-96.

11. Ронжина Н. А., Мингажева В. К. Особенности нормативного закрепления экологических функций таможенных органов // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки (15 декабря 2020 г., г. Уфа): сб. науч. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2020. C. 225-228.

12. Соклаков А. А., Бочарова Л. В. Таможенные органы как субъекты обеспечения экологической безопасности страны // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты: сб. науч. тр. 4-й Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 258-262.

13. Ягьев И. Н., Куринной И. П., Марцева Т. Г. Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов как субъектов обеспечения безопасности РФ в экологической сфере // Экологическое благополучие и здоровый образ жизни человека в 21 веке: политико-правовые, социально-экономические и психолого-гума-

нитарные аспекты: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. Изд-во: Новороссийский институт (филиал) Московский гуманитарно-экономический университет, Логос. 2017. С. 156-159.

14. The WTO's Environmental Database (EDB) contains all environment-related notifications submitted by WTO members as well as environmental measures and policies mentioned in the Trade Policy Reviews of WTO members // Environmental database. World trade organization. URL: https://edb.wto.org/ (дата обращения: 22.03.2020).

References

1. Bazalej, N.A. (2018). Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti tamozhennyh organov kak sub"ektov obespecheniya bezopasnosti RF v ekologicheskoj sfere [Legal regulation of the activities of customs authorities as subjects of ensuring the safety of the Russian Federation in the environmental sphere]. Pravovye instituty i metody ohrany okruzhayushchej sredy v Rossii, stranah SNG i Evropejskogo soyuza: zakonodatel'stvo i ekologicheskaya effektivnost' [Legal institutions and methods of environmental protection in Russia, the CIS countries and the European Union: legislation and environmental efficiency]. Materials of the V International Scientific and Practical Conference of teachers, practitioners, students, undergraduates, graduate students. Collection of scientific articles. pp. 13-16. (In Russian).

2. Bulgakova, L.S. (2018). Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo tamozhennyh organov v oblasti obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti gosudarstva [International cooperation of customs authorities in the field of ensuring the environmental security of the state]. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki - Humanities, socioeconomic and social sciences. No 9. pp. 70-72. (In Russian).

3. ZHavoronkova, N.G., SHpakovskij, YU.G. (2012). Gosudarstvennoe upravlenie v oblasti obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti: organizacionno-pravovoj aspect [State Administration for Environmental Security: Organizational and Legal Aspect]. Vestnik Ros-sijskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta - Bulletin of the Russian State University of Trade and Economics. No 7-8. (In Russian).

4. ZHavoronkova, N.G., SHpakovskij, YU.G. (2015). Institucional'nye problemy real-izacii v Rossijskoj Federacii trebovanij VTO primenitel'no k sfere ohrany okruzhayushchej sredy [Institutional problems of implementation in the Russian Federation of WTO requirements in the field of environmental protection]. Gosudarstvennyj audit. Ekonomika. Pravo -State audit. Economics. Right. No 1. (In Russian).

5. ZHavoronkova, N.G., SHpakovskij, YU.G. (2015). Problemy ohrany okruzhayushchej sredy i obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii pri osushchestvlenii integracionnoj deyatel'nosti [Problems of environmental protection and environmental security of the Russian Federation in the implementation of integration activities]. Gosudarstvennyj suverenitet i verhovenstvo prava: mezhdunarodnoe i nacional'noe izmereniya. II Moskovskij yuridicheskij forum (Kutafinskie chteniya) [State sovereignty and the rule of law: international and national dimensions. II Moscow Legal Forum (Kutafa Readings)]. Moscow: Prospekt. CH. 2. 544 p. (In Russian).

6. Irismetov, A.I., Irismetova, I.I., SHajhiev, I.G. (2014). Ekologicheskie aspekty vnesh-neekonomicheskoj deyatel'nosti predpriyatij [Environmental aspects of foreign economic activity of enterprises]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta - Bulletin of Kazan Technological University. T. 17, vyp. 7. pp. 188-190. (In Russian).

7. Lyapustin, S.N. (2014). Pravovye osnovy ohrany prirody [Legal Foundations for Nature Conservation]. Vladivostok: Apel'sin. 216 p. (In Russian).

8. Pantyukova, M.E. (2014). Formirovanie mekhanizma upravleniya ekologo-ekonomicheskimi sistemami [Formation of a mechanism for managing environmental and economic systems]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta - Bulletin of Kazan Technological University. T. 17, vyp. 1. pp. 200-202. (In Russian).

9. Ronzhina, N.A. (2020). Osobennosti pravovogo rezhima vneshnetorgovogo oborota ekologicheski chuvstvitel'nyh tovarov [Features of the legal regime of foreign trade in environmentally sensitive goods]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V. B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii - Scientific notes of the St. Petersburg V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. No 2 (74). pp. 99-102. (In Russian).

10. Ronzhina, N.A. (2017). Specifika administrativno-pravovogo statusa tamozhennyh organov kak sub"ektov obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza [Specifics of the administrative and legal status of customs authorities as subjects for ensuring environmental security of the Eurasian Economic Union]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V. B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii - Scientific notes of the St. Petersburg V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. No 1 (61). pp. 90-96. (In Russian).

11. Ronzhina, N.A., Mingazheva, V.K. (2020). Osobennosti normativnogo zakrepleniya ekologicheskih funkcij tamozhennyh organov [Features of the normative consolidation of the environmental functions of customs authorities]. Sbornik nauchnyh statej po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Fundamental'nye i prikladnye aspekty razvitiya sovremennoj nauki». Ufa: NIC Vestnik nauki. pp. 225-228. (In Russian).

12. Soklakov, A.A., Bocharova, L.V. (2019). Tamozhennye organy kak sub"ekty obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti strany [Customs authorities as subjects of ensuring the environmental security of the country]. Ekonomicheskaya bezopasnost': pravovye, ekonomicheskie, ekologicheskie aspekty: sbornik nauchnyh trudov 4-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. pp. 258-262. (In Russian).

13. YAg'ev, I.N., Kurinnoj, I.P., Marceva, T.G. (2017J. Administrativno-pravovoe regu-lirovanie deyatel'nosti tamozhennyh organov kak sub"ektov obespecheniya bezopasnosti RF v ekologicheskoj sfere [Administrative and legal regulation of the activities of customs authorities as subjects of ensuring the security of the Russian Federation in the environmental sphere]. Ekologicheskoe blagopoluchie i zdorovyj obraz zhizni cheloveka v 21 veke: poli-tiko-pravovye, social'no-ekonomicheskie i psihologo-gumanitarnye aspekty [Ecological well-being and a healthy lifestyle of a person in the 21st century: political, legal, socio-economic and psychological-humanitarian aspects]. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii. Novorossijskij institut (filial) ANO VO «Moskovskij gumanitarno-ekonomicheskij universitet», Logos. pp. 156-159. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. The WTO's Environmental Database (EDB) contains all environment-related notifications submitted by WTO members as well as environmental measures and policies mentioned in the Trade Policy Reviews of WTO members // Environmental database. World trade organization. URL: https://edb.wto.org/ (data obrashcheniya: 22.03.2020).

Об авторе

Ронжина Нина Алексеевна, старший преподаватель, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-2318-8275, е-mail: [email protected].

About the author

Nina A. Ronzhina, Senior Lecturer, St. Petersburg V. B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy, St. Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-2318-8275, e-mail: [email protected].

Поступила в редакцию: 01.03.2021 Received: 01 Mar. 2021

Принята к публикации: 27.05.2021 Accepted: 27 May 2021

0публикована:29.06.2021 Published: 29 June 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.