Научная статья на тему 'Экологическая безопасность как приоритетное направление развития АПК России'

Экологическая безопасность как приоритетное направление развития АПК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
638
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савкин В.И.

На государственном уровне экологически ориентированная экономика обеспечивает повышение конкурентоспособности нации путем улучшения среды обитания, повышения качества и увеличения продолжительности жизни населения. Как правило, от экологически ориентированного производства на отдельном предприятии или отрасли нельзя получить немедленной отдачи, тогда как в масштабе района, области или края такие преимущества более очевидны, даже если они не всегда сразу обретают четкую экономическую оценку. На уровне отдельных отраслей экономики влияние экологического фактора не столь однозначно и в значительной степени зависит от типа отрасли. Положительное влияние природоохранные мероприятия могут оказать на отрасли, использующие современные индустриальные технологии. Сельское хозяйство в последние десятилетия все интенсивнее использует именно такие подходы к производству. При создании современного предприятия по переработке продукции животноводства стоимость очистных сооружений сопоставима со стоимостью производственного оборудования. Также в таких производствах соблюдение всех экологических требований повышает себестоимость продукции на 20-30%. Но главное здесь не сиюминутная выгода, а работа на перспективу, на создание хорошего имиджа предприятия и устойчивого производства. В сельском хозяйстве в последние годы все сильнее ощущается давление со стороны потребителей, требующих не только повышения экологической безопасности производимых продуктов, но и самого производства с позиции его влияния на окружающую среду, а следовательно, и на качество жизни. Учет экологического фактора, безусловно, способен повысить конкурентоспособность компаний. Бизнес стал рассматривать экологически ориентированное производство как сферу перспективного развития, а в ряде случаев как единственную альтернативу своего выживания…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая безопасность как приоритетное направление развития АПК России»

экологическая безопасность как приоритетное направление

развития апк россии

В. И. САВКИН,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Орловский государственный аграрный университет

На государственном уровне экологически ориентированная экономика обеспечивает повышение конкурентоспособности нации путем улучшения среды обитания, повышения качества и увеличения продолжительности жизни населения. Как правило, от экологически ориентированного производства на отдельном предприятии или отрасли нельзя получить немедленной отдачи, тогда как в масштабе района, области или края такие преимущества более очевидны, даже если они не всегда сразу обретают четкую экономическую оценку.

На уровне отдельных отраслей экономики влияние экологического фактора не столь однозначно и в значительной степени зависит от типа отрасли. Положительное влияние природоохранные мероприятия могут оказать на отрасли, использующие современные индустриальные технологии. Сельское хозяйство в последние десятилетия все интенсивнее использует именно такие подходы к производству. Однако для целого ряда «грязных» отраслей агропромышленного производства с высокими экологическими издержками, связанными с переработкой сырья, получение конкурентных преимущества от соблюдения природоохранных мер на сегодня гораздо более привлекательно. Вместе с тем при создании современного предприятия по переработке продукции животноводства стоимость очистных сооружений сопоставима со стоимостью производственного оборудования. Также в таких производствах соблюдение всех экологических требований повышает себестоимость продукции на 20 — 30 %. Но главное здесь не сиюминутная выгода, а работа на перспективу, на создание хорошего имиджа предприятия и устойчивого производства. В сельском хозяйстве в последние годы все сильнее ощущается давление со стороны потребителей, требующих не только повышения

экологической безопасности производимых продуктов, но и самого производства с позиции его влияния на окружающую среду, а следовательно, и на качество жизни.

Учет экологического фактора, безусловно, способен повысить конкурентоспособность компаний. Бизнес стал рассматривать экологически ориентированное производство как сферу перспективного развития, а в ряде случаев как единственную альтернативу своего выживания. Существует множество факторов, оказавших влияние на этот процесс. Это формирование новых ценностей в обществе, направленных на уважительное отношение к природе, выражающееся в повышении спроса потребителей на экологически безопасную продукцию. Свою лепту вносят также следующие факторы: необходимость соблюдения постоянно ужесточающихся государственных и международных норм и правил; экономические рычаги, которые являются, по-видимому, наиболее эффективным стимулом повышения экологических характеристик производства; забота о репутации компании, причем с точки зрения не только потребителей, но и государственных органов (фирме с хорошей экологической репутацией легче получить разрешение на расширение предприятия или строительство нового производства), страховых компаний, банков-кредиторов и т. д.

Вместе с тем подобные примеры в агропромышленном секторе экономики пока еще встречаются нечасто, и это во многом обусловливается сложившимся стереотипом того, что АПК, по идее, не может нанести вреда окружающей среде, а все мероприятия, направленные на повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, приносят только пользу.

Сегодня для бизнеса имеется хорошая возможность приложить усилия и получить прибыль,

поскольку происходит интенсивное формирование мирового рынка «экологически чистой» продукции, который охватывает все сферы производства и услуг. Вместе с тем до сих пор нет общепринятой международной классификации нового рынка. Международные организации пока только разрабатывают единую международную классификацию этого рынка, при этом возникают серьезные методологические проблемы. Основная проблема, которая, как мы полагаем, не будет решена в ближайшее время, — отнесение к экологически более безопасной продукции той, в производстве которой используются технологии по предотвращению загрязнений.

Систематизируя открывающиеся возможности развития экологически ориентированного производства, можно выделить следующее:

1) адаптация продуктов и услуг к новым экологическим требованиям;

2) диверсификация производства (разработка принципиально новых продуктов);

3) привлечение инвестиций в «зеленый» бизнес;

4) оказание информационных, консультационных экспертных услуг при решении экологических проблем.

Диверсификация продуктов, на наш взгляд, имеет важнейшее значение в развитии экологически ориентированного производства. Уже сегодня возникают целые отрасли по выпуску «экологически чистой» продукции, мониторингу производственных процессов, получению энергии из нетрадиционных источников, биотехнологии в пищевой промышленности и др. [1, 2]. И такие подходы носят, как правило, инновационный характер.

Так, по оценкам экспертов США, доля «экологически чистых» товаров в новой продукции, производимой в США, составляет на сегодня около 10 — 15 % и имеет тенденцию к росту. По прогнозам, в первой половине XXI в. до 40 % мирового производства будет приходиться на продукцию и технологии, тесно связанные с экологией [3, 4, 5]. И те компании, которые раньше других осознали и учли новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат неоспоримые конкурентные преимущества.

Исследования Всемирного банка подтверждают, что в противоположность бытующим представлениям, те компании, которые будут учитывать экологический фактор и наиболее жесткие экологические стандарты, будут являться наиболее конкурентоспособными. Лидирующие позиции по созданию экологических производств и экспорту экологической продукции занимают компании США, Япония и страны Западной Европы, пре-

32 -

жде всего Германии [6]. В число таких стран в самое ближайшее время войдет и Китай как страна с быстро развивающейся экономикой и динамично растущим сектором экологически ориентированного производства.

Стоит отметить, что переход на новую модель развития производства происходит не сам по себе, а с помощью целенаправленной экологической политики государства. В нашей стране вопросам экологической политики до сих пор не уделяется достаточного внимания. В стране сложилась нерациональная для окружающей среды и отсталая по современным международным стандартам структура производства и потребления. Например, по данным Всемирного банка, в 1999 г удельная энергоемкость ВВП России была в 3,5 раза выше среднемировой и в 4,5 раза выше, чем в развитых странах [7]. Повышение энергоемкости производства напрямую влияет на экономическую компоненту экономики, ведь для получения энергии необходимо затратить значительные ресурсы.

В России фактически отсутствует современная экологическая политика, которая учитывала бы реалии сегодняшнего дня, опиралась на передовой международный опыт и рассматривала экологический фактор как один из приоритетов развития сельского хозяйства. Принятая в свое время «Стратегия устойчивого развития Российской Федерации» носит во многом декларативный характер, не будучи подкрепленной соответствующими законодательными нормативными документами.

Самая главная проблема заключается в том, что большинство российских компаний в агропромышленном производстве до сих пор не изменили своего отношения к экологии как к затратному механизму. Они далеки от понимания тех конкурентных преимуществ, которые могут быть получены в результате присоединения к этому новому и перспективному направлению развития экономики.

Согласно исследованиям агентства CVS Consulting, на мировом рынке доля «экологически чистой» продукции составляет 1 — 3 % от общего производства продовольствия. Темпы роста сохраняются на уровне 20 — 30 %, что к 2010 г. составит до 250 — 300 млрд долл. [8]. Быстро растущую популярность продукции органического сельского хозяйства можно объяснить в первую очередь ухудшающейся из года в год экологией и стремлением людей приобретать качественный продукт. Столь высокие темпы роста объема продаж экопродукции в западных странах можно объяснить: • государственной поддержкой производителей

продуктов;

• отлаженной логистикой и системой сбыта;

• проведением грамотной политики продвижения продуктов;

• высоким уровнем осведомленности потребителей;

• растущим спросом, несмотря на высокие цены.

За рубежом продукция, маркированная лейблами «био», «эко» или «органик», стоит в полтора — три раза дороже традиционной, ибо продукт продвигается как произведенный в соответствии со стандартами экологического сельского хозяйства и природопользования. Требования к производству такого продукта жесткие. В некоторых случаях земля, на которой планируется производить эко-продукцию, должна в течение трех лет проходить процедуру очистки. При производстве запрещается использовать химические и минеральные удобрении и другие искусственные продукты.

Маркировка, указывающая на экологически безопасную продукцию:

• Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия — «Северный лебедь»;

• Германия — «Голубой ангел»;

• Страны Евросоюза — «Цветок ЕС»;

• Украина — «Экологически чисто и безопасно»;

• Россия — «Листок жизни».

Существуют также знаки Европейского Союза, присваиваемые продукции, выращенной на биологически контролируемых территориях. Российские экознаки:

• «Экологический сертификат Санкт-Петербурга»,

• «Экологический продукт»,

• «ЭКО-Тест-плюс»,

• «Чистые росы BIO».

В России проблема сертификации и маркировки экологически чистых продуктов стоит весьма остро. Нет единого подхода к оценке и отслеживанию всей цепочки производства продукта. Хотя в последнее время стали появляться независимые коммерческие организации, которые разрабатывают свои подходы к оценке такой продукции и присваивают свои знаки и лейблы некоторым производителям или отдельным продуктам.

Подобная практика не является выходом из сложившейся ситуации, поскольку коммерческие структуры зачастую не заинтересованы в объективной оценке, а основная их цель — продажа своего лейбла или марки и, в конечном счете, извлечение прибыли. Безусловно, здесь необходим независимый эксперт, не заинтересованный в получении дохода, а заинтересованный в создании положи-

тельного имиджа отечественных продуктов. Такой стороной может быть только государство. Как известно, Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко проинформировал общественность о планах своего ведомства создать систему экспертизы таких продуктов на основе комплексной оценки всей технологии производства.

Россия может стать лидером в мире по развитию экологически ориентированного производства и этому есть объективные предпосылки. Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев считает, что уже сейчас 80 % российской продукции можно назвать натуральной. По мнению министра, экспортируемое Россией зерно — абсолютно натуральный продукт. Данные исследования агентства CVS Consulting подтверждают его слова. Сегодня около половины крупных отечественных производителей наносят на упаковку знаки «био» или «экологически чистый продукт». Вместе с тем эти же производители одновременно и повышают цены на 20 — 30 %.

Во многом наша сельскохозяйственная продукция действительно экологически более безопасная, но это не результат целенаправленной работы, а следствие отсутствия достаточных средств на удобрения, средства защиты и т. п. Парадокс также заключается в следующем, даже если сельхозпроизводители вовсе откажутся от применения удобрений и пестицидов, их продукция все равно не станет экологически чистой. Техника, без которой выращивать урожай невозможно, будет загрязнять почву и, соответственно, то, что на ней растет. А полностью переходить на ручной труд никто не сможет. Поэтому не стоит утверждать, что в России, как, собственно, и в мире в целом, существует рынок абсолютно экологически чистых технологий и продуктов. Однако элементы экологически ориентированного производства на сегодня можно обнаружить в нескольких направлениях сельского хозяйства (рис. 1).

Несмотря на отсутствие единой нормативно-правовой базы регулирования экорынка, производители имеют возможность пройти процедуру добровольной сертификации качества в соответствии с отечественными требованиями. Система добровольной сертификации качества предусматривает проведение независимой оценки товаров, работ и услуг по уровню экологичности (экологического качества). По результатам проведенных исследований принимается решение о выдаче экологического сертификата или дается обоснованный экспертный отказ.

Существует много противоречивых мнений относительно того, что необходимо контролиро-

- 33

/

/

\

/

Целевое / экологическое \ производство

\

Природоохранный эффект как побочный продукт

\

\

\

\

Экспериментальные производства и технологии

\

/

/

---/

/ \ \

Энергосберегающие технологии

\

/

/

Рис.1. Сегменты экологически ориентированного производства в АПК

вать — продукт или технологию, по которой он производился. Однако, как мы полагаем, здесь надо основываться на комплексном подходе при анализе экологической безопасности того или иного продукта. В этот комплекс должны входить критерии, которые характеризуют технологию производства, контроль конечного продукта, влияние продукта и его производных на окружающую среду в процессе его жизненного цикла.

В последнее время в разных странах получило развитие производство, основанное на экологическом управлении (менеджменте). Многие определяют эту деятельность как совокупность множества факторов, влияющих на экологические аспекты предприятия [9, 10, 11]. Причем производство, основанное на этих принципах, должно стараться из-

менить свое поведение и выработать новый взгляд на повышение своей экономической эффективности. Экологический менеджмент по своей сути — это деятельность, направленная на сокращение воздействия производства на окружающую среду.

Известно, что большинство российских предприятий и организаций пока находится в нейтральной позиции по отношению к экологическому менеджменту, но уже начали действовать стимулы, побуждающие к активности. Следует отметить, что экологический менеджмент на уровне предприятий не является чем-то новым для науки и практики и весьма успешно применяется на западных предприятиях с 1950 г., а в РФ — с середины 1990-х гг. прошлого столетия. Если в 1998 г. было всего одно предприятие, сертифицированное по стандарту ISO 14001, то в 2007 г. их насчитывалось уже более ста.

Вместе с тем крайне недостаточно разработок, которые рассматривают экологический менеджмент в разрезе развития территорий, поскольку любое производство неразрывно связано со сложным механизмов экономических, социальных и иных взаимоотношений в обществе.

Создание и внедрение экологически ориентированного производства в сельском хозяйстве должно основываться на новой научно-технической концепции, основой которой должны являться инновации. Применительно к сельскому хозяйству инновационная составляющая экологического менеджмента имеет ключевое значение. Каждое новое техническое решение, относящееся к производству, является уникальным и неповторимым. Вместе с тем не всякое решение той или иной проблемы можно отнести к инновационной. Подходы к освоению экологически ориентированного производства можно условно разделить на 4 группы (рис. 3).

Предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции

Предприятия по производству безалкогольных напитков

9%

Рис. 2. Структура сертифицированных предприятий по стандарту ISO 14001 по данным Общественного Регистра Сертификации на январь 2008 г. (Http://www. 14000.ru/register)

□ Газонефтеная пром ышленность

ПМашиносроение

□ Металлургия

□ Пищевая и АПК

□ Стекольная

□ Химическая и фармокологическая

□ Прочее

радикальные

s /

H

я ■

< \

M улучшающие

о /

и

я

S3

модифика-

нионные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так называемые подходы «на конце трубы» обеспечивают технологическое решение уже существующей проблемы (например, отходы уже есть, а что с ними делать?). Подходы более чистого производства отчасти могут решить проблемы перестройки хозяйственного цикла. Но они не решают той или иной проблемы целиком и в корне. Подходы «предотвращение загрязнения» и «здоровье, безопасность и окружающая среда» основаны на комплексоном управлении и рассматривают ту или иную проблему производства с точки зрения взаимосвязанных и взаимодействующих факторов (экономических, социальных и экологических). Указанные подходы в свою очередь могут быть представлены и соответствующими инновациями, от модификационных до радикальных.

Экономика на нашем этапе развития должна рассматриваться совместно с глобальной эко-лого-экономической системой и это во многом должно являться основой инновационного подхода в развитии экологически ориентированного производства, в том числе и в сельском хозяйстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки. // Российский экономический журнал, 1996, № 7. С. 55 - 69.

2. Борисов В. Ю. Влияние инновационной деятельности отрасли на процессы ресурсосбережения / Экономика природопользования — Москва. ВИНИТИ. Выпуск 2007, № 5. С. 122 - 126.

Технологические подходы

«Здоровье, безопасность и окружающая среда» (HS&E)

Предотвращение загрязнения (Pollution Prevention)

Более чистое производство (Cleaner Production)

Подходы «на конце трубы» («End-of-pipe»)

С

Рис. 3. Инновационные подходы производства в АПК

3. Официальный сайт Агентства по охране окружающей среды США — http://www. epa. gov

4. Официальный сайт Национального Центра Сельскохозяйственной Статистики США (National Agriculture Statistics Service) — http:// www. usda. gov/nass/

5. Официальный сайт Gallup International Association — http://www. gallup-international. com

6. Официальный сайт ОБСЕ — http://www. oecd. org/home

7. Официальный сайт Всемирного банка — http://www. worldbank. org/

8. Официальный сайт компании — http://www. cvsc. ru

9. Игнатов В. Г.Кокин А. В. Экологический менеджмент. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 44.

10. Пахомова Н. , Эндарс А. , Рихтер К Экологический менеджмент. — СПб. : Питер, 2003. С. 39.

11. Дайман С. Ю. , Островкова Т. В. , Заика Е.А, Сокорнова Т. В. Системы экологического менеджмента для практиков. — М. : Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. — 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.