Научная статья на тему 'От органического сельского хозяйства к «Зеленой экономике»'

От органического сельского хозяйства к «Зеленой экономике» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
819
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ОРГАНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГАРАНТИЙНАЯ СИСТЕМА / СЕРТИФИКАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Полушкина Татьяна Михайловна, Панчина Юлия Сергеевна

В последние годы альтернативные типы сельского хозяйства во все большей степени начинают конкурировать с классическим направлением сельскохозяйственного производства. Широкое распространение в зарубежных странах получили органические методы сельского хозяйства, переход к которым можно считать одним из шагов на пути к «зеленой» экономике. Авторами рассмотрены как преимущества, так и ряд возможных ограничений ведения органического сельского хозяйства. В России органическое сельское хозяйство практически не имеет под собой законодательной базы, а возможности его введения слабо учитывается в долгосрочных и среднесрочных экономических документах развития страны. В то же время, мировые продажи органической продукции за последние 14 лет увеличились почти в пять раз. Для нашей страны, где почти половина сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных хозяйствах на принципах хозяйствования, близких к органическим, это может иметь чрезвычайно важное значение. Особенно в условиях новых глобальных вызовов и угроз, с которыми столкнулось российское сельское хозяйство в последние годы. В нынешних условиях целесообразно разработать меры государственного регулирования по развитию органического сельского хозяйства, что способствовало бы повышению эффективности сельскохозяйственного производства, повышению уровня жизни сельского населения, сохранению сельских поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Полушкина Татьяна Михайловна, Панчина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От органического сельского хозяйства к «Зеленой экономике»»

От органического сельского хозяйства к «зеленой экономике» From organic agriculture to the «green economy»

Полушкина Татьяна Михайловна

доктор экономических наук, профессор Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА», г. Саранск

Экономический факультет Кафедра государственного и муниципального управления

[email protected]

Панчина Юлия Сергеевна

студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА», г. Саранск

Экономический факультет Кафедра государственного и муниципального управления

[email protected]

Polushkina Tatyana Mihaylovna Doctor of Economic Science, Professor Ogarev Mordovia State University, Saransk

Faculty of economics State and municipal management [email protected]

Panchina Yuliya Sergeevna

student

Ogarev Mordovia State University, Saransk

Faculty of economics State and municipal management [email protected]

Аннотация

В последние годы альтернативные типы сельского хозяйства во все большей степени начинают конкурировать с классическим направлением сельскохозяйственного производства. Широкое распространение в зарубежных странах получили органические методы сельского хозяйства, переход к которым можно считать одним из шагов на пути к «зеленой» экономике. Авторами рассмотрены как преимущества, так и ряд возможных ограничений ведения органического сельского хозяйства. В России органическое сельское хозяйство практически не имеет под собой законодательной базы, а возможности его введения слабо учитывается в долгосрочных и среднесрочных экономических документах развития страны. В то же время, мировые продажи органической продукции за последние 14 лет увеличились почти в пять раз. Для нашей страны, где почти половина сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных хозяйствах на принципах хозяйствования, близких к органическим, это может иметь чрезвычайно важное значение. Особенно в условиях новых глобальных вызовов и угроз, с которыми столкнулось российское сельское хозяйство в последние годы. В нынешних условиях целесообразно разработать меры государственного регулирования по развитию органического сельского хозяйства, что способствовало бы повышению эффективности сельскохозяйственного производства, повышению уровня жизни сельского населения, сохранению сельских поселений.

Annotation

Last year's alternative types of agriculture are increasingly beginning to compete with the classical direction of agricultural production. The widespread in

foreign countries received organic agriculture practices, the transition to which can be considered one of the steps on the way to the "green" economy. The authors reviewed advantages as well and possible limitations of organic agriculture. In Russia, organic agriculture practically has no legislative base, and the possibility of its introduction poorly accounted for in long-term and medium-term economic development of the country's documents. At the same time, global sales of organic products in the last 14 years has increased by almost five times. For our country, where nearly half of agricultural products produced in personal subsidiary plots on the principles close to organic agriculture, it may be of great importance. Especially in the face of new global challenges and threats faced by Russian agriculture in recent years. In the current environment it is advisable to develop measures state regulation of development of organic agriculture, which would improve the efficiency of agricultural production, improving rural livelihoods, conservation of rural communities.

Ключевые слова: зеленая экономика; органический продукт; продовольственная безопасность; гарантийная система; сертификация; конкурентоспособность.

Keywords: the green economy; organic product; food security; guarantee system; certification; competitiveness.

«Зеленая» экономика, согласно Программе развития ООН по окружающей среде (ЮНЕП) - тип экономической системы, способствующая улучшению человеческого благосостояния и социальному равенству при одновременном сокращении экологических рисков и экологических «дефицитов».

Развитию «зеленой» экономики, в соответствии с решениями Конференции по устойчивому развитию «Рио+20», будет способствовать продовольственная безопасность, питание и устойчивое ведение сельского хозяйства на основе экосистемного подхода.

Следует заметить, что в последнее время на земном шаре уже сложились или складываются типы сельского хозяйства, альтернативные сельскому хозяйству, развивающемуся по классической схеме индустриализации. Они во все большей степени начинают конкурировать с классическим направлением сельскохозяйственного производства на мировом агропродовольственном рынке. Это: неоклассическое

индустриальное сельское хозяйство, генно-инженерное сельское хозяйство, сельское хозяйство, ориентированное на местных потребителей и, наконец, органическое сельское хозяйство.

В различных странах для обозначения сельскохозяйственной практики, отвечающей принципам органического сельского хозяйства, используют следующие термины: органическое сельское хозяйство (земледелие) в Англии, США и Украине; биологическое сельское хозяйство и Австрия, Германии, Грузии, Швейцария, Италии и Франции; природное сельское хозяйство в Финляндии; экологическое сельское хозяйство в Швеции, Норвегии, Дании и Испании; экологически чистое сельское хозяйство в Эстонии [1].

Согласно Национальному Органическому Совету по Стандартам США, органическое сельское хозяйство это «экологическая система управления производством, которая поддерживает и усиливает биологическую вариативность, биологические циклы и биологическую активность почвы. Это основано на минимальном использовании вне фермерских вложений и на методах управления, которые восстанавливают, обслуживают и усиливают экологическую гармонию».

В соответствии с терминологией Международной организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству FAO, органическое земледелие это: «комплексная система управления производством, которая стимулирует и усиливает благополучие аграрной экосистемы, включая биологическое разнообразие, биологические циклы и биологическую активность почвы, что достигается использованием всех возможных агрономических,

биологических и механических методов в противоположность применению синтетических материалов для выполнения специфических функций внутри системы» [2].

Отсюда, органическое сельское хозяйство, опираясь на экологические процессы, биоразнообразие и природные циклы, характерные для местных условий, избегая ресурсов, использование которых связано с негативными эффектами, имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционным, например. Это: долгосрочная стабильность, улучшение структуры почвы, повышение биоразнообразия, безопасность для здоровья человека и животных, а также лучшие вкусовые качества продуктов питания. Органическое сельское хозяйство объединяет традиции, инновации и науку для улучшения состояния окружающей среды и развития справедливых взаимоотношений высокого качества жизни для всех вовлеченных в него людей.

В 2005 г. на Генеральной ассамблее Международной федерации движений за органическое сельское хозяйство (International Fédération of Organic Agriculture Movements, IFOAM) в г. Аделаида (Австралия) были приняты основные принципы органического сельского хозяйства (principles of organic agriculture), первый из которых, принцип здоровья, подразумевает, что органическое сельское хозяйство должно поддерживать и улучшать здоровое состояние почвы, растения, животного, человека и планеты как единого и неделимого целого. Второй, экологический принцип, предполагает, что органическое сельское хозяйство должно основываться на принципах существования естественных экологических систем и природных циклов, работая, сосуществуя с ними и поддерживая их. Согласно, третьему принципу, справедливости, органическое сельское хозяйство должно служить гарантией справедливости отношений между людьми и с учетом окружающей среды и жизненных возможностей. Наконец, принцип заботы о будущих поколениях провозглашает, что управление органическим сельским хозяйством должно носить предупредительный и ответственный характер

для защиты здоровья и благополучия нынешних и будущих поколений и окружающей среды [2].

Функционирование органического сельского хозяйства опирается на развитую систему государственных стандартов и сертификационных процедур практически во всех странах, где рынок данной продукции уже получил развитие, что повышает доверие потребителей к данному виду продуктов.

Стоит заметить, что переход на ведение органического сельского хозяйства вовсе не означает упрощение, и совсем не исключает комплексный подход к решению поставленных задач с использованием современных методов и инструментов, а лишь вводит некоторые ограничения, к примеру, на использование минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, ГМО и пр., использование чего, по сути, наносит вред здоровью природы и человеку как ее части.

Альтернативы развитию сельского хозяйства по органическому сценарию сегодня нет. Интенсивное природопользование приводит в конечном итоге к разрушению природы. А это фундаментальная основа аграрной сферы экономики. Технический прогресс, проникая в аграрную сферу, с одной стороны, увеличивает продуктивность скота и пашни, с другой, приводит к нарушению экологического равновесия. Переход к органическим методам сельскохозяйственного производства является одним из шагов на пути к «зелёной» экономике.

Безусловно, нельзя оспаривать тот факт, что вместе с имеющимися преимуществами ведения органического сельского хозяйства имеется ряд возможных ограничений как в мире в целом, так и в РФ в частности. Для того чтобы восстановить почву после использования традиционной системы хозяйствования для применения органических методов необходимо как минимум несколько лет. Продуктивность в органических хозяйствах может быть несколько ниже, нежели в традиционных.

Вместе с тем, органические системы более устойчивы к природным стрессовым ситуациям, здесь более низкие производственные затраты. А с учетом высоких цен на органическую продукцию - производители этой продукции становятся более конкурентоспособными по показателям валовой и чистой прибыли.

Не случайно мировые продажи органической продукции за последние десять лет выросли во много раз, что является прямым доказательством увеличения интереса к ней со стороны населения, как экологически чистой и полезной для здоровья.

Число производителей органической продукции в мире составляет 2 миллиона хозяйств, а её мировые продажи за последние 14 лет увеличились почти в пять раз. Странами с наиболее развитым рынком органических сельскохозяйственных продуктов питания являются США (24,3 млрд евро), Германия (7,6 млрд евро), Франция (4,4 млрд евро) и Китай (2,4млрд евро).

Наибольшее среднедушевое потребление органической продовольственной продукции в 2013 году зафиксировано в Швейцарии (210 евро), Дании (163 евро) и Люксембурге (157 евро).

За последние 14 лет площадь органических сельскохозяйственных угодий в мире выросла с 11 до 43 млн. га.

Для нашей страны, где почти половины сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных хозяйствах на принципах хозяйствования, близких к органическим, это может иметь чрезвычайно важное значение. Особенно в условиях новых глобальных вызовов и угроз, с которыми столкнулось российское сельское хозяйство в последние годы.

Как известно, в 2014 г. рядом зарубежных стран были введены антироссийские санкции и обусловленные этим ответные санкции РФ (в отношении украинской, европейской и американской продукции).

Экономика Российской Федерации в целом переживает не самые простые времена. Растут цены на энергоресурсы, материально-технические ресурсы, в т.ч. минеральные удобрения. Увеличиваются издержки на

строительство и реконструкцию производственных и инфраструктурных объектов, что может еще более ограничить инвестиционную привлекательность сельского хозяйства. Снижается платежеспособный спрос населения страны. Можно ожидать банкротство многих сельскохозяйственных организаций. Уровень рентабельности большей части сельхозтоваропроизводителей и сейчас крайне низкий: без учета субсидий -2,1%. Кредиторская задолженность - 1,6 млрд. рублей, это больше, чем годовая выручка от реализации сельхозпродукции и превышает полученную сельхозпроизводителями прибыль в 13 раз.

На селе постоянно сокращается число рабочих мест, продолжает снижаться уровень жизни сельского населения, наблюдаются глубокие демографические проблемы. Средний уровень заработной платы в сельском хозяйстве составляет 52 % от среднего по стране [3].

Российские аграрии, в отличие от зарубежных имеют крайне низкий уровень поддержки со стороны государства: 6 коп в пересчете на 1 руб. произведенной продукции. Для сравнения: в ЕС - 32 коп., в США - 16 коп., в Норвегии (со сходными с Россией природно-климатическими условиями) -68 коп или в 11 раз выше.

Вместе с тем следует признать, что в этой ситуации («продовольственных санкций») перед российским аграрным сектором экономики открываются новые возможности для развития. Это: повышение спроса на отечественную продовольственную продукцию, открытие новых рынков для российских экспортеров, наконец, возвращение внимания государства к проблемам аграриев.

Распоряжением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1948-р был утвержден план мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещения в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы [4]. В марте 2015 г. Минсельхозом был утвержден перечень из 464 инвестиционных проектов по импортозамещению на сумму около 266 млрд рублей.

Были внесены изменения в Госпрограмму, которые предусматривают выделение новых приоритетных направлений развития АПК, а также дополнительные объемы ресурсного обеспечения - 568,2 млрд. руб. на 20152020 годы.

На наш взгляд, в этих решениях не получил освящения весьма важный аспект по развитию производства сельскохозяйственной продукции, имеющий повышающийся спрос в мировом и страновом масштабах. В нынешних условиях было бы целесообразным разработать меры государственного регулирования по развитию органического сельского хозяйства, что будет способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства, повышению уровня жизни сельского населения, сохранению сельских поселений. Кроме того, учитывая тот факт, что потребление органической продукции и соответственно спрос на нее в мире растет, органическое сельское хозяйство может стать новой нишей и сферой слияния для России. Кроме того, развитие российского рынка органической продукции может выступить одной из точек роста в развитии сельскохозяйственной отрасли страны.

Для малых форм хозяйствования, которые в условиях членства России в ВТО не могут конкурировать с крупными производителями, производство органической продукции может явиться неким окном возможностей, позволяющим им не просто выживать, а полноценно конкурировать с крупными компаниями за счет высокого качества продукции. Для многих населенных пунктов РФ занятие органическим сельским хозяйством может стать не просто опцией, а единственно-возможной моделью развития.

РФ, учитывая природные условиях, уровень загрязнения окружающей среды, развитие транспортной инфраструктуры, наличие пастбищных угодий имеет значительные возможности по внедрению органической системы хозяйствования.

Вместе с тем, по фактическому состоянию развития рынка продукции органического сельского хозяйства Россия серьезно отстает не только от развитых, но и от развивающихся стран.

Россия занимает 37 место в общем рейтинге стран по площади сельскохозяйственных угодий с 144 254 га или 0,06% в общей площади сельскохозяйственных угодий страны, находясь в соседстве с Эстонией и Эфиопией. По сравнению с 2012 годом наблюдается снижение площади на 1997 га или 1,4% [5].

Понятие «органические продукты» на государственном уровне в РФ появилось только в 2008 г., когда главный государственный санитарный врач РФ Г. Онищенко утвердил Дополнения и изменения № 8 к СанПиН, имеющие отношение к органическим продуктам. В 2011 году Министерством сельского хозяйства Российской Федерации подготовлен проект Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции». В настоящий момент он находится на рассмотрении в Правительстве РФ.

Для сравнения, в США формирование органической гарантийной системы на федеральном уровне началось более 20 лет тому назад. В 1990 г. был принят Закон о производстве органических продовольственных продуктов (The Organic Foods Production Act of 1990 - OFPA), в котором было зафиксировано требование о формировании Национальной органической программы (National Organic Program, NOP) под управлением Службы сельскохозяйственного маркетинга (Agricultural Marketing Service, AMS) МСХ США [2].

Первым обобщающим документом, регулирующим рынок органической продукции на уровне ЕС, стал Регламент Совета (ЕЭС) № 2092/91 по органическому производству сельскохозяйственных продуктов и указаниям, относящимся к соответствующим сельскохозяйственным продуктам и кормам, опубликованный в 1991 г. и принявший силу закона в 1993 г. Затем он постоянно корректировался, и в результате в июле 2007 г.

был принят новый базовый Регламент Совета (ЕС) № 834/2007 от 28 июня 2007 г. по органическому производству и маркировке органических продуктов и отмене Регламента Совета (ЕЭС) № 2092/91. Он, в свою очередь, также уточнялся и дополнялся, а окончательно Регламент Совета (ЕС) № 834/2007 принял силу закона 1 января 2009 г.

24 марта 2014 г. в Брюсселе Европейская комиссия утвердила План действий по развитию органического производства в Европейском Союзе (Actio Plan for the future of Organic Productionin the European Union) на ближайшее десятилетие. План предусматривает более полное информирование фермеров о политике ЕС в плане развития сельских районов и органического сельского хозяйства, укрепление связей между научными исследованиями и инновационными проектами для производства органической продукции в ЕС. Также предусматривается поиск новых и реформирование существующих мер по поддержке производителей органической продукции [6].

В России органическое сельское хозяйство находится в зачаточном состоянии, практически не имея под собой законодательной базы и гарантийной системы. Дополнения и изменения № 8 к СанПиН попытались дать первое описание того, что может являться «органическим продуктом», а также обозначить допустимые и недопустимые средства экологического хозяйствования, причем, перечень этих веществ, представленных в таблицах, является полным эквивалентом таблиц 2-го приложения Кодекса Алиментариус GL 32.

Согласно данному документу, органическими считаются сельскохозяйственные культуры и растения, продукты животноводства, птицеводства и пчеловодства, полученных с использованием технологий, обеспечивающих изготовление пищевых продуктов из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО и не подвергнутого

обработке с использованием ионизирующего излучения, а также продукты их переработки, содержащие в своем составе не менее 95% ингредиентов, полученных с учетом требований настоящих санитарных правил, а содержание остальных ингредиентов в конечном продукте не превышает 5% от массы всех ингредиентов (за исключением пищевой соли и воды).

Согласно указанным дополнениям:

1) Переходный период для сельскохозяйственных полей, угодий, участков, ферм составляет не менее двух лет со времени посева или в случае многолетних культур (за исключением травопольных) как минимум три года до первого сбора органических продуктов.

2) Допускается транспортировать и реализовать продукты органического производства только в упакованном виде, с маркировкой "органический продукт", и сопровождаться документами, подтверждающими их происхождение как органических продуктов, качество и безопасность.

В целом, требования Роспотребнадзора по ряду вопросов жестче требований Евросоюза и сходны со стандартами ГРОАМ и Национальной органической программой США. Помимо специфических требований к органической продукции там приведены и общие требования к безопасности (в том числе, микробиологической и радиационной) и пищевой ценности пищевой продукции, а также к фасовке и маркировке.

С 2005 г. в России вступил в действие ГОСТ 51074-2003, напрямую запрещающий маркировать продукцию как «экологически чистая», поскольку практически нереально создать критерии «экологической чистоты», равно как и систему, гарантирующую их соблюдение.

Этим же ГОСТом предписано, что «информация о таких свойствах продукта, как «выращенный с использованием только органических удобрений», «выращенный без применения пестицидов», «выращенный без применения минеральных удобрений», «витаминизированный», «без консервантов» и других допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации», но не указано, кем именно она

должна быть подтверждена. Некоторые компании доходят до того, что создают комиссию у себя на предприятии и сами выписывают себе все подтверждающие документы.

Таким образом, в настоящее время в России на государственном уровне отсутствует официально установленный (государственный) знак для экологической (органической, био-) продукции, также требования к процессам ее производства, переработки и сертификации.

Вместе с тем, помимо государственно устанавливаемых требований к экомаркировке, всегда существует возможность выделения экологической продукции маркетинговым способом. В этом случае большую роль играют частные ассоциации и устанавливаемые ими требования к производству, переработке, сертификации и маркировке такой продукции.

Так, с 2003 г. в России действует Стандарт Организации (СтО) некоммерческого партнерства (НП) «Агрософия» «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции». Данный экостандарт был гармонизирован и эквивалентен Постановлению ЕС 2092/91 «Об экологическом земледелии и соответствующей маркировке изделий и продуктов питания», определяющему «правила игры» для биоотрасли стран Европейского Союза, а в настоящее время - Постановлению ЕС 834/2007, которое вступили в силу с 2009 г.

Несмотря на то, что СтО «Агрософия» был подан в Агентство технического регулирования и метрологии как проект технического регламента в мае 2004 г. и находился в стадии публичного обсуждения по август 2005 г., до настоящего времени он не принят в качестве государственного технического регламента и продолжает действовать в качестве частного стандарта организации (НП «Агрософия»).

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (ГОССТАНДАРТ РФ) официально зарегистрирована Система добровольной сертификации «Чистые Росы»

(регистрационный № РОСС RU.H322.044P00), которая была разработана НП «Агрософия» в 2005 г. с целью выделения знаком «Чистые Росы - ВЮ», защиты и продвижения на Биорынке экологической продукции.

Система предполагает сертификацию на соответствие лишь одному стандарту - СтО «Агрософия» «О провозглашении соответствия экологическим нормам» и, в случае его корректности, использование Знака Системы сертификации «Чистые Росы - ВЮ».

Производителям, получившим знак «Чистые Росы» и «Чистые Росы -ВЮ» НИ «Агрософия» предлагает ряд преференций по продвижению биопродукции: участие в мероприятиях Программы «Чистые Росы - ВЮ»; включение в Каталог ВЮ предприятий и продукции, отмеченных этими знаками; участие в биовыставках; содействие в проведении PR-компаний [2].

Подтверждение соответствия хозяйствования экостандарта российские биопроизводители обращаются к сертифицирующим организациям для подтверждения соответствия своего хозяйствования экостандартам.

В настоящее время в Российской Федерации действуют две отечественных и семь международных инспекционных организаций.

В 2011 году с целью содействия осуществлению поддержки органических методов ведения сельскохозяйственного производства и практикующих их сельскохозяйственных товаропроизводителей Министерством сельского хозяйства Российской Федерации подготовлен проект Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». Последняя редакция документа была представлена 06.11.2014 года. В апреле 2015 года документ был отправлен на рассмотрение в Правительство РФ.

Достоинство данного законопроекта в том, что он четко опирается на понятие «органический», в нем подчеркнута важность государственной поддержки производства органической продукции и информационного Обеспечения продукции органического сельского хозяйства производителей.

В то же время данный документ во многом декларативен. Прежде всего, это относится к разделу, относящемуся к участию Государства в поддержке производства органической продукции. Отсутствуют также некоторые существенные положения, в частности преамбула, определяющая необходимость регулируемого направления, определение понятия «органическое сельское хозяйство», положение о рынке продукции органического сельского хозяйства, раздел, посвященный международному сотрудничеству, и другие важные положения.

Качество и безопасность пищевой продукции в Российской Федерации регулируется законами «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности населения».

Однако возможности введения органического сельского хозяйства почти не учитываются в долгосрочных и среднесрочных экономических документах развития страны.

Одним из основных документов Российской Федерации закрепляющих основные направления развития страны на долгосрочную перспективу является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , где для достижения цели экологической политики - значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств - выделяются основные направления обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека.

Среди них стоит особо отметить направление - экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников и активное стимулирование процессов модернизации производства.

Рассматривая Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, в котором определяются цели и приоритеты политики Правительства Российской Федерации в области социального и экономического развития в среднесрочной перспективе, можно также заметить учет экологических факторов и состояния окружающей среды при реализации задач в среднесрочной перспективе.

В целях улучшения экологической ситуации и охраны окружающей среды планируется реализация мер по снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду, в том числе, сокращение количества отходов производства и потребления, направляемых на размещение, и их вовлечению в хозяйственный оборот [7].

Данные положения Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года можно считать соответствующими принципам органического сельского хозяйства и их полная реализация невозможно при сохранении существующих интенсивных методов сельского хозяйства.

Также стоит отметить, что, к примеру, в Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года также нашлось месту органическому сельскому хозяйству.

Среди приоритетных направлений развитий стандартизации выделено обеспечение безопасности и повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, в том числе развитие органического сельского хозяйства [8].

В Прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, среди перспективных продуктов на долгосрочную перспективу отмечены: экологически чистые материалы и продукты: продукция органического сельского хозяйства; строительные материалы с новыми свойствами (в т.ч. энергосберегающие) [9].

В утвержденной 02.02.2015 г. Распоряжением Правительства РФ Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской

Федерации на период до 2030 года, органическому сельскому хозяйству уделено более существенное место, чем в раннее рассмотренных документах.

В стратегии отмечается, что органическое сельское хозяйство является быстро растущим рынком. Органическое сельское хозяйство является одной из потенциальных точек роста для сельских поселений. Особенно высокий эффект от развития этого направления можно получить, если параллельно развивать агротуризм и агропансионы с употреблением в пищу органических продуктов питания [10].

Рассматривая нормативно-правовые акты Российской Федерации, в которых прямо или косвенно отмечены позиции по переходу к органическому сельскому хозяйству, нельзя не затронуть Экологическую доктрину Российской Федерации, в которой подчеркивается, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны [2].

Важное место среди нормативно-правовых актов занимает и Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В ст. 3 данного ФЗ, закреплены следующие принципы, которые, по сути, являются отражением принципов органического сельского хозяйства [11]:

-соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; -охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной

окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

-презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

-приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

-запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

На региональном уровне на рынок органической продукции также воздействует местное законодательство. Это законы субъекта Федерации, постановления и распоряжения местного Правительства, указы Глав субъекта Федерации.

В Краснодарском крае в конце сентября 2013 года был принят закон «О производстве органической сельскохозяйственной продукции», в котором планируется разработать и утвердить системы добровольной сертификации органического сельхозпроизводства и создать центр его сертификации и поддержки.

В ряде регионов приняты концепции экологической безопасности, внедряются международные стандарты, экологические технологии для получения натуральной и безопасной продукции, экологическая сертификация товаров и систем экологического менеджмента предприятий, регулярно проводятся конкурсы экологически безопасных товаров, осуществляются поставки сельскохозяйственной продукции по международным стандартам качества. Например, в Москве принят закон «О продовольственной безопасности города Москвы» от 12.07.2006 г. №39; предусмотрено расширение и использование в школьном питании

экологически безопасных продуктов; работает ГУП «Московское качество», система добровольной сертификации [1].

В 2014 году с целью создания благоприятных условий для развития производства органической сельскохозяйственной продукции в

Воронежской области был принят областной закон «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области». В Республике Татарстан разработана целевая программа «Экологическая безопасность на период до 2015 года», куда включена программа «Агроэкологическая безопасность», проводится ежегодный конкурс «ЭКОлидер» с номинацией «Натуральная, экологически безопасная продукция».

В Белгородской области с целью предотвращения развития губительных процессов сопутствующих применению интенсивных методов была разработана и принята долгосрочная целевая программа «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011-2018 годы», утвержден Кодекс добросовестного землепользователя и утверждено Положение о проекте адаптивно-ландшафтной системы земледелия и охраны почв, очень близкой к органическому сельскому хозяйству.

В Республике Мордовия подобных законов, направленных на развитие органического сельского хозяйства на территории региона пока не принято.

Итак, в перспективе уровень развития производства и потребления продукции органического сельского хозяйства в России в первую очередь будет зависеть от формирования целенаправленной государственной политики в данной области.

На скорость реализации этих возможностей существенное влияние окажет развитие «зеленой» экономики в России в целом. Первичным является разработка общей концепции развития «зеленой» экономики как важнейшего инструмента реализации концепции устойчивого развития РФ в целом ее регионов в частности, что в свою очередь даст возможность

сформировать систему государственной поддержки развития рынка продукции органического сельского хозяйства.

Далее в соответствии с ней, а также Федеральным законом «О производстве органической продукции», Федеральным законом «Об охране окружающей среды», распоряжением Правительства «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» следует выработать Концепцию развития органического сельского хозяйства, основанную на социальной и экологической значимости органических методов хозяйствования.

Причем важно принятие не просто Федерального закона «О производстве органической продукции», но и о регулировании рынка органической продукции.

В развитие положений Концепции и для определения конкретных мер государственного влияния на развитие производства органических продуктов следует внести ряд поправок в Государственную программу развития сельского хозяйства до 2020 г., особенно в части прямой поддержки. Субсидии на органическую продукцию должны быть на порядок выше.

Можно предусмотреть и ряд других регулирующих механизмов в рамках «зеленой корзины» ВТО, опосредованно воздействующих на развитие органического сельского хозяйства.

Весьма важным представляется и следующий этап создания действенной системы государственного регулирования развития органического сельского хозяйства в РФ - системы контроля за произведенной по органическим технологиям продукции. Наличие прозрачной системы контроля и предоставления информации для потребителей, а также отличительная органическая маркировка позволят увеличить степень доверия населения к органическим продуктам и понять

предлагаемые преимущества от их потребления, а также отличия от продуктов, выращенных с использованием традиционных методов.

Целесообразным считаем создание в рамках Министерства сельского хозяйства РФ с региональным представительством отдела по развитию органического сельского хозяйства, наделенным функциями по стандартизации, аккредитации сертифицирующих организаций, мониторингу рынка органической продукции, информационно-консультационной деятельностью и пр.

И еще: в случае с органическим сельским хозяйством совершенно естественным образом решается вечная проблема согласования мер государственного влияния на его развитие с интересами и мотивационной направленностью сельских жителей, поскольку для крестьянина природа, земля, труд на ней и он сам неразделимы, а занятие сельским хозяйством является для него природным предназначением и социальной сущностью, образом жизни вне жесткой зависимости от экономической эффективности производства.

Библиографический список

1. Дитерих М. Устойчивое развитие сельских территорий : учеб. пособие / М. Дитерих, А. В. Мерзлов ; под ред. М. Дитериха, А. В. Мерзлова. - М. : Эллис Лак, 2013. - 680 с.

2. Алтухов А. И. «Зеленая» агроэкономика : монография / А. И. Алтухов, В. И. Нечаев, Б. Н. Порфирьев ; под ред. Б. Н. Порфирьева. - М. : Издательство РГАУ - МСХА, 2013. - 247 с.

3. Ушачев И. Г. Продовольственная безопасность России в рамках глобального партнерства / И. Г. Ушачев. - М.: Издательство ИП Насирддинова В.В., 2013. - 330 с.

4. Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014 - 2015 годы :

Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2014 № 1948-р // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 41. - Ст. 5566.

5. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2015 : Research Institute of Organic Agriculture FiBL & IFOAM - Organics International - URL: https://www.fibl.org/file-admin/documents/shop/1663-organic-world-2015.pdf

6. Action Plan for the future of Organic Production in the European Union : Brussels, 24.03.2014 - URL: http://ec.europa.eu/agriculture/organic/docu-ments/eu-policy/european-action-plan/act_en.pdf

7. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года [Электронный ресурс]. : утверждено Правительством РФ 14.05.2015 г. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс».

8. Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]. : Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 24.09.2012 г. № 1762 - р -Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс».

9. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. : утверждено Правительством РФ - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс».

10. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. : Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 02.02.2015 г. № 151 - р -Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс».

11. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]. : Федер. закон Рос. Федерации от 10 января 2002 , № 7 - ФЗ. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс».

References

1. Diterikh, M., Merzlov, A.V. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii (Sustainable development of rural territories). Moscow: Ellis Lak, 2013. 680 p.

2. Altukhov, A.I., Nechaev, V.I., Porfir'ev B.N. «Zelenaia» agroekonomika ("Green" Agricultural economy). Moscow: Izdatel'stvo RGAU - MSKhA, 2013. 247 p.

3. Ushachev, I.G., Prodovol'stvennaia bezopasnost' Rossii v ramkakh global'nogo partnerstva (Food security of Russia in the framework of a global partnership). Moscow: Izdatel'stvo IP Nasirddinova, V.V., 2013. 330 p.

4. On approval of the Action Plan ("roadmap") to facilitate import substitution in agriculture for 2014 - 2015: Decree of the Government of the Russian Federation from 02.10.2014 № 1948-p

5. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2015 : Research Institute of Organic Agriculture FiBL & IFOAM Available at: https://www.fibl.org/file-admin/documents/shop/1663-organic-world-2015.pdf

6. Action Plan for the future of Organic Production in the European Union : Brussels, 24.03.2014 Available at: http://ec.europa.eu/agriculture/organic/docu-ments/eu-policy/european-action-plan/act_en.pdf

7. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period till 2018: Approved by the Russian Government of 14/05/2015

8. Approval of the Concept of development of the national standardization system of the Russian Federation for the period up to 2020 : Order of the Government Ros. Federation of 24.09.2012, № 1762 - p

9. Forecast of Scientific and Technological Development of the Russian Federation for the period up to 2030: Approved by the Government of the Russian Federation

10. On approval of the Strategy of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2030: Order of the Government Ros. Federation of 02.02.2015, № 151 - p

11. On environmental protection : Feder. Ros law. Federation of 10 January 2002, № 7 - FZ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.