Научная статья на тему 'ЭККАУТИНГ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭККАУТИНГ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / КАЧЕСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соленова Регина Ильинична

В настоящее время в России происходит интенсификация инновационного развития и повышение конкурентоспособности национальной экономики, что напрямую связано с необходимостью повышения качества образования. В статье представлены результаты сбора, анализа и обобщения данных о функционировании системы дошкольного образования; сопоставлены полученные результаты с планируемыми данными российского общества; выявлены актуальные проблемы дошкольного образования в области воспитания детей раннего возраста, повышения уровня профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, организации семейного дошкольного образования, подготовки кадров в образовательных учреждениях высшей школы; вскрыты резервы имеющегося потенциала трекера успеха системы дошкольного образования в современных условиях развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соленова Регина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING OF THE MODERN PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM

Currently, Russia is intensifying innovative development and increasing the competitiveness of the national economy, which is directly related to the need to improve the quality of education. The article presents the results of the collection, analysis and generalization of data on the functioning of the preschool education system; compares the results with the planned data of the Russian society; identifies the current problems of preschool education in the field of early childhood education, improving the level of professional activity of preschool teachers, organizing family preschool education, training personnel in higher education institutions; The reserves of the existing potential of the tracker of the success of the preschool education system in the modern conditions of the development of Russian society are revealed.

Текст научной работы на тему «ЭККАУТИНГ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Kasatkina, N.E., Meleshkova, N.A., and Rudneva E.L. Pedagogical (2019), "Model of the formation of the health culture of university students and their readiness for health preservation", Professional education in Russia and abroad, No. 1 (33), pp. 18-25.

5. Shmyreva, N.A. (2011), Formation of health-preserving responsibility of university students: monograph, Kemerovo.

6. Usachev, V.A. (2012), Formation of readiness of students of institutions of secondary vocational education for the preservation and strengthening of health, dissertation, Kemerovo.

7. Yadrovskaya, M.A. (2013)," Models in pedagogy", Bulletin of the Tomsk State University, No. 366, pp. 139-143.

Контактная информация: polkovniksmirnov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.04.2021

УДК 373.2

ЭККАУТИНГ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Регина Ильинична Соленова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

В настоящее время в России происходит интенсификация инновационного развития и повышение конкурентоспособности национальной экономики, что напрямую связано с необходимостью повышения качества образования. В статье представлены результаты сбора, анализа и обобщения данных о функционировании системы дошкольного образования; сопоставлены полученные результаты с планируемыми данными российского общества; выявлены актуальные проблемы дошкольного образования в области воспитания детей раннего возраста, повышения уровня профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, организации семейного дошкольного образования, подготовки кадров в образовательных учреждениях высшей школы; вскрыты резервы имеющегося потенциала трекера успеха системы дошкольного образования в современных условиях развития российского общества.

Ключевые слова: дошкольное образование, развитие, профессиональная деятельность, педагог, качество, компетентность, семейное образование, ранний возраст, дошкольный возраст.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p420-425

ACCOUNTING OF THE MODERN PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM Regina Ilinichna Solenova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban

State University, Krasnodar

Abstract

Currently, Russia is intensifying innovative development and increasing the competitiveness of the national economy, which is directly related to the need to improve the quality of education. The article presents the results of the collection, analysis and generalization of data on the functioning of the preschool education system; compares the results with the planned data of the Russian society; identifies the current problems of preschool education in the field of early childhood education, improving the level of professional activity of preschool teachers, organizing family preschool education, training personnel in higher education institutions; The reserves of the existing potential of the tracker of the success of the preschool education system in the modern conditions of the development of Russian society are revealed.

Keywords: preschool education, development, professional activity, teacher, quality, competence, family education, early age, preschool age.

ВВЕДЕНИЕ

События последних лет напрямую проистекают из указов и послания Федеральному собранию (февраль 2020 г) Президента РФ В.В. Путина, где определен новый вектор

развития дошкольной системы образования РФ. И сегодня общество имеет ясные количе -ственные и качественные ориентиры к которым должно стремиться, в соответствии с «дорожной картой» по повышению эффективности образования и науки России.

В своем послании Федеральному Собранию Президент России отметил, что наше общество хочет развиваться и двигаться вперед. Современное российское общество имеет яркие тенденции к увеличению числа своих граждан. Одна из причин - увеличение рождаемости в стране [1]. Данный факт не только положительно влияет на развитие России, но и несет в себе ряд проблем, которые следует незамедлительно решать. Первоочередной из которой является организация полноценного воспитания и развития детей раннего возраста в образовательных организациях [6].

С 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития» [5].

Также правительственные документы указывают, что обеспечение доступности дошкольного образования является приоритетным направлением в развитии образования. Президентом России поручено к 2021 году обеспечить полноценную доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. В Постановлении от 22 февраля

2018 года №187, Распоряжении от 23 февраля 2018 года №306-р и в рамках госпрограммы «Развитие образования» в целях повышения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет утверждено распределение межбюджетных трансфертов в общем объёме 49 млрд рублей, которые будут предоставлены в 2018 и

2019 годах субъектам Федерации.

Принятые решения направлены на повышение доступности яслей и детских садов для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет. Следовательно, поток детей в дошкольные образовательные организации резко увеличиться, что повлечет за собой решение множество проблем.

Цель исследования - определить актуальные проблемы дошкольного воспитания и трекер их нивелирования.

Методика и организация исследования - теоретический анализ проблем современного дошкольного образования с использованием социологических эмпирических сведений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Несмотря на достаточно серьезные шаги, сделанные в области развития системы воспитания и обучения детей раннего возраста, остается актуальным совершенствование нормативно-правовой базы, укрепления материальной базы, совершенствование процесса подготовки специалистов в этой области. Так, в утверждённом Минтрудом профессиональном стандарте «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)» прописаны требования к образованию и обучению специалистов по уходу за детьми и особые условия допуска к работе: няня должна иметь среднее общее образование и пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, оказанию первой помощи детям дошкольного возраста; проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, не иметь судимости. Разработчики профессионального стандарта услуг по присмотру и уходу за детьми раннего возраста (до трёх лет) считают необязательным заканчивать пединститут, хотя, на наш взгляд, подготовка специалистов с высшем образованием позволит укрепить кадровый потенциал в данной сфере, так как для грамотной работы с детьми раннего возраста необходимы базовые педагогические, психологические и медицинские знания.

Второе направление проблем связано с системой образования детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). На сегодня достаточно четко обозначен вектор его интенсивного развития. Впервые в РФ был утвержден ФГОС ДО, но насколько успешно реализуются задекларированные в нем постулаты? Ключевой проблемой, на наш взгляд, является проблема профессионального роста педагогов.

Несмотря на увеличение заработной платы, доходы воспитателей остаются крайне низкими, что отражает реальное отношение к этому труду и уровень компетенции работников. Низкие зарплаты приводят к женскому засилью этого труда, отражающийся на создание представления о понимании характеристики этого труда. А табулирование заработной платы исключает рассмотрения этого вида деятельности с позиции ненормированного рабочего дня. Педагог - профессия творческая. Но быть креативным по часам невозможно. Чтобы организовать хотя бы одно увлекательное занятие с детьми необходимо потратить на подготовку, как минимум 2-4 часа своего личного времени, которое нигде не учитывается и, следовательно, не оплачивается, а если учесть, что воспитатель в течении своего рабочего дня развивает у детей разнообразные виды деятельности, то приходится тратить до восьми часов. Это невозможно, поэтому происходит формализация подготовки, упрощение профессиональной деятельности. Исходя из этого возникает необходимость разрешения проблемы тектоники работы воспитателя, состоящей не только из контакта с детьми, но и методической подготовки в рамках рабочего дня. Известно, что педагогом рождаются немногие, а становятся - достаточно большое количество. Надо признать этот факт и решить еще одну проблему, связанную с процедурой аттестации и повышением квалификации воспитателей. На практике, это регламентированные конкретными сроками процедуры, что необходимо изменить не в сторону календарных графиков, а личных компетенций педагога.

Чтобы специалист дошкольного образования состоялся как педагог в процессе взаимодействия с воспитанниками, он должен, по нашему мнению, создать в своем сознании представления: во-первых - «Кто я, мои жизненные ценности? Какой я педагог?»; во-вторых - «Какой деятельностью я занимаюсь? Как надо делать? Как я воспитываю детей и как это делают другие?»; в-третьих - иметь четкие представления о ребенке дошкольного возраста, которые складываются как из знаний, полученных из учебной литературы, так и общих личных представлениях о человеке вообще. Причем приоритетным должно являться первое условие, пока педагог не сформирует четкую позицию по представлению «Какой я?» позитивной динамики качества дошкольного образования не случится.

Третье направление проблем связано с тем, что Федеральный закон «Об образовании» констатирует возможность получать образование подрастающему поколению, используя различные формы организации [4]. Одной из популярной, на сегодняшней день, согласно статистики, является семейное образование [2, 3]. Во многих регионах созданы комплексы «Детский сад - семья» и это еще один из показателей развития дошкольного образования. Но так ли безоблачно происходит становление этого нового подхода? Нет. Пионерам нового подхода к обучению и воспитанию детей приходится сталкиваться и с отсутствием нормативно-правовой базы, методического обеспечения, тьюторства, специализированного коучинга и бюрократическими кордонами, что провоцирует родителей, решивших перейти на семейное образование, объединяться в некие сообщества по поддержке и передачи своего опыта семейного образования, что тоже является губительным для главной идеи семейного образования - лично-ориентированного и индивидуально-дифференцированного воспитания детей, и непременным постепенным переносом традиционного дошкольного образования в домашние условия.

Четвертое. В нормативно-правовых документах: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года № 939 «Об утверждении государ-

ственной программы Краснодарского края «Развитие образования» Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уделяется пристальное внимание доступности дошкольного образования, объективно доказывая необходимость расширения данного профиля (это наличие значительной части инклюзии, где необходимы специалисты не только в области дефектологии, но и в дошкольной психологии).

Специфика региона Краснодарского края заключается в разнообразии дошкольных образовательных организаций; почти одинаковое количество сельских и городских дошкольных образовательных организаций и наличие как старых строений, так и новейших детских садов, что также определяет ряд проблем. Нельзя не отметить специфику региона в активном развитии вариативных форм дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, семейного воспитания, групп работы с одаренными детьми, и здесь также возникает проблема в специализированных кадрах. Таким образом, проблемными зонами являются: программное обеспечение, взаимодействие, кадры (их готовность, укомплектованность, образование, наличие узкой специализации).

Кадровый потенциал дошкольного образования Кубани, по данным Краевого департамента образования, каждый год растёт, профессия востребована, и возникнет скоро губительная проблема дефицита кадрового потенциала, хотя и образовательный ценз педагогических работников имеет положительную динамику. Тем не менее, задача имеет степень незавершенности. Настораживает тревожная тенденция «вымывания» молодых специалистов из профессии и увеличение числа работников 55+. Несмотря на наличие «концепции развития непрерывного педагогического образования в Краснодарском крае на 2015-2020 годы», где чётко задекларирован тезис повышения качества подготовки молодых педагогов, достаточно активно данная проблема реализуется на уровне среднего профессионального образования, где обучается более 2,3 тысяч студентов. Что касается подготовки молодых кадров в высшей школе, то их количество крайне ограничено в крае.

Пятое. Интенсивные инновационные процессы в системе развития образования также открывают многомерный спектр проблем, требующих незамедлительных разрешений. К ним относятся:

а) глобальная цифровизация общества, сетевое взаимодействие, онлайн образование, новый формат взаимодействия, как с внешней социальной средой, так и внутри системы образования и т.п.;

б) информационная мобильность альтернативных подходов к профессиональным стандартам. Еще много не решено в ситуации внедрения новых профессиональных стандартов, а у общества уже есть вариант международного движения "^гИЗкШБ, популяризирующая рабочие профессии, повышающие статус и стандарты профессиональной подготовки, повышающие квалификации специалистов рабочих профессий по всему миру. Основная цель данного движения - внедрение новых стандартов рабочих профессий, совершенствование экзаменационной системы в среднем профессиональном и высшем образовании в демо-формате и, как следствие, их реформирование;

в) нельзя не отметить кардинально новый подход, предлагаемый и активно внедряемый в Российское образование с 2015 года форсайт-проекта «Детство 2030»;

г) и, конечно, необходимо уже сейчас разрешать проблемы, указанные учеными агентства стратегических инициатив и Московской школы управления «Сколково» в разработке «Атласа новых профессий», который прогнозирует перспективность отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет, а также дает рекомендации, какие ВУЗы могут дать профессионалам будущего хорошую подготовку.

Например, в системе дошкольного образование грядут кардинальные изменения.

Во-первых, в образовании начинают применяться инструменты обучения с привлечением информационных технологий: онлайн-курсы, стимуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры и др. Помимо привычного обучения навыкам и знаниям, новые ин-

струменты позволяют развивать когнитивные способности и осваивать продуктивные состояния сознания.

Во-вторых, информационные технологии делают образование индивидуализированным, вариативным. В-третьих, в образование активно внедряются активные формы обучения. В-четвертых, образование особенно для обучающихся в вузах и взрослых, оказываются всё более предметным и практико-ориентированным, поэтому в центре такого образования становятся реальные проекты обучающихся, в том числе их стартапы.

Наконец, образование перестает быть этапом в начале самостоятельной жизни, а становится непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении всей жизни. В образовании до 25 года появятся вместо обычных воспитателей, педагогов-психологов, учителей, преподавателей и т.д. такие специальности как : модератор, разработчик образовательных траекторий, тьютор, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайн-платформы, ментор-стартапов, игромастер, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состоянием сознания, эко проповедник, эксперт по «образу будущего» ребенка, специалист по детской психологической безопасности.

Максимально учитывая вышеизложенное, возникает противоречие: с одной стороны - посыл государственной политики, реальная недостаточность высококвалифицированных педагогических кадров в системе дошкольного образования, высокая степень востребованности их работодателями, а также наличие материально-технических, учебно-методических, кадровых возможностей в подготовке современных педагогов, а с другой - отсутствие мотивации у населения в получении данного вида профессиональной подготовки.

ВЫВОДЫ

В связи с перечисленными тенденциями, можно выработать основные векторы нивелирования вышеизложенных проблем: совершенствования форм образования; укрепление процесса подготовки кадров по реализации профессиональных стандартов с учетом международного формата; возрождение институтов наставничества; совершенствование процессов сетевого профессионального взаимодействия; доступности и достаточности; непрерывности образования, профессиональной переподготовки и опережающего обучения; повышения качества управления процессом обучения по профилю дошкольного образования.

Таким образом, на сегодняшний день система дошкольного образования находится в постоянном развитии, поэтому весь спектр проблем, возникающих в процессе ее модернизации проанализировать не представляется реальным, но обсуждение вышеизложенного, может существенным образом повлиять на ее качественное усовершенствование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы дошкольного образования: учебное пособие / Л. Н. Волошина, Г. Е. Воробьева, О. Г. Галимская [и др.]. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 312 с.

2. Ишембитова З.Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества / З. Г. Ишембитова // Вестник Башкирского университета. - 2014. - T. 19., № 2. - С. 682700.

3. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности / Л.В. Мардахаев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 13 (342). - C. 173-178.

4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ // ГАРАНТ.РУ : [информационно-правовой портал]. - URL: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ (дата обращения: 11.02.2021)..

5. Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 // ГАРАНТ.РУ : [информационно-правовой портал]. -:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 01.02.2021).

6. Поляковский Г.Б. Дошкольное образование: профессиональный диалог / Г. Б. Поляковский // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2016. - № 3. - С. 6-7.

REFERENCES

1. Voloshina, L.N., Vorobyova, G.E., Galimskaya, O.G. et al (2018), Actual problems of preschool education, IPR Media, Saratov.

2. Ishembitova, Z.G. (2014), "Problems of raising children in the family in a globalized society", Bulletin of the Bashkir University, No. 2, pp. 682-700.

3. Mardahaev, L.V. (2014), "Family education: problems and features", Bulletin of Chelyabinsk State University, No. 13 (342). pp. 173-178.

4. Russian Federation (2012) Federal law No.273-FL "About education in Russian Federation", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ (date of treatment 02/10/2020).

5. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2013),"0n approval of the Federal State educational standard for preschool education", Order dated October 17, 2013, No. 1155, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (date of treatment 02/10/2020).

6. Polyakovsky, G.B. (2016), "Preschool education: professional dialogue", Hoop: education, child, student, No. 3, pp. 6-7.

Контактная информация: Reginasolenova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.04.2021

УДК 373.6

РАЗВИТИЕ СТРЕЛКОВЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ В РАМКАХ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Военная академия связи г. Санкт-Петербург, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Москва; Николай Сергеевич Федюк, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Игорь Валерьевич Козлов, аспирант, филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя; Полина Сергеевна Петрова, младший научный сотрудник, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических

наук, доцент, Михайловская Военная артиллерийская академия г. Санкт-Петербург; Виталий Викторович Мазур, помощник командира по физической подготовке, г. Трех-

горный-1

Аннотация

В статье затрагиваются проблемы и особенности подготовки юношей допризывного возраста в общеобразовательных организациях. Предложен исторический обзор подходов к армейской подготовке, существовавший в СССР. Исследователями отмечается снижение уровней психологической, стрелковой, строевой и физической готовности будущих призывников к прохождению военной службы, что в отдельных случаях перекликается с негативным мотивационно-ценностным отношением к армии. Авторы предлагают модель допризывной подготовки юношей в образовательных организациях, которая может способствовать повышению уровня стрелковой подготовленности и формированию необходимых физических качеств. Затрагивается проблема оптимизации процесса допризывной подготовки и создания положительной мотивации к прохождению военной службы у молодёжи.

Ключевые слова: допризывная подготовка, стрелковая подготовка, физическая подготовка, юноши допризывного возраста, условия военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.