Научная статья на тему 'Возможности межрегионального проектного взаимодействия учреждений образования и культуры в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников'

Возможности межрегионального проектного взаимодействия учреждений образования и культуры в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ / MORAL AND AESTHETIC EDUCATION / PROJECT / PROJECT ACTIVITY / PRESCHOOL CHILDREN / CREATIVITY / INTERACTION OF EDUCATIONAL AND CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головачев Владимир Сергеевич

В статье изложена точка зрения автора на проблему нравственно-эстетического воспитания дошкольников в условиях взаимодействия учреждений образования (дошкольных отделений образовательных комплексов) и культуры (детских публичных библиотек). Рассматриваются возможности подобной деятельности на основе реализации совместных межведомственных культурно-просветительских проектов для детей дошкольного возраста. В качестве примера практической реализации данной модели взаимодействия приводится опыт организаторов региональных конкурсов детского творчества «Краски Чувашии» и «Земля Калевалы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головачев Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR CROSS-REGIONAL PROJECT INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND CULTURE IN MORAL AND AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article presents the author’s opinion on the problem of development of moral and aesthetic education of preschool children in the conditions of interaction of educational institutions (pre-school departments of educational complexes) and culture (children’s public libraries); considers the possibilities of this activity on the basis of implementation of joint interdepartmental cultural and educational projects for preschool children; provides the experience of the organizers of regional competitions on children’s creativity «Colors of Chuvashia» and «Land of Kalevala» as an example of practical implementation of such a model of interaction.

Текст научной работы на тему «Возможности межрегионального проектного взаимодействия учреждений образования и культуры в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников»

УДК [37.036:371.278]-053.4 DOI 10.26293/chgpu.2019.105.5.022

В. С. Головачев

ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия

Аннотация. В статье изложена точка зрения автора на проблему нравственно-эстетического воспитания дошкольников в условиях взаимодействия учреждений образования (дошкольных отделений образовательных комплексов) и культуры (детских публичных библиотек). Рассматриваются возможности подобной деятельности на основе реализации совместных межведомственных культурно-просветительских проектов для детей дошкольного возраста. В качестве примера практической реализации данной модели взаимодействия приводится опыт организаторов региональных конкурсов детского творчества «Краски Чувашии» и «Земля Калевалы».

Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание, проект, проектная деятельность, дети дошкольного возраста, творческие способности, взаимодействие учреждений образования и культуры.

V. S. Golovachev

OPPORTUNITIES FOR CROSS-REGIONAL PROJECT INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND CULTURE IN MORAL AND AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Moscow State Regional University, Moscow, Russia

Abstract. The article presents the author's opinion on the problem of development of moral and aesthetic education of preschool children in the conditions of interaction of educational institutions (preschool departments of educational complexes) and culture (children's public libraries); considers the possibilities of this activity on the basis of implementation of joint interdepartmental cultural and educational projects for preschool children; provides the experience of the organizers of regional competitions on children's creativity «Colors of Chuvashia» and «Land of Kalevala» as an example of practical implementation of such a model of interaction.

Keywords: moral and aesthetic education, project, project activity, preschool children, creativity, interaction of educational and cultural institutions.

Актуальность исследуемой проблемы. Современная педагогическая наука уделяет все более пристальное внимание изучению дошкольного возраста. Вопросы нравственного становления ребенка, развития его эстетического восприятия природы и мира культуры активно изучаются российскими и зарубежными учеными. Именно в раннем детстве закладываются фундаментальные основы личности. Проблема нравственного и эстетического воспитания волновала представителей разных исторических периодов и профессиональных взглядов. Нравственные основы воспитания рассматривали в своих трудах Л. С. Выготский, О. В. Крючкова, А. Н. Леонтьев, Х. Штольц, К. Д. Ушинский, Дж. Локк, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Значение и многообразие форм нравственно-эстетической работы с дошкольниками освещали видные российские иссле-

дователи Н. А. Ветлугина [1], Т. С. Комарова [10], Г. Е. Жукова [7], М. Б. Зацепина [9], И. Н. Куланина [11] и т. д.

Важность нравственно-эстетического развития ребенка подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [17], введение которого стимулировало структурные и качественные изменения в сфере дошкольного образования.

В настоящее время достаточно подробно изучены теоретические и практические аспекты работы с дошкольной аудиторией в сфере нравственно-эстетического воспитания в учреждениях образования и культуры. Вместе с тем стоит признать, что вопрос взаимодействия учреждений разной ведомственной принадлежности в работе с детьми дошкольного возраста проработан недостаточно. Целью нашего исследования является практическое обоснование (на примере реализации региональных проектов для дошкольников) теоретических доводов об эффективности нравственно-эстетического воспитания детей в условиях взаимодействия учреждений образования (детских садов и дошкольных групп в составе образовательных комплексов) и культуры (детских публичных библиотек).

Материал и методика исследований. Материалом послужили теоретические и практические разработки ведущих специалистов в области нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а также собственный опыт работы в учреждениях образования, культуры по реализации интеграционных межведомственных проектов. В процессе исследования использованы как теоретические, так и эмпирические методы. Экспериментальными площадками стали детские публичные библиотеки и дошкольные отделения образовательных комплексов г. Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, населенных пунктов Чувашской Республики и Республики Карелия.

Результаты исследований и их обсуждение. Нравственно-эстетическое воспитание - неотъемлемый компонент работы по развитию личности дошкольника, традиционно входящий в практику учреждений образования и культуры.

Ведущие ученые-теоретики и специалисты-практики, занимающиеся проблемами дошкольного возраста, сходятся во мнении, что формирование нравственных основ личности должно начинаться в раннем детстве. Знания и умения, получаемые ребенком в процессе его развития и становления как личности, должны ложиться на заранее сформированную, прочную нравственную основу [6]. Первостепенными являются представления ребенка (вступающего в сложный, многообразный мир осознанной жизни) о добре и зле, дружбе и предательстве, честности, уважении к старшим, умении сострадать, сопереживать, поддерживать ближнего [15].

Важное значение в процессе воспитания нравственного, инициативного, стремящегося к самосовершенствованию гражданина имеет его приобщение с раннего дошкольного возраста к эстетическому восприятию окружающего мира (с умением восхищаться прекрасным, воспринимать красоту, созданную природой и руками человека), создание на основе увиденного и осознанного собственных творческих образов [16].

Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [1] в своих трудах рассматривают возможности оптимального сочетания задач нравственного и эстетического воспитания, трактуя эти два понятия как неразрывные в процессе формирования всесторонне развитой личности.

В результате проведения нашего исследования было выявлено, что значительно больший эффект эмоционального воздействия на детей-дошкольников, заметный прогресс в формировании их заинтересованности и вовлеченности в различные виды деятельности дают формы нравственно-эстетического воспитания, основанные на проектном подходе, обеспечивающем детской аудитории глубокое погружение в заявленную воспитателем тему.

Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса трактуют проектную деятельность с дошкольниками как сложно организованный процесс, подразумевающий системные преобразования учебы и воспитания, требующие активного участия воспитателя, родителей и администрации дошкольного учреждения [2, с. 26-27]. По мнению этих ученых, внедрение проектного подхода в работу с дошкольниками имеет ряд преимуществ (рис. 1).

Повышение про- Повышение Повышение Более успеш- Развитие у до-

фессионального продуктивно- детской по- ное позицио- школьников спо-

уровня членов кол- сти взаимо- знавательной нирование собностей твор-

лектива, вовлечен- деиствия всех активности учреждения ческого отноше-

ных в проектную участников и социализи- посредствам ния к окружаю-

деятельность, а образователь- рованности представле- щей действи-

также сплочение ного процесса ния результа- тельности и фор-

всего коллектива на (общение де- тов проекта мирование у них

основе подготовки тей между со- социуму культурных по-

совместного бой, с родите- требностей

проекта лями, воспитателем)

Рис. 1. Преимущества проектного подхода

Примечательно, что многие формы и подходы, характерные для системы дошкольного образования, были позаимствованы библиотеками и дополнены ими спецификой работы с книгой и популяризации чтения.

Реформа российской библиотечной системы привнесла в отрасль многие особенности работы с детской аудиторией, ранее ей несвойственные: разнообразие интерактивных форм массовой работы с юными читателями и внестационарного обслуживания, ведение проектной и инновационной деятельности, освоение социокультурной среды района, округа, города.

Исследования педагогов и психологов Н. А. Ветлугиной, А. М. Леушиной, Л. М. Гурович, Е. М. Кузьменковой, Е. П. Малаховой, занимающихся вопросами восприятия литературного произведения дошкольниками, выявляют особенности эстетического восприятия на разных ступенях дошкольного возраста и критерии работы с литературным материалом в соответствии с развитием ребенка.

Детская публичная библиотека находится в выигрышном положении по количественному и качественному разнообразию книжно-иллюстративного материала по сравнению с детским садом, дошкольным отделением, домашней библиотекой или библиотекой образовательного комплекса [5].

Библиотекари-педагоги, авторы программ литературно-художественного развития дошкольников Е. М. Кузьменкова и Г. М. Рысина выделяют следующие основные задачи работы с ними [12]:

- приобщение к слушанию и восприятию художественного текста;

- развитие идентификации художественного образа на основе услышанного и умения в дальнейшем передать его в общении, рисунке, движении;

- формирование умения сочетать слушание с другими видами деятельности (про-говариванием, звукоподражанием, заучиванием, перевоплощением и др.).

Приобщение дошкольников к книге подразумевает не только внутрибиблиотечную работу, но и сотрудничество с родителями, педагогами. Эффективные формы подобного взаимодействия можно разделить на три группы:

1. Инициативные шаги детской публичной библиотеки к межведомственному сотрудничеству:

- посещение библиотекарями находящихся в территориальной близости дошкольных отделений образовательных комплексов с целью установления сотрудничества и презентации услуг и возможностей библиотеки;

- организация в них пунктов выдачи литературы и передвижных книжно-иллюстративных выставок;

- проведение в библиотеке дней дошкольника с привлечением родителей;

- организация в библиотеках специально выделенного для дошкольников книжного фонда и адаптированного пространства;

- обеспечение информационно-библиотечного сопровождения мероприятий дошкольного отделения.

2. Инициативные шаги дошкольного отделения к межведомственному сотрудничеству:

- посещение руководством и воспитателями находящейся в территориальной близости детской публичной библиотеки с целью знакомства с ее профильным фондом литературы, иллюстративными, мультимедийными информационно-справочными ресурсами для дошкольников;

- организация экскурсионных посещений библиотеки группами дошкольников;

- походы в библиотеку с целью участия в праздниках и творческих вечерах;

- приглашение библиотекарей на дни открытых дверей, собрания родителей.

3. Совместные инициативы дошкольного отделения образовательного комплекса и детской публичной библиотеки:

- подписание соглашения о сотрудничестве и разработка плана работы на год;

- проведение совместных совещаний и круглых столов по обмену опытом работы с дошкольниками;

- размещение перекрестного информационного контента на бумажных и электронных ресурсах, в социальных сетях;

- разработка и реализация комплексных проектов.

Основываясь на вышесказанном и итогах анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу о том, что задачи нравственно-эстетического воспитания решаются учреждениями образования и культуры параллельно, вследствие чего была выдвинута гипотеза о том, что процесс воспитания детей дошкольного возраста будет более эффективным в условиях взаимодействия учреждений образования (дошкольных групп в составе образовательных комплексов) и культуры (детских библиотек). Реализация данного взаимодействия возможна при соблюдении следующих требований:

- создания психолого-педагогических и социокультурных условий организации нравственно-эстетического воспитания с интеграцией программ и учебных планов учреждений образования и культуры;

- разработки и последующей реализации коллективами учреждений образования и культуры совместных программ и проектов, основанных на интеграционном подходе и на сотрудничестве (с подписанием соглашения и принятием плана совместной работы);

- поддержания единого образовательно-воспитательного пространства в формате «дошкольное учреждение - детская библиотека», подразумевающего взаимосвязь творческой, исследовательской, познавательной деятельности с восприятием художественных и литературных образов.

Эффективность подобного межведомственного взаимодействия подкрепляется нашим практическим опытом по разработке и внедрению межведомственных культурно-просветительских проектов для дошкольников, основанных на интеграции потенциала учреждений сферы образования и культуры.

В 2015-2019 гг. нами были реализованы два экспериментальных региональных проекта: конкурсы детского творчества «Краски Чувашии» [8, с. 111-113] (Чувашская Республика в качестве основного участника, с привлечением учреждений г. Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области) и «Земля Калева-лы» [4, с. 45-46] (основной регион - Республика Карелия, с участием учреждений г. Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Региональные проекты для дошкольников, посвященные самобытной материальной и духовной культуре народов Российской Федерации, строились по единой модели. Психолого-педагогической основой концептуальной разработки данных проектов послужили фундаментальные исследования роли народной педагогики в становлении нравственно-эстетического начала в формировании личности, выдвинутые основоположником этнопе-дагогики Г. Н. Волковым, который отмечал, что каждый человек входит в общество через национальную индивидуальность при вселенском диалоге национальных культур [3, с. 19].

Запуску проектов предшествовали межрегиональные конференции специалистов государственных учреждений культуры и образования, на которых был проведен мониторинг существующей ситуации в сфере нравственно-эстетического воспитания дошкольников, выдвинуты предложения по координации межведомственной работы организаций на основе совместных проектов.

Основной целью региональных проектов стало знакомство дошкольников в процессе их творческой деятельности с материальной и духовной культурой, традициями одного из регионов в рамках изучения национально-культурного многообразия народов России. Предметом было определено творчество дошкольников (художественное, вокально-инструментальное и танцевальное).

В регионах проведения эксперимента были назначены курирующие ведомства органов исполнительной власти и учреждения - площадки внедрения. В Чувашии организация проекта осуществлялась под патронатом Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики и Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики при научно-методической поддержке Национальной библиотеки Чувашской Республики. Экспериментальными площадками стали Центральная городская библиотека им. В. Маяковского и Детский сад № 11 «Ручеек».

В Карелии проект реализовывался под патронатом Министерства культуры Республики Карелия и Министерства образования Республики Карелия с научно-методической поддержкой Национальной библиотеки Республики Карелия. Экспериментальными площадками внедрения были выбраны библиотека № 22 г. Петрозаводска и Финно-угорский детский сад комбинированного вида № 20 «Лумикелло».

С целью максимального охвата дошкольной аудитории конкурсы в рамках проектов проводились в онлайн-формате, на базе специально созданных интерактивных интернет-ресурсов «Краски Чувашии» [13] и «Земля Калевалы» [14]. Таким образом, описательная и информационная части конкурсов, анкетная форма были полностью перенесены в цифровое пространство. Этот формат позволил значительно расширить географию и количественный состав участников, оперативно собирать и анализировать поступающую информацию.

Реализация проектов осуществлялась поэтапно, в соответствии с заранее принятым календарным планом-графиком. Первый (аналитический) этап был посвящен сбору и анализу данных о существующих в регионах конкурсах для дошкольников, их количественных и качественных показателей.

В рамках второго (подготовительного) этапа была сформирована межведомственная экспертная группа с целью разработки и апробации положения о конкурсе и сопутствующих методических материалов.

Третий (практический) этап заключался в непосредственном запуске проектов, привлечении к участию максимального количества организаций образования и культуры, ведении мониторинга на экспериментальных площадках.

В ходе заключительного, четвертого (аналитического), этапа были проведены обработка и анализ конкурсных заявок и анкет, сделаны выводы, подтверждающие на практике теоретические положения исследования.

Так как проектный метод подразумевает активное участие специалистов (педагогов, библиотекарей, воспитателей), в межрегиональных проектах была предусмотрена номинация «Методическая разработка» для обмена опытом их реализации на площадках учреждений образования и культуры, демонстрации современных научных взглядов на проблему нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Качественные показатели реализации межведомственных проектов в сфере нравственно-эстетического воспитания дошкольников, полученные на основе анализа 209 анкет, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Качественные показатели участия в региональных конкурсах «Краски Чувашии» и «Земля Калевалы» за 2019 г.

Дошкольники (данные получены при анкетировании их воспитателей) Родители дошкольников Сотрудники учреждений образования и культуры

- повышение интереса к содержанию конкурса; - рост творческой активности и мотивированности; - активизация интеллектуального развития; - социально-нравственная и художественно-эстетическая мотивация; - расширение кругозора - улучшение социального клима та, доверия, сплоченности в семье; - вовлеченность всех членов семьи в процесс творческой подготовки ребенка к участию в конкурсе; - расширение социокультурного кругозора семьи - повышение профессиональных компетенций и кругозора в результате межведомственного взаимодействия; - внедрение в практику новых форм работы; - сплочение и вовлеченность на основе совместной работы по реализации проекта

На основе этих показателей можно сделать вывод о широкой заинтересованности учреждений культуры и образования в участии в подобных проектах, большом охвате дошкольной аудитории. В таблице 2 представлены статистические данные по реализации региональных конкурсов за 2019 г.

Таблица 2

Количественные показатели участия в региональных конкурсах «Краски Чувашии» и «Земля Калевалы» за 2019 г.

Количество участников-дошкольников Возраст участников-дошкольников Количество учреждений культуры, принявших участие в конкурсе Количество учреждений образования, принявших участие в конкурсе

от 0 до 3 лет от 4 до 5 лет от 6 до 7 лет

Региональный конку] рс «Краски Чувашии»

2237 | 78 | 558 1601 | 48 | 92

Региональный конку рс «Земля Калевалы»

432 | 13 | 147 272 | 14 | 32

Резюме. На основе представленного опыта проведения региональных проектов в сфере нравственно-эстетического воспитания дошкольников можно отметить, что наилучших результатов, более глубокого и заинтересованного вовлечения детской аудитории в работу с литературным, историческим и иллюстративным материалом удается достичь в случае сотрудничества учреждений образования и культуры на основе совместной проектной деятельности.

В результате подобной творческой коллаборации профильных специалистов, коллективов и административного взаимодействия создаются эффективные условия для гармоничного развития личности дошкольника в процессе заинтересованного изучения и познания им духовных, нравственных, эстетических ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : учебное пособие для студентов пед. институтов. - М. : Просвещение, 1983. - 286 с.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

3. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары : ЧИЭМ СПбГПУ, 2004. - 488 с.

4. Головачев В. С., Харькова И. В. Международный этнофестиваль «Земля Калевалы» как площадка взаимодействия образовательных комплексов и учреждений культуры // Геокультурное пространство Карелии: традиции, современность, перспективы : материалы Международной конференции (научно-деловой программы XII Международного этнофестиваля «Земля Калевалы-2018»). - СПб., 2018. - С. 45-47.

5. ДворкинаМ. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. - М. : Профиздат, 2000. - 44 с.

6. Дыбина О. В. Творчество как сущностная характеристика человеческого бытия. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 88 с.

7. Жукова Г. Е. Инновационный подход к организации праздников и досугов для детей дошкольного возраста // Материалы 3-ей научно-практической конференции «Инновации в образовании. Современная психология в обучении». - Казань, 2014. - С. 57-62.

8. Жукова Г. Е., Головачев В. С. Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2019. - № 1(101). -С. 105-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Зацепина М. Б. Виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2005. - № 6. - С. 4-23.

10. Комарова Т. С. Дети в мире творчества : книга для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мнемозина, 1995. - 160 с.

11. Куланина И. Н. Искусство как форма общения в дошкольном возрасте // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. - 2016. - № 2.- С. 25-35.

12. Растим читателя / под общ. ред. Н. Г. Малаховой. - М. : НФ «Пушкинская библиотека», 2015. -

250 с.

13. Сайт Всероссийского конкурса «Земля Калевалы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://kalevala-fest.ru

14. Сайт Всероссийского конкурса «Краски Чувашии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://kraski-chuvashii.ru.

15. Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX : Социология дошкольного детства. - М. : Институт социологии образования РАО, 2013. - 268 с.

16. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М. : Просвещение, 1968. - 557 с.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/.

Статья поступила в редакцию 24.09.2019

REFERENCES

1. Vetlugina N. A., Keneman A. V. Teoriya i metodika muzykal'nogo vospitaniya v detskom sadu : uchebnoe posobie dlya studentov ped. institutov. - M. : Prosveshchenie, 1983. - 286 s.

2. Veraksa N. E., Veraksa A. N. Proektnaya deyatel'nost' doshkol'nikov : posobie dlya pedagogov do-shkol'nyh uchrezhdenij. - M. : MOZAIKA-SINTEZ, 2010. - 112 s.

3. Volkov G. N. Chuvashskaya etnopedagogika. - Cheboksary : ChlEM SPbGPU, 2004. - 488 s.

4. Golovachev V. S., Har'kova I. V. Mezhdunarodnyj etnofestival' «Zemlya Kalevaly» kak ploshchadka vzai-modejstviya obrazovatel'nyh kompleksov i uchrezhdenij kul'tury // Geokul'turnoe prostranstvo Karelii: tradicii, sov-remennost', perspektivy : materialy Mezhdunarodnoj konferencii (nauchno-delovoj programmy XII Mezhdunarod-nogo etnofestivalya «Zemlya Kalevaly-2018»). - SPb., 2018. - S. 45-47.

5. DvorkinaM. Ya. Bibliotechnoe obsluzhivanie: novaya real'nost'. - M. : Profizdat, 2000. - 44 s.

6. Dybina O. V. Tvorchestvo kak sushchnostnaya harakteristika chelovecheskogo bytiya. - M. : Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2001. - 88 s.

7. Zhukova G. E. Innovacionnyj podhod k organizacii prazdnikov i dosugov dlya detej doshkol'nogo vozras-ta // Materialy 3-ej nauchno-prakticheskoj konferencii «Innovacii v obrazovanii. Sovremennaya psihologiya v obuchenii». - Kazan', 2014. - S. 57-62.

8. Zhukova G. E., Golovachev V. S. Vozmozhnosti kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti v razvitii tvorcheskih sposobnostej doshkol'nikov v usloviyah vzaimodejstviya uchrezhdenij obrazovaniya i kul'tury // Vestnik Chuvash-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2019. - № 1(101). - S. 105-113.

9. Zacepina M. B. Vidy i formy kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti doshkol'nikov // Detskij sad ot A do Ya. -2005. - № 6. - S. 4-23.

10. Komarova T. S. Deti v mire tvorchestva : kniga dlya pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij. - M. : Mne-mozina, 1995. - 160 s.

11. Kulanina I. N. Iskusstvo kak forma obshcheniya v doshkol'nom vozraste // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. - 2016. - № 2. - S. 25-35.

12. Rastim chitatelya / pod obshch. red. N. G. Malahovoj. - M. : NF «Pushkinskaya biblioteka», 2015. - 250 s.

13. Sajt Vserossijskogo konkursa «Zemlya Kalevaly» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://kalevala-fest.ru

14. Sajt Vserossijskogo konkursa «Kraski Chuvashii» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://kraski-chuvashii.ru.

15. Trudy po sociologii obrazovaniya. T. XVII. Vyp. XXIX : Sociologiya doshkol'nogo detstva. - M. : Institut sociologii obrazovaniya RAO, 2013. - 268 s.

16. Ushinskij K. D. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya. - M. : Prosveshchenie, 1968. - 557 s.

17. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya (utv. prikazom Minister-stva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/.

The article was contributed on September 24, 2019 Сведения об авторе

Головачев Владимир Сергеевич - аспирант кафедры педагогики Московского государственного областного университета, г. Москва, Россия; e-mail: vladgolovachev@yandex.ru

Author information

Golovachev, Vladimir Sergeevich - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Moscow State Regional University, Moscow, Russia; e-mail: vladgolovachev@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.