Научная статья на тему 'Педагогические условия организации проектной деятельности по овладению общественно-политической лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста'

Педагогические условия организации проектной деятельности по овладению общественно-политической лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДОШКОЛЬНИКИ / GIFTED PRESCHOOLERS / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / SPEECH DEVELOPMENT / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ / ОВЛАДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ / MASTERY OF SOCIO-POLITICAL VOCABULARY / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES / МЕТОД ПРОЕКТОВ. ЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ / PROJECT METHOD / DEVELOPMENT OF SOCIO-POLITICAL VOCABULARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакаева Ольга Николаевна

В современном дошкольном образовании одной из актуальных проблем остается изучение феномена детской одаренности. В практике работы образовательных организаций выявлен ряд причин, которые связаны с неподготовленностью педагогических работников к организации деятельности с одаренными детьми, незнанием их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому в данной статье обсуждается вопрос об овладении одаренными детьми старшего дошкольного возраста общественно-политической лексикой и представляются материалы опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий, необходимых для организации проектной деятельности. В первой части статьи обосновывается необходимость использования метода проектов в системе дошкольного образования. Во второй части анализируется работа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 г. Ельца» Липецкой области с одаренными детьми посредством проектной деятельности. В третьей части приводятся количественные и качественные результаты диагностического обследования, подтверждающие эффективность проведенной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакаева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic conditions of project activity organisation on mastering social and political vocabulary by gifted children of preschool age

Study of the phenomenon of children's talent is one of the topical problems in modern psychological and pedagogic investigations. A number of the reasons which are connected with lack of readiness of the pedagogue to work with gifted children, ignorance of their age and individual features are revealed in practice of work of the educational organisation. Therefore, in this article, we continue to present the materials of experimental work on the implementation of pedagogic conditions through the project activities for the mastery of gifted children of preschool age socio-political vocabulary. The first part of the article substantiates the necessity of using the project method in pre-school education. The second part of the article is devoted to the work of municipal budget preschool educational institution "kindergarten # 41 of the City of Yelets", Lipetsk Region, with gifted children through project activities. The third part presents quantitative and qualitative results of the diagnostic examination, confirming the effectiveness of the work.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации проектной деятельности по овладению общественно-политической лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста»

УДК 373.2

Бакаева Ольга Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

BakaevaON@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОВЛАДЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современном дошкольном образовании одной из актуальных проблем остается изучение феномена детской одаренности. В практике работы образовательных организаций выявлен ряд причин, которые связаны с неподготовленностью педагогических работников к организации деятельности с одаренными детьми, незнанием их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому в данной статье обсуждается вопрос об овладении одаренными детьми старшего дошкольного возраста общественно-политической лексикой и представляются материалы опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий, необходимых для организации проектной деятельности. В первой части статьи обосновывается необходимость использования метода проектов в системе дошкольного образования. Во второй части анализируется работа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 г. Ельца» Липецкой области с одаренными детьми посредством проектной деятельности. В третьей части приводятся количественные и качественные результаты диагностического обследования, подтверждающие эффективность проведенной работы.

Ключевые слова: одаренные дошкольники, речевое развитие, развитие общественно-политического словаря, овладение общественно-политической лексикой, проектная деятельность, метод проектов.

Современная система дошкольного образования ориентирована на разностороннее развитие личности, способной приспосабливаться к жизни в социуме, общаться с окружающими людьми, самостоятельно мыслить, добывать знания, обдумывать принимаемые решения, планировать свои действия, развивать интегративные качества. В связи с этим, пересматриваются оценочные категории, ценности и приоритеты, цели и задачи, формы, средства и методы воспитания и обучения одаренных дошкольников. Одним из эффективных методов решения обозначенных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является метод педагогического проектирования, который активно использовался в России в работе с детьми в начале ХХ века (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.).

Термин «проект» - латинского происхождения, означающий «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». «Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ» [1, с. 41].

Вслед за Н.Г. Комратовой, под методом проектов понимаем «педагогическую технологию, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты» [4, с. 29]. Суть проектного метода она считает стимулирование интересов детей к определенным проблемам, предполагающее владение некоторой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение одной или нескольких проблем, практи-

ческое применение полученных знаний. Исходя из вышесказанного, определим понятие «проектной деятельности» как дидактического средства, позволяющего активизировать познавательное развитие ребенка с одновременным формированием его интегративных личностных качеств, приобретать знания, становящиеся достоянием личного опыта, развивать творческие способностей и коммуникативные навыки. По мнению Н.Е. Вераксы и А.Н. Вераксы, проектная деятельность основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагога в разработке стратегии и технологии образовательного процесса, личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты деятельности [1, с. 47].

В современных исследованиях Т. А. Данилиной, А.А. Данюковой, Е.С. Евдокимовой, М.Б. Зуйковой, Л.С. Киселевой, Н.Г. Комратовой, Т.Г. Лаго-ды, И.В. Штанько и др., применительно к детям дошкольного возраста, проектная деятельность рассматривается как «вариант интегрированного метода их обучения, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии со взрослыми, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели» [4, с. 29]. Поэтому считаем, что именно метод педагогического проектирования является наиболее эффективным в работе с одаренными детьми дошкольного возраста.

В деятельности МБДОУ «Детский сад № 41 г. Ельца» Липецкой области по организации проектной деятельности, направленной на овладение общественно-политической лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста определены следующие педагогические условия: осущест-

Вестник КГУ Л 2018

© Бакаева О.Н., 2018

26

Таблица 1

Педагогические условия овладения общественно-политической лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста

Педагогические условия организации проектной деятельности

Осуществление специальной подготовки педагогов к развитию общественно-политического словаря одаренными детьми старшего дошкольного возраста. Непосредственная организация проектной деятельности по развитию общественно-политического словаря одаренными детьми старшего дошкольного возраста. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к одаренным детям, по развитию общественно-политического словаря.

Формы работы

- Просмотр видеоматериалов по проблеме организации психолого-педагогической работы с одаренными детьми. - Консультация на тему: «Особенности речевого развития одаренных детей старшего дошкольного возраста в ДОО». - Консультация на тему: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с общественно-политическими явлениями». - Консультация на тему: «Особенности педагогического проектирование как метода обучения одаренных детей дошкольного возраста». - Информационный, практико-ориенти-рованный проект «Наша Родина -Россия». - Долгосрочный, информационный проект «Наша победа». -Творческо-исследовательской проект «Моя малая Родина-Елец». - Конкурс для одаренных детей на лучшую презентацию творческого проекта «Чем знаменит Елец?»: - посещение музеев И.А. Бунина, Т.Н. Хренникова, Н.Н. Жукова, краеведческого, народных промыслов и ремесел; - Экскурсии в скверы М.С. Соломенцева и А. С. Пушкина. - Оформление альбома «Чем знаменит г. Елец?». - Подготовка рассказа по альбому о знаменитых людях г. Ельца, его достопримечательностях, елецких промыслах и ремеслах; - Подготовка и чтение наизусть стихотворения Ю. Ширяева «О городе моем».

вление специальной подготовки педагогов; непосредственное проведение проектной деятельности; обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к одаренным детям по овладению общественно-политическим словарем. Представим их в таблице 1.

На первом этапе была осуществлена специальная подготовка педагогов к развитию общественно-политического словаря у одаренных детей старшего дошкольного возраста, в рамках которой был организован просмотр видеоматериалов работы с одаренными детьми; проведены консультации на темы: «Особенности речевого развития одаренных детей старшего дошкольного возраста», «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с общественно-политическими явлениями в проектной деятельности» и «Особенности педагогического проектирования как метода обучения одаренных детей дошкольного возраста».

На втором этапе была организована непосредственная проектная деятельность по развитию словаря у одаренных детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с общественно-политическими явлениями, в процессе которого реализовывались три проекта: «Моя малая Родина - г. Елец» (творческо-исследовательский); «Наша Родина - Россия» (информационный, прак-тико-ориентированный); «Наша победа» (долгосрочный, информационный).

Приведем пример описания паспорта проекта на тему «Моя малая Родина - город Елец»:

Участники проекта: одаренные дети 5-7 лет.

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь-октябрь 2017 г.).

Цели проекта: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование у детей любви к Родине, к родному краю, городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и преумножать его богатства; формирование представлений о достопримечательностях города; воспитание чувства гордости за город, в котором живем; обобщение и систематизация знаний о родном крае, городе; расширение детского кругозора; обогащение словарного запаса одаренных детей общественно-политической лексикой.

План реализации проекта: подготовительный этап - изучение методической литературы, составление перспективного плана, обогащение развивающей среды; основной этап - реализация проекта, согласно тематическому плану работы по ознакомлению детей с родным краем; заключительный этап - презентация проекта: оформление альбома о городе, проведение открытой обобщающей образовательной деятельности «Моя малая Родина», выставки детских работ, финальный конкурс.

План мероприятий к проекту «Моя малая Родина - г. Елец»: путешествие по фотографиям, рассказ воспитателя (местоположение, особенности застройки), знакомство с достопримечательностями города, микрорайона, знакомство с историей города на основе материалов краеведческого музея, экскурсии в музеи, самостоятельная деятельность детей (рисование, конструирование с крупным строительным материалом, рассматривание картин, книг и открыток о родном городе), совместная деятельность детей и родителей (сбор личных и ценных семейных вещей, книг, фотографий, как рядовых горожан, так и известных людей, участ-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

27

ников войн, составление генеологического дерева семьи), выставка детских работ и др.

Реализация проекта: целевые прогулки (по улицам города, в скверы и парки), экскурсии в музеи (краеведческий, народных промыслов и ремесел, И.А. Бунина, Т.Н. Хренникова, Н.Н. Жукова), беседы на темы: «Край наш - Липецкий», «Елец -мой родной город», «М.М. Пришвин, И.А. Бунин -известные писатели нашего края», «Где работают наши родители», «Улицы, по которым мы ходим», «Я - ельчанин»; образовательная деятельность («Мой любимый город», «Достопримечательности г. Ельца», «Любимые место отдыха ельчан», «Что мы знаем о промышленности города Ельца?», «Знаменитые земляки», «Известные люди нашего города»; встречи с интересными людьми, с ветеранами ВОВ (войны в Афганистане, Чечне), с кружевницами (работницами фабрики «Елецкие кружева», надомницами); викторина «Знаю город, в котором я живу»; праздники (День города, Антоновские яблоки, Город мастеров и др.); чтение художественной литературы (произведения для детей И.А. Бунина и М.М. Пришвина, В. Степанов «Что мы Родиной зовем», Н. Забила «Путями-дорогами», стихотворения елецких поэтов о г. Ельце (П. Верин, Ю. Ширяев и др.); оформление альбомов («Достопримечательности родного города», «Дом, в котором я живу»); самостоятельная художественная деятельность детей (рисование на темы «Наша улица» и «Что мы видели в музеях нашего города?», изготовление макета «Елец вчера и сегодня», изготовление коллажа «Памятники Ельца»); конкурсы («Народные умельцы» (поделки), изготовление игрушки «Кукла - жалейка»); выставки («Моя семья» (художественная деятельность), детских работ «Юные художники о родном крае (городе)», генеологических древ семьи и др.

Презентация проекта: выставка продуктов детской деятельности, составление описательных рассказов по рисункам детей, финальный конкурс для одаренных детей 5-7 лет.

Аналогично были организованы проекты «Наша Родина - Россия» и «Наша победа». Затем было осуществлено диагностическое обследование одаренных детей старшего дошкольного возраста, направленное на определение уровней овладения общественно-политической лексикой. Детям предлагались задания Блоков А (назвать то, что видят дети на 31 картинке и объяснить, что означают эти изображения) и Б (ответить на 34 вопроса). Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл. Максималь-

ное количество баллов, которые должны набрать одаренные дети 5-7 лет 31 и 34 (соответственно).

Анализ результатов диагностических заданий показал следующее: к высокому уровню развития общественно-политического словаря отнесли 40% детей (100% одаренных детей). Это на 20% больше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Они практически полностью выполнили задания и набрали максимальное количество баллов: 24 (Блок А) и 32 (Блок Б). В активном и пассивном словаре детей появились слова: И.А. Бунин, М.М. Пришвин, Т.Н. Хренников, музей народных промыслов и ремесел, сквер М. Со-ломенцева и др.). У них достаточный словарный запас, связанный со знанием общественно-политических явлений, они умеют грамотно строить предложения, речь эмоционально окрашена, много сложных предложений. Стилистически правильно излагают мысли, их рассказы лаконичны, имеют логическую завершенность.

Средний уровень овладения общественно-политическим словарем показали 50% детей (на 10% больше, чем на этапе констатирующего эксперимента). Они набрали 15-16 баллов (Блок А) и 20-25 баллов (Блок Б). Словарный запас, связанный со знанием общественно-политических явлений, сформирован не в полной мере. Они испытывают трудности в умении грамотно строить предложения, речь не в полной мере эмоционально окрашена, в речи доминируют простые распространенные предложения.

Низкий уровень владения общественно-политическим словарем характерен 10% одаренных детей (это на 30% ниже, чем на этапе констатирующего эксперимента). Они набрали 8-10 баллов (Блок А) и 15-20 баллов (Блок Б). У детей малочисленный словарный запас, связанный со знанием общественно-политических явлений, они не умеют грамотно строить предложения, речь отрывистая, эмоционально бедная, предпочтение отдается простым малораспространенным предложениям. Результаты исследования представим в таблице 2.

Результаты исследования показали, что разработанные педагогические условия по овладению общественно-политического лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста: осуществление специальной подготовки педагогов; организация проектной деятельности, обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к одаренным детям по овладению общественно-политическим словарем оказались эффективными. А метод проек-

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов исследования

Результаты констатирующего эксперимента (%) Результаты контрольного эксперимента (%)

высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень

20 40 40 40 50 10

Вестник КГУ Л 2018

28

тов в работе с одаренными детьми сегодня остается одной из наиболее значимой и перспективной технологией, которая должна занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Библиографический список

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

2. Данюкова А.А. А вы любите проекты? // Обруч. - 2001. - № 4. - С. 11-13.

3. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3. -С. 20-24.

4. Комратова Н.Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С. 39-45.

5. Комратова Н.Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. -2007. - № 2. - С. 32-39.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.

7. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управ-

ление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 4. - С. 99-101.

References

1. Veraksa N.E., Veraksa A.N. Proektnaya deyatel'nost' doshkol'nikov. - M.: Mozaika-Sintez, 2008. - 112 s.

2. Danyukova A. A. A vy lyubite proekty? // Obruch. - 2001. - № 4. - S. 11-13.

3. Evdokimova E.S. Proekt kak motivaciya k poznaniyu // Doshkol'noe vospitanie. - 2003. - № 3. -S. 20-24.

4. Komratova N.G. Proektnyj metod v sociokul'turnom vospitanii doshkol'nikov // Doshkol'noe vospitanie. - 2007. - № 1. - S. 39-45.

5. Komratova N.G. Proektnaya deyatel'nost': kul'tura i ehkologiya // Doshkol'noe vospitanie. -2007. - № 2. - S. 32-39.

6. Proektnyj metod v deyatel'nosti doshkol'nogo uchrezhdeniya / avt.-sost.: L.S. Kiseleva, T.A. Danilina, T.S. Lagoda, M.B. Zujkova. - M.: ARKTI, 2005. -96 s.

7. SHtan'ko I.V Proektnaya deyatel'nost' s det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta // Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. -2004. - № 4. - S. 99-101.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.