ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГРАММАТИЧЕСКИЙ ЗАКОН, ИЛИ НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, МЕСТОИМЕНИЙ
НОВИКОВА Лариса Ивановна, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, доктор педагогических наук
ГРИБАНСКАЯ Елена Эдуардовна, профессор кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия
Трудности в употреблении прилагательных, числительных, местоимений — смысловые, грамматические и стилистические различия.
Ключевые слова: грамматические нормы, формы прилагательных, степени сравнения, числительные, местоимения
Как часто мы нарушаем грамматические законы русского языка! Как это влияет на взаимопонимание, на отношение людей друг к другу? Может ли ошибка в употреблении определённой части речи повлиять на смысл фразы, важного документа? Для начала расскажем одну грустную историю... Трудился кузнец в деревеньке одной. Однажды унылой осенней порой Наш мастер решил наконец-то позвать Того, кто будет ему помогать. Желающих много. Но вот огорченье: Кузнец не хотел бы платить за ученье. Такой ученик кузнецу нужен был, Чтоб плата — копейки,
а труд — на рубли.
Шло время. Нашёлся один добрый малый, Готовый работать чуть солнышко встало. Кузнец стал ему поскорей объяснять, Что делать и как надо всё выполнять. — Достану из горна железа полоску, Пока горяча, она мягче воска. Ты молот возьми. Как кивну головой, Бей со всей силы по ней, дорогой. Ученик так и сделал.
Рассказать до конца? Нету в деревне теперь кузнеца.
Думаем, что нет необходимости объяснять, почему история закончилась столь печально. Лучше вспомним некоторые грамматические нормы. Начнём с имени прилагательного, а именно с употребления полной и краткой форм
качественного прилагательного. Казалось бы, какая разница: употребить полную или краткую форму прилагательного? Ан, нет... Решая, какую из двух названных форм прилагательных выбрать, следует учитывать имеющиеся между ними смысловые, грамматические и стилистические различия. И эти различия легко могут изменить сказанное или написанное (см. таблицу приведенную ниже).
Если не учитывать указанные признаки, то могут возникнуть ошибки, которые сделают документ недействительным, испортят мнение о его составителе и т.д.
Различия Полная форма Краткая форма
Смысловое Придаёт значение постоянного признака (т.е. всегда): • задача трудная, • человек он душевный Придаёт значение абсолютного признака, не связанного с конкретной обстановкой: • аудитория просторная (признак вообще); • задача решаемая (независимо от того, кто будет её решать) Придаёт значение временного признака (т.е. в этот момент): • задача трудна, высказывание его душевно Придаёт значение относительного признака, применительно к данной ситуации: • аудитория просторна (для большого количества людей); • задача решаема (в конкретной ситуации или для конкретного человека)
Грамматическое Не может требовать от существительного определённого падежа:-больной ангиной — это неверное употребление Требует от существительного определённого падежа: болен (чем?) ангиной (тв.п.)
Стилистическое Чаще употребляется в разговорном и художественном стилях: Подруга моя вежливая, добрая Чаще употребляется в официально-деловом и публицистическом стилях: Лицо, совершившее тяжкое преступление, социально опасно.
Об одной неграмматической норме, или Как «последнего» пытаются сделать «крайним»
Нормы бесстрастны. В них утверждается, что «последний» с точки зрения времени означает «недавний», с точки зрения пространства — «конечный» в ряду других. Прилагательное «крайний» означает — стоящий на краю, в стороне от ряда. Поэтому, когда говорят: «Кто крайний?», это неверно.
Но люди иногда воспринимают нормативное «Кто последний?» с обидой. Обида обусловлена тем, что прилагательное «последний» имеет и иные значения, а именно: наименее важный, низкий, плохой, никудышний, худший по качеству. Отсюда понятно стремление некоторых людей заменить «последний» на «крайний», чтобы избавиться он ненужных коннотаций.
Лингвисты всеми доступными им способами борются с неправильным употреблени-
ем слова, однако нормы живут сами по себе, а юди продолжают упорно говорить неверно, сердясь и вспыхивая, когда к ним обращаются совершенно правильно с точки зрения нормы.
Да ладно бы только это. Ещё одна напасть — суеверия. Увы, но суеверия тоже успешно противостоят норме. В некоторых профессиях частенько используются эвфемизмы. Представители опасных профессий — лётчики, инструкторы, парашютисты, циркачи-эквилибристы — никогда не скажут «последний полёт» именно из-за суеверных предубеждений, они говорят только «крайний полёт». Поостерегутся и шофёры говорить, что у них «последний рейс». И в данном случае злую шутку сыграло ещё одно значение слова: последний — это прилагательное, указывающее окончание какого-либо процесса. К тому же всем известно выражение «проводить в ос-ледний путь», после которого нет ничего, только вечность.
Такая же ситуация складывается, когда приходится употреблять в речи глагол «сидеть». Юристы, полицейские, государственные служащие предложат вам «присесть»: «Присядьте!», но никогда не скажут «садитесь», чтобы не было ненужной ассоциации с выражением «сесть в тюрьму».
Русский язык не особо-то политкорректен. Мы спокойно может указать человеку на его болезнь (инвалид), на половую принадлежность (наши обращения «мужчина», «женщина»). Но иной раз, подшучивая над собой, мы создаём шутливые замены «неполиткорректных» выражений. Так, название фильма «Старики-разбойники» заменяется на «лица заслуженного возраста с альтернативными представлениями об уважении к частной жизни», а известная надпись возле сидений «для инвалидов, лиц пожилого возраста и пассажиров с детьми» заменяется на шуточный текст: «для лиц, преодолевающих трудности из-за своего физического состояния».
Шутки шутками, но суеверным пессимистам рекомендуем успокоиться и нормативно употреблять слово «последний», так как у нас есть основания для сдержанного оптимизма: за последним всегда стоит кто-то последующий.
Ещё одна грамматическая норма связана с употреблением степеней сравнения имён прилагательных. В этих формах частотны следующие ошибки:
1. Соединение простой и сложной форм сравнительной степени: более труднее, более красивее, менее проблематичнее. Правильно: труднее или более трудный; красивее или более красивая; проблематичнее или более проблематичный.
2. Соединение простой и сложной форм превосходной степени: самая ближайшая родственница, самая важнейшая проблема. Правильно: ближайшая родственница или самая близкая родственница; важнейшая проблема или самая важная проблема.
Чтобы не допустить названные ошибки, достаточно помнить основные правила образования степеней сравнения имён прилагательных (см. таблицу, приведенную ниже).
Не меньшую сложность вызывает употребление в устной и письменной речи некоторых форм имён числительных. Часто ли мы пишем цифры словами? Нет. Именно поэтому и возникают ошибки. По мнению ученых, по тому, как употребляются числительные, можно «вычислить» степень образованности человека.
Назовём некоторые трудности:
1. В сложных и составных количественных числительных (отвечают на вопрос сколько?) склоняется каждая часть слова, а в порядковых числительных (отвечают на вопрос который по счёту?) только последнее слово, например (Т.п.): двумя тысячами семьюстами пятьюдесятью шестью — две тысячи семьсот пятьдесят шестой.
Сравнительная Превосходная
Простая Составная Простая Составная
Образуется от пол- Образуется по фор- Образуется по Образуется по фор-
ных прилагательных муле: слова более, формуле: полное мулам:
с помощью суффик- менее + прилагательное + 1) наиболее, наиме-
сов положительная суффиксы нее +
— её (-ей): степень прилагатель- — ейш-, — айш-: полное прилагатель-
сильный — сильнее, ного: сильный — сильней- ное:
— е: более сильный, ший, наиболее сильный,
высокий — выше, менее высокий, высокий — высочай- наименее сильный,
— ше: менее далёкий, ший, наименее важный,
далёкий — дальше более хороший. далёкий (форму наиболее важный;
с помощью другого образовать невоз- 2) простая сравни-
корня: можно), тельная степень +
хороший — лучше. хороший (форму образовать невозможно). РБ. Данную форму можно образовать не от всех прилагательных. всего, всех: дольше всех, лучше всего.
2. При употреблении смешанного числительного в словосочетании существительным управляет дробь: 26,5 процента (не процентов!).
3. Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмёро, девятеро, десятеро — могут сочетаться не со всеми словами русского языка.
Собирательное числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а собирательное числительное обе — с существительными женского рода: оба берега, оба села — обе подруги, обе девушки.
Знаете ли вы, что...
— чисел много, а числительных ограниченное количество: начинаются числительные со слова «один» и заканчиваются лексемой «девятьсот девяносто девять»;
— слова «тысяча», «миллион», миллиард» — существительные, которые можно посчитать и которые в определённых ситуациях используются в роли числительных;
— числительные с одиннадцати до девятнадцати, двадцать и тридцать имеют второй корень — дцать, которого в других числительных нет. Наши далёкие предки считали так: один на десяте, два на десяте, два над десятью, три над десятью... С течением времени словосочетание превратилось в слово, что и дало нам такие необычные числительные;
— слово «миллион» родилось от... восхищения. Его «родителем» является знаменитый путешественник Марко Поло. Рассказывая соотечественникам о нес-
Сочетаются Не сочетаются
1. С существительными мужского рода, одушевлёнными: трое мальчишек, четверо строителей. 2. С существительными общего рода и словами лица (в значении люди), люди, дети, ребята: двое нерях, шестеро детей, восьмё-ро ребят. 3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: семеро козлят, четверо зайчат. 4. С существительными, употребляющимися только во множественном числе: четверо саней, девятеро суток. 5. С личными местоимениями мы,вы,они: их двое, нас трое, вас четверо. 1.С существительными женского рода: неправильно говорить и писать четверо учениц, пятеро парт,-правильно — четыре ученицы, пять парт. 2. С существительными, обозначающими лиц высокого общественного положения: неправильно говорить и писать трое президентов, двое профессоров; правильно — три президента, два профессора. 3. С существительными, обозначающими взрослых животных: неправильно говорить и писать семеро козлов; четверо зайцев; правильно — семь козлов, четыре зайца. 4. С существительными, обозначающими парные предметы: неправильно говорить и писать двое ботинок; четверо носков; правильно — два ботинка, четыре носка.
метных сокровищах, которые он видел в азиатских странах, он придумал слово «миллион», которое состоит из итальянского корня милли (тысяча), и суффикса — оне, равного по смыслу русскому суффиксу-увеличителю — ищ. Восхищаясь увиденным, он по сути дела сказал примерно так: «Тысячища!»;
— в русских пословицах используется множе-
ство числительных, например, со словом «один»: одной рукой в ладоши не хлопнешь, один в поле не воин, одна правда на свете живёт, один раз не в счёт и др.;
— название поисковой системы Google (гугл) — это игра со словом googol (гу-гол). Говорят, известный математик Эдвард Каснер никак не мог придумать название числу десять в сотой степени, то есть единице со ста нулями. Он обратился к своему десятилетнему племяннику, пробегавшему мимо, с вопросом, как бы он назвал такое число. Тот, не долго думая, выпалил словечко «googol», и... его имя осталось в истории как имя создателя математического термина. Звали мальчика Милтон Сиротта.
Богат русский язык. Но воспользоваться этим богатством может только
грамотный человек. Так, используя местоимения, следует учитывать некоторые особенности их употребления.
1. В научном стиле местоимение мы рекомендуется употреблять в значении я — это свидетельствует о совместных выводах, построенных на изучении научной литературы по данному вопросу, и обсуждении данной проблемы с научным руководителем.
2. Для того чтобы исключить двусмысленность фразы, местоимения он, она, оно, они употребляются вместо ближайших к нему существительных.
3. Местоимения свой и себя всегда относится к человеку, производящему действие. Однако в некоторых случаях требуется уточнение или переконструирование предложения.
^у) _ практикум ПЯ-^лу УРЕ РЕ_ЧИ _
4. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от неё. Прибавление не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки: благодаря ей, согласно ему.
Сказка — ложь?
Возможно. Мы хотели бы рассказать вам сказку, позволяющую увидеть, сколько фразеологизмов и устойчивых формул есть в русском языке, содержащих в составе местоимение СЕБЯ: Я возвратное местоимение СЕБЯ. Как, вы не знаете обо мне? Ничего себе! Ну так читайте эти строки вслух или про себя.
Зарубите себе на носу, я не из тех, кто отрывает от себя, забывает о себе и не жалеет себя. Я посвятил себя самому себе.
Само собой разумеется, я могу постоять за себя, поставить себя в обществе местоимений. Но могу вызвать огонь на себя и взять на себя ответственность. Я вообще-то себе на уме,
Л.И. Новикова, Е.Э. Грибанская
хорошо собою и всегда стремлюсь обратить на себя внимание.
Да, мне приходится работать над собой и следить за собой, потому что у меня скверный характер. К сожалению, мне присуще себялюбие. Я думаю только о себе. Могу выйти из себя, быть вне себя от ярости. Мне бывает порой не по себе, а от радости я могу не чувствовать под собой ног. Но я никогда не потеряю себя и всегда думаю о том, что оставлю после себя.
Желаю всем вам от себя и остальных местоимений, чтобы вы обрели себя в этом мире и чтобы не пришлось потом кусать себя за локти. В любых ситуациях оставайтесь собою, верьте в себя, ищите дело по себе.
Испытал на себе: иногда трудно бывает взять себя в руки, хочется уйти в себя, замкнуться в себе. Но нужно прийти в себя, поставить себе цель и всегда держать её при себе. Помните: самое трудное дело в жизни — сделать самого себя.
Итак, вспомнив Его Величество Грамматический Закон, попробуем свои силы в выполнении заданий.
ПРОВЕРИМ СВОИ ЗНАНИЯ
Задание 1. Решите тесты.
1. Найдите предложение с ошибкой в употреблении степени сравнения прилагательного:
1) Шапка связана из самой тончайшей шерсти.
2) Этот вопрос сейчас наиболее важен.
3) Это высочайшая вершина планеты.
4) Эта проблема сегодня наиболее актуальна.
2. Определите, в каком предложении неправильно образована форма слова:
1) Два товарища долго не виделись.
2) Двое женщин громко разговаривали.
3) В среду едем в театр.
4) В итоге я нашёл правильное решение.
3. В каком предложении нет ошибки в образовании имени числительного:
1) На таможне задержали машину с четырями килограммами героина.
2) Мы были в полуторе дней пути от города.
3) Я рад полученным двумстам семидесяти восьми рублям премии.
4) Около пятиста человек приняли участие в уборке дворов.
4. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) В две тысячи шестнадцатом году.
2) В двух тысяче шестнадцатом году.
3) С восьмьюдесятью одной ромашкой.
4) Более восьмисот человек.
5. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) В две тысячи двадцатом году количество школ в стране увеличится в полтора раза.
2) У обоих подруг был юбилей.
3) На простейший вопрос она дала неправильный ответ.
4) Сильнейший ураган сорвал крыши.
6. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) Громче всех.
2) Выздоравливай скорее.
3) Пятеро студентов.
4) Сзади его шла нагруженная телега.
7. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) Наш дом стоит напротив вашего.
2) Ихний дом стоит напротив нашего.
3) У него много старинных монет.
4) У его отца много старинных монет.
8. В каком ряду все слова употребляются с числительным оба? случай, журнал, подруга;
друг, комната, газета; свидетель, приговор, судья; санкция, подпись, страница.
Задание 2. Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме употребления числительных.
1. Встречи с избирателями состоялись в ... районах. а) двухстах шестидесяти семи б) двести шестьдесят семи
2. Новую линию метро откроют в ... году. а) двухтысячном семнадцатом б) две тысячи семнадцатом
3. Театр находится в ... километрах от метро. а) полутора б)полтора
4. Декан особо похвалил ... студенток. а) троих б)трёх
5. Охрану выставили перед ... воротами. а) обоими б) теми и другими
6. В новостях сообщили, что в нынешнем году было собрано более ... тысяч тонн зерна. а) пятисот восьмидесяти б) пятьсот восьмидесяти
7. Более ... человек обратились в службу спасения. а) две тысячи пятьсот б) двух тысяч пятисо
8. Длина окружности равна ... (сантиметр). а) четыреста двадцать два б) четырёмстам двадцати двум
9. На съезде присутствовало около ... тысяч человек. а) полтора б) полутора
10. Сегодня после долгой разлуки встретились ... подруг / подруги. а) двое б) две
Задание 3. Выберите верную форму числительного или количественно-именного сочетания.
1. Каждому дали ... тетрадей. а) по пять б) по пяти
2. Влажность воздуха составляет 76, 5 ... а) процента б) процентов
3. Картинная галерея располагает ... произведениями живописи. а) тысячей четыреста восемьдесят тремя б) тысячью четырьмястами восьмьюдесятью тремя
4. Мы встретились с ... юношами. а)обоими б)обеими
5. Большая семья решила приютить. а) четыре сироты б) четырёх сирот
6. В годы Великой Отечественной войны мать потеряла на фронте .... а) троих сыновей б) трое сыновей
7. Семинар вели .... а) два доцента б)двое доцентов
8. Родители с нетерпением ждали в гости . дочерей. а) обоих б)обеих
9. По дороге к переправе шли .... а) четверо женщин б)четыре женщины
10. .лежали на полу. а) двое котов б) два кота
11. На . сторонах проспекта высились красивые здания. а)обеих б)обоих
Задание 4. Употребите слова оба — обе с существительными. Поставьте
их в нужном падеже.
В... случаях, с... судьями, с... подругами, об... друзьях, в... комнатах, от... женщин, на. приговорах, у. домов, от. домов, к. шторам, под. договорами, на. страницах, в. газетах, в. журналах, об. санкциях, в. словарях, с. книгами, на. столах, в. библиотеках, к. подписям, у. студентов, с. студентками, к. свидетелям.
Задание 5. Исправьте предложения, правильно употребив местоимения.
1. Сзади его шла нагруженная телега. 2. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 3. Больной попросил сестру налить себе воды. 4. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого. 5. Мальчик с его собакой возвратился домой. 6. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.
Задание б. Исправьте грамматические ошибки, допущенные в текстах. Текст 1
Одно из самых прекраснейших сооружений древнерусской архитектуры — церковь Покрова на Нерли, построенная в одной тысяче шестьдесят пятом году. Церковь стояла уединённо на берегу реки Старицы. Она и сейчас расположе-
на поодаль от города. Колеблющиеся тени листвы падают на неё белые стены, и в солнечном свете, и в движении теней и струй, продолженная отражением в реке, эта небольшая церковь кажется переливающейся жемчужиной. Она проста, но самых совершеннейших пропорций.
Текст 2
Известный художник Сергей Васильевич Малютин увидел интересную куклу в Японии. Она была из дерева, пуста внутри, и в её вкладывались несколько таких же кукол поменьше. Приехав в Россию, он нарисовал подобную куклу, переодел неё в русский костюм, нарисовал миловидное личико, показал народным умельцам. В тысяче девятьсотом году игрушку отвезли на выставку в Париж, где наградили наших мастеров бронзовой медалью. Вот уже более сотни лет живёт матрешка в России.
Текст 3
В тысяче триста восемьдесятом году князь Дмитрий Иванович сидел на Московском престоле. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-та-тарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей русской земле гонцов со своими грамотами. Не прошло и тридцать дней, как собралось самое огромнейшее войско, какого ещё не было на Руси. Сергий Радонежский благословил на битву князя. Он дал Дмитрию двоих монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов — Пересвета и Ослябю.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Словарь грамматических вариантов русского языка. — 3-е изд., стер. М., 2008.
3. Грибанская Е.Э. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Практикум: Учебно-практическое пособие. — М.: РГУП, 2014.
4. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки: Методическое пособие для учителей русского языка. Орфография. Фонетика. Графика. Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. (Учебно-методическое пособие). — Брянск: Курсив, 2006. — 206 с.
5. Грибанская Е.Э., НовиковаЛ.И. Правильная речь — признак профессионализма // Образовательные технологии. — 2014. — № 4.
6. Новикова Л.И. Турнир знатоков русского языка // Рус.яз. в шк. — 2012.- № 8. — С. 37-43.
7. Новикова Л.И. Пути формирования интереса к культуре речи у учащихся 5-х классов (на материале уроков русского языка и литературы): Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. — Брянск, 1998. — 307 с.