Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ СТУДЕНТАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН'

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ СТУДЕНТАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
английский язык / обучение / студент / педагог / образовательная программа / онлайн-пространство / дистанционное обучение / English / education / student / teacher / educational program / online space / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф Н. Алипханова, Л А. Апанасюк

Авторы настоящей статьи рассматривают структуру педагогических проблем, связанных с обучением английскому языку студентов в онлайн-пространстве. Было выявлено, что в научной литературе преимущественно предлагаются методы обучения языку, однако не учитываются индивидуальные особенности студентов, которые могут быть как препятствующим, так и усиливающим фактором развития языковых способностей. Многие системные педагогические проблемы не были решены в период преимущественного обучения иностранному языку в условиях аудитории. Авторы определили, что с переходом в онлайн-пространство данные проблемы не исчезли. Педагогу приходится взаимодействовать не только со сложностями студентов, но и с причинами, послужившими усложнению процесса изучения ими английского языка. В рамках статьи предложены предпосылки для реализации педагогического подхода к обучению английскому языку студентов в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE APPROACHES TO TEACHING ENGLISH TO STUDENTS ONLINE

The authors of the article consider the structure of pedagogical problems related to teaching English to students in the online space. It is revealed that the scientific literature mainly offers methods of language teaching, but does not take into account the individual characteristics of students, which can be both an obstacle and an enhancing factor in the development of language abilities. Many systemic pedagogical problems are not solved during the period of primary foreign language teaching in the classroom. The authors emphasize that these problems did not disappear with the transition to the online space. The teacher has to interact not only with the difficulties of students, but also with the reasons that made the process of learning English more difficult for them. Within the framework of this article, the prerequisites for the implementation of a different pedagogical approach to teaching English to students in a distance format are proposed.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ СТУДЕНТАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН»

5. Димова Е.В. Поколение digital natives: опыт обучения педагогов актуальным направлениям работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в информационном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 17-19.

6. Бугаева А.П. Музейная педагогика как средство патриотического воспитания младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 65- 67.

7. Скрипова Н.Е., Яковлева Г.В. Организационно-методическое содействие педагогу дошкольного образования в реализации компетенции осуществления предшкольной подготовки детей. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020; Выпуск 3 (44): 28- 34.

8. Слободчиков В.И., Зверев С.М. Научно-технические уклады и подходы в профессиональном образовании. Москва: Спутник+, 2014.

9. Бажук О.В. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза (на примере читательской грамотности). Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 7- 9.

10. Тетина С.В., Гутрова Ю.В. Современные образовательные технологии в формированиии и развитии функциональной грамотности обучающихся. Современный учёный. 2021; № 4: 133- 138.

11. Юданова А.И. Интерактивная видеосказка как инновационная форма досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Символ науки. 2021; № 10-2: 41-45.

12. Никитин С.В. Анализ понятия «театрализованная деятельность» с позиций дошкольного воспитания. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022; Т. 27; № 1: 37-46.

References

1. Samkova I.A. Razvitie sistemy psihologicheskogo soprovozhdeniya v doshkol'nom obrazovanii. Vestnikprakticheskojpsihologiiobrazovaniya. 2020; T. 17; № 1: 59- 69.

2. Galyant I.G., Behtereva E.N., Evtushenko I.N. Podgotovka specialistov doshkol'nogo obrazovaniya k formirovaniyu sociokul'turnyh cennostej u detej doshkol'nogo vozrasta. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2021; T. 10; № 4 (37): 41-45.

3. Murzina N.P., Rasskazova I.N. Cennosti nachinayuschih rabotat vospitatelej doshkol'nogo obrazovaniya. Nauka ocheloveke: gumanitarnyeissledovaniya. 2022; T. 16; № 2: 144- 155.

4. Ckvitariya T.A. Netradicionnye tehniki risovaniya. Integrirovannye zanyatiya v DOU. Moskva: TC Sfera, 2011.

5. Dimova E.V. Pokolenie digital natives: opyt obucheniya pedagogov aktual'nym napravleniyam raboty po formirovaniyu u detej doshkol'nogo vozrasta navykov bezopasnogo povedeniya v informacionnom prostranstve. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 17-19.

6. Bugaeva A.P. Muzejnaya pedagogika kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 65- 67.

7. Skripova N.E., Yakovleva G.V. Organizacionno-metodicheskoe sodejstvie pedagogu doshkol'nogo obrazovaniya v realizacii kompetencii osuschestvleniya predshkol'noj podgotovki detej. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020; Vypusk 3 (44): 28- 34.

8. Slobodchikov V.I., Zverev S.M. Nauchno-tehnicheskie uklady ipodhody v professional'nom obrazovanii. Moskva: Sputnik+, 2014.

9. Bazhuk O.V. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti u studentov pedagogicheskogo vuza (na primere chitatel'skoj gramotnosti). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 7- 9.

10. Tetina S.V., Gutrova Yu.V. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v formirovaniii i razvitii funkcional'noj gramotnosti obuchayuschihsya. Sovremennyjuchenyj. 2021; № 4: 133- 138.

11. Yudanova A.I. Interaktivnaya videoskazka kak innovacionnaya forma dosugovoj deyatel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Simvolnauki. 2021; № 10-2: 41-45.

12. Nikitin S.V. Analiz ponyatiya «teatralizovannaya deyatel'nost'» s pozicij doshkol'nogo vospitaniya. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2022; T. 27; № 1: 37-46.

Статья поступила в редакцию 27.01.24

УДК 37.048.45

Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Information Technologies, Artificial Intelligence and Public-Social Technologies of Digital Society, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: fatima2365@mail.ru

Apanasuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Foreign Languages and Culture, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: apanasiukla@rgsu.net

EFFECTIVE APPROACHES TO TEACHING ENGLISH TO STUDENTS ONLINE. The authors of the article consider the structure of pedagogical problems related to teaching English to students in the online space. It is revealed that the scientific literature mainly offers methods of language teaching, but does not take into account the individual characteristics of students, which can be both an obstacle and an enhancing factor in the development of language abilities. Many systemic pedagogical problems are not solved during the period of primary foreign language teaching in the classroom. The authors emphasize that these problems did not disappear with the transition to the online space. The teacher has to interact not only with the difficulties of students, but also with the reasons that made the process of learning English more difficult for them. Within the framework of this article, the prerequisites for the implementation of a different pedagogical approach to teaching English to students in a distance format are proposed.

Key words: English, education, student, teacher, educational program, online space, distance learning

Ф.Н. Апипханоеа. д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: fatima2365@mail.ru Л.А. Апанасюк, д-р пед. наук, проф., зав каф. иностранных языков и культуры ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: apanasiukla@rgsu.net

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ СТУДЕНТАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН

Авторы настоящей статьи рассматривают структуру педагогических проблем, связанных с обучением английскому языку студентов в онлайн-простран-стве. Было выявлено, что в научной литературе преимущественно предлагаются методы обучения языку, однако не учитываются индивидуальные особенности студентов, которые могут быть как препятствующим, так и усиливающим фактором развития языковых способностей. Многие системные педагогические проблемы не были решены в период преимущественного обучения иностранному языку в условиях аудитории. Авторы определили, что с переходом в онлайн-пространство данные проблемы не исчезли. Педагогу приходится взаимодействовать не только со сложностями студентов, но и с причинами, послужившими усложнению процесса изучения ими английского языка. В рамках статьи предложены предпосылки для реализации педагогического подхода к обучению английскому языку студентов в дистанционном формате.

Ключевые слова: английский язык, обучение, студент, педагог, образовательная программа, онлайн-пространство, дистанционное обучение

Актуальность настоящего исследования состоит в сложности обучения английскому языку студентов, относящихся к разному возрастному диапазону и обладающих дифференциальными способностями к иностранным языкам. Каждый университет в настоящее время реализует собственные образовательные программы, направленные на обучение английскому языку, как для специалистов, так и для неспециалистов. В некоторых вузах предусмотрены авторские курсы изучения английского языка, что особенно актуально для университетов, осуществляющих подготовку таких специалистов, для которых английский язык является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Однако педагогическая проблема, связанная с обучением английскому языку в соответствии со специальностью, остается нерешенной, так как процесс обучения унифицирует всех студентов [1-15].

Множество научных трудов в последние десятилетия предлагают свои подходы для усиления результативности обучения иностранному языку. Однако общим в рассматриваемых научных трудах является поиск универсального решения для всех категорий, изучающих иностранный язык, без учета индивидуальных способностей. К примеру Китова Е.Б. считает, что изучение английского языка студентами более результативно, если образовательный процесс преимущественно ориентирован на практику [6, с. 787]. Шатилова А.А. рассматривает эффективность изучения английского языка с точки зрения игровых технологий [13, с. 59]. Подобный подход геймификации прослеживается в работе Яким-чук О.С. для изучающих английский язык в дистанционной форме [15, с. 275]. Стоит отметить, что существенная разница в педагогических подходах между изучением иностранного языка в аудитории и дистанционном формате не просле-

живается. Соответственно, для изучения английскому языку в формате онлайн остается актуальным поиск подходов для достижения ожидаемого результата.

Целью настоящей статьи выступает поиск предпосылок для формирования педагогического подхода при обучении студентов английскому языку Данную цель представляется возможным достичь путем решения следующих задач:

- рассмотреть наиболее распространенные проблемы, связанные с изучением студентами английского языка онлайн;

- раскрыть причины возникновения сложностей, связанных с изучением английского языка студентами в дистанционном режиме;

- выявить педагогические ресурсы для устранения проблем, связанных с изучением английского языка в дистанционном формате;

- предложить предпосылки к формированию педагогического подхода, направленного на решение проблем изучения английского языка в интернет-пространстве.

Методами научного поиска являются анализ теоретических материалов и существующей практики, обобщение рассматриваемых проблем, а также синтез факторов, влияющих на формирование предпосылок для педагогических подходов.

Научная новизна настоящей статьи состоит в попытке решения педагогической проблемы, связанной с изучением студентами различных индивидуальных особенностей английского языка в дистанционном формате.

Теоретическая значимость состоит в формировании теоретических аспектов, пригодных для дальнейшего более фундаментального изучения рассматриваемого вопроса на предмет вероятной разработки модели, программы или иного интеллектуального результата, который способен упростить процесс обучения английскому языку среди студентов с разными индивидуальными способностями.

Практическая значимость состоит в формировании предпосылок к разработке педагогического подхода, способного существенно изменить образовательных процесс в университетах при обучении студентов английскому языку.

Обучающий процесс иностранному языку всегда сопровождается сложностями различной степени. Некоторые сложности устраняются педагогами в оперативном порядке. Другие требуют определенного времени и усилий как со стороны педагога, так и со стороны студента. Однако существует целый ряд проблем, которыми не представляется возможным управлять педагогами вне зависимости от внедряемых ими методик:

- некоторые студенты воспринимают изучение английского языка как сложный процесс, что приводит их к невозможности достижения результата в рамках образовательной программы;

- практически все студенты обладают аналитическим, экономическим, гуманитарным или математическим складом ума, что подразумевает особое восприятие информации вне зависимости от применяемой педагогами методики на занятиях английского языка, в том числе в дистанционном формате;

- существует категория студентов, которые получают образование в более старшем возрасте, что усиливает восприятие учебного процесса онлайн как сложного образовательного процесса и является для педагога определенным вызовом;

- часть студентов совмещают учебный процесс с трудовой деятельностью, что в некоторых случаях минимизирует их активное участие на онлайн-за-нятиях, особенно подразумевающих одновременное обязательное присутствие всех студентов в определенное время в онлайн-пространстве;

- некоторые студенты не обладают должной разговорной практикой, необходимой для продолжения освоения английского языка в соответствии с образовательной программой университета.

Обозначенные проблемы в настоящее время не могут быть решены педагогом при помощи существующих методов, технологий и приемов. Каждая из приведенных проблем относится к системным и не характеризует студента как потенциально неспособного изучить английский язык. Наличие дистанционных форм обучения во многих университетах неспособно решить данные проблемы, так как они не связаны со спецификой технических возможностей, которыми обладает университет и должен обладать каждый студент Проблема сложности восприятия английского языка во многом связана с психологическими аспектами, которые могут вовсе не затрагивать образовательный процесс. Таковыми являются проблемы личного характера, которые студент с высокой вероятностью стремится урегулировать самостоятельно, однако отсутствие результативности его действий или бездействий влияет на изучение английского языка в дистанционной форме в равной степени, как и на изучение других дисциплин в рамках образовательной программы [3, с. 8].

Специфика склада ума указывает на необходимость и предпочтительность реализации педагогом одновременно нескольких методик, которые соответствуют механизму усвоения информации на основе типа мышления отдельного студента. В условиях дистанционного обучения, несмотря на широкие технические возможности, педагогу осуществить подобный замысел затруднительно, так как педагогическая нагрузка не предполагает индивидуального подхода.

Отдельная категория студентов, которая относится к старшему возрасту, стремится решить данный вопрос самостоятельно, в том числе путем личных методик, выработанных в процессе жизненного пути. [2, с. 53]. Однако отсутствие педагогического образования или иной соответствующей подготовки увеличивает риск некорректного освоения английского языка, что актуально для устной речи.

Отсутствие времени на изучение английского языка в учебное время для студентов, осуществляющих трудовую деятельность, означает потенциальную потерю образовательных возможностей, которые усиливают их компетенции. Данная категория студентов для педагогов английского языка представляет отдельную педагогическую проблему, так как систематические пропуски занятий, в том числе онлайн, провоцируют системную неуспеваемость. Соответственно, создаются риски для возникновения других, более существенных проблем, например, отчисление из университета.

Отсутствие разговорной практики, по сравнению с предыдущей проблемой, в большей степени относится к решаемым вопросам. Каждый педагог английского языка обладает педагогическими приемами и инструментами для решения поставленной задачи, к которым относится разговорная практика. Сложность заключается в том, что наличие предыдущих факторов в жизни студента трансформирует задачу актуализации разговорной практики в невозможный или затруднительный процесс.

Педагогу следует учитывать, что некоторые системные проблемы, связанные с освоением студентом английского языка, могут вовсе не затрагивать специфики процесса обучения. Данная проблема актуальная для таких студентов, у которых в прошлом были сложные жизненные обстоятельства, которые своевременно не были решены профильными государственными структурами, например, органами опеки и попечительства. Подобные проблемы не входят в компетенцию педагога, что усложняет построение эффективной коммуникации такими студентами, в том числе онлайн. На более ранних уровнях образования остается нерешенной проблема изучения английского языка учащимися. Учителя английского языка не всегда разъясняют, например, особенности образования окончаний в английских лексических единицах или особенности произношения некоторых слов, особенно таких, которые имеют французское или латинское происхождение [9, с. 36]. Данная задача при освоении студентами образовательной программы усложняется для педагога, так как ему приходится замедлять учебный процесс в результате вынужденных личных консультаций, образующихся по причине разных аспектов, которые в свое время не были освоены на ранних уровнях образования.

Специфика некоторых студентов такова, что дистанционная форма обучения английскому языку для них может быть неприемлемой, так как личное общение с преподавателем и занятия в малых группах в аудитории для них выступают наиболее предпочтительной формой изучения иностранного языка [10, с. 56]. Как правило, данные студенты редко выбирают индивидуальную форму обучения, которая предполагается в дистанционном режиме, и частично обозначенная проблема вызвана психологическими факторами [4, с. 94].

Педагогу следует обратить внимание, что индивидуальные стороны студентов и их интеллектуальные способности во многом вызваны окружающей средой, в которой они ранее пребывали или продолжают пребывать в период изучения английского языка. Так как обучение проводится онлайн, то педагог не всегда может определить характер деструктивного воздействия окружающей среды на познавательные функции студента. Соответственно, педагог потенциально лишается возможности своевременно, путем консультаций повлиять на студента в целях достижения им уровня знания английского языка, необходимого в рамках образовательной программы.

Проблема усугубляется тем, что окружающая среда вне зависимости от степени ее благополучия или деструктивности формирует и закрепляет тип мышления. Соответственно, педагог в результате обучения онлайн лишается возможности раскрытия языковых талантов, которые могут быть по различным причинам скрыты, в том числе от внимания студента [8, с. 68].

В некоторых случаях обучение английскому языку в дистанционной форме из-за типа мышления может не оказаться полезным и продуктивным для студентов. Применяемая педагогом методика на практике оказывается пригодной для отдельной категории студентов, которые в соответствии с типом мышления показывают лучшие промежуточные и итоговые результаты освоения образовательной программы [5, с. 46]. В качестве примера можно привести математический или аналитический склад ума, позволяющий оперативно освоить интерфейс образовательной платформы, применяемой для изучения английского языка. Однако содержательная часть данной программы может быть рассчитана для студентов преимущественно с гуманитарным складом ума [15, с. 210].

Специфика опыта изучения иностранного языка в советской школе состояла в том, что учащимися и студентами до определенного периода преимущественно изучался немецкий язык [13, с. 26]. Внедрение английского языка в образовательные программы продолжительное время позволяло достигать учащимися и студентами лишь начального и среднего уровней владения английским языком, что в особенности было актуально для студентов, обучающихся по непрофильным направлениям подготовки [12, с. 32].

В 1990-е и 2000-е годы были предприняты попытки разработки уникальных авторских методик, позволяющих расширить границы изучения английского языка. Однако данные методики могли противоречить друг другу и создать дополнительные сложности для обучаемых, например, некорректное произношение или неправильный подход к аудированию. Рассматриваемая категория студентов может не обладать также цифровой компетенцией, что образует необходимость прохождения ими дополнительной подготовки для совершенствования цифровой компетенции и лишь затем прохождения курса английского языка.

Студенты, которые вынуждены совмещать трудовую деятельность и обучение в университете, зачастую не обладают навыками управления времени или возможностью принятия участия в процессе онлайн-встречи с педагогом, как это требует образовательная программа в отношении определенных тем, подразумевающих необходимость дополнительной разъяснительной работы со стороны педагога. На данную проблему педагог может повлиять лишь частично, что требует от него иных усилий и добавления отдельного учебного времени в рабочей программе для результативного освоения наиболее важных тем английского языка, рассматриваемых студентами. Обозначенный подход со стороны педагога ускорит решение проблемы, связанной с отсутствием для студентов полного доступа к учебным и практическим материалам, а также иного содержательного методического руководства, разъясняющего на отдельных правилах и примерах способы выполнения практических заданий и освоения сложных компонентов английского языка онлайн [6, с. 19].

Соответственно, идентичным способом существует возможность решения проблемы недостаточной разговорной практики, с которой неизбежно сталкиваются студенты в процессе изучения английского языка на разных уровнях образования. Методические руководства могут содержать не только текстовую информацию по выполнению практических заданий на английском языке, но и мультимедийные ресурсы и ИТ-сервисы, разработанные педагогом, для совершенствования отдельных компонентов разговорной речи на английском языке [11, с. 31].

Из вышеприведенного следует, что педагогические ресурсы необходимо искать в сущности педагогических проблем. Для педагога английского языка таким ресурсами становятся следующие способы решения системных проблем:

- отведение определенной части учебного времени на совершенствование отдельных аспектов наиболее частых педагогических проблем, связанных с изучением английского языка студентами;

- разработка мультимедийных материалов, разъясняющих частые ошибки в произношении, при аудировании и в письменной речи на английском языке студентами в качестве обязательного дополнительного материала;

- разработка методического руководства по освоению образовательной программы английского языка с элементами ИТ-сервисов и ИТ-приложений для студентов разных возрастных категорий;

Библиографический список

- разделение обязательной и дополнительной частей освоения образовательной программы по английскому языку путем обеспечения полного и постоянного доступа студентов к онлайн-материалам, относящимся к обязательной содержательной части;

- разработка электронных учебников и электронных пособий непосредственно педагогом с учетом возрастных категорий студентов, воспринимающих дифференциальные подходы к практическим заданиям и историям, предусмотренных для чтения и перевода.

Дистанционные технологии и виртуальная реальность в некоторых случаях не позволяют перенести аспекты образовательной программы, предусматривающие аудиторные образовательные условия и соответствующее техническое оснащение [1, с. 126]. Системные проблемы студентов при освоении английского языка могут быть решены в онлайн-пространстве, если внимание будет акцентировано не на методиках обучения иностранному языку, а на комплексных действиях педагога, основанных на принципиально ином педагогическом подходе.

Переход к онлайн-обучению английскому языку означает лишь изменение технических условий осуществления образовательного процесса. Системные педагогические проблемы, связанные со спецификой освоения студентами английского языка, до сих пор остаются нерешенными. Во многом на обозначенные педагогические проблемы по разным причинам педагог не может повлиять, если продолжит реализацию образовательной программы стандартными методами. Специфика студентов выступает одновременно проблемой и источником ее решения, если педагог сумеет учесть в образовательном процессе их индивидуальные особенности. Для того чтобы системные проблемы не стали препятствующим фактором обучения английскому языку в онлайн-пространстве, педагогу следует учесть обязательные для реформирования учебного процесса предпосылки. Предложенные предпосылки являются залогом результативности для реализации приведенного в настоящей статье педагогического подхода. Комплексная и результативная реализация как педагогического подхода, так и предпосылок к данному подходу следует после проведения исследовательской работы педагогом среди студентов. Результаты исследовательской работы сформируют понимание наиболее актуальных системных проблем в определенном университете и для конкретизированного педагога, что предполагает существенную экономию времени и усилий для внедрения педагогического подхода при обучении английскому языку в онлайн-пространстве.

1. Андрианова Ю.Г Создание цифрового образовательного ресурса для обучения английскому языку студентов, получающих высшее образование дистанционно. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2022; № 3 (41): 125-140.

2. Ачмизова С.Я. Особенности развития личности в образовательной системе. Современные научные достижения и инновационные технологии в гуманитарной и технической сферах: материалы внутривузовской научно-практической конференции для преподавателей и аспирантов: Международный инновационный университет, 2016: 53-55.

3. Байкова И.А., Ивашкина О.А. Из опыта дистанционного обучения английскому языку в неязыковом вузе в экстремальных условиях. Иностранный язык в нелингвистическом вузе: академические исследования и педагогическая практика. 2021; № 4: 7-12.

4. Василиженко М.В. Технология дистанционного обучения английскому языку в вузе: из опыта работы. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021; Т. 13, № 1 (51): 93-104.

5. Дубровкина И.Ю. Использование Интернет-ресурсов и цифровых инструментов в дистанционном обучении английскому языку. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020; № 3 (47): 45-49.

6. Кисарин А.С. Дистанционное обучение английскому языку: достоинства и недостатки. Филологический аспект. 2020; № S2: 18-23.

7. Китова Е.Б. Практические аспекты обучения взрослых слушателей английскому языку. Известия Байкальского государственного университета. 2022; Т. 32, № 4: 787-792.

8. Молотов РА., Ильин А.Е. Проблемы мотивации в обучении английскому языку. Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в свете современных исследований. 2022; № 11:66-72.

9. Мякишева Т. В. Основные проблемы в изучении английского языка дистанционно. Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2014; № 10: 36-40.

10. Нарбаева Е.А., Сергеева К.К., Деркач А.М. Использование цифровых технологий на уроках английского языка: проблема эффективности. Непрерывное образование: XXI век. 2020; № 3 (31): 54-64.

11. Соколова Н.И. Цифровые ресурсы для организации дистанционного обучения английскому языку. Дистанционное обучение: актуальные вопросы. 2020; № 6: 80-83.

12. Тулабаева Г.Т., Сайдалиева Д.З. К вопросу выбора методов обучения английскому языку в неязыковых вузах. Academy. 2020; № 2 (53): 30-32.

13. Фирсова А.В. Проблемы в изучении английского языка и способы их решения. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022; № 1-3: 25-28.

14. Шатилова А.А. Игровые технологии в обучении взрослых английскому языку: возможности и ограничения. Гаудеамус. 2020; Т. 19, № 2 (44): 59-68.

15. Якимчук О.С. Использование элементов геймификации в процессе дистанционного дополнительного обучения взрослых (на материале английского языка). Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 275-278.

References

1. Andrianova Yu.G. Sozdanie cifrovogo obrazovatel'nogo resursa dlya obucheniya anglijskomu yazyku studentov, poluchayuschih vysshee obrazovanie distancionno. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, 'ekonomika. Seriya: 'Ekonomika. 2022; № 3 (41): 125-140.

2. Achmizova S.Ya. Osobennosti razvitiya lichnosti v obrazovatel'noj sisteme. Sovremennye nauchnye dostizheniya i innovacionnye tehnologii v gumanitarnoj i tehnicheskoj sferah: materialy vnutrivuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya prepodavatelej i aspirantov: Mezhdunarodnyj innovacionnyj universitet, 2016: 53-55.

3. Bajkova I.A., Ivashkina O.A. Iz opyta distancionnogo obucheniya anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze v 'ekstremal'nyh usloviyah. Inostrannyj yazyk v nelingvisticheskom vuze: akademicheskie issledovaniya i pedagogicheskaya praktika. 2021; № 4: 7-12.

4. Vasilizhenko M.V. Tehnologiya distancionnogo obucheniya anglijskomu yazyku v vuze: iz opyta raboty. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2021; T. 13, № 1 (51): 93-104.

5. Dubrovkina I.Yu. Ispol'zovanie Internet-resursov i cifrovyh instrumentov v distancionnom obuchenii anglijskomu yazyku. VestnikShadrinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2020; № 3 (47): 45-49.

6. Kisarin A.S. Distancionnoe obuchenie anglijskomu yazyku: dostoinstva i nedostatki. Filologicheskij aspekt. 2020; № S2: 18-23.

7. Kitova E.B. Prakticheskie aspekty obucheniya vzroslyh slushatelej anglijskomu yazyku. Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; T. 32, № 4: 787-792.

8. Molotov R.A., Il'in A.E. Problemy motivacii v obuchenii anglijskomu yazyku. Lingvodidaktika i metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov v svete sovremennyh issledovanij. 2022; № 11: 66-72.

9. Myakisheva T.V. Osnovnye problemy v izuchenii anglijskogo yazyka distancionno. Novoe slovo v nauke ipraktike: gipotezy i aprobaciya rezul'tatov issledovanij. 2014; № 10: 36-40.

10. Narbaeva E.A., Sergeeva K.K., Derkach A.M. Ispol'zovanie cifrovyh tehnologij na urokah anglijskogo yazyka: problema 'effektivnosti. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek 2020; № 3 (31): 54-64.

11. Sokolova N.I. Cifrovye resursy dlya organizacii distancionnogo obucheniya anglijskomu yazyku. Distancionnoe obuchenie: aktual'nye voprosy. 2020; № 6: 80-83.

12. Tulabaeva G.T., Sajdalieva D.Z. K voprosu vybora metodov obucheniya anglijskomu yazyku v neyazykovyh vuzah. Academy. 2020; № 2 (53): 30-32.

13. Firsova A.V. Problemy v izuchenii anglijskogo yazyka i sposoby ih resheniya. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2022; № 1-3: 25-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Shatilova A.A. Igrovye tehnologii v obuchenii vzroslyh anglijskomu yazyku: vozmozhnosti i ogranicheniya. Gaudeamus. 2020; T. 19, № 2 (44): 59-68.

15. Yakimchuk O.S. Ispol'zovanie 'elementov gejmifikacii v processe distancionnogo dopolnitel'nogo obucheniya vzroslyh (na materiale anglijskogo yazyka). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 275-278.

Статья поступила в редакцию 01.02.24

УДК 37.048.45

Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Information Technologies, Artificial Intelligence and Public-Social Technologies of Digital Society, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: fatima2365@mail.ru

Kvitkovskaya A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Modern Pedagogy, Continuing Education and Personal Tracks, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: eangelina@yandex.ru

Pivneva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Information Technologies, Artificial Intelligence and Social Technologies of Digital Society, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: tlt-swetlana@yandex.ru

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE AMONG FUTURE TEACHERS. The article examines pedagogical conditions implemented in the process of training future teachers. The pedagogical infrastructure for the development of research competence in future teachers is being studied separately. It explains the priority of developing research potential in future teachers against the background of existing approaches to their learning process. The possibility of adapting pedagogical conditions in order to improve the personal characteristics of future teachers, contributing to the strengthening of research competence, has been studied. The mandatory features that should be inherent in future teachers within the framework of research competence have been identified. Recommendations for the formation of research competence among future teachers are proposed, and these recommendations are reasoned from the point of view of their expediency of adaptation for the formation of a research culture capable of leading to educational sovereignty. Among the recommendations, there is a need to combine the efforts of the state, relevant departments and organizations that can significantly influence the Russian pedagogical system.

Key words: university, research competence, pedagogy, future teacher, pedagogy, pedagogical condition, educational organization

Ф.Н. Апипханоеа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: fatima2365@mail.ru А.А. Квитковская, канд. пед. наук, доц., зав. каф. современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: eangelina@yandex.ru

С.В. Пивнева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информационных технологий, искусственного интеллекта и общественно-социальных технологий цифрового общества ФГбОу ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: tlt-swetlana@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются реализуемые в процессе подготовки будущих учителей педагогические условия. Отдельно изучается педагогическая инфраструктура для развития в будущих учителях исследовательской компетентности. Разъясняется приоритетность формирования исследовательского потенциала в будущих учителях на фоне существующих подходов к процессу их обучения. Изучена возможность адаптации педагогических условий в целях совершенствования личностных характеристик будущих учителей, способствующих усилению исследовательской компетентности. Выявлены обязательные признаки, которые должны быть присущи будущим педагогам в рамках исследовательской компетенции. Предложены рекомендации для формирования исследовательской компетентности у будущих учителей, которые были аргументированы с точки зрения целесообразности их адаптации к процессу формирования исследовательской культуры, способной привести к образовательному суверенитету. Среди рекомендаций присутствует необходимость объединения усилий государства, профильных ведомств и организаций, которые способны существенно повлиять на российскую педагогическую систему.

Ключевые слова: университет, исследовательская компетентность, педагогика, будущий учитель, педагогика, педагогическое условие, образовательная организация

Актуальность настоящего исследования определена необходимостью углубить исследовательский потенциал всех будущих учителей образовательных организаций с учетом цифровых технологий, новых методов обучения и новых стандартов, утвержденных профильными ведомствами. Современная система образования ожидает, что будущий учитель нацелен на самостоятельное изучение своего предмета для построения расширенной рабочей программы и более структурированных учебных модулей. Если ранее для педагогической системы было важно подготовить учителя преимущественно для передачи знаний и выполнения воспитательной роли, то сегодня роль потенциального учителя расширилась за счет необходимости умения адаптироваться в интенсивно изменяющейся информационной среде [1-13].

В научной литературе прослеживаются попытки выявить факторы, которые влияют на формирование исследовательской компетенции будущих учителей. Наиболее распространенным подходом является изучение причин с точки зрения освоения будущим учителем знаний и навыков обучению определенному школьному предмету, как это наблюдается в работе З.И. Исаевой [6, с. 170]. В труде другого педагога, а именно Т. И. Скрипниковой, исследовательская компетентность подразделяется на два уровня профессиональной готовности будущего учителя [13, с. 209]. При этом автор акцентирует внимание на принципиальное разделение мотиваций, убеждений, эмоциональной составляющей и творческого подхода от коммуникативных, организаторских и прогнозируемых компонентов, которые входят в структуру личности педагога. Таким образом, общим в научной литературе выступает поиск развития и активизации личностных характеристик будущего педагога, который способен самостоятельно осуществить исследовательскую компетенцию и развить подобные умения у учащихся.

Целью исследования является определение необходимых педагогических условий для гармоничного формирования исследовательской компетентности среди будущих учителей. Соответственно, в качестве задач выступают следующие: раскрыть сущность педагогических условий в профильном вузе; выявить

обязательные признаки исследовательской компетентности среди будущих учителей; изучить возможность адаптации педагогических условий для развития личностных свойств будущих учителей, связанных с исследовательской компетентностью; разработать рекомендации для формирования исследовательской компетентности среди будущих учителей.

Методами для достижения поставленной цели настоящего исследования были анализ теоретической базы и синтез результатов исследовательской деятельности, а также обобщения.

Научная новизна статьи состоит в разработке рекомендаций для формирования исследовательской компетентности, которые возможно адаптировать в образовательном процессе будущих учителей разных направлений подготовки.

Теоретическая значимость состоит в изучении феномена педагогических условий в аспекте возможности их адаптации в образовательном процессе профильных вузов, а также выявлении новых рекомендаций, способствующих формированию теоретических предпосылок к исследовательской компетентности среди будущих педагогов.

Практическая значимость заключается в рекомендациях, которые позволят корректировать педагогические условия при подготовке будущих учителей общеобразовательных организаций с учетом одновременного формирования в них исследовательской компетентности.

Педагогические условия для подготовки будущих учителей значительно отличаются от педагогических условий, которые необходимы для подготовки специалистов других профилей. Главным отличием педагогических условий в профильном университете является создание образовательной среды, которая призвана объединить все знания о том, как обучить других. Для таких педагогических условий существуют свои уникальные предпосылки, которые базируются на возможности обеспечения реализации принципа преемственности от преподавателя университета к будущим педагогам, впоследствии от будущих педагогов к будущим учащимся [3, с. 21].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.