Научная статья на тему 'Обучение английскому языку в условиях дистанционного образования: возможности и ограничения'

Обучение английскому языку в условиях дистанционного образования: возможности и ограничения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / иностранный язык / образовательный портал / Zoom-обучения / современное образование / Интернет-ресурсы / distance learning / foreign language / educational portal / Zoom learning / modern education / Internet resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грёнлунд Анна Юрьевна

В рамках данной работы рассматриваются преимущества и недостатки дистанционного обучения в образовательной системе. В процессе проведения теоретического исследования удалось выявить, что большинство студентов предпочитают изучать иностранный язык в дистанционной форме, выделяют положительные стороны данного формата обучения, совмещают с другим образованием или работой. Онлайн-обучение имеет много различных недостатков, которые не устраивают преподавателей и студентов, поэтому данный формат обучения требует доработки, совершенствования стандартных методов под дистанционное обучение. В Российской Федерации практикуется дистанционное обучение, но на сегодняшний день оно не имеет отработанной системной базы, поэтому лингвисты, исследователи продолжают трудиться над новым форматом обучения. Цель настоящей работы – исследовать особенности преподавания английского языка в ВУЗе в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ENGLISH IN DISTANCE EDUCATION: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

This work examines the advantages and disadvantages of distance learning in the educational system. In the process of conducting theoretical research, it was possible to reveal that the majority of students prefer to study a foreign language via distance learning, highlight the positive aspects of this learning format, and combine it with other education or work. Online learning has many different disadvantages that do not suit teachers and students, so this format of learning requires refinement and improvement of standard methods for distance learning. Distance learning is practiced in the Russian Federation, but today it does not have a proven system base, so linguists and researchers continue to work on a new learning format. The purpose of this work is to explore the features of teaching English at a university in a distance learning environment.

Текст научной работы на тему «Обучение английскому языку в условиях дистанционного образования: возможности и ограничения»

Обучение английскому языку в условиях дистанционного образования: возможности и ограничения

Грёнлунд Анна Юрьевна.

кандидат экономических наук, доцент кафедры иностранных языков Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (НГУ им. П.Ф. Лесгафта) E-mail: gronlund@mail.ru

В рамках данной работы рассматриваются преимущества и недостатки дистанционного обучения в образовательной системе. В процессе проведения теоретического исследования удалось выявить, что большинство студентов предпочитают изучать иностранный язык в дистанционной форме, выделяют положительные стороны данного формата обучения, совмещают с другим образованием или работой. Онлайн-обучение имеет много различных недостатков, которые не устраивают преподавателей и студентов, поэтому данный формат обучения требует доработки, совершенствования стандартных методов под дистанционное обучение.

В Российской Федерации практикуется дистанционное обучение, но на сегодняшний день оно не имеет отработанной системной базы, поэтому лингвисты, исследователи продолжают трудиться над новым форматом обучения. Цель настоящей работы - исследовать особенности преподавания английского языка в ВУЗе в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык, образовательный портал, Zoom-обучения, современное образование, Интернет- ресурсы.

о с

U

со см о см

Введение

XXI век, его глобальные изменения, вызванные пандемией, аккультурацией, быстрыми инновационными и техногенными открытиями, мультикультурным взаимодействием между людьми во всем мире, показал всему человечеству на сколько каждая отрасль подвержена изменениям, почему человеку необходимо быстро ориентироваться во всех изменениях.

Система образования представляет собой огромной пласт знаний, ежегодно изменяющийся в связи с обновлениями подходов, методов и методическими совершенствованиями, но с 2019 года образовательную систему пришлось не просто видоизменить, а фундаментально поменять предоставление знаний школьникам и студентам в рамках возникшей пандемии, что повергло за собой множество трансформаций, в том числе и развитие дистанционного обучения [1, C. 3-5].

Дистанционное обучение - новый формат обучения, который нельзя сравнить с заочным образованием в связи с получением знаний в режиме реального времени через онлайн-платформы (Zoom, Skype), образовательный портал (Moodle, Google Classroom), а также социальные сети, что позволяет сформировать новые особенности преподавания английского языка в ВУЗе в условиях дистанционного обучения.

Следует выделить главное преимущество дистанционного обучения в рамках иностранного языка, - обучение может осуществляться из любого места, страны, государства и обучаться могут абсолютно все, в том числе люди с проблемами со здоровьем, не имеющие возможность посещать ежедневно высшее учебное заведение, но с желанием получить образование, профессиональную квалификацию.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на вышеуказанное преимущество дистанционного обучения, оно не может полностью заменить стандартное обучение, в виду того, что студентам необходима групповая и контактная работа, важно развивать умение коммуницировать на иностранном языке «вживую», а также зачастую требуется личный контакт с преподавателем; неполадки с Интернет-соединением часто вызывают дискомфорт, потерю мотивации у студентов и преподавателей в рамках обучения данного формата.

В связи с вышепредставленной информацией, не вызывает сомнений актуальность темы исследования.

Методология

Цель настоящей работы - исследовать особенности преподавания английского языка в ВУЗе в условиях дистанционного обучения.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение полученных данных.

Для проведения теоретического исследования особенностей преподавания английского языка в ВУЗе в условиях дистанционного обучения, были использованы труды отечественных авторов: Е.Д. Безносовой [1], И.В. Борисовой [2], И.В. Дерюгиной [3], Е.В. Зубаревой [4], С.И. Кочконбае-вой [5], М.В. Николаевой [6], О.Э. Новохатской [7], Я.Н. Поддубной [8], Я.В. Проскуры [9], А.С. Семчен-ко [10], Н.В. Солдатовой [11], А.Я. Ягнич [12], благодаря которым удалось проанализировать актуальные проблемы дистанционного обучения в ВУЗе в контексте межкультурного взаимодействия; изучить дистанционный формат в обучении иностранному языку и выявить новые возможности; исследовать особенности дистанционного обучения английскому языку; сравнить допандемийное и пост-пандемийное отношение студентов к электронному обучению в вузах на примере изучения иностранного языка; охарактеризовать педагогические условия использования мультимедийных технологий в условиях дистанционного обучения по дисциплине «Английский язык»; провести оценку подходов и возможных проблем в рамках дистанционного обучения и преподавания иностранных языков; проследить эффективность он-лайн обучения английскому языку в системе дополнительного образования; выявить особенности мотивирования студентов вузов при обучении английскому языку в условиях дистантного образования в неязыковом ВУЗе и формирования дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам в рамках системы ВУЗа; вычленить базовые принципы успешного преподавания иностранных языков в режиме дистанционного обучения.

Основная часть

В результате произошедшей пандемии в 20192021 гг. человечество изменило свое отношение к качеству образования, появление вынужденного дистанционного обучения наглядно представило преимущество и недостатки системы образования в рамках обучения иностранному языку, что прослеживается в труде отечественного автора Е.В. Зубаревой [4].

Для возможности проследить особенности дистанционного обучения, выявим отрицательные и положительные стороны данного образования, что предоставит возможность оценить новый вынужденный формат образования.

И.В. Борисова [2], И.В. Дерюгина [3], Е.В. Зубарева [4] отмечают недостатки дистанционного обучения, которые проявились через призму: • трудностей, вызванные преобразования учебно-методического комплекса под потребности

дистанционного формата в кратчайшие сроки;

• психологических сложностей возникшие в процессе вовлечения студентов в новый образовательный процесс с целью продолжения образования в рамках пандемии;

• отсутствия контакта со сверстниками, преподавателем, группой, что минимизировало мотивацию студентов, их активность в учебном процессе;

• представления преподавателями новых «выдуманных» методов для дистанционного обучения, без проверки на эффективность среди студентов в связи с вынужденным переходом образования на новый формат;

• технических неполадок с Интернетом во время занятий, что способствовало срыву занятий, неполноценному обучению, способствовало психологическому дискомфорту;

• затраты большего количества времени на освоение нового материала самостоятельно;

• отвлекающими факторами в домашних условиях (телевизор, родители, дети итд);

• отсутствием интереса к онлайн-занятиям в связи с неумением пользоваться компьютером, онлайн-технологиями;

• проблемой зрения.

Несмотря на многочисленные недостатки, М.В. Николаева [6], О.Э. Новохатская [7], Я.Н. Под-дубная [8], Я.В. Проскура [9] подчеркивают положительные стороны дистанционного обучения в рамках обучения иностранному языку, что прослеживается в:

• необходимости формирования у студентов ответственности за личный результат в учебном процессе;

• повышение мотивации студента улучшить уровень знаний иностранного языка с другим преподавателем в случае конфликта с предыдущим;

• улучшение собственных возможностей в рамках индивидуальной проектной и исследовательской деятельности с целью научить самовыражению с помощью применения компьютерных технологий, составления ярких докладов как презентации и сообщения, а также умение их представлять, владея информацией;

• экономии времени;

• удобном формате обучения;

• доступности Интернет-ресурсов;

• возможности выбирать дополнительное дистанционное обучение;

• планирование личного времени без потерь на дорогу к университету;

• индивидуальном образовательном подходе преподавателя;

• разнообразности платных курсов с носителями языка;

• подходящем способе образования для интровертов;

• умение совмещать дистанционное обучение с онлайн-работой не выходя из дома, что было крайне комфортно в рамках пандемии.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Исследуя особенности дистанционного обучения, российские исследователи А.С. Семчен-ко [10], Н.В. Солдатова [11], А.Я. Ягнич [12] пишут в своих научных работах о том, что данный формат образования повышает уровень развития цифровых технологий, умения с ними взаимодействовать в рамках изучения иностранного языка, а также предоставляет каждому студенту возможность выбрать подходящий лингвистический ресурс для повышения уровня владения данным языком.

А.С. Семченко [10], Н.В. Солдатова [11], А.Я. Ягнич [12] подчеркивают необходимость к формированию дополнительного ресурса и его профессионального наполнения, как веблиогра-фия, который сможет обеспечить студентов всем необходимым в рамках учебного процесса в случае подобной пандемии или для самостоятельного изучения.

Авторы обращают внимание, что веблиография должна содержать современные отработанные дидактические материалы со ссылками на образовательные сайты, учебники, веб-сайты для глубокого изучения языка, а также данная платформа должна иметь скаченные словари для удобства выполнения домашнего задания.

Важно указать, что в будущем веблиография смогла бы обеспечить отработанное дистанционное обучение в случае экстренных ситуаций (пандемия или другие серьезные заболевания, требующие изоляции человека), в связи с этим большинство исследователей, лингвистов уделяют внимание сбору аутентичных полезных материалов, преподаватели создают коммуникативные инструменты (чат-румы, блоги, вики) для своих студентов с целью налаживания рабочего процесса онлайн и оффлайн, что позволяет наладить контакт с группой, повысить их уровень знаний в иностранном языке, предоставить новые современные материалы для более эффективного усвоения нового материала.

Вывод

Подводя итоги теоретического исследования особенностей преподавания английского языка в ВУЗе в условиях дистанционного обучения, были выявлены ряд недостатков и преимуществ нового формата образования, как для студентов, так и для преподавателей.

Следует отметить, что вынужденная мера, как перевод студентов на новый формат учебного процесса, повлияла на развитие ряд образовательных платформ (Zoom, Skype, Moodle, Google Classroom и другие), их совершенствование с целью непрерывного образовательного процесса даже в рамках случившейся пандемии в 2019-2021 гг. о Важно выделить, что большинство студентов Ы отмечают преимущество в дистанционном обучении, особенно в рамках удобств и отсутствие вре-~ менных затрат, чтобы добраться к образовательному учреждению.

Дистанционное обучение разделило мнения студентов и преподавателей, поэтому остальных студентов не устраивает данный формат обучения: они испытывают нехватку в коммуникации (особенно экстраверты), стандартном обучении и объяснении материала преподавателем, не самостоятельно.

Ссылаясь на развитие современного общества и глобализационные происходящие процессы, необходимо быть готовым к изменениям в образовательном процессе, а поэтому образовательная система в Российской Федерации должна проработать все варианты подачи учебного материала в случае новой пандемии или других ситуаций в стране.

На сегодняшний день дистанционное обучение представляет собой новый формат образования, с помощью которого студенты научились самостоятельно изучать образовательную программу, выстраивать свой учебный день, накапливать и получать знания, используя онлайн-источники, образовательные порталы, Zoom-обучения, тем самым безвыходная ситуация стала новым толчком к образовательному развитию и приобретению нового опыта, навыков, совершенствования умений.

Литература

1. «Актуальные проблемы переводоведения и лингводидактики в контексте межкультурного взаимодействия», международная научно-практическая конференция (2021 г., г. Брянск). Сборник научных статей международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы переводоведения и лингводидактики в контексте межкультурного взаимодействия» факультета иностранных языков, посвященной 90-летию Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, 17-19 сентября 2021 г. -Брянск: РИСО БГУ, 2021. - 408 с.

2. Борисова И.В. Дистанционный формат в обучении иностранному языку: поиск новых возможностей. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(с):23-28.

3. Дерюгина И.В. Особенности дистанционного обучения английскому языку // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018 № 11 (51). - Режим доступа: https://cyberlen-inka.ru/article/n/osobennosti-distantsionnogo-obucheniya-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 26.09.2023).

4. Зубарева Е. В., Тучкова И.Г. Сравнение до-пандемийного и постпандемийного отношения студентов к электронному обучению в вузах на примере изучения иностранного языка// Цифровая социология. 2021. Т. 4, № 4. - С. 7080.

5. Кочконбаева С. И., Тыныбекова Ч.А., Сыды-кова Т.М. Педагогические условия использования мультимедийных технологий в условиях дистанционного обучения по дисциплине

«Английский язык» // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=31599 (дата обращения: 26.09.2023).

6. Николаева М.В. Дистанционное обучение и преподавание иностранных языков: подходы и возможные проблемы // Образование и право. 2020. № 9. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-i-prepodavanie-inostrannyh-yazykov-podhody-i-vozmozhnye-problemy (дата досту-па:26.09.2023)

7. Новохатская О. Э. - К вопросу об эффективности он-лайн обучения английскому языку в системе дополнительного образования // Педагогика и просвещение. 2020. № 4. - С. 186197. - Режим доступа: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=34468 (дата досту-па:26.09.2023)

8. Поддубная Я.Н. Особенности мотивирования студентов вузов при обучении английскому языку в условиях дистантного образования / Я.Н. Поддубная, А.С. Мартынова, undefined 10.23670/IRJ.2020.102.12.127 // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 12 (102). - Режим доступа: https://research-journal.org/archive/12-102-2020-december/ osobennosti-motivirovaniya-studentov-vuzov-pri-obuchenii-anglijskomu-yazyku-v-usloviyax-distantnogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.09.2023).

9. Проскура Я.В. Особенности создания дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам в вузе: анализ опыта. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):72-80. - Режим доступа: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-9 (дата доступа:26.09.2023)

10. Семченко, А.С. Базовые принципы успешного преподавания иностранных языков в режиме дистанционного обучения / А.С. Семченко. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2022. № 48 (443). - С. 443-445. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/443/97052/ (дата обращения: 26.09.2023).

11. Солдатова, Н.В. Дидактические особенности дистанционного обучения английскому языку в неязыковом вузе / Н.В. Солдатова, Б.Г. Сол-датов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2(39). - С. 115-119.

12. Ягнич А.Я. Особенности обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов с применением дистанционных технологий // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2022. № 01 (12). -Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/ osobennosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovykh-vuzov-s-primeneniem-distantsionnykh-tekhnologij.html (дата досту-па:26.09.2023)

TEACHING ENGLISH IN DISTANCE EDUCATION: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

Gronlund A. Yu.

National State University of Physical Culture, Sports and Health named after. P.F. Lesgaft (NSU named after P.F. Lesgaft)

This work examines the advantages and disadvantages of distance learning in the educational system. In the process of conducting theoretical research, it was possible to reveal that the majority of students prefer to study a foreign language via distance learning, highlight the positive aspects of this learning format, and combine it with other education or work. Online learning has many different disadvantages that do not suit teachers and students, so this format of learning requires refinement and improvement of standard methods for distance learning.

Distance learning is practiced in the Russian Federation, but today it does not have a proven system base, so linguists and researchers continue to work on a new learning format.

The purpose of this work is to explore the features of teaching English at a university in a distance learning environment.

Keywords: distance learning, foreign language, educational portal, Zoom learning, modern education, Internet resources.

References

1. "Current problems of translation studies and linguodidactics in the context of intercultural interaction", international scientific and practical conference (2021, Bryansk). Collection of scientific articles of the international scientific and practical conference "Current problems of translation studies and linguodidactics in the context of intercultural interaction" of the Faculty of Foreign Languages, dedicated to the 90th anniversary of Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, September 17-19, 2021 - Bryansk: RISO BSU, 2021. - 408 p.

2. Borisova I.V. Distance format in teaching a foreign language: searching for new opportunities. Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(c):23-28.

3. Deryugina I.V. Features of distance learning in English // Bulletin of the University named after O.E. Kutafin. 2018 No. 11 (51). -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-distantsionnogo-obucheniya-angliyskomu-yazyku (date of access: 09/26/2023).

4. Zubareva E. V., Tuchkova I.G. Comparison of pre-pandemic and post-pandemic attitudes of students towards e-learning in universities using the example of learning a foreign language // Digital Sociology. 2021. T. 4, No. 4. - P. 70-80.

5. Kochkonbaeva S.I., Tynybekova Ch.A., Sydykova T.M. Pedagogical conditions for the use of multimedia technologies in the conditions of distance learning in the discipline "English language" // Modern problems of science and education. 2022. No. 2. - Access mode: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=31599 (date of access: 09/26/2023).

6. Nikolaeva M.V. Distance learning and teaching of foreign languages: approaches and possible problems // Education and Law. 2020. No. 9. - Access mode: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/distantsionnoe-obuchenie-i-prepodavanie-inostrannyh-yazykov-podhody-i-vozmozhnye-problemy (access date: 09/26/2023)

7. Novokhatskaya O. E. - On the issue of the effectiveness of online teaching of English in the system of additional education // Pedagogy and education. 2020. No. 4. - P. 186-197. - Access mode: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34468 (access date: 09/26/2023)

8. Poddubnaya Ya.N. Features of motivation of university students when teaching English in the conditions of distance education / Ya.N. Poddubnaya, A.S. Martynova, undefined 10.23670/ IRJ.2020.102.12.127 // International scientific research journal. 2020. No. 12 (102). - Access mode: https://research-journal.org/archive/12-102-2020-december/osobennosti-motivirovaniya-studentov-vuzov-pri-obuchenii-anglijskomu-yazyku-v-usloviyax-distantnogo-obrazovaniya (date of access: 09/26/2023).

9. Proskura Y.V. Features of creating distance educational technologies when teaching foreign languages at a university: analysis of experience. Professional education in the mod-

СЭ

о

CO

-a

I=i А

—I

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сз т; о m О от

З

ы о со

ern world. 2023;13(1):72-80. - Access mode: https://doi. org/10.20913/2618-7515-2023-1-9 (access date: 09/26/2023)

10. Semchenko, A.S. Basic principles of successful teaching of foreign languages in distance learning / A.S. Semchenko. - Text: immediate // Young scientist. 2022. No. 48 (443). - pp. 443445. - Access mode: https://moluch.ru/archive/443/97052/ (date of access: 09/26/2023).

11. Soldatova, N.V. Didactic features of distance learning English in a non-linguistic university / N.V. Soldatova, B.G. Soldatov //

Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy. 2020. No. 2(39). - P. 115-119.

12. Yagnich A. Ya. Features of teaching a foreign language to students of non-linguistic universities using distance technologies // Philological aspect: international scientific and practical journal. Ser.: Methods of teaching language and literature. 2022. No. 01 (12). - Access mode: https://scipress.ru/fam/arti-cles/osobennosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovykh-vuzov-s-primeneniem-distantsionnykh-tekhnologij.html (access date: 09/26/2023)

o d

u

CO CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.