Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ОНЛАЙН-ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ИЗ ОПЫТА ОНЛАЙН-ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугакова Н. Б., Попова Ю. С., Сулемина О. В.

В статье рассматриваются ключевые проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели русского языка как иностранного при обучении слушателей подготовительного отделения в дистанционном формате. Данная тема является крайне актуальной в реалиях вынужденного перехода на формат онлайн-преподавания в сфере как среднего, так и высшего образования. Сфера обучения является одной из ключевых в государственной стратегии развития внутри страны и в мировом сообществе. Резкая вынужденная смена формата обучения дала широкий материал для анализа данного опыта, который необходим для выработки дальнейшей стратегии развития. Цель работы - исследовать неметодические и методические проблемы, связанные с реализацией преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе в формате онлайн. Авторами выделены наиболее популярные платформы для онлайн-занятий, особенности содержательной стороны занятий, восприятие его обучающимися, реализация коммуникативной компетенции, аспекты языка и аспекты обучения, трудности при работе с разными видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), вопросы мотивированности, технические и временные стороны, возможности проверки домашнего задания, формы проведения итогового контроля. Показаны преимущества и недостатки данного формата. Применение новых технологий и адаптация к ним преподавателей и студентов также актуальная проблема современного дистанционного образования. Широкий перечень технических вопросов, которые возникают при реализации онлайн-обучения, требуют участия технических специалистов, что является иногда непреодолимой трудностью. Полученные выводы могут быть использованы для дальнейшего подробного исследования цифровых технологий, а также для корректировки современного курса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугакова Н. Б., Попова Ю. С., Сулемина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF RFL ONLINE-TEACHING FOR BEGINNERS AT VORONEZH STATE TECHNICAL UNIVERSITY

The article discusses the key problems faced by teachers of Russian as a foreign language when teaching students of the preparatory department in a distance format. This topic is very relevant in reality of the forced transition to the format of online teaching in the field of both secondary and higher education. The field of education is one of the key areas in the state development strategy within the country and in the global community. The abrupt forced change of the training format provided a wide material for the analysis of this experience which is necessary for the future development strategy. The purpose of the work is to investigate non-methodological and methodological problems associated with the implementation of teaching Russian as a foreign language at the initial stage in the online format. The authors have identified the most popular platforms for online classes, the features of the content side of classes, the perception of it by students, the implementation of communicative competence, aspects of language and aspects of learning, difficulties when working with different types of speech activity (listening, speaking, reading and writing), motivation issues, technical and temporal aspects, the possibility of checking homework, forms of final control. The advantages and disadvantages of this format are shown. The use of new technologies and the adaptation of teachers and students to them is also an urgent problem of modern distance education. A wide range of technical issues that arise in the process require the participation of technical specialists, which is sometimes an insurmountable difficulty. The obtained conclusions can be used for future detailed research of digital technologies, as well as for adjusting the modern course of study.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ОНЛАЙН-ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 372.881.161.1

DOI 10.36622/AQMPJ.2022.18.15.006

Воронежский государственный технический университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Бугакова Н.Б.

Россия, г. Воронеж, тел. +7-920-406-6287 е-mail: [email protected]

Воронежский государственный технический университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Попова Ю.С.

Россия, г. Воронеж, тел. +7-920-226-2368 е-mail: buka1621@rambler. т

Воронежский государственный технический университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Сулемина О.В.

Россия, г. Воронеж, тел. +7-920-214-62-19 е-mail: may2005@yandex. т

Voronezh State Technical University The chair of Russian language and cross-cultural communication PhD, associate professor

Bugakova N.B. Russia, Voronezh, tel. +7-920-406-6287 е-mail: [email protected]

Voronezh State Technical University The chair of Russian language and cross-cultural communication PhD, associate professor Popova Ju.S.

Russia, Voronezh, tel. +7-920-226-23-68 e-mail: [email protected]

Voronezh State Technical University The chair of Russian language and cross-cultural communication PhD, associate professor

Sulemina O.V.

Russia, Voronezh, tel. +7-920-214-62-19 е-mail: may2005@yandex. ru

Н.Б. Бугакова, Ю.С. Попова, О.В. Сулемина

ИЗ ОПЫТА ОНЛАЙН-ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье рассматриваются ключевые проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели русского языка как иностранного при обучении слушателей подготовительного отделения в дистанционном формате. Данная тема является крайне актуальной в реалиях вынужденного перехода на формат онлайн-преподавания в сфере как среднего, так и высшего образования. Сфера обучения является одной из ключевых в государственной стратегии развития внутри страны и в мировом сообществе. Резкая вынужденная смена формата обучения дала широкий материал для анализа данного опыта, который необходим для выработки дальнейшей стратегии развития. Цель работы - исследовать неметодические и методические проблемы, связанные с реализацией преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе в формате онлайн. Авторами выделены наиболее популярные платформы для онлайн-занятий, особенности содержательной стороны занятий, восприятие его обучающимися, реализация коммуникативной компетенции, аспекты языка и аспекты обучения, трудности при работе с разными видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), вопросы мотивированности, технические и временные стороны, возможности проверки домашнего задания, формы проведения итогового контроля. Показаны преимущества и недостатки данного формата. Применение новых технологий и адаптация к ним преподавателей и студентов также актуальная проблема современного дистанционного образования. Широкий перечень технических вопросов, которые возникают при реализации онлайн-обучения, требуют участия технических специалистов, что является иногда непреодолимой трудностью. Полученные выводы могут быть использованы для дальнейшего подробного исследования цифровых технологий, а также для корректировки современного курса обучения.

© Бугакова Н.Б., Попова Ю.С., Сулемина О.В., 2022

Ключевые слова: русский язык как иностранный, дистанционное обучение, подготовительное отделение, технический университет.

N.B. Bugakova, Ju.S. Popova, O.V. Sulemina

EXPERIENCE OF RFL ONLINE-TEACHING FOR BEGINNERS AT VORONEZH STATE

TECHNICAL UNIVERSITY

The article discusses the key problems faced by teachers of Russian as a foreign language when teaching students of the preparatory department in a distance format. This topic is very relevant in reality of the forced transition to the format of online teaching in the field of both secondary and higher education. The field of education is one of the key areas in the state development strategy within the country and in the global community. The abrupt forced change of the training format provided a wide material for the analysis of this experience which is necessary for the future development strategy. The purpose of the work is to investigate non-methodological and methodological problems associated with the implementation of teaching Russian as a foreign language at the initial stage in the online format. The authors have identified the most popular platforms for online classes, the features of the content side of classes, the perception of it by students, the implementation of communicative competence, aspects of language and aspects of learning, difficulties when working with different types of speech activity (listening, speaking, reading and writing), motivation issues, technical and temporal aspects, the possibility of checking homework, forms of final control. The advantages and disadvantages of this format are shown. The use of new technologies and the adaptation of teachers and students to them is also an urgent problem of modern distance education. A wide range of technical issues that arise in the process require the participation of technical specialists, which is sometimes an insurmountable difficulty. The obtained conclusions can be used for future detailed research of digital technologies, as well as for adjusting the modern course of study.

Keywords: Russian as a foreign language, distance learning, preparatory department, technical university.

Активное развитие информационных технологий, глобализация и дигитализация обучения в современном мире, несомненно, расширяет возможности и позволяет получить новое образование и дополнительную квалификацию без отрыва от работы или учебы, не выходя из дома. Многие исследователи отмечают активное развитие дистанционного образования, его значимость в современном мире [1, 2, 3, 4] и даже выделяют его как «новую самостоятельную дидактическую систему со своим компонентным составом (целями, задачами обучения, содержанием, методами, принципами, средствами, процессом и организационными формами), основанную на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии» [2]. Но мы склонны согласиться с учеными, которые утверждают, что «цели, задачи, содержание, методы, принципы обучения русскому языку как иностранному не зависят от формы организации образовательного процесса» [1]. При этом дистанционное обучение, несомненно, требует особой организации и использования различных компьютерных технологий. Также, с нашей точки зрения, следует разграничивать курсы, изначально ориентированные на дистанционное прохождение, и занятия, которые ведутся дистанционно в связи с реалиями пандемии. Первый вариант выбирается обучающимися осознанно и предполагает наличие необходимого оборудования, готовности к самостоятельной работе и ориентированность на соответствующий формат. Второй вариант обусловлен ограничениями и, соответственно, чаще всего оценивается негативно как преподавателями, так и обучающимися. Отсюда вытекает главная, как представляется, проблема дистанционного обучения на подготовительном отделении - отсутствие мотивации студентов и негативный настрой, связанный с невозможностью реализовать свои образовательные интенции.

Преподаватели русского языка как иностранного, работающие на подготовительных отделениях вузов, столкнулись с необходимостью проведения занятий в дистанционной форме, хотя изначально обучение ориентировано на пребывание студентов в языковой среде и непосредственный контакт с группой, что повлекло за собой ряд трудностей, связанных как с техническими, так и с методическими вопросами.

Нам кажется возможным говорить о наличии проблем неметодического характера, связанных с вынужденным дистанцированием, и ряда методических вопросов, которые решаются каждым преподавателем по-своему, в соответствии с конкретными условиями.

Проблемы неметодического характера. Во-первых, сюда можно отнести указанное выше отсутствие мотивации. С одной стороны, это вопрос организованности и нацеленности на результат самого обучающегося, но все же опыт показывает, что пребывание в языковой среде вынуждает даже немотивированных и труднообучаемых студентов выучить слова и фразы, необходимые для коммуникации в социальной среде -так называемый уровень выживания.

Отметим также, что данная проблема часто вытекает из социальных и технических трудностей в родной стране, мешающих обучению. В ряде стран есть проблемы с электричеством и доступом в интернет (Сирия, Палестина, Афганистан, некоторые африканские и латиноамериканские страны). Помимо этого, часто в группе собраны студенты из разных часовых поясов, что создает трудности как для них, так и для преподавателя. Практически все обучающиеся стремятся как можно быстрее въехать в Россию и приступить к занятиям в способствующих этому условиях. Помимо технических возможностей для учебы, в России студент подвергается визуальному, аудиальному, коммуникативному воздействию (читает названия, слышит речь, музыку, вступает в живую коммуникацию с носителями языка и т.д.), что, несомненно, позволяет быстрее адаптироваться к языку и сделать успехи в его изучении.

Вопросы, связанные с реализацией методических приемов преподавания РКИ в интернете.

1. Выбор платформы для проведения занятий. Сейчас существует огромное количество различных вариантов платформ для проведения уроков онлайн, и каждый выбирает наиболее удобную. Наши преподаватели использовали Skype, Google-classroom, Zoom, Moodle и ряд других платформ и сделали вывод, что по таким параметрам, как невысокие программные требования (важно при плохом интернете у студентов), возможность демонстрации экрана, наличие виртуальной доски, видео- и аудиосвязи, чата, Zoom на данный момент оптимален для проведения онлайн-занятий. Остальные платформы тоже обладают своими плюсами, но чаще всего работа в них вызывает у студентов трудности технического характера. С начала пандемии возможности Zoom расширились и проблемы во время проведения видеоконференций возникают довольно редко. Единственным минусом этой платформы является ограниченность сессии во времени до 40 минут без дополнительной оплаты, но это соответствует половине пары и не вызывает особых нареканий. Примеры объяснения грамматического материала с помощью виртуальной доски в Zoom представлены на рисунках 1, 2.

Рис. 1. Объяснение грамматики, сводная таблица падежей имени существительного в единственном числе

Рис. 2. Объяснение схемы выполнения практического задания, замена конструкции с глаголом «нравиться» на конструкцию с глаголом «любить»

Как видно, виртуальная доска позволяет создавать наглядные схемы, использовать разные цвета, сохранять материал. Это делает объяснение грамматики близким к традиционному занятию в классе. Но здесь невозможно использовать шрифты, похожие на рукописный, если в наличии нет планшета и возможности писать на экране. Поэтому для обучения письму используются видеоуроки, записанные преподавателями и загруженные в Youtube, а также материалы по письму, которые находятся в свободном доступе. Для проверки студент должен писать домашние задания в своей тетради и присылать фото в мессенджерах Watsup

или Fasebook, которые позволяют редактировать фото (т.е. исправлять ошибки) и отправлять обратно, не скачивая его (рисунок 3).

Рис. 3. Проверка домашнего задания онлайн в мессенджере

Также мессенджеры используются для создания чатов группы и обмена информацией, общения студентов между собой.

Другой хорошо зарекомендовавший себя вариант - проверка домашнего задания совместно с группой во время урока. Студенты по очереди читают ответы, преподаватель исправляет ошибки и записывает правильный вариант в чате или непосредственно в учебнике, если используется формат *^се.

2. Сохранение и повторение пройденного материала. Как известно, на начальном этапе обучения новая информация и новая грамматика дается практически каждое занятие. Часто по разным причинам преподаватель не имеет возможности повторять урок для отсутствовавших студентов. Помочь им в освоении пропущенного материала призваны видеоуроки, записанные преподавателями в аудитории и загруженные на платформу Youtube. Такие уроки особенно важны при постановке фонетики, письма, чтения. Они позволяют много раз просматривать технику написания букв и прослушивать звуки или текст, отрабатывая навыки при повторении за преподавателем. Но видеоуроки и самостоятельное освоение грамматики по учебнику обязательно должны сопровождаться непосредственными онлайн-занятиями в группе с преподавателем, поскольку студент не может самостоятельно контролировать степень освоения материала и не замечает собственные ошибки.

3. Введение новой лексики. При введении новых слов интернет позволяет объяснить их визуально, не прибегая к переводу, что облегчает работу преподавателя. Но возникает проблема с запоминанием и непосредственным использованием. Здесь помогает работа в группе с включенным видео. Например, тема «цвета» закрепляется, когда студенты называют цвет своей одежды или одежды одногруппников, и т.п. Однако отсутствие языковой среды требует от студентов упорства и мотивации в освоении лексики, большой самостоятельной работы. Этот раздел РКИ часто оказывается непроработанным при онлайн-обучении.

4. Коммуникация на русском языке. Это самый проблемный вопрос в дистанционном преподавании РКИ. Сложности возникают из-за маленького лексического запаса, отсутствия реальных жизненных ситуаций, побуждающих к коммуникации на русском языке и ряда других факторов. Относительному преодолению коммуникативных проблем способствует побуждение студентов к общению в группе во время занятия на русском языке. Это может быть составление диалогов, участие в ролевых играх по данной ситуации и т.п. Оптимальным кажется количество студентов в группе около 5-6 человек. Малые группы дают возможность высказаться всем студентам, а преподавателю - услышать каждого и обратить внимание на ошибки.

Экзамен по говорению для студентов подготовительного отделения, который проходил онлайн летом 2021 года показал, что даже при отличном знании грамматики они плохо готовы к живой коммуникации, теряются и зачастую не понимают элементарных вопросов преподавателя. Представляется, что это вызвано стрессом из-за немного необычной формы экзамена и отсутствием достаточной практики говорения.

5. Проверка знаний, экзамены. Контрольные и тестовые задания в огромном количестве представлены в интернете. Многие находятся в свободном доступе, выполняются онлайн и позволяют обучающимся самим оценить свой уровень подготовки.

По окончании подготовительного отделения экзамен по РКИ проходил в упрощенной форме: онлайн-тест по грамматике на платформе Moodle (Образовательный портал ВГТУ - https://old.education.cchgeu.ru/) и устный экзамен - говорение в Zoom. Создание теста в Moodle очень удобно, дает возможность задать все желаемые параметры (ограничение во времени, постоянную смену вопросов, автоматическую проверку, количество попыток). Но, к сожалению, объективность такого теста крайне низка в связи с невозможностью непосредственно или хотя бы по видео контролировать студентов в ходе выполнения (у многих есть только одно устройство для входа в интернет). Устная часть требует включения видео и коммуникации с преподавателем, поэтому она объективно показывает степень освоения студентами материала.

Мы коснулись далеко не полного списка вопросов, возникающих при вынужденном онлайн-преподавании РКИ на начальном этапе. Однако в нашей практике преподавания именно этот круг проблем оказался особенно значимым. Подводя промежуточные итоги почти двухлетнего опыта дистанционного преподавания РКИ на подготовительном отделении, можно сделать следующие выводы: 1) оптимальны малочисленные группы, 2) в одной группе должны быть представлены страны близких часовых поясов, 3) материал должен подаваться максимально наглядно, с возможностью пересмотреть и повторно прослушать тему, 4) необходимо создать в группе атмосферу, располагающую к общению и стараться мотивировать студентов к выходу в речь, коммуникации друг с другом на русском языке.

Если говорить о реализации при дистанционном обучении всех аспектов владения языком, получится следующее: грамматика и лексика, чтение и письмо усваиваются довольно неплохо, аудирование и говорение вызывают большие затруднения. Думается, это связано с отсутствием погружения в языковую среду, ежедневной практики восприятия и использования русской речи. Как показывает пример студентов, поступивших на первый курс и сейчас проходящих обучение непосредственно в университете, при наличии лексической и грамматической базы, навыки аудирования и говорения в языковой среде развиваются и прогрессируют довольно быстро.

Библиографический список

1. Бондаренко В.А. Проблемы организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному (из опыта подготовительных курсов для иностранных слушателей) / В. А. Бондаренко // Молодой ученый. 2020. № 39 (329). С. 185-187. [Режим доступа]. URL: https://moluch.ru/archive/329/73787/ (Дата обращения: 18.02.2022).

2. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений М.. Издательский центр «Академия», 2004. С. 52-53

3. Ускова О.А., Ипполитова Л.В. Дистанционная форма обучения русскому языку как иностранному: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017 №5 (782). [Режим доступа]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/distantsionnaya-forma-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-problemy-i-perspektivy (Дата обращения: 18.02.2022).

4. Иванова Т.И., Железнякова С.Н. Из опыта дистанционного преподавания русского языка как иностранного слушателям разных стран // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016 №1-4. [Режим доступа]. URL: hl:tps://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-distantsionnogo-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-slushatelyam-raznyh-stran (дата обращения: 18.02.2022).

References

1. Bondarenko V.A. Problems of organizing distance learning in Russian as a foreign language (from the experience of preparatory courses for foreign students) / V. A. Bondarenko // Young scientist. 2020. No. 39 (329). Pp. 185-187. [Access mode]. URL: https://moluch.ru/archive/329/73787 / (Accessed: 02/18/2022).

2. Polat, E.S. Theory and practice of distance learning / E.S. Polat, M.Y. Bukharkina, M. V. Moiseeva. Study guide for students. higher.ped.studies.institutions M .. Publishing Center "Academy", 2004. Pp. 52-53

3. Uskova O.A., Ippolitova L.V. Distance learning of Russian as a foreign language: problems and prospects // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2017 №5 (782). [Access mode]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnaya-forma-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-problemy-i-perspektivy (Accessed: 02/18/2022).

4. Ivanova T.I., Zheleznyakova S.N. From the experience of distance teaching of Russian as a foreign language to listeners from different countries // Actual problems of humanities and natural sciences. 2016 №1-4. [Access mode]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-distantsionnogo-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-slushatelyam-raznyh-stran (accessed: 02/18/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.