СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.016:811.161.1:004 DO110.26170/2079-8717_2022_01 _01
ББК Ш141.12-9-99+Ч448.026.843 ГРНТИ 14.07.07 Код ВАК 13.00.02 (5.8.2); 10.02.01
Марьянчик Виктория Анатольевна,
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и речевой культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова; 163000, Россия, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17, e-mail: [email protected]
Попова Лариса Владиславовна,
доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка и речевой культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова; 163000, Россия, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17, e-mail: [email protected]
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ
В РАМКАХ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДХОДЫ И МНЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ЗА 2021 ГОД)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; РКИ; дистанционное обучение; дистанционные образовательные технологии; информационно -коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; онлайн-образование; смешанное обучение; асинхронное обучение; цифровые технологии; электронные образовательные ресурсы; методы обучения.
АННОТАЦИЯ. Статья представляет собой обзор научных публикаций, размещенных на платформе научной электронной библиотеки eLibrary в 2021 г. и посвященных проблемам онлайн-образования в сфере преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Необходимость обзора обусловлена развитием теории и методики дистанционного образования, выделением в отдельное направление методики дистанционного обучения. Автор называет этапы развития дистанционного обучения: 1) этап онлайн-обучения как «инновационной пробы»; 2) этап первого массового опыта; 3) этап осознания потенциала и специфики онлайн-образования. 2021 г. признается началом очередного этапа развития теории и методики дистанционного обучения РКИ. В статье рассматриваются различные подходы к обсуждению в научном дискурсе проблем языкового образования инофонов в новых рамках, сопоставляются мнения авторов научных публикаций. Целью обзора является систематизация научного дискурса, формирующегося вокруг проблем преподавания РКИ в дистанционном формате. Публикации обозначенного периода систематизируются по направлениям: I. Анализ перехода на дистанционное обучение в ракурсе научных концепций; II. Экспертная оценка дистанционного обучения; III. Презентации курсов РКИ и проектов лингводидактического содержания, размещенных в онлайн-пространстве; IV. Каталогизация программных средств и цифровых инструментов онлайн-обучения; V. Анализ дидактических средств онлайн-обучения; VI. Описание форм, методов и приемов онлайн-обучения. Отмечено, что при дидактическом обобщении авторы работ в основном фокусируют внимание на периодизации развития программных технологий в интернет-обучении, на метаязыке описания объекта, на месте онлайн-обучения в современной педагогической системе. Особое внимание уделяется педагогическому дизайну онлайн-курсов, технологиям «blended learning» и «edutainment». В обзоре обобщаются достоинства и недостатки, представленные в экспертных оценках авторов научных статей. Материал обзора можно использовать в практике преподавания учебного курса «Технологии дистанционного обучения русскому языку как иностранному».
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Марьянчик, В. А. Русский язык как иностранный в рамках онлайн-образования: подходы и мнения (по материалам научных публикаций за 2021 год) / В. А. Марьян-чик, Л. В. Попова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. -№ 1. - С. 8-19. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_01.
БЛАГОДАРНОСТИ: исследование выполнено победителем (в соавторстве) Конкурса на предоставление грантов преподавателям магистратуры 2020/2021 благотворительной программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Maryanchik Victoria Anatolyevna,
Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of Department of Russian Language and Speech Culture, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia
Popova Larisa Vladislavovna,
Doctor of Philology, Associate Professor of Department of Russian Language and Speech Culture, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN THE FRAMEWORK OF ONLINE EDUCATION: APPROACHES AND OPINIONS (BASED ON SCIENTIFIC PUBLICATIONS OF 2021)
© Марьянчик В. А., Попова Л. В., 2022
KEYWORDS: Russian as a foreign language; methods of teaching the Russian language; RFL; distance learning; distance educational technologies; information and communication technologies; informatization of education; information educational environment; online education; blended learning; asynchronous learning; digital technologies; electronic educational resources; teaching methods.
ABSTRACT. The article is a review of scientific publications published on the platform of the scientific electronic library "eLibrary" in 2021 and devoted to the problems of online education in the field of teaching Russian as a foreign language. The need for the review is due to the development of the theory and methodology of distance education, the allocation of distance learning methods in a separate direction. The author identifies stages of the development of distance learning of Russian as a foreign language: 1) the stage of online learning as an "innovative test"; 2) the stage of the first mass experience; 3) the stage of awareness of the potential and specifics of online education. 2021 is recognized as the beginning of the next stage of the development of the theory and methodology of distance learning of Russian as a foreign language. The article analyzes various approaches to the discussion of the problems of foreign language education in the scientific discourse in a new framework, compares the opinions of the authors of scientific publications. The purpose of the review is to systematize the scientific discourse that is being formed around the problems of teaching Russian as a foreign language in a distance format. Publications of the designated period are systematized in directions: I. Analysis of the transition to distance learning from the perspective of scientific concepts; II. Expert evaluation of distance learning; III. Presentations of RFL courses and projects of linguodidactic content posted in the online space; IV. Cataloging of software tools and digital tools for online learning; V. Analysis of didactic means of online learning; VI. Description of forms, methods and techniques of online learning. It is noted that with didactic generalization, the authors of the works mainly focus on the periodization of the development of software technologies in Internet learning, on the metalanguage of object description, on the place of online learning in the modern pedagogical system. Special attention is paid to the pedagogical design of online courses, "blended learning" and "edutainment" technologies. The review summarizes the advantages and disadvantages presented in the expert assessments of the authors of scientific articles. The review material can be used in the practice of teaching the course "Technologies of distance learning of Russian as a foreign language".
FOR CITATION: Maryanchik, V. A., Popova, L. V. (2022). Russian as a Foreign Language in the Framework of Online Education: Approaches and Opinions (Based on Scientific Publications of 2021). In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 8-19. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_01.
ACKNOWLEDGMENTS: the study was carried out by the winner (co-authored) of the 2020/2021 Master's Teachers Grant Competition of the charitable program "Vladimir Potanin Scholarship Program" of the Vladimir Potanin Charitable Foundation.
Введение. Социальные условия сформировали довольно жесткие рамки для учебного процесса, обозначенные в педагогическом научном дискурсе как онлайн-образование и включающие временные, локальные, процессуально-управленческие, ресурсные (в т. ч. технические), проектные, регламентные, контрольно-оценочные параметры. В течение нескольких лет работы в этих условиях педагогическое сообщество накапливало опыт погружения в онлайн-стихию, осознания, освоения и преобразования онлайн-пространства, эффективного существования в онлайн-контексте - опыт, который на сегодняшний день выходит на уровень обобщения.
Целью данного обзора является систематизация научного дискурса, формирующегося вокруг проблем преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в дистанционном формате. Для анализа выбраны научные публикации за 2021 год, размещенные на платформе научной электронной библиотеки eLibrary (https://www.elibrary.ru/ defaultx.asp). Необходимость обзора обусловлена изменением подхода к проблемам онлайн-обучения в научном дискурсе. Ср.:
(1) этап онлайн-обучения как «инновационной пробы» (до пандемии 2020 г.);
(2) этап первого массового опыта (обяза-
тельный переход на дистанционное обучение, 2020-2021 гг.); (3) этап осознания потенциала и специфики онлайн-образования (анализ ситуации с опорой на полученные результаты, 2021 г.). Описание сути и специфики, содержания и технологий языкового образования в новом контексте становится на третьем этапе более глубоким, фундаментальным.
Обзор. Свой опыт в области обучения РКИ онлайн представили в научных публикациях Астраханский государственный университет, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Ивановский государственный химико-технологический университет, Иркутский государственный университет, Калмыцкий государственный университет, Московский педагогический государственный университет, Полесский государственный университет, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Тюменский индустриальный университет и другие вузы. Многочисленные публикации систематизируем по нескольким направлениям: I. Анализ перехода на дистанционное обучение в ракурсе научных концепций; II. Экспертная оценка дистанционного обучения; III. Презентации курсов РКИ и проектов лингводидактического содержания, размещенных в онлайн-пространстве; IV. Каталогизация программ-
ных средств и цифровых инструментов он-лайн-обучения; V. Анализ дидактических средств онлайн-обучения; VI. Описание форм, методов и приемов онлайн-обучения.
I. Анализ перехода на дистанционное обучение в ракурсе научных концепций. В научных работах, посвященных проблемам преподавания РКИ, отмечается формирование новой образовательной парадигмы, описываются ее признаки: применение современных технологий, в том числе m-learning, u-leaming, МООК и т. д.; дистантное взаимодействие субъектов учебного процесса; специфические формы синхронного и асинхронного контроля; множественное сенсорное восприятие и учет особых потребностей при использовании мультимедиа; изучение эффективности использования мультимедиа [30, с. 3-4].
Общие проблемы и перспективы он-лайн-обучения РКИ остаются предметом обсуждения во многих научных и научно-методических статьях [1; 17; 37; и др.]. При дидактическом обобщении авторы работ в основном фокусируют внимание (а) на периодизации развития программных технологий в интернет-обучении, (б) на метаязыке описания объекта, (в) на месте онлайн-обучения в современной педагогической системе.
Поиски истоков дистанционного обучения привели ученых в Великобританию XVIII в., где было апробировано обучение письму с помощью почтовых услуг [37, с. 103]. И. М. Белоусова и О. В. Архипкин рассматривают онлайн-обучение РКИ в ракурсе педагогической инноватики, отмечая, что «периодизация развития программных технологий в обучении была предложена в 2004 г.» [4, с. 136]. Сегодня предлагается выделить дистанционное обучение на пред-вузовском этапе «как новое направление методики» [35, с. 54].
Опираясь на работы конца ХХ в., на ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», современные авторы разграничивают понятия «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «онлайн-обучение», «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии» [3; 36; 30; 31; и др.].
Рассматривается как наиболее актуальная версия для вузов «blended learning», или смешанное обучение. Концепция смешанного обучения зародилась в 60-е годы XX века, однако статус термина приобрела только в 1999 г. [10, с. 171]. Уделяется внимание и другим воплощениям дистанционного обучения, например анализируется edutainment-технология (термин мотивирован английскими словами - education и entertainment, образование и развлечение),
см. в [14; 36].
Авторы научных работ опираются на исследования языкового ^йа1-образования Э. Г. Азимова, А. Н. Богомолова, А. Д. Гарцо-ва, Е. С. Полат и других ученых; ссылаются на ранее сформулированные общедидактические принципы электронного обучения (например, в [13]: измеримость цели обучения, модульность, полнота и завершенность, наглядность, интерактивность), на ранее выделенные компоненты дистанционного образования (например, в [2]: технологическая, содержательная и организационная составляющие).
На настоящий момент рассматривают педагогический дизайн применительно к онлайн-курсам. Специфику педагогического дизайна массовых открытых онлайн-курсов по РКИ авторы видят в следующем: четкая структура курса, четкий график, эффективная система оценивания, учет «межкультурной асимметрии образовательных процессов», предварительное тестирование заданий, сроков, параметров оценивания [38, с. 33]. В научных исследованиях вырабатываются принципы создания онлайн-курсов, например: принцип наглядности, принцип дозированной подачи информации, принцип сочетания различных способов подачи информации, лингвострановед-ческая направленность [19, с. 401-404].
Предметом научного описания становятся компоненты виртуальной образовательной среды: образовательные и информационные порталы и учебные ресурсы, посвященные русскому языку; дистанционные курсы по русскому языку, а также дистанционные курсы повышения квалификации для преподавателей РКИ; мультимедийные файлы на русском языке в сети Интернет; мобильные технологии для обучения РКИ [16, с. 326].
Синергетическая идея заключается в том, что «стратегически важна "замкнутая система" оценки - обучения - оказания помощи» [31, с. 93].
II. Экспертная оценка дистанционного обучения. Рамки дистанционного обучения предполагают, что основными методами служат информационно-рецептивный и репродуктивный. В работах отмечается, что при опоре на достижения в области программированного обучения и компьютерной лингвистики «делается упор на пользу приобретенных знаний» [4, с. 136]. В то же время преподаватели РКИ понимают, что необходимо активизировать процесс обучения, и предлагают дополнить традиционные методы активными - проектным, исследовательским [8, с. 15]. В научных работах подчеркивается, что «в условиях смешанного или дистанционного обучения
важное значение приобретают рефлексивные задания, нацеленные на самооценку качества освоенного содержания» [36, с. 113].
Использование дистанционных технологий требует соблюдения принципов преемственности, необходимости и достаточности с учетом языкового уровня (см. об этом в [20, с. 184]), которые, к сожалению, не всегда соблюдается.
Авторы отмечают достоинства он-лайн-обучения, в том числе: рациональную организацию учебного процесса для каждого обучающегося; эффективность мультимедийного контекста (вовлекаются разные органы восприятия); гибкость и открытость системы; учет способностей и стилей учения разных студентов; новые средства (возможности компьютера); интенсификацию процесса [28, с. 46-47]; «возможность учиться из любой точки планеты, где есть хороший Интернет», экономию времени, гибкий график, экономическую выгоду, современные интерактивные технологии как инструмент мотивации и эффективности, доступность электронных ресурсов [25, с. 78].
Экспертная оценка выявляет недостатки онлайн-обучения, см. в [29, с. 144; 25, с. 78; 37, с. 105 и др.].
Большинство авторов указывают на ограничение разговорной практики как на самый очевидный минус дистанционного обучения. Также к негативным явлениям относят следующие: дефицит электронных учебников; технические ограничения доступа к интернет-связи, неустойчивость связи; ограничения доступа к отдельным ресурсам (например, YouTube для студентов в Китае); технические помехи, доставляющие психологический дискомфорт и нарушающие коммуникацию; риски для здоровья (нагрузка на зрение, длительное нахождение за компьютером, ограничение физических нагрузок); ограничение невербального телесного контакта (жестовое сопровождение, зрительный контакт, мимика); ограничение моторной, физической активности, организации активных игр (эстафеты, «прятки» и пр.), использования ряда мнемотехнических практик (в том числе ограничение действий с материальными объектами); сложность контроля экрана обучающегося и его внимания в онлайн-среде. Для ранжирования негативных факторов были проведены опросы пользователей, результаты которых требуют осмысления. Например, «12 % указали на отсутствие бумажных учебников как на фактор, препятствующий лучшему усвоению предмета» [35, с. 58].
В целом негативные факторы исследователи делят на четыре группы - психологические, организационные, технические и
методические [17, с. 52].
III. Презентации курсов РКИ и проектов лингводидактического содержания, размещенных в онлайн-пространстве. Вузы, работающие с иностранными обучающимися, создают цифровую среду для целевой аудитории инофо-нов, например: платформа дистанционного обучения русскому языку «РКИ online» (на базе Moodle) Калмыцкого государственного университета [29, с. 141]. В этой среде размещаются различные языковые курсы и тренажеры, которые презентуются в рамках научных и научно-методических публикаций, см.: вводно-фонетический курс на цифровом образовательном ресурсе «Национальная открытая школа» [6, с. 147]; он-лайн-курс «Русского мира» «Здравствуй, русский язык» [10, с. 172]; онлайн-курс «Элементарно.Ру» [20, с. 184] и т. д.
Наиболее активно описываются учебные курсы, адресованные студентам вузов или слушателям подготовительных отделений и факультетов: «Русский язык от А до Я. Первая встреча» (с переводами на китайский и английский языки); «Твои сибирские каникулы» (для начинающих испано-язычных слушателей) и др. Общим признаком презентуемых курсов является структурированность, отчасти заданная интерфейсом выбранной образовательной платформы. Так, онлайн-курс Полесского государственного университета (Moodle и Microsoft teams) состоит из разделов: Lesson, Grammar, Vocabulary, Listening, Writing, Communication, Written Exercises [21, с. 116]; он-лайн-курс Тюменского индустриального университета состоит из разделов: «Знакомство с городом и университетом», «Знакомство. Рассказ о себе», «Еда в Тюмени», «Погода в Тюмени», «Жизнь студентов ТИУ. Праздники, отдых, хобби», «Прогулка по Тюмени», «Жизнь в Тюмени» [27]; она-лайн-курс «Деловой русский язык (для удаленного контингента)» состоит из 5 модулей, в которые включены различные темы («Прибытие в страну», «Заказ и покупка электронных билетов», «Перелет на самолете», «Приезд на поезде», «Пограничный и таможенный контроль», «Заполнение таможенной декларации», «Знакомство с сотрудниками», «Правила этикета» и др.) [38]. Также см.: «Практический курс первого иностранного языка» [36], онлайн-курсы «Русский язык с нуля» и «Глаголы движения в русском языке» [23], т. д.
Методическое описание образовательного продукта, как правило, включает указание на языковой уровень и/или утилитарную задачу. Например: электронный курс по подготовке к сертификационному тестированию по уровню В2 [39]. В боль-
шинстве случаев авторы курса описывают структуру, раскрывают тематическое наполнение и указывают на систему оценки. Например, тренажер «Русский язык как иностранный. Приключения Тома в России» включает в себя шесть разделов (шесть городов России); в разделе - диалоги, за работу с которыми игрок получает баллы, а в конце - сувенир или магнитик [20, с. 183].
В ряде случаев читатель научной публикации получает возможность познакомиться с дидактическими материалами курса, перейдя по гиперссылке, например с материалами для преподавателя, для студентов, с отдельными темами вводно-фонетического курса в [6, с. 146].
Также объектом научно-методического описания и презентации становятся олимпиады. В качестве примера приведем Международную дистанционную олимпиаду по русскому языку и страноведению среди иностранных граждан, которая состоит из теста (вопросы по русскому языку, литературе, истории, географии, культуре России) и конкурса речевого мастерства (видеоролик с монологом по заданным темам) [29, с. 141].
Отдельное внимание уделяется практике проведения языковых онлайн-школ. См. описание Международной онлайн-школы по русскому языку «Русский язык как иностранный в новой реальности», проводимой БФУ им. И. Канта в [33]. Школа была структурирована по сессиям («Быть ВКонтакте», «Быть в теме», «Быть профи») [33, с. 419425].
IV. Каталогизация программных средств и цифровых инструментов онлайн-обучения. Признается, что для создания научно-методической базы он-лайн-обучения РКИ необходимо найти оптимальные программные средства, позволяющие реализовать учебные курсы в Интернете. Кроме анализа работы в веб-системах для организации дистанционного обучения (например, открытая система Moodle; модульная объектно-обучающая платформа educa.isu.ru Иркутского государственного университета, децентрализованная онлайн-платформа Core, платформа iSpring и др.), авторы публикаций делятся опытом использования в процессе обучения РКИ программ и приложений - сервисов для организации взаимодействия с обучающимися: Skype, Zoom, BigBlueButton, Discord, WhatsApp.
Выбор программной оболочки определяется не только возможностью оптимизировать лингводидактический контент, но и социальными факторами. Так, обеспечить эффективную онлайн-коммуникацию с аудиторией из китайских вузов возможно с применением системы Skype [29, с. 141].
В других случаях выбор в пользу того или иного приложения определяется экономическими соображениями, см.: Zoom «требует меньше системных ресурсов, просто в использовании, использует меньше интернет-траффика в отличие от Skype, Discord и других приложений» [29, с. 142].
Авторы каталогизируют технологии и инструменты, используемые в академической коммуникации: обучающие программы и приложения (Learn&Go, Talk2Russia, Kalinka и др.), онлайн-доски (Realtimeboard, Netboard, Jamboard, iDroo, AMW board, Miro, Whiteboard Fox, Webwhiteboard, Con-ceptboard, Twiddla, GroupBoard, Ziteboard, Limnu Scribblar, Padlet и др.), ментальные карты (Creately, Canva, Mindmeister), сервисы по созданию презентаций (PowerPoint, Google Presentations), сервисы по созданию инфографики, интерактивных картинок-плакатов (Easel.ly, Thinglink, Genial.ly, Plickers), фото-, видео- и графические редакторы (Canva, Movavi, iMovie), технологии для сторителлинга (Blogger, Instagram, iziTravel), облака слов (WordArt, Wordscloud и др.), генераторы прописей (на Pinterest.ru и др.), учебные тренажеры и тесты-опросники (на онлайн-сервисах Google-класс, LearningApps, Kahoot!, Quizlet, Wordwall и др.) и разноплановые онлайн-ресурсы для создания интерактивных заданий (Wizer.me, Youtube, QR Code Generator) [6; 9; 10; 15; 18; 22; 25; 26; и др.]. Отдельно отметим инструменты, которые используются для создания и экспертной оценки методических материалов, например тексто-метр - онлайн-инструмент для определения уровня сложности текста по РКИ, см. в [24], чат-бот MyRUSkey bot [5].
V. Анализ дидактических средств онлайн-обучения. Каталог дидактических средств в условиях дистанционного образования активно расширяется: наряду с учебником занимают места онлайн-курсы (закрытые и открытые) и языковые тренажеры. На данном этапе исследователи формулируют и систематизируют принципы их создания (см. выше). Также необходимо в теоретических и практических целях провести понятийные, функциональные и инструментальные границы между новыми средствами. Так, разница между онлайн-курсом и тренажером рассматривается в [20, с. 183].
В дистанционном обучении используются традиционные (печатные) учебники, электронные и смарт. Цифровизация обучения предполагает переход на электронные пособия. Авторы исследований указывают наиболее активно используемые в практике, например: для Apple iOS: «Russian for Beginners - А1» (Е. А. Хамраева,
Э. И. Иванова), «Easy Russian - А2» (И. С. Гусева, Н. М. Румянцева) и «Russian with you» уровня Б1 (И. В. Богатырева, Н. М. Румянцева и др.) [10]; мультимедийный комплекс «Русский глагол» [28]; уделяют внимание географии создания электронных учебников: «Капуста» (Финляндия), «Руслан» (Великобритания), «Голоса» (США) и др. [31].
В рамках публикаций презентуются учебные пособия, разработанные с учетом специфики дистанционного обучения. Например, пособие по развитию речи «Слово есть дело» [12], диалоговый тренажер «Русский язык как иностранный. Приключения Тома в России» [20], электронное учебное пособие «Моя жизнь в Тюмени» [27].
Проведены исследования цифрового текста в аспекте влияния его интерактивных параметров на восприятие, включая выявление рефлексивной позиции читателя в отношении данных параметров [7].
Авторы научных публикаций рассматривают не только специфичные, но и общие проблемы создания учебников для дистанционного и традиционного образования. Одной из таких проблем является то, что «до сих пор в отечественной методике не разработаны четко систематизированные критерии отбора коммуникативных ситуаций и способы их рационального представления в учебнике» [27, с. 173]. Онлайн-среда обусловливает включение в пособия новых тем, см., например, в пособии по развитию речи модуль «Работаем в русском Интернете», объединяющий различные виды речевой деятельности [12, с. 271]. Специфика электронного учебника видится в сочетании качественной содержательной части и эффективной цифровой оболочки.
Подчеркнем, что часть описываемых средств и приемов уже известна из опыта традиционного обучения, но их использование активизировалось именно в рамках он-лайн-обучения. Сказанное в полной мере относится к инфографике, которая заняла прочные позиции в ряду дидактических материалов на уроках РКИ. Авторы публикаций советуют пользоваться источниками со свободным доступом (Pinterest https://www. pinterest.ru; РИА Новости https://ria.ru, Аргументы и факты https://aif.ru и др.) или создавать инфографику при помощи веб-сервисов Canva, Easel.ly, Venngage, Piktochart [9, с. 123].
В публикациях видны попытки преподавателей переосмыслить работу с традиционными объектами учебных действий на занятиях РКИ. См.: «При дистанционном обучении необходимо минимизировать работу с текстом: представлять текст в виде
схем, таблиц, графиков, графических изображений и т. д.» [8, с. 18]. Выскажем сомнения по поводу данного утверждения. Мы полностью согласны с автором, если речь идет о справочном учебном тексте (инструкции, грамматическая информация). Но в этом случае принцип наглядности предполагает компрессию текста и в условиях традиционного обучения. Если мы говорим о тексте как объекте изучения и дидактическом средстве обучения речевой деятельности, то изменение структуры текста не может определяться формой обучения -синхронной или асинхронной, дистанционной или аудиторной.
В методическом дискурсе обозначены дидактические средства, которые стали ядерными для дистанционного обучения. Это так называемые «рабочие листы» - готовые визуальные опоры уроков, рассматриваемые в качестве «оптимального решения для формирования лингвистической и речевой компетенции» [6, с. 145].
VI. Описание форм, методов и приемов онлайн-обучения. Методисты и практики сопоставляют форматы дистанционного обучения - синхронный, асинхронный и смешанный, отмечая достоинства и недостатки каждого. Так, при асинхронном обучении обучающиеся инофоны могут осваивать программу с учетом индивидуального графика и личных потребностей. В то же время авторы исследований отмечают, что «занятия с применением синхронного метода обучения значительно эффективнее и, в связи с этим, более востребованы по сравнению с уроками, проводимыми в асинхронной цифровой образовательной среде» [25, с. 78]. В научном сообществе развивается дискуссия по этому поводу. Ср.: «...дистанционный формат преподавания РКИ может быть не менее эффективным, чем очное обучение или blended leaming» [12, с. 270].
Переход из традиционных форм в дистанционные ведет к потере важных составляющих учебного взаимодействия преподавателя и ученика, как правило, связанных с ослаблением обратной связи. Поэтому в методике дистанционного обучения ведутся активные поиски по восполнению этих пробелов. Так, виртуальная экскурсия может вестись в диалоге с аудиторией, если использовать соответствующие технологии. В публикациях, представляющих технологии виртуальных экскурсий, рекомендуется платформа Mentimeter, которая позволяет организовать обратную связь: аудитория реагирует, задает вопросы, участвует в он-лайн-викторинах [10, с. 172].
При онлайн-обучении усиливается синкретичность форм, которая характерна в
целом для современного образования. Так, экскурсия превращается в речевой тренажер. См. презентацию тренажера «Прогулка по Владивостоку»: тематические разделы соответствуют формату экскурсии (Владивостокская крепость, ДВФУ, Океанариум, Золотой мост; Токаревский маяк и др.), но в каждом разделе обучающиеся проходят квест, активизирующий лексико-грамма-тические знания, выполняют тест, работают с видео, совершенствуя речевую деятельность [14].
Разнообразие приемов онлайн-обучения, в том числе с применением цифровых инструментов, с одной стороны, открывает почти неограниченные перспективы для методической фантазии преподавателя, с другой стороны, требует умеренности и продуманности при использовании тех или иных средств и приемов. Любопытным, на наш взгляд, оказалось противоречие общего вектора на обучение через развлечение (edutainment) с результатами опроса: на вопрос о том, какие виды заданий делают занятие более интересным и полезным, иностранные слушатели отдали предпочтение творческим заданиям (доклад, презентация) в более чем 30% случаях, а игре - только в 16% [35, с. 58].
В научно-методическом дискурсе появляется все больше конкретных разработок онлайн-занятий, что, безусловно, важно для создания методического банка. Отдельные занятия соответствуют общей лингводидак-тической модели дистанционного занятия, которая отражает субъект-субъектное взаимодействие с компетентностным ядром, включающим языковые, речевые, межкультурные и информационно-коммуникативные компетенции. В статьях предлагаются методические разработки учебных занятий, см. пример интерактивного урока в [18, с. 34-43], занятия по теме «Продукты» [25, с. 77-86], урока по теме «Профессии» [11, с. 26-33] и др.
Авторы указывают на необходимость использовать разнообразные способы привлечения внимания. К сожалению, мы не нашли в работах за указанный период методического описания эффективных приемов привлечения и удержания внимания слушателей на дистанционных занятиях, за исключением указания на необходимость использования на уроках интерактивных заданий и привлекательных цифровых ин-
струментов. В своих исследованиях мы касались этого вопроса ранее, описывая эмо-тивные тактики ведения занятия РКИ, в том числе вербальные тактики: группа «я-ориентированных тактик» (обратный совет, обратное объяснение, демонстрация равенства статуса), группа аксиологических тактик (тактики одобрения, удивления, восхищения, шутки), группа динамических тактик (тактики игры, сюрприза, сценария), группа «ты-ориентированных тактик» (тактики актуального интереса, внезапного интереса, сближения), см. в [34]. На сегодняшний день управление вниманием участников онлайн-занятий и контроль за их эмотивно-интеллектуальной деятельностью - это «белое пятно» исследований в сфере методики дистанционного обучения РКИ.
Выводы. 2021 г. можно считать началом очередного этапа развития теории и методики дистанционного обучения РКИ. Научные исследования в области дистанционного обучения РКИ развиваются по шести основным векторам. По-прежнему практики, преподаватели РКИ высказывают сомнения по поводу возможности обучения иностранному языку в формате «исключительно онлайн», см.: «цифровые технологии, по нашему глубокому убеждению, являются лишь вспомогательным ресурсом при изучении чужого языка, поскольку для полноценного усвоения языковых и речевых явлений требуется соприсутствие» [6, с. 147]; «преподавание русского языка как иностранного дистанционно не может быть полностью эффективным без аудиторных занятий, так как дистанционная форма обучения не может в полной мере предоставить достаточное количество часов общения с преподавателем и другими обучающимися для развития коммуникативных навыков» [17, с. 54] и т. п.
Однако, учитывая ситуацию, научное и преподавательское сообщество ищет компромисс и признает, что можно «в одну телегу впрячь коня» (ДО) и «трепетную лань» (обучение иностранному языку) [30, с. 8].
Этап осознания потенциала и специфики онлайн-образования (анализ ситуации с опорой на полученные результаты) предшествует следующему этапу становления методики дистанционного обучения РКИ -научному обобщению и созданию целостной теории, становление которой началось в начале ХХ в.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абазова, Л. М. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному в российских вузах: специфика и перспективы / Л. М. Абазова, М. П. Кочесокова, З. Х. Джанхотова, Т. М. Танашева // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 2. - С. 29-33.
2. Азимов, Э. Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному / Э. Г. Азимов. - М. : Русский язык. Курсы, 2006. - 152 с.
3. Баракина, Е. А. Интерактивные ресурсы в дистанционном обучении РКИ: этап довузовской подготовки / Е. А. Баракина, К. М. Цайзер, А. А. Полякова // Актуальные проблемы лингвистики и литературо-
ведения : сб. материалов VIII (XXII) Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. - Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2021. - С. 302-306.
4. Биккулова, О. С. Чат-бот в методике преподавания РКИ / О. С. Биккулова, М. И. Ивкина // Мир русского слова. - 2021. - № 1. - С. 91-96.
5. Белоусова, И. М. Особенности дистанционного обучения в практическом курсе русского языка как иностранного / И. М. Белоусова, О. В. Архипкин // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции. - Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. - С. 135-138.
6. Билык, М. П. Об использовании цифровых технологий при обучении русскому языку как иностранному (из опыта работы) / М. П. Билык, М. С. Фильцова // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всерос. науч. -практ. конф. - Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. - С. 144-148.
7. Веселовская, Т. С. Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и ее дидактический потенциал / Т. С. Веселовская, О. Ф. Купрещенко / / Мир русского слова. - 2021. - № 2. - С. 80-87.
8. Гирфанова, К. А. Особенности дистанционного обучения русскому языку как иностранному / К. А. Гирфанова // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе : материалы X Междунар. науч. конф. - Тамбов : Державинский, 2021. - С. 14-19.
9. Горячева, А. А. Потенциал ИКТ-инструментария при обучении грамматике русского языка как иностранного / А. А. Горячева // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2021. - С. 121-125.
10. Гурьянова, Ю. С. Виртуальная экскурсия как метод смешанного обучения русскому языку как иностранному / Ю. С. Гурьянова // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти В. А. Пятина. - Астрахань : Астраханский государственный университет, 2021. - С. 170-173.
11. Дзюба, Е. В. Электронные образовательные ресурсы в структуре урока русского языка как иностранного / Е. В. Дзюба // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 6. - С. 24-34.
12. Долинина, И. В. Дистанционный формат преподавания аспекта «развитие речи» иностранным учащимся довузовского этапа обучения / И. В. Долинина // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 14-16 октября 2020 года. - Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. - С. 269-273.
13. Елагина, О. Б. Организация учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий : учеб. пособие / О. Б. Елагина, Т. В. Саранская, Е. Ф. Федорова. - Челябинск : Цицеро, 2004. - 90 с.
14. Жукова, Т. А. Эдьютейнмент в практике преподавания русского языка как иностранного / Т. А. Жукова // Проблемы современного филологического образования : сб. науч. ст. XI Всерос. науч.-практ. конф. - Москва ; Ярославль : Ремдер, 2021. - С. 108-114.
15. Загуменникова, Н. В. Реализация асинхронного обучения русскому языку как иностранному с помощью сервиса Google класс / Н. В. Загуменникова // Язык как основа современного межкультурного взаимодействия : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза : Пензенский государственный технологический университет, 2021. - С. 249-256.
16. Зубарева, А. В. Виртуальная образовательная среда в обучении РКИ на довузовском этапе подготовки / А. В. Зубарева, О. А. Фролова // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всерос. науч.-практ. конф. - Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. - С. 325-327.
17. Калашникова, О. В. Актуальные проблемы обучения РКИ при полном или частичном переходе на дистанционное обучение в условиях вуза / О. В. Калашникова, А. В. Хон // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - № 2. - С. 50-55.
18. Кашпирева, Т. Б. Методический аспект использования интернет-ресурсов при обучении РКИ в смешанном формате / Т. Б. Кашпирева // Молодежь и духовное наследие эпохи: культура, артефакты, ценности : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., посвященной Междунар. дню культуры. - Тула : Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2021. - С. 34-43.
19. Кожемякова, Е. А. Принципы создания онлайн-курсов по русскому языку как иностранному на довузовском этапе обучения / Е. А. Кожемякова, М. Е. Петухова, И. А. Симулина // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. IV Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции. - Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. - С. 400-404.
20. Козловцева, Н. А. Методика применения диалогового тренажера по русскому языку для начинающих в дистанционном обучении в период пандемии / Н. А. Козловцева, Е. С. Овсий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10, № 2 (35). - С. 182-185.
21. Корженевич, Ю. В. Онлайн-обучение и его основные инструменты / Ю. В. Корженевич // Русский язык в условиях би- и полилингвизма : сб. науч. ст. по итогам Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2021. - С. 113-117.
22. Кузнецова, Г. В. Особенности обучения письму слушателей подготовительных факультетов в дистанционном формате / Г. В. Кузнецова, Т. Г. Крапотина // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всерос. науч.-практ. конф. -Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. - С. 442-445.
23. Куновски, М. Н. Новый взгляд на использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении русскому языку как иностранному / М. Н. Куновски, И. А. Диневич, Г. Н. Майерс // Язык и культура. -2021. - № 54. - С. 224-242.
24. Лапошина, А. Н. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному / А. Н. Лапошина, М. Ю. Лебедева // Русистика. - 2021. - Т. 19, № 3. -С. 331-345.
25. Логинова, М. С. Использование доски Miro при обучении русскому языку как иностранному (на примере изучения темы «продукты») / М. С. Логинова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2021. - № 200. - С. 77-86.
26. Машканцева, С. В. Возможности Google-класса при обучении русскому языку как иностранному / С. В. Машканцева // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты : материалы VII Междунар. науч.-метод. конф. - Омск : Омский автобронетанковый инженерный институт, 2021. - С. 231-236.
27. Мордвинцева, В. С. Анализ эффективности использования ИКТ в онлайн-обучении русскому языку как иностранному / В. С. Мордвинцева, Н. А. Никулина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 14, № 8. - С. 2642-2647.
28. Ницзяти, А. Оптимизация организации процесса обучения китайских студентов на этапе довузовской подготовки с помощью компьютерных технологий / А. Ницзяти // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2021. - № 2 (214). - С. 45-53.
29. Очирова, И. Н. Опыт калмыцкого государственного университета в организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному / И. Н. Очирова, С. С. Алексеева, Н. С. Антопкина, Е. П. Худо-гулова // Язык и культура как национальное достояние в поликультурной среде : сб. докладов Междунар. науч.-практ. конф. - Владикавказ : Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), 2021. - С. 138-145.
30. Пашковская С. С. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному (ожидание и реальность) / С. С. Пашковская // Вестник Пензенского государственного университета. - 2021. - № 3. - С. 3-9.
31. Пашковская, С. С. Как подставить плечо, а не подножку студентам во время онлайн-обучения русскому языку как иностранному / С. С. Пашковская // Русистика. - 2021. - Т. 19, № 1. - С. 85-101.
32. Писарь, Н. В. Веб-квест как средство повышения мотивации иностранных слушателей к изучению русского языка (на примере веб-квеста «Таинственный текст Главреда») / Н. В. Писарь, Ж. В. Ремболович, Н. В. Юрасюк / / Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6, № 3. - С. 447-454.
33. Писарь, Н. В. Цифровые технологии как средство повышения мотивации к изучению русского языка как иностранного / Н. В. Писарь // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2021. - С. 419-425.
34. Попова, Л. В. Эмотивные тактики и приемы, используемые в онлайн-обучении русскому языку как иностранному / Л. В. Попова, В. А. Марьянчик. - Текст : электронный // Европейское полиязыковое пространство: образование, социум, право : сб. междунар. конф. - 2019. - URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/emssese-19/publishing (дата обращения: 22.01.2022).
35. Романюк, Е. С. Дистанционное обучение иностранных студентов в новых условиях / Е. С. Рома-нюк, О. А. Михайлушкина, А. В. Попова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2021. - № 5 (158). - С. 54-60.
36. Сидорова, Е. Ю. Опыт создания электронного учебного курса по русскому языку для студентов-иностранцев на базе платформы LMS Moodle / Е. Ю. Сидорова, М. А. Олейник, Е. В. Геддис, В. В. Назарев-ская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2021. -№ 199. - С. 108-114.
37. Стрельчук, Е. Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ / Е. Н. Стрельчук // Русистика. - 2021. - Т. 19, № 1. - С. 102-115.
38. Чистова, Е. В. Дистанционный онлайн-курс по обучению русскому языку как иностранному в системе Moodle: специфика педагогического дизайна / Е. В. Чистова, Т. К. Веренич, Е. В. Еремина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2021. - № 2 (45). - С. 29-35.
39. Шуан, Г. Разработка электронного курса по подготовке к сертификационному тестированию по русскому языку как иностранному / Г. Шуан, Л. Фэй, Е. Г. Доронина // Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание : сб. ст. и материалов. - Челябинск : Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, 2021. - С. 184-186.
REFERENCES
1. Abazova, L. M. (2021). Distantsionnoe obuchenie russkomu yazyku kak inostrannomu v rossiiskikh vuzakh: spetsifika i perspektivy [Distance Learning of Russian as a Foreign Language in Russian Universities: Specifics and Prospects]. In Vestnikpedagogicheskikh nauk. No. 2, pp. 29-33.
2. Azimov, E. G. (2006). Metodika organizatsii distantsionnogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Methodology of Organization of Distance Learning of Russian as a Foreign Language]. Moscow, Russkii yazyk. Kursy. 152 p.
3. Barakina, E. A., Tsayzer, K. M., Polyakova, A. A. (2021). Interaktivnye resursy v distantsionnom obuchenii RKI: etap dovuzovskoi podgotovki [Interactive Resources in Distance Learning RFL: the Stage of Pre-university Training]. In Aktual'nye problemy lingvistiki i literaturovedeniya: sb. materialov VIII (XXII) Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. molodykh uchenykh. Tomsk, Natsional'nyi issledovatel'skii Tomskii gosudarstvennyi universitet, pp. 302-306.
4. Bikkulova, O. S. Ivkina, M. I. (2021). Chat-bot v metodike prepodavaniya RKI [Chatbot in the Methodology of Teaching Russian as a Foreign Language]. In Mir russkogo slova. No. 1, pp. 91-96.
5. Belousova, I. M., Arkhipkin, O. V. (2021). Osobennosti distantsionnogo obucheniya v prakticheskom kurse russkogo yazyka kak inostrannogo [Features of Distance Learning in the Practical Course of Russian as a Foreign Language]. In Dovuzovskii etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptatsiya, sotsium, spetsialnost'. Aktualnye voprosy realizatsii obrazovatelnykh programm na podgotovitelnykh fakultetakh dlya inostrannykh grazhdan: sb. st. IVMezhdunar. kongressa prepodavatelei i rukovoditelei podgotovitel'nykh fakul'tetov (otdele-nii) vuzov RF i V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow, Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, pp. 135-138.
6. Bilyk, M. P., Filtsova, M. S. (2021). Ob ispol'zovanii tsifrovykh tekhnologii pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu (iz opyta raboty) [About the Use of Digital Technologies in Teaching Russian as a Foreign Language (from Work Experience)]. In Dovuzovskii etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptatsiya, sotsium, spetsialnost'. Aktualnye voprosy realizatsii obrazovatelnykh programm na podgotovitel'nykh fakul'tetakh dlya inostrannykh grazhdan: sb. st. IV Mezhdunar. kongressa prepodavatelei i rukovoditelei podgotovitel'nykh fakul'tetov (otdelenii) vuzov RF i V Vseros. nauch.-prakt. konf. Moscow, Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, pp. 144-148.
7. Veselovskaya, T. S., Kupreshchenko O. F. (2021). Interaktivnost' kak svoistvo tsifrovogo uchebnogo teksta i ee didakticheskii potentsial [Interactivity as a Property of a Digital Educational Text and Its Didactic Potential]. In Mir russkogo slova. No. 2, pp. 80-87.
8. Girfanova, K. A. (2021). Osobennosti distantsionnogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Features of Distance Learning Russian as a Foreign Language]. In Yazyk, kul'tura i professional'naya kommunikatsiya v sovremennom obshchestve: materialy X Mezhdunar. nauch. konf. Tambov, Derzhavinskii, pp. 14-19.
9. Goryacheva, A. A. (2021). Potentsial IKT-instrumentariya pri obuchenii grammatike russkogo yazyka kak inostrannogo [The Potential of ICT Tools in Teaching Grammar of Russian as a Foreign Language]. In Aktual'nye voprosy teorii i praktiki prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moscow, Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet, pp. 121-125.
10. Guryanova, Yu. S. (2021). Virtual'naya ekskursiya kak metod smeshannogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Virtual Excursion as a Method of Blended Teaching of Russian as a Foreign Language]. In Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie v dialoge so vremenem: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoipamyati V. A. Pyatina. Astrakhan, Astrakhanskii gosudarstvennyi universitet, pp. 170-173.
11. Dzyuba, E. V. (2021). Elektronnye obrazovatel'nye resursy v strukture uroka russkogo yazyka kak inostrannogo [Electronic Educational Resources in the Structure of the Lesson of Russian as a Foreign Language]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 6, pp. 24-34.
12. Dolinina, I. V. (2021). Distantsionnyi format prepodavaniya aspekta «razvitie rechi» inostrannym uchashchimsya dovuzovskogo etapa obucheniya [Distance Format of Teaching the Aspect of "Speech Development" to Foreign Students of the Pre-university Stage of Education]. In Dovuzovskii etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptatsiya, sotsium, spetsialnost'. Aktualnye voprosy realizatsii obrazovatel'nykh programm na podgotovitel'nykh fakul'tetakh dlya inostrannykh grazhdan: sb. st. IV Mezhdunar. kongressa prepodavatelei i rukovoditelei podgotovitel'nykh fakul'tetov (otdelenii) vuzov RF i V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 14—16 oktyabrya 2020 goda. Moscow, Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, pp. 269-273.
13. Yelagina, O. B., Saranskaya, T. V., Fedorova, E. F. (2004). Organizatsiya uchebnogo protsessa na osnove distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii [Organization of the Educational Process Based on Distance Learning Technologies]. Chelyabinsk, Tsitsero. 90 p.
14. Zhukova, T. A. (2021). Edyuteinment v praktike prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Edutainment in the Practice of Teaching Russian as a Foreign Language]. In Problemy sovremennogo filologicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. st. XI Vseros. nauch.-prakt. konf. Moscow, Yaroslavl, Remder, pp. 108-114.
15. Zagumennikova, N. V. (2021). Realizatsiya asinkhronnogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu s pomoshch'yu servisa Google klass [Using of Asynchronous Teaching of Russian as a Foreign Language by the Google Classroom Service]. In Yazyk kak osnova sovremennogo mezhkul'turnogo vzaimodeystviya: materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Penza, Penzenskii gosudarstvennyi tekhnologicheskii universitet, pp. 249-256.
16. Zubareva, A. V., Frolova, O. A. (2021). Virtual'naya obrazovatel'naya sreda v obuchenii RKI na dovuzovskom etape podgotovki [Virtual Educational Environment in teaching RFL at the Pre-university Stage of Preparation]. In Dovuzovskii etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptatsiya, sotsium, spetsialnost'.
Aktual'nye voprosy realizatsii obrazovatel'nykh programm na podgotovitel'nykh fakul'tetakh dlya inostrannykh grazhdan: sb. st. IVMezhdunar. kongressa prepodavatelei i rukovoditelei podgotovitel'nykh fakul'tetov (otdele-nii) vuzov RF i V Vseros. nauch.-prakt. konf. Moscow, Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, pp. 325-327.
17. Kalashnikova, O. V., Khon, A. V. (2021). Aktualnye problemy obucheniya RKI pri polnom ili chastichnom perekhode na distantsionnoe obuchenie v usloviyakh vuza [Actual Problems of RFL Training in Full or Partial Transition to Distance Learning in a University]. In Gumanitarnyi nauchnyi vestnik. No. 2, pp. 50-55.
18. Kashpireva, T. B. (2021). Metodicheskii aspekt ispol'zovaniya internet-resursov pri obuchenii RKI v smeshannom formate [Methodological Aspect of the Use of Internet Resources in Teaching RFL in a Blended-Learning Format]. In Molodezh' i dukhovnoe nasledie epokhi: kul'tura, artefakty, tsennosti: materialy IXMezhduar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoi Mezhdunar. dnyu kul'tury. Tula, Tul'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. L. N. Tolstogo, pp. 34-43.
19. Kozhemyakova, E. A. Petukhova, M. E., Simulina, I. A. (2021). Printsipy sozdaniya onlain-kursov po russkomu yazyku kak inostrannomu na dovuzovskom etape obucheniya [Principles of Creating Online Courses in Russian as a Foreign Language at the Pre-university Stage of Education]. In Dovuzovskii etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptatsiya, sotsium, spetsialnost'. Aktual'nye voprosy realizatsii obrazovatel'nykh programm na podgotovitel'nykh fakul'tetakh dlya inostrannykh grazhdan: sb. st. IV Mezhdunar. kongressa prepodavatelei i rukovoditelei podgotovitel'nykh fakul'tetov (otdelenii) vuzov RF i V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii. Moscow, Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, pp. 400-404.
20. Kozlovtseva, N. A., Ovsiy, E. S. (2021). Metodika primeneniya dialogovogo trenazhera po russkomu yazyku dlya nachinayushchikh v distantsionnom obuchenii v period pandemii [The Methodology of Using the Interactive Simulator in the Russian Language for Beginners in Distance Learning During the Pandemic]. In Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. Vol. 10. No. 2 (35), pp. 182-185.
21. Korzhenevich, Yu. V. (2021). Onlain-obuchenie i ego osnovnye instrumenty [Online Learning and Its Main Tools]. In Russkii yazyk v usloviyakh bi- i polilingvizma: sb. nauch. st. po itogam Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauch.-prakt. konf. Cheboksary, pp. 113-117.
22. Kuznetsova, G. V., Krapotina, T. G. (2021). Osobennosti obucheniya pis'mu slushatelei podgotovitel'nykh fakultetov v distantsionnom formate [Features of Teaching Writing to Students of Preparatory Faculties in a Distance Format]. In Dovuzovskii etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptatsiya, sotsium, spetsialnost'. Aktual'nye voprosy realizatsii obrazovatel'nykh programm na podgotovitel'nykh fakul'tetakh dlya inostrannykh grazhdan: sb. st. IV Mezhdunar. kongressa prepodavatelei i rukovoditelei podgotovitel'nykh fakul'tetov (otdelenii) vuzov RF i V Vseros. nauch.-prakt. konf. Moscow, Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, pp. 442-445.
23. Kunovski, M. N., Mayers, G. N. (2021). Novyi vzglyad na ispolzovanie massovykh otkrytykh onlain-kursov v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu [A New Look at the Use of Mass Open Online Courses in Teaching Russian as a Foreign Language]. In Yazyk i kul'tura. No. 54, pp. 224-242.
24. Laposhina, A. N., Lebedeva, M. Yu. (2021). Tekstometr: onlain-instrument opredeleniya urovnya slozhnosti teksta po russkomu yazyku kak inostrannomu [Textometer: an Online Tool for Determining the Level of Complexity of a Text in Russian as a Foreign Language]. In Rusistika. Vol. 19. No. 3, pp. 331-345.
25. Loginova, M. S. (2021). Ispol'zovanie doski Miro pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu (na primere izucheniya temy «produkty») [Using the Miro Board in Teaching Russian as a Foreign Language (the Example of Studying the Topic "Food")]. In Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. No. 200, pp. 77-86.
26. Mashkantseva, S. V. (2021). Vozmozhnosti Google-klassa pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu [The Potential of Google-class During the Teaching of Russian as a Foreign Language]. In Problemy modernizatsii sovremennogo vysshego obrazovaniya: lingvisticheskie aspekty: materialy VII Mezhdunar. nauch.-metod. konf. Omsk, Omskii avtobronetankovyi inzhenernyi institut, pp. 231-236.
27. Mordvintseva, V. S., Nikulina, N. A. (2021). Analiz effektivnosti ispol'zovaniya IKT v onlain-obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu [Analysis of the Effectiveness of the Use of ICT in Online Teaching of Russian as a Foreign Language]. In Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Vol. 14. No. 8, pp. 2642-2647.
28. Nitszyati, A. (2021). Optimizatsiya organizatsii protsessa obucheniya kitaiskikh studentov na etape dovuzovskoi podgotovki s pomoshch'yu kompyuternykh tekhnologii [Optimization of the Organization of the Learning Process of Chinese Students at the Stage of Pre-university Training Using Computer Technology]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. No. 2 (214), pp. 45-53.
29. Ochirova, I. N., Alekseeva, S. S., Antopkina, N. S., Khudogulova, E. P. (2021). Opyt kalmytskogo gosudarstvennogo universiteta v organizatsii distantsionnogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [The Experience of Kalmyk State University in the Organization of Distance Learning of Russian as a Foreign Language]. In Yazyk i kul'tura kak natsionalnoe dostoyanie v polikul'turnoi srede: sb. dokladov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Vladikavkaz, Severo-Kavkazskii gorno-metallurgicheskii institut (gosudarstvennyi tekhnologicheskii universitet), pp. 138-145.
30. Pashkovskaya, S. S. (2021). Distantsionnoe obuchenie russkomu yazyku kak inostrannomu (ozhidanie i realnost') [Distance Learning of Russian as a Foreign Language (Expectation and Reality)]. In Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 3, pp. 3-9.
31. Pashkovskaya, S. S. (2021). Kak podstavit' plecho, a ne podnozhku studentam vo vremya onlain-obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [How to Give a Shoulder, Not a Footboard to Students During Online Learning of Russian as a Foreign Language]. In Rusistika. Vol. 19. No. 1, pp. 85-101.
32. Pisar, N. V., Rembolovich, Zh. V., Yurasyuk, N. V. (2021). Veb-kvest kak sredstvo povysheniya motivatsii inostrannykh slushatelei k izucheniyu russkogo yazyka (na primere veb-kvesta «Tainstvennyi tekst Glavreda») [Web Quest as a Means of Increasing the Motivation of Foreign Listeners to Learn Russian (Using the Example of
the Web Quest "The Mysterious Text of the Editor-in-Chief')]. In Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. Vol. 6. No. 3, pp. 447-454.
33. Pisar, N. V. (2021). Tsifrovye tekhnologii kak sredstvo povysheniya motivatsii k izucheniyu russkogo yazyka kak inostrannogo [Digital Technologies as a Means of Increasing Motivation to Learn Russian as a Foreign Language]. In Aktual'nye voprosy teorii ipraktikiprepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moscow, Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet, pp. 419-425.
34. Popova, L. V., Maryanchik, V. A. (2019). Emotivnye taktiki i priemy, ispol'zuemye v onlain-obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu [Emotive Tactics and Techniques Used in Online Teaching of Russian as a Foreign Language]. In Evropeiskoe poliyazykovoe prostranstvo: obrazovanie, sotsium, parvo: sb. mezhdunar. konf. URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/emssese-19/publishing (mode of access: 22.01.2022).
35. Romanyuk, E. S., Mikhaylushkina, O. A., Popova, A. V. (2021). Distantsionnoe obuchenie inostrannykh studentov v novykh usloviyakh [Distance Learning of Foreign Students in New Conditions]. In Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. No. 5 (158), pp. 54-60.
36. Sidorova, E. Yu, Oleynik, M. A., Geddis, E. V., Nazarevskaya, V. V. (2021). Opyt sozdaniya elektronnogo uchebnogo kursa po russkomu yazyku dlya studentov-inostrantsev na baze platformy LMS Moodle [Experience in Creating an Electronic Training Course in Russian for Foreign Students Based on the LMS Moodle Platform]. In Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. No. 199, pp. 108-114.
37. Strelchuk, E. N. (2021). Perspektivy onlain-obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu v vuzakh RF [Prospects of Online Teaching of Russian as a Foreign Language in Russian Universities]. In Rusistika. Vol. 19. No. 1, pp. 102-115.
38. Chistova, E. V., Verenich, T. K., Eremina, E. V. (2021). Distantsionnyi onlain-kurs po obucheniyu russkomu yazyku kak inostrannomu v sisteme Moodle: spetsifika pedagogicheskogo dizayna [Online Distance Learning Course on Russian as a Foreign Language in the Moodle System: Specifics of Pedagogical Design]. In Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. No. 2 (45), pp. 29-35.
39. Shuan, G., Fey, L., Doronina, E. G. (2021). Razrabotka elektronnogo kursa po podgotovke k sertifikatsionnomu testirovaniyu po russkomu yazyku kak inostrannomu [Creation of an Electronic Course on Preparation for Certification Testing in Russian as a Foreign Language]. In Khudozhestvennoe proizvedenie v sovremennoi kulture: tvorchestvo — ispolnitel'stvo — gumanitarnoe znanie: sb. st. i materialov. Chelyabinsk, Yuzhno-Ural'skii gosudarstvennyi institut iskusstv im. P. I. Chaykovskogo, pp. 184-186.