Научная статья на тему 'ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТЫ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Людмила Николаевна

Актуальность исследования обусловлена противоречием между массовым переходом вузов России на дистанционный формат обучения и недостаточной готовностью участников учебного процесса в условиях пандемии COVID-19. Проанализирована ситуация с дистанционным образованием до пандемии и выявлены предпосылки возникновения проблем и трудностей перехода на обучение онлайн. Анализ трудностей, с которыми столкнулись преподаватели и студенты вузов России, позволил выявить объективные и субъективные факторы их возникновения, а также разработать рекомендации по дальнейшему продолжению удаленного обучения в его сочетании с традиционным форматом обучения. Цель исследования заключается в анализе современного опыта работы в условиях пандемии COVID-19 на примере работы со студентами ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». Произведен анализ успехов и проблем, показаны противоречия между дистанционной и традиционной формами обучения, а также возможности использования дистанционного формата для проведения внутривузовских, межвузовских и международных научно-практических конференций для преподавателей и студентов. Рассмотрены основные модели организации обучения, предполагающие традиционные и удаленные форматы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Также произведен анализ трудов различных исследователей проблемы дистанционного обучения, как отечественных, так и зарубежных. В результате исследования сделан вывод, что в современной системе образования вузов России дистанционное образование может рассматриваться как дополняющая и усиливающая форма уже существующего традиционного («лицом к лицу») формата обучения с его социально-педагогическим, организационным и психолого-дидактическим потенциалом и в сочетании различных форм следует рассматривать будущее обучения в вузе. В работе комплексно использовались методы теоретического (анализ, синтез, систематизация, сравнение) и эмпирического (изучение литературы, беседа, анкетирование, наблюдение) исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROS AND CONS OF DISTANCE LEARNING AT RUSSIAN UNIVERSITIES DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The relevance of the study is due to the contradiction between the massive transition of Russian universities to a distance learning format and the insufficient readiness of participants in the educational process in the conditions of the COVID-19 pandemic. The situation with distance education before the pandemic was analyzed and the prerequisites for the emergence of problems and difficulties in the transition to online education were identified. An analysis of the difficulties faced by teachers and students of Russian higher educational institutions enabled to identify objective and subjective factors of their occurrence, as well as to develop recommendations for the further continuation of distance learning in combination with the traditional learning format. The purpose of the study is to analyze modern work experience in the conditions of the COVID-19 pandemic using the example of working with students of the Plekhanov Russian University of Economics. The analysis of successes and problems is conducted; the contra-dictions between distance and traditional forms of education are shown as well as the possibility of using a remote format for holding intra-university, inter-university and international scientific and practical conferences for teachers and students. The main models of organizing the studies are considered, which imply traditional and remote formats of studying using distance educational technologies. The works of various researchers, both Russian and foreign, on the problem of distance learning, are also analyzed. As a result of the study, it was concluded that in the modern education system of Russian higher educational institutions, distance education can be considered as a complementary and reinforcing form of the already existing traditional (“face to face”) training format with its socio-pedagogical, organizational, and psychological-didactic potential. In the work, the methods of theoretical (analysis, synthesis, systematization, comparison) and empirical (study of literature, interview, questionnaire, observation) research were used in a comprehensive manner. The combination of forms of interaction in real and virtual space in learning in modern didactics should be considered as a general didactic principle of learning.

Текст научной работы на тему «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 378.147:004

ББК Ч448.026.843 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 5.8.7

Петрова Людмила Николаевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2, Высшая школа социально-гуманитарных наук, Россиий-ский экономический университет им. Г. В. Плеханова; 117997, Россия, г. Москва, Стремянный переулок, 36, e-mail: Petrova.LN@rea.ru

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционное обучение; дистанционные образовательные технологии; информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; российские вузы; образовательный процесс; студенты; онлайн-обучение; цифровизация образования; модели обучения; пандемия; коронавирус, COVID-19; электронная образовательная среда

АННОТАЦИЯ. Актуальность исследования обусловлена противоречием между массовым переходом вузов России на дистанционный формат обучения и недостаточной готовностью участников учебного процесса в условиях пандемии COVID-19. Проанализирована ситуация с дистанционным образованием до пандемии и выявлены предпосылки возникновения проблем и трудностей перехода на обучение онлайн. Анализ трудностей, с которыми столкнулись преподаватели и студенты вузов России, позволил выявить объективные и субъективные факторы их возникновения, а также разработать рекомендации по дальнейшему продолжению удаленного обучения в его сочетании с традиционным форматом обучения. Цель исследования заключается в анализе современного опыта работы в условиях пандемии COVID-19 на примере работы со студентами ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». Произведен анализ успехов и проблем, показаны противоречия между дистанционной и традиционной формами обучения, а также возможности использования дистанционного формата для проведения внутривузовских, межвузовских и международных научно-практических конференций для преподавателей и студентов. Рассмотрены основные модели организации обучения, предполагающие традиционные и удаленные форматы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Также произведен анализ трудов различных исследователей проблемы дистанционного обучения, как отечественных, так и зарубежных. В результате исследования сделан вывод, что в современной системе образования вузов России дистанционное образование может рассматриваться как дополняющая и усиливающая форма уже существующего традиционного («лицом к лицу») формата обучения с его социально-педагогическим, организационным и психолого-дидактическим потенциалом и в сочетании различных форм следует рассматривать будущее обучения в вузе. В работе комплексно использовались методы теоретического (анализ, синтез, систематизация, сравнение) и эмпирического (изучение литературы, беседа, анкетирование, наблюдение) исследования.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Петрова, Л. Н. Плюсы и минусы дистанционного обучения в вузах России в условиях пандемии COVID-19 / Л. Н. Петрова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 3. - С. 128-134.

Petrova Lyudmila Nikolaevna,

Senior Lecturer of Department of Foreign Languages No. 2, High School of Social Sciences and Humanities, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

PROS AND CONS OF DISTANCE LEARNING

AT RUSSIAN UNIVERSITIES DURING THE COVID-19 PANDEMIC

KEYWORDS: distance learning; distance educational technologies; information and communication technologies; informatization of education; information educational environment; Russian universities; educational process; students; online learning; digitalization of education; learning models; pandemic; corona-virus, COVID-19; electronic educational environment

ABSTRACT. The relevance of the study is due to the contradiction between the massive transition of Russian universities to a distance learning format and the insufficient readiness of participants in the educational process in the conditions of the COVID-19 pandemic. The situation with distance education before the pandemic was analyzed and the prerequisites for the emergence of problems and difficulties in the transition to online education were identified. An analysis of the difficulties faced by teachers and students of Russian higher educational institutions enabled to identify objective and subjective factors of their occurrence, as well as to develop recommendations for the further continuation of distance learning in combination with the traditional learning format. The purpose of the study is to analyze modern work experience in the conditions of the COVID-19 pandemic using the example of working with students of the Plek-hanov Russian University of Economics. The analysis of successes and problems is conducted; the contradictions between distance and traditional forms of education are shown as well as the possibility of using a remote format for holding intra-university, inter-university and international scientific and practical conferences for teachers and students. The main models of organizing the studies are considered, which imply traditional and remote formats of studying using distance educational technologies. The works of various researchers, both Russian and foreign, on the problem of distance learning, are also analyzed. As a result of the study, it was concluded that in the modern education system of Russian higher educational institutions,

© Петрова Л. Н., 2022

distance education can be considered as a complementary and reinforcing form of the already existing traditional ("face to face") training format with its socio-pedagogical, organizational, and psychological-didactic potential. In the work, the methods of theoretical (analysis, synthesis, systematization, comparison) and empirical (study of literature, interview, questionnaire, observation) research were used in a comprehensive manner. The combination of forms of interaction in real and virtual space in learning in modern didactics should be considered as a general didactic principle of learning.

FOR CITATION: Petrova, L. N. (2022). Pros and Cons of Distance Learning at Russian Universities During the COVID-19 Pandemic. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 128-134.

В условиях пандемии вся образовательная система России и мира оказались в принципиально новой ситуации, когда весь образовательный процесс был переведен в удаленный формат, который предполагал использование и применение дистанционных образовательных технологий. Если сравнивать эту ситуацию с предыдущими модернизациями и реформами образования [13], то данная ситуация отличается тем, что, во первых, охватывает всю систему образования России на всех уровнях; во-вторых, является абсолютно непредсказуемой и не имеет какой-либо подготовки к случившемуся.

Однако несколько спасло ситуацию то, что и до пандемии широко использовались различные дистанционные технологии и платформы. Следует отметить, что интеграция дистанционных технологий помогает учитывать индивидуальные особенности студентов и дает им возможность работать вне учебной аудитории в любое свободное время [6].

При переходе в формат массового удаленного обучения самой сложной оказалась сама организация коллективной деятельности: удержание внимания студентов, асин-хронность эмоциональных и интеллектуальных моментов дистанционного обучения, недостаточность накопленного опыта.

Целью исследования является анализ проблем и трудностей у преподавателей и студентов при обучении в условиях пандемии СОУГО-19.

В ходе дистанционного обучения студенты пытаются выбрать самые популярные онлайн-курсы, которые подготавливают ведущие специалисты в определенной области знаний. Существуют различные мнения исследователей в этой связи [3; 4; 10-14; 16-18]. Так, А. И. Ракитов считает, что «формализация профессиональных знаний и снижение их разнообразия может в определенных условиях негативно сказаться в дальнейшем на практической деятельности выпускников вузов» [9, с. 45].

И. А. Колесникова подчеркивает, что «происходит сдвиг способов познания мира - от теоретического осмысления к непосредственному спонтанному действию, не всегда осознанному... В потоке стихийного взаимодействия с информацией научные факты и объективное знание постепенно

теряют свое значение» [5, с. 74].

Технологии онлайн-обучения позволяют студенту быстро найти необходимую информацию, избежать напряженной умственной работы, а также формируют привычку поиска быстрого ответа в интернете. В результате студент теряет способность воспринимать объемные тексты. Существует реальный риск деградации речи и мышления, т. к. они начинают формироваться до нажатия на клавишу компьютера. Исследователь из Японии Матасака отмечает, что «мобильные технологии, хотя и освободили нас от целого рода повседневных трудностей, но они же теперь ослабляют нас и губят... люди постепенно утратят способность думать» [7, с. 21].

На такие вопросы и проблемы обращают внимание современные исследователи [2]. Стоит отметить, что о них уже говорилось и до пандемии, когда в отдельных вузах онлайн-обучение уже было в чистом виде [8]. Так, в ходе проведения занятий по иностранному языку вполне приемлемы различные тестирования, разработанные иностранными компаниями и издательствами - Relod, Macmillan, Pearson. Во время пандемии существовала даже своеобразная конкуренция по захвату целевой аудитории для проведения занятий и различных тестирований. Многие вузы активно пользовались платформами вышеназванных издательств. Среди плюсов данного вида работы отмечалась возможность использования учебного материала студентами и преподавателями без дополнительного скачивания в каком-либо формате и использования готовых тестов и опросов пройденного материала. Однако среди минусов многими отмечаются ограниченность использования конкретного учебного материала в рамках определенного издательства и невозможность использования других каких-либо дополнительных материалов в ходе занятий. В ходе различных онлайн-конференций преподавателями вузов активно обсуждались эти вопросы. Так, издательством Cambridge University Press был организован и проведен ряд научно-практических конференций онлайн на платформе Zoom по обмену опытом преподавания иностранных языков, где ведущие преподаватели разных стран читали доклады и показывали свои презентации по различным вопросам, свя-

занным с проблемами дистанционного обучения, возникшими во время пандемии. По окончании докладов организовывались очень интересные дискуссии с участниками конференции, где задавались насущные вопросы преподавателями из Турции, Великобритании, Испании, России, Германии и других стран. Неподдельный интерес к этой серии конференций показывает большое количество просмотров выступлений доДанные п

кладчиков и количество выложенных вопросов на YouTube.

Теперь перейдем к рассмотрению выводов опыта работы в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» в условиях пандемии СОУГО-19. Прежде всего в исследовании нас интересовал вопрос об отношении преподавателей и студентов к дистанционному обучению. Был произведен опрос студентов и преподавателей.

Таблица 1

о опроса

Вопросы Ответы Цифровая обработка данных

1. Вы удовлетворены организацией в целом да 41,2%

дистанционного обучения? скорее да 43,4%

скорее нет 15,4%

2. Насколько Вам комфортно ди- очень удобно 36,8%

станционное образование? удобно, но нужны очные кон-

сультации с преподавателем 28%

не очень комфортно 30,3%

совсем неприемлемо 5%

3. Вы не против, если дистанцион- да 30,4%

ное обучение будет использовать- скорее да 29,1%

ся и после выхода из пандемии? скорее нет 17,5%

однозначно нет 14,3%

затрудняюсь ответить 8,7%

4. Предпочтение каким платфор- Zoom 87%

мам при дистанционном обучении Webinar 15%

вы отдаете? Moodle 5%

В ходе опроса выяснилось, что большинство студентов в целом удовлетворены организацией дистанционного обучения во время пандемии COVID-19. Практические занятия проводились в Zoom, лекционные -на платформе Webinar, экзамены и зачеты - как в Zoom, так и в Webinar и в Moodle. Заседания кафедры, планерки, совещания проводились в Zoom. Все это устраивало студентов и преподавателей, т. к. заметен выигрыш во времени (выходишь где и откуда тебе удобно - в рабочем кабинете, дома, на даче и т. д.). Однако студентами и преподавателями отмечались и проблемы: отсутствие интернета, недостаточный контроль за проведением занятий со стороны преподавателя и т. д.

Дискомфорт в ответе на второй вопрос в основном объясняется отсутствием общения «лицом к лицу», навыков к самодисциплине и самоорганизации.

Предпочтение студентами было отдано платформе Zoom. Она оказалась наиболее удобной и комфортной для студентов, особенно при проведении практических занятий по иностранному языку, где требуются живое общение, контакт с собеседником и возможность коммуникации и ведения непосредственного диалога как между самими студентами, так и с преподавателем. Отдельно хочется отметить активное участие и при проведении различных конференций на платформе Zoom. Так, на кафед-

ре иностранных языков № 2 были успешно проведены многочисленные научно-практические конференции на этой платформе, в ходе которых студенты делали доклады и презентации по различным тематикам. Результатами таких конференций являлись публикации статей студентов под руководством преподавателей.

Платформа Moodle оказалась особенно неудобной и некомфортной для студентов и преподавателей, т. к. она предоставляет возможность лишь выполнять различные тестовые задания, опросы и ограничена для живого общения.

Отдельно хочется сказать про платформу Webinar. Изначально в РЭУ им. Г. В. Плеханова Webinar был предназначен для проведения лекционных занятий. Основным недостатком этой электронной образовательной среды была возможность вести диалог преподавателю одновременно только с одним студентом, что для лекционных занятий было вполне приемлемо. Однако позднее, когда весь вуз перешел от Zoom (как основной предпочтительной электронной образовательной среды) к Webinar, возникли определенные проблемы и недовольства со стороны как преподавателей, так и студентов, т. к. постоянно возникали неудобные ситуации в ходе проведения практических занятий в Webinar. В результате надо отдать должное IT-специалистам вуза, которые приняли во

внимание претензии со стороны преподава- практических занятий.

телей и студентов и видоизменили плат- Был произведен еще один опрос среди

форму Webinar, максимально приблизив ее студентов и преподавателей.

к Zoom и сделав более удобным проведение

Таблица 2

Данные второго опроса

Вопросы Ответы Цифровая обработка данных

1. Вы удовлетворены работой Webinar как основной электронной образовательной средой? да нет затрудняюсь ответить 64% 16% 20%

2. Насколько Вам комфортно работать в Webinar? удобно некомфортно совсем неудобно 75% 15% 5%

3. Вы не против, если дистанционное обучения будет и далее производиться в электронной образовательной среде как в основной? да нет затрудняюсь ответить 80% 5% 15%

Таким образом, второй опрос выявил, что платформа Webinar, усовершенствованная и доработанная ГГ-специалистами, вполне приемлема как для лекционных, так и для практических занятий и не без оснований является основной электронной образовательной средой для студентов и преподавателей РЭУ им. Г. В. Плеханова. Следует

Таким образом, очевидно, что проводить конференции преподаватели предпочитают в основном дистанционно, причем как в Zoom, так и в Webinar. Студентам также в основном нравится дистанционный формат участия в конференциях, т. к. это экономит время и предоставляет удобство участия в межвузовских и международных мероприятиях. Следует отметить особый всплеск активности студентов именно в этой сфере деятельности в период пандемии, т. к. научно-практические конференции позволяют обмениваться накопленным опытом, задавать насущные вопросы и находить на них ответы.

Следует отметить, что в ряде вузов для дистанционного обучения и проведения научно-практических конференций в период пандемии активно использовалась платформа Microsoft Teams, которая также позволяет оперативно и эффективно обмениваться накопленным опытом и обсуждать возникшие проблемы. Так, в Финансовом университете при Правительстве РФ в

отметить, что данная платформа наряду с Zoom также стала вполне удобной и приемлемой для проведения различных научно-практических онлайн-конференций (как внутривузовских, так и межвузовских) [1].

Был также произведен отдельный опрос по поводу удобства проведения конференций в дистанционном формате.

Москве 17 июня 2021 года была проведена очень интересная конференция «Методика преподавания иностранных языков 2.0: реальное и виртуальное» с участием докладчиков из разных российских и зарубежных вузов, где многочисленные участники делали доклады и обсуждали разнообразные проблемы на платформах Zoom и Microsoft Teams, по результатам которой был опубликован сборник статей [15].

В результате первого, второго и третьего опросов выяснилось, что большинство студентов и преподавателей хотят, чтобы элементы дистанционного обучения использовались и после пандемии.

В ходе анализа данных возник еще один вопрос: стоит ли полностью выйти из дистанционного обучения после пандемии или частично использовать отдельные его элементы в ходе обучения. Ответ оказался совсем непростым. В вузе попытались проводить смешанное обучение студентов, т. к. по выходу из пандемии не все обучающиеся смогли приехать и продолжить обучение в

Таблица 3

Данные третьего опроса

Вопросы Ответы Цифровая обработка данных

1. Вас устраивает дистанционный формат проведения конференций? да нет затрудняюсь ответить 80% 15% 5%

2. Какой формат проведения конференций предпочтительнее ? дистанционный традиционный затрудняюсь ответить 75% 15% 5%

3. Конференции на какой платформе для вас предпочтительнее? Zoom Webinar офлайн 50% 40% 10%

традиционном формате. Преподаватели синхронно проводили занятия в аудитории и одновременно онлайн для части обучающихся, которые по определенным причинам не могли присутствовать в аудитории. Для студентов такое смешанное обучение оказалось даже интересным, а для препода-

Данные чет

вателей - проблемным, т. к. вызвало дополнительные усилия, как физические, так и творческие. Поэтому был проведен четвертый опрос преподавателей и студентов по поводу отношения с такому смешанному обучению.

Таблица 4

юго опроса

Вопросы Ответы Цифровая обработка данных

1. Как вы относитесь к смешанному обучению? положительно отрицательно затрудняюсь ответить 44% 30% 26%

2. Насколько Вам комфортно работать в смешанном формате? удобно некомфортно совсем неудобно 45% 20% 35%

Как видно из результатов, ответы далеко неоднозначны. Более того, удивила разница мнений студентов и преподавателей. Большинство студентов высказало гораздо более положительное отношение к смешанному обучению, чем преподаватели. Отсюда следует вывод, что если для студентов это удобно, то, возможно, нужно как-то доработать и усовершенствовать данный вид обучения в дальнейшем.

В целом на основе исследования можно выделить три модели возможного обучения в постпандемии:

1. Первая модель - это, по существу, традиционное заочное обучение (асинхронный режим).

2. Вторая модель - обучение онлайн с использованием существующих в вузе платформ (синхронный режим).

3. Третья модель - смешанное обучение, где возможно сочетание дистанционного и традиционного форматов. Следует отметить, что данная модель представляется наиболее эффективной и практичной на основе проведенного опроса студентов и преподавателей и на основе собственного опыта работы во время пандемии.

В итоге хотелось бы отметить, что пандемия СОУГО-19, бесспорно, вызвала ряд изменений в обучении в вузах России; она раскрыла и выявила различные проблемы и недостатки как традиционного формата обу-

чения в вузах, так и дистанционного. Среди плюсов дистанционного обучения особенно хочется выделить экономию времени и возможность участия в образовательном процессе из любого удобного месторасположения с использованием электронных образовательных платформ вуза. Существенным плюсом также является открытие широких возможностей для студентов и преподавателей для научной деятельности в виде участия в различных научно-практических конференциях, где студенты и преподаватели могут обмениваться накопленным опытом и активно обсуждать насущные проблемы в рамках научных исследований с последующими публикациями статей.

К существенным минусам дистанционного обучения во время пандемии СОУГО-19 можно отнести отсутствие четко налаженной работы электронной образовательной среды вузов России при срочной необходимости перехода на онлайн-обучение и постоянные сбои в работе применяемых платформ, что неминуемо приводит к срыву образовательного процесса и невозможности наладить его эффективно.

В ходе анализа дистанционного обучения в вузах России в период пандемии можно сделать вывод, что в современных реалиях наиболее эффективным является сочетание различных форм и методик как традиционного, так и дистанционного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутенко, А. А. Влияние мемов на речевые привычки студентов / А. А. Бутенко, Д. Д. Сопоцько, К. А. Степаненко. - Текст : электронный // Влияние новейших технологий, СМИ и интернета на образование, язык и культуру : материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической студенческой конференции. - Москва: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2022. -С. 12-16. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=482263i3 (дата обращения: 10.04.2022).

2. Вербицкий, А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А. А. Вербицкий // Homo Cyberus. - 2019. - № 1 (6).

3. Галиханов, М. Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание / М. Ф. Галиханов, Г. Ф. Хасанова // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28, № 2. - С. 51-62.

4. Данилюк, А. Я. Цифровое общее образование / А. Я. Данилюк, А. А. Факторович. - М. : Авторская мастерская, 2019. - 229 с.

5. Колесникова, И. А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма / И. А. Колесникова // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28, № 8-9. - С. 67-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кочергин, Д. Г. Опыт цифровизации высшего образования в США / Д. Г. Кочергин, Е. Е. Жёрнов / / Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 2 (34). - С. 12-23.

7. Новаковская, Ю. В. Какое образование нам нужно? / Ю. В. Новаковская // Вестник Московского университета. Педагогическое образование. - 2013. - № 1. - С. 13-30.

8. Петькова, Ю. Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС / Ю. Р. Петькова. - Текст : электронный // Успехи современного естествознания. -2015. - № 3. - С. 199-204. - URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34763 (дата обращения: 09.04.2022).

9. Ракитов, А. И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм / А. И. Ра-китов // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27, № 6. - С. 41-49.

10. Роботова, А. С. Эстетика учебного гуманитарного online-курса / А. С. Роботова // Высшее образование в России. - 2019. - № 10. - С. 152-156.

11. Тульчинский, Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе / Г. Л. Туль-чинский // Философские науки. - 2017. - № 6. - С. 121-136.

12. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Некоторые тенденции развития российского высшего образования в цифровую эпоху / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2017. - Т. 3, № 4. - С. 8-18.

13. Afanasev, N. V. Reforms in the field of secondary and higher public education in the Russian Federation as a factor of modernization at the present stage / N. V. Afanasev, D. K. Okhlopkova, I. G. Malanchuk, V. V. Gridi-na, L. N. Petrova // Amazonia Investiga. - 2019. - Vol. 8, No. 22. - P. 658-664.

14. Driver, P. Pervasive Games and Mobile Technologies for Embodied Language Learning / P. Driver // International Journal of Computer Assisted Language Learning and Teaching. - 2012. - Vol. 2, Issue 4. - Р. 23-37.

15. Ilyinsky, A. I. Agent-based modelling using naming game for language evolution studies/ A. I. Ilyinsky, G. V. Klimova, E. S. Smakhtin, M. A. Amurskaya, E. Y. Rozhina - Text : electronic // SHS Web of Conferences. -2021. - Vol. 127. - URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2021/38/shsconf_mtfl2021_ 01014/shsconf_mtfl2021_01014.html (mode of access: 16.03.2022).

16. Kukulska-Hulme, A. Mobile learning for quality education and social inclusion / A. Kukulska-Hulme // IITE Policy Brief. - 2010, December.

17. Traxler, J. Learning in a mobile age / J. Traxler / / International Journal of Mobile and Blended Learning. -2009. - No. 1 (1). - P. 1-12.

18. Yuan, L. MOOCs and disruptive innovation: Implications for higher education / L. Yuan, S. Powell // eLearning Papers, In-depth. - 2013. - Vol. 33, No. 2. - P. 1-7.

REFERENCES

1. Butenko, A. A., Sopots'ko, D. D., Stepanenko, K. A. (2022). Vliyanie memov na rechevye privychki stu-dentov [The Influence of Memes on the Speech Habits of Students]. In Vliyanie noveishikh tekhnologii, SMI i interneta na obrazovanie, yazyk i kul'turu: materialy Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi studencheskoi konferentsii. Moscow, Rossiiskii ekonomicheskii universitet im. G. V. Plekhanova, pp. 12-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48226313 (mode of acceess: 10.04.2022).

2. Verbitsky, A. A. (2019). Tsifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy [Digital Learning: Problems, Risks and Prospects]. In Homo Cyberus. No. 1 (6).

3. Galihanov, M. F., Khasanova, G. F. (2019). Podgotovka prepodavatelei k onlain-obucheniyu: roli, kompe-tentsii, soderzhanie [Preparing Teachers for Online Learning: Roles, Competencies, Content]. In Vysshee obra-zovanie v Rossii. Vol. 28. No. 2, pp. 51-62.

4. Danilyuk, A. Ya., Faktorovich, A. A. (2019). Tsifrovoe obshchee obrazovanie [Digital General Education]. Moscow, Avtorskaya masterskaya. 229 p.

5. Kolesnikova, I. A. (2019). Postpedagogicheskii sindrom epokhi tsifromodernizma [Post-Pedagogical Syndrome of the Era Digital Modernism]. In Vysshee obrazovanie v Rossii. Vol. 28. No. 8-9, pp. 67-83.

6. Kochergin, D. G., Zhyornov, E. E. (2019). Opyt tsifrovizatsii vysshego obrazovaniya v SShA [Experience of Digitalization of Higher Education in the USA]. In Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. No. 2 (34), pp. 12-23.

7. Novakovskaya, Yu. V. (2013). Kakoe obrazovanie nam nuzhno? [What Kind of Education Do We Need?]. In Vestnik Moskovskogo universiteta. Pedagogicheskoe obrazovanie. No. 1, pp. 13-30.

8. Pet'kova, Yu. R. (2015). Istoriya razvitiya distantsionnogo obrazovaniya. Polozhitel'nye i otritsatel'nye storony MOOS [History of the Development of Distance Education. Positive and Negative Aspects of MOOS]. In Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. No. 3, pp. 199-204. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/ view?id=34763 (mode of access: 09.04.2022).

9. Rakitov, A. I. (2018). Vysshee obrazovanie i iskusstvennyi intellekt: eiforiya i alarmizm [Higher Education and Artificial Intelligence: Euphoria and Alarmism]. In Vysshee obrazovanie v Rossii. Vol. 27. No. 6, pp. 41-49.

10. Robotova, A. S. (2019). Estetika uchebnogo gumanitarnogo online-kursf [Aesthetics of an Educational Humanitarian Online Course]. In Vysshee obrazovanie v Rossii. No. 10, pp. 152-156.

11. Tul'tshinsky, G. L. (2017). Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya: vyzovy vysshei shkole [Digital Transformation of Education: Challenges for Higher Education]. In Filosofskie nauki. No. 6, pp. 121-136.

12. Shafranov-Kutsev, G. F. (2017). Nekotorye tendentsii razvitiya rossiiskogo vysshego obrazovaniya v tsifrovuyu epokhu [Some Trends in the Development of Russian Higher Education in the Digital Age]. In Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya. Vol. 3. No. 4, pp. 8-18.

13. Afanasev, N. V., Okhlopkova, D. K., Malanchuk, I. G., Gridina, V. V., Petrova, L. N. (2019). Reforms in the Field of Secondary and Higher Public Education in the Russian Federation as a Factor of Modernization at the Present Stage. In Amazonia Investiga. Vol. 8. No. 22, pp. 658-664.

14. Driver, P.(2012). Pervasive Games and Mobile Technologies for Embodied Language Learning. In International Journal of Computer Assisted Language Learning and Teaching. Vol. 2. No. 4, pp. 23-37.

15. Ilyinsky, A. I., Klimova, G. V., Smakhtin, E. S., Amurskaya, M. A., Rozhina, E. Y. (2021). Agent-Based Modelling Using Naming Game for Language Evolution Studies. In SHS Web of Conferences. Vol. 127. URL: https: //www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2021/38/shsconf_mtfl2021_01014/shsconf_mtfl2021_ 01014.html (mode of acceess: 16.03.2022).

16. Kukulska-Hulme, A. (2010). Mobile Learning for Quality Education and Social Inclusion. In IITE Policy Brief. December.

17. Traxler, J. (2009). Learning in a Mobile Age. In International Journal of Mobile and Blended Learning. No. 1 (1), pp. 1-12.

18. Yuan, L., Powell, S. (2013). MOOCs and Disruptive Innovation: Implications for Higher Education. In eLearning Papers, In-depth. Vol. 33. No. 2, pp. 1-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.