Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн-обучение / смешанное обучение / английский язык / гибридное обучение / distant learning / online-learning / blended-learning / English language / hybrid teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж А. Абалян

В данной статье затрагивается актуальная на сегодняшний день тема дистанционного и смешанного обучения в изучении английского языка в неязыковом вузе. Особое внимание уделяется сложностям, возникающим при переходе на онлайн-обучение. Автором предложены идеи и рекомендации, позволяющие упростить этот процесс. Рассмотрены преимущества и недостатки дистанционного и смешанного обучения английскому языку в неязыковом вузе. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить эффективность смешанного обучения в группе I курса неязыкового вуза. Цель статьи – определить, какой формат занятий наиболее эффективен в изучении английского языка студентами высших учебных заведений. В ходе исследования была предложена смешанная форма обучения, объединяющая очные занятия с дистанционными, как наиболее перспективная и результативная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANT AND BLENDED MODELS OF ENGLISH LEARNING AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The article deals with a problem of distant and blended (or hybrid) learning in English-teaching process at non-linguistic universities, which is highly relevant nowadays. It reveals difficulties which may occur when teaching English online and the article offers some practical ideas and recommendations of overcoming them. The article also compares and contrasts advantages and disadvantages of distant and blended education at non-linguistic universities. As a research task, the author evaluates the effectiveness of blended learning with a group of 1st year students, learning English at a non-linguistic university The aim of the article is to determine which format of English-learning is most effective. As a result of the experiment, blended learning, which combines offline and online learning, is offered as the most prospective and efficient model of teaching English.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"

(г. Москва)

УДК 378

Abalyan Zh.A, teaching assistant, Department of English Language and Professional Communication, Financial University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANT AND BLENDED MODELS OF ENGLISH LEARNING AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES. The article deals with a problem of distant and blended (or hybrid) learning in English-teaching process at non-linguistic universities, which is highly relevant nowadays. It reveals difficulties which may occur when teaching English online and the article offers some practical ideas and recommendations of overcoming them. The article also compares and contrasts advantages and disadvantages of distant and blended education at non-linguistic universities. As a research task, the author evaluates the effectiveness of blended learning with a group of 1st year students, learning English at a non-linguistic university The aim of the article is to determine which format of English-learning is most effective. As a result of the experiment, blended learning, which combines offline and online learning, is offered as the most prospective and efficient model of teaching English.

Key words: distant learning, online-learning, blended-learning, English language, hybrid teaching.

Ж.А. Абалян, асс., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В данной статье затрагивается актуальная на сегодняшний день тема дистанционного и смешанного обучения в изучении английского языка в неязыковом вузе. Особое внимание уделяется сложностям, возникающим при переходе на онлайн-обучение. Автором предложены идеи и рекомендации, позволяющие упростить этот процесс. Рассмотрены преимущества и недостатки дистанционного и смешанного обучения английскому языку в неязыковом вузе. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить эффективность смешанного обучения в группе I курса неязыкового вуза. Цель статьи - определить, какой формат занятий наиболее эффективен в изучении английского языка студентами высших учебных заведений. В ходе исследования была предложена смешанная форма обучения, объединяющая очные занятия с дистанционными, как наиболее перспективная и результативная.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-обучение, смешанное обучение, английский язык, гибридное обучение.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной системе высшего профессионального образования все большую популярность приобретает онлайн-обучение. Образовательный процесс уже невозможно представить без использования интернет-технологий. Жизнь каждого человека на сегодняшний день тесно связана с интернетом, компьютером и онлайн-ресурса-ми, невозможно игнорировать это и в процессе обучения иностранным языкам. «Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес не только к дистанционному университетскому обучению, но к самым различным его формам» [1, с. 4]. В условиях стремительного перехода на дистанционное обучение, связанного с пандемией Covid-19, преподавателям высших учебных заведений пришлось адаптироваться к новым образовательным платформам (Zoom, MS Teams, Skype др.) и осваивать обучающие дистанционные ресурсы. Как следствие, использование дистанционных средств обучения стало не только способом разнообразить и дополнить учебный процесс, но и обязательным компонентом учебного процесса [2]. Однако нельзя игнорировать тот факт, что дистанционное обучение имеет и ряд недостатков в сравнении с традиционной формой обучения.

Задачи данной статьи: сравнить и сопоставить преимущества и недостатки дистанционного и смешанного обучения английского в неязыковом вузе, а также на примере поставленного эксперимента в группе студентов I курса доказать эффективность смешанной модели обучения.

На сегодняшний день существует много работ, посвященных дистанционному и смешанному обучению. Однако в этой статье данная проблема была изучена на примере группы студентов I курса, изучающих английский язык в неязыковом вузе, и в этом заключается научная новизна исследования.

Теоретической базой работы послужили труды ученых по педагогике (Е.С. Полат, Ю.Б. Шутько, Е.В. Бакач, И.А. Малининой, Curtis J.Bonk, Charles R. Graham), посвященные вопросам дистанционного и смешанного обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что автором предложены конкретные идеи по преодолению сложностей при переходе на дис-тант, а также представлена модель смешанного обучения, позволяющая сделать процесс изучения английского языка в вузе более эффективным.

Пандемия Covid-19 и связанный с ней массовый переход на онлайн показали, что на данный момент дистанционная форма обучения является наиболее перспективной в сфере образования.

В ходе проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что онлайн-компоненты обязательно должны использоваться в процессе изучения английского языка в вузе, но полностью дистанционное обучение не сможет заменить классическое.

Недостатки дистанционного обучения и возможные способы их устранения

В настоящее время не существует единственно принятого определения дистанционного обучения, предлагаются различные трактовки и взгляды на это явление, что отражает разнообразие подходов к его пониманию. По определению, которое дает Евгения Семеновна Полат, автор исследований по обучению иностранным языкам, дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержания, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Е.С. Полат подчеркивает, что средства реализации всех компонентов дистанционного обучения оказывают

специфическое влияние на каждый из компонентов обучения, обусловливая их отбор, структуризацию и организацию [3]. Данное определение подчеркивает, что дистанционное обучение - это одна из форм обучения и его главным отличием от традиционного является то, что студенты между собой, а также студенты и преподаватель разделены пространственно, и невозможно физическое взаимодействие друг с другом. Несмотря на возможности взаимодействия посредством дистанционных форм обучения и контроля, это отличие влечет за собой ряд вызовов, с которыми сталкиваются как преподаватель, так и учащиеся при переходе на дистанционное обучение. Поскольку дистанционное обучение является относительно новой моделью обучения, в центре которой находится студент, а в основе педагогической деятельности - сотрудничество, методика обучения, а также виды и способы взаимодействия преподавателя со студентами требуют серьезного пересмотра.

Самой очевидной и часто встречающейся проблемой при переходе на онлайн являются технические сложности, которые невозможно полностью избежать даже при условии высокой компьютерной грамотности педагога и студентов. Технические сложности могут появляться в течение всего занятия и их не всегда возможно предсказать. К техническим проблемам можно отнести отсутствие Интернета или невысокая скорость интернет-соединения, необходимость регулярного обновления программного обеспечения и другие. В этих условиях важно обучить студентов специальной лексике, касающейся компьютерной терминологии. Она помогают лучше понимать инструкции, объяснять возникающие проблемы и не переходить на русский язык. Эти фразы отличаются от привычной лексики в традиционном классе и могут быть особенно актуальны в группах с невысоким уровнем владения английским языком.

Еще одной сложностью в процессе дистанционного обучения является изменение ролей студентов и преподавателя, а также появление новых ролей. От студента при удаленном обучении требуется гораздо более высокая степень самомотивации, самодисциплины и самоконтроля. Дистанционное обучение предполагает некую форму автономного обучения, то есть студенты учатся учиться независимо от преподавателя. Роль преподавателя, как единственного источника знаний, давно исчезла. С переходом на дистанционное обучение педагог начинает выступать администратором дистанционного обучения и отвечать за обеспечение функционирования системы на техническом уровне, что требует дополнительных временных затрат, а также высокого уровня компьютерной грамотности. Учителю нужно адаптироваться к новым технологиям, приобретать и развивать новые навыки и знания о технологиях и даже иногда пересматривать свои педагогические взгляды. Еще одной новой ролью для преподавателя становится роль дизайнера образовательного процесса. Это обусловлено необходимостью создания дополнительного пакета материалов, так как обучающий курс при онлайн-об-разовании должен быть максимально интерактивным, что естественно влечет за собой временные затраты на подготовку материалов. Стоит также упомянуть роли фасилитатора в помощи при организации учебного процесса, менеджера, модератора, консультанта и других.

Еще одним вызовом онлайн-обучения является психологический аспект, так как отсутствие непосредственного контакта учащихся друг с другом и с преподавателем отражается на атмосфере занятий и психологическом настрое студентов. В условиях минимального визуального контакта сложнее выстроить социальные взаимодействия, наладить эмоциональный контакт. Этот психологический фактор отрицательно влияет на успеваемость обучающихся и их мотивацию и, что не менее важно, не дает возможность развивать социальные навыки. Также практически невозможно проконтролировать, как предоставляемая информация усваивается студентами с целью своевременной корректировки подачи учебного материала. Одним из способов задать тон занятию и включить студентов в учебный процесс - первые несколько минут занятия посвятить разминоч-ным упражнениям, так называемым warming-up activities. Преимущества данных упражнений в том, что они короткие по времени, не требуют особой подготовки, способствуют формированию психологического климата, помогают установить межличностный контакт, повторить лексический и грамматический материал. В качестве разминочного задания можно использовать различные онлайн-игры на повторение изученного материала, обсуждение новостей, отгадывание слов и другие. Во время занятия также желательно использовать задания, предусматривающие работу в паре или группе [4; 5; 6].

К прочим сложностям онлайн-обучения также можно отнести:

- проведение оценки знаний студентов. В условиях дистанта привычные проверочные и контрольные работы практически невозможно провести, так как появляется больше возможностей для списывания, отсутствует контроль во время проведения тестов и других видов проверочных работ. Как следствие, результаты оценивания не всегда будут показательными и объективными. Все это требует внесения изменений в системе и формате оценивания, а также использования инструментов асинхронного обучения (Kahoot, Classtime, Socrative, Quizlet

др.);

- безопасность учебного контента;

- более высокий уровень посещаемости;

- удержание внимания и отслеживание дисциплины. Во время дистанционного урока сложнее оценить, насколько студент вовлечен в процесс, не отвлекается ли он. Даже молчание как ответ вопрос может расцениваться по-разному: иногда это может означать, что студент затрудняется с ответом или он столкнулся

с техническими проблемами, например, неработающий микрофон, или то, что задание не было понято или услышано и многое другое. Сюда также можно отнести наличие отвлекающих факторов ввиду нахождения не на рабочем месте. С целью управления вниманием студентов и повышения их вовлеченности в рабочий процесс эффективным является:

- использование группового чата, который предполагает постоянное вовлечение обучающихся;

- визуальная поддержка в виде онлайн-доски, видеоматериалов, презентаций;

- интерактивные ресурсы. Интерактивные онлайн-ресурсы являются элементом геймификации, их основная задача - повысить мотивацию учащихся. К наиболее эффективным онлайн-играм в изучении английского языка можно отнести:

- Liveworksheets.com - позволяет «оживить» любую страницу из учебника, файл или слайд из презентации.

- Ресурс Wordwall.net, позволяющий создавать до 18 различных игр на усвоение и закрепление лексики и грамматики.

- Сервис Quizlet, предназначенный для запоминания новой лексики и повторения уже пройденной;

- Сервис PlayPosit для создания интерактивного видео.

- Ресурс LearningApps, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний.

- Сервис Kahoot для организации онлайн-викторин, тестов и опросов.

Используя данные онлайн-ресурсы, удается повысить уровень мотивации

и интереса у студентов, внести элемент соревновательности. Они могут быть использованы в качестве контроля усвоения материала, презентации новой лексики, в качестве разминочного упражнения для создания благоприятной атмосферы. Но подобные задания не являются обучением как таковым, а лишь дополнением к нему.

Преимущества дистанционного обучения

Переход на дистанционное обучение также выявил сильные стороны он-лайн-обучения и продемонстрировал, что оно остается одним из самых перспективных направлений модернизации образования, а традиционное обучение уступает дистанционному отсутствием гибкости и преобладанием педагого-цен-трированного подхода. При дистанционном обучении каждый обучающийся имеет возможность заниматься в любое удобное для себя время и в наиболее комфортном для себя темпе. Среди основных преимуществ онлайн-обучения можно выделить следующие:

- охват большого количества студентов;

- мобильность и возможность обучения из любой точки мира;

- равные возможности получения образования независимо от места проживания студентов;

- экономия временных затрат на дорогу;

- рентабельность или экономическая эффективность;

- разнообразие и вариативность;

- применение в процессе обучения новейших технологий и ресурсов;

- максимальная интерактивность;

- разнообразие методических материалов и способов их подачи;

- возможность записи лекций и семинаров, сохранения всех ссылок и материалов и их многократное прослушивание.

Студенты современных высших учебных заведений живут в виртуальном пространстве, поэтому, перейдя на онлайн, оказались в привычной и комфортной для себя среде, и для многих этот процесс не оказался стрессовым. Изменение ролей преподавателя в учебном процессе превращает уроки, центрированные на учителя, в уроки, центрированные на студента, что стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся. В центре процесса обучения находится самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучаемого, и в результате формируются все виды компетенций: учебно-познавательные, языковые, речевые, умение работать в сложном инфопространстве, получать навыки самостоятельной деятельности. Дистанционное образование повышает творческий потенциал студента, а также уровень его самоорганизации, компьютерной грамотности, самостоятельности. Также использование интерактивных ресурсов и игрового формата в обучение может повысить эффективность уроков, мотивацию и вовлеченность студентов.

Неоспоримым является тот факт, что, несмотря на наличие сложностей, современный образовательный процесс все чаще использует дистанционные технологии, которые помогают студентам научиться ставить и решать проблемы, а также находить новую информацию, анализировать ее.

Смешанное обучение

Несмотря на все упомянутые ранее преимущества дистанционного обучения, оно вряд ли сможет на 100% заменить и вытеснить традиционное, так как его главным недостатком является неспособность развивать социальные навыки в реальной среде. Но данная форма обучения, продемонстрировав и свои сильные стороны, не сможет исчезнуть из нашей жизни.

Таким образом, сравнив и проанализировав основные преимущества и недостатки онлайн-обучения, можно прийти к выводу, что наиболее эффективным является смешанное, или гибридное обучение (blended learning) - образовательная концепция, комбинирующая традиционное обучение и традиционные методы

с дистанционными и онлайн-методами и актуальными технологиями. Иными словами, студент получает часть знаний очно, общаясь со студентами и педагогами вживую, и дистанционно, при помощи современных информационных технологий. И.А. Малинина, опираясь на свой опыт использования технологий смешанного обучения английскому языку в вузе, определяет смешанное обучение как комбинирование «живого» обучения с обучением при помощи интернет-ресурсов, позволяющих осуществить совместную деятельность участников образовательного процесса. Смешанным признается обучение, если от 30 до 79% учебного времени проводится онлайн [7].

Blended learning является сложной концепцией и имеет множество моделей, среди них можно выделить основные:

1. Face-to-Face driver, подразумевающее передачу материала от учителя к учениках на офлайн-занятиях, электронные ресурсы используются для практики и закрепления полученных знаний.

2. Online driver. Данная модель предусматривает практически полное он-лайн-обучение, студенты самостоятельно изучают материал, используя интернет-ресурсы, а очные встречи с преподавателем проходят эпизодически с целью консультирования.

3. Flex model - модель, при которой большая часть материала усваивается студентами дистанционно, преподаватель координирует и отслеживает весь учебный процесс.

4. Rotation model подразумевает чередование онлайн-обучения и очного.

5. Self-blend - студенты занимаются очно, но определенные темы дополнительно можно изучить в дистанционном формате [8].

Практическое исследование

Face-to-face - модель была успешно использована на занятиях по иностранному языку со студентами I курса, обучающимися по направлению «Реклама и связи с общественностью». 70% учебного материала было пройдено очно в аудиториях, а оставшиеся 30% изучались студентами самостоятельно с использованием онлайн-ресурсов. Для самостоятельного изучения студентам на корпоративную почту отправлялась заранее подготовленная презентация, текст на английском языке для чтения и анализа, ссылки на Quizlet для запоминания и закрепления активной лексики, а также видео и подготовленные упражнения к нему. Выполненные задания студенты отправляли преподавателю также на почту, после чего получали подробный письменный фидбэк. Также успешно была использована форма онлайн-обсуждений с использованием группового чата в WhatsApp. В группу WhatsApp были добавлены 15 студентов группы, изучающие английский язык, администратором группы выступил преподаватель. Языком общения был назначен английский. Студентам предлагалось отвечать на вопросы, связанные с текстом и видео, с которыми они ознакомились ранее самостоятельно, отправляя аудиосообщения и текстовые сообщения в чат, что позволяло практиковать и письменную и устную речь. Как следствие, даже более тихие студенты, которые обычно предпочитали отмалчиваться на очных занятиях, гораздо более активно участвовали в чате. В качестве дополнительного творческого задания студентам предлагалось пройти web-quest. За счет того, что часть материала, заложенного в рабочую программу, изучалось студентами самостоятельно, удалось выделить больше аудиторного времени на развитие навыков публичных выступлений, работе в команде, презентаций, ведение дискуссий, решение проблем и другие.

Использовав смешанный формат в обучении английскому языку студентов I курса неязыкового вуза, удалось сохранить привычные очные занятия и одно-

Библиографический список

временно внедрить онлайн-технологии, что положительно сказалось на мотивации и успеваемости студентов. В результате исследования были выявлены следующие положительные результаты использования гибридной формы обучения:

- более высокие результаты по итоговому тесту;

- широкое использование различных форм взаимодействия студентов между собой и студентов с преподавателем;

- повышение степени удовлетворенности студентов процессом обучения и мотивации;

- рост вовлеченности студентов в учебный процесс;

- более высокая посещаемость;

- итоговый срез знаний проходил очно, таким образом была возможность максимально объективно оценить результаты;

- так как большая часть времени была отведена на традиционное обучение, студенты в полной мере могли развивать социальные навыки и сохранить психологический комфорт;

- использование онлайн-ресурсов принесло эффект новизны и вызвало интерес к образовательному процессу.

В ходе применения гибридного обучения был сделан вывод о том, что данный тип обучения приводит к более рациональному использованию времени, отведенного на очные занятия, преподаватель может фокусироваться на более динамичных и значимых упражнениях, больше времени может быть отведено на коммуникативные упражнения и разбор сложных вопросов. Онлайн-компонент может быть эффективно использован в качестве тренировки пройденного в аудитории материала или служить введением и подготовкой к новой теме.

К основным преимуществам blended learning также можно также отнести гибкость, открытость, индивидуальный подход к студентам. Опрос учащихся показал, что большинство студентов поддерживают формат гибридного обучения, что подтверждает высокую степень удовлетворенности данным видом обучения.

Вопрос Очное Онлайн Смешанное

В какой форме Вы хотели бы продолжать обучение? 10% 85% 5%

Краснова Т. И. и Сидоренко Т.В. в статье «Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом ВУЗе» также выделяют такие преимущества смешанного обучения, как:

- возможность для преподавателей размещать, а для студентов изучать более сложный материал, таким образов добиваясь более высоких результатов;

- формирование навыков презентации;

- получение обратной связи;

- возможность больше времени посвящать творческим занятиям;

- повышение качества коммуникации между студентами и преподавателем [9].

В заключение хотелось бы отметить, что дистанционное обучение является не только относительно новым видом обучения, но и одним из наиболее перспективных. Имея ряд сложностей, таких как технические проблемы, психологический фактор, сложности с оцениванием знаний и удержанием внимания, онлайн-об-разование также обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным. Таким образом, при невозможности полностью заменить офлайн-формат занятий на онлайн, идея перехода к гибридному или смешному обучению видится наиболее эффективной и удобной.

1. Полат Е.С. Дистанционное обучение: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Владос», 1998.

2. Агальцова Д.В. Организация и проведение веб-квестов по английскому языку в условиях дистанционного обучения в ВУЗе. Управление образованием: теория и практика. 2020; № 2 (38).

3. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2020.

4. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. Вестник Московского университета МВД России. 2012; № 1.

5. Кондрахина Н.Г., Южакова Н.Е. Специфика технологий современного дистанционного обучения иностранным языкам. Образование и право. 2020; № 9.

6. Бакач Е.В., Шутько Ю.Б. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования. Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. Челябинск, 2016.

7. Малинина И.А. Применение технологии смешанного обучения иностранному языку в высшей школе. Современные научные исследования и инновации. 2013; № 10.

8. Bonk Curtis J. The Handbook of Blended Learning Global Perspectives, Local Designs. Pfeiffer, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Краснова Т.И., Сидоренко Т.В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом ВУЗе. Образовательные технологии и общество. 2014; № 2.

References

1. Polat E.S. Distancionnoe obuchenie: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Vlados», 1998.

2. Agal'cova D.V. Organizaciya i provedenie veb-kvestov po anglijskomu yazyku v usloviyah distancionnogo obucheniya v VUZe. Upravlenie obrazovaniem: teoriya iprakíika. 2020; № 2 (38).

3. Polat E.S. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Yurajt, 2020.

4. Kuz'mina L.V. Preimuschestva i nedostatki distancionnogo obucheniya. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012; № 1.

5. Kondrahina N.G., Yuzhakova N.E. Specifika tehnologij sovremennogo distancionnogo obucheniya inostrannym yazykam. Obrazovanie i pravo. 2020; № 9.

6. Bakach E.V., Shut'ko Yu.B. Problemy i perspektivy distancionnogo obucheniya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. Chelyabinsk, 2016.

7. Malinina I.A. Primenenie tehnologii smeshannogo obucheniya inostrannomu yazyku v vysshej shkole. Sovremennye nauchnye issledovaniya iinnovacii. 2013; № 10.

8. Bonk Curtis J. The Handbook of Blended Learning Global Perspectives, Local Designs. Pfeiffer, 2006.

9. Krasnova T.I., Sidorenko T.V. Smeshannoe obuchenie kak novaya forma organizacii yazykovogo obrazovaniya v neyazykovom VUZe. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2014; № 2.

Статья поступила в редакцию 16.09.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.